совершение морского протеста что это
4. Морской протест
В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.
Заявление о морском протесте делается:
в порту Российской Федерации — нотариусу;
в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).
В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.
Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.
За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.
Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.
уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).
Морской протест
Морской протест — оформленное в установленном порядке официальное письменное заявление капитана (шкипера) морского или речного судна нотариусу или компетентным должностным лицам с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (общая или частная авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований (претензий).
Содержание
Цель морского протеста
Целью морского протеста является обеспечение, насколько это возможно, полной информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Порядок подачи морского протеста
Заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт или с момента происшествия (если оно произошло в порту). Одновременно с подачей заявления либо в срок не позднее 7 дней с момента прихода судна в порт или с момента происшествия капитан судна обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из него. При невозможности заявления морского протеста в установленный срок причины указываются в заявлении о морском протесте.
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.
Заявление о морском протесте делается:
Морской протест в произведениях литературы и искусства
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Морской протест» в других словарях:
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — письменное заявление капитана морского судна (капи тана (шкипера) речного судна, следующего по морским путям) о происшест вии, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, удостоверенное актом… … Финансовый словарь
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие… … Юридический словарь
Морской протест — (англ. sea/captain s/ship s protest) оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана морского судна (капитана /шкипера/ речного судна во время его следования по морским путям) о происшествии, имевшем место в период плавания или… … Энциклопедия права
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — письменное заявление капитана судна, оформленное в установленном порядке, направленное на обеспечение доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в случае аварии или другого происшествия, которое может явиться основанием для… … Юридическая энциклопедия
Морской протест — 1. В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о … Официальная терминология
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — письменное заявление капитана судна, оформленное в установленном порядке, направленное на обеспечение доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в случае аварии или другого происшествия, которое может явиться основанием для… … Энциклопедический словарь экономики и права
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие… … Энциклопедия юриста
морской протест — оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие… … Большой юридический словарь
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — в случае повреждения судна или его груза или если судно во время рейса встретило штормовую погоду, что могло причинить ущерб судну (грузу) или вызвать подозрение о повреждении судна (груза), капитан судна заявляет М.п. в компетентные учреждения,… … Внешнеэкономический толковый словарь
МОРСКОЙ ПРОТЕСТ — оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие… … Юридический словарь современного гражданского права
Перевозчик, однако, освобождается от ответственности не безусловно, а только в случае, если докажет, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину (ст. 4 Брюссельской конвенции 1924 г.).
Обязанность доказывания таких обстоятельств лежит прежде всего непосредственно на капитане судна, так как согласно ст. 61 КТМ «капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца» и на него «возлагается принятие всех мер, необходимых для предотвращения всякого вреда судну и находящихся на нем людям и грузу».
Одной из особенностей института защиты интересов судовладельца является наличие в морском праве норм, предусматривающих право капитанов судов при определенных обстоятельствах заявлять морской протест. Если морской протест не будет совершен, то капитану и судовладельцу придется доказывать в судебном или арбитражном процессе те обстоятельства, которые могли бы найти полное отражение и подтверждение в своевременно заявленном морском протесте.
В силу своего правового значения, порядка оформления, последствий применения морской протест занимает особое место среди многочисленных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике работы морского транспорта, и обладает определенными особенностями.
В соответствии со ст. 394 КТМ, в случае если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и во время стоянки в порту. Большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.п.
Нотариусы принимают заявления капитана об имевшем место происшествии в соответствии со ст. 99 Основ законодательства о нотариате РФ. Заявления о морском протесте принимаются: от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям; от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы; от капитанов судов внутреннего плавания в случаях столкновения в морских или других водах с морскими судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами; от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов; от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
В заявлении о морском протесте капитан описывает обстоятельства происшествия и меры, принятые им для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия излагаются кратко и точно: шторм, перепады температуры и др., которые могли явиться причиной предполагаемой утраты, порчи или повреждения груза. Описание принятых мер представляет собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
Акт о морском протесте составляется нотариусом на основании записей судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно отражена непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.
Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте (время прибытия судна в порт, состояние люков до подачи заявления о морском протесте, наличие крайней необходимости выгрузки судна до заявления о морском протесте, обстоятельства происшествия, явившиеся причиной для заявления о морском протесте и меры, принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем и т.п.).
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Содержание показаний членов экипажа судна может иметь существенное значение, так как в процессе исполнения своих обязанностей на судне они могли быть очевидцами деталей или обстоятельств происшествия, не известных капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа в акте о морском протесте может лишить его доказательной силы. В качестве других членов экипажа могут быть допрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если они были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.
Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде. При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.
Акт о морском протесте должен содержать:
дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;
фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;
время прибытия судна в порт;
время поступления от капитана заявления;
дату представления судового журнала нотариусу капитаном для обозрения;
описание принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);
описание доказательств, исследованных нотариусом («В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшествия самого капитана и членов экипажа судна, которые показали»);
фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана не требуется ввиду указания этих сведений в начале акта);
номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
указание размера взысканного нотариального тарифа (30 000 руб. согласно Федеральному закону от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»);
подпись нотариуса и его печать.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна, выпиской из судового журнала и справкой капитана порта о прибытии.
Морской протест
В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе, информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для них заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).
Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств, который имеет следующие особенности:
а) при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза;
б) извещение о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам не направляется;
в) капитан и члены экипажа судна не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.
Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно действующему законодательству РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявление о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора.
Заявление о морском протесте делается капитаном, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, защиты и сохранения морской среды, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.
Заявление о морском протесте может делаться:
В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Описание принятых мер должно представлять собой совокупность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по сохранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса и т.д.
Заявление о морском протесте должно содержать следующие сведения:
* наименование судна и его флага,
* порты отправления и назначения,
* данные о мореходном состоянии судна,
* наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),
* меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.
При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.
Подача заявления о морском протесте в Генеральное консульство
Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:
а) в портах ЮРА в течение 24 часов с момента происшествия;
б) во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порты ЮАР после происшествия.
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.
В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в установленные сроки, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.
Возможность заявить протест сохраняется и после истечения установленных сроков. При обращении в Генконсульство с заявлением о морском протесте после установленного срока капитан должен указать причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Если истечение 24-часового срока наступает в нерабочее время, капитан судна может направить в Генконсульство факсом уведомление о намерении оформить морской протест. Время направления факса приравнивается к вручению заявления
о морском протесте.
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте должно быть сделано в первом порту захода судна. Однако иногда в силу обстоятельств рейса делать заявление в таком порту нецелесообразно, например, в случае, если судно заходит в первый порт лишь на непродолжительное время, после чего следует в порт выгрузки.
Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.
Поскольку речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до открытия трюмов, т. е. до того, когда экипаж ознакомится с состоянием груза, что сведет к минимуму возможность «подгонки» заявления под уже известный характер повреждений.
Не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до направления заявления о морском протесте. Например, судно заходит в порт после аварии и требуется срочная выгрузка; груз находится в поврежденном трюме и задержка лишь приведет к его дальнейшей порче; судно, перевозящее скоропортящийся груз, уже задержалось в рейсе из-за тяжелых погодных условий и т. п. Во всех случаях в заявлении о морском протесте необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить в Генконсульство для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.
В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
До составления акта о морском протесте консульское должностное лицо знакомится с подлинником судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражается непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность. Одновременно капитан должен представить в Генконсульство заверенную выписку из судового журнала, содержащую факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности: время прихода судна в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем. При расхождении данных, приведенных в заявлении о морском протесте, с данными судового журнала судом или арбитражем будут приниматься во внимание данные журнала.
В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на представление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в Генконсульство.
Составление акта о морском протесте
На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербовой печатью.
Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.
Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.
Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.
При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.
Акт о морском протесте содержит:
— дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;
— фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;
— время прибытия судна в порт;
— время поступления от капитана заявления;
— дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;
— описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);
— фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний;
— номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
— указание о размере взыскиваемого консульского сбора.
— подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Государственного герба Российской Федерации.