социокультурная технология что это

Сущность понятия «социально-культурная технология»

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, гак и всю систему социального взаимо­действия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-­культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «со­вокупность педагогических технологий» и «технологично определяют со­циализирующие воспитательные процессы». Дефиниция со­циально-культурной деятельности, предложенная Н.Н, Ярошенко, по нашему мнению, является наиболее исчерпывающей и содержательной.

Актуальность рассмотрения технологических основ социально-­культурной деятельности с позиций педагогических технологий обуслов­лена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теорети­ками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них, по мнению Новиковой Г.Н., обла­дают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предпола­гаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами техно­логического процесса, использовать новейшие управленческие приемы и организационные формы,

Таким образом, по мнению Новиковой Г.Н., социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и

методологических средств, направлен­ных ни достижение планируемых результатов

2.Цели и содержание социально-культурной технологии

Технологии социально-культурной деятельности направлены на разви­тие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Проблема цели и содержания социально-культурных технологий явля­ется основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, на­учно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и оп­ределяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблем­ного поля», главной стратегической цели, формирование тактических це­лей и задач, требующих последовательности действий и интеграции уси­лий различных элементов социально-культурной деятельности, направ­ленных на поэтапную реализацию главной цели.

При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возмож­ности социально-культурных институтов, запросы и интересы социально-­демографических групп, характер их трудовой деятельности и производ­ственных условий, возможности координации усилия различных социаль­ных структур и институтов, временные характеристики циклов воздейст­вия.

Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектности социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими могут являться различные государственные структуры, ин­ституты и специалисты, многочисленные общественные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движе­ния, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, ко­нечно же, отдельные личности.

Детальное определение конечного результата и точных действий специалиста для его достижения в социально-культурных технологиях строится на основе специально отобранного проектантом содержания инст­рументария как совокупности форм, методов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями формирования качественно новых социаль­ных отношений с заданными генеральной целью параметрами.

Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере

— это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально- культурных акций и организаторами, учредителями, это то, чем наполня­ется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание техноло­гий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обу­чения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт по­ведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отношений несет в себе содержательное и предметное наполнение (обучение, груд, бытовое обустройство и т.п.), которое разворачивается в поле социальных отноше­ний, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический феномен и составляет содержание социально­культурного процесса, поскольку именно ради взаимоотношений прихо­дит человек в учреждения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направляется на занятия в художественную студию.

Содержание отношений человека с окружающей действительностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограни­чить той совокупностью отношений, которая значима для человека и но­сит название «ценностные ориентации».

Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности за­нимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек вы­ступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следую­щих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отно­шениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.

Вторым ключевым элементом содержания технологического про­цесса социально-культурной деятельности является ценностное отноше­ние к жизни признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено па формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; воспри­ятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содей­ствие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в ак­тивном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы че­ловеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование цен­ностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братст­во» и др.

Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, чго он ус­ваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регуля­тором поведения человека в социуме, формирует образ социального уст­ройства, осознание которого приходит к человеку год влиянием жизнен­ного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важ­ными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.

Ориентация содержания технологических социально-культурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтру­изм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.

И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, методов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозирова­нии как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает конкретные цели и задачи, раз­рабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологиче­ского процесса

Технология социально­-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в разви­тие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на лич­ность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объе­диняя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально ­культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектиро­вании. включают поэтапную диагностику, широко используют возможно­сти варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оп­тимальных вариантов достижения поставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии; должны быть эффективны по результатам и оптимальны но затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.

Источник

Социокультурная технология что это

1. Определение понятия «технология».

2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:

3. Классификация технологий.

4. Сущность технологий.

5. Элементы технологий.

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает» научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной дея­тельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению ос­новных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо от­мечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена ‘большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

Источник

Сущность и классификация социально-культурных технологий

© Е.И. Григорьева, ТГУ им. Г.Р. Державина

Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Григорьева. ‑ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. ‑ 504 с.

Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологий в сфере образования, культуры и досуга.

В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Селевко, В.В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1].

