совершить алию что это такое в израиль
Что такое алия у евреев
Когда-то случилось так, что еврейский народ распространился по всей планете, не имея собственного государства. Сегодня такое государство существует и любой человек, подтвердивший свои еврейские корни, может получить гражданство этого государства.
В данной статье можно узнать, что означает алия у евреев в Израиль, историю этих процессов и все тонкости возвращения на родину Израиль.
Кол-во комментариев: 0
Количество просмотров: 9899
Быстрый переход по странице
Некорректная страна проживания
Некоректный номер телефона
Примите условия обработки персональных данных
Что такое алия у евреев
Алия в Израиль – это возвращение еврейского народа в Израиль, так как именно это место является их исторической родиной.
Значение слова алия с иврита буквально «возвышение» и применялось в более ранней истории, и больше используется иудеями, а во всем мире процесс возвращения евреев на историческую родину принято называть не алия, а репатриация в Израиль, то есть возвращение.
Государство Израиль достаточно молодое и получило свою независимость в конце 40-х годов прошлого века, а уже в 1950 был принят Закон о Возвращении, который до сегодняшнего дня является одним из основных законов этого государства.
Что же подразумевает алия в Израиль или термин репатриация? Любой еврей, их супруги, дети, внуки и их супруги имеют право вернуться на историческую родину в Израиль.
По закону евреем считается любой, кто родился от матери-еврейки или человека, который принял иудаизм (основная религия евреев) и не исповедует другой религии.
Человек получает репатриант от консула в посольстве Израиля после личной встречи и предоставления необходимого пакета документов, который подтверждает его еврейское происхождение.
История еврейской алии
На протяжении всей истории алия евреев была непрерывной, но в какие-то периоды она значительно увеличивалась и имела массовый характер, в какие-то значительно уменьшалась, что было связано с различными событиями в мировой истории.
Что это такое алия евреев в Израиль мы разобрались, теперь можно немного узнать об истории этого процесса. Мировая история знает несколько масштабных переселений в Израиль, о них будет рассказано подробнее.
Более активно алия евреев начала проявляться в середине ХΙΙΙ века, когда на историческую родину начали возвращаться группы Франции и Испании в качестве миссионеров, пока некоторые земли современного Израиля были под властью крестоносцев.
К ХΙV веку на землях Израиля уже жили переселенцы не только из Франции и Испании, но и из Германии, Италии, Ближней Азии и некоторых уголков Африка.
К середине ХVΙ века в городе Цфат образовалась крупная еврейская община, которая по некоторым данным насчитывала не менее 14 тысяч евреев. С начала ХVΙΙ века в Святой земле начало обосновываться все больше приверженцев различных еврейских движений, которые обосновывались не только в Цфате, но и других города: Тверия, Пкиин и др.
С середины ХΙХ века началась более интенсивная алия евреев в Израиль, преимущественно это были люди из Российской империи и Марокко.
Первая алия в Израиль
1882-1903 год вошли в историю, как годы первой массовой алии евреев на священную землю. Иудеи массово бежали из Российской империи из-за начавшегося гонения на еврейское население после убийства императора. Новый русский император выпустил закон, который сильно ограничивал права данной прослойки граждан, а так же были осуществлены погромы, вследствие которых пострадало много еврейских домов, многие семьи лишились имущества, некоторые были убиты или искалечены.
Первая волна вернувшихся столкнулась с множеством проблем в новом месте жизни:
Не смотря на все ужасные условия и преграды, большинство репатриантов смогли обосноваться в крупных городах, таких как Яффа, многие начали заниматься сельским хозяйством.
К концу ХΙХ века население нынешней Израильской территории составляло более 25 тысяч человек.
Таким образом, первая алия в Израиль положила начало развитию данной территории и стала началом новой жизни для многих людей.
Вторая алия в Израиль
Вторая алия евреев практически неразрывно связана с первой и продолжалась вплоть до Первой мировой войны.
Еще больше евреев с востока Российской Империи и Восточной Европы бежали в Палестину, там их число достигло 40 тысяч. Они были вдохновлены социалистическими идеями, создавали общества, партии и организации, которые были призваны помогать друг другу.
Начинает формироваться общество, еврейское население создает организации, которые призваны защищать их от нападок рядом живущих арабов и бедуинов. Так же начинает возрождаться культура, появляются печатные издания и литература на иврите.
Кроме населения северных государств в Израиль прибывали репатрианты из недалеко расположенного Йемена.
Стоит упомянуть имя Артура Рупина, человека, который сыграл большую роль в новом укладе жизни еврейского общества. Сначала он жил в Германии, работал там в суде, был главой Бюро еврейской статистики и демографии в Берлине. Он же является автором труда «Социология евреев». С 1908 года и до конца жизни жил в Яффе, был руководителем сионистской поселенческой деятельности, был создателем новых форм коллективной жизни в Израиле.
Третья алия в Израиль
Началась третья репатриация после Первой мировой войны. В стране активно развивалось сионистское движение, что привлекало сюда еще больше евреев со всего мира, большую часть составляла активная молодежь, движимая социалистическими идеями и в последующем занимавшаяся преобразованиями сельского хозяйства и строительства в Палестине.
Большой поток переселенцев спровоцировал в начале 20-х годов образование арабского националистического движения, которое претендовало на Палестину. Так как Израиль все еще находился под влиянием Великобритании, то в 1920 году был введен закон, который ограничивал количество алии до 16,5 тысяч в год, кроме этого теперь не каждый желающий мог перебраться в Святую землю, а только те, кто представлял для Великобритании интерес: студенты, богатые владельцы капиталов, некоторые категории работников.
После того, как в 1922 году было учреждено мандатное государство Палестина, которое управлялось Великобританией, территория для репатриации евреев сократилась на 75%.
В исторических документах говорится, что в период третьей алии прирост населения составил 35 тыс. человек.
Четвертая и пятая алия в Израиль
Обе алии шли друг за другом и продолжались с 1924 по 1939 год.
Основными новоприбывшими в период четвертой репатриации были выходцы из Восточной Европы, особенно из Польши. Это связано с тем, что на бывшие территории Российской Империи пришла новая власть и люди старались от нее бежать. Двумя наиболее популярными местами для нового дома были США и Израиль, однако США ограничили иммиграционные темпы и те, кто собирался туда, вынуждены были отправиться в Святую землю.
По данным четвертая алия составила 67 тыс. человек, большая часть из которых селилась в городах, что привело к ускоренному развитию торговли и промышленности в них.
Бурное развитие еврейского общества не устраивало рядом живущих арабов и к концу четвертой алии в 1929 году случились Арабские беспорядки.
С пятой алией в Израиль прибыло 250 тыс. новых репатриантов, больше всего прибыло из Германии. Иудеи из Германии привезли с собой большие финансовые возможности, трудовые навыки, хорошую базу культуры и искусства.
Бурно развивалась промышленность, в которую активно вкладывали деньги, был построен порт в Хайфе, появились современные промышленные предприятия.
К концу 30-х годов приток нового населения значительно уменьшился вследствие арабских восстаний и ограничений, которые ввели британские власти.
Незаконная алия
Был период в истории Израиля, когда репатриация проходила нелегально. Так как британское правительство значительно ограничило алию, а люди все еще хотели попасть в Святую землю, то начали образовываться штабы, которые помогали людям незаконно иммигрировать. В этот период больше всего людей переселялось из Европы, пытаясь бежать от нацистского движения, но были люди и из ближайших государств: Сирия, Ирак, Египет, Ливан.
С началом Второй мировой войны алия немного изменила свой характер, теперь общины помогали евреем укрыться от нацистского насилия.
Великобритания всячески препятствовала незаконной иммиграции, даже зная, что особенные гонения в период Второй мировой войны пришлись на еврейское население. Нелегальная алия евреев в Израиль продолжалась до момента приобретения независимости в 1948 году. За этот период в страну попало более 110 тыс. человек, большинство из которых было переправлено по морю.
Еврейская алия в государство Израиль
После получения независимости одним из первых и главных законов стал Закон о свободном возвращении. Теперь любой кто мог доказать свои еврейские корни законно мог получить гражданство Израиля.
В первые четыре года независимости население увеличилось почти в 3 раза и составляло уже 1,5 млн человек.
Люди возвращались на историческую родину со всех уголков мира: Восточная Европа, Северная Африка, Арабские страны, Афганистан, Болгария, Ирак, Марокко, Румыния, Болгария, Польша, СССР и др.
В таблице отражена численность репатриантов за период с 1948 по 2003 год.
Алия — репатриация в Землю Израиля
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Соблюдение законов Торы [↑]
Важнейшее условие для переезда в Израиль — исполнение законов Торы. Хотя полное очищение от грехов вовсе не обязательно, закон Торы должен лежать в основании жизни репатрианта.
Особое внимание надо уделить изучению законов, относящихся к пребыванию в Эрец Исраэль: отделение трумот и маасрот, соблюдение субботнего года Шмиты, траурное надрывание одежд у Западной Стены и т. д. Подсчитано, что 195 из всех 613-ти заповедей Торы можно соблюдать только в Эрец Исраэль; еще 78 заповедей имеют непосредственное отношение к Земле.
Некоторые считают, что не соблюдающим заповеди евреям вообще лучше не приезжать в Эрец Исраэль. Присутствие «мятежников» в царском «дворце» может пробудить Его гнев и привести, не дай Б-г, к еще одному трагическому изгнанию. Автор книги Сэфер Харедим приводит в связи с этим такой исторический пример. Самаритяне были, как известно, идолопоклонниками, но пока они жили у себя на родине, их прегрешения сходили им с рук. Стоило им, однако, перебраться в Святую Землю и возобновить там свои языческие ритуалы, Ашем послал на них львов, и они все погибли. Поэтому, вступая на землю Израиля, каждый человек должен испытывать священный трепет. Ему надо пересмотреть свое прежнее поведение и четко осознать, что теперь он находится во дворце царя Вселенной.
Правда, теперь большинство раввинов смягчили это требование, исходя из того, что все большее число евреев начинают соблюдать законы Торы именно благодаря своему пребыванию в Эрец Исраэль. Духовная сила, заложенная в Западной Стене и других священных местах, раздувает пламя веры из той крохотной искорки, которая заложена в душе каждого еврея. Эта искра может неожиданно разгореться и пробудить в человеке любовь и преданность Торе.
Мера заслуг и мера греха [↑]
Мидраш рассказывает о царе, который часто ездил в соседний город и всегда брал с собой детей. Во время одной из поездок дети вели себя настолько непочтительно, что он разгневался и поклялся больше никогда не брать их в этот город. В следующий раз он отправился один, но вдруг почувствовал, что очень скучает по детям. «Ах, как бы мне хотелось, чтобы мои дети были со мной», — воскликнул он. Эта история, говорит мидраш, показывает нам отношение Б-га к еврейскому народу. Живя в Эрец Исраэль рядом со Всевышним, евреи бунтовали и нарушали Его заповеди. Тогда Ашем разгневался и изгнал их в другие страны. Но теперь Он скучает по своим детям, и, хотя они по-прежнему несовершенны, ему грустно и тоскливо без них. «Ах, как Мне хочется, чтобы Мои дети были сейчас со Мною в Эрец Исраэль, пусть даже они пока не научились уважать эту Землю».
Хотя этот мидраш можно понять буквально, некоторые комментаторы предпочитают видеть в нем указание для религиозных евреев; они не должны подходить к себе слишком критически, ибо такая заниженная самооценка может удерживать их от алии. Даже если они недостаточно хорошо исполняют заповеди, Б-г все равно ждет их возвращения в Израиль.
Среди нас нет безгрешных [↑]
Рамбан пишет, что в своем обращении к поколению пустыни, составляющем книгу Дварим, пророк Моше (Моисей) передает им обещание Всевышнего проявлять к ним милосердие. Поэтому, как бы ни были велики их прегрешения и несовершенство, они не должны отказываться от Эрец Исраэль, ибо «нет человека, который полностью свободен от греха» (Мишлей 7:20). Такая ложная скромность может привести к суровому наказанию. Лучше покаяться, довериться милосердию Всевышнего и приехать в Израиль, исполнив тем самым свою религиозную обязанность.
Талмуд учит нас, что проживание в Эрец Исраэль искупает грехи. Но раби Моше Кордоверо уточняет, что речь идет только о непреднамеренно совершенных проступках. Другие прегрешения искупаются только путем страданий, терпения, сострадания к людям и трепета перед Б-гом, смиряющих человеческую гордыню. Кроме того, для искупления преднамеренно совершенных грехов необходимо глубокое раскаяние и изучение Торы.
Материальная обеспеченность [↑]
Второе условие для алии состоит в наличии средств к существованию. Человек, приезжающий в Израиль, должен быть в состоянии обеспечивать себя и свою семью.
Вовсе не обязательно стремиться к такому же уровню жизни, что и в стране исхода, но и впадать в нищету нельзя. Экономическая «ненадежность» порождает отчаяние, которое может подорвать религиозные убеждения, поскольку человек склонен к компромиссам в алахических вопросах, если речь идет о заработке. К тому же материальные трудности могут вынудить его поселиться в нерелигиозном районе или послать своих детей в такую школу, которая не будет прививать им мировоззрение Торы. И, наконец, неудобно входить в царский дворец с протянутой рукой. Это просто непочтительно по отношению к Царю. В Коль Бо сказано, что велика заслуга того, кто приезжает в Эрец Исраэль, но при условии, что у него есть средства к существованию.
С другой стороны, существуют различные благотворительные организации наподобие «Раби Меир Бааль аНес», которые помогают изучающим Тору и их семьям, живущим в Эрец Исраэль.
Раби Хаим Давид Азулай, известный под именем Хида, учил, что тот, кто помогает нуждающимся евреям Эрец Исраэль, как будто сам находится там. Например, раби Исраэль из Шклова, опекавший учеников Виленского Гаона в Израиле, провел несколько лет в Европе, где организовал благотворительный фонд для ашкеназских евреев Израиля.
Фактор безопасности [↑]
Третье условие для алии заключается в уверенности, что поездка в Святую землю закончится благополучно.
Еще в прошлом веке путешествие из Европы было сопряжено с большим риском. Ребе Нахману из Брацлава, поселившемуся в Израиле в 1801 году, пришлось преодолеть множество опасностей на долгом пути из России в Святую Землю. Если бы Всевышний не оберегал его, кто знает, чем закончилось бы это путешествие. Скорее всего, именно этот закон побудил Виленского Гаона вернуться домой с середины пути, так и не увидав Святой Земли.
Обращаясь к своему поколению (1740 год!), раби Яаков Эмден так прокомментировал это трудное условие алии: «Что можем сделать мы, духовно обнищавшие? Мы как будто находимся на северном полюсе, куда не проникает свет Б-жественного Присутствия — так далеки от нас Святая Земля и наш святой язык! Как много препятствий надо преодолеть, чтобы вернуться! Ехать на телеге, пересекать реки на паромах… Но ни снег, ни дождь не должны нас останавливать. Возможные опасности ни в коем случае не оправдывают наше бездействие, ибо в мирные времена трудности и невзгоды минимальны. Ради исполнения столь великой мицвы [заповеди] нужно пойти на риск — пересечь пустыни и переплыть моря.
Опасности подстерегают нас везде — даже в будничной жизни. Как можно сравнивать духовные преимущества пребывания в Эрец Исраэль — удовольствие, испытываемое Всевышним, когда еврей поселяется в Святой Земле, и искупление грехов, даруемое этой Землей живущим на ней — с мелкими дорожными передрягами? Ведь точно так же можно отказаться от поездки в Израиль из-за какой-нибудь занозы, застрявшей в ноге, или из-за боязни конфликта с таможенниками. Так не хватит ли предаваться лени? Пусть же каждый из нас разработает свой собственный план преодоления этих пустячных преград, и тогда мы все вместе, не медля ни дня, отправимся в Эрец Исраэль, единственное место в мире, где можно ощутить могущество Всевышнего, обрести покой и безопасность под сенью Его Шехины [Божественного присутствия]».
Нынешние трудности [↑]
Когда-то дальние путешествия были связаны для религиозного еврея с большими лишениями и не доставляли ему никакого удовольствия. Плохие дороги, трудности, связанные с соблюдением Шабата и кашрута, трудности ухода за детьми, — все это отбивало у многих евреев охоту к перемене мест.
В наше время технические достижения и удобства помогли избавиться от большинства этих проблем. Тем не менее далеко не все религиозные евреи пользуются новыми возможностями. Многие до сих пор предпочитают оставаться в хуц лаарец [вне земли Израиля].
Изобилие материальных благ и свободного времени, а также развитая система авиасообщений превратили путешествия в большой бизнес, внушив человеку мысль, кто «каждый, кто хоть чего-нибудь стоит, должен объездить весь мир». Экзотика далеких стран притягивает к себе евреев, и они забывают о своей исконной связи с Эрец Исраэль. Святая Земля становится для них всего лишь туристическим объектом, одним из сотен живописных мест, которые стоит посетить, чтобы сделать несколько фотографий на память и сказать потом друзьям: «Я побывал и там». Но для тех, кто видит глубже, ни одна страна в мире не может сравниться со Святой Землей, с ее особым, ни с чем не сравнимым очарованием.
Образование и окружение [↑]
Мы рассмотрели три главных условия, выполнение которых дает человеку право начать подготовку к переезду в Израиль. Существует, однако, еще ряд факторов, которые надо учитывать потенциальному оле [репатрианту в Израиле].
Например, очень важно дать детям хорошее еврейское образование, и не только ради них самих, но и для укрепления всей еврейской общины. Здесь никакие компромиссы недопустимы. Поэтому высокий уровень религиозного образования в хуц лаарец может уравновесить предложение хорошо оплачиваемой и перепективной работы в каком-нибудь израильском «городе развития», где не будет возможности изучать Тору.
Кроме того, может случиться так, что человек нашел работу в таком месте Эрец Исраэль, где под влиянием нерелигиозного или даже антирелигиозного населения он не сможет в достаточной мере исполнять мицвот. В этом случае разумнее остаться в хуц лаарец в здоровой религиозной среде. При оценке такого рода неблагоприятного влияния надо учитывать следующие факторы: наличие синагоги с более или менее постоянным миньяном, миквы для женщин, доступность кашерной пищи, соблюдающие Шабат соседи и т. д.
Решиться на переезд в Эрец Исраэль нелегко. Человек должен взвесить, с одной стороны, обязанность еврея жить на своей родине и мощный духовный подъем, который вызывает такое переселение; но с другой стороны, каждый человек несет ответственность за физическое, материальное и психологическое благополучие своей семьи. Поэтому нет единого рецепта для всех, так же как не существует двух одинаковых семей. Прежде чем принять решение об алие, просто необходимо посоветоваться с равом.
Уважение к стране и ее народу [↑]
Независимо от того, живет ли еврей в Эрец Исраэль или вне ее, он никогда не должен оскорбительно высказываться о стране и о ее народе.
Тот, кто неуважительно отзывается об Израиле, не только нарушает запрет Торы, касающийся Лашон аЛа (Злоречия), но и демонстрирует недостаточную веру в Б-га, ибо пренебрегает его драгоценным достоянием и важнейшим наследием.
Пример этому — история с разведчиками, которые отправились в Эрец Исраэль, чтобы рассказать о ней евреям, готовившимся войти в нее. Несмотря на то, что Б-г назвал землю «хорошей», они пренебрегли Его даром, назвав ее «землей, которая пожирает своих жителей»; в результате энтузиазм евреев улетучился, сменившись бунтом против воли Всевышнего. За это им пришлось скитаться по пустыне еще сорок лет, и все, кто поверил клеветническим измышлениям разведчиков, умерли, так и не вступив в Святую Землю.
Кроме того, в Талмуде рассказывается, что на протяжении всего вавилонского изгнания евреи позволяли себе неуважительно отзываться о своей родине, хотя даже царь Вавилона Санхерив никогда не утверждал, что его страна лучше Эрец Исраэль. Тем самым он заслужил уважение наших мудрецов.
Этот пример позволяет нам сделать еще один вывод: если Санхерив удостоился уважения за то, что не стремился превозносить свою страну, хуля Эрец Исраэль, насколько же больше заслуга того, кто не только воздерживается от несправедливой критики в адрес своей родины, но, наоборот, всячески восхваляет ее!
Алия (репатриация в Израиль)
Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом оле́ (в женском роде ола́, мн. ч. — оли́м), эти слова иногда используются и в русских текстах.
Подавляющее большинство израильских евреев сегодня — либо олим, либо потомки совершивших алию.
Содержание
[править] История
[править] Стремление евреев в Сион
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. [1] Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые впоследствии основали город Цфат в Галилее. [2] В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Израиле в четырёх святых городах (Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии), а во второй половине XVIII века целая хасидская община из Восточной Европы поселилась в Святой земле. [3]
В 1882 году еврейское население Эрец-Исраэль составляло около 30-35 тысяч жителей и было ультра-религиозным. Евреи жили в древних святых городах — Иерусалиме, Тверии, Цфате и Хевроне. В Иерусалиме евреи составляли большинство населения. Сравнительно маленькие общины были и в некоторых других городах.
[править] Первая алия (1882—1903)
Первая большая волна современной иммиграции в Палестину, известная как Первая алия, началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе. [4] В 1882—1903 годах в Палестину, тогда провинцию Османской империи, переселилось около 35 тысяч евреев. [4] Большинство из них принадлежало к палестинофильским движениям Ховевей-Цион (Любящие Сион) и Би́лу (билуйцы) и прибыло из Восточной Европы (главным образом Российской империи); небольшое число прибыло также из Йемена. По большей части это были ортодоксальные евреи.
Поселенцы испытывали множество затруднений: нехватка средств, тяжёлые природные условия, недостаток соответствующего сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В разрешении этих затруднений большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд, взявший несколько основанных городов под свою опеку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.
[править] Вторая алия (1904—1914)
Вспышка антисемитизма в Российской империи вызвала волну еврейских погромов, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года. В период 1904—1914 годов в Палестине поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. [4]
Как и иммигранты первой алии, большинство переселенцев второй алии были ортодоксальными евреями, не разделявшими идей сионизма. [5] В то же время, многие из поселенцев этого периода были увлечены социалистическими идеями, создав в Палестине политические партии и рабочие организации. Они основали в 1909 году первый киббуц — Деганию, положивший начало киббуцному движению, [6] и сформировали первую организацию еврейской самообороны, Ха-Шомер, для защиты еврейских поселений от враждебных действий со стороны арабов и бедуинов.
В это время был основан пригород Яффы Ахузат-Баит, который перерос впоследствии в город Тель-Авив. В этот же период широко распространился возрождённый иврит, на котором стали выходить газеты и литература.
С началом Первой мировой войны Вторая алия практически прекратилась.
В результате к 1917 году в Палестине проживало примерно 85.000 евреев. [7]
[править] Третья алия (1919—1923)
Во время Первой мировой войны по инициативе В. Жаботинского и И. Трумпельдора в составе британской армии был сформирован «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины. В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».
В 1919—1923 годах, как следствие Первой мировой войны, установления в Палестине британского мандата и Декларации Бальфура, в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут и еврейская организация самообороны Хагана.
[править] Четвёртая алия (1924—1929)
В 1924—1929 годах в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Значительную роль сыграл экономический кризис в Польше в сочетании в проводимой там политикой вытеснения евреев из бизнеса (поэтому эту волну иммигрантов прозвали «алия Грабского», по фамилии тогдашнего премьер-министра Польши). В 1924 году были введены ограничения на иммиграцию в США, что заставило евреев ехать не в США, а в Палестину.
Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания (что послужило причиной названия «алия киосков»), а также лёгкую промышленность.
Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
[править] Пятая алия (1929—1939)
В 1929—1939 годах, с подъёмом нацизма в Германии, в Палестину приехали 250 тысяч евреев, 174 тысячи из которых — в 1933—1936 годах. Американский журналист Эдвин Блэк в многократно переизданном бестселлере «Соглашение о перемещении» пишет, что благодаря соглашению Хаавара с 1933 по 1939 гг. около 60 тысяч немецких евреев на легальных основаниях выехали из Германии в Палестину. После 1936 года возросшие ограничения на иммиграцию, наложенные британскими властями, сделали эту волну эмиграции нелегальной, называемой «Алия Бет».
[править] Алия Бет — нелегальная иммиграция в 1933—1948 годах
В «Алие Бет» принято выделять два этапа.
Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями — американские, французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы же всячески противодействовали этому движению, накладывая ограничения на передвижения из лагерей и организуя морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.
Несмотря на борьбу британских властей с нелегальной иммиграцией, за 14 лет в Палестину таким образом переправилось 110 тысяч евреев.
[править] Массовая алия 1950-х годов
В 1948—1952 годах еврейское население Израиля увеличилось с 600 тыс. до 1,5 млн. Сотни тысяч евреев стали беженцами из арабских стран, спасаясь от погромов и преследований.
Со дня провозглашения еврейского государства 14 мая 1948 года и до конца года в Эрец-Исраэль прибыло более 100 тыс. репатриантов. До конца 1951 года в страну репатриировало 690 тыс. человек — и их число превысило численность ишува накануне провозглашения государства. Декларация независимости Государства Израиль фактически открыла ворота для евреев со всего мира, провозгласив: «Государство Израиль будет открыто для репатриации евреев и для собирания диаспор».
Первыми прибыли европейские евреи, пережившие Холокост и находившиеся в лагерях перемещённых лиц. Вслед за ними стали прибывать — нередко почти в полном составе — еврейские общины стран Востока. Так, в рамках операции «Эзра и Нехемья» репатриировались почти все евреи Ирака (120 тысяч человек). Были проведены также операции по репатриации евреев из Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Репатриация продолжалась и в последующие годы — вплоть до наших дней. Были периоды спада и роста алии, были даже периоды, когда число тех, кто покидал страну, превышало число репатриантов. В 1956 году возобновилась алия из стран Восточной Европы, а после Шестидневной войны 1967 года заметно выросла алия из стран Запада и началась репатриация евреев из Советского Союза.
[править] Операция «Орлиные крылья» (или «Волшебный ковёр»)
Название операции взято из библейского стиха: «Вас Я поднял на орлиных крыльях» (Исх.19:4). 52 тысячи евреев Йемена были вывезены из этой страны в ходе операции «Волшебный ковёр». Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолёты «орлиными крыльями».
В 1949—1950 годах Израиль эвакуировал по воздуху из Йемена 50 тысяч евреев местной общины, стекавшихся со всех концов страны в лагерь «Избавление». Операция получила название «Ковёр-самолёт» или «На орлиных крыльях». Начиная с сентября 1949 года самолёты ежедневно перевозили в Израиль по 500 йеменитов. До конца 1949 года в Израиль прибыло 35 тысяч беженцев из Йемена. Последний рейс приземлился в Израиле в сентябре1950 года. [8]
[править] Репатриация евреев из СССР 1970-х годов
Шестидневная война вызвала подъём национального сознания советских евреев. 10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны. В конце 1960-х — начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается. Вместе с этим, до начала 70-х годов израильская цензура запрещала публикацию каких-либо материалов, связанных с еврейской репатриацией из СССР. С 1969 года по 1975 год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР.
В 1980-е годы наблюдался спад алии.
[править] Репатриация эфиопских евреев
Община «Бета Исраэль» (эфиопских евреев) существует в Эфиопии со времён разрушения Первого Храма, находясь почти в полной изоляции от остального еврейского мира.
За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима. Однако, вплоть до 1979 года лишь очень немногим это удалось. В 1979—1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7 тысяч эфиопских евреев. На пути в Судан и в лагерях беженцев в этой стране, от голода и болезней погибло около 4 тысяч эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.
[править] Операция «Моше»
Операция «Моше» продолжалась с 21 ноября 1984 года по 5 января 1985 года. В течение этих шести недель в Израиль прибыло около 7 тысяч новых репатриантов из Эфиопии.
Но исход евреев из Эфиопии не прекратился: эфиопские евреи продолжали прибывать в Судан. В 1985—1989 годах было проведено ещё несколько тайных операций, в ходе которых воздушным путём было доставлено в Израиль ещё около 3 тысяч человек. В январе 1990 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе открылось израильское посольство. В Аддис-Абебу начали стекаться тысячи эфиопских евреев, требовавших вывезти их в Израиль. В 1990—1991 годах в Израиль репатриировалось ещё около 8500 человек.
[править] Операция «Соломон»
Это была крупнейшая операция, в ходе которой в Израиль было привезено наибольшее число евреев в кратчайший срок. После завершения операции «Шломо» в Израиль репатриировалось ещё около 5 тыс. евреев из Эфиопии. Сегодня всё эфиопское еврейство, насчитывающее около 50 тыс. человек, находится в Израиле.
[править] Массовая алия из СССР и стран СНГ начиная с 1989 года
С приходом к власти в СССР М. Горбачёва и началом процесса общей политической либерализации (см. «Перестройка», «Гласность») были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В октябре 1989 года правительство США ввело ограничения на приём беженцев из СССР.
В это время в Москве в рамках работы израильской консульской группы (дипломатические отношения между СССР и Израилем ещё не были восстановлены) начали действовать представители «Сохнута» (Еврейского агентства) и организации «Натив». Началась подготовка к массовой репатриации евреев СССР в Израиль. Появились многочисленные курсы по изучению иврита — ульпаны (как организованные правительством Израиля, так и частные). Возникла «Сионистская организация СССР» во главе со Львом Городецким.
Немало росту репатриации способствовали и проявления антисемитизма. Организация «Память» во главе с Д. Д. Васильевым проводила в 1987—1990 годах многочисленные акции против т. н. «жидо-масонского заговора». В 1987 году руководители «Памяти» даже были приняты первым секретарём Московского ГК КПСС Б. Н. Ельциным, однако не получили поддержки властей. Особенно выросла активность «Памяти» перед выборами народных депутутов в Верховный Совет СССР в 1989 году. Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.
С 1989 года началась массовая репатриация из СССР. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР (лишь за декабрь 1990 прибыло 35 тыс. человек).
Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. Затем, прежде всего в связи с исчерпанием демографического ресурса, а также в связи с усилением террора после подписания «мирных соглашений в Осло» 1995—1996 годах уровень репатриации уменьшился. Всего за период «Большой Алии» в Израиль прибыло более 1,4 млн евреев из СССР и постсоветского пространства.
Правительство [9] не было готово к приёму большого количества репатриантов. Чтобы улучшить ситуацию с жилищным фондом перед небывалым ростом населения за счёт новоприбывших, началось массовое строительство в периферийных районах и возведение так называемых «караванных» посёлков (то есть временных городков из временных домиков со всеми удобствами). Ответственным за эту программу был министр строительства Шарон. Наибольшее количество нового жилья было построено в так называемых районах развития в Галилее и Негеве — в Кармиэле, Нацрат-Илите, Йокнеаме, Беэр-Шеве, Офакиме и др. населённых пунктах. Наибольшее количество жилья было возведено в Ашдоде. Население города в настоящее время приближается к 200 тыс. человек.
Русскоязычные евреи составили более 17 % населения Израиля и более 20 % еврейского населения страны. В некоторых городах они составляют даже более 40 % жителей. Количество СМИ на русском языке в Израиле превышает количество СМИ на иврите, по данным пресс-секретаря Посольства Израиля в РФ. Существуют телеканалы, газеты, журналы, книги на русском языке, и израильские власти не чинят препятствий их возникновению.
Русскоязычные израильтяне представлены в Кнессете партией «Наш дом — Израиль».
[править] Алия 2000-х
В 2004 году в Израиль прибыло около 22 тысяч новых репатриантов, что на 1 тыс. меньше, чем в 2003 году.
За 2005 год в Израиль репатриировалось 23 тысячи человек (+4,4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины — примерно 10 100 человек (48,1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 с Украины, что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году. Из остальных крупных групп репатриантов, прибывших в 2004 году, примерно 3700 человек (17,6 %) из Эфиопии, примерно 2000 (9,5 %) из Франции и около 1900 (9 %) из США.
В 2006 году в Израиль приехало 19 900 иммигрантов, что примерно равно количеству в 2005.
С начала сентября 2010 года и до конца августа 2011 года в Израиль из стран СНГ, Северной и Латинской Америки, Европы и Азии прибыли 18500 репатриантов. Это на 12 % больше по сравнению с предыдущим периодом (2009—2010), когда в Израиль из этих регионов репатриировались 16500 человек. Ещё 2700 олим прибыли из Эфиопии. Из стран СНГ за этот период прибыли 8290 репатриантов (рост 19 %).
В 2011 году в Израиль приехало 19023 человека, из них 7400 человек или 39 % выходцы из СНГ.
Следует, однако, заметить, что части репатриантов не удаётся устроиться в Израиле, вследствие чего они покидают страну. Так, в России к 2006 году проживало около 50 тыс. граждан Израиля.
По данным Демоскопа, в настоящее время в Израиль из России переезжает в среднем по 2-4 тысячи человек в год.
В 2012 году в Израиль приехало на 2 % меньше людей по сравнению с 2011 годом или 16557 человек (44 % которых из стран бывшего СССР): Россия (3545 человек), Эфиопия (2432 человека), США (2290), Украина (2048) и Франция (1653).