социологические науки это что
Наука социология — предмет и объекты изучения, функции социологии и стоящие задачи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин социология и все связанные с ним слова все глубже проникают в нашу жизнь.
Это и социологические опросы, и социальные нормы поведения, и социальная сфера, и многое другое.
Однако как наука социология существует относительно недавно, но при этом ее важность и востребованность только нарастают. Поэтому сегодня мы поговорим про то, что это такое, какие функции возложены на социологию, что является ее предметом и объектом изучения.
Социология — это.
Термин «социология» состоит из двух слов, относящихся к разным языкам:
В более широком определении социология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия в социуме, а именно:
Данная научная сфера собирает информацию об общественных явлениях, изучает их, классифицирует.
Цель такой работы – возможность предсказывать будущие события в демографическом, экономическом, правовом и других аспектах, а также управление ими.
В связи с этим социология опирается на разные сферы учения: психологию (что это такое?), антропологию, политологию и др. гуманистические направления.
Предмет, методы и объекты изучения
Официально эта наука возникла в начале 19 века, благодаря французскому мыслителю О.Конту (хотя первые попытки изучения общества и протекающих внутри него процессов относят к 13 веку).
Конт первым сказал о том, что социология, как наука может существовать только с опорой на научные методы, которые могут дать более точную и объемную информацию об объекте.
К социологическим методам исследования относят:
До этого момента социальные явления рассматривались преимущественно в контексте метафизического подхода, гласящего примерно следующее: каждый человек живет в своей персональной, самостоятельно выдуманной реальности.
Такое осмысление явлений общества фактически оставляло ученым лишь позицию наблюдателя.
Но в начале 20 столетия объектом и предметом социологии становится развитие и прогнозирование социальных процессов, а не просто их наблюдение и фиксация.
Задачи социологии
Данная наука «преследует» 3 основные задачи:
Функции социологии
Функции социологии основаны на ее задачах и представлены учеными в следующем виде:
Парадигмы науки
Множество парадигм (что это такое?), в которых существует наука социология, можно разделить на две большие группы:
Эти знания дают возможность осмысления происходящих в обществе событий.
Проще говоря, это изучение частей общества, состоящих из разного числа индивидов (кто это?); подсистем, имеющих общую религиозную, научную, этическую, культурную и т.д. основу.
Подходы в микросоциологии
Подходы в макросоциологии
Макросоциология, в свою очередь, имеет два подхода:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Все чаще это слово употребляется в негативном контексте. Уж очень удобно манипулировать социологией в своих целях. Всем опросам, которые проводятся в нашей стране, я уж точно не доверяю. Этот инструмент хорош в демократическом обществе, но не у нас.
Изучает социология общественные отношения или что-то ещё, но где достойные плоды этого изучения? Вот сделали материнский капитал, чтоб граждане больше рожали детей, наверняка же это социологи подсказали.
Ну и что, разве у нас сейчас не демографический кризис? Значит данная мера неэффективна. А если взять социологические опросы, не так ведь много людей опрашивают, но результат опроса отождествляют со всей страной, говорят, такой запрос в обществе назрел, но выглядит всё это как манипуляция.
До середины 20 века в селе было млн лошадей и коров, соответственно конюхов и животноводов. Затем население сел перебрались в города. Как люди приспособились в новой среде. Наука им помогала ли.
Социология как наука
Объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности. Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта.
Практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество (относится к объекту). Гражданское общество — это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни.
В гражданском обществе:
— государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;
— частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;
— права и свободы личности гарантированы и защищены законом;
— возможности самоуправления постоянно расширяются;
— интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.
Предмет обладает рядом важных характеристик:
во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни;
во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию;
2) Законы и категории социологии
Под законом в социологии обычно понимается внутренняя существенная связь (или отношение) явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях.
Социологические законы возникают, проявляются и реализуются только в результате массовой практической деятельности и через деятельность людей.
Функциональная роль социального закона и условия существования закона:
а) Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности;
б) в соответствии с социальными законами люди создают условия своей жизнедеятельности;
в) как и законы природы социальные законы складываются в естественном ходе событий и являются результатом целенаправленной политической деятельности людей.
Классификация социальных законов:
а) социальные законы различаются по времени их действия: общие законы (сквозные) действуют во всех общественных системах (закон стоимости, закон товарно-денежных отношений); специфические законы ограничены одной или несколькими общественными системами (законы перехода от одного типа общества к другому);
б) социальные законы различаются но степени общности (общности, группы, нации и т.п.);
в) социальные законы выделяются по способу их проявления: динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, строго фиксируют связь в последовательности событий, относятся ко всем явлениям данного класса; статические (стохастические) законы не строго (вероятностно) детерминируют социальные явления и в большей мере отражают основные направления социальных изменений, их тенденции, фиксируют лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения и характеризуют не поведение каждого объекта, а некоторое свойство (признак), присущее данному классу объектов в целом;
Особенности социологических категорий: Во-первых, они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты. Во-вторых, они являются не всеобщими, как философские категории, а специфичными, действующими лишь в социологии.
Используя подход О. Конта, все категории социологии можно разделить на:
— категории, описывающие социальную структуру, семью, социальную группу (т.е. более узкие);
— категории, описывающие социальный прогресс, социальное развитие, социальные изменения (в более широком смысле).
3) Структура социологических знаний. Теоретическая и прикладная социология.
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.
1) общие социологические теории, которые отражают определяющие тенденции становления и функционирования социальных общностей, общую роль и место в этих процессах человека как существа социального.
2) специальные социологические теории, исследующие развитие и воспроизводство человеком отдельных социальных общностей, а также суть и основные характеристики человека социального ( социология личности, социология семьи, молодежи, города, села, класса, состояния, социальных отклонений).
3) отраслевые социологические теории, раскрывающие механизм жизнедеятельности и функционирования социальных общностей в определенных сферах общественной жизни и процессы социализации человека; ( социология культуры, политики, труда и управления, досуга, воспитания, образования)
4) эмпирические социологические исследования, направленные на выяснение, анализ и обобщение социальных фактов: действий, поступков, мышления людей, конкретных продуктов человеческой деятельности, развития и взаимодействия созданных людьми социальных сообществ.
Теоретическая социология сосредоточивает внимание на изучении фундаментальных научных проблем, связанных с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.
Прикладная социология — практическая часть социологической науки о специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов, пути и способы использования познанных теоретической социологией средств. Прикладная социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности, обогащает такие специальные отрасли социологического знания, как, например, социология личности, социология религии, социология с семьи, непосредственно ориентирована на решение социальных проблем.
4) Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет.
Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества.
Прикладная функция, ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.
Прогностическая функция выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования (функция) развития разнообразных сфер общественной жизни. Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества.
Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе.
Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей. Социологическое знание зачастую может служить средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувств близости, общности, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
Проблемная область С.Н. достаточно обширна и разнообразна. Сюда входят:
а) выяснение специфики научной деятельности и факторов, особенностей ее детерминации и мотивации;
б) определение параметров и социальной значимости индивидуальных и коллективных факторов развития Н. как системы деятельности и знаний;
в) структура и динамики научных кадров в соотнесенности их с когнитивными процессами, обеспечением возникновения и развития новых научных направлений;
г) социальные аспекты организации исследовательского труда, научных коммуникаций, взаимодействие формальных и неформальных отношений в Н., выяснение их влияния на продуктивность научной деятельности;
д) социальные проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в Н., с развитием междисциплинарных исследований;
е) социокультурная обусловленность научного знания и его развития, роль социальных, в том числе нравственных, идеалов, ценностей и норм, регулирующих социальную деятельность, оценку и стимулы их труда, соотношение институциональных и личностных аспектов научной деятельности.
Третье качественное отличие научной деятельности от всех других видов производства заключается в специфике применяемых ею инструментов и средств производства. Они носят не материальный, чувственно осязаемый характер, каковыми отличаются машины, станки, механизмы и т.д., а коренятся в творческих способностях человеческого познающего мышления. Среди них важнейшее значение имеют анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, типологизация процессов и явлений окружающей действительности и их отражение в категориях, законах, концепциях, научных теориях.
В целом же было бы односторонним признанием, что можно объяснить особенности развития Н. как специфического способа творческой деятельности с помощью какого-то одного детерминирующего фактора. Когда анализируется многоплановая и многоуровневая социокультурная детерминация научной деятельности, то следует иметь в виду, что такая детерминация может иметь не только позитивную, но и негативную направленность, как это было, скажем, в 1930-х в СССР по отношению к развитию генетики. Поэтому в контексте решения общей проблемы о социокультурной обусловленности развития Н. важное значение приобретает тот или иной ответ на вопрос о том, как исследовательская деятельность приводит к получению знания, обладающего статусом научности, как отчленить такое знание от всякого рода вненаучных, антинаучных или околонаучных построений.
Социологический и науковедческий анализ познавательной детерминации научной деятельности ориентирован на выявление особенностей самого процесса движения научного познания по пути к истине, динамики классического и неклассического стилей научного мышления, эволюционного накопления фактов, объяснений, гипотез, концепций и научных революций, приводящих к возникновению принципиально новой парадигмы научно-теоретического освоения человеком окружающей действительности, к изменению самих стандартов рациональности, применяемых в научном познании. Причем сама динамика научного познания рассматривается в таком случае не столько детерминированной имманентно присущими Н. ее специфическими характеристиками, сколько в социокультурной обусловленности ее возникновения и развития, перехода от одной научной парадигмы к другой, возникновения принципиально новых идей, методов, теоретических концепций. В связи с этим важнейшее значение приобретает выдвижение критерия научности. Если в теоретической концепции, выдвинутой и обоснованной К. Марксом, таким критерием выступает общественная практика, то И. Лакотос выдвигает в качестве критерия научности эмпирическую проверку, в процессе которой сопоставляются друг с другом не столько теория и факт, но скорее две теории, в силу чего при оценке рассматриваемые теории соотносятся не столько с экспериментальными данными, но и с альтернативными теориями. В рамках такого подхода объектом сравнения становится не отдельная научная теория, а целостная научная программа, которая считается прогрессивной в том случае, если каждая новая возникающая теория обладает гораздо большим эмпирическим содержанием по сравнению с предшествующими, а теоретический рост исследовательской программы опережает эмпирический.
Но как бы ни была теоретически важна и обоснована научная теория, как бы полно ни соответствовала она действительности, она не будет иметь большой социальной значимости до тех пор, пока не сможет не только теоретически осмысливать стоящие перед ней проблемы, но и предлагать практические пути их эффективного решения. А это означает, что важнейшим критерием научности выступает прагматическая, практическая плодотворность научной теории.
В социологическом исследовании Н. важное значение придается функциям, которые выполняет научная деятельность и в целом Н. в качестве социального института.
Важнейшая социальная функция Н. заключается, как уже отмечалось, в генерировании нового достоверного знания. Эта функция реализуется в открытии новых, ранее неизвестных фактов и процессов в развитии природы и общества, в самом человеческом мышлении, в выдвижении новых, ранее не существовавших идей, понятий, формул, гипотез и законов, в изменении картины мира, выступающей обобщенным воплощением совокупности научных знаний определенной эпохи.
Эта функция является самой важной и основной, ибо в производстве нового научного знания и заключается социальный смысл научной деятельности. В свою очередь, данная функция подразделяется на ряд подфункций, среди которых наиболее существенными являются: а) получение новых знаний, ибо без этого нет Н. как специфического вида творческой деятельности; б) преемственность, без чего не может существовать и развиваться Н. как многогранно и динамично функционирующая система знаний; в) оценочная деятельность, позволяющая вычленить научную новизну в тех или иных концепциях, установить соответствие выдвигаемых научных идей, гипотез, теорий объективной реальности; г) восприятие и поддержка новых идей, без чего не может быть прогрессивного развития Н.
Второй важной социальной функцией Н. является истолкование фактов и процессов в новых понятиях, теоретических концепциях. Мало понять окружающий мир, необходимо правильно истолковать его, уловить его взаимосвязи, показать, почему они именно такие, а не иные, а это как раз и осуществляет Н. в процессе свойственного ей истолкования, объяснения действительности. Эта функция заключается не только в том, что научная теория объясняет те явления и процессы, которые мы видим в окружающей действительности, но и то, почему мы видим именно это и именно таким, и каким образом можно воздействовать на видимое (а часто и невидимое), чтобы изменить его.
Третья существенная социальная функция Н. проявляется в свойственной ей верификации, т.е. в проверке истинности выдвигаемых научных положений и теоретических конструкций, установлении их достоверности эмпирическим, опытным путем. Эмпирическая оценка теории представляет собой достаточно сложную процедуру. Такая сложность обусловлена тем, что в процессе эмпирической проверки противостоят друг другу не теория и факт, а скорее две теории, одна из которых интерпретирует экспериментальные результаты, а другая объясняет их и соотносится с ними. Поэтому в процессе верификации и оценки научные теории сравниваются не только с экспериментальными данными, но и с альтернативными теориями. В таком случае считается более прогрессивной и соответствующей реальности та теория, которая обладает большим эмпирическим содержанием по сравнению с предшествующими, т.е. если она предсказывает новые факты, не вытекающие из ранее известных теорий.
Пятой существенной функцией Н. является распространение полученных знаний. Социальная значимость научной деятельности предопределяется не только ее способностью генерировать новое научное знание, но и возможностью распространять полученное знание, включать его в информационные процессы, связывающие между собой множество индивидов, их различных общностей, организаций и т.п.
Седьмая социальная функция Н. проявляется в том, что она с самого начала своего возникновения составляла и составляет очень важный компонент духовной культуры, служит мощным рычагом духовного прогресса общества. Резко расширяя горизонты познания окружающего мира, создавая условия и предпосылки повышения интеллектуального потенциала человека и общества, Н. своим стремительным развитием приводит к возникновению могущественной технокультуры, которая на рубеже 21 в. все более ощутимо трансформируется в социотехнокультуру. Эта новая, базирующаяся на достижениях Н. социокультура способна соединить эффективность новых технических систем и их возрастающее технологическое, экономическое, социальное значение с возрастающими духовными запросами личности, которая не намеревается оставаться простым «пользователем» техники, информации и т.п., а стремится в полной мере выразить себя, реализовать свой духовный мир, свои духовные устремления. Научные инновации получают тем больше шансов на успех, чем теснее и гармоничнее соединяют технологические аспекты с социальными и духовными.
В отличие от других видов трудовых коллективов научный коллектив обладает рядом специфических особенностей и функций, предопределяемых сущностью самой Н. и принципами организации исследователей в научные сообщества. Научный коллектив представляет собой относительно устойчивую функциональную социальную общность, создаваемую и функционирующую с целью производства нового научного знания и определения путей его практического применения, обладающую четко выраженной формальной и неформальной структурой (стратификацией), специфическими механизмами функционирования, саморазвития и саморегуляции.
Итак, основными линиями структуризации Н. в социологии признаются два основных вектора: а) разделение научной деятельности на более или менее автономно функционирующие научные дисциплины (дисциплинарный подход); б) разделение всей совокупности работающих в научной сфере людей на определенные, четко ограниченные друг от друга коллективы, организации (организационный подход). В свою очередь, для более четкого представления о том, какими специфическими видами научной деятельности занимаются различные исследовательские коллективы, осуществляется типологизация научных организаций.
При таком подходе к организациям первого типа следует отнести те, которые ориентированы в основном на проведение фундаментальных исследований, характерных первопрохождению в неизвестную доселе область знаний. Именно прогресс в этой области изменяет установившиеся точки зрения и теоретические концепции, приводит к возникновению новых областей в Н. и технике, коренным изменениям в технологии, к созданию новых видов производств. Этот тип научных организаций составляют исследовательские учреждения, работающие в системе академической и частично вузовской Н. и занимающиеся преимущественно фундаментальными исследованиями, обеспечивающими постоянный приток новых научных идей, постановку новых проблем, поиск путей, средств и методов их разрешения. Второй тип научных организаций включает в себя сообщества, проводящие фундаментально-прикладные исследования, чаще всего совмещаемые с преподавательской деятельностью, которые функционируют в системе высшей школы. Их преимущества заключаются в том, что они гораздо быстрее первых могут реализовать новые научные идеи в практике преподавания и рекрутировать тем самым новых их приверженцев из числа наиболее одаренных студентов, привлекая последних к научной работе.
К третьему типу научных организаций относятся такие сообщества, которые осуществляют главным образом прикладные исследования в разработке их преимущественно (но не всегда) на отраслевой основе. Их преимущество состоит в том, что они теснее других связаны с потребителями новых технологий, технических систем и других нововведений, лучше ориентированы на запросы производства, быстрее могут реагировать на них, получая тем самым возможность оперативного и достаточно щедрого финансирования своих исследований и разработок. Если такие коллективы тесно связаны с академическими или (лучше) вузовскими научными центрами, то они, как показывает опыт, имеют возможность быстро реализовать фундаментальные научные идеи в прикладных разработках и осуществлять на этой основе создание новых, более продуктивных видов техники.
Наконец, к четвертому типу научной организации относятся группы и объединения (порой достаточно мощные) исследователей и разработчиков новой техники и технологии, работающие непосредственно в сфере материального производства. Такие научно-исследовательские и научно-инженерные центры имеют то преимущество, что получая возможность использовать новые идеи и разработки, поступающие по разным каналам от коллективов первых трех типов, эффективно реализовать, а при необходимости скорректировать их непосредственно в условиях производственной деятельности, резко сократив тем самым обычно довольно длинный в нашей стране путь от новой научной идеи до ее практической производственной реализации.
Как видим, каждый из типов научного сообщества обладает специфическими, свойственными только ему преимуществами (разумеется, и недостатками тоже). Поэтому важнейшая задача рациональной научно-технической политики заключается в том, чтобы с учетом тех преимуществ, которыми располагает каждый тип научно-исследовательского центра, скоординировать и интегрировать их деятельность таким образом, чтобы сильные стороны одних помогали устранять недостатки и слабые места в деятельности других.
Наряду с целями, ради достижения которых создается и функционирует Н., важнейшей ее характеристикой является кадровый потенциал, без которого она существовать не может. Ни одна из целей научной организации не может быть достигнута без активного участия людей, профессионально занимающихся научной деятельностью, равно как не может быть она реализована в условиях, когда человек действует в одиночку.
В условиях всеохватывающего кризиса, потрясшего все постсоветские страны, возникшие на развалинах СССР, почти все компоненты научного потенциала подверглись разрушительной деформации. В Беларуси, в частности, после развала СССР доля расходной части бюджета, выделяемого на развитие Н., снизилась с 7% до 1,2%. Одновременно происходило резкое сокращение численности научных кадров. Если в 1990 научно-технической деятельностью в Беларуси занимались 107,2 тыс. человек, то в 1997 их численность снизилась до 38,2 тыс. человек, т.е. в 2,7 раза, количество работающих в институтах Национальной Академии наук Беларуси за тот же периода сократилось с 17,5 до 5 тыс. человек, т.е. уменьшилось более, чем втрое.
В последние 1,5-2 года в сфере научной деятельности наметились тенденции к стабилизации. Но чтобы эти тенденции стали необратимыми, необходимо предотвратить дальнейшее разрушение научного потенциала, повысить социальный статус исследователя и уровень его материально-финансового обеспечения, а посредством этого и эффективность научных исследований как важнейшего фактора социально-экономического и духовного развития общества.