социальная защита и социальная поддержка в чем разница
Социальная защита и социальная поддержка в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки) (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)
1. Общие положения
Объектом классификации в Классификаторе МСЗ являются меры социальной защиты (поддержки), реализуемые в рамках законодательства Российской Федерации в области социального обеспечения.
Меры социальной поддержки объединены в группы (типы, виды и др.) по видам социального обеспечения (см. Таблицу 1).
№ раздела | № подраздела | Характеристика |
---|---|---|
Обязательное социальное страхование | Обязательное пенсионное страхование | Включает ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, а также доплаты к пенсии отдельных категорий специалистов (членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников организаций угольной промышленности) |
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | Включает выплаты или дополнительные расходы в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | |
Государственное пенсионное обеспечение | Включает ежемесячные государственные денежные выплаты в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию | |
Социальная помощь (поддержка) | Государственная социальная помощь | Включает государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (или ее денежный эквивалент), социальные доплаты к пенсии, денежные выплаты по социальному контракту, помощь в натуральной форме и т.д. |
Социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.) | Включает выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |
Субсидии | Включает предоставление денежных средств на полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, имеющие целевое назначение | |
Компенсации и компенсационные выплаты | Включает выплаты, направленные на полное или частичное возмещение расходов, понесенных гражданами | |
Льготы | Включает меры, связанные с предоставлением преимущественных прав гражданам или освобождением от исполнения определенных обязанностей | |
Социальное обслуживание | Социальные услуги | Включают социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические и др. виды социальных услуг, предоставляемых гражданам |
Кодирование мер социальной поддержки осуществляется с применением кода, предусматривающего 6 блоков:
1) блока идентификации МСЗ (4 разряда);
2) блока идентификации категории получателей МСЗ (8 разрядов);
3) блока идентификации уровня нормативно-правового регулирования предоставления МСЗ (2 разряд);
4) блока идентификации источника финансирования МСЗ (4 разряда);
5) блока идентификации формы предоставления МСЗ (2 разряда);
6) блока идентификации рубрикатора (6 разрядов).
Блоки 2-6 являются дополнительными информационными блоками.
XXXX | XXXXXXХХ | XX | XXXX | XX | XXXXXX |
---|---|---|---|---|---|
Идентификация МСЗ | Категория получателей МСЗ | Уровень нормативно-правового регулирования предоставления МСЗ | Источник финансирования МСЗ | Форма предоставления МСЗ | Код позиции рубрикатора |
2. Основные термины и определения в области социальной защиты населения, используемые в Классификаторе
военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанные в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах»;
участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), указанные в пункте 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
Ветераны Великой Отечественной войны, кроме тружеников тыла:
участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не имеющие инвалидности, из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;
члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;
члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;
члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда из числа лиц, указанных в пункте 4 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;
родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П).
Федеральном законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. № 3061-I, ст. 27.1); Федеральном законе Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (ст. 4.1); Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Супружеские пары, получившие меры социальной поддержки, в связи с юбилейной датой совместной жизни (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летием и т.п.), учитываются в строке «лица старшего возраста» в количестве двух человек.
3. Общий порядок действий при применении Классификатора МСЗ
а) создание локального реестра мер социальной защиты (поддержки);
б) регистрация получателей МСЗ в ЕГИССО.
Под локальным реестром мер социальной защиты (поддержки) понимается перечень локальных (региональных, ведомственных) МСЗ поставщика информации, сформированный с учетом информации, содержащейся в Классификаторе МСЗ ЕГИССО.
Код меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Наименование локальной меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Код категории получателей мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Уровень нормативно-правового регулирования меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Источник финансирования меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Форма предоставления меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором | Код рубрикатора в соответствии с Классификатором |
---|---|---|---|---|---|---|
0430 | Пособие на ребенка | 13 02 00 02 | 02 | 0010 | 01 | 03.08.01 |
Порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки):
1. Формирование локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной защиты (поддержки) и категорий граждан, имеющих право на их получение.
2. Нахождение соответствия позиций локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной поддержки и категорий граждан, имеющих право на их получение с Классификатором МСЗ и Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 1 к Классификатору) при помощи сортировки МСЗ, представленных в классификаторе и категорий получателей МСЗ (алгоритм реализуется для всех МСЗ и категорий из локального перечня).
2.1. Для мер социальной защиты (поддержки):
2.1.1. Из локального перечня мер социальной защиты (поддержки) выбирается МСЗ, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.
2.1.2. Определяется позиция рубрикатора и вид МСЗ (пособие, компенсация, субсидия и пр.), источник финансирования и форма предоставления МСЗ для меры из локального перечня.
2.1.3. Производится выбор МСЗ и присвоение ей кода в локальном перечне из отсортированных позиций классификатора.
2.2. Для категорий получателей мер социальной поддержки:
2.2.1. Из локального перечня категорий выбирается категория получателей, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.
2.2.2. Определяется принадлежность локальной категории получателей к группе категорий из Перечня получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора на основе выбора признака по первым двум позициям кода.
2.2.3. Производится выбор категории и присвоение кода локальной категории в соответствии с Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора.
2.3. Формирование полного кода МСЗ локального уровня на основе сопоставления МСЗ и категорий получателей из локальных перечней с Классификатором:
2.3.1. Выбор из локального перечня МСЗ, для которой производится сопоставление.
2.3.2. Сортировка позиций Классификатора, соответствующих МСЗ локального перечня.
2.3.3. Установление соответствия категорий получателей выбранной позиции МСЗ.
2.3.4. Формирование полного кода МСЗ в соответствии с Классификатором.
2.4. Порядок действий при регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО:
При регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО в связи с назначением им одной или нескольких мер социальной поддержки к индивидуальному (персонифицированному) коду (СНИЛС) добавляется код назначенной МСЗ.
1. Занесение индивидуального кода (СНИЛС)
2. Добавление полного кода из локального реестра МСЗ.
1. Семья Ивановых в лице Иванова И.И. обратилась в орган социальной защиты населения региона N с заявлением об оформлении материальной помощи на оплату коммунальных услуг.
Семье Ивановых предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:
000-000-000 01 000-000-000 02 000-000-000 0N | 0601 | 13 02 00 00 | 02 | 0010 | 01 | 03.08.03 |
---|---|---|---|---|---|---|
Страховой номер индивидуального лицевого счёта СНИЛС | Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | Малоимущие семьи | Мера установлена на региональном уровне | Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации | Мера предоставляется в денежной форме | 03.08.00 Социальная поддержка в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) 03.08.03 Субсидии в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) |
2. Гражданин Петров А.И., являющийся родителем годовалого ребенка, проживающий в семье, имеющей семейный доход в расчете на одного члена семьи менее установленной законом величины прожиточного минимума обратился с заявлением о назначении выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:
000-000-000 00 | 0430 | 13 02 00 02 | 02 | 0010 | 01 | 03.08.01 |
---|---|---|---|---|---|---|
Страховой номер индивидуального лицевого счёта СНИЛС | Ежемесячное пособие на ребенка | Малоимущие семьи с детьми | Мера установлена на региональном уровне | Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации | Мера предоставляется в денежной форме | 03.08.00 Социальная поддержка в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) 03.08.01 Пособия в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) |
4. Порядок действий при отсутствии МСЗ в Классификаторе
Причиной отсутствия МСЗ в классификаторе может быть ситуация, при которой мера вновь введена соответствующим нормативным правовым актом и не может быть отнесена ни к одной разновидности МСЗ в Классификаторе либо отсутствуют прочие признаки идентификации меры (категория получателей и др.)
В случае отсутствия меры социальной защиты (поддержки) в Классификаторе формируется заявка на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 1 к настоящим Рекомендациям).
В случае если отсутствуют значения идентификационных блоков, позволяющие полностью сформировать код МСЗ, в частности, при введении новой категории получателей МСЗ, то порядок действий аналогичен описанному выше.
При этом необходимо учитывать следующие особенности отнесения МСЗ к разделам классификатора и их кодирования:
1) наименование всех мер, установленных федеральным законодательством в точности соответствуют их наименованиям в соответствующих нормативных правовых актах.
2) при установлении новых видов выплат, льгот, социальных услуг на региональном и местном уровне следует учитывать природу и содержание соответствующих мер, в частности:
— к пособиям и другим выплатам, носящим характер дополнительной материальной помощи, относятся периодические либо единовременные выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в качестве дополнительной материальной поддержки граждан;
— к субсидиям относятся выплаты на полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, имеющие целевое назначение.
— к компенсациям и компенсационным выплатам следует относить выплаты, направленные на полное или частичное возмещение расходов, понесенных гражданами. Отличительной чертой компенсаций является возмещение ранее понесенных расходов. Кроме того, необходимо учитывать, что некоторые выплаты, называемые компенсациями являются по сути компенсационными, т.е. по содержанию не компенсируют понесенные расходы, а носят характер дополнительной материальной помощи, но направлены на компенсацию, например, причиненного вреда.
— к льготам относятся меры, связанные с предоставлением преимущественных прав гражданам либо освобождением от выполнения определенных обязательств.
5. Порядок действий при изменении МСЗ в Классификаторе
В случае, если в Классификаторе необходимо внести изменения в информацию об уже существующей мере социальной защиты (поддержки) поставщик информации направляет предложение о внесении таких изменений посредством направления заявки на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО (Приложение 2 к настоящим Рекомендациям).
Заявка на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) оформляется поставщиком информации в случаях, если в связи с изменением законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных актов необходимо:
— изменить наименование меры социальной защиты (поддержки). При этом под изменением наименования подразумевается внесение корректировки в наименование, не меняющей его смысла;
— изменить наименование категории получателя меры социальной защиты (поддержки), добавить и (или) удалить одну или несколько категорий получателей меры социальной защиты (поддержки);
— изменить наименование раздел рубрикатора меры социальной защиты (поддержки)
— изменить информацию об уровне нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляется мера социальной защиты (поддержки);
— изменить информацию об уровне финансирования меры социальной защиты (поддержки);
— изменить информацию о форме предоставления меры социальной защиты (поддержки).
6. Порядок действий при прекращении действия МСЗ в Классификаторе
В случае принятия нормативного правового акта, в соответствии с которым прекращается предоставление меры социальной защиты (поддержки), поставщик информации направляет предложение об удалении такой меры социальной защиты (поддержки) посредством направления заявки на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 3 к настоящим Рекомендациям).
* Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
** Среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.
Заявка
на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки)
Заявка
на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО
Заявка
на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО
Обзор документа
Подготовлены рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки).
Он предназначен для унификации типов и видов таких мер с целью формирования единых принципов их учета, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
Прописан порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки) и регистрации их получателей в ЕГИССО.
Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление
Описание: Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
Дата добавления: 2015-09-05
Размер файла: 21.26 KB
Работу скачали: 22 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление
Оглавление
[1] Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление
[3]
1 Социальная защита
[4]
2 Социальная поддержка и помощь
[5]
2 Социальное управление
[7]
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования определяется острой необходимостью развития современных форм социальной защиты персонала организации. Активная социальная политика организации способствует росту трудового потенциала работников и повышению ее конкурентоспособности на рынке. Финансовое участие государства в проведении социальной политики и социальной защиты в отношении работающего населения сокращается. В этих условиях возрастает значение необходимости развития и осуществления различных форм социальной защиты на уровне организации, за счет работодателя и работников.
Однако, опыт формирования и реализации грамотной социальной политики в российских организациях еще недостаточен. Только немногие крупные компании осуществляют социальную политику на системной основе в соответствии с утвержденными нормативными документами. Для достижения текущих и долгосрочных целей ими разрабатываются и реализуются программы по работе с персоналом, направленные на его формирование и мотивацию в соответствии с целями и задачами организации.
Вопросы защиты социальных прав граждан на предприятии относятся, вне всякого сомнения, к числу наиболее актуальных и значимых проблем защиты прав и свобод человека и гражданина и в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма.
Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного опыта защиты социальных прав в России, представляет несомненный интерес.
Для этого и поставлены следующие задачи :
— рассмотреть сущность социальной защиты персонала на предприятии;
— изучить сущность социальной помощи и социальной поддержки;
— рассмотреть вопросы социального управления.
1 Социальная защита
Социальная защита представляет собой мероприятия по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека и является практической деятельностью по реализации направлений социальной политики. Так, организации в рамках социальной защиты работников реализуют различные льготы и гарантии (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и т.д.), установленные на государственном уровне, создают благоприятные условия труда и отдыха сотрудников и членов их семей.
Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки.
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
— создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
— обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
— обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, смерти кормильца. 1
Обеспечение организацией данных условий является мощным стимулом для эффективной работы персонала, поскольку удовлетворяет не только первичные потребности работников (физиологические), но и вторичные (экзистенциальные и социальные).
