современная литература что это
Современная литература
Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.
Классики современной литературы
Особенность современной литературы
Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.
Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»).
Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.
Элитарная литература
В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.
Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.
Массовая литература
Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.
Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
Современная художественная литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое современная художественная литература
Произведения, написанные поле второй мировой войны и вплоть до 90-х годов 20 века считаются классикой современной литературы, а произведения, написанные позже, считаются собственно современными произведениями.
Характеристика классики современной литературы
В истории классической современной литературы выделяют три писательских поклонения:
Так же к числу классиков современной художественной литературы некоторые литераторы относят писателей, которые осуществляли свою творческую работу в 90- х годах 20 века.
Творчество писателей-шестидесятников пришлось на период «хрущевской оттепели». На их творчество большое влияние оказали следующие факторы:
Главными темами их произведений были коммунистические идеалы и борьба за эти идеалы. Большую роль в формировании направления литературы шестидесятых сыграли такие журналы как «Юность» В. Катаева, «Новый мир» А. Твардовского.
Яркими представителями этого времени были В. П. Аксенов, А. Солженицын, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Ю. Визбор.
Творчество писателей-семидесятников приходится на период 70-х годов 20 века. Центральное место в творчестве этих писателей занимает человеческая личность. Проблемы общества они решают через эту личность. Они больше сконцентрированы на внутренних переживаниях, внутреннем мире. Их деятельность чаще всего была ограничена множеством запретов. Яркими представителями этого периода являются В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Л. С. Петрушевская, В. С. Маканин.
Готовые работы на аналогичную тему
Творчество писателей-восьмидесятников приходится на время перестройки. В это время авторам предоставляют свободу творчества. Писателям свойственны эксперименты, так как они уже освобождены от цензуры. Яркими представителями этого периода являются В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая.
Писатели 90-х годов творили уже непосредственно после перестройки, что естественно отразилось на их произведениях. В их книгах еще больше свободы, творчество является весьма разнообразным. Большое влияние на литератору 90-х оказало развитие рыночных отношений. Чем больше был спрос на книгу, тем она считалась лучше. Появились писатели нового поколения, среди них такие известные фамилии как Прилепин, Быков, Сорокин, Астафьев, Довлатов.
Литература 21 века
Смело можно сказать что современное общество в целом не является литературным, как это было во время СССР. Это можно сказать как в отношении России, так и мира в целом, сегодня интерес к чтению у людей снижен.
Сегодня литература подвержена влиянию рынка. Для писателей важными стали литературные премии, популярность на книжных ярмарках, участие в издательских проектах. Литература в основном является массовой. Массовая литература в свою очередь так же подразделяется на направления:
Литературу стараются адаптировать под массового читателя. Следует так же отметить что массовая литература часто связана с кино. Большое количество популярных сегодня книг были экранизированы, фильмы получили не меньше, а иногда даже больше успеха чем книги. Ярким тому примером можно считать сериал «Игра престолов», который снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
В 21 веке все виды искусства стараются максимально оживить, добавить в них больше действия. Все современное искусство характеризуется процессуальностью, то есть потребитель хочет принимать непосредственное участие в этом творческом процессе. Так как книги не в состоянии удовлетворить все требования современного потребителя, возникает впечатление что они устаревают, интерес к ним все больше снижается.
Очень важной характеристикой литературы является сам язык, на котором она написана. Сегодня происходит упрощение языка, связано это с той же самой массовостью, что бы как можно больше людей вне зависимости от их интеллектуальных данных могли воспринимать публикуемые произведения.
Современная литература имеет отличную форму и отличное содержание от литературы предшествующих десятилетий. Для современной литературы на первый план выходит форма, а не содержание произведения.
Сегодня складывается ситуация, когда практически каждый может стать писателем, так как грань межу писательством и не писательством стёрта, так же, как и грань между литературой и не литературой.
На первом месте в современной литературе стоит оригинальность текста, качественность стоит далеко позади. Сегодня все хотят попробовать нечто новое, еще неизведанное, но большинство сюжетов избиты, поэтому писателям приходится прибегать к множеству экспериментов, насколько они удачны приходится судить публике.
Самыми известными книгами современности можно считать:
Элитарная литература
Элитарная литература является противоположностью массовой литературы. Под термином «элитарная литература» понимают «высокую литературу», которая создается для узкого круга читателей таким же узким кругом писателей. Основными характеристиками элитарной литературы являются:
Произведения элитарной литературы часто адаптируют и под массового читателя. Сейчас часто за основу сюжетов берут произведения Л. Толстого или Ф. Достоевского.
Смена поколений и репутаций
Смена поколений и репутаций Что такое современная литература и о чём она?
У всех участников дискуссии о современной литературе, которая идёт на страницах «ЛГ» с февраля, ощущается вполне естественная потребность: систематизировать текущий литературный процесс. В ином случае любая статья о современной литературе превращается либо в критический анализ одного-двух произведений, либо в читательский дневник, который отчасти случаен, отчасти отражает литературные вкусы автора. Сколь разнообразны сейчас литературные вкусы, можно судить по тем читательским дневникам, что представили на наше обозрение участники дискуссии: писатель Роман Сенчин, критики Андрей Рудалёв, Елена Сафронова, Алексей Колобродов, Мария Бушуева и другие авторы. Набор имён получился внушительный. А вот принципов систематизации найти, как мне показалось, не удалось.
Если воспринять художественную литературу как взаимодействие художественных текстов, то мы увидим, что этого взаимодействия как раз и нет. Нынешняя дискуссия в «ЛГ» это продемонстрировала. Каждый из её участников пришёл со своим списком писателей. Ни о каком взаимодействии художественных концепций, ни о каком приращении смыслов говорить не приходится.
И это обнаруживает особенность современной литературы. Если воспринимать литературный процесс как некую длительность, как развитие во времени, обусловленное причинно- следственными отношениями и закономерностями, то литературного процесса у нас нет. Нет взаимодействия между книгами, нет диалога: развитие во времени как бы редуцировалось. Но у нас есть литература – богатая, сильная, зрелая. Каждый год выходит множество книг, которые могли бы стать популярными, породить читательский отклик и критическую рефлексию. Налицо всё расширяющийся кадровый состав писательской среды. А вот читательская среда сужается и атомизируется, не представляет собой ту общность, какую являла ещё пару десятилетий назад. Напротив, чтение стало делом частным, утратило ту общественно значимую роль, которой обладало раньше; у читателя нет потребности поделиться своим читательским опытом, потому что у каждого он свой и общих книг (за редким исключением вроде произведений Е. Водолазкина или Г. Яхиной) просто нет. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: богатая литература при отсутствии явно выраженной логики литературного процесса.
Поэтому сейчас логичнее говорить не о литературном процессе, развивающемся во времени, а о литературном пространстве.
И всё же что такое современная литература, когда она началась и чем она богата? Участники и организаторы нынешней дискуссии сошлись на том, что современная литература – это литература последнего десятилетия, 2010-х годов. Тенденция мерить литературу десятилетиями не нова: мы в своё время изучали литературу 1920-х годов, 30-х, 60-х. О чём говорит такая периодизация – по десятилетиям? О том, что мы пока не знаем тех закономерностей, которые определяют литературное развитие. Как только они прояснятся, периодизация станет иной.
В таких обстоятельствах формировалась современная русская литература. Эти обстоятельства действуют и теперь. На их фоне происходила смена писательских поколений и репутаций. Не видя этого факта, нельзя понять логики современной литературы.
Смена писательских поколений – процесс естественный, но никогда он так явно не знаменовал смену литературных периодов. Из жизни ушли писатели, творчество которых определило основную проблематику и важнейшие художественные достижения литера- туры предшествующего периода, вто- рой половины ХХ века: Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Владимир Маканин, Василий Аксёнов. В 2008 году не стало ближайшего к нам по времени великого писателя – Александра Солженицына.
