социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают

Владислав Иванович Столяров
Социология физической культуры и спорта. Учебник

Глава 3. Значение и социальные функции социологии ФКС

/37/ Важное значение социологии ФКС определяет комплекс факторов.

3.1. Факторы, определяющие значение социологии ФКС

Как минимум три группы факторов определяют важное значение социологии ФКС.

1. Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире. Потребности современной научно-технической революции, значительное увеличение свободного времени, рост благосостояния людей привели к тому, что за сравнительно короткий исторический период ФКС стали существенным компонентом общественной жизни и культуры. В настоящее время миллионы людей нашей планеты приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, вовлекаются в процесс физического воспитания, участвуют в различных спортивных соревнованиях. Все более возрастает роль спорта в жизни общества, его воздействие на все стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т. д. Вот почему о спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинокартины. Важное значение ему придают политические деятели. Все это не просто дань моде, а отражение того факта, что в современную эпоху спорт занимает такое место, которое он не занимал, пожалуй, никогда в истории человечества.

Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире определяют значимость связанных с ними социальных проблем и их социологического анализа.

2. Противоречивый характер социальных функций спорта. Развитие спорта показало возможность его использования /38/ не только в гуманных, но и антигуманных целях. С одной стороны, за последние десятилетия достигнуты существенные успехи не только в широком развитии спорта, вовлечении в него различных слоев и групп населения, но и в применении его для решения многих важных социально-культурных гуманистических задач. Спорт эффективно используется для физического совершенствования, а также для сохранения и укрепления здоровья людей. Неоднократно спорт выступал в качестве «посла мира», помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт и его разновидности (особенно такие, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание и др.) оказывают на эстетическую культуру людей. Но вместе с тем оказалось, что спорт может вредить здоровью, использоваться как средство одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-экономических проблем, манипуляции общественным мнением, повод для межнациональных конфликтов и т. д. (подробнее см. гл. 20 учебника).

В связи с этим возникают важные и сложные вопросы: каково действительное значение спорта для человека и человечества? Заключены ли его социальные функции и связанные с ним негативные явления в самой природе спорта или же они обусловлены какими-то определенными условиями и обстоятельствами? Какие факторы определяют позитивную или негативную ценность спорта? Можно ли и каким образом избежать негативных аспектов его воздействия на личность и отношения между людьми? и т. д.

Тем самым, проблемы социальной сущности спорта, его места, роли и функций в обществе, на которые социология ФКС пытается дать научно обоснованный ответ, приобретают действительно важное, актуальное, притом не только теоретическое, но и практическое, значение.

3. Необходимость научно обоснованного управления социальными процессами в сфере ФКС. В настоящее время социологические проблемы ФКС приобретают все более важное значение в связи с возрастающей потребностью в управлении социальными процессами сферы ФКС и необходимостью принятия не любых, /39/ а научно обоснованных управленческих решений.

Для принятия таких решений недостаточно одной интуиции, практического опыта, обыденных представлений о ФКС. Важно иметь широкий круг теоретических знаний об этих социальных явлениях, о их социокультурном потенциале, факторах, которые влияют на его реализацию и т. д.

Только на основе таких знаний можно решать, к примеру, следующие важные практические вопросы: какое место следует отводить физкультурно-спортивной деятельности в общей системе форм жизнедеятельности, характеризующих образ и стиль жизни применительно к разным группам населения? Надо ли к физической культуре относиться как к важной области человеческой культуры? Какие социально-культурные задачи должны решаться в ходе занятий ФКС? Каким видам занятий физическими упражнениями, формам организации спортивных соревнований следует отдавать предпочтение с точки зрения их культурно-воспитательной ценности? Существуют ли пути и какие именно гуманизации современного спорта? и т. д.

По мере того, как открываются новые социальные ценности ФКС, создаются благоприятные условия для занятий физическими упражнениями и спортом, разрабатываются совершенные педагогические и медико-биологические технологии коррекции физического развития человека, на передний план выступает субъективное отношение разных групп населения к ФКС. От этого отношения в первую очередь зависит, включатся ли эти группы населения в активные занятия физкультурой и спортом, будут ли заботиться о своем здоровье и других параметрах физического состояния, посещать спортивные соревнования и т. д.

В связи с этим возникает острая потребность в достоверной информации о системе связанных с ФКС интересов, потребностей, ценностных ориентации и т. д. разных групп населения. Эта информация также крайне необходима для решения широкого круга задач управления социальными процессами, связанными со сферой ФКС: определения эффективных форм организации занятий физкультурой и спортом, выбора оптимальных моделей организации и проведения спортивных соревнований, путей повышения эффективности пропаганды ФКС средствами массовой информации и т. д.

Для принятия эффективных управленческих решений в сфере ФКС важно учитывать и реальное отношение населения к ФКС. /40/ Это требует проведения конкретно-социологических исследований с целью получения социологической информации о месте физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени разных групп населения, об их отношении к культурно-воспитательным ценностям различных форм двигательной деятельности, видов спорта и т. д.

Комплекс указанных выше факторов определяет важное теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС.

3.2. Теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС

Теоретико-познавательное значение. Социологическое исследование ФКС позволяет получить важные и значимые знания:

а) о законах функционирования и развития ФКС в обществе;

б) о влиянии различных социальных процессов и институтов на эти явления;

в) об обратном воздействии последних на различные стороны общественной жизни;

г) о потребностях и интересах разных групп населения в данной сфере; о их реальном отношении к физкультурно-спортивной деятельности;

д) об оценке ими разнообразных форм этой деятельности, а также работы средств массовой информации по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни, спорта и др.

Можно выделить следующие основные аспекты теоретико-познавательного значения этих знаний.

1. Они позволяют дать систематическое описание социальной реальности в сфере ФКС. Имеющуюся вначале несистематизированную и имеющую пробелы информацию об этой реальности, т. е. обыденные знания о ней, она преобразует «в систематическую и полную информацию». Если указанную реальность пытаются оценивать, не обращаясь к научным знаниям, полученным в социологии ФКС, то нередко допускаются ошибки. Так, даже опытные учителя, как правило, исходят из того, что существует отрицательная зависимость между школьными успехами и спортивными достижениями. Эмпирические исследования в социологии спорта опровергают это представление. Таким образом, /41/ социологическое исследование спортивной реальности позволяет индивиду, практически действующему в данной реальности, «получить необходимые знания и иметь правильное представление о социальных зависимостях».

2. Социология ФКС помогает осознать относительность наших знаний о социальном феномене ФКС и тем самым «развивает способность видеть альтернативу существующим возможностям». В частности, раскрывая зависимость спорта от общества и культуры, она показывает, что в других социокультурных условиях могут возникать совершенно иные формы игры и спорта, нежели те, которые мы знаем в нашем обществе.

3. Спортивно-социологическое исследование – как и вообще любая наука – содействует регулированию социальных конфликтов. При наличии противоположных взглядов и интересов (а в современном обществе они практически всегда возникают) социология ФКС способна занять объективную позицию, быть беспристрастным арбитром и предложить научно-обоснованное разрешение возникших разногласий и конфликтов.

4. Социология ФКС изучает такие явления, которые в повседневной жизни обычно представляются очень простыми и самоочевидными, хотя на самом деле являются крайне сложными. Она подвергает критике и показывает ошибочность многих обыденных представлений об этих явлениях.

Практическая значимость. Социология ФКС (как и другие общественные науки) имеет важное мировоззренческое и общекультурное значение. Вместе с тем результаты социологических исследований различных явлений сферы ФКС позволяют правильно определить общее направление ее дальнейшего совершенствования и принимать действенные конкретные управленческие решения в этой области. Она выполняет важные гуманистические функции на основе введения гуманистического сознания в спортивное движение и определения путей гуманизации современного спорта.

Социология ФКС уже показала свою значимость в решении и других важных практических задач сферы ФКС:

– определения путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения (детей, подростков, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и т. д.) и социокультурного эффекта этой активности; /42/

– разработки планов социально-экономического развития городов, районов, предприятий;

– прогнозирования и планирования дальнейшего развития ФКС;

– уточнения основных направлений и средств интеграции спорта с искусством, создания и совершенствования системы олимпийского образования детей и молодежи;

– повышения роли средств массовой информации в решении указанных задач;

– совершенствования подготовки специалистов в области ФКС и т. д.

Особенно важное значение результаты социологических исследований ФКС имеют для спортивной педагогики.

С осознанием значения социологии ФКС связан тот факт, что она занимает все более важное место в системе подготовки специалистов в области ФКС. Об этом свидетельствует введение социологии ФКС в учебные планы институтов физической культуры и других учебных заведений, разработка программ соответствующих учебных курсов и спецкурсов.

В нашей стране уже в конце 20-х – начале 30-х годов в Центральном институте физической культуре в Москве и в Ленинградском институте физической культуры начал читаться курс «Социологические основы физической культуры», а в Белорусском институте физической культуры в 1971 г. – «Социология физической культуры и спорта». Проблемы социологии ФКС включаются в более широкие (например, «Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта», «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» и др.) и в более узкие учебные курсы (например, «Международное спортивное и олимпийское движение», «Теория, программы и технологии гуманизации современного спорта»). Для организации этой учебной работы создаются специальные кафедры. Еще в 1927 г. в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта кафедра социологических основ физической культуры, которую возглавлял профессор Е.Ю. Зеликсон. В 1982 г. в ГЦОЛИФК по инициативе автора данного учебника была создана кафедра истории и социологии спорта.

/43/ Главная цель социологии ФКС как учебной дисциплины – сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Она призвана также дать такую социологическую информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать навыки проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на ФКС, умения использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Большинство ученых полагает, что в перспективе социология спорта (равно как и другие общественные науки) не только сохранит, но и усилит свою познавательную и прогностическую роль.

Важно учитывать, однако, что практическая значимость социологических исследований ФКС не реализуется автоматически, а во многом зависит от целенаправленного и постоянного сотрудничества исследователей, заказчика, а также руководства, тренеров и функционеров в области ФКС.

3.3. Социальные функции социологии ФКС

Социология ФКС как частная (прикладная) социологическая дисциплина ориентирована на выполнение тех социальных функций, которые призвана выполнять социология вообще. К числу ее основных функций, как правило, относят теоретико – познавательную и управленческую функции, с которыми связывают ряд производных функций – мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую и т. п.

Эти важные социальные функции должна выполнять и выполняет также и социология ФКС, увязывая их, естественно, с проблемами сферы ФКС.

Следует подчеркнуть две важных вещи, которые имеют отношение к вопросу о социальных функциях и значении социологии ФКС. /44/

1. Среди исследователей имеются разногласия по данному вопросу. Но они не затрагивают сути дела и в основном носят терминологический характер.

2. В оценке роли и значения социологии ФКС и соответственно в характеристике присущих ей социальных функций допускается ряд погрешностей. К числу основных ошибок такого рода можно отнести следующие.

A. Социологической науке в единственном числе присваиваются те методологические и мировоззренческие функции, которые выполняют (по крайней мере не в меньшей степени) философия, логика и методология науки, культурология и другие общественные науки, в том числе непосредственно связанные с областью ФКС.

Б. Социологии ФКС приписываются те интегративные функции, которые выполняют складывающиеся в настоящее время комплексные, интегративные науки в области ФКС – «общая» теория ФКС, философско-социологическая теория ФКС, интегративная педагогическая антропология и др.

B. Характеризуя значение и социальные функции социологии ФКС, ее неправомерно отождествляют с теорией, предметом которой являются науки о ФКС, т. е. с метатеорией этих наук, ошибочно приписывают социологии ФКС функции, роль и значение данной теории.

Вопросы для повторения (самопроверки) к главе 3

1. Какие факторы определяют значимость социологии ФКС?

2. Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.

3. Практическое значение этой науки.

4. Каково педагогическое значение социологии ФКС?

5. Проблемы использования социологии ФКС в практике спорта.

6. Основные социальные функции социологии ФКС.

7. Что ожидать в перспективе: повышение или понижение социальной значимости социологии ФКС?

Глава 4. История социологии ФКС

4.1. Становление социологии ФКС

/45/ Появлению социологии ФКС предшествовал длительный период, когда проводилось социологическое исследование этих социальных явлений без его оформления в самостоятельную науку (научную дисциплину).

Генетические корни такого подхода к изучению ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «социологические исследования ФКС», а характер исследовательской проблематики. Еще древнегреческие философы, социалисты-утописты и философы эпохи Возрождения касались в своих трудах вопросов о социальной природе и социальном значении физических упражнений, спорта, Олимпийских игр. Отдельные аспекты социальных проблем спорта затрагивали в своих работах такие классики социологии, как Г.Спенсер, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Шелер, Ф. Знанецкий и др.

И все же в течение длительного времени игра и спорт рассматривались в социологии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной социологической науки, а изучались в рамках других социологических дисциплин – таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др. Отдельные социальные проблемы спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии. В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого «примитивного спорта», их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п.

По мере все более глубокого научного исследования физкультурно-спортивной деятельности помимо педагогических, психологических, физиологических и других проблем обнаруживался /46/ широкий круг проблем, для постановки и решения которых требовался социологический анализ. Поэтому к отдельным аспектам и проблемам этой деятельности стали обращаться представители таких общественных наук, как философия, педагогика, история. С появлением «спортивной науки» и ее отдельных научных дисциплин – теории физического воспитания, истории ФКС и др. – социальные проблемы ФКС все чаще стали затрагиваться в этих науках.

Выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления, с одной стороны, от других социологических дисциплин, а, с другой стороны, – от других «спортивных наук».

Первый шаг на пути формирования частной, специальной, прикладной социологической теории в рамках социологии – уточнение специфического объекта социологического исследования. Таковым должно быть важное и сложное для познания социальное явление, которое является относительно самостоятельным элементом социальной системы, имеет особые законы функционирования и развития, отличается от тех объектов, которые уже изучаются в рамках существующих социологических дисциплин, и потому может стать объектом специального социологического анализа. Для этого должен быть выработан понятийный аппарат, позволяющий четко выделить и отличить данное социальное явление от других. Следующий шаг – обоснование необходимости и целесообразности их социологического анализа, а также уточнение методологии этого анализа.

Поводом для постановки вопроса о формировании социологии ФКС как самостоятельной науки прежде всего стал тот факт, что объектом исследования ряда научных дисциплин, в том числе социологических, стали такие важные и сложные социальные явления, как физическое воспитание, занятия физическими упражнениями, спорт. Причем круг этих тесно связанных между собой явлений, изучаемых в данных науках, постоянно расширялся. В частности, в него стали включаться такие явления, как физическая рекреация, телесность человека, физическая культура и т. д. Однако только в 60-е годы создаются предпосылки для формирования социологии ФКС как относительно самостоятельной социологической дисциплины.

/47/ Существенную роль в становлении социологии ФКС сыграло усиление интереса к социологическим проблемам спорта, связанное с тем его бурным развитием (всех его форм и разновидностей), которое началось в конце XIX – начале XX века и было обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом общества. Это развитие привело к проникновению спорта во все основные сферы человеческой деятельности (труд, образование, досуг) и к выделению его в относительно самостоятельную подсистему социума, в отдельный социальный институт.

Но выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления не только от других социологических дисциплин, но и от других «спортивных наук».

В течение длительного времени в научном анализе физического воспитания и спорта на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями о социальных функциях спорта.

Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития спорта. Развитие спортивного движения, его универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в области социальной проблематики спорта от чисто практических знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному на проверенных исследовательских методах и признанных социальных теориях. Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием спорта высших достижений, все более разрастающиеся в рамках спортивного движения разнообразные групповые связи – формальные и неформальные, имеющие юридический статус и не имеющие его и т. п. – стали требовать все более широкой, полной, точной и дифференцированной информации. Появилась необходимость в информации не только /48/ о поведении отдельных групп, участвующих в спортивном движении, о поведении зрителей и болельщиков, но также о тех социальных силах, которые определяют темпы развития спорта, о социальных факторов, способствующих этому развитию или тормозящих его в отдельных социальных средах. Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики, культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а, с другой – обратного воздействия спортивного движения на различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей.

Отсутствие социологической информации по всем этим вопросам, на которую могла бы опереться организаторская деятельность в спорте, снижало эффективность этой деятельности, тормозило развитие спортивного движения, не позволяло увидеть его перспективы, снижало его престиж в рамках явлений современной культуры. Усиливалась и потребность ответить на вопросы о том, каковы те социальные процессы, в которые включена спортивная деятельность, влияет ли она и каким образом, под воздействием каких факторов на формирование общественных связей, образцы поведения и т. д. Формировалось и крепло убеждение в необходимости специального, полного и глубокого анализа социальных функций физического воспитания и спорта, их места в обществе, в человеческой культуре и других связанных с ними социальных проблем. Эта социальная потребность привела к появлению научных работ, в которых предпринимались попытки такого анализа.

Становлению социологии ФКС в немалой степени содействовал созданный в 1964 г. Международный комитет социологии спорта при СИЕПС/ЮНЕСКО. Он стал одним из комитетов Международного совета по спорту и физическому воспитанию (СИЕПС), а позднее и официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более чем 40 стран. В Австрии, Болгарии, СССР, Чехословакии, Японии и других странах были созданы национальные комитеты (секции) социологии спорта. Международный комитет социологии спорта начал издавать журнал по проблемам социологии спорта – «International Review of Sport Sociology», который в настоящее время называется «International Review for the Sociology of Sport». /49/ В 1972 г. начал выпускаться информационный бюллетень социологов Северной Америки – «Спорт социолоджи бюллетин» («Sport Sociology Bulletin»). В 1976 г. он был заменен на «Ревью оф спорт энд леже» («Review of sport and leisure»). В 1978 г. журнал стало издавать Северо-Американское общество по социологии спорта.

