советник по воспитательной работе в школе что это
Зачем школам советники по воспитанию. Изучаем пилотный проект Минпросвещения
С 1 марта 2021 года в школах появилась новая должность – советник по воспитанию. Расскажем, какие регионы участвуют в эксперименте, и зачем понадобилась эта должность, если в школах и так есть замдиректора по воспитательной работе?
👩💼 Советник директора по воспитательной работе – зачем вводится новая должность
Последние поправки в закон «Об образовании» ввели понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Изменения в образовательном процессе в области воспитания школьников начнут применяться с 2021 года. Они потребуют подготовки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в общеобразовательных школах. По сути, дополнительная нагрузка по части воспитания школьников должна была лечь на учителей, но вместо них этим будут заниматься советники директора по воспитательной работе.
Сама должность советника в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», а также Российским движением школьников (РШД). РШД – это организация, которая утверждена Президентом В. Путиным в 2015 году для военно-патриотического воспитания подростков. Сегодня движение объединяет до 500 тысяч школьников.
Помимо ведения в школах дополнительных уроков патриотической направленности, введение должности советника должно усилить ответственность детей за свои поступки и развить чувство уважения к закону.
Задачи советника
Единый квалификационный справочник должностей, а также профессиональный стандарт педагога должность советника не упоминают, поэтому точно определить его функционал до появления должности в школе пока невозможно.
Министерство просвещения пообещало, что деятельность советников не будет связана с идеологическим контролем, а само по себе воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Основными задачами советников должны стать:
Советникам предстоит придумывать культурно-спортивные мероприятия для детей (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия), организовывать слеты и акции. Помогать советникам в разработке воспитательных программ должны будут педагогические университеты.
При этом не исключено, что только организацией досуга функционал должности не ограничится, а будет включать также работу с идеологическими убеждениями школьников. Такое мнение является достаточно распространенным в образовательной среде, так как введение новой должности совпало по времени с недовольством властей массовым участием школьников в протестных митингах в январе 2021 года.
В задачи советника, помимо общей воспитательной работы в школе, должен входить контроль внешкольного времяпровождения: где и с кем ученики проводят свободное время, не совершают ли каких-либо противоправных действий.
Наличие в школе человека, с которым можно обсудить актуальные вопросы, поговорить о политике и митингах, по замыслам создателей, способно оградить школьников от деструктивного влияния «неправильных идей».
✅ Регионы, участвующие в эксперименте
Пилотный проект по воспитательной работе, где появятся советники, запустили в 10 российских регионах. Советники в штатном расписании школы появятся в следующих регионах:
В российских школах появилась новая должность- советник по воспитанию. Задачи советника
Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости этого сайта!
С 1 марта 2021 года в школах появилась новая должность – советник по воспитанию.
Зачем понадобилась эта должность, если в школах и так есть замдиректора по воспитательной работе?
Необходимость усиления воспитательного процесса
Длительное время в российском обществе шла дискуссия, является ли получение образования услугой. Если принять эту точку зрения, из процесса обучения исчезает воспитательный процесс. Последние поправки в закон «Об образовании» ввели понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Согласно новому закону, важной составляющей образовательной системы является воспитание и формирование личности на основе общественных традиций и ценностей. Как сказал министр образования, нужно создать современные механизмы внедрения интересных воспитательных элементов в учебный процесс.
Наличие в школе так называемого советника, с которым можно обсудить любые вопросы, поговорить о политике и митингах, по замыслам инициаторов, способно оградить школьников от влияния «неправильных идей». Новую должность уже окрестили «политруками от образования». Теперь в школе будут два представителя, отвечающие за процесс воспитания – завуч и советник. Распределение обязанностей между ними каждая школа будет решать самостоятельно.
Задачи советника
Основными задачами советников должны стать:
Также советникам предстоит придумывать культурно-спортивные мероприятия для детей (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия), организовывать слеты и акции.
Помимо общей воспитательной работы в школе, в работу советника должен входить контроль внешкольного времяпровождения: где и с кем ученики проводят свободное время, не совершают ли каких-либо противоправных действий.
Новые советники должны стать не просто административными работниками. В идеале они будут разговаривать с детьми на одном языке, вести соцсети, использовать мемы, разбираться в гаджетах и популярных играх.
Регионы, участвующие в эксперименте
Пока проект пройдет в пилотном режиме в 10 регионах России. Советники появятся в следующих регионах:
Кто и как может занять должность советника
Советниками директоров по воспитательной части могут стать как педагоги, которые уже работают в школе, так и молодые специалисты. Главное, чтобы они могли говорить со школьниками на одном языке. Ограничений по возрасту и стажу не предусмотрено.
Будущим советникам обещали организовать обучение в лагере «Артек», сотрудники которого станут наставниками. Образовательные курсы планируется провести весной-летом 2021 года. За этот период в планах обучить около 2500 человек.
Многие педагоги не восприняли новую должность, так как она дублирует имеющуюся, при этом требует дополнительной ставки и, следовательно, финансовых затрат. Федеральные власти будут финансировать ставку советника в размере 15 тыс. р. на каждого. Но в бюджете, сформированном до 2023 года, подобных расходов нет. Если ставка будет финансироваться из регионального бюджета, то это может вызвать неодобрение от субъектов, так как потребуются немалые затраты.
Если советники смогут реализовывать свои задачи без перегибов в сторону определенной политической позиции, а смогут привить интерес и уважение к истории страны через интересную современным подросткам подачу материала, то новая должность может быть полезна для формирования личности школьников.
Стало известно, чем будут заниматься советники директоров по воспитанию в российских школах
Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что эта работа не будет связана с идеологией.
Такие специалисты будут организовывать внеучебную деятельность школьников, заявил глава Минпросвещения РФ. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на телеканал «Россия 1».
«Это молодой человек, выпускник педагогического вуза, который говорит со школьниками на одном языке и который организует его внеучебную деятельность: спортивные мероприятия, походы в театр, музеи, общение», — сказал Кравцов.
По информации пресс-службы Минпросвещения, должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями будет официально введена в штатное расписание образовательных организаций в десяти регионах (Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, городе Севастополе и Ставропольском крае) с 1 марта. Планируется, что в 2022 году конкурс на эту вакансию пройдёт во всех субъектах РФ.
Отбор кандидатов проходит в рамках конкурса «Навигаторы детства», который Минпросвещения запустило в январе совместно с Российским движением школьников (РДШ). Требования не так уж и велики: опыт вожатской деятельности, участия в реализации проектов РДШ и работы с детскими объединениями, а также наличие лидерских качеств и управленческих компетенций, педагогический бэкграунд. Причём участие могут принять даже студенты педвузов, начиная с четвёртого курса.
Обучение будущие советники по воспитанию будут проходить с мая по сентябрь в международном детском центре «Артек». К началу следующего учебного года предполагается обучить 2,5 тысячи таких специалистов.
Напомним: в конце декабря министр просвещения заявил, что учителям, которые займут новую должность, будут доплачивать. Они станут получать ежемесячную надбавку в размере 15 тысяч рублей. А в начале февраля «Коммерсант» сообщил, что советники будут обсуждать со школьниками митинги, политику и прочие общественные темы. Эта новость вызвала бурную общественную реакцию.
Квалификационные требования к должности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями пока существуют лишь в проекте. Проект предусматривает довольно широкий перечень функций. В их числе, в частности, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов учащихся, а также создание условий для их успешной социализации.
Но наряду с этими функциями, не связанными с идеологией, проект предусматривает и руководство «формированием личности обучающегося» на основе «присущей российскому обществу системы ценностей», а также разработку и корректировку форм воспитания — в частности, патриотического воспитания. Будет ли откорректирован проект после слов министра о том, что работа советников не связана с идеологией, пока неизвестно.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Новая профессия – советник по воспитательной работе. Необходима ли она?
В марте 2021 г. в школах должны ввести новую должность – советник по воспитательной работе. Об этом уже заявил министр просвещения РФ С. Кравцов. Пока проект пройдет в пилотном режиме в 10 регионах России.
Рассмотрим особенности этого нововведения.
Как было
Обучение в советских школах было непрерывно связано с воспитанием. Контролировали этот процесс не только завучи по воспитательной работе, но и пионервожатые. Практически все ученики занимались общественной работой в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях.
В современной школе от многих советских традиций, включая воспитание патриотизма, практически отказались. И многие ценные идеи выдающихся советских педагогов, включая таких признанных авторитетов, как А. Макаренко и В. Сухомлинский, были забыты. А ведь патриотизм включает не только любовь к Родине, но и такие духовные ценности, как любовь к природе, любовь и уважение к родителям, знание истории своей страны. Ведь без знания прошлого невозможно построить будущее. Недаром в последнее десятилетие началось возрождение военно-спортивного движения в виде кадетских и казачьих классов.
Необходимость усиления воспитательного процесса
Долгое время в российском обществе шла дискуссия, является ли получение образования услугой. Если принять эту точку зрения, из процесса обучения исчезает воспитательный компонент.
Выполнение педагогами обязанностей по воспитанию учащихся поддержано материально. Так, советники по воспитательной работе будут получать надбавку к заработной плате в размере 15 000 руб. А в ноябре глава правительства РФ М. Мишустин подписал приказ о расширении поддержки классных руководителей. Педагоги всех российских школ должны получать надбавку за классное руководство в размере 5 тыс. рублей, причем при сохранении всех остальных дополнительных выплат.
Поправки в «Закон об образовании»
Поправки в данный закон тесно связаны с принятием поправок в Конституцию РФ. Впервые в «Законе об образовании» дано определение понятия «воспитание» как деятельности, направленной на развитие личности. В это понятие включается также создание условий для самоопределения личности и ее социализации.
Согласно новой редакции закона, воспитание в школах должно формировать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и их подвигов, бережного отношения к культуре и традициям народов России.
Все эти изменения делают необходимыми разработки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в учреждениях среднего образования. Воспитание должно стать обязательным компонентом и в учебных программах по всем предметам.
Воспитательная работа в современной школе
Воспитательная работа в российских школах ведется по трем направлениям: непосредственно в процессе обучения, внеурочная и внешкольная. Ее цель – организация учебного процесса на принципах демократичности, взаимоуважения и толерантности. Для координации в школах есть должность завуча по воспитательной работе.
Как поясняет исполнительный директор Союза отцов Ю. Соленов, в его обязанности входит составление плана воспитательной работы, а также регулирование различных ЧП и конфликтов с помощью родителей учеников. На предупреждение подобных ситуаций у завучей не остается времени, ведь они должны также вести многочисленную отчетность для органов управления образованием.
Более того, в процессе оптимизации образовательной системы должность завуча по воспитательной работе во многих школах была упразднена. Есть вопросы и с оплатой советников. Если не будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета, может пострадать финансирование школ.
Таким образом, в школе будут два представителя, отвечающие за процесс воспитания – завуч и советник. Вопрос распределения обязанностей между ними каждая школа будет решать самостоятельно.
Представители общественных союзов педагогов позитивно относятся как к введению новой должности, так и к усилению воспитательной работы в школах. Они считают, что это обогатит учебный процесс в целом.
Конкурс «Навигаторы детства»
Конкурс проводится Министерством просвещения РФ с участием Российского движения школьников (РДШ). Его цель – формирование кадрового резерва педагогов для системы воспитания в школах, отбор претендентов на должности советников по воспитательной работе.
Принять участие в конкурсе могут педагоги с опытом независимо от стажа и возраста. В критерии обора входят:
После подачи заявки на участие в конкурсе нужно пройти заочное конкурсное испытание, а затем очное собеседование.
Аналогичные программы, в том числе, дистанционные, скоро появятся и в учебных центрах.
Где учиться
Учебных заведений, готовящих педагогов для работы советниками по воспитательной работе, пока нет. Скорее всего, действующим преподавателям нужно будет пройти переподготовку или закончить подходящие курсы повышения квалификации.
Одним из центров подбора программы повышения квалификации, в том числе педагогов, является Единый центр высшего дистанционного образования (ЕЦВДО). Центр объединяет 21 вуз, 18 колледжей и 6 центров дополнительного профессионального образования. Сеть учебных заведений-партнеров постоянно расширяется.
Основное преимущество центра заключается в том, что учеба в выбранном вузе проходит дистанционно, не нужно уезжать на несколько месяцев или лет в другой город. Есть программы для тех, кто имеет среднее специальное образование, с укороченным сроком обучения. Подать заявку на поступление можно онлайн.
По результатам выполнения учебного плана выдается диплом, который дает право работать по полученной специальности. Таким образом, можно пройти переподготовку по программе высшего образования и получить нужную специальность без утомительной процедуры ЕГЭ.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Советник по воспитательной работе в школе что это
Первого марта 2021 года, в 10 регионах России начнется эксперимент: штатное расписание школ пополнится новой единицей – советником директора по воспитательной работе. (Звучит гораздо пафоснее, чем, например, «завуч по воспитательной работе»).
Насколько я знаю, никаких советников у директоров школ прежде не было.
«Будь готов! Всегда готов!»
В советское время вопрос о том, должна ли воспитывать детей школа или это дело семьи, не стоял: поскольку школа – институт государственный, то государство передавало школе важную роль транслировать неокрепшим юным душам государственную идеологию.
С первого по последний класс все школьники последовательно проходили через детские организации, для этого предназначенные. Многие взрослые, прошедшие через советскую школу, еще помнят слова клятвы, которую они давали, вступая в пионеры: «перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. За дело борьбы Коммунистической партии будь готов!» Далее следовали слова: «Всегда готов!»
В первые постсоветские годы тема государственного воспитания в школе ушла на второй, если не на более дальний план, вместе с шестой статьей Конституции и запретом на единую государственную идеологию, хотя само воспитание из школы не ушло и уйти не могло. Ведь воспитание – это не только открытые призывы; любое длительное общение учителя с ребенком, особенно маленьким, это и воспитание в том числе. Учитель не только преподает предмет, он общается с детьми, и в этом общении всегда присутствует передача норм, ценностей, правил общения и прочее. Это неизбежно, и ничего плохого в этом нет.
А что же в настоящем?
Единой идеологии в нашей стране нет до сих пор, но чем дальше, тем больше государство транслирует гражданам, в том числе школьного возраста, нечто, идеологию все больше напоминающее, а именно поворот к консервативным ценностям, якобы присущим нашему народу, элементы милитаристской риторики, которые подаются как истинный патриотизм, и так далее.
Растет число военизированных кадетских классов, которые есть уже во многих школах, вводятся уроки патриотического воспитания, уже пятый год по всей стране действует детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», за участие в котором некоторые университеты дают при поступлении дополнительные баллы за личные достижения.
Казалось бы, военно-патриотического воспитания школьников вполне достаточно, его уже очень много. Если вся эта система работает, то школьники должны выходить из школы вполне воспитанными, то есть усвоившими военизированный патриотизм.
Но нет, как показывают социологические опросы, среди юных (18–24-летних), то есть прошедших школьное воспитание, больше всего недовольных ситуацией в стране, более того, очень много заявляющих, что хотят из страны уехать. За последние годы резко помолодели протестные акции. В них участвует мало школьников, но очень много студентов, то есть ребят чуть постарше. Это показывает, что воспитательная система работает плохо, не соответствует она запросам времени и интересам юного поколения. В такой ситуации можно было пойти двумя путями: перестать так сильно давить на подростков военизированным патриотизмом или давить еще сильнее, чтобы испугались.
Ради чего всё это затевается
Судя по всему, решили пойти вторым путем. Появляется новая должность – того самого советника директора по воспитательной работе. Кроме воспитания в здании школы, он призван заниматься воспитанием и за ее воротами: следить за внешкольным досугом детей и подростков, за тем, с кем они общаются, и предостерегать против противоправных поступков. Главным противоправным поступком является желание принять участие в протестной деятельности и его реализация. Фактически ради этого вся эта история и затевается. Повторю: очень мало школьников выходит на акции, уже сейчас в школе с ними «проводят работу», санкции применяются к их родителям. Неужели предполагается, что их будет становиться больше и больше?
Конечно, ни один советник не может следить за тем, с кем и как общаются дети – их в школе много сотен. Вряд ли это будет поручено и так перегруженным учителям.
А вот отслеживать соцсети подростков на предмет благонадежности и стремления выйти на улицу с высокой вероятностью начнут.
А потом с неблагонадежными и их родителями будут проводить разъяснительную работу в разных формах. Ради этого, скорее всего, все и затевается.