социально культурный сервис и туризм что это такое
Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса.
1.2. Государственное регулирование туризма и СКС.
1.3. Источники правового регулирования туризма и СКС.
1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.
Социально-культурный сервис, услуга, туристская услуга, государственный контроль, турист
Социально-культурный сервис по своему определению непосредственно связан с оказанием услуг населению. Исходя из терминологии, закрепленной в ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению все услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т.д.
Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать понятие социально-культурного сервиса – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, непосредственно взаимодействующих с потребителем либо самостоятельно выполняющих определенные функции для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей потребителя.
Целью социально-культурного сервиса (далее СКС) является обогащение духовной, интеллектуальной жизни людей, создание условий для социально-культурной деятельности, а также полноценного отдыха.
В сфере СКС можно выделить следующие особенности:
1. Осуществляется в форме индивидуализированных услуг.
2. Количество предприятий, организаций, учреждений в сфере СКС и место их размещения напрямую зависят от численности населения региона, его состава и размещения.
3. Услуги могут быть как материальными, так и нематериальными. Материальные услуги направлены на какие-либо материальные объекты, на их обращение, хранение, улучшение, изменение их свойств и т.д. Например, услуги общественного питания, транспорта. Нематериальные же услуги направлены на человека и окружающую его среду. Сюда можно отнести и туристские услуги.
В настоящее время существует множество классификаций СКС по различным основаниям.
Например, классификация по виду оказываемых услуг:
1) услуги финансирования, страхования, пенсионного обеспечения;
2) жилищно-коммунальные услуги, услуги по ремонту;
3) транспортные услуги;
4) медицинские услуги и социальное обслуживание;
5) образовательные услуги;
6) оптовая и розничная торговля;
7) природо-хозяйственная деятельность;
8) культура, искусство и средства массовой информации;
9) спортивно-развлекательные услуги;
10) туристские услуги;
11) гостинично-ресторанные услуги;
12) услуги общественного питания;
Этот перечень неисчерпывающий, поскольку сфера услуг практически бесконечна, видов деятельности существует множество и появляются новые виды обслуживания населения.
Еще одну классификацию услуг можно провести в зависимости от результата:
1) услуги, результат которых не заключается в овеществленной форме (развлекательные, консультационные, туристские);
2) услуги, имеющие вещественный результат (медицинские, аудиторские, услуги по ремонту).
Таким образом, туристские услуги – это один из видов услуг, входящих в понятие социально-культурного сервиса.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма – это комплекс правовых явлений, позволяющих решать социально значимые задачи в указанной сфере. Предметом правового обеспечения СКС и туризма являются общественные отношения, возникающие в процессе и результате сервисных отношений. Это и собственно отношения по оказанию услуг, и тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по регулированию в сфере СКС и туризма в целях обеспечения интересов человека, общества и государства.
Регулирование в сфере СКС и туризма представляет собой сложную многоуровневую систему:
1. Глобальный уровень – содействие развитию СКС и туризма в масштабе всего мира – осуществляется Всемирной туристской организацией.
2. Межгосударственный уровень – согласование туристской политики посредством региональных международных, в частности туристских, организаций.
3. Внутригосударственный уровень – обеспечение условий для развития СКС и туризма на территории конкретного государства, осуществляется через специализированные государственные органы и общественные объединения туристов и туристских организаций.
Что за специальность такая: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ?
Квалификация – специалист по сервису и туризму. Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки специалиста по сервису и туризму при очной форме обучения – 5 лет.
Выпускник по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» отвечает следующим требованиям:
* знает возможности современных научных методов исследования и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
* знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей человека, семьи и общества;
* знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
* знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
* знает нормы деловой и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
* знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;
* способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, предоставляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;
* умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, предоставляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
* использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;
* обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма, владеет методами формирования системы межличностного общения;
* обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
* владеет знаниями по организации и обеспечению контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма и обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
* владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Объекты профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму
Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах.
Виды профессиональной деятельности
Специалист по сервису и туризму по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
* сервисная;
* организационно-управленческая;
* научно-исследовательская;
* образовательная.
Социально-культурный сервис
Особенности и функции социально-культурного сервиса. Классификация и общая характеристика его основных отраслей. Система обеспечения кадрами в туристическом бизнесе. Экскурсия: сущность понятия, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.10.2011 |
Размер файла | 27,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального Образования
«Российский государственный Университет Туризма и Сервиса
Институт сервиса (г. Москва) (филиал)
Кафедра: Образовательный и гуманитарный сервис
Факультет: Информационных и коммуникационных технологий
Дисциплина: «Введение в специальность»
Тема: «Социально-культурный сервис»
Студент: Насырова А.С.
Преподаватель: Ковалева Н.И.
1 Особенности, функции, отраслевая структура
2 Классификация отраслей социально-культурного сервиса
3 Отраслевая структура социально-культурного сервиса
3.1 Отрасль культуры
3.2 Отрасль образования
3 4 Отрасль бытового обслуживания
3.6 Социальное обеспечение
4 Коммерческие и некоммерческие организации социально-культурного сервиса
5 Система обеспечения кадрами в турбизнесе
6 Экскурсия: понятие, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе
Список используемой литературы
Современные трансформационные процессы направлены на интенсивное развитие сферы социально-культурных услуг, в частности в туристском, гостиничном и ресторанном бизнесах. Внедряются новые виды услуг, в том числе с применением компьютерной техники и информационных технологий, повышаются требования к качеству услуг и подготовке обслуживающего персонала. Что соответствует современным экономическим, политическим и социальным тенденциям в части совершенствования качества и увеличения количества услуг, востребованных и предоставляемых на рынке.
1 ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ, ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Особенности социально-культурного сервиса:
— труд работников скс осущ-ся в форме услуг;
— труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообр. вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным кач-вам работности социально-культурного сервиса. Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми;
— социально-культурный сервис имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.);
— труд в социально-культурном сервисе относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отлич. повышенной трудоемкостью;
— услуги является предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства;
— в социально-культурном сервисе природный фактор не играет огромного значения, как в материальном производстве;
— труд работников социально-культурного сервиса непроизводительная, т.к. этот труд не участвует в создании материального блага;
Эк-сты делят услуги на 2 вида:
— чистые услуги (непроизводственные, нематериальные);
— нематериальное производство (нематериальные услуги, нематериальные блага).
Это услуги, действия которых направлены непосредственно на человека/окружающие его условия. Производство таких услуг неотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по организации концертных выступлений).
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли социально-культурного сервиса и туризма делятся на 3 большие группы.
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
2. Отрасли направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:
— связь по обслуживанию населения;
— культура и искусство.
3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:
— управление и планирование народного хозяйства;
— отрасли, обеспечивающие безопасность государства;
— обеспечение охраны собственности.
Существует ещё 1 классификация социально-культурного сервиса:
— государственное управление, социальные услуги;
— финансирование, страхование, пенсионное обеспечение;
— жилищное хозяйство частного типа;
— коммерческие, социальные, пенсионные услуги;
— здравоохранение и социальное обслуживание;
— оптовая и розничная торговля;
— культура, искусство и СМИ;
— физкультура, спорт, отдых, развлечения;
— ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.
социальный культурный сервис экскурсия
3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
3.1 Отрасль культуры
Функции отрасли культуры:
— сохранение исторических и национальных памятников культуры;
— приобщение людей к творениям культуры;
— воспитание культурного человека;
— пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;
— проведение исследования в области культуры;
— духовное обогащение человека.
3.2 Отрасль образования
Функции отрасли образования:
— удовлетворение потребностей людей в знаниях;
— осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;
— способность приобретению специальности и овладению профессией;
— забота о поддержании здоровья людей;
— проведение профилактики и лечение болезней;
— оказание медицинской помощи;
— обеспечение людей лекарственными средствами;
— восстановление потерянного здоровья.
К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.
3.4 Отрасль бытового обслуживания
3.6 Социальное обеспечение
4 КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и регулируемая гражданским законодательством.
В п. 1 ст. 48 ГК РФ дано понятие юридического лица: юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По целям деятельности юридического лица подразделяются на две группы: коммерческие организации и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Наиболее важные стороны правового положения коммерческих организаций.
1. Хозяйственные товарищества.
Хозяйственное товарищества могут создаваться в форме:
Организационная структура товарищества на вере позволяет успешно привлекать в его хозяйственной деятельности инвестиции. Доход коммандистов на вложенный капитал определяется размером прибыли.
2. Хозяйственные общества.
— Неограниченные возможности привлечения денежного капитала, путем продажи акций и облигаций
— Привлечение профессиональных Специалистов для выполнения управленческих функций
— Стабильность функционирования корпораций, т.к. в убытии из общества какого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
— Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений.
4. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.
Гражданское законодательство наряду с юридическими лицами предоставляет право и гражданину заниматься предпринимательной деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Эта форма предпринимательной деятельности применяется и в сфере туризма.
Согласно ст. 24 ГК РФ: «Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание».
Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательной деятельности, то по решению суда он может быть признан несостоятельным (банкротом).
— Каждый собственник владеет своей прибылью, может сам производить любые изменения
— Предприниматель платит только подоходный налог и освобожден от уплаты налога на прибыль.
-Нехватка финансовых средств
Цели неограниченной ответственности в социально-культурном сервисе: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охраны здоровья и населения, развитие физкультуры и спорта, удовлетворение духовных потребностей, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.
Неограниченная ответственность может быть создана в различных организационно-правовых формах:
— общественная и религиозная организация;
— объединение юридических лиц (ассоциация или союз).
5 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРАМИ В ТУРБИЗНЕСЕ
Главную роль в управлении туристической фирмой играет правильный подход к профессионально-квалификационной структуре предприятия (кадры). Этот процесс должен происходить с учётом динамики туристического рынка, достижений гостиничной политики в области туризма. Профессии группируются по квалификациям. Уровням, технологическим и методологическим. Функциям, разрядам и должностям. Министерство труда и социального развития РФ утвердило в постановлении от 17.05.99 г. квалификационные требования, профессиональные стандарты к основным должностям работников туристической индустрии. Они разработаны с учётом международных стандартов, а также специфики российского туризма.
Характер труда работников социально-культурного сервиса.
1. Труд работников социально-культурного сервиса осуществляется в форме услуг. Эк-сты делят услуги на 2 вида:
— чистые услуги (непроизводственные, нематериальные)
— материальные / производственные услуги
2. Труд работников социально-культурного сервиса индивидуализирован. Социально-культурный сервис имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников социально-культурного сервиса. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.
3. Труд в социально-культурном сервисе относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.
4. Труд работников социально-культурного сервиса непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материального блага.
Требования к персоналу:
— знание должностных обязанностей;
— знание законодательных актов в области туризма;
— знание туристских формальностей;
— знание 2 иностранных языков.
Формы и системы оплаты труда:
6 ЭКСКУРСИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определённого города или региона.
— показ, но не осмотр;
Общими признаками для всех экскурсий является:
— наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
— наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскурсовод;
— наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
— передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
— целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов;
— активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
— обзорные (по любому городу, экскурсионные поездки, общее представление);
— тематические: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, литературные, религиозные.
2. По составу участников:
— для взрослых, детей;
— местного населения, приезжих;
— городского, сельского населения;
— организованных групп или сборных;
— отдыхающих в санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.
3. По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.
4. По способу передвижения: пешеходные, транспортные (автомобиль, троллейбус, трамвай, теплоходные, авиа).
5. По форме проведения: обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.
6. По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)
1. Введение: представление, инструктаж. Как правило, состоит из 2 частей: организационной (представление экскурсовода, проводится краткий инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяжённости и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени выступление рассчитано на 5-7 минут.
2. Основная часть. Она должна содержать:
— введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия;
— основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетания показа и рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, объединённых темой. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определённым путём. Материал необходимо подбирать с учётом развития темы. Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект;
— кульминацией в экскурсии часто является финал;
— заключение. Занимает по времени в среднем 3-5 минут. Итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии.
В настоящее время сфера СКС является глобальным бизнесом, постоянно расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни одной страны в мире. В связи с тем, что сервис является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Эффективное развитие СКС позволяет значительно увеличить поток иностранных туристов в страну и, соответственно, приток валютных поступлений, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и существенное повышение занятости населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. 2004.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Социально-культурный сервис и место хореографических услуг в его структуре. Появление танцевальной культуры, изменение отношения к театральному искусству. Рынок хореографических услуг Краснодарского края. Разработка бизнес-проекта танцевальной студии.
дипломная работа [511,5 K], добавлен 17.05.2016
Анализ опыта и проблем социально-культурного развития городов в современных условиях. Изучение типологии социально-культурных концепций. Создание социально-культурного проекта в городе Горнозаводск, направленного на оптимизацию сферы культуры в городе.
курсовая работа [69,5 K], добавлен 28.07.2015
Молодёжь как социально-демографическая группа населения. Молодёжь и её роль в современном обществе. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь. Общая характеристика культурных потребностей. Особенности молодёжи в современном обществе.
курсовая работа [38,1 K], добавлен 05.01.2015
Социально-культурные институты – понятие и типология. Парки как один из социально-культурных институтов и их назначение. Социально-культурная деятельность национальных парков. Деятельность парков культуры и отдыха. Различные формы внутренней градации.
курсовая работа [55,0 K], добавлен 13.11.2008
Методика организаций учебных экскурсий по ОБЖ, формулировка целей и задач экскурсии. Роль и значение правильного использование пауз во время подачи материала ученикам. Разработка конспекта осенней экскурсии для 6 класса по ОБЖ, подготовка учителя.
курсовая работа [540,9 K], добавлен 03.05.2015
Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.
курсовая работа [44,0 K], добавлен 04.01.2013
Характеристика современного российского общества. Процесс освоения художественного наследия и его отличительные особенности. Исследование основных организационных принципов охраны национального культурного наследия, правовые основы данного процесса.
реферат [24,9 K], добавлен 17.04.2011