советник по воспитанию в школе что это
Стало известно, чем будут заниматься советники директоров по воспитанию в российских школах
Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что эта работа не будет связана с идеологией.
Такие специалисты будут организовывать внеучебную деятельность школьников, заявил глава Минпросвещения РФ. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на телеканал «Россия 1».
«Это молодой человек, выпускник педагогического вуза, который говорит со школьниками на одном языке и который организует его внеучебную деятельность: спортивные мероприятия, походы в театр, музеи, общение», — сказал Кравцов.
По информации пресс-службы Минпросвещения, должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями будет официально введена в штатное расписание образовательных организаций в десяти регионах (Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, городе Севастополе и Ставропольском крае) с 1 марта. Планируется, что в 2022 году конкурс на эту вакансию пройдёт во всех субъектах РФ.
Отбор кандидатов проходит в рамках конкурса «Навигаторы детства», который Минпросвещения запустило в январе совместно с Российским движением школьников (РДШ). Требования не так уж и велики: опыт вожатской деятельности, участия в реализации проектов РДШ и работы с детскими объединениями, а также наличие лидерских качеств и управленческих компетенций, педагогический бэкграунд. Причём участие могут принять даже студенты педвузов, начиная с четвёртого курса.
Обучение будущие советники по воспитанию будут проходить с мая по сентябрь в международном детском центре «Артек». К началу следующего учебного года предполагается обучить 2,5 тысячи таких специалистов.
Напомним: в конце декабря министр просвещения заявил, что учителям, которые займут новую должность, будут доплачивать. Они станут получать ежемесячную надбавку в размере 15 тысяч рублей. А в начале февраля «Коммерсант» сообщил, что советники будут обсуждать со школьниками митинги, политику и прочие общественные темы. Эта новость вызвала бурную общественную реакцию.
Квалификационные требования к должности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями пока существуют лишь в проекте. Проект предусматривает довольно широкий перечень функций. В их числе, в частности, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов учащихся, а также создание условий для их успешной социализации.
Но наряду с этими функциями, не связанными с идеологией, проект предусматривает и руководство «формированием личности обучающегося» на основе «присущей российскому обществу системы ценностей», а также разработку и корректировку форм воспитания — в частности, патриотического воспитания. Будет ли откорректирован проект после слов министра о том, что работа советников не связана с идеологией, пока неизвестно.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Зачем школам советники по воспитанию. Изучаем пилотный проект Минпросвещения
С 1 марта 2021 года в школах появилась новая должность – советник по воспитанию. Расскажем, какие регионы участвуют в эксперименте, и зачем понадобилась эта должность, если в школах и так есть замдиректора по воспитательной работе?
👩💼 Советник директора по воспитательной работе – зачем вводится новая должность
Последние поправки в закон «Об образовании» ввели понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Изменения в образовательном процессе в области воспитания школьников начнут применяться с 2021 года. Они потребуют подготовки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в общеобразовательных школах. По сути, дополнительная нагрузка по части воспитания школьников должна была лечь на учителей, но вместо них этим будут заниматься советники директора по воспитательной работе.
Сама должность советника в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», а также Российским движением школьников (РШД). РШД – это организация, которая утверждена Президентом В. Путиным в 2015 году для военно-патриотического воспитания подростков. Сегодня движение объединяет до 500 тысяч школьников.
Помимо ведения в школах дополнительных уроков патриотической направленности, введение должности советника должно усилить ответственность детей за свои поступки и развить чувство уважения к закону.
Задачи советника
Единый квалификационный справочник должностей, а также профессиональный стандарт педагога должность советника не упоминают, поэтому точно определить его функционал до появления должности в школе пока невозможно.
Министерство просвещения пообещало, что деятельность советников не будет связана с идеологическим контролем, а само по себе воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Основными задачами советников должны стать:
Советникам предстоит придумывать культурно-спортивные мероприятия для детей (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия), организовывать слеты и акции. Помогать советникам в разработке воспитательных программ должны будут педагогические университеты.
При этом не исключено, что только организацией досуга функционал должности не ограничится, а будет включать также работу с идеологическими убеждениями школьников. Такое мнение является достаточно распространенным в образовательной среде, так как введение новой должности совпало по времени с недовольством властей массовым участием школьников в протестных митингах в январе 2021 года.
В задачи советника, помимо общей воспитательной работы в школе, должен входить контроль внешкольного времяпровождения: где и с кем ученики проводят свободное время, не совершают ли каких-либо противоправных действий.
Наличие в школе человека, с которым можно обсудить актуальные вопросы, поговорить о политике и митингах, по замыслам создателей, способно оградить школьников от деструктивного влияния «неправильных идей».
✅ Регионы, участвующие в эксперименте
Пилотный проект по воспитательной работе, где появятся советники, запустили в 10 российских регионах. Советники в штатном расписании школы появятся в следующих регионах:
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Советник директора школы по воспитательной работе — как ответ на противоправные действия школьников
В школах будет новый специалист по воспитательной работе.
Очередные нововведения предполагается ввести в школах с 1 марта 2021 года. На этот раз речь идет об усилении чувства «уважения к закону», ответственности за свои поступки и контроля за внешкольным проведением досуга школьников.
Несмотря на то, что ранее уже было предусмотрено введение дополнительных уроков патриотического воспитания, сейчас решено создать отдельную должность с дополнительной оплатой — советник директора школы по воспитательной работе.
В его функции будет входить не только общая воспитательная работа в школе, но и контроль внешкольного досуга школьников — где, как и с кем они проводят время, не совершают ли они противоправных поступков.
Одновременно с этим в школах дополнительно в самое ближайшее время будет внедрена система распознавания лиц и биометрического контроля. Все это вписывается в общую концепцию повышения школьной безопасности, усилению патриотического воспитания и уважения к закону нашей молодежи.
Предполагается, что новая должность советника директора по воспитательной работе изначально должна появиться в школах десяти регионов РФ с 1 марта 2021 года.
Работающие на этой должности будут получать ежемесячную надбавку к зарплате в размере 15 тыс. рублей. Об этом на «Деловом завтраке» в «Российской газете» сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, отрывок опубликован в воскресенье на сайте издания.
В случае успеха проект будет внедряться уже во всех школах страны.
«Нам важно создать удобные, эффективные, современные механизмы для того, чтобы любая школа, учитель, классный руководитель, директор — все, кто связан с образовательной средой, могли внедрять в свои программы интересные воспитательные элементы».
Пилотными регионами, где в школах появятся новые должности, станут Омская, Брянская, Вологодская, Нижегородская, Калининградская, Тюменская, Сахалинская и Челябинская области. А еще город Севастополь, Ставропольский край. Новые вакантные должности будут официально введены в штатное расписание школ в этих регионах уже с 1 марта.
Министр отметил, что такую должность вводят в соответствии с поправками к ФЗ «Об образовании», которые призваны усилить воспитательную и патриотическую работу в школах.
Напомним, что и сегодня в российских школах существует должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от учебного заведения, в обязанности данного специалиста могут входить контроль за соблюдением дисциплины и внутреннего порядка на территории школы, организация учебно-воспитательного процесса, организация и контроль за профессиональной подготовкой учителей, взаимодействие с родителями и др.
Читайте также:
Отзывы (20)
Достоинство человека не должно унижаться тем более на глазах у детей, а это в школах не редкость.
Дети не чувствуют себя в школе защищёнными.
Столько конфликтов между учениками.
Некоторые учителя срываются, дают негативные словесные оценки детям, позорят перед всем классом. Некоторые дети оскорбляют друг друга и учителей.
Такое положение недопустимо.
Дети приходят в школу с интересом, через полгода его уже нет. Т.к. в школе они часто испытывают постоянный стресс. Нежелание детей учиться воспринимается, как лень, а у ребёнка просто формируется негативное отношение к школе, которое переноситься и на учебу.
В состоянии стресса эффективность обучения очень низкая. К старшим классам заметно скатываются по учебе. Кого мы имеем в итоге, людей с покалеченным здоровьем и психикой.
Каждому кто подвергается нападкам в школе приходиться разбираться в ситуации самостоятельно и не всегда успешно. Т.к. какого-то эффективного механизма, системного, нет.
Патриотизм прививается через уроки истории.
Как это осуществить если учебники по отечественной истории, написаны скучно, не интересно. Хорошо, если учитель увлечённый и рассказывает интересно.
Когда уже будет единый по стране и качественный учебник истории?
Советник по воспитанию в школе: кто это, кому и что он будет советовать. Вопросы без ответов
В 10 регионах России запущен пилотный проект по воспитательной работе в школах: в них теперь появится должность советника директора по воспитанию. Мы разобрались, что это за должность, какие задачи возьмут на себя советники и что думает о нововведении учительский профсоюз.
Что случилось
Министерство просвещения инициировало несколько больших программ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
С 1 марта в рамках одной из таких программ в штатное расписание школ вводят должность советников директоров по воспитанию. Согласно комментарию министерства, пилотный проект будет запущен в 10 регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Севастополе и Ставропольском крае.
Как говорили представители минпроса, советниками директоров по воспитанию могут стать как действующие педагоги, так и молодые выпускники педагогических вузов, которые «говорят со школьниками на одном языке».
Чтобы отобрать кандидатов на эту позицию, в январе 2021 года вместе с «Российским движением школьников» (РДШ) министерство запустило конкурс «Навигаторы детства», на который пришло более 5000 заявок. Победителей выберут 21 марта при помощи онлайн-тестирования и собеседований.
Им обещают организовать обучение в «Артеке», сотрудники которого станут наставниками будущих советников. Образовательные сессии состоятся весной и летом этого года. После окончания учебы специалисты должны будут составить план воспитательной работы и начать внедрять его в школе.
Кирилл Терентьев, участник конкурса «Навигаторы детства». Видео представлено Министерством просвещения:
Задачи советников по воспитанию
Министерство просвещения обещает, что деятельность советников по воспитанию не будет связана с идеологическим контролем, и отмечает, что воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса.
В ответе министерства на наш запрос среди прочего сказано, что «воспитатели будут усиливать интерес школьников к образовательному процессу» и заниматься «воспитанием гармонично развитой личности».
По словам чиновников, советники будут отвечать за внеурочную деятельность. Например, придумывать культурные и спортивные мероприятия для детей, организовывать патриотические слеты и акции, «вовлекать детей в юнармейские проекты» и способствовать «воспитанию личности на основе духовно-нравственных традиций». К разработке программ планируют подключить педагогические университеты.
Показательно, что ускоренный запуск проекта происходит на фоне дискуссий об оппозиционных настроениях молодежи и моральных паник вокруг участия школьников в массовых протестах в январе — феврале этого года. При этом в российских школах сегодня уже есть те, кто отвечает за воспитательную работу: это заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, специалисты на ставках организаторов и вожатых.
Светлана Осколкова, участница конкурса «Навигаторы детства». Видео предоставлено Министерством просвещения:
Что думают педагоги, исследователи и профсоюз
Школьные учителя по-разному относятся к введению новой должности. В материале «Учительской газеты» многие педагоги отмечают, что должность дублирует уже существующие и одна из целей ее введения — навязывание детям идеологии.
«Если под маркой советника намереваются замаскировать контролера от правящей партии, пропагандиста или представителя спецслужб, то важно напомнить, что по закону деятельность партий в образовательных организациях запрещена, а подобная практика будет способствовать лишь деградации образования в стране», — говорила в интервью изданию Эмилия Слабунова, заслуженный учитель России, член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Республики Карелия.
«Лично для меня в этой теме больше вопросов, чем ответов. В частности говорится, что советник якобы будет помогать педколлективу разрабатывать новые формы работы. Так для этого есть институты повышения квалификации, советы молодых, наставники, эксперты. Советник должен взаимодействовать с детьми, в том числе организовывать воспитательную работу и контролировать внешкольный досуг учащихся. Получается, это вожатые на новый лад? Если же новая единица будет советовать что-то директору, то это должен быть специалист высокого профиля и с богатым опытом в воспитании. И что значит — советников будут выбирать, причем на сегодня это делает Российское движение школьников. Делать это, мне кажется, должен коллектив, в котором ему предстоит работать, чтобы мнение его было авторитетно», — цитирует «Волгоград Онлайн» директора лицея № 5 Ларису Тропкину.
Разбор темы устроил в своем блоге и Илья Варламов, с легкой руки которого появление советников уже назвали «внедрением политруков в российские школы». Затронул ее и Владимир Познер. Вот цитата из его программы: «Я хотел бы обратить ваше внимание на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, адресованные как раз министру Кравцову. Цитирую: „Не надо думать, что, если мы во всех школах введём советника директора по воспитательной работе, то у нас всё будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход“, — сказала она. Не могу не согласиться. Хотел напомнить всем, что мы это вообще-то уже проходили. Вопрос воспитания молодёжи в советской школе был одним из самых главных, с системой пионеров и комсомольской организации. А что получилось?»
«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского
Есть и те, кто считает, что советники по воспитанию нужны: они помогут разгрузить замдиректоров по воспитательной работе, которые заняты сверх меры. Например, Оксана Чернега, заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Великого Новгорода, в комментарии «Учительской газете» рассказывает, что вынуждена заниматься не только организацией мероприятий для детей, но и составлять огромное количество отчетов и информационных справок, а объем этой работы постоянно увеличивается.
Если даже поверхностно посмотреть на дискуссии в соцсетях, там тоже много недоумения. «А зачем нам советник по воспитательной работе? Замдиректора по ВР убирают? Или не хватает классным руководителям начальников?» — спрашивают пользователи.
«Чем отличается советник директора по воспитательной работе от заместителя директора по воспитательной работе? Не один ли это человек? А если нет, то почему не один?», «А заместителя директора по воспитательной работе куда-то денут? Или советник и заместитель превратятся в петлю для классного руководителя?», «Я даже боюсь представить кто мне, завучу по воспитательной работе, и что будет советовать. Может это некоторым успешным классным руководителям поменяют статус?» — вот набор типовых реакций пользователей-педагогов на новости о появлении в школах новой должности.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель русского языка, обществознания и права в московской школе «Интеллектуал»:
По имеющейся у меня информации, проект советников по воспитанию инициирован «Российским движением школьников». Они чем-то похожи на движение «Наши», только там собрались не такие идейные деятели, скорее люди пионерско-комсомольского склада (взрослые).
У РДШ не так много участников и нет внятной программы. Чтобы понять, как в РДШ представляют себе молодежь и ее потребности, можно посмотреть ролик «Человек-Мел», который они сняли ко Дню МВД (видео снято в рамках флешмоба «ПДДэнс» вместе с лейблом Black Star. — Прим. ред.).
РДШ уже несколько лет пытается проникнуть в школы, чтобы стать таким новым воплощением пионерской (или скаутской) организации. Но пока у них очень слабые контакты со школой. И они пытаются подбрасывать министерству просвещения проекты, которые позволят это изменить.
«Навигаторы детства» были придуманы ими еще до всех протестов. Они ухватились за дискуссии о школьниках на митингах и убедили всех, что директорам в школе нужны советники по воспитанию.
Если говорить о моей оценке, то я сейчас вижу следующее. Есть заявление главы Минпросвещения, что федеральные власти будут финансировать ставку советника — выделят по 15 000 рублей на каждого. Для меня этот момент под большим вопросом, потому что бюджет на образование на 2020–2023 годы уже сверстан. Причем в первый год обещают небольшое повышение бюджета (и оно касается не зарплат, а строительства зданий, компьютерных технологий и так далее). А с 2021 года даже планируют небольшое сокращение.
«Двоечников не существует». Педагог Наталия Сопрунова — о том, как изменить школу
Если ставку решат финансировать из региональных средств, это вызовет большое неодобрение регионов, потому что для них это приличные деньги. И для бюджета, и для учителей. Представьте себе ситуацию: в школу приходит выпускник педвуза, он ничего не знает и зарабатывает, как опытный учитель. И при этом непонятно, что он делает. Это вызовет не очень хорошую реакцию.
Если в школу никто не придет, то эти деньги (так как ставка открыта) распределят между классными руководителями, что было бы идеально: почему бы не прибавить им еще хотя бы по тысяче рублей в месяц? Либо ставку дадут какому-нибудь сотруднику школы, завучу по воспитательной работе или социальному педагогу, если он в школе есть. В общем, я думаю, что если эти 15 000 будут платить, то скорее кому-то в виде прибавки, что неплохо.
Совершенно непонятно, что от людей на этой ставке будут требовать. Что значит «советник по воспитанию»? Кому и как он должен «советовать»?
В Едином квалификационном справочке должностей, естественно, ни о каком советнике не упоминается. В профессиональном стандарте педагога — тоже. Каким образом юридически будет вводиться эта ставка, непонятно.
Мы (профсоюз «Учитель». — Прим. ред.) предлагали министерству просвещения ввести отдельную ставку и должность классного руководителя — как раз для повышения роли воспитания в школе. Нам прислали официальный ответ, что это нецелесообразно, что такой должности нет в Едином квалификационном справочнике и что отдельно классный руководитель будет получать слишком маленькую зарплату.
И еще: в России около 50 000 школ. Я не представляю, как можно ввести во всех школах такую должность. Где сейчас взять 50 000 подготовленных людей? Даже среди студентов педагогических вузов не найдут столько желающих. Так что я думаю, что, как многие инициативы, связанные со школой, эта тоже ничем не закончится.
СМИ ухватились за эту новость, но есть в школах и куда более важные проблемы. Например, скоро нас снова ждет ВПР (Всероссийские проверочные работы). Сейчас к нам приходят экспертные оценки заданий ВПР, и это просто песня: задания неадекватные, никакого отношения ни к действующим учебникам, ни к ФГОС они не имеют. Плюс вся эта бюрократия, ненужное использование ресурсов: мои коллеги посчитали, что на проведение одной ВПР требуется не менее 30 пачек бумаги на школу. Вот о чем нужно говорить.
Война и мир гаджету
Ирина Владимировна, советников-воспитателей уже называют «политруками» и «комиссарами» и «массовиками-идейниками». Ваш вариант?
Ирина Плещева: Не нужно ничего выдумывать. Конкурс среди будущих советников по воспитанию и работе с детскими объединениями, который объявили министерство просвещения и Российское движение школьников, называется «Навигаторы детства».
Зачем воевать с гаджетами? Это как воевать с ветром.
Кто сможет стать советником-воспитателем? Должен ли он быть «зумером» или «бумером»? Обязательно ли педагогическое образование?
Ирина Плещева: Я вижу его человеком, который может объяснить физику на примере популярного у школьников мультфильма «Рик и Морти». Понимает, чем киберспорт отличается от компьютерной зависимости. Знает популярные мемы и тикток-тренды, сидит в тех же соцсетях, что и школьники.
Не так давно обсуждали с ними работу волонтеров. Вышла после классного часа вся вымотанная. А потом догнали в коридоре две девчонки и говорят: «Как думаете, а если мы сейчас английский подтянем, нас возьмут работать с иностранными туристами?» И тут я поняла, что их немножко «качнуло». Но это было очень тяжело.
Ирина Плещева: Для этого мы и запускаем эксперимент в 10 регионах, чтобы тонко настроить систему. Хотим понять, как найти именно тех людей, которым эта работа подойдет. Выбрали пока небольшие школы, максимум на 250 детей. Больше, по нашим расчетам, одному человеку не потянуть.
Это первая волна, но в течение года будем еще добирать людей. Повысить квалификацию «навигаторов» поможет «Артек».
Чему в «Артеке» научат советников-воспитателей?
Все российские школы уже представили свои программы воспитания, календарный план мероприятий. Вы видели хотя бы одну?
Ирина Плещева: Да, один из вариантов как раз лежит у меня на столе. Там вроде очень правильные и разумные вещи. Но я уже просмотрела десятки подобных программ: проблема в том, что большинство из них написаны как под копирку. Формальный подход дети чувствуют сразу же, их не проведешь. Поэтому в «Артеке» каждый «навигатор» подготовит и будет защищать именно свою программу воспитания, созданную для своей школы, для своих учеников.
Можете критиковать, но я убеждена: большинство пройдет на эту работу точно не из-за денег. Но если мы покажем хорошие результаты в пилотных 10 регионах, то поборемся за увеличение «стоимости» такого специалиста, когда этот проект придет во все регионы.
В утвержденной программе «Десятилетие детства» есть пункт «Разработка перечня показателей эффективности воспитательной деятельности». Опять бесконечные отчеты?
Ирина Плещева: Скажу так. Отчетность будет минимальная. Но совсем без этого не обойтись: все-таки выделяются бюджетные деньги.
Поэтому уже сейчас разрабатывается мобильное приложение, в котором «навигаторы детства» смогут общаться с нами напрямую, задавать вопросы, получать поддержку в режиме реального времени. И там же, надеюсь, можно будет отправить отчет в два клика.
Будут ли советники-воспитатели ставить оценки за поведение? За «успехи в патриотизме»?
А идеологией «навигаторы» будут заниматься?
Второе. «Навигаторы детства» будут заниматься именно воспитанием, а не идеологией. И если благодаря их работе все меньше подростков будет состоять в полиции на учете по делам несовершеннолетних. Если будет меньше жестокости, травли, если никто не будет плясать на памятниках, разве это плохо? Разве плохо, если выпускники школ не будут путать государственные флаги России и Франции? Объясните мне, против чего выступают все эти критики? И что плохого, если вместо мыслей «побухать» и «приторчать», у школьника благодаря «Навигатору детства» в голове будет желание получить интересную профессию, найти хорошую работу?
Почему в школе растет агрессия и нетерпимость?
Справка «РГ»