социальные нормы возникают потому что так легче управлять людьми
Регулирование поведения людей в обществе. Вопросы к главе I
Определение понятия
С детства нас учат учтивым словам, правильному образу действий. Если говорить коротко, то некорректное поведение – это невежливость, грубость. Когда говорят о том, что человек ведет себя корректно, обычно имеется в виду следующее: он способен предсказать, какие последствия несут те или иные его действия, какую реакцию у окружающих они вызовут. Вежливый человек не позволит себе унизить другого; однако с равным уважением он относится и к себе самому.
Ярким примером некорректного поведения может служить грубость и обзывания в общественном транспорте. Человек может тесниться в толпе, пренебрегая дефицитом пространства в автобусе. Если кто-то попробует сделать ему замечание, он тут же ответит агрессивной репликой. Другой пример — невежливое общение продавцов. Если по каким-то причинам человек за прилавком не хочет обслуживать покупателя, он может выражать свою агрессию при помощи интонации. Хотя он может использовать литературную речь, его поведение при этом может расцениваться как некорректное.
Сущность понятия «социальное поведение личности»
Социальное поведение личности выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Определение 1
Социальное поведение личности – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Важность общения на равных
К сожалению, в наше время нередко умение вести себя достойно и вежливо воспринимается как признак слабости. Услышав учтивую фразу, по каким-то причинам некоторые люди начинают считать, что они имеют превосходство над тем человеком, который ее произнес, и в ответ на вежливость начинают демонстрировать некорректное поведение. Нередко случается так, что у тех, кто пользуется вниманием других людей, помощью или же просто ему по каким-то причинам повезло, начинает вырабатываться по отношению к окружающим не совсем адекватная позиция: они начинают считать себя выше и достойнее остальных.
Однако истина состоит в том, что вежливый человек – необязательно слабый. Это свидетельствует о том, что в наше время мало кто способен общаться на равных. И это относится ко многим общественным местам: магазинам, транспорту и даже интернет-форумам. Такие люди, проявляя некорректное поведение в ответ на вежливость, стремятся расширить собственные границы личности за чужой счет.
«Правила и нормы поведения в обществе» план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок обществознания в 6 классе.
Урок «Правила и нормы поведения в обществе» (§ 15)
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с правилами и нормами поведения людей в обществе.
1. образовательные – объяснить учащимся понятия: социальные нормы, обычаи, традиции, нравы;
2. воспитательные – воспитывать у учащихся правила поведения в обществе;
3. развивающие – развивать у учащихся навыки работы с текстом учебника, находить примеры из практики, аргументировать свое мнение.
Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко «Обществознание», рабочая тетрадь, доска.
— Что такое семья? Функции семьи?
— Создание семьи. Семейные отношения.
Вводное слово учителя
Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Правила и нормы поведения в обществе».
Наше с Вами поведение зависит не только от нашего характера, привычек, но и от норм поведения принятых в обществе. Зная правила поведения, мы можем его контролировать
Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с правилами и нормами поведения людей в обществе.
— Что такое социальные нормы?
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (ученики записывают) — это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.
Правила поведения дети начинают узнавать с детства через игру. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.
— Приведите примеры таких игр? (ученики отвечают) (Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» и.т.д.)
Такие игры моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.
В обществе существует множество видов социальных норм.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (ученики записывают)
Обычаи, традиции, обряды.
ОБЫЧАИ –это привычные формы поведения людей в повседневной жизни
ПРИВЫЧКИ – возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
Привычки бывают полезные и вредные.
Приведите примеры полезных и вредных привычек? (ученики отвечают) (чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь; громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти)
Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры — это внешние формы поведения человека. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом — все это повседневные манеры воспитанного человека. Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Привычки и обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями.
ТРАДИЦИИ – это всё, что мы унаследовали от своих предшественников.
ОБРЯД — это совокупность действий, установленных обычаями.
Обряды сопровождают человека всю жизнь.
Приведите примеры обрядов? (ученики отвечают) ( крещение, свадьба, воинская присяга, посвящение в студенты и т.д.)
НРАВЫ- особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиции.
Поступки бывают безнравственные. Например, оскорблять старших, обижать и унижать слабого и т.д..
ТАБУ – запрет на действия, слова. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.
Работа в тетради ио обществознанию:
Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.
Задание выполняется самостоятельно, затем проводится обсуждение данного задания в классе.
–Давайте подведем итог всему сказанному на уроке. Что вы повторили на уроке? Что нового сегодня вы узнали? О чем мы говорила на уроке? (ученики отвечают)
Вывод: (говорят ученики) Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, мораль, религия, право регулируют жизнь людей в обществе, сплачивают общество, поддерживают общественный порядок.
Выставление оценок в соответствии со сводной ведомостью.
— Урок окончен. Благодарю всех за работу на уроке.
Как бороться
С некорректным поведением, к сожалению, сталкивается каждый. Даже самый солнечный и замечательный день может быть запросто испорчен чьей-то агрессией. Ситуация эта не из приятных, и она может случиться где угодно, особенно в больших городах с высокой плотностью населения. Иногда случается так, что злое слово переживается даже острее, чем плохой поступок в наш адрес. Обидчик уже давно забывает про ситуацию, а человек, который пострадал от его слов, постоянно возвращается к ней вновь и вновь. Однако бесполезно пытаться найти причину некорректного поведения в самом себе – как правило, она коренится в личности самого агрессора. Психологи утверждают: грубость – это черта характера тех людей, которые страдают от низкой самооценки. Они постоянно пытаются найти жертв, чтобы за их счет подпитать собственное жалкое достоинство. В общении с агрессорами психологи обычно рекомендуют придерживаться следующих правил:
Классификация Кречмера
В зависимости от особенностей телосложения немецкий психолог Эрнст Кречмер выделил 3 основных вида, каждому соответствует определенное поведение:
Образ действий человека и факторы, оказывающие на него влияние
Что такое поведение человека в широком смысле? Этим термином обычно обозначают тот или иной образ действий, источником и единственным автором которого является сам человек. Внешне оно выражается в определенных движениях, мимике, речи. В науке существует немало различных классификаций поведения. На него оказывают влияние самые различные внутренние факторы и условия внешней среды. К первой категории относятся:
Формы социального поведения личности
Для того, чтобы достичь каких-либо целей в жизни, а также для реализации отдельных жизненных задач человек использует две ключевые формы социального поведения:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Меры предосторожности
Отличной защитой против агрессивного поведения может быть игнорирование. Что значит некорректное поведение со стороны руководства? Начальник – точно такой же человек, как и все другие; и потому мотивы его агрессии могут мало чем отличаться от мотивов невежливого пассажира в автобусе. И как и всякому обидчику, ему важно не только «выпустить пар», но и удостовериться в том, что он вывел вас из эмоционального равновесия. Если же он увидит, что от вас невозможно добиться реакции, то вскоре такая игра ему может надоесть. Чтобы отвлечься от потока агрессии в свой адрес, отвлекитесь на обстановку в его кабинете или же начните просто рассматривать какой-либо предмет. Также психологи не рекомендуют смотреть разбушевавшемуся руководителю в глаза – если и нужно это сделать, то лучше направить взгляд на переносицу.
Кроме того, если руководитель начал грубить, лучше всего сконцентрироваться на улучшении качества своей работы. Ведь в таком случае у него не будет поводов для претензий, а значит, и для эмоциональных выпадов тоже. Не стоит искать причины некорректного поведения начальника. Скорее всего, в данной ситуации здесь от вас мало что зависит, и руководитель ведет себя агрессивно из-за неприятностей или собственной невоспитанности.
Топ-темы:
Ваше поведение – это та не всегда заметная вещь, которая может совершенно изменить вашу жизнь.
Если вы ведете себя негативно, вы разрушаете и свою жизнь, и жизнь всех тех, кто с нею связан.
Давайте будем честны сами с собою – все мы порою ведем себя довольно негативно, отравляя подобным поведением всю свою жизнь. Никто из нас не застрахован от периодических смен настроения – и далеко не всегда в правильную сторону, но, поверьте, у тех людей, кто постоянно работает над собою и занимается личностным ростом, подобное случается намного реже.
И неважно, вошло ли у вас «ядовитое» поведение в привычку, или оно снисходит на вас лишь в особых случаях, для того, чтобы оно в конечном счете не помешало вашему счастью, вы должны научиться понимать, когда вы ведете себя негативно, и стараться менять свои мысли так, чтобы успешно этому противостоять.
Итак, в этой статье мы хотим рассказать вам о двенадцати наиболее распространенных типов поведения, отравляющих вашу жизнь. Вот они:
1. Вы завидуете другим людям. – Не позволяйте зависти (или ревности) одержать над вами верх. Зависть – это искусство вместо того, чтобы замечать то хорошее, что случается в вашей жизни, видеть хорошее только в жизни других. Поверьте, в этом поведении нет абсолютно ничего хорошего или привлекательного. Так что хватит сравнивать свой жизненный путь с путем других. Ваш путь – именно путь, а не марафон с соперниками. В вашей жизни у вас есть всего один настоящий соперник, и это вы сами. Вы соревнуетесь сами с собою, пытаясь стать лучше, чем вы сейчас. И если вы хотите узнать, насколько вы продвинулись, вам стоит лишь сравнить себя нынешнего с собою вчерашним.
2. Вы принимаете все слишком близко к сердцу. – Когда люди начинают считать, что все, что происходит вокруг них, направленно на то, чтобы их оскорбить, унизить, или просто как-то их касается – они становятся просто невыносимыми. Истина же в том, что большая часть того, что люди вам говорят, имеет отношение к ним, но никак не к вам. Реакция людей на вас пропущена через их перспективу, душевные раны и опыт. И если люди считают вас замечательным человеком или, наоборот, думают, что хуже вас нет никого во всем свете – истоки этого мнения по большей части кроются в глубинах их души. Нет, я не считаю, что мы все должны стать самовлюбленными эгоистами, игнорирующими все, что нам говорят другие. Я просто говорю, что мы можем избавить себя от большей части разочарований, боли и грусти, если не будем принимать все услышанное близко к сердцу. В большинстве случаев бывает полезно абстрагироваться от мнения других людей (хорошего или плохого) и обратиться к собственной мудрости и интуиции.
3. Вы всегда ведете себя так, будто вы – жертва. – Да-да, одна из самых неприятных линий поведения – постоянно жаловаться, чтобы подкормить свое чувство жертвы. Верить в то, что вы – жертва, что у вас нет власти над направлением, в котором движется ваша жизнь, отравляет ваш разум и заставляет вас топтаться на месте. После моего опыта работы наставником с людьми, жизнь которых начала идти под откос, но которые нашли в себе силы и храбрость выправить ситуацию, я знаю, что у всех нас есть куда больше власти и контроля над нашей жизнью, чем нам кажется. Когда мы перестаем жаловаться и перестаем видеть себя лишь беспомощной жертвой, мы начинаем осознавать, что мы куда сильнее, чем считали раньше – но для этого мы должны принять это.
4. Вы копите боль и потери. – Один из самых трудных уроков в жизни – научиться отпускать. Будь то вина, гнев, любовь или потери. Перемены никогда не входят в нашу жизнь легко – вы сражаетесь сами с собою, чтобы их принять, и сражаетесь с собою, чтобы отпустить то, к чему вы привыкли. Но зачастую лучший курс действий – именно отпустить. Он снимает с вас груз прошлого, отравляющий вашу жизнь. Вы должны эмоционально освободить себя от прошлого и той боли, что оно вам приносит. Да, перенацелить ваши мысли на что-то другое не так-то просто, но поверьте, это стоит каждой капли приложенных усилий.
5. Вы одержимы негативными мыслями. – С людьми, чьи мысли полны негатива, очень трудно находиться рядом – сами представьте, какового это, постоянно выслушивать о ужасных вещах, которые случились, не случились и могут случиться, о том, как их никто не любит и как несправедлива к ним жизнь. Такие люди просто отказываются видеть светлую сторону жизни и извлекать из нее позитивные уроки. Пессимизм в общем-то терпим, но постоянно мыслить одними лишь негативными категориями – это совсем другое. И намного хуже. Видеть вокруг лишь негатив, изначально предполагать, что вокруг лишь только зло, и весь мир настроен против вас – это совершенно извращенный взгляд на жизнь. Его не просто стоит изменить – изменить его необходимо.
7. Вы всегда готовы осудить других людей со своей точки зрения. – Далеко не всегда человека стоит судить по тому, что он показывает внешнему миру (в том числе и вам). Помните, то, что вы видите – зачастую лишь то, что этот человек решил вам показать, а то и вовсе то, что он вынужден показывать из-за внутреннего стресса и боли. Увы, но во многих случаях, когда кто-то причиняет вам боль, это случается потому, что этого человека самого кто-то ранил прямо в душу. Его страдание просто выплеснулось на вас, но есть ли в этом их вина? Их не нужно наказывать за это, и не нужно над ними насмехаться. Им нужно помочь. И если вы не можете помочь – лучше просто отойдите в сторону.
8. Вы жестоки (или лишены эмпатии и сочувствия). – Одна из самых ядовитых линий поведения – жестокость – проистекает из полного отсутствия эмпатии, заботы о других людях или сочувствия. Мы каждый день сталкиваемся с нею в сети и на новостных каналах – мы видим, как люди обижают и ранят других людей просто потому, что могут. Они коварно и трусливо причиняют боль в сети, пользуясь своей анонимностью в качестве щита. Жестокость, коварство и добровольное причинение вреда людям – ядовитейшее поведение, которое вредит не только тем, кто вокруг, но и вам самим. Если поймаете себя на том, что втаптываете себя в грязь просто потому, что вам этого захотелось, остановитесь. Загляните в свою душу, постарайтесь отыскать там сочувствие, и понять – другим тоже больно.
9. Вы обманываете других людей и ведете себя аморально просто потому, что можете. – Обман – это добровольный выбор, а не ошибка, и его ничто не может оправдать! Если вы решили кого-то обмануть, и вам это удалось – не пытайтесь оправдать себя тем, что этот человек глупец и заслужил это. Поймите, что он доверял вам больше, чем вы того заслуживали. Не опускайтесь до подобного. Не ведите себя аморально лишь потому, что это может сойти вам с рук. Не обманывайте других людей. Будьте честны с ними – и с собою тоже. Поступайте правильно. Целостность личности – основа любого успеха.
10. Вы прячете свою настоящую личность под маской. – Как людям понять, кто вы на самом деле, если вы прячетесь даже от самого себя? А с того момента, как кто-то привязывается к вашей фальшивой личности, она начинает отравлять вашу душу. Так что помните – неважно, какого вы возраста, расы, пола или половой ориентации, под всеми этими внешними, наносными «украшениями» вы чисты и прекрасны. Все мы прекрасны. Каждый из нас сияет своим светом, и у каждого своя цель в жизни. И то, что вы отличаетесь от других – это прекрасно. Радуйтесь тому, что вы другой, что не идете торным путем, что вы немного странный и стоите в стороне от толпы. И если вы чувствуете себя, словно рыба, выпрыгнувшая из воды – найдите себе новую реку. Но ни за что не пытайтесь изменить свою сущность. Наоборот – будьте собой. Не отрицайте себя, лучше улучшайте себя!
11. Вы постоянно нуждаетесь в чьем-то одобрении. – С людьми, которые все свои поступки делают с целью добиться чьего-то одобрения, непросто находиться рядом. Их всецело поглотила нужда доказать всему миру, что они чего-то стоят, и они постоянно пытаются переманить на свою сторону всех вокруг. Любыми способами. Невозможно передать, насколько это выматывает окружающих. Знайте – если вы постоянно думаете лишь о том, как вы выглядите в глазах окружающих, вы тянете назад и себя, и их. У вашей жизни есть смысл, и он не в том, чтобы постоянно быть кем-то для кого-то. Смысл жизни в пути, в процессе, в путешествии – в том, что вы узнаете, в том, что вы помогаете узнать другим, и в том, как вы выглядите в своих глазах.
12. Вы больны неутолимым перфекционизмом. – Да, людям свойственно стремиться к гипотетическим, недостижимым идеалам. Все мы делаем это в поисках идеального дома, работы, друга или любимого человека. Только вот проблема в том, что неизменного совершенства просто не существует. Жизнь – это нескончаемое путешествие, постоянно развивающееся и изменяющееся. То, что сегодня идеально, завтра может таким вовсе не оказаться – идеальный дом, работа, друг или любимый человек завтра могут оказаться не такими уж и идеальными. Но если вы не опустите руки и будете держать ваш разум открытым для новых идей, этот несовершенный дом со временем может стать милым и уютным, несовершенная работа окажется карьерой вашей мечты, несовершенный друг всегда подставит вам плечо в трудную минуту, а с несовершенным партнером вы проживете всю свою жизнь. Так что учитесь понимать, когда стоит послать перфекционизм ко всем чертям.
Напомним, ранее «Обозреватель» публиковал 7 примеров поведения, которые ваши дети точно возьмут от вас.
Психология влияния, власти и авторитета: как управлять людьми
Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.
Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.
Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.
1. Влияние
Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.
Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.
Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.
Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.
Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.
2. Власть
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.
Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.
3. Формы власти
3.1. Власть, основанная на принуждении
В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.
Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.
Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.
Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
3.2. Власть, основанная на вознаграждении
Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.
Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.
3.3. Должностная власть
Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.
Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.
Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.
Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.
3.4. Власть, основанная на авторитете
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.
Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.
Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.
Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.
В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.
4. Влияние путем сотрудничества
Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.
4.1. Влияние путем убеждения
Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.
Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.
Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:
4.2. Влияние через участие
Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.
Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.
К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.
5. Практическое использование влияния
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина