советские мультики что такое хорошо
Список из семи добрых советских мультиков
Многие согласятся с тем, что в наше время все меньше доброты и человечности в людях. Многие современные мультики для детей, то же совсем не способствую тому, чтобы дети были добрее и умели сопереживать и сочувствовать.
Но есть мультики, которые учат состраданию, добрым поступкам и закладывают в сердце многие хорошие качества.
В этой статье Вы найдете список таких мультфильмов, созданных в Советское время.
Добрые и хорошие мультфильмы, которые воспитывают доброту в детях
Итак, мы подобрали 7-мь добрых и хороших мультфильмов советского времени. Взгляните на наш список старых мультиков, созданные в стране, которой уже давно нет.
1. Мешок яблок
Чем полезен?
Мультфильм учит детей щедрости, умению делиться с другими, даже когда у тебя самого «детишки голодные».
Мультик закладывает в сознание ребенка важную мысль – если ты щедрый – у тебя будет много хороших друзей и ты никогда не останешься голодным. Щедрость и самоотверженность — это те качества, которых сильно не хватает в наше время.
2. Крошка енот
Чем полезен?
Учит вечной истине – если ты улыбаешься людям, они в ответ улыбнутся тебе!
Мультик учит доброте и приветливости, а также показывает почему неправильно решать проблемы кулаками.
Если стараться быть дружелюбным и с самого первого момента знакомства закладывать доброе в отношения, то у такого ребенка всегда будет много настоящих друзей.
3. По дороге с облаками
Чем полезен?
Учит детей быть дружными и уметь дружить не сидя дома за компьютером, а занимаясь вместе полезными играми.
Сегодня забытые многими жмурки, скакалки… очень полезны для развития детей. А приятные вкусности: манная каша, ситро и ириски и конечно сосиски =) вызывают теплые ассоциации. Энергичный и очень добрый мультик, обязательный к просмотру.
4. Фунтик
Чем полезен?
Учит доброте и показывает, что зло всегда наказывается. Главной изюминкой мультика, является, конечно же, песня про доброту, которую не плохо выучить и петь вместе со своим малышом.
Также в фультфильме показаны дружба и помощь со стороны друзей в трудную минуту. Интересный и яркий мультфильм о доброте и друзьях.
5. Мама для мамонтенка
Чем полезен?
Наверное самый трогательный и добрый советский мультфильм. Нежный и милый мультик, учит трепетному отношению к родителям, особенно маме. Прекрасно показывает и внушает детишкам важную мысль, что для них родители, это их главное сокровище, которое нужно ценить и беречь.
Ну и конечно песенка из этого мультфильма очень трогательная и запоминающаяся. Ее важно знать и петь каждому ребенку.
6. Большой ух
Чем полезен?
Учит тому, что нужно заступаться за маленьких и слабых, помогать им. Оригинальный советский мультик уже конца этой эпохи, 89-го года.
Мультфильм показывает, что заступиться и решить проблему можно не силой, а добротой и казинаками =) Мультфильм довольно оригинален, интересен и по своему добр.
В нем также заложена мысль, что важнее обращать внимание на то что происходит рядом с тобой в жизни, лучше помогать тем кто с тобой рядом, чем просто интересоваться новинками и сенсациями происходящими где-то далеко.
7. Поросенок чуня
Чем полезен?
Один из наименее известных советских мультфильмов, причем весьма не заслужено. Мультик учит тому, что не важно твое происхождение, то кем ты являешься, определяют твои поступки.
Мультик учит, что важно не кто ты? А какой ты? В мире предвзятости и предубеждений, добрые поступки помогают найти хороших друзей. Незаслуженно забытый мультик на фоне всех остальных вышеперечисленных.
Добрые советские мультфильмы для детей
Мультики, учащие добру и хорошим поступкам особенно памятны и любимы всем нам. Есть мультики, которые учат полезному и воспитывают в детях с малых лет правильные качества, такие как щедрость, доброта, приветливость, терпение и внимательность к чувствам других и так далее.
В этой статье мы подобрали для Вас 7-мь таких добрых и хороших советских мультфильмов и объяснили, чем на наш взгляд они будут полезны для Ваших детей. Взгляните на наш список, где собраны советские старые добрые хорошие мультфильмы для детей и взрослых.
Такие старые добрые советские мультфильмы могут поспособствовать тому, что ребенок вырастит полноценным, высоконравственным и хорошим человеком, умеющим уважать чувства других.
«Эти мультики — странные и порой жестокие». Нужны ли современным детям советские мультфильмы?
Психодраматерапевт, клинический психолог Вита Малыгина подняла в своем фейсбуке важную (и, как оказалось, крайне хайповую) тему: она разбирает советские мультфильмы с точки зрения психологии и зашитых в них установок — не всегда позитивных. Мы попросили Виту рассказать, почему у родителей возникает все больше вопросов к советской мультипликации, и ответить на некоторые из них.
Советские мультфильмы — любимая холиварная тема в сети, особенно в родительских сообществах. Хочешь немного дешевой славы — напиши пост про советские мультфильмы с однозначной оценкой. А лучше сравни советскую мультипликацию с мультфильмами западными и выскажи крайнюю позицию: «наши» супротив «ихних» лучше, они добрые, милые, человечные и «настоящие». Или наоборот: «наши» — пещерный век, стамеска для выстругивания послушных буратин, а «ихние» — исключительно за добро, настоящие ценности. И все — тебе обеспечен миллион комментариев, в которых все передерутся, причем, конечно, быстро забросят мультфильмы и перейдут на все остальное, начиная с 1917 года. Хотя сначала, конечно, прибегут те, кому жизнь перепахала слишком эмоциональная «Варежка», или те, кто так боялся в детстве Стервеллу Де Виль из «101 далматинца», что до сих пор вздрагивает при виде брюнеток и красного маникюра.
Все советское, будь то сталинки в городах России, пломбир за 20 копеек, Юрий Гагарин, рижский трикотаж или духи «Кредо», вызывает острую реакцию у тех, кто успел пожить в Союзе или хотя бы провести там детство. Эта реакция — острая ностальгия или острое отвращение или такие смешанные чувства, что перенести их совершенно невозможно.
Мы — всем миром — как будто не можем сделать шаг назад и посмотреть на все это, в том числе и на мультфильмы, с некоторого расстояния. Стремимся или слиться, или решительно отмежеваться. Ничего странного или страшного в этом нет: так происходит сепарация, идет ли речь об отдельном человеке или о целом обществе.
За старые советские мультфильмы горой стоит старшее поколение, а младшее иногда в толк не может взять, чего это мамы и папы, дедушки и бабушки так радуются, например, старенькой ленте «Паровозик из Ромашкова»? И графика слишком проста, и цвета неяркие. Хотя смысл этого мультфильма, кстати, очень актуален и сейчас, когда загруженные взрослые, несущиеся на всех парусах по карьерным просторам, в какой-то момент заново учатся останавливаться и жить в моменте, наслаждаясь каждой минутой. Именно об этом «Паровозик».
Одним словом, к советским мультфильмам много вопросов. Попробуем обсудить некоторые из них.
Мнение: «Советские мультики — странные и порой жестокие, показывать их детям не следует»
А еще жестокими и злыми современным мамам кажутся, например, сказки Чуковского. Что это за феномен? Частично его можно объяснить квазипсихологизацией родительских стратегий. Многие современные родители считают, что они должны любой ценой обеспечить детям радостную, позитивную жизнь, что их дети вообще не должны расстраиваться и испытывать отрицательные эмоции. Отрицательная эмоция — сама по себе травма.
Наверное, эта тенденция отчасти процесс естественный. Любой маятник, качнувшись вправо, неминуемо качнется влево. А в нашей культуре долгое время не было принято обращать внимание ни на чувства взрослых, ни на чувства детей. Нельзя сказать, что в этом отношении Россия, а потом и Советский Союз, были какие-то уж слишком особенные. Кого, например, волновали переживания малолетних рабочих, труд которых вплоть до XX века использовали производства по всей Европе?
«Стихи Чуковского — это энциклопедия садизма»: как современные родители читают классиков
Но у нас есть и свои особенности: уделять внимание чувствам, позволять себе чувствовать в России большую часть XX века было небезопасно и угрожало выживанию. Родительские стратегии времен революции, коллективизации, индустриализации и сталинских репрессий были направлены прежде всего на то, чтобы ребенок смог выжить, даже если родители его оставят (погибнут, будут арестованы или умрут от голода). Когда разбираешься в семейных историях россиян, то и дело натыкаешься на парадоксальные способы выражения любви к детям. Часто, чтобы спасти ребенка, надо было отказаться от него: отправить в эвакуацию, когда война; к родственникам в другой город или деревню, если ждешь ареста или если семья голодает и всех детей прокормить не может. В этих условиях чувства только мешают, поэтому надо их куда-то спрятать, забыть о них, «заморозить».
Не плакать, что бы ни случилось — одно из главных достоинств любого советского ребенка
Еще недавно выражение «управлять своими чувствами» для большинства означало умение отказываться от них, отрицать их присутствие.
Современные родители учатся уделять внимание чувствам своих детей. Но иногда им кажется, что это означает полностью избавить их от отрицательных эмоций и переживаний. Получается, все, что будит нежные, тонкие, уязвимые чувства, вызывает у таких родителей неприятие или даже агрессивное отрицание: «Это плохой мультфильм: моя дочка расстраивается, когда его смотрит»; «В этой сказке много страшного: там паук ноги и руки мухе крутит и кровь из нее пьет. Я не хочу, чтобы мои дети слушали про такие ужасы»; «Ежик в тумане — психоделический мультик, от него тоскливо на сердце»; «Варежка» — очень грустная лента, там жестокая мама отказывается покупать девочке собачку и та от горя играет с варежкой как с собачкой»; «Придуманная собачка опять стала варежкой, мой ребенок расстроился из-за этого, когда смотрел…» Удивительно, но нежный, добрый мультфильм о том, как важно прислушиваться к чувствам, о целительной силе детской фантазии кажется мамам слишком жестоким именно потому, что будит чувства.
Мнение: «Непонятно, на какой возраст рассчитаны эти советские мультфильмы»
Современным родителям, привыкшим к тому, чтобы им сразу объясняли, для какого возраста какой мультфильм, кажется неудобным, что советские ленты плохо поддаются такой маркировке.
Что делать? Смотреть мультфильмы вместе с детьми и ориентироваться на детское восприятие. Ориентироваться на свое восприятие. Ну, допустим, мультфильм «Волшебное кольцо», поставленный по русской сказке, скорее всего, не впечатлит ребенка 3–4 лет: там мало действия, речь героев довольно сложная, как и цветовая гамма. Но для старших дошкольников и младших школьников этот мультфильм в самый раз: образная остроумная речь, занимательный сюжет. И с ценностями все в порядке: добрый и сметливый Ваня супротив корыстной и глупой царевны.
Мнение: «Советские мультфильмы не проходили психологическую экспертизу»
Зато проходили идеологическую. Поэтому некоторые из них в современных условиях выглядят устаревшими. Особенно это касается моделей общения. Часто в советских мультиках общественное гораздо важнее личного. Часто взрослые герои пользуются виной и стыдом как инструментом воспитания. Правда, этим воспитательным технологиям лет 200 и придумали их не в Советском Союзе. Но в XIX веке мультиков не снимали, а в «Томе Сойере» нам дорого совсем не это. Поэтому и кажется, что «стыдить» и «виновата» — это придумали в дремучем совке.
Что делать? Обсуждать с детьми увиденное. Строго говоря, это следует делать в любом случае, особенно если речь идет о детях-дошкольниках. Современные производители мультфильмов и другого детского контента смирились с судьбой и с тем, что родители предпочитают оставлять детей наедине с компьютером или планшетом с самого раннего возраста, и усиленно работают над тем, чтобы этот контент был доступен такому ребенку и приносил ему пользу. Но старые мультфильмы — и не только советские — все-таки лучше всего воспринимаются и усваиваются детьми, когда рядом есть взрослые, готовые об этом поговорить.
Мнение: «Некоторым современным детям старые мультфильмы кажутся слишком медленными и слишком блеклыми»
Так ли это плохо? Вообще-то нет, не плохо. Слишком быстрый темп — это способ загипнотизировать зрителя. Детский мозг не в состоянии переварить так много визуальной информации на быстрой перемотке. Ребенок, застывший перед экраном, где все неоново-яркого цвета и бесконечно мелькает, не увлечен происходящим, как могли бы подумать родители, а находится в трансе. С этой точки зрения старые советские мультики довольно экологичные. То же касается и цветов. Гамма в них разнообразнее, тоньше (не было ведь необходимости завоевывать рынок, и художники могли отвести душу и поупражняться в колористике).
«Выбирай: либо кот, либо я». Тест: хорошо ли вы помните советские мультфильмы
Что делать? Ничего особенного. Если очень хочется все-таки поделиться с детьми своими детскими сокровищами, ищите мультфильмы своего детства, которые подойдут по цвету, скорости и звуку и вашим детям. Например, маленький мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» сочетает в себе привлекательные для современных детей яркость и скорость и ценимые старшим поколением остроумие и искрометность. А детективная история, наполненная неожиданными поворотами, легко удерживает внимание детей от 5 лет и старше.
Мнение: «Советские мультфильмы декларируют устаревшие ценности»
По сравнению с тем, что сейчас прилетает в детские планшеты, с ценностями там не так уж плохо. И уж точно лучше, чем в ютьюб-роликах о распаковывании игрушек, дико популярных у дошкольников. Да и в целом советская мультипликация транслировала не такие уж «опасные» ценности: умение дружить, помогать товарищам, держать слово. Я даже не уверена, что современным детям повредят коллективистские идеи, вшитые во многие советские мультфильмы: мы яростно отринули их в конце 80-х годов как связанные с репрессивной идеологией совка, но теперь видим, как трудно современным детям бывает работать вместе и договариваться.
Правда, есть советские мультфильмы, в которых транслируются устаревшие и вредные вещи
Например, в мультфильме «Песенка мышонка» главного героя, талантливого мышонка-музыканта, обижают, обесценивают и высмеивают бобры-строители, заявляя, что петь и плясать может каждый и ничего особенно ценного в этом нет. Мышонок сначала обижается, а потом перевоспитывается, учится делать настоящую работу (класть кирпичи) и уже после этого получает разрешение петь песенки.
Что делать? Использовать мультфильм как своеобразное пособие по новейшей истории. Рассказывать, объяснять. Делиться своим. Пользоваться случаем и обсуждать увиденное: хорошо ли смеяться над чьим-то творчеством? Можно ли считать, что уметь водить машину, или класть кирпичи, или рассчитывать смету важнее и ценнее, чем уметь петь и сочинять? А можно ли вообще раз и навсегда выяснить, какие профессии или дела важнее?
Мнение: «Зачем вообще советские мультфильмы, если есть вечная классика Диснея?»
Может быть, и так. Молодые родители 20–25 лет, скорее всего, так и думают. У этого есть чисто технологические причины: интернета в их детстве еще не было, по телевизору гоняли «Чипа и Дейла», советских мультфильмов не показывали вовсе, а на видео их родители, мои ровесники, с удовольствием покупали своим детям мультфильмы Диснея, недоступные в нашем детстве и от этого еще более прекрасные. Так что для многих молодых родителей советские мультфильмы — это примерно как «Илиада» Гомера или уж, во всяком случае, «Херасков какой-то».
Что делать? Мне все-таки кажется, что смотреть вместе с детьми наши старые мультики полезно. И не только потому, что в этом потоке — иногда нудном, иногда странном — есть безусловные шедевры. Например, настоятельно рекомендую смотреть с детьми серию мультфильмов про Лисенка, главный из которых — «Мотылек». Серия появилась на самом излете Советов, и эти мультфильмы удивительным образом вобрали в себя все лучшее, что было в советских мультиках, и то, что дала нашей культуре мелькнувшая на миг настоящая свобода. «Мотылек» — мультфильм о важности каждого поступка, о неумолимости времени, о памяти и о любви. Самые последние слова этого мультика: «Зла и жестокости может и не быть вовсе» — как формула жизни.
Делиться с детьми мультфильмами своего детства, будь вы родители или бабушки/дедушки, так же естественно, как делиться любимыми книгами. Нам хочется, чтобы у нас с детьми и внуками было общее поле для размышлений, чтобы у нас был общий язык и общие шутки.
Наша новейшая история начиная с 1917 года состоит из разрывов. Сто лет мы то и дело разрушаем, а потом возводим церкви, разрушаем, а потом тащим назад памятники, старательно забываем, а потом опять вспоминаем свою родословную, убитую и сосланную родню, и нет пока конца-краю этому процессу.
14 советских и российских мультфильмов, от которых без ума иностранцы
Если говорить психологическим языком, последние сто лет мы живем, бесконечно совершая cut off (буквально — «разрыв») — в семейной психологии с помощью этого термина обозначают обрывы семейных и родственных связей. Эти обрывы, какая бы причина ни лежала в их основе, разрушительно сказываются на последующих поколениях. Кто-нибудь из потомков тех, кто разорвал связи, столкнется с непреодолимыми препятствиями в своей судьбе и, если ему повезет, попадет к терапевту и свяжет, соединит разорванные нити, заштопает сеть семейной судьбы.
Но пока мы продолжаем жить в культуре бесконечных разрывов. Споры и конфликты вокруг советских мультфильмов — один из маркеров этих разрывов. Мы пока никак не можем с этими мультиками обойтись спокойно и без эмоций. Никак не можем принять, что время сделает свою работу, большая часть этих мультфильмов забудется, потеряет смысл, утратит значение. Но что-то останется и будет радовать и увлекать. И ткань нашей общей судьбы станет опять целой.
Советские мультфильмы, ломающие психику зрителя (27 фото)
Принято считать, что все советские мультфильмы пронизаны глубоким моральным и философским смыслом. В общем-то, это так, но некоторые мультики настолько необычны и оригинальны, что до сих пор вызывают споры.
Одни из этих мультфильмов полны юмора, другие имеют глубоких смысл, переворачивающий сознание зрителя, третьи так и остаются загадкой: мы не понимали их смысла в детстве, и с годами мало что изменилось… После их просмотра мозг зрителя зависал, а то и вовсе ломался на какое-то время, и появлялись мысли «А не пора ли мне к психиатру?». Но несмотря на всю свою странность, мультфильмы, созданные в конце ХХ века мультипликаторами с богатым и глубоким внутренним миром, дарят нам яркие эмоции и по сей день.
ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ (1976 г.)
Яркий и красочный, этот мультфильм, тем не менее, пугает до сих пор. Несуразные и непропорциональные персонажи, поющие колокольчики, много геометрических фигур, всё мельтешит и сверкает. Интересующийся устройством шкатулки мальчик попадает внутрь, в дикую феерию из составных частей шкатулки, которые бегают, прыгают и поют. Страха при просмотре добавляют и тексты, особенно там, где они вообще не к месту.
ИКАР И МУДРЕЦЫ (1976 г.)
Это – мультфильм-притча, и как в любой притче, в нем, конечно, тоже есть смысл и мораль, но вот какие. Волшебный и милый мультик про мечту любителям психоделических сюжетов «со специальным смыслом». С карикатурными персонажами, странной графикой и анимацией. Зато в нем есть прикольные поговорки на латыни, которые можно выучить во время просмотра.
ГОЛУБОЙ ЩЕНОК (1976 г.)
Спустя 40 лет после своего создания мультфильм обрел совсем не тот подтекст, что вкладывали в него создатели. Но благодаря этому изменились и история щенка, и эмоциональный отклик в душах зрителей…
КОНТАКТ (1978 г.)
Этот мультфильм тоже из разряда психоделических. Впечатляющие, непривычные картинки, да еще под сопровождение мелодии из «Крестного отца», вызывают по телу мурашки, как от просмотра фильма ужасов.
Если смотреть этот мультфильм в солидном возрасте – то более-менее становится понятно, что к чему. А вот своим детям до определенного возраста я его не показывал.
ПИФ-ПАФ, ОЙ-ОЙ-ОЙ (1980 г.)
По сути, авторы мультфильма просто представили зрителю разножанровые театральные постановки считалочки «Вышел зайчик погулять», поэтому искать в этом мультике смысл – занятие безнадежное. Но зато он полон непревзойдённого юмора от своих создателей, а прекрасная музыка и чудесная озвучка добавляют ему шедевральности.
Благодаря этому мультику многие из нас весело и непринужденно научились видеть разницу между оперой, театральной драмой, опереттой, детским утренником и экспериментальной постановкой со всеми их нелепостями и штампами.
ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ (1983 г.)
Этот мультфильм тоже вполне может послужить основой для написания не одной диссертации по психиатрии. Хотя бы потому, что рассказчик, судя по тому, что он видит – страдает шизофренией, отягощенной синдромом рассеянного внимания, причем в запущенной стадии. Он постоянно теряет нить повествования, забывает, на чем остановился, и перескакивает с одной сюжетной линии на другую. В общем, зритель вместе с главным героем погружается в полный абсурд, особенно в очень сумбурном начале. Но это так увлекательно!
УХ ТЫ, ГОВОРЯЩАЯ РЫБА (1983 г.)
Каждое творение киностудии «Арменфильм» – культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста. Интересно и при этом даже представить, что происходит в головах у создателей таких мультфильмов. Чего стоит один только образ Большого Эээх!
В СИНЕМ МОРЕ, В БЕЛОЙ ПЕНЕ (1984 г.)
Один из лучших мультфильмов Роберта Саакянца, вполне соответствующий построенным на абсурде мультфильмам все той же киностудии «Арменфильм». Очень колоритные монстры. Знал ли создатель, что девы с лицом Русалки и губами на пол-лица, будут так распространены через каких-то 30 лет? Вряд ли… Но вопрос о том, что происходит в головах создателей таких мультиков, остается открытым…
КРЫЛЬЯ, НОГИ И ХВОСТЫ (1985 г.)
Разлетевшийся на цитаты мультфильм. Причем начало ничего этакого не предвещает: подумаешь, птицы нашли что-то вкусное и решили это съесть! А уже через минуту зритель окунается с головой в тотальную психоделику. От моментального попадания в дурдом зрителя спасает только бесконечный юмор мультфильма.
Этот мультик – бездонная кладовая идей для выступлений всяких новомодных коучей, если взять за основу образ страуса, которого все норовили переучить под себя.
ИШЬ ТЫ, МАСЛЕНИЦА! (1985 г.)
Один из серии мультфильмов про находчивого мальчика, известный более всего. Сюжет взят из сказки национального поэта Армении Ованеса Туманяна «Барекендан». Рука армянских мультипликаторов видна очень чётко – в образах, озвучке, музыке, персонажах. И, как и всегда, присутствует глубокая мораль.
В детстве мне этот мультфильм не казался смешным, зато теперь, с годами, смеюсь все больше, но все больше с оттенком грусти – многое из мультика, что было непонятным, стало реальностью.
КУБИК-РУБИК (1985 г.)
Чудесный сборник абсолютно безумных короткометражек под песню Григория Гладкова о том, что все можно найти в коробке с карандашами. Мультфильмы прекрасны и по содержанию, и по рисовке. Милый кот-страшилка, заяц с хвостиком пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления…
Особенно мне нравится история про зайца, то ли полного дурачка, то ли наоборот – очень мудрого, помогающего незадачливым охотникам искать самого себя. Честно говоря, я все детство ломал себе голову над вопросом: «А почему заяц-то не знает, что он и есть заяц?!»
КОНТРАКТ (1985 г.)
Подарок для эстетов, со своеобразным юмором в сюжете и в идее. Космическая сага про противостояние человека и его контракта под абсолютно неотразимые джазовые композиции.
Сегодня же рекламный упоротый робот, летающий Кубик Рубика – «мистер брутальность и неподкупность», карающие сферы смотрятся очень стильно. А вот хипстеры могут испытать при просмотре эстетический шок!
СУНДУК (1986 г.)
«То в дырочку, то в щелочку, то в странное отверстьице для маленьких жучков!». Из нехитрого, на первый взгляд, сюжета и примитивной, в общем-то, техники авторы сделали чумовой веселый юмор абсурда, да еще и с бодрящими песнями.
Мультфильм был создан режиссёром Юлианом Калишером по сценарию Юрия Коваля, написанному по собственным песням. Наверное, именно поэтому он отлично передает настроения второй половины 80-х и несет сразу много смыслов, зашифрованных один в другом.
ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ (1987 г.)
В то время все выглядело довольно невинно: мальчик играет, стреляет по мишеням и воображает себя то летчиком, то спортсменом. Главный посыл мультфильма – зависимость от виртуальных игр и уход от реальности – дойдет до зрителя много позже, когда игровые приставки и компьютеры появятся в каждом доме.
Что интересно, этот мультфильм дети и сегодня смотрят с огромным удовольствием – особенно мальчишки, ведь танки, стрелялки, гонялки, виртуальные игры – это их всё и есть!
Яркий, динамичный, музыкальный и психоделичный мультик.
ПЕРЕВАЛ (1988 г.)
После просмотра этого мультика одни сразу бежали в библиотеки и искали оригинальную повесть Кира Булычёва, другие раз и навсегда решили для себя, что читать ее – слишком страшно. Эта та самая фантастика, которая не теряет актуальности даже по прошествии десятилетий – она интересна и сегодня.
Сам мультфильм воспринимается как полноценный философский фильм. Фантастический и психоделический шедевр советских аниматоров. А в целом – довольно-таки мрачная история…
МЕДВЕЖУТЬ (1988 г.)
Он про сны медведя, которому мешает спать комар.
Не понимая, что смысла в этом мультфильме нет, вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но потом оказывается, что вы опять ничего не понимаете. Хотя в нем и есть немного философских и психологических аспектов человеческой жизни. И даже каждый из трех снов медведя целостен и логически завершен.
Но от этого понимания происходящего на экране больше не становится… Арт-хаус – он такой арт-хаус.
32 ДЕКАБРЯ (1988 г.)
Стоило однажды показать этот мультфильм по центральному каналу 31 декабря, и с тех пор продуктовая поющая феерия не выходит из голов видевших ее.
А вообще – это самый необычный и лучший мультик про Новый Год – талантливый, оригинальный и рок-н-рольный! Как раз в настроение праздника.
Правда, немного грустный. Потому что плохо это, друзья – ругаться накануне праздника! История какая-нибудь обязательно выйдет неприятная!
Зато какой там Кот!
СВИРЕПЫЙ БАМБР (1988 г.)
Бамбр – это такой агрессивный интроверт в мире обычных людей, испытывающий сложности социальной адаптации и проблемы с управлением гневом.
Смешно подумать, что раньше лохматое существо из мультика «Свирепый Бамбр» могло хоть кого-то напугать. Но не всегда то, на что смотришь со страхом, на самом деле страшное. Хотя мне и в детстве Бамбр казался милым.
ФРУ-89 (1989 г.)
Это как раз то самое, что просто необходимо знать каждому ребенку! При том, что мультфильм неоднократно фигурировал в списках самых пугающих и психоделических советских мультфильмов.
Чего только стоят сюрреалистические существа из видений щенка! Эгоизм и жестокая конкуренция, да еще под давящую психоделическую музыку, будто наполненную страхами и болью.
Многое в мультфильме объясняет один интересный факт. Если многие мультфильмы просто похожих на зарисовки пациентов психиатрических больниц и постояльцев реабилитационных лечебниц, то здесь это – истинная правда: все существа, которые показаны в мультфильме, придуманы психически больными людьми.
МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА (1990 г.)
Еще один из анимационных экспериментов 90-х. Некоторые называют его зоотриллер. Наверное, он это самое и есть. Да еще и с отсылкой к арт-хаусу.
Живет себе спокойно рядом с лесом семья – дед, бабка и младенец. Но вот заявляется к ним медведь, который решил уйти уходит от зверей к людям, и пожалуйста – сразу возникает конфликт сторон. И концовочка замечательная: словно палач в судный день, медведь возвращается, чтобы отомстить за свою утраченную лапу.
ЕГО ЖЕНА КУРИЦА (1990 г.)
Мультфильм явно неоднозначный, на любителя, и подойдёт по вкусу далеко не каждому.
И поймет его каждый по-своему, потому что он состоит из множества образов, метафор и аллегорий, которые все прочтут по-разному.
На экране происходит откровенный сюрреализм, явно читается сексуальный подтекст (демонстрация фаллических символов занимает практически минуту экранного времени).
На одном из сайтов есть вот такое профессиональное мнение об этом мультфильме: «очень высоко ценится в профессиональной среде аниматоров как выдающийся образец шизофреническо-сюрреалистической анимации, наполненный под завязку психологической символикой».
По-моему, это лучшая рекомендация к просмотру, но уже без поисков скрытых смыслов и идей!
ЧУДОВИЩЕ (1990 г.)
Невероятно актуальный на сегодняшний день мультфильм про «вирус-квартирус».
В полупустой комнате в коммуналке со всякими разными соседями безобидно живет непонятное чудовище, которое мусорит своей чешуей и развлекается всякими шалостями. Но вот в его комнату въезжает новая хозяйка, которая хочет навести свои порядки и круто изменить сложившуюся жизнь квартиры.
В детстве этот мультик казался мне невероятно грустным, но я не понимал, почему именно. Сейчас понимаю – потому что это честная и откровенная история о том, что все мы иногда – чудовища, уставшие от одиночества, непонимания и нетерпимости к другим.
ГОСТЬЯ (1991 г.)
Абсурдная комедия режиссёра Анатолия Солина, социальная сатира на грани стёба как над несостоятельными идеями перестроечной власти, так и над менталитетом народа.
Хотя действие мультфильма разворачивается в 20-х годах прошлого столетия в одной бедной деревушке, где Советская власть полным ходом устанавливает свои порядки, легко узнать перестроечное состояние страны, с её противоречиями и проблемами. Обстановка в деревне оставляет желать лучшего: везде грязь, агитационные плакаты и покосившиеся избушки. В одной из таких и живут герои мультфильма – дед с бабкой.
НА КРАЮ ЗЕМЛИ (1998 г.)
Этот фильм – один из немногих, в которых важен “сам процесс”, а не концовка. Несмотря на то, что весь мультик происходит на одной локации, но ей удается вместить себя столько событий и персонажей, что скучать не приходится. Герои мультика Константина Бронзита – бабка «Ой-ой!», дед, квадратная корова Машка, пес и кот – живут в плоской реальности и постоянно балансируют на вершине горы.
В апреле 2020 года Константин Бронзит, перейдя на удаленку, заставил и своих персонажей строго соблюдать режим самоизоляции. В нем главные герои фильма не покидают свой необычный тесный домик.
Надо сказать, что этими мультфильмами для меня не ограничивается ряд странноватых анимационных работ отечественного производства. Я бы дополнил этот свой список еще такими, например, как «Диалог. Крот и яйцо» (1987 г.), «Лень» (1979 г.), «Бескрылый гусёнок» (1987 г.), «Страсти-мордасти» (1991 г.), «Вампиры Геоны» (1991—1992 г.), «Здесь могут водиться тигры» (1989 г.).
Есть еще, конечно, и откровенно страшные, мрачные и не оставляющие надежды мультфильмы, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.