Незаметно, но очень быстро литературными мэтрами, писателями старшего поколения стали те, кого ещё недавно воспринимали как молодых. Именно они сейчас определяют пути развития современной русской литературы: Юрий Поляков, Александр Проханов, Алексей Варламов, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая. Разумеется, список может быть продолжен: говоря о современности, мы неизбежно субъективны.
Относительно недавно заявили о себе и стали определять характер современного литературного пространства Роман Сенчин, Алексей Иванов, Евгений Гришковец, Захар Прилепин, Дмитрий Быков. Как «беззаконная комета в кругу расчисленных светил» явились филолог-медиевист Евгений Водолазкин и романо-германист Гузель Яхина.
Смена поколений произошла одновременно со сменой писательских репутаций. Ю. Бондарев из писателя-шестидесятника, автора романа «Тишина», превратился в убеждённого сторонника консервативной идеи. А. Проханов, войдя в литературу с писательским поколением «сорокалетних», многие из которых подчёркивали отсутствие гражданского пафоса как одну из основ общей программы, стал убеждённым государственником. Из «колебателя основ» в художника и публициста, с тревогой констатирующего «государственную недостаточность» превратился Ю. Поляков. Такая перемена потребовала саморефлексии.
Размышляя об этом парадоксе литературной и политической жизни, Ю. Поляков писал в эссе «Как я был колебателем основ»: «Драма в том, что наша писательская честность была востребована ходом истории не для созидания, а для разрушения. Почему? И могло ли быть иначе? Не знаю. » В самом деле, начав с критики армии и школы в ранних повестях «Сто дней до приказа» и «Работа над ошибками», Поляков в общественном сознании предстал как писатель, взыскующий перемен. Сейчас перед нами автор, скорбящий о произошедших переменах, воспринимающий «новое мышление» Горбачёва как последовательную дискредитацию советской идеологии, приведшей к крушению Советского Союза.
Эволюция политических взглядов и художественных вкусов писателя, как и любого человека, есть совершенно естественное явление. Но это никогда раньше не определяло в такой степени проблематику современной литературы.
Каждая эпоха предлагает исследователю и критику методологию изучения. Есть периоды, понять которые нельзя, минуя «-измы»: реализм, романтизм, модернизм. Таков Серебряный век, когда взаимодействие модернизма и реализма определяло динамику литературного процесса и даже такой убеждённый реалист, как М.Горький, не мог пройти мимо художественных открытий модернизма. И напротив, есть этапы, где важнее сама проблематика литературы, те «ценностные центры в идеологическом кругозоре», как сказал бы Бахтин, которые она развивает и исследует. Наше время именно такое. И хотя взаимодействие реализма, неомодернизма (теорию этого явления обосновывает современный исследователь Д. Кротова) и постмодернизма, пусть и исчерпавшего свой ресурс, нельзя не учитывать, всё же именно познание ценностных центров в идеологическом кругозоре эпохи определяет характер современной литературы.
Одним из них становится время. Время как проблема. Время, которое заставляет нас меняться. И меняет наши взгляды и репутации.
Для современной литературы характерно скорее переживание времени как потери связи. Время предстаёт как обманщик, и речь идёт даже не о потере связи человеческих поколений, а о разорванных связях между юностью и зрелостью. Речь идёт о разрывах, пришедшихся на одну жизнь. Или на много жизней людей одного поколения.
Трагическое переживание утраты времени как связи формирует проблематику романа Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен» (2015). В произведении противопоставлены два временных плана: перестройка с её новым мышлением и современность. Выясняется, что все возможности, которые обещала эпоха перемен, не были реализованы. Если угодно, это роман об иллюзорных возможностях. О том, как нас обманывает История.
В сущности, время – это удивительное явление. Его нельзя потрогать, как-то ощутить. Мы узнаём время лишь по изменениям, происходящим с нами. У него будто бы есть три составляющие: прошлое (которого уже нет, его не вернёшь, время необратимо), будущее (которого ещё нет); краткий миг настоящего, который почти всегда ускользает, моментально превращается в прошлое, стоит попытаться его поймать. Однако мы воспринимаем время как нечто целое – будущее и прошлое связаны причинно-следственно: те возможности, которые были заложены в прошлом, через настоящее реализуются в будущем.
Поляков обнаруживает полную утрату связи времён: никакие возможности, будто бы заложенные эпохой перемен, не реализовались в настоящем. Ни личные, ни общие. Время обмануло. Вот что значит «распалась связь времён». Смысл высокой трагедии сродни той, что переживал принц датский, постигает герой Полякова.
Категория времени предстаёт в современной литературе самыми разными своими гранями и формирует важнейшие аспекты её проблематики. В романе «Асфальт» Е. Гришковца представлен образ «пустого», лишённого смысла времени; время как иллюзия показано в романе А. Кима «Радости рая». Философская проблема соотношения времени и вечности решается на страницах «Лавра» Е. Водолазкина. Вечность представлена там как отсутствие времени.
Другая тенденция современной литературы связана с поисками экзистенциальных начал национальной жизни. Художественный мир этих произведений направлен на поиски надвременнóго, универсального. Конкретно-историческая детализация причудливо меняется: там, где когда-то была Пушкинская площадь, теперь возвышается деревянный идол (роман «Кысь» Т. Тол- стой); опричник ездит на «мерседесе», а голову собаки привязывает к радиаторной решётке, а не к седлу (В.Сорокин. «День опричника»). Из современных писателей Сорокин более всех стремится к созданию надвременного художественного мира, вскрывающего некие универсальные принципы национальной жизни – так, разумеется, как он их видит («Сахарный кремль», «Метель», «Теллурия», «Манарага»). Найти соотношение исторического и онтологического времени пытается Л. Улицкая («Зелёный шатёр», «Лестница Якова»). Вопрос о соотношении исторического и личного времени ставит Гузель Яхина («Зулейха открывает глаза», «Дети мои»).
Одна из книг Владимира Набокова называется «Память, говори!». Этот императив вполне применим к современной литературе и может дать ей новые ценностные центры в идеологическом кругозоре современности.
Дискуссия по теме «Литературное десятилетие: взгляд изнутри» была начата статьей Романа Сенчина «Под знаком сочинительства» (№5, 2020)
Современная литература что это
Автор: Качкина Любовь Евгеньевна
Организация: МБОУ лицей №7
Населенный пункт: Ростовская область, город Миллерово
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства.
Меня заинтересовал вопрос, какое влияние оказывает на нас современная литература, и что может предложить нынешняя литература современному подростку?
Цель: выяснить, какое влияние оказывает на нас современная литература
Основные задачи заключаются в следующем:
Гипотеза: современной литературы имеются огромные возможности для дальнейшего развития, а писатели и поэты конца XX-начала XXI века не менее интересны современным читателям, чем представители прошлых поколений.
Методы исследования:
1) социологический опрос;
2) изучение и анализ литературы по теме;
3)знакомство и беседы с известными поэтами г.Милерово.
Практическая значимость: может использоваться в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам литературы, МХК, а творческий продукт данного проекта – сборник стихов – может использоваться на внеклассных мероприятиях для воспитания молодёжи.
Прежде чем я перейду к исследованию, выясню, что же обозначает термин «литература». Данное слово происходит от латинского «lit(t)era» – «буква», «письмо», поэтому несложно догадаться, что латинское «lit(t)erature» переводится как «написанное буквами».
Литература в широком смысле слова – это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Литература в узком смысле слова – это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.
Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX-начала XXI века. Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.
Классификация современной русской литературы:
Современная русская проза подразделяется на следующие категории:
Яркие представители (фотография, годы жизни в презентации): Виктор Астафьев (1 мая 1924 – 29 ноября 2001) «Печальный детектив», «Веселый солдат», Валентин Распутин (15 марта 1937 – 14 марта 2015) «В ту же землю», «Пожар», Борис Васильев (21 мая 1924 – 11 марта 2013) «Утоли моя печали».
в) очень сильное мировое начало: персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи;
Основа на фантастическом типе условности: Двоеверие (как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном существовании христианства и язычества) и Антиутопия (победа «сил разума» над «силами добра и любви»)
Яркие представители (фотография, годы жизни): Фазиль Искандер (6 марта 1929 – 31 июля 2016) «Кролики и удавы», Виктор Пелевин (22 ноября 1962 –…) «Жизнь насекомых», «Омон Ра», Людмила Петрушевская (26 мая 1938 –…) «Новые Робинзоны».
Яркие представители (фотография, годы жизни): Эдуард Лимонов (22 февраля 1943 – …) «Палач», «Книга Воды», Виктор Ерофеев (19 сентября 1947 – …) «Пять рек жизни», Татьяна Толстая (3 мая 1951 –…) «Река Оккервиль», «Кысь», Сергей Каледин (28 августа 1949 –…) «Почему проиграли войну?», «Коридор».
В зарубежных странах популярен ещё один вид современной литературы, именуемый стимпанк или паропанк, возникший в 1980-х годах. Стимпанк (от англ. steampunk: steam – «пар» и punk – «панк») – это направление научной фантастики, включающее декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века. Как правило, данное направление подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным расслоением общества.
Яркие представители (фотографии, годы жизни): Скотт Д. Вестерфельд (5 мая 1963 – …) «Левиафан», Пол Дж. Макоули (23 апреля 1955 – …) «Ангел Паскаля», Вадим Панов (15 ноября 1972 – …) «Герметикон», Диана Уинн Джонс (16 августа 1934 – 26 марта 2011) «Ходячий замок Хаула».
Современная русская проза непрерывно развивается и представляет интерес для сегодняшних читателей. Как и литература прошлых веков, она поднимает вопросы, актуальные как для авторов, так и для их современников.
Смотри, любезный мой читатель,
Как звёзды в небе зажглись
Поэт, художник и писатель.
Сердца их устремились ввысь!
Современная русская поэзия подразделяется на следующие категории:
«Когда так много позади
Всего, в особенности – горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря».
Терентий Травник, Евгений Евтушенко, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Андрей Орлов, Алексей Цветков.
Концептуализм – направление, возникшее в конце 1980-х-начале 1990-х.
Необарокко (от ит. barocco – вычурный) – это термин, употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного общества конца XX века. /
Современная русская поэзия – это удивительная смесь острых языков, молодёжного жаргона, эгоистичных переживаний и в то же время светлой мудрости, сострадания бедным и обделённым, независимо от того, к какому поколению они относятся.
Поэзия конца XX-начала XXI века разноголоса, и в этом заключается её главное достоинство.
В нашем городе немало людей, занимающихся литературным творчеством. Одним из них является Лаврова Наталья Анатольевна. С ней и её поэзией я познакомилась совсем недавно.
Наталья Анатольевна — член миллеровской литературной группы «Признание». Стихи Лавровой Н. А. печатались в газете «Наш край», сборниках миллеровских поэтов и прозаиков «Донник», «Вторая попытка», «Подсолнухи» и «Признание», она становилась лауреатом городских поэтических конкурсов.
О поэте лучше всего скажут её стихи. Наталья Анатольевна родилась на Волге, об этом её лирическая «Мамина колыбельная». О детских годах поэтессы стихотворения «Улица детства», а о любви к воспитавшему её городу Миллерово — из «Молитвы».
Стихи Лавровой Н. А. на военную тему «Матерям сороковых». Оно повествует о наших прабабушках, многодетных матерях Кузнецовой Т. И. и Канцуровой Н. А. Второе стихотворение, «Ад земной», посвящено памяти жертв концлагеря «Дулаг-125».
Какую пользу приносит чтение книг? Зачем нужны книги?
Мнения опрошенных мной 25 респондентов свидетельствуют о том, что чтение книг: а) помогает развивать мыслительные способности, б) повышает уровень интеллекта, в) способствует обогащению словарного запаса, постижению различных навыков, повышению внимательности, грамотности и нравственных ценностей.
Хочется также добавить, что в процессе чтения нам приходится концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на внешние раздражители. Благодаря этому мы приобретаем навык концентрации внимания, который, несомненно, полезен в любом виде деятельности.
По данным исследований оксфордских учёных, чтение книг активизирует все виды мозговой деятельности человека. Когда мы читаем, активность нашего мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии. Таким образом, чтение книг – это также отличная профилактика от различных заболеваний мозга.
Выводы:
На основе полученных в ходе социологического опроса данных я сделала вывод, что современные читатели проявляют умеренный интерес к литературе конца XX-начала XXI века. В числе популярных среди респондентов писателей встречаются такие имена, как Стивен Кинг, Дарья Донцова, Джоан К. Роулинг, Виктор Пелевин, Борис Акунин, Александр Бушков, Захар Прилепин; наиболее популярными поэтами являются Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Дарья Фролова, Виктор Высоцкий, Булат Окуджава и Роберт Рождественский.
Беря во внимание жанровые предпочтения опрошенных, стоит отметить наибольшую заинтересованность всех возрастных групп в историческом жанре, после которого следуют фэнтези и детектив, затем любовный роман, приключения, ужасы, юмор и драма. Крайне низкую степень интереса к себе вызывает детский фольклор, мистика, фантастика и «другое», куда входят психология, философия и психофилософия.
Согласно общим подсчётам, в среднем люди недостаточное количество времени отдают чтению современной литературы; уровень знания произведений XXI века относительно невысок (в особенности, это касается лиц в возрасте от 7 до 14 лет). Шелест книжных страниц, запах типографической краски заменяется быстрым стуком клавиатуры компьютера и ноутбука, сенсорными экранами планшетов и телефонов.… Происходит смена поколений, взглядов и нравов. Уже с конца XX века разнообразные читательские Интернет-ресурсы, «удобные» электронные книги медленно, но верно вытесняют привычные печатные книги.
Однако, несмотря на это, 21 век – это время новых, ранее неизвестных человечеству уникальных возможностей во всех без исключения сферах деятельности, в том числе, конечно же, и в современной литературе. Благодаря бурному развитию компьютерных технологий, телевидения и Интернет сети люди получили возможность без труда находить и читать нужные им книги из-за почти неограниченной доступности литературы. Теперь нет необходимости стоять в длинной очереди за долгожданной книгой любимого автора – достаточно найти его литературную новинку в Интернете.
На вопрос «Что же всё-таки лучше – классический вид литературы, представленный бумажными книгами, или же ультрасовременный, рождённый новыми технологиями людей?» нельзя дать однозначного ответа. По моему мнению, появление Интернета и электронных книг – вполне закономерный процесс развития общества, диктованный сменившимся временем, однако, помимо весомых плюсов, есть и существенные минусы изменений, происходящих в нашем мире. Излишнее количество развлекательной и порой совершенно бесполезной информации, доступной в Интернете, приводит к упадку читаемости среди молодого и взрослого населения, что, в свою очередь, способно отразиться на благосостоянии нашей страны.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что литература не только полезна и увлекательна – она необходима в современном мире.
Использованная литература.
1.Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodisty narod.ru
2.Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
3.Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.
Полный текст статьи см. в приложении.