социальные стандарты что такое
Социальные стандарты и нормы, их сущность
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
1. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм и их особенности
В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы – социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами – это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.[3]
Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».
Объективный характе р социальных норм определяется сле дующими обстоятельствами:
· социальные нормы возникают из объе кт ивной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
· норма неотде лима от отношении обмена, характер которых также опре деляется способом производства и распределения.
В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.
1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).
3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия.
По способам установ ления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостояте льных выделить следующие виды социальных норм:
® политиче ские (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);
® организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);
® нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);
® нормы трудовых колл ективов (А. М. Айзе нберг);
® нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).
Второе основание деления, которое во многом позволит решить пробле мные вопросы классификации социальных норм, – по содержанию сферы регулируемых общественных отноше ний: политические, организацион ные, этические, эстетические нормы и т. п.
Есть и иные критерии классификации социальных норм:
· по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);
· по способам закре пле ния или выражения (уст ная или письменная форма).
Таким образом, особое место в формировании обще стве нных отношений принадле жит всей системе нормативного регулирован ия. ибо отдельные нормы выступают важне йшими социальными ре гуляторами, включе нными в систему обще ст венных отношений, целе направле нно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование.
2. Понятие социальных стандартов
Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного развития и задающими уровни структуры факторами.
Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей является принятый в системе ООН индекс развития человеческого потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Report, ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq ) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
· Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) – оценивает долголетие.
· Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
· Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
В настоящее время по данному индексу возможно сравнение большинства стран мира. В течение последних лет среди 174 стран мира Россия занимает 71 место (табл. 1, 2 ). В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с индексом 0,795, в 2006 – 65 с индексом 0,797, в 2007 году – 67 место с индексом 0,802. (Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году на самом деле относятся к 2007).
Помимо интегральных показателей качества жизни, в практике социального управления важное значение имеют конкретные индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы. К таким индикаторам прежде всего следует отнести:
– размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;
– индекс потребительских цен;
– коэффициент Джини (соотношение децилей наиболее и наименее обеспеченного населения);
– минимальная заработная плата;
– первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС);
– ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды;
– доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам.
Этот перечень можно было бы существенно расширить, поскольку, с одной стороны, каждое направление социальной политики может быть конкретизировано более частными нормативами, а с другой, существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы.
Примечательно, что тактику подмены реальных социальных параметров среднестатистическими техническими показателями с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня успешно использует Правительство Российской Федерации, всячески блокируя закон «О государственных минимальных социальных стандартах», внося в его проект в случае усиливающихся требований к его принятию чисто технические нормативы.
С позиции социального государства существует принципиальная разница, используются ли в качестве стандартов технические характеристики или сущностные социальные показатели.
В первом случае отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. Во втором случае социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества.
Примером технических социальных стандартов, принятых еще Постановлением Госплана СССР 1988 г. «О разработке социальных норм и нормативов», могут быть:
– количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей;
– число жителей на одну аптеку;
– число дошкольных учреждений на 1000 детей дошкольного возраста;
– наполняемость классов в общеобразовательных школе;
– число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей;
– число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью;
– обеспеченность населения квартирами;
– потребление населением основных групп пищевых продуктов.
Реальный перечень технических социальных стандартов был огромен, поскольку каждые категории детализировались по позициям до отдельного предмета. Определялось, сколько должно приходиться на семью или человека сахара, картофеля, арбузов, носков, утюгов, телевизоров. И так по всем категориям товаров и услуг.
Нетрудно заметить, что при всей важности технических социальных стандартов они ни в коей мере не определяют содержание социальной политики. Можно и нужно бороться за количество коек в больнице, обеспеченность семей жильем и количеством библиотек на 10 тыс. населения, но сами эти показатели ничего не говорят о качестве медицинского обслуживания, реальной возможности получить жилье и реальной потребности людей к посещению библиотек.
По сути технические социальные показатели имеют только ограниченные задачи учета. Попытка считать их целями социальной политики является экономическим редукционизмом представлений о социальном или желанием уйти от решения реальных социальных проблем.
Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.
3. Классификация социальных стандартов
В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:
– прожиточный минимум различных категорий населения;
– минимальный размер оплаты труда;
– ставка первого разряда единой тарифной сетки;
– минимальный размер пенсий;
– минимальные значения ряда социальных пособий;
– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;
– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.
Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:
– средняя заработная плата;
– средний размер пенсий;
– средняя обеспеченность жильем;
– средние значения показателей качества жизни.
В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.
Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении.
Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы – по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.
Список использованной литературы
1. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
2. Теория права и государства : Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.
3. Алексеев С.С. Государство и право : Начальный курс. – М., 1996.
4. Коваленко А.И. Теория государства и права : Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997.
5. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86
6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид.лит., 1996.
7. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.
9. С.В. Калашников «Становление социального государства в России» М., 2003
[1] Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.
[2] Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86
[3] Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.
[5] Теория права и государства : Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.
Социальные стандарты что такое
О минимальных государственных социальных стандартах
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Статья 2. Задачи утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов
Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:
— реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
— упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 3. Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах
Законодательство о минимальных государственных социальных стандартах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм
1. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в следующих сферах:
— социальное обслуживание населения;
Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.
2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.
а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;
д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;
и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
Статья 5. Порядок установления минимальных государственных социальных стандартов
1. В Российской Федерации утверждаются и применяются единые минимальные государственные социальные стандарты, а также минимальные социальные и финансовые нормы.
2. В сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона перечни и виды основных минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральными законами.
Перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, кроме указанных в абзаце 1 пункта 2 настоящей статьи, а также перечни и виды минимальных социальных и финансовых норм разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, иными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Минимальные государственные социальные стандарты в натуральном выражении устанавливаются сроком на 4 года.
Минимальные государственные социальные стандарты в денежном выражении, устанавливаются сроком на 1 год и не могут изменяться в течение финансового года.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать минимальные социальные и финансовые нормы за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 6. Применение минимальных государственных социальных стандартов на территории Российской Федерации
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления обязаны обеспечивать применение минимальных государственных социальных стандартов за счет средств соответствующих бюджетов.
Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объемов финансирования отраслей социальной сферы, перечисленных в пункте 1 статьи 4 на очередной финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные и муниципальные предприятия и учреждения используют минимальные государственные социальные стандарты при предоставлении бесплатных социальных услуг населению.
Статья 7. Использование минимальных государственных социальных стандартов при формировании и исполнении бюджетов
1. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются и исполняются с учетом расходов, необходимых для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за бюджетами субъектов Российской Федерации собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов, необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации закрепляют за местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.
3. Финансовая помощь из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.
Статья 8. Ответственность за несоблюдение и (или) неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм
За несоблюдение и неисполнение минимальных государственных социальных стандартов, минимальных социальных и финансовых норм органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации, а также их руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.Путин
Контрольная работа: Понятие социальных стандартов
Название: Понятие социальных стандартов Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа Добавлен 17:23:28 05 декабря 2009 Похожие работы Просмотров: 3179 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |