социотип вашего дуала что это
Социотип вашего дуала что это
Девяткин А.С., Исаев Ю.В., Прокофьева Т.Н.
Цель предлагаемой статьи – анализ дуальных отношений. Рассмотрены некоторые часто встречающиеся представления о свойствах этих отношений и проанализированы с точки зрения взаимодействия функций моделей А. Также отношения показаны с позиций интровертной соционики и геометрического представления модели А (полутактный куб).
Дуальные отношения – самые, наверное, известные изо всех отношений в соционике. И, как это часто бывает с известными людьми или событиями, они обросли множеством представлений, некоторые из которых – мифы, а какие-то близки к реальности. Вот некоторые из них:
Давайте разберемся, какие из них соответствуют действительности, а какие – миф.
Первое, о чем нужно напомнить, это то, что соционика – наука о том, как различные типы воспринимают, обрабатывают и передают информацию. Соответственно, интертипные отношения – отношения между типами, составляющие только часть отношений между людьми. Влияние факторов воспитания, культуры, мировоззрения, жизненных установок, характеров, уровня развития и многих других остается и вносит свои коррективы в отношения на личностном уровне.
Поэтому главное, в чем может помочь дуал – это дать уверенность там, где нам непонятно, сложно. Дуал может сообщить информацию из области, которую мы видим хуже, указать нам на наши «слепые пятна» в приемлемой для нас форме.
Рассмотрим дуальные отношения с точки зрения взаимодействия функций модели А на примере моделей ЭИИ и ЛСЭ.
1-5. Базовая-суггестивная
Один из партнеров является экспертом в области аспекта своей базовой функции и может рассказать партнеру, как оно на самом деле. Второй, в свою очередь, нуждается в помощи и поддержке и с благодарностью принимает эту информацию. Функции базовая и суггестивная – акцептные. Можно представить себе это взаимодействие как разговор умудренного жизнью старца и открывающего для себя мир младенца. Младенец получает обилие информации, которое поможет ему сориентироваться, хотя многое из этой информации он еще не способен полностью понять и освоить. Он просто заглатывает рассказы старца, а позже, сталкиваясь в жизни с различными ситуациями, он вспоминает изреченные мудрости, понимает и применяет их, вспоминая старца с благодарностью. Старец же, в свою очередь, получает благодарного слушателя, которому его опыт действительно жизненно необходим. |
Если вспомнить, что писал по поводу подчиненной (в соционике – суггестивной) функции К.Г.Юнг [[1]], то открывается еще одна грань взаимодействия. К области суггестивной функции люди зачастую весьма невнимательны. Если возникает интересная ситуация для более сильных функций, особенно для базовой, то область суггестивной вытесняется в пользу других направлений. В противовес ей базовая функция «всегда на чеку» и готова проинформировать, дать подсказку партнеру, который увлекся другими аспектами.
2-6. Творческая-референтная
Партнер со своей сильной функции может подойти к информации творчески и нестандартно, что-то придумать новое, необычное, что зажигает и мотивирует его дуала. Референтная, в свою очередь, очень легко обучается, особенно под руководством творческой функции партнера, и с удовольствием воспроизводит полученный опыт. Обе функции, и творческая, и референтная – продуктивные.
Тут уже взаимодействие можно представить как общение мастера и его ученика. Мастер увлечен своим ремеслом, уверен в нем и может придумывать новые, нестандартные ходы. Ученик желает овладеть этим искусством и с удовольствием учится у мастера, жадно слушая как его похвалу, так и критику. При этом собственные работы ученика не останутся без внимания, мастер критически осмотрит их и выскажет свое мнение, поможет что-то улучшить, если есть необходимость или предложит попробовать другой метод.
Так же референтная функция обладает свойством перенимать правила поведения у окружения, к которому себя относит. Таким образом мастер получает верного ученика, который, в случае ощущения своей причастности к работе мастера, будет ее вдохновенно продвигать.
3-7. Ролевая-ограничительная
Ограничительная функция, обрабатывая информацию бессознательно, может на физическом уровне почувствовать, если партнера вдруг начнет «заносить на повороте». Она помогает «не заиграться в ролях», быть более целостным.
При этом ограничительная может действовать мощно и жестко, если ситуация дошла до критического уровня. Ролевая же, в свою очередь, «проливает свет сознания» на ограничительную дуала, видит социальные нормы и ситуацию, подсказывает партнеру когда надо включить его седьмую функцию, когда ситуация еще не дошла до крайности, тем самым сглаживая её проявление. Функции ролевая и ограничительная – акцептные.
Тут взаимодействие представляется как общение подростка и молодого взрослого, зрелой, самостоятельной личности. Подросток может восхищаться поведением взрослого, избирая его как пример для подражания и стремиться дотянуться до его уровня. Со своей стороны молодой взрослый понимает что такое «быть собой» и помогает подростку быть более самостоятельным, уверенным в себе и не разрываться между различными шаблонами поведения.
Еще одна особенность взаимодействия кроется в том, что в контакт мы входим со своей ролевой функции, там самым сразу попадая информацией на ограничительную дуала. Что в одном случае может вызвать снятие ограничения, расслабления и немотивированную улыбку. А в другом случае выставить рамки «с порога», из-за чего дуал при первой встрече может насторожить и не понравиться.
4-8. Болевая-реализующая
Этому взаимодействию обычно уделяется незаслуженно мало внимания, а ведь значительная степень комфортности дуальных отношений зависит именно от него. В чем нуждается партнер с болевой? В однозначности и определенности, в помощи и поддержке, при этом если она оказывается вербально, то бывает сложно отделаться от ощущения критики: «ну вот, опять я сделал не так». Но дуал оказывает эту поддержку молча, «без слов на деле», личным примером показывая, как решаются подобные задачи.
Зачастую это взаимодействие описывают как будто болевая функция нуждается в костыле референтной, что вовсе не так. Обе функции – продуктивные. Представим себе это взаимодействие как общения ребенка детсадовского возраста и его заботливого родителя. Что нам даст такой взгляд на ситуацию?
Ребенок желает учиться на одни пятерки, либо не учиться вовсе, хочет, чтобы его всегда хвалили, и очень расстраивается, если что-то не получается или получается не так. Причем зачастую мелочные, с точки зрения родителя, затруднения, у ребенка вызывают бурю эмоций. Например, сегодня его рисунок повесили на выставку или он получил пятерку на занятиях – он горд собой, а завтра он получит двойку за неверно решенный пример и будет пребывать в расстройстве. При этом он все-таки учится, стремится, добивается. И хорошо, если рядом есть понимающий заботливый родитель, который с одной стороны не встревает каждый раз в эти ситуации, а оказывает поддержку из разряда «все хорошо, ты справишься», причем не сколько словами, сколько своей спокойной уверенностью, а с другой стороны готов сам разрешить ситуацию, если она стала объективно не по плечу ребенку.
Что еще более интересно, болевая функция со своей стороны так же приносит пользу реализующей. Каким образом это возможно, чтобы слабая функция помогала сильной и уверенной? Для начала вспомним, что у болевой есть свойство воспринимать мир в черно-белых тонах. Либо «все идеально», либо «все совсем плохо». Для болевой зачастую не существует оценок 4 и 3. Есть только 5 и 2. В результате чего, столкнувшись даже с маленькой неопределенностью, нечеткостью, шероховатостью, она может поднять панику.
Теперь давайте рассмотрим это на том же примере ребенка и родителя. Родитель живет привычным укладом, уверенно и размерено, решая «взрослые задачи», и не особенно задумываясь над задачами, которые давно стали привычными. Ребенок же еще не успел обрасти таким количеством привычек, и иногда может задать вопрос, который не пришел бы в голову взрослому. И если родитель не отмахнется от вопроса, а задумается над ним, то может открыть для себя что-то новое в привычном. «Ба! Да он в чем-то прав! Тут действительно можно кое-что улучшить». Это механизм «проливания света сознания», похожий на взаимодействие 3-7.
Получается, что болевая функция дуала, подобно его базовой, способна заострить наше внимание там, где мы зачастую «пролетаем мимо». А при таком раскладе называть болевую функцию сколь либо ущербной вовсе некорректно.
Добавим сюда еще тот момент, что болевая, как и ребенок, однажды выученное с успехом применяет в жизни. И с привычными ситуациями способна справляться и в отсутствии дуала.
Если дуалы общаются именно таким образом, то это – идеальный вариант развития событий. Оба чувствуют себя поддержанными, востребованными и реализованными. То есть действительно, это самые комфортные отношения. Но всегда ли это хорошо? Ведь подобный комфорт отношений может затягивать и создавать определенную зависимость. Например, на работе коллега – дуал, при этом не очень порядочный. И видно, что он обманывает, но дуальность затягивает… С другой стороны, они действительно самые комфортные и помогают решить много трудностей в жизни, в работе, в семье. Когда дуальной паре поручается задача, то распределение обязанностей происходит так, что каждый работает по своим сильным функциям, «прикрывая спину» партнера. Со стороны это может выглядеть как ненапряженная работа, как будто ничего и не делается. Но результаты говорят сами за себя.
При этом если один из партнеров не хочет такого взаимодействия, то дуальные отношения теряют значительную часть своей комфортности. Например, когда один готов оказать поддержку, а второй заявляет: «мне никакая помощь не нужна, обойдусь без тебя».
Как писала А. Аугустинавичюте: «И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того, что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения, не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь «программировать». Программируют, когда ведут себя импульсивно, «по велению души». В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как «принимать программу», так и давать ее, то есть программировать первого» [2].
То есть необходимо научиться доверять дуалу, но и не падать в это доверие как «в омут головой», ведь задача научиться принимать помощь не тождественна задаче впасть в зависимость.
Момент установления доверия между дуалами можно наблюдать воочию. Особенно это заметно самим участникам отношений. Самым ярким моментом является доверительный контакт между болевой и реализующей. Во-первых потому, что это взаимодействие, как уже говорилось ранее, во многом задает комфорт в отношениях. Во-вторых именно болевую мы склонны защищать больше всего и открываем ее только в ситуациях, когда чувствуем себя в безопасности или, наоборот, доведенными до крайности.
В качестве иллюстрации можно привести пример установления такого контакта между ИЛЭ и СЭИ. Со стороны ИЛЭ это проявилось в щекотливой этической ситуации, когда было предостаточно почвы для беспокойства и неоднозначности. В этой ситуации, вопреки обыденным переживаниям, волнениям и попыткам прояснить ситуацию самостоятельно, что могло бы привести к ее ухудшению, ИЛЭ просто доверился СЭИ, дав этику эту ситуацию разрешить.
Ответный шаг не заставил себя долго ждать. Столкнувшись с проблемой технического характера с компьютером, в ситуации, когда от работоспособности техники зависело множество дел, СЭИ обратился к ИЛЭ за помощью. ИЛЭ со своей стороны предложил в качестве решения полностью поменять программное обеспечение. Для СЭИ это был весьма рискованный шаг: новые технологии, еще не освоенные и неизвестно насколько надежные. Однако СЭИ доверился ИЛЭ и пошел на этот шаг.
Этот пример служит показателем еще одного важного свойства. Дуальные отношения складываются не в одно мгновение. Установление контакта и наладка взаимодействия «спиной к спине» – это целый процесс, иногда именуемый «дуализацией» (уточнение об этом чуть позже). Элемент «притирки» тоже есть, как минимум он обусловлен тем, что кроме типологических, у нас еще есть личные особенности, а также тем, что дуал видит мир с совершенно иной точки зрения, и потому зачастую кажется инопланетянином с другой планеты. И чтобы принять его мир нужно время.
Можно взглянуть на дуальные отношения и с точки зрения интровертной соционики В. Гуленко [3],
описав их через признаки СЭИ как «носителя» дуальных отношений. Например:
Интроверсия — отношения «тет-а-тет», большая часть их скрыта от посторонних глаз и незаметна окружающим. Более того есть склонность дуалов сосредотачиваться друг на друге и отключаться от внешнего мира.
Этика + душевный стиль коммуникации — отношения в первую очередь для теплого общения по душам и отдыха, нежели для беспристрастного взаимодействия.
Сенсорика + настрой на благосостояние — отношения вызывают вполне конкретное физическое притяжение к партнеру. Как об этом писала А. Аугустинавичюте: «Однажды попавший в объятия дуала вряд ли согласится поменять их на иное».
Иррациональность — отношения движимые скорее восприятием и неосознанной тягой, нежели разумно принятыми решениями.
Процессность — отношения развиваются плавно, постепенно, эволюционным путем. И если однажды контакт возник, то разорвать его бывает трудно. Трудно бывает также забыть слова, сказанные дуалом, приятные или нет.
Эмотивизм — признак дуального контакта — немотивированная улыбка[6]. И сначала зачастую возникает именно эмоциональное притяжение, потом уже размышления на тему зачем нужны эти отношения и что с ними делать.
Уступчивость — в этих отношениях партнеры внимательны к потребностям как своим, так и друг друга.
Демократия — отношения «на равных», главную роль играют личные качества человека.
Динамика — отношения развивающиеся, имеющие выраженные этапы подъемов, спадов, перемен.
Этот список можно при желании расширить на все 15 дихотомий и подключить к описанию и другие тетратомии (малые группы).
Как еще можно посмотреть на дуальные отношения? Взглянем на представление модели А в геометрическом виде – так называемый «полутактный кубик». Воспользуемся аналогией, предложенной Т.Н. Прокофьевой и Е.А. Удаловой «Геометрия интертипных отношений». Верхняя грань куба представляет собой осознанные функции, условно говоря «голову» ТИМа, а снизу находятся бессознательные, «ноги».В таком случае, дуальные отношения между, например, ИЛЭ и СЭИ будут выглядеть следующим образом: |
Как видно, данные отношения лучше всего реализуют идею поддержки. Партнер, находящийся «снизу» стоит на «ногах» и поддерживает сидящего сверху. У второго партнера «голова», таким образом, свободна для решения интеллектуальных задач. В другую сторону аналогичная картина [4]. При этом оба смотрят на жизнь одинаково – в направлении квадральных ценностей. Что же получается от подобного рода поддержки?
И. Калинаускас сопоставил интертипные отношения решаемым задачам. Так, дуальные отношения соответствуют задаче отдыха: «Символами наших желаний… являются наши дополняющие. Именно поэтому двум дуалам настолько хорошо вместе, что ничего другого и не нужно. Если вас окружают дуалы – вы отдыхаете» [5]. Об этом же писала и А. Аугустинавичюте: «При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики» [1]. В самом деле, если мы можем освободить психические ресурсы от решения задач по слабым функциям, то это позволяет нам восстановить силы.
При этой замечательной поддержке есть несколько моментов, которые важно отметить.
Первый момент заключается в необходимости периодической смены ролей. Если же партнеры не меняются местами, возникает ощущение, что один «сидит у другого на шее», сопровождающееся желанием «скинуть» его, вплоть до разрыва отношений[4].
Второй момент. Как следует из рисунка, «головы» у партнеров находятся на разном уровне, они видят разное. Поэтому очень часто, особенно в начале общения, дуалы представляются нам существами непонятными и загадочными, и «понимание с полуслова» зачастую остается мифом. |
Наконец, третий момент, связан с разным интеллектуальным уровнем партнеров. При значительной разнице в объемах кубиков интертипные отношения стремятся к застыванию в позиции «маленький на шее у большого», что, чаще всего, не вызывает восторга у его партнера. «Большой», в свою очередь, не может опереться на «маленького» [4]. |
Наконец, хочется ответить на вопрос «как определить дуала?».
Г.А. Шульман в своей работе [6] приводит ряд признаков дуального контакта:
Итак, что же получается? Все-таки что в дуальных отношениях миф, а что – реальность? Подведем итоги.
Шлаина В. Об отношениях дуальных
Перефразируя Р.А.Уилсона («Космический триггер»), сказавшего «. различные нервные системы, воспринимающие одинаковые сигналы, организовывают их в различные туннели реальности», скажем так: различные психо-информационые системы (социотипы), воспринимающие одинаковые сигналы информационного потока, организуют их в различные образы (картины) мировосприятия и мироотношения. Более конкретно это выглядит так: люди с различными социотипами, находясь в общем для них информационном пространстве (оно же – информационное поле) и осмысливая информацию текущую (происходящие события жизни), видят (пассивно) и смотрят (активно) на эти события по-разному.
Информационные сигналы создают соответствующее каждому ТИМу (процесс обработки-осмысления) состояние нервной системы, которое формирует и расцвечивает картину Мира.
Люди с дополняющими ТИМами «видят» происходящие события с противоположных сторон. Разумеется, в том случае, если находятся в общем информационном потоке. Тогда каждый уравновешивает другого своим мировоззрением. Каждый участник «видит» событие с одной стороны – «своими глазами», а с другой – «глазами дуала». У обоих складывается общее (и одинаковое) объемное мысленное представление о произошедшем событии, что придает человеку чувство радости, уверенности и душевного равновесия (комфорта). Именно этим дуальные отношения столь хороши.
Как запускается процесс дуализации? Все начинается с того, что дуалы «внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья» (слова незабвенного В.С.Высоцкого, «Баллада о любви»). Они внезапно обнаруживают, что «сигналят» синхронно, в одном ритме, с какого бы аспекта это ни началось. Такая обоюдная ритмичность радует.
Затем обнаруживается естественная (врожденная) компетентность каждого по аспектам «квадровых ценностей» (то, что безусловно интересно и значимо). Это вызывает интерес.
Далее идет подстройка и совмещение стандартов (шаблонов, схем, стереотипов) собственного опыта – личностного и индивидуального. Это – поиск согласия друг с другом.
Потом – передача и усвоение адекватных объемов интеллектуальной информации (если называть интеллектом объем сознательной памяти и быстроту сознательного доступа к ней). Здесь пропускная способность в приеме и выдаче информации ограничивается предубеждениями и предрассудками.
Дуализация – это процесс перехода в безусловное состояние «МЫ», когда каждый партнер осознает и признает компетентность другого в высококачественной (достоверной) обработке информации по соответствующим аспектам и на этом основании безрассудно (даже с благодарностью) доверяет другому в выборе и принятии решений за обоих как за пару. Так происходит добровольная передача лидерства.
Если можно поэтически назвать наши соционические функции «струнами души», то в отношениях дуальных каждая струна звенит божественно и вдохновенно. Каждый из дуалов получает возможность самовыражаться естественно и по полной программе, помогая тем самым друг другу и радуясь «за себя и за того парня». Это – состояние идеальное. И в действительности оно тоже случается.
Вместе с тем дуальные отношения таят в себе немалую опасность.
Если в некоторых вопросах (ситуациях) один из дуалов не доверяет другому и не передает соответствующих полномочий (попросту «давит» своего дуала), то создает дискомфорт в общении.
Дуальные отношения «слепы»: в них перестаешь замечать партнера как индивидуальность (т.е. отдельное от себя живое существо). Это уже не другой человек, а «половина меня». В обратном варианте – не ценишь собственную индивидуальность и видишь себя только как «половину другого».
Еще одна ловушка: не замечаешь личность другого человека (все его «благоприобретенные» привычки). Это как раз тот случай, о котором говорят: «Любовь слепа, но если сказать ей об этом, она не услышит, потому что она еще и глуха».
В «присвоении» другого человека состоит главная опасность любых отношений – это первый и надежный шаг к их разрушению. Однако дуальность сильно препятствует отказу от нездоровых межличностных отношений. Очень выразительно сказал об этом Сергей Савченко (Днепродзержинск): «Дуал – это человек, с которым труднее всего расстаться».
Скрытое коварство отношений дуальных может проявиться в следующем «раскладе» жизни: если с детства человек часто (или постоянно) общается с дуалом, это способствует формированию зависимости от другого человека и сильно мешает обретению себя как неповторимого живого существа. А заодно такая привычка делает человека психологическим инвалидом.
Самостоятельность – это опора на себя во всем: как в своих предпочтениях, так и в непредпочтениях, то есть опора на каждую полярность соционических дихотомий, ибо следует доверять в первую очередь себе. Обретение самостоятельности и самосознания Эрик Берн назвал «добровольным разводом с родителями», которые являются первыми в жизни человека «значимыми другими». Если интертипные отношения способствуют отделению от родителей (в какой-то мере), то дуальные отношения крайне затрудняют такой процесс «перерезки пуповины».
Итак, опасность дуальных отношений в том, что они наименее способствуют самоопределению – себя как существа, отдельного от другого, и другого человека тоже как отдельного от себя. Дуальные отношения могут превратиться в обыденную и привычную взаимозависимость, особенно если они подкреплены обязанностями – принудительными.
Уравновешенные и благоприятные дуальные взаимоотношения действительно могут сложиться у людей, уже осознавших свою индивидуальность, когда присутствуют не вынужденные обязанности, а добровольные обязательства. Тогда качество такого союза – не зависимость друг от друга, а свобода и радость от взаимного общения. Чем сильнее человек выделяет себя как отъемлемую часть общества, тем сильнее чувствует свою приЧАСТность.
Вместе с тем именно дуальные отношения считаются наиболее благоприятными и комфортными – прежде всего из-за чувства защищенности (наличие защиты – дуалы «прикрывают тыл» друг друга) и безопасности (отсутствие опасности – сами не «нападают» друг на друга). Причем эти чувства совершенно бессознательны. Защищенность обеспечивается тем, что дуал является постоянным «источником знаний» по аспекту нашей 5-й соционической функции (которой всегда требуются знания, получаемые по второй сигнальной системе), ибо мы сами затрудняемся преобразовать в знания информацию по этому аспекту. Безопасность обеспечивается тем, что по аспекту, осмысляемому нашей многострадальной 4-й соционической функцией, дуал почти ничего не говорит словами. Сообщения передаются по первой сигнальной системе (мимикой и жестами), т.к. обрабатываются 8-й соционической функцией. Елена Удалова пишет об этом: «Восьмая функция непрерывно бессознательно регистрирует полный объем информации по своему аспекту, автоматически без слов на деле оценивая обстановку. Ее «сигналы» появляются в сознании только при резких переменах в потоке информации – по витальным показаниям».[3, с.47].
Однако каждый из нас ежедневно так или иначе получает (от людей с иными ТИМами, благодаря их естественному функционированию) информационные сигналы по аспекту нашей 4-й соционической функции, причем по обеим сигнальным системам. Перекодировка этих сигналов – из слов в действия и из действий в слова весьма затруднительна. Переживания и психические состояния в такие моменты – тревога, беспокойство и прочие неприятности. Стресс разных масштабов. В такой ситуации человек чувствует, что «теряет равновесие», и ему нужна поддержка. Для психической компенсации такого состояния нужны информационные сигналы, дающие переживание РАДОСТИ (а это как раз по аспекту, поступающему на 5-ю соционическую функцию). Лучше всего – немедленно, но даже при отсрочке, когда срабатывают механизмы психических защит, весьма желательно «уравновеситься». В этом случае дуал нужен как воздух – для восстановления сил, для вдохновения.
В. Гуленко так характеризует состояние человека, получившего свою дозу информации на 5-ю соционическую функцию: «Это резервуар потенциальной витальной энергии. О том, что информация попала в «суггестивную», можно судить по внешним реакциям человека. При постоянном длительном воздействии на эту зону включается процесс торможения и расслабления. Это лучший, а может быть, и единственный способ достичь состояния релаксации. Это повышает работоспособность и творческий потенциал».[2].
Одно из лучших определений соционической функции дал И. Вахутинский в [1]: «. это автоматически работающий экспертный механизм, анализирующий разнообразную входную информацию, опирающийся на накопленный опыт и полученные ранее знания об источнике информации и выдающий сознанию готовый вывод, который в зависимости от силы функции и достаточности входной информации может иметь различную степень уверенности, т.е. носить вероятностный характер». Там же даны определения первичного и вторичного информационного потока. «Вторичным информационным потоком будем называть то, что функции выдают как результат их работы в виде суждений (выделено мной – В.Ш.) о реалиях мира, названных в соционике аспектами». «Первичным информационным потоком будем соответственно называть тот информационный поток, который не является результатом работы функций». И далее «Ни один экспертный механизм не воспринимает в качестве входной информации возможный результат своей работы, и ни одна функция не воспринимает вторичный поток по своему аспекту в качестве входной информации». Особенно важным в этой статье (на мой взгляд) было следующее: «Кого из социоников не поражало волшебное действие соцзаказа? Кого не удивляло общение в квазитождественной паре, когда каждая фраза по блоку творчества усиливает активность партнера по его блоку творчества, и каждый с энтузиазмом развивает свою идею, опираясь на сказанное другим? Анализ этих интертипных отношений, самонаблюдения и ряд других вещей привели к выводу о существовании эффекта, который я назвал эффектом запуска и который проявляется, в частности, при воздействии на 1-ю функцию 8-го аспекта», на основании чего была составлена схема психокомфортного варианта информационного обмена.
Такую схему можно представить в виде рисунка для отношений дуальных.
Рис. 1 Состояние «МЫ» – символ дуальности (? – «отныне и во веки веков!»):
– знания (слова) в виде преобразованной информации и запрос (в виде вопроса) на знания в обратном направлении;
– включение (возбуждение, передача) энерго-импульса и торможение (ментальный зажим) в обратном направлении.
Для удовлетворения собственных нужд человеку требуется восполнение жизненной энергии. Это достигается за счет «потребления» вторичной информации (суждений) по аспектам витального кольца. Поглощение такой информации для каждой соционической функции идет в определенном режиме:
5-я – постоянно;
6-я – периодически;
7-я – эпизодически;
8-я – изредка.
Результатом такого потребления является выдача первичной информации по аспектам витального кольца (на слова мы отвечаем действиями, на «пароль» по второй сигнальной системе мы выдаем «отзыв» по первой сигнальной системе).
Одновременно включаются в работу (соответствующим импульсом ) соционические функции ментального кольца. Получив словесное воздействие по аспекту 8-й функции, включается 1-я, выдающаяя дополнительно вторичный информационный поток. Так человек реагирует и словом и действием. Ментальные функции работают в следующем режиме:
1-я – постоянно;
2-я – периодически;
3-я – эпизодически;
4-я – изредка.
Если ограничено или отсутствует поступление вторичного информационного потока по аспектам функций витального кольца, то уменьшается или прекращается выдача вторичной информации по аспектам функций ментального кольца. Верно и обратное: если человеку запрещено «сигналить» (выдавать суждения по аспектам функций кольца ментального, то блокируется и поступление вторичной информации по аспектам функций витального кольца). В таком состоянии человек оценивает свою жизнь как бессмысленную и никчемную. В состоянии полноценного функционирования жизнь полнокровна и насыщенна свершениями.
Например, при осмыслении какого-то произошедшего события сигналы информационного потока воздействовали на 4-ю функцию одного из партнеров по общению (сообщников). Для человека весьма затруднительно преобразовать эту информацию в знания в ситуации незнакомой и выдать в виде суждения. Психическое состояние при этом слегка (или весьма) стрессовое. Если партнеры дуальные, то вторичная информация, посланная с 4-й функции одного попадает на 8-ю функцию другого, на что другой отвечает безмолвно – информацией первичной, а заодно включается 1-я функция другого (именной по аспекту своей 1-й функции человек самовыражается в максимальным коэффициентом полезного действия и безрассудной уверенностью в истинности и глубине своего понимания происходящего) и посылает вторичную информацию в связи со случившимся. Эта вторичная информация попадает на 5-ю функцию первого партнера, и человек расслабляется, легко и непринужденно переходя от стрессового состояния к спокойствию. Тогда партнеры – действительно сообщники (действуют сообща). Более того, человек испытывает подлинный интерес к суждениям по аспекту 5-й функции, принимает их легко, не критично, с изначальным доверием, полностью все, что дают, а главное – с искренней радостью. Только дуал оценит это и назовет такие сигналы помощью и поддержкой. Таким образом, оба взаимно удовлетворены (причем одновременно) и взаимно довольны (как друг другом – из-за безусловного и неограниченного принятия, так и собой – из-за искреннего самовыражения). Это полная самоотдача и столь же полное принятие друг друга. В этом «зеркале» (в глазах дуала) видишь себя самым желанным, прекрасным, замечательным, светящимся от счастья (т.е. от соединения частей). В принципе дуалы обеспечивают друг друга идеальной пропорцией количества и качества информационных сигналов по аспекту каждой соционической функции. Естественные проявления каждого партнера являются исполнением самых глубинных желаний и чаяний другого.
Если дуалов объединяет совместная деятельность и складываются благоприятные межличностные отношения, то дуальность способствует самореализации каждого партнера. В дуальных отношениях (особенно в паре) каждый чувствует себя любимым, ценимым и значимым.
Значимым – благодаря неформальному добровольному выбору друг друга.
Ценимым – благодаря социальной полезности своего труда (дуал – это ближайший социум).
Любимым – благодаря безусловному, доверительному принятию.
В дуальной паре жизнь (состояние психическое) насыщенна и полноценна, а бытие (образ жизни, состояние физическое) – здоровое и благополучное.
Любые другие интертипные отношения никогда не дадут человеку этого естественного (бессознательного) ощущения всей полноты жизни, потому что информационная недостаточность и избыточность (что тоже не здраво) компенсируются иными способами, например, механизмами психических защит.
Итак, для полноценной жизни обмен информационными сигналами и преобразование их в знания просто необходимы. Жизнь «питается» информацией. Благодаря дуальному воздействию человек находится в состоянии динамического равновесия, процесс жизни течет радостно, словно полноводная река, а проблемы разрешаются быстро, легко и безболезненно. Другие интертипные отношения тоже имеют свое предназначение и каждое – по-своему ценно. Если сказать, что дуалы созданы друг для друга, то конфликтеры – друг против друга. В любом случае каждый другой человек – это ДРУГ.