С 1966 г. Комитет регулярно проводит международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта, а с 1970 г. организует работу секций по социологии спорта в рамках всемирных социологических конгрессов и Олимпийских научных конгрессов. При содействии Комитета разработан и реализован ряд международных социологических исследовательских проектов.

Таков в общих чертах путь становления социологии ФКС.

Источник

Современные социологические проблемы физической культуры и спорта

Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры. Исследование основных социальных функций спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

РубрикаСоциология и обществознание
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления18.08.2014
Размер файла94,5 K

социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают. Смотреть фото социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают. Смотреть картинку социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают. Картинка про социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают. Фото социологические исследования показывают что физическая культура и спорт человека оказывают

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Современный этап развития нашего общества характеризуется неравномерностью экономического развития, возрастанием социальных противоречий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. И здесь неоценимую роль играет социология физической культуры, которая призвана исследовать возникающие проблемы и обосновать основные направления их преодоления.

Сегодня по сути дела нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку такие ее составляющие, как массовый спорт, спорт высших достижений, олимпийское движение являются общепризнанными материальными и духовными ценностями. Для современного человека характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта, поскольку они составляют важнейшую часть общей культуры общества.

Интенсивно развивающиеся процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни предполагают формирование новой стратегии и тактики ее использования в повседневной жизни каждого человека. Этому способствует также изменение государственного и политического устройства страны, в результате которого произошло резкое расслоение людей по уровню доходов, образованности и возможностей пользоваться услугами в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Сегодня необходимо исследовать проблемы детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, олимпийского движения в целях определения их роли и места в российском обществе, так как именно эти феномены способны формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и каждого конкретного человека.

1. Социологические проблемы физической культуры и спорта

Проблемы любого явления в общественной жизни связаны, как правило, с теми компонентами, которые составляют его содержание. С точки зрения физической культуры к ним относится деятельность людей, в основе которой лежит их стремление к удовлетворению своих потребностей, а в конечном итоге совершенствование объективных условий жизнедеятельности.

Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры.

Идея массовой культуры, в том числе и физической, исходит из того, что по мере развития общества исчезает его классовая поляризация и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

Согласно исследованиям зарубежных ученых, общество делится на массу (толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Широкое распространение «штампованных» (безвкусных) мероприятий, по мнению западных социологов, свидетельствует об обратной зависимости между материальным и культурным уровнем населения: достаточно быстрое массовое повышение уровня жизни сопровождается уменьшением духовных запросов.

Вышеприведенные характеристики массовой культуры нельзя в полной мере присовокупить к культуре физической, так как пустое времяпровождение в ней заменяется осознанным выполнением физических упражнений.

Развитие массовой физической культуры рассматривается как важный компонент нравственного воспитания, как существенный фактор организации досуга людей, как способ утверждения норм здорового образа жизни, а в конечном итоге отвлечения от вредных привычек (табакокурения, чрезмерного употребления алкоголя, наркомании).

Массовость физической культуры определяется интегральными общественными факторами: социально-экономическими, социально-политическими, социально-культурными. В физической культуре воздействие этих факторов особенно заметно.

Детальное рассмотрение роли и значимости ведущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влияние общества на процесс развития физической культуры как социокультурного явления.

Социально-экономические факторы. Роль экономики в жизнедеятельности любого человека и общества в целом трудно переоценить, поскольку люди прежде всего должны биологически обеспечивать свою жизнь (есть, пить, одеваться, иметь жилье). Для удовлетворения этих потребностей человек должен производить материальные блага.

Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, а через них и на другие стороны социальной жизни. Преобразование экономической деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-экономические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и экономическом обеспечении.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкультурной деятельности является экономическое благополучие людей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Экономика обеспечивает нужный для человека уровень благосостояния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

Социологические исследования в сфере физической культуры, направленные на изучение роли, места и социально-экономической эффективности физкультурной деятельности в социальной жизни свидетельствуют, что регулярно занимающиеся физическими упражнениями работники приносят своему предприятию дополнительно 440 рублей прибыли в год (Л.И. Лубышева).

Социально-политические факторы. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. Политическая сфера общества создает условия для организации физкультурной деятельности людей и обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирующую роль, предоставляя льготные условия для развития тех социальных функций физической культуры, которые выгодны государству.

Физическая культура и спорт широко используются в пропагандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть официальные организации, управляющие физической культурой, которые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. К социокультурным факторам относятся общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство.

В задачи социологии входит изучение социокультурных факторов как основных составляющих развития общества, приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности различных групп населения, в упорядочении этой деятельности, придании ей организационно-управленческого характера.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезности физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, качеством физкультурного образования и воспитания, обучения физическим упражнениям.

Особое место занимает политическая деятельность государства в повышении значимости физической культуры, формирования осмысленного отношения к здоровому образу жизни молодого поколения и в целом оздоровления нации.

Результаты научных исследований, доказывающие эффективность влияния физических упражнений на здоровье занимающихся, их физическое состояние и подготовленность, также могут служить ориентиром положительного отношения к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей, что подтверждают картины живописцев и другие произведения искусства.

Увеличение количества людей, занимающихся физическими упражнениями, отказавшихся от вредных привычек и сохраняющих высокую работоспособность на протяжении всей жизни, является приоритетной задачей любого государства. В этом аспекте перечисленные факторы играют главенствующую роль.

2. Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения

Спорт как разновидность общественной деятельности включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (тренировочный процесс), специфические отношения, нормы, достижения, а также определенные ценности, возникающие в процессе этой деятельности. Значение спорта универсально, определяется структурой современного общества и обусловлено многочисленными функциями. Причем функции спорта не ограничиваются только соревновательными действиями, победами и поражениями, а включают и другие социально значимые цели.

Спорт как школа воспитания моральных и психологических качеств. В процессе занятия спортом между людьми возникают многочисленные связи, которые проявляются в передаче знаний, опыта, навыков. Спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших факторов воспитания личности, особенно в детском и юношеском возрасте.

При освоении нового вида деятельности, каковым является и спорт, значительно расширяется круг участников педагогического процесса. Специалисты спорта передают соответствующие знания и умения своим воспитанникам, формируя тем самым личность спортсмена.

Спорт высших достижений формирует такие важные качества, как честность, чувство долга, уважение к сопернику, гордость за принадлежность к определенной команде, и другие. Так, в некоторых видах спорта, например в большом теннисе, существуют негласные кодексы чести спортсмена. А такой на первый взгляд агрессивный вид спорта, как профессиональный бокс, способствует развитию у спортсменов определенных нравственных качеств. В интервью абсолютного чемпиона мира по всем боксерским версиям Константина Дзю (2003 г.) об этом говорится так. На вопрос корреспондента еженедельника «Аргументы и факты»: «Кого вы видите на ринге, врага или соперника?», он ответил: «Я вижу только соперника, потому что я знаю, что такое боль, я прошел через это».

В научно-методической литературе воспитание может рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова в основе понимания воспитания лежит предположение, согласно которому индивидуум постоянно подвержен влияниям, которые могут иметь для него (в каждом конкретном случае по-разному) воспитательное значение. Воспитание в широком смысле слова имеет две характерные особенности. Во-первых, в нем подчеркивается неоспоримый факт того, что воспитательное воздействие может производиться и ненамеренно, по крайней мере, не запланировано. Во-вторых, это понятие исходит из того, что не только люди, но и вещи, например системы и их структуры, могут оказывать воспитательное влияние.

Следовательно, воспитание в широком смысле слова определяется спонтанностью и в то же время воспитательной значимостью связанных с ним процессов, равно как и тем фактом, что помимо людей воспитывать могут вещи и конкретные дела.

Под воспитанием в узком смысле слова понимается воспитательная деятельность как личный, направленный на конкретную личность процесс, в ходе которого уже вполне воспитанный человек, совершенно сознательно и намеренно, с полной ответственностью оказывает воздействие на только вступающего в жизнь человека, помогая ему обрести свое место.

Роль спорта в формировании личности человека всегда проявлялась особенно значимо. В различных общественно-экономических формациях спорт являлся общей социальной системой воспитания. Спорт именуют «школой жизни», «школой эмоций», «школой характера», «школой воли».

Реальное воспитательное значение спорта зависит от участников образовательного процесса и, прежде всего, от тренеров. С одной стороны, могут возникнуть условия, способствующие формированию высокомерия, чрезмерной гордыни, резкого противопоставления себя окружающим, что способствует проявлению «звездной болезни». С другой стороны, при правильно организованном педагогическом процессе, формируется социально значимая личность спортсмена, способного к достижению высоких результатов не любой ценой, а на основе научно организованного тренировочного процесса.

Современные научные знания и прогрессивная социально-педагогическая технология по освоению новых видов и форм деятельности исходят из того, что все участники образовательно-обучающего процесса взаимодействуют активно. Внешние воздействия субъекта обучения сочетаются с активной творческой познавательной внутренней реакцией объекта, на которую обращены эти воздействия.

Спорт решает задачи всестороннего развития целостной личности в учебно-воспитательном процессе. Эти задачи достигаются при соблюдении определенных теоретико-методологических положений (Жолдак В.И., Сейранов С.Г.):

— совокупная субъект-объектная система социально-педагогических отношений, обеспечивающая и определяющая сущность и взаимоактивный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между педагогами и детьми (тренером или руководителем группы и спортсменами);

— единство воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка, формированию, социализации и воспитанию гражданственной, патриотической и гуманистической личности спортсмена;

— целостное самодеятельное формирование детской личности в системе социально-педагогически организованной деятельности, отношений и общения;

— концепция воспитательного коллектива как субъекта, объекта и основной формы целостности учебно-воспитательного процесса;

— единство принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса и методологической основы социально-педагогического подхода к спортивной, туристской деятельности;

— концепция единой многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и воздействия в нем.

Спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отношений и составляют основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

Однако нередко встречаются высказывания, что большой спорт не может являться объектом индивидуального личностного образования. В основном эти нападки объяснялись негуманностью профессионального спорта, а также проявляемыми им тенденциями к отчуждению и манипулированию человеческой личностью. По мнению данных критиков, спортсмен-профессионал, спортсмен-разрядник и рекордсмен потому испытывают на себе феномен отчуждения, что теряют свое собственное «я». Спортсмен, по утверждению критиков, становится жертвой требований, предъявляемых ему обществом, в силу чего он лишается возможности свободного самовыражения. Вместо того чтобы поставить рекорд в своих личных интересах, повинуясь при этом только собственной свободной воле, он якобы попадает в зависимость от навязываемых ему условий и обстоятельств. Часто накал критических выступлений достигает своего апогея в виде упрека, адресованного большому спорту, обвиняемому в недооценке возможностей, которыми располагают спортсмены для своего самовыражения.

Другие критики видят проблему в образе человека, формирующегося в процессе занятий спортом. Они утверждают, что если спортсмен-разрядник тренируется, как какая-то мускульная машина, запрограммированная на обязательное достижение спортивного результата, или как подчиняющийся чужой воле робот, одержимый жаждой успеха. То нет никакого сомнения в том, что подобные характеристики связаны с определенным образом человека, главной и чуть ли не единственной чертой которого представляется «ложное развитие», приводящее его к превращению в робота, образ, который не должен служить примером для подражания.

Спорт как средство международного культурного обмена. В спортивной деятельности принимают участие представители различных национальностей и культур. Это является одним из важнейших средств международного культурного обмена XXI века. Проведение соревнований в различных городах, странах и континентах обогащает культурный потенциал спортсменов, расширяет их интеллектуальный кругозор, способствует взаимообогащению культур.

Проблема соотношения спорта и культуры, попытки рассмотрения спорта с позиции культуры и как части человеческой культуры возникли давно. Спорт является составной частью культуры, ее разновидностью, он выполняет культурные функции во многих отношениях. В качестве общих черт спорта и культуры выделяют свободное время (как общий для них источник), элементы игры, тесный контакт спорта и искусства. Спорт и культура выражают одни и те же этические значения, способствуют объединению представителей различных социальных слоев населения и народов в целом.

Связи спорта с культурой целесообразно искать не во внешней «схожести» этих явлений, а в общности генезиса, исторического развития, в детерминированном характере функционирования, в социальной ориентации каждого явления и совпадении областей общественной деятельности, в которых проявляются функции и содержание каждого из них.

Мощнейший прорыв в области высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми достижениями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. За последние годы в области спорта возникли новые отрасли научных знаний и методы научных исследований, открыты новые возможности развития человека, познания его жизнедеятельности, значительно расширены представления о пределах человеческих возможностей, о допустимых физических нагрузках. Все это входит в духовные ценности человека, в его духовную культуру.

Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Они становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.

Их высокая эффективность особенно ощутима в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировки.

Таким образом, спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, востребованную всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас многие спортсмены тренируются и выступают в командах различных государств, при этом являясь гражданином совсем другого государства. Они играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. По сути дела представители спорта высших достижений являются полпредами своего государства в других странах мира.

Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: Комитет по делам спорта в Совете Европы, международные спортивные федерации по видам спорта, международные комитеты по оценке физического состояния населения (ЮРОФИТ) и т.д. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, принимаются международные декларации.

Спорт как часть экономической системы страны. Занятия спортом требуют соответствующего снаряжения, экипировки, а также соответствующей материально-технической базы. В некоторых видах спорта современная экипировка играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.

В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места, производит широкую номенклатуру спортивных товаров и услуг.

Спорт как зрелище и способ организации досуга. Зрелищность спорта очень высока, поскольку привлекает своей яркостью, непредсказуемостью и интригой. Дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники, красота и пластика, ожидание результата исхода состязания вызывают интерес у миллионов болельщиков.

Зрелищные спортивные мероприятия являются мощнейшим фактором отвлечения молодого поколения от табакокурения, наркомании, употребления алкоголя и т.п.

3. Коммерциализация современного спорта

Такое явление, как коммерциализация отечественного спорта, не всегда находило понимание у специалистов физического культуры. Некоторые исследователи рассматривали коммерциализацию спорта как негативное явление, пагубно влияющее на воспитание человека и препятствующее гармоничному развитию личности. Однако современные реалии общественного развития убедительно свидетельствуют о необходимости развития рыночных отношений в области спорта и особенно спорта высших достижений.

В современных условиях, учитывая опыт олимпийского движения, представляется возможным и целесообразным с других позиций рассмотреть принципиальные социологические и социально-педагогические аспекты коммерциализации спорта и понять объективное влияние рынка на тенденции его дальнейшего развития.

Коммерциализация спорта включает следующие составляющие (Жолдак В.И., Сейранов С.Г.):

Социальная составляющая коммерциализации спорта имеет три ключевых компонента:

— выбор и продвижение работников (спортсменов, тренеров, судей) в соответствии с их деловыми качествами и компетентностью, с учетом других основных критериев: а) высокой квалификации; б) опыта общения и готовности к сотрудничеству, лояльности к организации, команде предприятию, фирме;

— заработная плата должна (обязана) быть справедливой и стимулирующей добросовестный и качественный труд;

— ликвидация барьеров (статусных, стратификационных, социально-психологических) между различными категориями работников, формирование «духа команды» и «общего дела».

Экономическая составляющая действий в рыночных условиях предполагает гарантированную ответственность организации, команды, фирмы (спортивной федерации, спортивного клуба) за свои действия, создание необходимых условий для планомерного и обеспеченного тренировочного процесса.

Кадровая составляющая включает разработку системы найма, которая учитывает: а) желание работника выдвинуться, что стимулируется рейтинговой системой оценки классификации спортсмена; б) наличие желания освоить им специфику своей деятельности; в) добиться существенных результатов в своей деятельности.

Кадровая политика предполагает соблюдение определенных правил работы с людьми:

— отношение к спортсмену должно быть не только как к штатному работнику, но и как к личности;

— заработная плата должна соответствовать уровню спортивной квалификации, усилиям и реальному вкладу в общее дело, а также стимулировать члена команды к еще лучшей работе;

— ясная и определенная возможность поступательной карьеры спортсмена должна строиться в зависимости от успешности его деятельности.

Все это напрямую относится к деятельности спортсмена, тренера, менеджера и руководителя (владельца) команды. Все взаимоотношения между ними организуются на основе контракта, в котором оговариваются условия труда, выполнение заданий, заработная плата и штрафные санкции за невыполнение контрактных условий.

В практике важную роль играет выбор финансовой составляющей профессиональной команды, которая включает бюджет команды и некоторые другие вопросы.

В настоящее время формирование бюджета команды по различным видам спорта является одной из главных задач, которая обеспечивает полноценное участие спортсменов в соревнованиях и достижение существенных результатов.

Без денег в современном спорте не обойтись. Например, большой футбол в нашей стране иногда называют «игрой миллионов». В этой игре «бедняки» могут выиграть матч-другой на морально-волевых качествах, но не более. Для стабильного результата нужны серьезные кадры и серьезные стимулы, которые и определяются бюджетом команды (таблица).

В то же время сами по себе деньги не могут решить всех задач, стоящих перед командой. Эффект от одних и тех же денежных средств может быть абсолютно разный и определяется не только их толковым распоряжением, но и чистотой намерений. Кто-то приобретает стоящих футболистов, приглашает квалифицированного тренера, вкладывает в собственную школу материальные средства и всерьез борется за лидерство. А кто-то занимается пополнением собственных карманов за счет разницы официальной и реальной цены игроков.

Таблица 1. Бюджеты профессиональных футбольных клубов в чемпионате России в 2004 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *