социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Источник

Социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Источник

Социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.

Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.

Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом.

Осуществляет поддержку инвалидов в отношении их семей, и включают в нее: курирование условий обучения инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального

Социально-педагогическая работа в ГБУ ЦРИ Бутово осуществляется различными педагогами:

Учитель-дефектолог проводит психолого-педагогическую диагностику способностей и развития реабилитанта: мелкую моторику рук; зрительно – моторную координацию; пространственную ориентацию сенсорные эталоны (тактильные, цвет, форма, фигура); память; внимание; мышление; логику.

Так же проводится работа с родителями реабилитанта:
-обсуждение о выполнении домашнего задания;
-консультацию в подборе методик, художественной и учебной литературы;
-консультация при выборе дошкольного и образовательного учреждения.

Учитель-дефектолог проводит коррекцию нарушений (согласно рекомендациям диагностики):

— формирование навыков чтения и письма, математических представлений;

— развитие пространственных отношений;

— развитие игровой и познавательной деятельности;

— пополнение словарного запаса;

Рабочие программы, применяемые специалистами:

— «УЧИТЬСЯ БУДЕМ ВЕСЕЛО, ЧТОБ ХОРОШО УЧИТЬСЯ» развивает учебную деятельность ребенка (подготовка к школе)

— «ДУМАЮ, ОБЩАЮСЬ, РАЗВИВАЮСЬ» Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые Речевые нарушения в возрасте от 3 до 13 лет

— «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Дефектологическая программа составлена для детей возрастом от 7-13 лет с ограниченными возможностями здоровья. Разработка имеет обучающую и социальную направленность.

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Логопед проводит диагностику и выявляет особенности речевого развития реабилитанта, которая включает в себя произносительную сторону речи, фонематические процессы (слух, восприятие, звуковой анализ и синтез), словарь, грамматический строй речи, связная речь, артикуляционная моторика (подвижность органов речи), гимнастика, мелкая моторика рук, память, внимание, мышление. Обсуждает индивидуальные программы реабилитанта, следит за выполнением домашнего задания, консультирует родителей в подборе художественной и учебной литературы, выбора детского сада, школы.

Коррекционная работа логопеда направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, групповых занятий.

Рабочие программы, применяемые специалистами:

— «УЧИТЬСЯ БУДЕМ ВЕСЕЛО, ЧТОБ ХОРОШО УЧИТЬСЯ» развивает учебную деятельность ребенка (подготовка к школе)

— «ДУМАЮ, ОБЩАЮСЬ, РАЗВИВАЮСЬ» Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые Речевые нарушения в возрасте от 3 до 13 лет

— «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Дефектологическая программа составлена для детей возрастом от 7-13 лет с ограниченными возможностями здоровья. Разработка имеет обучающую и социальную направленность

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Педагог-психолог устанавливает уровень сенсо-моторного развития реабилитанта, определяет диагностику мотивационной сферы, выявляет проблемы эмоциональной сферы реабилитанта, а так же отклонений в его поведении. Выполняет разработку индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения, дает оценку динамики развития и эффективности коррекционной работы, определяет условия воспитания реабилитанта и специфику внутрисемейных отношений. Во время занятия происходит развитие познавательных и психических процессов, совершенствование навыков практического общения, снижение психофизического напряжения, актуализация эмоций.

Рабочие программы, применяемые специалистами:

— «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» Программа направлена на создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

— «ПОЗНАЮ МИР» Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

— «ШАГИ НАВСТРЕЧУ» оказание своевременной комплексной коррекционной помощи и психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с множественными нарушениями в развитии, в том числе с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 3 до 13 лет.

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Музыкальный руководитель (Музыкотерапия) проводит занятия которые направлены на речевое развитие, артикуляционную моторику, эмоциональную отзывчивость на музыку, координацию движений, музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание, поведенческие аспекты, контакт с другими реабилитантами.

Музыкальный руководитель обсуждает с родителями индивидуальные программы, консультирует родителей в подборе музыкальных материалов для домашних занятий.

Рабочие программы, применяемые специалистами:

— «МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, РЕЧЬ»

— «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. (от 3 до 13 лет)

социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Смотреть картинку социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Картинка про социально педагогическая реабилитация или абилитация что это. Фото социально педагогическая реабилитация или абилитация что это

Социально-педагогическая работа формирует становление личности реабилитанта и способности к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и активной реализации своих потенциальных возможностей, которая обогащает его субъективный мир, актуализируют его потребность в использовании всех внутренних сил для продуктивного решения возникающих проблем, стимулируют его к выбору оптимальных условий интеграции в общество.

Источник

Сравнение понятий «Абилитация» и «Реабилитация»

Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Абилитация – это определенная система педагогических и оздоровительных мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения и непосредственного лечения патологических состояний у маленьких детей, еще не адаптированных к социальной среде. Такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо родовые травмы, в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС. Что касается детей более старшего возраста, то к таким поражениям чаще всего приводят травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных арахноидитов, энцефалитов, полиомиелита, менингита) и дегенеративные патологии нервно-мышечной системы. Возвращаясь к раннему возрасту, следует отметить, что среди таких малышей наиболее распространена абилитация детей с церебральными параличами.

Реабилитацией называют систему оздоровительных и педагогических мероприятий, которые направлены на лечение и предупреждение отклонений, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности.

Другими словами, данный термин подразумевает под собой определенные действия, при помощи которых человек может быстро восстановить свою способность к нормальной жизни и труду в обычной среде.

В.Г.Помников, Г.О.Пенина, О.Н.Владимирова

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин «реабилитация».

Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Ситуация, в которой человеку помогают восстановить имевшиеся, но утраченные в силу инвалидности навыки и умения характеризуется понятием реабилитация.

Абилитация это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *