социальное обслуживание и социальное обеспечение в чем разница
Понятия «социальная работа», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». Их взаимосвязь с социальной работой.
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Понятия, категории социальных, гуманитарных наук — это ступеньки познания социальной действительности, социальных процессов, основа знания социальных отношений.
В повседневной жизни мы пользуемся словами, теми или иными терминами, понятиями, категориями. Слово служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин как слово имеет оттенок специального научного значения. Система терминов, называемая терминологией, служит основой какого-либо научного знания. Понятие (с философской точки зрения) — это форма мышления, которая отражает существенные свойства и связи предметов и явлений. Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия какой-либо науки называются категориями.
Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. Он вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин.
Это относится и к социальной работе. В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета. Достаточно, например, сравнить такие термины, как «адаптация», «взаимоотношения», «голодание», «группа», «диагностика», «конфликт», «личность», «общение», «реабилитация» и др. При совпадении сущностного содержания они тем не менее имеют свой подтекст, свои оттенки в философии, социологии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике и других науках.
Как в любой научной дисциплине, в социальной работе предпринимаются попытки классифицировать используемые понятия.
Одну группу составляют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями социальной работы как науки. Среди них можно выделить понятия, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, «социальная сфера», «социальные отношения» — с социологией, педагогикой и психологией; «реабилитация» — с социальной медициной и т.д.
Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе и в то же время используется другими науками. Это понятия, которые определяют прежде всего объекты и основные направления социальной работы, ее технологии, социальные службы и учреждения, другие субъекты. Среди них: «группы риска», «социально слабо защищенные слои населения», «лица и группы
с девиантным поведением», «социальная защита», «социальная защищенность», «социальная поддержка», «социальная помощь», «приюты для детей и подростков», «территориальные центры помощи семье и детям», «социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних», «управления социальной защиты населения» и др.
Рассмотрим некоторые ключевые для курса понятия и категории.
Под социальной защитойможно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальную поддержкуможно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабозащищенных» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования, оптимизацию среды их обитания.
Социальная помощь— это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работаможет быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Следует иметь в виду, что социальная работа как специфический вид деятельности (как и другие) по мере развития человеческого общества, разделения труда в конечном счете органически сочетает в себе три компонента: науку, учебный процесс и практическую деятельность по социальной поддержке, помощи и защите тех или иных слоев, групп и всего населения. С учетом этого социальную работу можно определить в широком смысле как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
Социальная работа как практическая деятельность (в виде оказания помощи, поддержки, защиты) имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Со временем она приобретает профессиональный характер, основными признаками чего являются подготовка специалистов с соответствующим образованием и систематичность, постоянство работы в этой области. Ныне во всем мире профессиональная социальная работа сочетается с определенными видами непрофессиональной деятельности.
Спектр социальной работы исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Вот как, например, развивалась социальная помощь в Швеции за последние 70—80 лет. Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже — такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, лечебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнообразного назначения (лечебных, спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков, наркоманов и т.д.).
Ясно, что такой объем работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, так и тех, кто получил определенные знания на курсах, людей, участвующих в этой работе по призванию, по зову своего сердца и души.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Важной категорией курса является социальная реабилитация,которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии»,поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населении. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.
Социальное управлениепредставляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении условий их развития как субъектов и объектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.
Наконец, еще одно важнейшее понятие курса — «социальный работник» (т.е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник— это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это требует больших усилий и кропотливой самостоятельной работы. Кроме того, необходимо изучать другие (особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу.
Значительную помощь в усвоении понятийного аппарата социальной работы могут оказать изданные в нашей стране и за рубежом справочные издания (словари, энциклопедии и т.д.).
Социальное обслуживание и социальное обеспечение в чем разница
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ:
в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека.
Создание эффективной системы социальной защиты населения:
является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений;
выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.
Все категории населения так или иначе нуждаются в социальной защите государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д.
Система социальной защиты населения предполагает установление минимальных социальных стандартов, минимальных социальных гарантий.
Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека:
С помощью социальных гарантий государство заботится о своих гражданах, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также система социальной защиты предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.
Социальная защита предоставляется государством в трех основных формах:
социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
социальное обслуживание (социальная поддержка) – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи;
Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.
Социальная помощь граждан в РФ
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи регулируются:
Под государственной социальной помощью в данном Законе понимается:
предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
Статья 1 «Основные понятия» Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Федеральный закон № 178-ФЗ о государственной социальной помощи:
Предметом регулирования данного Федерального закона № 178-ФЗ не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством РФ.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Статья 3 «Цели оказания государственной социальной помощи» Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Федеральным законом о государственной социальной помощи:
определены источники оказания государственной социальной помощи и полномочия РФ в этой области;
закреплен порядок назначения государственной социальной помощи;
определены основания отказа в назначении и прекращения оказания государственной социальной помощи.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде:
натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Социальное обслуживание граждан в РФ
Правовые и организационные основы социального обслуживания граждан в РФ регулируются:
В Федеральном законе об основах социального обслуживания граждан в РФ прописаны:
принципы, условия и порядок предоставления социальных услуг,
а также состав и содержание этих социальных услуг.
Федеральным законом № 442-ФЗ об основах социального обслуживания граждан в РФ определены основания:
для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании;
это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, например:
Основанием для предоставления социального обслуживания может быть:
заявление как самого гражданина,
так и его законного представителя,
иных лиц, органов и общественных объединений.
Законом предусмотрены меры профилактики нуждаемости граждан в социальном обслуживании:
вводится социальное сопровождение,
то есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах.
Социальные услуги могут предоставляться нуждающимся гражданам в форме:
социального обслуживания на дому,
в полустационарной форме или
в стационарной форме.
Статья 19 «Формы социального обслуживания» Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг.
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги:
обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
содействие в получении временного жилого помещения;
содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и иные срочные социальные услуги.
Статья 21 «Срочные социальные услуги» Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Закон предусматривает ПЛАТНОСТЬ социальных услуг:
предоставляемых в полустационарных условиях и на дому,
базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода;
ограничивается предельный размер платы за социальные услуги.
Статья 32 «Определение размера платы за предоставление социальных услуг» Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
БЕСПЛАТНО социальные услуги оказываются следующим категориям граждан:
на дому и полустационарной форме бесплатно могут получать социальные услуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины;
размер предельного среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно должны определять региональные власти, но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума.
Статья 31 «Предоставление социальных услуг бесплатно» Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Законом № 442-ФЗ установлены:
права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг;
предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг.
Обязательное социальное страхование граждан в РФ
Правовые и организационные основы обязательного социального страхования граждан в РФ регулируются:
В соответствии с данным Федеральным законом обязательное социальное страхование:
является частью государственной системы социальной защиты населения и
представляет собой комплекс мер по компенсации или минимизации последствий изменения материального и/или социального положения РАБОТАЮЩИХ граждан, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Статья 1 «Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона» Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
Обязательное социальное страхование представляет собой:
систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан,
а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие:
Действие Федерального закона об обязательном социальном страховании распространяется также:
на граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и
на иные категории граждан
в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Порядок обязательного социального страхования НЕРАБОТАЮЩИХ граждан:
Действие Федерального закона об обязательном социальном страховании не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством РФ.
В обязательном социальном страховании участвуют:
иные органы, организации и граждане (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).
Страхователи обязаны:
уплачивать страховые взносы,
а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страхователями могут быть:
организации любой организационно-правовой формы;
органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Статья 12 «Права и обязанности страхователей» Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
Страховщики:
Статья 11 «Права и обязанности страховщиков» Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
Застрахованные лица:
это граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам либо самостоятельно обеспечивающие себя работой, или
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 10 «Права и обязанности застрахованных лиц» Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
Система социального обеспечения и социального обслуживания населения.
Тема 2.5. Финансирование социальной политики.
Система социального обеспечения и социального обслуживания населения.
Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Любое общество неоднородно и делится на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами.
Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации духовных и материальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания.
Социальное обеспечение — это система обеспечения нуждающихся граждан различными пособиями и компенсационными выплатами: пенсиями, пособиями, субсидиями, льготами и другими видами помощи.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств бюджетов всех уровней и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).
Виды социального обеспечения делятся на две группы:
а) имеют определенный источник средств к существованию, но он был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
б) обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить элементарное существование;
в) возможно, не утрачивают постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказываются в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
Помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию. К ней относятся:
· некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;
· предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.
2) Социально-обеспечительное содержание – преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизни средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.
Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам:
2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения.
Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная (все виды пенсий и пособий) и натуральная (содержание граждан на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортное лечение, предоставление предметов первой необходимости, компенсации и льготы).
Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
— социальное обслуживание на дому;
— стационарное социальное обслуживание;
— дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
Основное финансирование из бюджетов направляется на предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, срочное социальное обслуживание (адресную социальную помощь: финансовую, продуктовую, вещевую). Немаловажную роль играет предоставление временного приюта с обеспечением питания, медицинской помощи, образования.