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга было принято делить на три основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

В настоящее время мы наблюдаем широкий спектр современных технологий, что является результатом смены социокультурной парадигмы, обновления содер­жания, форм, методов, подходов к социально-культурной дея­тельности. Сегодня мы можем видим огромное многообразие социально-культурных техноло­гий, которые активно используются в различных учреждениях культурно-досуговой и социальной сферах. Их возникновение и развитие обусловлено необходимостью освоения совре­менного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Изменились логические основания и классификация социально-культурных технологий.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, ку­рортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

Экологические (природоориентированные) технологии: тех­нологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга.

Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерче­ские, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Обра­зовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лирования.

Социально-демографический, «субкультурный» при­знак. Индивидуально ориентированные технологии (автор­ские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специа­лизированные или групповые технологии: семейные, возрас­тные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокуль­турной сфере. Традиционные и нетрадиционные (альтерна­тивные, инновационные) технологии. Нововведения единич­ные, осуществленные на одном объекте, и диффузные, рас­пространенные по многим объектам. Завершенные и неза­вершенные нововведения. Успешные и неуспешные ново­введения.

Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование — характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологиче­ского модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.

Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении. Воспита­тельные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.

Типичные недостатки использования технологическо­го арсенала в социально-культурной сфере.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику.

Контрольные вопросы

Список рекомендуемой литературы

Программа дисциплины «Методика социально-культурной деятельности» (спец. 053100 социально-культурная деятельность).

Составитель доцент кафедры СКД ОмГУ, к.и.н. Н.И. Лебедева

Раздел II. Технологии социально-культурной деятельности

Тема 2.1. Культуротворческие технологии

1. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.

2. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

4. Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. Организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества, авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ. Активное внимание к художественному моделированию.

5. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.

6. Мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией

7. Тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде. Закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.

Тема 2.2. Рекреативные технологии

1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

2. Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.

4. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

5. Индивидуальный, групповой, семейный туризм.

Тема 2.3. Образовательные технологии

1. Образование как вид социально-культурной деятельности. Источники и составные части образовательных технологий: синтез достижений педагогической науки и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагогических инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических факторов образовательного процесса.

2. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.

3. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

4. Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии програм­мированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

5. Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня. Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии.

6. Матрица для описания и анализа образовательных технологий, используемых в процессе социально-культурной деятельности.

7. Мастер-класс как обучающая общественная презентация в процессе социально-культурной деятельности.

8. Структура авторской образовательной программы.

Тема 2.4. Социально-защитные технологии

1. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

2. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Рекреосервисные игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения. Меценатство, попечительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

3. Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия — социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития. Реабилитационные возможности театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).

Игровая дея­тельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.

4. Методики использования льготных прав и свобод, льготных систем налогообложения и социальных гарантий как фактор привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в предпринимательские социально-культурные проекты и инициативы.

5. Досуговые, культуротерапевтические технологии как фактор нейтрализации и преодоления стрессовых состояний.

Тема 2.5. Исследовательские технологии

1. Назначение исследовательских технологий на начальном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследований для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.

2. Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы.

3. Внутренние и внешние источники получения исходной информации.

4. Выбор методов исследовательской работы. Контрольные вопросы для осуществления выбора методов исследования. Как будут использоваться результаты исследования.

5. Два типа исследовательских технологий: формализованные и неформализованные.

6. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга.

7. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологического изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.

Тема 2.6. Проектные технологии

1. Назначение проектных технологий на организационном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.

2. Исторические и методологические основания проектных технологий в социокультурной жизни России.

3. Выбор тематики социально-культурных проектов для досуговой сферы. Обусловленность выбора конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

4. Проект как форма культурной самодеятельности населения, его возрастных, социальных, профессиональных, этнических групп. Право каждого человека или группы людей на участие в конкурсе проектов, в реализации открытого социального заказа и возможности получения международного, регионального или локального (местного) гранта.

5. Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

6. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности.

7. Выстраивание политики протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и отдельных граждан.

8. Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона.

9. Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации социокультурных технологий.

10. Проектная концепция.

11. Разработка проектной заявки. Описание как оформление содержательной части проекта. Бюджет проекта. Технологии экспертизы проекта.

12. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы..

13. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема 2.7. Альтернативные (инновационные) технологии

1. Альтернативные (инновационные) технологии и их противостояние традиционным подходам какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников социально-культурной деятельности. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

2. Суть альтернативных технологий, используемых в социально-культурной сфере. Радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.

4. Понятие об инновационной деятельности в социально-культурной сфере. Сущность понятий «инновация» и «нововведение». Инновации и инновационные технологии как активные элементы повышения эффективности социально-культурной деятельности.

3. «Проблемность ситуаций» как необходимая предпосылка для использования инновационных технологий. Конструктивные инициативы в сфере культуры, быта, досуга и роль инновационных технологий, способствующих их кристаллизации и самоорганизации различных групп населения.

4. Закономерность «нововведение — социально-культурная среда» и ее учет в использовании инновационных технологий. Критерий подготовленности среды к социокультурным инновациям. Реакция среды на привнесенную извне инновацию. Возникновение ситуации, когда происходит «выталкивание» внешнего агента инновационной технологии.

5. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

6. Механизм осуществления инновационной технологии.

7. Сопутствующие факторы. Контроль за содействием. Обеспечение гласности. Изучение отечественного и зарубежного опыта. Изучение спроса социокультурной среды на новацию, сбор заявок.

Тема 2.8. Коммуникационные технологии

1. Сходство и различия процессов коммуникации и информирования (распространения информации) в практике социально-культурной деятельности.

2. Сущность механизма коммуникационных технологий. Структура коммуникационной модели.

3. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности.

4. СД-технологии межличностного и межгруппового общения.

5. Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

Тема 2.9. Информационно-рекламные технологии

1. Отличие информационно-рекламных технологий от коммуникационных. Обязательные составляющие механизма информационно-рекламных технологий.

2. Современные технические средства, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других видов информационной печатной продукции.

3. Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; статистические данные по профилю деятельности; базовая специальная и справочная литература; протоколы важных заседаний и встреч; подборка всей информации о своей организации и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..

4. Управленческие аспекты информационных ресурсов в социально-культурной деятельности. Информационное обеспечение управленческих решений в социально-культурной сфере. Организация и использование социально-культурного мониторинга. Развитие различных форм информационного обмена и сотрудничества между органами культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, спорта, национально-культурными центрами, обществами, объединениями и движениями.

5. Перспективы дальнейшего роста информационной потенциала социально-культурной сферы за счет использования современных технологий, аудиовизуальных средств, компьютерных программ, массмедиа.

6. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвижения образовательных, художественно-зрелищных, развлекательных и других досуговых предложений и инициатив.

7. Модель использования социально-культурных технологий в период проведения массовых избирательных кампаний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Содержание информационно-рекламного обеспечения избирательной кампании как необходимого элемента ее менеджмента.

Тема 2.10. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества

10. Этническая природа социально-культурных процессов. Этнография и страноведение как методологическая основа сравнительного анализа технологий межнационального и международного сотрудничества в социально-культурной сфере.

Диаспора как социокультурный институт, решающий не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением того или иного региона.

2. Закон РФ о национально-культурной автономии (1996) как форме национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Феде­рации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

3. Широкое распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональной самореализации.

4. Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

5. Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

6. Этнонаправленные технологии — инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа.

Взаимообен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере — перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Тема 2.11. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

1. Социально-культурная деятельность как объект управления. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере. Исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента в современной социо-культурной деятельности.

2. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике социально-культурного менеджмента. Социально-культурный менеджмент как система принципов и структурных элементов. Социально-культурный менеджмент как деятельный процесс и его функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Уровни и модели социально-культурного менеджмента.

3. Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности. Их определение как совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

4. Типология организационных, ресурсообразующих технологий социально-культурной деятельности.

5. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктивной информации. Технологии информационного обеспечения.

6. Мониторинг социально-культурных процессов. Необходимость и сущность комплекса наблюдений и исследований социально-культурных процессов. Современные технологии проведения мониторинга социокультурной сферы: виды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.

7. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.

8. Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рекламы в социально-культурной сфере.

Примеры похожих учебных работ

Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

Проект социально-культурной акции

КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *