совещательный голос на выборах что это такое

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС

Смотреть что такое «СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС» в других словарях:

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — право участвовать в работе выборных органов или международных организаций лишь с консультативными функциями (т.е. без права на участие в голосовании по любым вопросам). Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать … Юридический словарь

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — (юридическое), право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосования … Современная энциклопедия

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — в праве участие в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать … Большой Энциклопедический словарь

Совещательный голос — в праве участие в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Совещательный голос — (англ. deliberative voice) право участвовать в работе выборных органов или международных организаций лишь с консультативными функциями (т.е. без права на участие в голосовании по любым вопросам) … Энциклопедия права

Совещательный голос — (юридическое), право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать … Юридическая энциклопедия

совещательный голос — (юрид.), право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать. * * * СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС, право (см. ПРАВО (система норм)) участвовать в работе выборных органов или международных… … Энциклопедический словарь

Совещательный голос — (юридический) право участвовать в работе выборных органов или международных организаций лишь с консультативными функциями (т. е. без права на участие в голосовании по любым вопросам) … Большая советская энциклопедия

СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС — право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Совещательный голос на выборах что это такое

При проведении выборов зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, вправе назначить наблюдателей в каждую УИК, в том избирательном округе, в котором кандидат, кандидаты либо краевой список кандидатов зарегистрированы.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Наблюдатели могут осуществлять свою деятельность в том избирательном округе, в котором зарегистрирован назначивший их кандидат. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.

В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Направление, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке. Установление иных, кроме указанных в Законах, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Наблюдатель не вправе:

— выдавать избирателям бюллетени;

— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;

— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень;

— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

— принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней;

— препятствовать работе УИК;

— проводить агитацию среди избирателей;

— участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Наблюдатель вправе:

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;

— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию, при этом величина и толщина шрифта, которым нанесена информация о фамилии, имени и отчестве зарегистрированного кандидата или наименовании избирательного объединения не может быть больше, чем у иной информации на нагрудном знаке;

— визуально знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

— наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

— визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

— наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

— обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Осуществление указанных прав наблюдателем не должно приводить к приостановке процесса голосования, в том числе выдачи избирателям бюллетеней для голосования и осуществлению избирательных прав граждан, находящихся в помещении избирательного участка либо ожидающих прибытия к ним членов участковой избирательной комиссии, иных лиц, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования по поданным ими заявлениям.

Члены комиссии с правом совещательного голоса.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить по одному члену в каждую участковую избирательную комиссию с правом совещательного голоса.

Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица:

— не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство;

— признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

— не достигшие возраста 18 лет;

— выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

— судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

— лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

— члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Документы, подтверждающие полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса:

— письменное заявление от зарегистрированного кандидата;

— заявление гражданина о согласии быть членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса;

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе:

— выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

— знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий;

— удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

— обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд;

— присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования;

— поставить свою подпись на мешках или коробках с запакованными избирательными бюллетенями после завершения подсчета голосов избирателей.

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:

— выдавать и подписывать бюллетени;

— участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

— составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

— участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

— составлять протоколы об административных правонарушениях.

На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации.

Документом, подтверждающим полномочия представителя СМИ, является редакционное и аккредитационное удостоверения, которое действительно при наличии паспорта или иного документа удостоверяющего личность. Срок действий аккредитационных удостоверений выданных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации завершился 20 августа 2017 года.

В редакционном удостоверении, как правило, должна содержаться следующая информация:

— Ф.И.О. представителя СМИ;

— статус представителя СМИ;

— фотография представителя СМИ;

— указан срок действия редакционного удостоверения;

— подпись руководителя организации, выпускающей СМИ (или иного уполномоченного на то лица), заверенная печатью организации.

В случае отсутствия редакционного удостоверения представителем СМИ должен быть предъявлен иной документ, подписанный руководителем организации, выпускающей СМИ (или иным уполномоченным на то лицом), и заверенный печатью организации.

Данные документы журналист, согласно пункту 9 статьи 49 Закона о СМИ, обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию. Кроме этого, при возникновении спорных ситуаций, требуется сообщить контактные телефоны редакции СМИ.

Председатель избирательной комиссии либо по его поручению иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе проверить в редакции СМИ, выдавшей предъявленный документ, его достоверность и полномочия предъявителя.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

1) присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

3) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку. При этом не допускается нарушение тайны голосования и контроль за волеизъявлением избирателей. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается проводить съемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней. При съемке работы УИК со списком должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

Представитель средства массовой информации не вправе:

— вести съемку списков избирателей, других избирательных документов, содержащих персональные данные избирателей, в результате которой эти данные могут быть несанкционированно использованы;

— нарушать тайну голосования;

— производить фото- и видеосъемку избирателей, требующих прекратить эти действия в отношении них;

— своими действиями препятствовать работе избирательных комиссий, а также вмешиваться в их деятельность.

Представители средств массовой информации не имеют полномочий наблюдателей.

Законодатель не ограничивает одновременное присутствие в помещении для голосования нескольких представителей одного СМИ.

Источник

Инструкция наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса

совещательный голос на выборах что это такое. Смотреть фото совещательный голос на выборах что это такое. Смотреть картинку совещательный голос на выборах что это такое. Картинка про совещательный голос на выборах что это такое. Фото совещательный голос на выборах что это такое

наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса

Наблюдатель должен явятся на избирательный участок в день голосования к 7 часам 30 минутам утра (если на избирательном участке установлен комплекс обработки избирательных бюллетеней (далее — КОИБ) должен явится на избирательный участок к 7 часам утра).

Наблюдатель вправе (пункт 9 статьи 30 ФЗОГ):

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы;

з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в территориальную избирательную комиссию, Московскую городскую избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее по тексту — ЦИК) или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

· соблюдение тайны голосования и исключение контроля за волеизъявлением избирателей;

· изображение избирателя, члена комиссии не должно занимать большую часть кадра (экрана);

Вместе с тем у наблюдателя, помимо прав, есть ограничения, связанные с его статусом. Так, наблюдатель не вправе (пункт 10 статьи 29 ФЗОГ):

а) выдавать избирателям бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Несоблюдение какого-либо из перечисленных ограничений может послужить основаниям для удаления наблюдателя с избирательного участка. Разумеется, следует помнить, что могут быть предприняты попытки удалить наблюдателя по надуманным основаниям. В большинстве случаев для удаления наблюдателя по надуманным основаниям используется формулировка: «совершение действий, препятствующих работе комиссии». Именно таким способом от работы в комиссии отстраняются «неугодные», нелояльные наблюдатели.

Рекомендация: Не создавать конфликта в некритичных ситуациях (по любому поводу), требовать в любом случае отстранения письменного решения комиссии. Помните, что самая ответственная часть дня голосования начинается после 20.00 часов, когда избирательный участок уже закроется и начнется работа с избирательной документацией, поскольку именно с этого времени может начаться фальсификация итогов голосования[3]. Следовательно, важно продержаться на избирательном участке как можно дольше (чем ближе комиссия к подсчету голосов, тем больше желание устранить любой контроль со стороны наблюдателей).

НЕПОСРЕДСТВЕННО В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ:

1. Возьмите с собой на участок:

o чистую бумагу, копировальную бумагу;

o очки и необходимые лекарства, воду и еду;

o телефон, планшет, зарядное устройство к нему;

o фотоаппарат, элементы питания для него;

o документы, полученные в штабе: инструкции, образцы жалоб, бланк протокола, особого мнения.

1. При появлении на избирательном участке необходимо совершить следующие действия:

1) представиться, предъявив председателю или секретарю комиссии направление и паспорт;

2) узнать имена, отчества и фамилии председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии, записать их;

3) попросить, чтобы вас внесли в список присутствующих, особо обратив внимание на то, чтобы туда был занесен ваш телефон, по которому можно будет сообщить о повторном подсчете голосов или о составлении повторного протокола, если это потребуется;

5) уточнить у председателя или секретаря записать для себя следующие цифры (это понадобится для дальнейшего сравнения с протоколом об итогах голосования):

— количество бюллетеней, полученных комиссией;

— количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования;

— количество открепительных удостоверений, которое получила и выдала УИК;

— количество избирателей, внесенных в реестр заявлений на голосование вне помещения (на дому);

— количество членов комиссии, установленное решением вышестоящей комиссии;

— установленное вышестоящей комиссией количество переносных ящиков.

6) попросить председателя, посмотреть списки избирателей. До начала голосования там не должно быть подписей избирателей и необъяснимых пометок! Допускаются только пометки о выбытии избирателя, получении открепительного удостоверения (в этих случаях избиратель исключается из списка посредством вычеркивания), получении открепительного удостоверения. Проверьте, что книги списка избирателей сброшюрованы (прошиты и скреплены печатью).

2. Осмотрите участок.

На участке должны быть кабинки для тайного голосования или ширмы, сводный плакат с информацией обо всех кандидатах, расположенный в удобном для избирателей месте, образец заполнения бюллетеня без признаков агитации, увеличенная форма протокола, переносные и стационарные ящики для голосования (урны). Агитационных материалов быть не должно.

Избирательный участок (помещение для голосования) должен отвечать следующим требованиям (статья 61 ФЗОГ):

· наличие информационного стенда, на котором размещается следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: биографические данные кандидатов; указание избирательного объединения, если кандидат выдвинут им (если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру — слово «самовыдвижение»); сведения о доходах и об имуществе кандидатов; информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений (если такая информация имеется);

· наличие кабинки для тайного голосования или ширмы;

· наличие письменных принадлежностей в кабинах для голосования, за исключением карандашей;

· наличие образца заполнения бюллетеня;

· наличие увеличенной копии протокола УИК об итогах голосования;

· стационарные и переносные ящики для голосования должны располагаться в пределах видимости наблюдателей.

3. Приступить к наблюдению на избирательном участке.

Достаточно часто право наблюдателей на перемещение в пределах избирательного участка ограничивается председателем комиссии (заместителем председателя комиссии). Так, наблюдателя могут поставить в дальнем углу избирательного участка, с которого отсутствует возможность одновременно видеть места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования (пункт 11 статьи 61 ФЗОГ). При этом председатель комиссии, заместитель председатель комиссии запрещает передвигаться по избирательному участка, поскольку это «мешает» или «препятствует» работе комиссии.

Рекомендация: занять удобную для наблюдения позицию, с которой в поле зрения будут места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, и не производить перемещения без необходимости. Помните, что исчерпывающие требования к работе наблюдателя изложены в ФЗОГ, в связи с чем не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных ФЗОГ, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей» (пункт 8 статьи 30 ФЗОГ).

Однако существует большая вероятность того, что ограничение прав наблюдателя на наблюдение начнется с момента закрытия избирательного участка, когда комиссия перейдет к подсчету голосов.

Рекомендация: следует помнить, что наблюдатель, во-первых, имеет право «наблюдать за подсчетом данных по списку избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей» (подпункт «г» пункта 9 статьи 30 ФЗОГ). Во-вторых, подсчет голосов производится таким образом, чтобы «лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии»; им обеспечивается возможность «увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене» (пункт 10 статьи 68 ФЗОГ). Следовательно, настаивайте на праве наблюдать за подсчетом голосов. В противном случае составьте жалобу; при необходимости обратитесь в колл-центр.

ГОЛОСОВАНИЕ В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

В 08.00 часов открывается избирательный участок, присутствующим предъявляются пустые стационарные и переносные ящики для голосования, затем они опечатываются.

Голосование производится только лично и по предъявлению паспорта, временного удостоверения личности, по военному билету допускается голосование только для проходящих военную службу (должна быть соответствующая отметка в военном билете).

Голосовать могут только те избиратели, которые внесены в список избирателей.

Дополнительно в список избирателей вносятся избиратели, которые по каким-то причинам не внесены в список, но имеют в паспорте штамп о проживании на данном участке, а также избиратели с открепительными удостоверениями.

Списки избирателей должны всегда находиться в Вашем поле зрения. Данные об избирателе не могут вноситься в список в отсутствии избирателя. Следите, чтобы не было голосования за других лиц (по сговору с иным членом комиссии).

Следите за тем, чтобы увеличенная форма протокола заполнялась своевременно.

ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Главное правило голосования вне помещения: голосовать могут только те избиратели, которые заранее подали заявки (в т. ч. устные, по телефону) на такое голосование. Эти заявки вносятся в специальный реестр. Члены комиссии, проводящие голосование вне помещения, получают перед выездом выписку из такого реестра и бюллетени в количестве, превышающем количество внесенных в выписку избирателей на три-пять бюллетеней. Они берут с собой переносной ящик для голосования, в который могут проголосовать только те избиратели, которые внесены в выписку из реестра.

При этом Председатель комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении (пункт 6 статьи 66 ФЗОГ).

Наблюдатель имеет право присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования (подпункт «в» пункта 9 статьи 30 ФЗОГ). Ссылки председателя комиссии, заместитель председателя комиссии на то, что в автомобиле нет места для наблюдателя; для выездного голосования уже взяли одного наблюдателя и т. д. не соответствуют закону.

Вместе с тем на этом праве Вам нужно настаивать только при одновременно соблюдении двух условий:

— если в комиссию поступило свыше 40 заявок;

— если в случае Вашего отсутствия на избирательном участке останется дружественный член избирательной комиссии (например, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от Яблока). Наблюдать за избирательным участков важнее, чем выезжать на голосование вне помещения!

Однако отлучаться с избирательного участка следует только в том случае, когда Вас может подменить член избирательной комиссии с право совещательного голоса (от партии «Яблоко»), в противном случае рекомендуется остаться на избирательном участке.

Прием заявок для голосования вне помещения завершается в 14 часов (то есть за шесть часов до окончания голосования).

После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения, составляется акт о таком голосовании.

Чтобы проследить за правильностью голосования вне помещения, надо перед выездом группы ознакомиться с выпиской из реестра, записать для себя число избирателей в ней, узнать количество бюллетеней, которые берет с собой группа. После возвращения группы надо опять ознакомиться с выпиской из реестра, а также с актом голосования вне помещения.

Очень большое количество проголосовавших вне помещения — подозрительный признак. В нормальных условиях на одного голосующего вне помещения уходит 8-10 минут, значит, за час одна группа может обслужить всего 6-8 избирателей.

Также надо обращать внимание на то, составляется ли реестр заявлений на голосование вне помещения по форме, заполнены ли там все графы, не используется ли вместо реестра список, предоставленный в комиссию каким-либо лицом.

Данный этап является одним из самых важных, действия членов комиссии строго регламентированы[4], малейшее отклонение от требований закона не допускается.

Действия комиссии после закрытия участка разделяются на этапы:

1. Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней.

В присутствии наблюдателей, обеспечивая им возможность обозревания всех действий комиссии, поочередно пересчитываются неиспользованные и испорченные избирательные бюллетени, после чего гасятся (отрезается левый нижний угол бюллетеня). Далее списки избирателей убираются в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место (пункт 7 статьи 68 ФЗОГ).

2. Подсчет данных по списку избирателей.

В соответствии со списками избирателей подсчитывается количество избирателей, включенных в список; включенных в дополнительный список; проголосовавших; получивших открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях.

3. Извлечение бюллетеней из переносных ящиков, подсчет их количества.

Проверяется сохранность пломб переносных ящиков для голосования, ящик не должен быть поврежден либо заменен.

На один либо на нескольких составленных вместе столах в отсутствие любых пишущих принадлежностей извлекаются бюллетени из переносных ящиков для голосования, пересчитываются, сверяется их количество с количеством избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования. Бюллетеней не должно быть больше! В противном случае все бюллетени, извлеченные из переносных ящиков для голосования должны быть признаны недействительными[5].

Если на участке установлены КОИБы, то извлеченные избирательные бюллетени после переключения соответствующего режима КОИБ вносятся в КОИБ, при этом сохраняется тайна голосования.

4. Извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчет голосов.

Если на участке не установлены КОИБы, после работы с переносными ящиками для голосования, проверяется целостность пломб на стационарных ящиках для голосования, после чего из них извлекается всё содержимое и высыпается на один либо несколько составленных вместе столов, на которых не должно быть пишущих принадлежностей.

Обратите внимание, дальнейший этап является одним из самых важных.

Сначала бюллетени сортируются по пачкам: «при сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается» (пункт 14 статьи 68 ФЗОГ).

Затем отдельно и друг за другом подсчитываются бюллетени в каждой из пачек путем перекладывания (чтобы были видны отметки в бюллетенях), причем одновременный подсчет в нескольких пачках запрещается (пункт 18 статьи 68 ФЗОГ).

Содержание каждого бюллетеня должно быть оглашено отдельно.

После сортировки бюллетеней должен быть происходить подсчет каждой пачки путем перекладывания бюллетеня, при этом все должны видеть отметку на бюллетене.

5. Проверка контрольных соотношений, проведение итогового заседания комиссии, упаковка документов, оформление протокола комиссии об итогах голосования, выдача копий протоколов.

После того, как бюллетени посчитаны, оформлены в пачки, проверяются контрольные соотношения и проводится итоговое заседание комиссии, без которого никто не может подписывать протокол.

На итоговом заседании комиссии рассматриваются все жалобы, принимаются решения.

Потребуйте выдачи заверенной копии протокола: должно быть указано слова «Верно» или «Копия верна», должность, подпись, фамилия и инициалы лица, заверившего копию, номер копии, дата и время заверения, проставлена печать избирательной комиссии[6].

По возможности сопровождайте председателя комиссии с избирательными документами в территориальную избирательную комиссию, в комиссии возьмите контакты члена территориальной комиссии от Яблока (при его отсутствии — у дружественного члена территориальной комиссии от КПРФ, «Справедливой России»), чтобы он мог сообщить вам о факте назначения пересчета.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Самый «топорный» метод фальсификации, при котором один человек помещает в ящик для голосования пачку либо несколько бюллетеней, может происходить с ведома и согласия председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря, иных членов комиссии.

Способ противодействия — визуальное наблюдение за членами комиссии и за стационарным ящиком для голосования, контроль содержания списка избирателей.

Если Вы обнаружили попытку осуществить вброс, следует сразу и публично обратиться к полицейскому на участке с требованием задержать человека, осуществляющего вброс. Например, так: «Уважаемый сотрудник полиции, данный человек осуществил вброс бюллетеней, что является преступлением, поэтому прошу задержать этого человека для выяснения обстоятельств». Запишите координаты свидетелей происшествия, сообщите о происшествии в штаб. Воздерживайтесь от самостоятельного задержания преступника — это может быть в дальнейшем использовано против Вас.

После выявления необходимо усилить внимание над списками избирателей: чтобы скрыть вброс при подведении итогов, комиссия должна внести изменения в списки избирателей.

Отличается тем, что группа избирателей направляется к председателю / заместителю председателя / секретарю / члену комиссии и включается в дополнительный список избирателей на основании регистрации по месту жительства, открепительного удостоверения либо иного предлога. Фактически этих оснований у граждан не имеется, возможно, также голосование за других лиц.

Способ противодействия — визуальное наблюдение, уточнение информации о том, по какой причине избиратели включаются в дополнительный список избирателей.

Если Вы обнаружили явные признаки карусели, следует сразу и публично обратиться к полицейскому на участке с требованием задержать людей, участвующих в этом. Например, так: «Уважаемый сотрудник полиции, эти получившие бюллетени лица не являются избирателями на данном избирательном участке и не имеют права голосовать, что является преступлением, поэтому прошу задержать их для выяснения обстоятельств». Запишите координаты свидетелей происшествия, полицейского (-их) сообщите о происшествии в колл-центр. Воздерживайтесь от самостоятельного задержания преступников — это может быть в дальнейшем использовано против Вас. В случае если признаки преступления неявные — ограничьтесь сообщением в штаб, вызовом мобильной группы.

Данный метод фальсификации используется в момент непосредственного подсчета голосов, когда бюллетени, рассортированные по пачкам, не пересчитываются путем перекладывания и визуального обозрения отметки избирателя, а пересчитываются путем «загиба уголков», при этом в пачке бюллетеней за одного кандидата могут находится бюллетени с голосами за другого кандидата.

Способ противодействия — потребовать соблюдения пункта 18 статьи 68 ФЗОГ: «. бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается». Если подсчет голосов, указанным способом продолжается, необходимо сообщить об этом в колл-центр написать жалобу о нарушении избирательного законодательства в соответствии с имеющейся формой. Также в случае обострения конфликта рекомендуется сообщить в прокуратуру по горячей линии.

Настаивайте, чтобы стол находился в поле съемки камеры видеозаписи. В поле зрения должны одновременно находиться места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования. При подсчете голосов – обеспечиваются полный обзор действий участковой избирательной комиссии, в т. ч. обозримость отметок в бюллетенях.

При данном методе фальсификации после составления и подписания протокола об итогах голосования и выдачи Вам заверенной в установленном порядке копии, протокол:

— исправляются некоторые данные;

Либо может быть проведено повторное заседание избирательной комиссии с повторным подсчетом голосов уже после того, как члены комиссии освобождаются, когда протокол об итогах голосования принят территориальной избирательной комиссией. Фактически заседание комиссии может и не проводиться.

Способ противодействия — если «переписывание протокола» происходит в момент нахождения наблюдателя на избирательном участке, то необходимо написать жалобу о нарушении избирательного законодательства в соответствии с имеющейся формой. Жалоба адресуется председателю участковой избирательной комиссии, в которой находится член избирательной комиссии.

Необходимо максимально долго находиться в помещении избирательного участка вплоть до его закрытия, желательно в поле действия камер видеозаписи, запомните, кто последним закрывал помещение избирательного участка, данные охранника либо иного ответственного лица. В таком случае члены комиссии не смогут утверждать, что собирались в помещении избирательного участка вновь. При наличии возможности сопровождайте председателя комиссии с избирательными документами в территориальную избирательную комиссию, в комиссии возьмите контакты дружественного члена территориальной комиссии (если в территориальной комиссии не будет члена от партии «Яблоко»), чтобы он мог сообщить вам о факте назначения пересчета.

Не отключайте мобильный телефон в ночь голосования и не ставьте на беззвучный режим — в таком случае вы не пропустите сообщение председателя комиссии о повторном заседании комиссии.

«Отдаление от работы»

Заключается в том, что наблюдатель прямо либо косвенно отдаляется от работы комиссии либо от совершения отдельных действий.

Может выражаться активными агрессивными действиями: угрозы, незаконное удаление с избирательного участка, призывами не мешать либо «начальство так сказало, не спорьте», пассивными доброжелательными средствами: предложение алкоголя («у кого-то день рождения, прочее»), задушевные беседы, перекуры для отвлечения внимания, подкупы.

Способ противодействия — продолжайте осуществлять свои функции наблюдателя. В случае обострения конфликта рекомендуется сообщить в колл-центр прокуратуру по горячей линии, написать жалобу о нарушении избирательного законодательства в соответствии с имеющейся формой. Жалоба адресуется председателю участковой избирательной комиссии, в которой находится член избирательной комиссии. Также следует сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию, может оказать содействие в урегулировании конфликта.

В случае незаконных действий — обращайтесь в колл-центр, фиксируйте все нарушения законодательства, предъявляйте жалобы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛ-ЦЕНТРОМ

По всем спорным вопросам Вы можете обратиться в колл-центр. Вместе с тем следует помнить, что, вероятно, колл-центр будет загружен, поэтому до обращения следует: удостовериться в собственной правоте, обратившись к пособию для наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса «Обжалование нарушений избирательного законодательства на выборах 8 сентября 2013 года»; постараться максимально корректно найти компромисс со стороной конфликта (председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, членом избирательной комиссии). Если же ситуацию нельзя урегулировать или отсутствует возможность найти прямой ответ в пособии для наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса «Обжалование нарушений избирательного законодательства на выборах 8 сентября 2013 года», обратитесь в колл-центр, составьте жалобу, получите решение комиссии по Вашей жалобе.

Хронологические рамки при взаимодействии с колл-центром:

1) с 08.00 до 10.00 часов утра — сообщить о своем прибытии на избирательный участок, продиктовать:

· свои фамилию, имя, отчество;

· свой контактный телефон;

· номер избирательного участка, на котором Вы находитесь;

· число избирателей, включенных в список избирателей;

· число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

· число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;

2) в течение дня — информация о жалобах, поданных на избирательном участке;

3) в 12.00 — сообщить об обстановке на избирательном участке (общий настрой комиссии, информация о нарушениях и т. д.);

4) в 16.00 — сообщить об обстановке на избирательном участке (общий настрой комиссии, информация о нарушениях и т. д.);

5) после окончания подсчета голосов и получения копии протокола об итогах голосования — продиктовать все строки (всего 16 строк), указанные в копии протокола об итогах голосования, а также дату и время подписания протокола об итогах голосования.

В день голосования у всех наблюдателей в комплекте документов будет «Дорожная карта», разработанная для выборов Мэра Москвы. На лицевой стороне «Дорожной карты» перечислены грубые нарушения (признаки нарушений) на участке с порядковыми номерами от 1 до 15. Если для написания жалобы по нарушениям конструктора жалоб недостаточно, то Вы можете обратиться в колл-центр, назвав порядковый номер нарушения, после чего оператор продиктует текст жалобы по телефону со ссылками на статьи Избирательного кодекса города Москвы.

Данная инструкция может также использоваться членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Особенности заключаются в следующем:

— член комиссии с правом совещательного голоса не может быть удален с избирательного участка — его можно только отстранить от работы комиссии;

Член комиссии с правом совещательного голоса (пункт 23 статьи 29 ФЗОГ):

а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд;

ж) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права (пункт 22 статьи 29 ФЗОГ):

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

Для справки – выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья соответствующего кодекса

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом

Заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом

штраф в размере от 1000 пятисот до 2000 рублей

Фальсификация избирательных документов, …если это деяние совершено членом избирательной комиссии, … уполномоченным представителем избирательного объединения… а также кандидатом или уполномоченным им представителем

штраф в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок

Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума,

либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц,

либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей,

либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей… либо подписание членами избирательной комиссии… протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования,

либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов

штраф в размере от 200000 до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

[2]Исходя из практики, уведомление должно быть письменным, которое вручается председателю комиссии, его заместителю или секретарю комиссии под подпись на втором экземпляре с расшифровкой подписи и указанием статуса (председатель комиссии/ заместитель председателя комиссии/секретарь комиссии).

[3]См. ниже информация о существующих на сегодняшний день способах фальсификации итогов голосования

[4]порядок подсчета регламентирован статьей 68 ФЗОГ (рекомендуется изучить ее досконально)

[5]пункт 12 статьи 68 ФЗОГ

[6]пункт 12 статьи 30 и пункт 29 статьи 68 ФЗОГ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *