сова символ чего в христианстве
Какая птица В христианстве стала символом-сатаны?
Ночные птицы фигурируют в эпосе большинства народов мира, причем совам, филинам и сычам люди придавали сходное значение
Сова связана с символикой души, а также её проводами в загробный мир. Помимо этого для образа совы характерна связь с тайной: сокровенным, часто пугающим, знанием, могущественными силами магии и предсказанияим.
— В древнем Вавилоне крик совы в ночи считался криком умершей матери, тоскующей по своим детям.
— Древний Египет. Сова называется символом ночи, холода, зимы, безучастности, и принадлежит царству ночного Солнца, плывущего по подземному Нилу в ладье с Запада на Восток.
— Античность. Сова наиболее известна как спутница и атрибут Афины Пронойи — Провидящей. Как знак мудрости и учения, служит символом афинской Академии и науки вообще, а также тайных (гностических) знаний, ночных занятий, ясновидения и пророчества.
— Кельты. Хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица». — Славяне. Зловещая птица, символ одинокой, безбрачной женщины. Иногда в сове видели воплощение черта. Поляки верят, что она произошла из черта, поэтому не выносит дневного света, а живет вечно. По представлениям поляков и сербов, в сов нередко оборачиваются ведьмы. Известны поверья о сове как воплощении души умершего, часто некрещеного ребенка. Своим криком сова скликает души умерших (у поляков), выманивает детей из дома и лишает их жизни (у сербов).
Однако крик совы воспринимается и как предсказание рождения ребенка:
«ку-гу!» (подражание детскому плачу) — у белорусов,
«вродив!», «сповий!» (спеленай!) — у укранцев,
«колыхай, баюкай!» — у поляков.
Образ новорожденного в связи с совой возникает и в некоторых белорусских жатвенных песнях (жницы призывают друг друга ловить сову в жите, объясняя это желанием иметь плачущего младенца).
В болгарских легендах сова предстает как символ женщины безбрачной (вдовы, старой девы) или распутной (неверной жены, распутной девицы). У русских сова ассоциируется прежде всего со вдовой. «Совушка — вдовушка бедокурная», — гласит поговорка. Образ совы присутствует в свадебном величании вдовы. В шуточных песнях о выходе совы замуж к ней обращаются как к вдове.
Образ совы развивает и эротическую символику. Совой у русских называли распутную, «корчемную» женщину. В польских загадках сова прямо соотносится с женским половым органом: «Между двумя ногами крутит сова усами»; «Летит сова из Макова, а из задницы у нее капает». В украинских эротических анекдотах сова является свидетельницей любовной связи жены, изменяющей мужу, и вцепляется в гениталии. Мотив прелюбодеяния в неявном виде присутствует в некоторых магических действиях, связанных с совой: чтобы жена ничего не могла утаить от мужа, муж прикладывает к правому боку спящей жены сердце совы, тогда она скажет всю правду. Брачно-эротическая символика присуща образу совы и в свадебном обряде. Например, в украинских песнях, исполняемых перед брачной ночью, сова символизирует невесту. Сова наделяется отвращающими свойствами и находит применение в качестве оберега:
у лужичан сову прибивают к дверям дома, чтобы отвратить от него болезни и несчастья,
у поляков — к воротам овина для устрашения мышей,
у украинцев сову вешают в конюшне, чтобы домовой не мучил лошадей.
Образ совы как вдовы, одинокой, безбрачной женщины обнаруживает родство с образом кукушки. Сова и кукушка — обе изгнанницы и вынуждены скрываться от птиц. С кукушкой сову сближают также некоторые сходные названия (у болгар) и имитация их крика (ср., например, крик совы «ку-гу!»).
Неподвижные совьи глаза представляются «демоническими» и причиняющими болезни. Присутствует на погребальных урнах как символ смерти.
Ко времени династии Шан относятся многочисленные бронзовые статуэтки совы, вероятно, благопожелательного или охранительного характера.
Северная Америка. Мудрость, пророчество. У равнинных индейцев перья совы в головном уборе имеют защитное значение.
Индуизм. Эмблема бога мертвых Ямы. Вахана (верховое) животное богини Дурги, проявленной как «Камунда».
Иудаизм. Воплощение слепоты. Спутница и атрибут Лилит как демона ночи.
Христианство. В эпоху раннего христианства сова противопоставлялась (как символ светской науки) богословию, кресту. Как существо, ведущее ночной образ жизни, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, её изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия. Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом Сатаны, сил тьмы. Уединение, скорбь, запустение, дурная весть. Крик совы — это «песня смерти». Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.
Что означает сова, как символ: где расположить талисман в доме по Фен-Шую
Многие придают большое значение разным талисманам и оберегам, ставят их в доме, совершая различные ритуалы. Особой популярно пользуется оберег в виде совы.
Это связано с тем, что эту птицу издавна считали символом мудрости и знаний. Многие народы ее боготворили и боялись.
В предлагаемой статье рассматривается, какое значение придается этому символу, как его использовать в своих целях, народными приметами, связанными с совой.
Символ совы в разных культурах
В разных странах этой загадочной птице придавалось большое значение. Не всегда она оценивалась однозначно. Это связано с тем, что совы ассоциировались с мистикой и ночью.
По физиологии они ведут ночной образ жизни: охотясь ночью и хорошо ориентируясь в условиях темноты.
Наблюдая за этой птицей, наши предки считали, что она:
В таблице рассматривается, как к этому таинственному существу относились в разных культурах и народностях:
Народности | Что означает и с чем ассоциируется |
Индейцы | Вездесущая, мудрая, видит будущее |
Античные греки | Мудростью и знаниями олицетворяла богиню Афину. Символизировала сон и вечную ночь |
Кельты | Считали слугой подземного царства, прилетающей за мертвецом, ведьмой |
Китайцы | Сравнивали с непослушными детьми, плохо относящимися к родителям, воплощением зла, смерти, преступной деятельности, кошмара. Близость к ней предсказывала богатство |
Евреи | Слепота, скорбь, тоска, одиночество, дурные вести, воплощение дьявола |
Египтяне | Ночной и могильный холод, смерть |
Римляне | Мудрость и знания; символ бога тьмы и врачевания |
Индусы | Олицетворение бога мертвых |
Японцы | Дурной знак, уход из жизни |
Мексиканцы | Вечная ночь и уход в небытие |
Скифы | Рассудительность, благородство, тишина, мудрость |
Ацтеки и Майя | Демон ночи, всепоглощающее зло, проводник душ в царство мертвых |
Славяне | Нечистая птица, предвестник бед, смертей, пожаров. Хранительница тайников, кладов, заветных трав |
Сейчас образ этой птицы чаще изображают на книгах, медальонах, посвященных обширным познаниям в научной или военной сфере, на различных оккультных предметах.
Она олицетворяет просвещение, военную доблесть, мудрость.
Сова в христианской культуре
Неоднозначно относились к ней в Христианстве:
Различное отношение к птице связано с ее ночным образом жизни, совершенно бесшумным полетом, способностью поворачивать голову вокруг своей оси.
Горящими большими желтыми глазами, совершенно неподвижным и беззвучным дневным существованием.
Как используется символика совы?
Загадочная птица сова охватывает огромный разносторонний спектр значений, начиная с позитивных, заканчивая мрачными и зловещими.
Ею украшают жилые помещения и офисы, надевают медальоны, делают татуировки и др.
Особую популярность такая символика приобрела в китайском философском течении Фен-Шуй, согласно которому правильно размещенная фигурка позволит достигнуть следующего результата.
Таких, как:
Очень важен цвет совы:
Если поставить в офисе на рабочий стол, и с любовью ухаживать за ней – повысят зарплату, улучшатся отношения с коллегами и т.д.
Обратите внимание: около фигурки нельзя скандалить, выплескивать негативную энергию, некорректно себя вести.
Она поглощает негатив, а через время возвращает назад. Наполните ее позитивной энергией.
Народные приметы
Нет народа, не слагавшего легенды о сове, приписывая ей магическую силу. С этим образом связано огромное количество примет и поверий.
Во всем мире сова является оберегом для женщин: изображение этой птицы можно встретить на женской бижутерии, шкатулках и т.д.
У различных народов существовали разные поверья:
Полезное видео
Символ совы: значение как талисмана, оберега, амулета
Наиболее известное значение совы — символ мудрости и знаний. Но, кроме этого, данной птице придается и множество других значений и качеств.
Способность ориентироваться в полной тьме отождествляется с даром ясновидения. Бесшумность передвижения ассоциируется с осторожностью.
А ее ночной образ жизни издавна определяет принадлежность к магии. Также эта птица наделяется такими значениями, как духовность, сосредоточенность, вхожесть в потусторонний мир.
Не случайно талисман сова олицетворяет ряд важных свойств, которые через контакт с оберегом получает и носитель. Такой амулет имеет следующее значение: обретение защиты от негативных энергий, мудрости, потаенных знаний, достатка, удачи в делах и многого другого.
Происхождение
В древние времена судьба этих птиц была довольно незавидна, поскольку их считали предвестниками неприятных событий.
Так, например, в своих «Метаморфозах» Овидий указывает на то, что они приносят известия о смерти, а в «Фастах» — что ведьмы могут превращаться в таких птиц и наоборот, чтобы пить кровь спящих детей.
Считается, что по этой причине в Древнем Риме этих птиц прибивали к дверям, что имело значение отражения несчастья (похожая практика, по некоторым источникам, наблюдалась и в средневековой Германии).
Совы упоминаются и в Библии: от лица пророка Исайи говорится, что Вавилон опустеет, там станут гнездиться эти птицы и драконы.
КСТАТИ! Впервые значение совы как символа мудрости упоминается в древнегреческой мифологии в связи с богиней Афиной. В Греции она имела вполне положительный смысл и ассоциировалась с науками и знанием.
Однако этот символ и ранее присутствовал в искусстве. Так, например, этот образ встречается в Вавилоне. Здесь имеется в виду известный барельеф «Царица Ночи», изображающий женщину между двух ночных птиц, стоящую на двух львах.
До сих пор доподлинно не ясно, кто именно изображен на барельефе (есть следующие версии: Иштар, Лилит, Анат, Иннан, Эрешкигаль). Вероятнее всего, тут хищницы имеют значение охраны богини или помощников.
В Древнем Египте, судя по результатам раскопок, этих птиц мумифицировали, а также посвятили им отдельный иероглиф, обозначающий букву «м».
В более поздних культурах, например, у славян, этот знак имел негативное значение (как воплощение нечистой силы). Некоторые версии наделяли эту птицу способностью к вечной жизни (как будто она умирает утром, а вечером возрождается).
Еще одно славянское значение – «одинокая женщина». Этот термин был применим как к «гулящим» женщинам, так и к незамужним и овдовевшим.
У северных народов значение совы трактовалось скорее положительно: ночная птица считалась помощницей шаманов, ее отождествляли с развитой интуицией и провидением.
У некоторых народностей было поверье, что встретить ее означало грядущую большую удачу. Встречается данный символ и в масонстве, но только во второстепенном значении.
Сейчас символ несет в себе, как правило, положительное значение: мудрость, знания, богатство, удачу и прочие положительные характеристики. В это значение внесли свой вклад греки, индийцы и американские индейцы.
Значение амулета
Амулет сова обладает довольно широким спектром значений. В основном, это традиционно женский символ. Для женского пола сова как оберег означает:
Кроме того, сова символизирует женственность, мудрость и проницательность.
ВАЖНО! Значение символа совы меняется в зависимости от исполнения:
ВНИМАНИЕ! Наиболее благоприятным во многих культурах считается изображение совы в золоте, — это символизирует удачу и благополучие.
Значение совы как символа знаний
Невероятные способности совы (видеть ночью, бесшумно передвигаться, ловко вертеть головой) привели к тому, что люди стали видеть в ней символ особой мудрости и проникновения в сокрытое.
Кроме того, сове присуща некая антропоморфность (например, глаза у нее располагаются не по обе стороны от головы, как у всех птиц, а спереди), отчего человеку проще с нею отождествляться.
Средневековые алхимики держали у себя чучела сов или их живьем, поскольку полагали, что эти птицы помогают им в погружении в познание.
ВНИМАНИЕ! В значении талисмана мудрости сова помогает приобрести такие качества, как восприимчивость к новым знаниям, ясновидению и интуитивному пониманию.
Значение в качестве защитного оберега
Огромные глаза совы часто используются как зеркальный амулет от всякого «дурного глаза». Поэтому как защитный амулет следует выбирать изображение с максимально крупными и распахнутыми глазами.
Желательно, чтобы в их качестве использовались драгоценные или полудрагоценные минералы. Для взрослого носителя это может быть кулон или перстень. Как оберег для новорожденного можно прикрепить такую фигурку к колыбели.
ВАЖНО! Особой силой обладает оберег в виде совы, выполненный из серебра, поскольку данный металл наиболее эффективно отражает негативную энергию.
Знак достатка и богатства
Чтобы обеспечить сохранность своей собственности, оберег в виде совы необходимо расположить вблизи места хранения сбережений. Считается, что мудрость совы не позволит тратить деньги напрасно.
В восточной традиции сова часто представляет собой знак богатства. Там часто встречается изображение этой птицы на денежном дереве или на помосте из дерева, что также символизирует благополучие и достаток.
Значение в качестве амулета на удачу
Для успеха в карьерном росте и вообще в жизни используется символ совы с распростертыми крыльями. Такой символ убирает все страхи и нерешительность, помогает принимать верные решения, не делать скоропалительных выводов.
Однако считается, что такой знак лучше приобретать самостоятельно. А вот полученный в качестве подарка, на работе символ совы может принести, наоборот, неудачу в делах.
КСТАТИ! Пригодится на работе и сова со сложенными крыльями: такой символ способствует развитию внимательности и осторожности. Человек, имеющий у себя такой талисман, не станет принимать необдуманных решений.
Правила использования
Перед применением любого амулета его очищают и заряжают. Наиболее простой способ очистки – помещение на ночь в соль. После этого предмет промывают проточной водой.
Заряжают оберег при появлении на небе луны. Зажав фигурку в руке, нужно попросить ее о помощи в конкретном деле.
Распространено также мнение, что талисман следует применять согласно знаку зодиака:
Кроме того, размещение амулета зависит и от целей, для которых он приобретен:
Таким образом, способ применения и выбор формы оберега зависит от того, зачем он нужен, а также от характерных черт самого человека, использующего талисман.
Прогнозирование грядущих событий
«Совиный» оберег – не только защита, с его помощью можно также узнать свою судьбу.
Вообще обладатели такого талисмана отмечают, что после его приобретения у них значительно обострилась интуиция, и многие важные вопросы стали решаться гораздо проще.
Считается, чтобы узнать ответ на тревожащий вопрос, нужно на ночь разместить фигурку под подушкой, тогда решение проблемы придет во сне.
КСТАТИ! Сова, даже в виде амулета, довольно капризна. Ей требуется постоянное внимание и восхищение. Поэтому фигурку необходимо расположить на видном месте и как можно чаще обращаться к ней и гладить.
Самостоятельное изготовление амулета
Чаще всего самостоятельно изготавливают обще семейные обереги в виде картин, вышивок, панно, статуэток и т. д.
Надо сказать, что «совиный» талисман можно сделать из любого материала. Так, для статуэтки подойдет дерево или глина, для украшения предметов интерьера – вышивка, а для размещения на стене – картина.
Индивидуальный оберег можно (при наличии необходимых навыков и оборудования) отлить из серебра (этот металл повышает защитные свойства) или вырезать из дерева.
Кроме того, можно изготовить сову из бисера. Популярностью также пользуются татуировки с таким изображением (но это тот самый случай, когда лучше довериться профессионалу, а не заниматься самодеятельностью).
Значение символа совы довольно широко и многогранно. В большинстве случаев оно зависит от того, кто и зачем собирается использовать такой оберег, а также как именно изображена птица.
Это не тот амулет, который нужно прятать от чужих глаз, напротив, он любит внимание. К талисману следует обращаться как можно чаще, тогда он будет работать еще эффективнее.
Совы в доме
|
У нашей калитки стоит дуб. Под его сенью любой гость успокаивается и разговаривает тихим голосом. Если утром я забываю поприветствовать дуб, он ласково касается листьями моего лица: «Не суетись». Глажу шероховатый родной ствол: «Здравствуй, дружочек».
За двадцать лет деревенской жизни много народу побывало у нас под дубом. Конечно, чаще всех – сосед Александр Иваныч и вездесущие Зоя с Геной. Без них в деревне шагу ступить нельзя: они и пахали, и дрова заготавливали; да любая работа у них в руках горела… Здесь, под дубом, Мишка, крестник моей жены Марины, переборол гордыню – попросил у меня прощения. Однажды жизнь скрутила его в бараний рог. Несколько раз попадал в больницу, потом никак не мог подходящую для слабого здоровья работу найти. Чтобы не испортить подачками, я с детства придумывал Мишке с его неразлучным другом Панькой, моим крестником, заделье: двор убрать, воды наносить; когда подросли – дрова расколоть, щели мхом законопатить… На этот раз надо было помочь весомее. Заказал Мишке столик для компьютера. Деньги я вперед не даю – учен много раз – но уж очень он нуждался. Сначала у Мишки материала не было, потом выздоровел – на работу устроился… пятое, десятое. Я про долг не напоминал, а он старался не попадаться мне на глаза. За целый год раза три издалека виделись, и то Мишка сворачивал в сторону. Очень это было печально.
С тех пор жизнь у Мишки снова наладилась.
В прошлом году прибыл к калитке под дубом Лешка – не забыл наши встречи на берегу реки… Несколько лет назад он продал мешок колхозной муки. Суд почему-то все откладывали, откладывали, и Лешку, чтобы не тратить на него казенные деньги, отпустили пока домой. Да и куда ему бежать? Он же не олигарх Березовский. Лешка даже пить бросил от такой нечаянной радости. Все дни спозаранку сидел с удочкой на нашей прекрасной реке Устье. Поглядывал на поплавок, на небо, на землю… Словно хотел нарыбачиться, наглядеться на весь срок заключения. Каждый день гуляя в лугах с Малышом, моей зырянской лайкой, я разговаривал с Лешкой. И однажды он признался: «Антоныч, в этот раз очень тяжело мне идти туда. Вряд ли я вернусь…»
И вот, после отсидки, Лешка благодарно пришел к моей калитке – не забыл, как я проводил его в нелегкий путь парой добрых слов. Я пригласил в дом, но, Лешка, конечно, отказался: «Не зима – чего зря пол топтать». Скромно сел на ступеньку крыльца. Рассказал, как жил в лагере. Что все, слава Богу, обошлось. Я посочувствовал: «Досталось тебе там?» Он улыбнулся: «Нет. Меня ведь там Пошехоном зовут». В его родном Пошехонье почти все деревни вымерли, а оставшиеся крестьяне рассеялись по Ярославщине. Неужели и в лагерях уважают страдания русского крестьянства?! Звучит-то, конечно, красиво «Пошехон», но прозвище негрозное, нестрашное, а Лешку не трогали…
Напоследок, по-крестьянски тщательно затоптав окурок – в деревянных домах живем – Лешка доверил новую печаль. Оказывается, обыграл там одного «подкрученного». Тот поставил на кон все, что имел: квартиру, машину…подругу. Теперь ему надо долг отдавать, либо Лешку убивать. Лешка виновато пояснил: «Я-то, конечно, сразу простил ему все, но у них законы другие…» На этот раз я только дакнул. Когда сказать нечего, тогда и «да» хорошо».
Лешка праздновал все лето. Пьяный простудился и умер в бреду. Даже на работу не успел устроиться. Предчувствие все же не обмануло его. На этот раз он не вернулся…
Однажды, трапезничая в нашем монастыре, я вспомнил, что несколько лет Лешка работал здесь сварщиком. Рассказал братии его печальный конец. Они не на шутку запереживали: была ли панихида? «Если нет, то мы отпоем – он хороший был человек. Не обидчивый. Безотказный».
А недавно вышел я по звонку – под дубом, отведя от лица ветку, стоит Борис: «Дядя Сережа, у вас работа найдется?» Он тоже то ли мешок колхозного зерна пропил, то ли бидон у дачников стащил; и на днях вернулся из мест не столь отдаленных. Знакомый монах как-то с горечью промолвил: «Кто миллионы наворовал, того посадить не могут, а русского мужика за алюминиевую ложку на три года за решетку прячут».
Хотя Бориса я не провожал в тюрьму, но его младший брат Панька – мой крестник. Потому крикнул с крыльца: «Приходи через недельку, тогда что-нибудь придумаем. Сегодня в Москву уезжаю». Он понятливо кивает, но ветку из руки не выпускает. То ли стало ему хорошо, надежно под дубом, то ли денег сейчас попросит? Посуровел я – давно на водку не даю. Хлеба – пожалуйста. Но все-таки дуб пересилил – Борис неожиданно спросил: «Что-нибудь новое написали? Мы на зоне ваши книги читали. Потом обсудили…»
Борис мотнул головой влево: «У Брызгаловых в доме совы завелись. Ночью так кричат…» Я тоже каждый вечер вздрагиваю от криков этих сов. Кивнул, дескать, знаю. Но, потом до меня дошло: Борис непросто вспомнил про них, а прикровенно подсказал тему: как совы в доме завелись. Вовремя подсказал – я за девять месяцев ни строчки не написал…
А завелись совы в доме Брызгаловых так. Жили в нем русские крестьяне, Николай Иванович и Александра Ивановна. По нашему, по-деревенски, дядя Коля и тетя Шура. Хлебнули они горюшка досыта. Еще подростками отдавали «все – для фронта, все – для победы». С рассвета до заката кланялись каждому колоску, каждой картофелине, а сами частенько ели лебеду с ботвой! Кончилась война и опять их призвали подтянуть потуже пояса и напрячь все силы, чтобы поднять народное хозяйство в кратчайшие сроки… При Брежневе вздохнули было облегченно, тут новая война – перестройка… За все лишения и труды героические Николай Иванович с Александрой Ивановной, как все советские люди, получили в награду от приватизаторов «волчару». Так у нас прозвали ваучеры, а самих приватизаторов – прихватизаторами! Стали наши крестьяне никому не нужны. В Америке да в Турции с Китаем всего полно – не знают куда девать. Старший сын дяди Коли и тети Шуры Виктор в поисках лучшей доли женился во второй раз и переселился в другой район. Младший, Колянка, родившийся в конце семидесятых, учился уже в той школе, в которой не знали чему учить, то ли добру – как стать настоящим человеком, то ли злу – как деньги делать. Потому он научился только дешевую «водку» пить. А от водки этой не просто пьянеют, а дуреют. Сначала Колянка выгнал жену и остался с двумя малыми детьми. Конечно, их взяли на попечение Николай Иванович и Александра Ивановна. Тетя Шура уже очень болела. Из окна я видел, как она каждоденно, опираясь на палку, ковыляла в другой конец деревни к Колянке. И каждый раз я с горечью думал, что вскоре она покинет земную юдоль. Но шли годы, а она все ковыляла и ковыляла. Я понял: Бог держит ее на свете ради внуков. Если она умрет – они погибнут без нее, без этой ветхой старухи.
А в позапрошлом году Колянка, одурев от телевизора, где свальный грех; где пьют, дерутся, убивают, запинал до смерти родного отца. Колянку посадили. Детей забрала мать в Ростов. Тетю Шуру сдали в дом инвалидов. Я попроведывал ее. Она лежала в палате для умирающих. На голой клеенке! Дал ей денег, но она, христианская душа, не взяла: «Зачем они мне? Тебе нужнее». А сама – на голой клеенке! Я молча показал врачу. Он устало промолвил: «Нянечка одна на столько душ, а зарплата у нее на хлеб да соль». Но нянечку все же вызвал, а та: «Простыней чистых нету». Врач пояснил: «Шофер наш в отпуске, а второго взять не можем – платить нечем. Некому белье в стирку отвезти. Зато по телевизору все решают, куда нефтедоллары девать». Я согласился с ним: «До нас они, видимо, не доходят».
На прощанье тетя Шура со слезами схватила за руку: «Скажи моим, чтоб забрали меня отсюда. Я буду где-нибудь на задворках лежать…» Слезную просьбу тети Шуры я не передал. Сноха Люся ютится с новым мужем и тремя детьми в комнате заводского общежития. Рассказывает: «Ночью, когда встанешь, боишься на детей наступить». Они спят на полу. У сына Виктора задворки есть, но и твердокаменная жена тоже имеется. Ей не пришло на ум подсказать мужу: «Давай, возьмем твою мать к себе, пусть доживет у родных. Много ли ей осталось. И у нас совесть будет чиста». Видимо, она так не сказала… Тетя Шура отдала Богу свою измученную душу через три месяца после дяди Коли. Виктор же после похорон забрал из дома все, могущее пригодиться. А когда его спросили, что делать с собакой, зло ответил: «Пускай подыхает. На хрен она мне нужна». Невдолге сам вдруг заболел раком. Очень боялся умирать – все вызывал в больницу сына Вовку, которого вырастила бабушка…
Стоит опустевший дом Брызгаловых. Тяжело глядеть в его темные, словно глубокие омута, окна. Бывало тетя Шура сидела у окошка, дожидалась сыновей да внуков. Соседке Капе все чудится дымок из их трубы. Но это струится от ветра листва тополиная…
Для тепла все дома у нас чуть не до окон снегом завалены. Во многих стекла треснуты и заклеены бумагой. Нету денег на стекло, да и некому его вставить – мужики все полегли… Кто на полях брани, кто на пьяных «полях» перестройки и капитализма… Одни старухи еще фронт держат. Они у нас всегда самые стойкие. И сейчас в храме, в очереди на исповедь, обычно весь изведешься, даже сердишься на тех, кто долго исповедуется, а старухи горбатые стоят, опершись на костылик, и с улыбкой всех пропускают вперед, как малых детей…
В окнах темно, хотя спать еще рано. Свет они экономят. На их пенсию шибко не разгуляешься. Тети Нинин дом здорово вперед подался. Умрет она и дом завалится. Пока в доме, самом старом-престаром, живут люди, он будет стоять. А уйдут – вскоре скособочится и упадет. И тети Валин дом назад присел. И стариков Перепелкиных. И Гены с Риммой. Эти хибарки даже дачники не купят. Разве ради земли.
Так печально размышляя, до тети Лиды добрался. У нее, слава Богу, дом покрепче. Летом на луговине подле него – тысячи солнечных одуванчиков. Самых приветливых цветов. Идешь по тропинке, а они все дружно тебе кланяются. Может потому их так много возле тети Лиды, что она самый благодарный человек в нашей деревне. Недавно прохожу возле ее дома, а она приветливо с крыльца кивает: «Спасибо тебе за иконку Иринарха. Я ночью, когда от грозы просыпаюсь, то прошу его: Иринарх, батюшка родимый, пронеси бурю в леса, там она никому не повредит». В ту же ночь меня разбудил страшный гром. Небо от грохота раскалывается. Молнии, того гляди, дом спалят. И сразу я вспомнил молитву тети Лиды: «Преподобне отче наш Иринарше, пронеси эту грозу в леса…». И что бы вы думали, молитву тети Лидину Иринарх услышал – гроза сразу прекратилась. Да и сама тетя Лида наверняка в ту минуту тоже молилась. А Спаситель сказал: где двое или трое соберутся просить что-либо во имя Мое, то будет им…
Даже самая счастливая в нашей деревне тетя Лида страдает от одиночества – пригрела трех кошек и уж так с ними нянчится. Соседка Капа как-то съехидничала: «Лида каждый вечер по деревне ходит – кошек на ночь собирает». Мол, совсем с ума сошла на старости лет. А я возразил: «Одна останешься, может и ты будешь кошек на ночь собирать…» Она сначала глянула недоуменно, но все-таки вспомнила, что один внук уже ушел из дома, что сын дешевую «водку» пьет ( от нее половина русских мужиков отправилась на тот свет ). Покорно согласилась: «Может, и буду».
Когда подошел к своему дому, то даже озяб от горестного итога: на нашем конце деревенском в недалеком будущем едва ли три крестьянских дома останется! Зинки с Пашкой, Варюшки с Ванюшкой, и Капин дом… Но Зинка с Пашкой, хотя и работящие, правильные, уже не крестьяне, на них деревня не удержится. Они работают в поселке и все-то домок и машинешку холят – для себя живут. Ванюшка с Варюшкой хотят крестьянствовать – прошлым летом завели корову Дочку, двух телят, козлят. Слушать Варюшку одно удовольствие. Про Дочку она рассказывает: «Мне говорили, не бери ее – корова малодойная. А я пощупала вымя и поняла – моя. Она у меня чуть не по ведру зараз надаивает. Верно говорят: плохих коров не бывает, бывают плохие хозяева». На нашем конце несколько лет ни одной коровы не было! Теперь есть у кого молоко, творожок, сметану взять. Когда слышу мычание Дочки, то радуюсь больше, чем соловьиному пению весной – оживает наша деревня. При встрече с Дочкой непременно крещу ее и ласково прошу: «Доча, помычи». Она, умница, подымает голову и трубно мычит на всю деревню… Мой самый родной поэт Николай Рубцов написал:
«Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог,
Мать России целой – деревушка,
Может быть, вот этот уголок».
Устав от стужи русских дорог, наглядевшись по телевизору на «красивую» легкую жизнь, Ванюшка поддается всеобщему одурению – запивает. Варюшка тогда грозится продать Дочку и уехать в поселок к матери. В очередной Ванюшкин загул пришел я к ним. Варюшка сетует: «Не знаю, что делать? Уже и кодировка ему не помогает. Вон другие кодируются и по году, а то и по три держатся, а наш…». Я подсказываю единственное, что ей осталось, но и самое верное: «Надо тебе молиться за него». И вдруг у нее вырвалось: «Ну, уж нет». Сразу такая тоска взяла, хоть плачь…
Недавно Варюшкина соседка тетя Валя шепнула: «Ой, Сережа, вчера над их домом сова так и кружила. Так и кружила…». Мне тоже становится страшно, что она кружит «яко нощный вран на нырищи», и я прошу: «Господи, отгони от нашей деревеньки всех и всяческих вранов. Пусть они в непроходимом лесу живут. Там им место. Не допусти, Господи, чтобы Родина наша превратилась в нырище…»
Этим летом нашего полку с тетей Лидой прибыло. Небезызвестный мой дружок Мишка, крестник Маришин, с малых лет ходил по пятам: «Дядя Сережа, еще про ангелов расскажи…» Потом, вслед за мной, бросил пить и курить. Нынче рано деревенские ребятишки к этому зелью пристращаются. Но из телевизора круглые сутки бубнят, кто какого белья, каких штанов достоин. Вдалбливают в умы и души: нынче человеческое достоинство – в шмотье, в безделушках. Взялся и Мишка наш деньги копить – свои прятал, а жил за счет отца с бабушкой. На мотоцикл так накопил, а потом и на старенькую иномарку… Я ему не раз пенял, что так только нехорошие люди делают, что Бог от таких отворачивается, а то и наказывает. Мишка перестал заходить к нам. Вскоре, на заваленной снегом дороге, он зарулил прямо под колесо «Камаза». Слава Богу, успел упасть в соседнее кресло и только ноги немного поцарапало. Пришел, наконец, ко мне. Опять попросил прощения; узнал, кому надо свечку за спасение поставить. Но вскоре собрался в Ярославль. Работы подходящей для него в деревне нет, и ничего больше не оставалось, как перекрестить на дорожку: «Ладно, поезжай с Богом». В Ярославле у Мишки все пошло как по маслу. Устроился плотником. Своя копейка появилась. Мастер, видя, что парень старательный, толковый, помог поступить на вечернее отделение в строительный техникум. Мишка был переполнен рассказами о новой жизни и мы вместе мечтали, как он станет мастером, потом прорабом, как построит себе дом… Но, человек предполагает, а Господь располагает…
Зимой приехал я в деревню, а навстречу по обочине Мишка бредет. Я даже не узнал его сначала. Подумал, мужик какой-то с похмелюги еле ноги тащит. Оказывается, фирма обанкротилась – не на что стало жить, учиться. В общем, все пропало. Я, мол, заходи вечерком, постараемся с Божьей помощью твою беду развести. Но он не поверил – не пришел. Не раз попадался мне на дороге с опущенной головой, частенько я видел из окна его потерянную фигурку, но на этот раз я скрепил сердце – решил: хватит за ним бегать – двадцать лет парню. Когда человек сам помощи просит – ему можно помочь, а если не просит – навряд ли…
Теперь Мишка встает в пять утра и едет в Кондаково на святой колодчик преподобного Иринарха: лес валит, рубит крестовины для перил… Поздно вечером забегает ко мне восхищенный: «Вижу, как солнышко встает. Слышу, как журавушки кричат – они поселились близенько от колодчика. Такая там у нас красота, лучше всех на земле… Каждый день с ребятами в купальне окунаемся…» Я целиком разделяю Мишкино восхищение. Даже от избытка чувств как-то написал: «И в Москве помню, есть на земле место, где всегда день дышит прохладой, где текут из-под земли чудодейственные воды, дающие силу жизни… Где, трижды окунувшись в студеную воду в купальне, становишься будто ангелом безтелесным. Сидишь на пеньке подле колодчика, слушаешь ласковое пение воды, падающей из желоба, любуешься на букет скромных синих васильков, положенный на крышку колодца чьей-то благодарной рукой, и вдруг явственно понимаешь, это ведь чудо из чудес, что ты попал сюда и был уже множество раз. С любовью вспоминаешь близких, с которыми был здесь, и печалишься о тех, с которыми не был. Не хочется уходить из этой райской кущи, но вот уже и тени скрылись на ночлег под корни дерев… Неспешно поднимаясь вверх по крутому склону, просишь только об одном: «Господи, дай еще побывать здесь!»
С улыбкой напоминаю Мишке, как привез его в первый раз на колодчик и он не хотел окунаться. Мол, бабушка запретила. Но все же поверил, что в святой воде даже младенцы не простужаются. Если бы простужались, то бульварные газеты такой бы вой подняли против «попов-фанатиков». Хотя самому мне однажды стало плохо в купальне – накануне я сильно обидел человека. После третьего погружения так кровь в голову бросилась, будто камнем в висок ударили. Насилу вылез наверх… Сегодня, когда собираюсь на колодчик Иринархов, стараюсь жить смирно, вдумчиво, как перед причастием…
Мишка теперь рассуждает как зрелый мужчина: «Если куплю Анжелке попугая (невеста Анжелка все клянчит у него попугая), то она потом норковую шубу захочет».
Знает уже, когда у русских людей праздники. Недавно Ленчик, мальчишка лет двенадцати, прикатил от Мишки мой отремонтированный велосипед. Завел во двор, а сам на яблони косится. Они все яблоками усыпаны. Глядя ему в глаза, я весело уличил его: «А кто сегодня ночью у меня яблони тряс?» Ленчик ответил совсем по-взрослому: «Дядя Сережа, не я. Яблоки до воскресенья нельзя вкушать». Я не поверил своим ушам: «Ну-ка, ну-ка, повтори, что ты сказал». Ленчик смущенно повторил от кого-то слышанное: «До Яблочного Спаса яблоки вкушать нельзя». Захотелось расцеловать его «за пробуженный в сердце май». На нашем конце деревенском коровьего мычания не было слышно несколько лет, и то душа человеческая осиротела! А вот такие прекрасные, живительные слова русские ребятишки не произносили, да и не знали их совсем, уже лет семьдесят! Яблочный Спас! Медовый Спас! Вербное воскресенье. Конечно, я догадался, это Мишка просветил. Дедушки с бабушкой у Ленчика нет; мать с отчимом неверующие. Да и не до Бога им. Одно знают – работу да водку…
Недавно сбылась Мишкина мечта – игумен доверил ему баранку монастырского «уазика». И ныне мы с Маришей, да и наверняка многие деревенские, с радостью глядим через стекло, как Мишка подруливает к своему дому на вездеходе цвета сибирского жаркого цветка. А в окне сияет в неизменном белом платочке его бабушка Капа. Может, и не придется ей кошек на ночь собирать, как тетя Лида. И на голой клеенке не придется умирать в казенном доме, как тетя Шура.
В конце мая снова зазеленеет наш дуб и вернется из армии мой крестник Панька. Пятилетним ребенком он пришел к нам на картофельное поле и спросил: «Можно я вам помогу?» Мы сначала засмеялись такому помощнику, но потом решили: пусть побалуется – все-равно скоро уйдет. А он копал весь день! Все два года Панька служил в Сарове. Верю, батюшка Серафим, чудотворец саровский, приведет его к нашей калитке под дубом…