В соответствии с имеющимися базовыми положениями международных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:
— социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;
— всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,
— минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, обеспечение безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;
— многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство (в лице министерств и ведомств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;
— государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
— заинтересованность всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании соответствующих систем;
— солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
— личная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;
В экономической теории и практике сложились два основных противоположных подхода в понимании роли социальной политики в организации. Сторонники одного из них признают, что организация должна преследовать производственные и экономические цели и ее социальная политика проявляется в получении максимальной прибыли, обеспечении высокого уровня заработной платы для работников и дивидендов для ‘акционеров. Сторонники другого подхода считают, что организация может решать как производственные и экономические, так и социальные задачи, возникающие в процессе его деятельности. Иначе говоря, должен быть определенный баланс в решении производственных, экономических и социальных задач, существующих на предприятии. Оба эти подхода имеют право на существование.
Человеческий ресурс характеризуется как самый мобильный и емкий в плане получения прибыли. Современный экономический рост характеризуется повышением роли интеллектуальной составляющей производства и человеческого фактора в экономике в целом.
В настоящее время все больше работодателей стремятся защитить своих работников. Однако, опыт проведения грамотной социальной политики в организации еще недостаточен. Только немногие крупные компании формируют и реализуют на системной основе в соответствии с утвержденными нормативными документами социальную политику. Для достижения текущих и долгосрочных целей ими разрабатываются и реализуются программы по работе с персоналом, направленные на его формирование и мотивацию в соответствии с текущими и перспективными целями.
2 Социальная поддержка и помощь
Социальная помощь и социальная поддержка представляют собой мероприятия, программы денежных выплат, натуральных выдач и/или услуг нуждающимся в силу сложившихся обстоятельств. В этой связи организации предоставляют своим работникам дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств и фондов социального развития предприятия.
Социальные льготы являются дополнением к вознаграждениям работников. Осуществляются они в рамках внутрифирменного социального страхования, а также в форме различных программ помощи и льготного обслуживания своих работников. На долю выплат и льгот сегодня в России приходится около 30% по отношению к фонду оплаты в организациях. Значительно реже и менее «толстым пакетом» эти льготы предоставляются в мелком бизнесе и на новых фирмах, чем в крупных компаниях-лидерах с надежным финансовым положением. 4
При разработке внутрифирменных систем выплат и льгот важно иметь в виду, что это добровольно принимаемые организацией в отношении своих работников обязательства. Они должны безусловно исполняться. Отказ от программ, существенное их сокращение почти всегда негативно влияют на психологический климат в организации. Ряд программ (в основном соцстраха) несет с собой и долгосрочные обязательства, выполнение которых может быть обеспечено в том числе и в судебном порядке. Распространение тех или иных форм в ведущих компаниях создает давление и на другие фирмы в пользу введения аналогичных или альтернативных систем льгот. Решение принимает компания, сообразуясь с внутренними потребностями и возможностями. Так, мелкие фирмы в США редко применяют льготы, обеспечивая привлекательность рабочих мест за счет более высокой заработной платы либо ориентируясь на работников, готовых работать на худших условиях (например, ищущих первую в жизни работу).
При организации большинства социальных программ фирмы избегают предоставления бесплатных льгот, предпочитая принцип смешанного (с участием самого работника), долевого финансирования. Смысл такого подхода заключается не только в экономии средств организации, но и в отделении программ, в которых существует реальная потребность у работников, от менее нужных, спрос на которые обусловлен преимущественно бесплатным характером их предоставления. К тому же при ослабленном контроле за льготами последнего рода (наиболее жесткий контроль осуществляется при внесении собственных денег) имеется тенденция (с которой обязательно нужно считаться в наших условиях) снижения качества предоставляемых услуг или прямых злоупотреблений.
Организация должна представить своему персоналу «портфель» планов социального обеспечения и развития, который по мере разработки новых планов и программ и создания соответствующей материальной базы может быть пересмотрен или расширен.
Сегодня руководство многих организаций считает важным направлением своей кадровой политики базовое социальное страхование постоянных сотрудников и реализацию прав участия сотрудников в полученных совместными усилиями материальных результатов.
План добровольных инвестиций способен обеспечить наиболее тесную увязку интересов работников с интересами и общим успехом деятельности организации и тем самым способствовать ее эффективности. Разработка и управление программой достаточно просты. Организация мобилизует значительные денежные средства своих работников. План позволяет работникам удовлетворять различные потребности за счет накопленных средств, защищенных от инфляции и обесценения (при стабильной работе), т.е. служит надежной социальной защитой. 6
План содержания детей в детских дошкольных учреждениях следует рассматривать прежде всего в аспекте создания более благоприятных условий для эффективного труда работников объединения (в большей степени женщин), а также снижения потерь, вызванных повышенной текучестью рабочей силы и абсентеизмом (пропусками по больничным листам, выдаваемым «по уходу за ребенком»). При компенсационном варианте он отличается простотой управления.
План организации отдыха также характеризуется простотой в управлении. План оказывает прямое воздействие на восстановление сил работников, на психологический климат в организации и др.
План предоставления образования за счет фирмы, если говорить о системе высшего образования, достаточно дорог при наличии риска потери работника, получившего образование за счет фирмы. Но при определенных условиях он может стать мощным фактором привлечения наиболее перспективных работников с высоким творческим потенциалом. Важно сохранить за организацией право выбора программ обучения, оплачиваемых с привлечением средств фирмы (и с разным уровнем долевого участия). Фирма оплачивает полностью программы, вытекающие из производственных планов повышения квалификации, осуществляемые по распоряжению администрации. 8
Организация может предоставить работнику в порядке поощрения и помощи в развитии карьеры льготы в виде оплаты вузовских программ обучения и других дорогостоящих программ (изучение иностранного языка, предпринимательства и управления), в том числе в полном размере, при соблюдении ряда условий. План предоставляет работнику возможность повышения квалификации раз в пять лет с отрывом от производства. Отчет идет с начала календарного года, следующего за годом трудоустройства.
В случае официального одобрения программы организация заключает со своим работником контракт. Контракт предусматривает, с одной стороны, что работник будет добросовестно, без академических задолженностей учиться и по окончании полного курса обучения останется работать как минимум еще на два года. В ходе обучения студент согласовывает тематику дипломной работы с администрацией организации и проходит в ней производственную практику. С другой стороны, фирма обязуется предоставить согласованные благоприятные условия для занятий (в частности, оговаривается количество свободных дней и часов в неделю, а также на период сессии, предоставляемых администрацией работнику в случае обучения без отрыва от производства) и кредитовать программу обучения в объеме предусмотренной вузом платы за обучение, а также, возможно, дополнительных расходов на учебники и др. Кредит погашается работником, обучавшимся за счет фирмы, на следующих условиях: общая сумма кредита плюс проценты. Кредит подлежит безусловному полному возврату при отчислении из вуза и при уходе из организации до истечения двух лет после окончания программы.
План дополнительного пенсионного обеспечения представляет эффективную социальную защиту, но интерес к нему проявляется в разной мере, в большей степени он присущ работникам старших возрастных категорий, его экономические последствия для работодателя более опосредованы. План, наряду с медицинским, является одним из самых дорогостоящих и сложным в управлении. Последствия его принятия (в части финансовых обязательств) будут весьма продолжительны во времени. Но это важная социальная льгота, которую работник учитывает, в частности принимая решение о выборе места работы.
Построение рыночной модели социального страхования предполагает:
— формирование у трудоспособных граждан чувства личной ответственности за свое материальное положение, проявлением которого являются в том числе и стремление участвовать в страховых взносах, заинтересованность в увеличении продолжительности своего страхового стажа;
— повышение ответственности работодателей за сохранение здоровья трудящихся на производстве исходя из объективной оценки социальных и профессиональных рисков и «выгодности» для них участвовать в обязательном социальном страховании;
— расширение социальных функций предприятий и организаций (внутрифирменные системы добровольного социального страхования, организации и оплаты медицинских, рекреационных и реабилитационных услуг).
Важную ориентационную роль в разработке подходов к формированию цивилизованной системы социального страхования играют конвенции и рекомендации МОТ в этой области, основные положения которых можно свести к следующим:
— любые выплаты следует производить на периодической основе в течение всего срока необходимости;
— выплаты должны компенсировать прежний заработок до определенного обусловленного размера;
— страховые взносы трудящихся не должны превышать 50% расходов в рамках системы.
При проведении реформы социального страхования требуются обоснование и систематизация всех видов выплат и услуг, а также определение социальных нормативов, определяющих минимальные и максимальные размеры пособий и услуг.
Финансовая база социального страхования в рыночной экономике формируется за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из доходов). Размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительнее, чем больше размеры взносов и чем дольше они вносятся.
Особенности демографического и социально-экономического развития России обусловливают необходимость применения смешанного финансирования пенсионного страхования (сочетание методов перераспределения средств и капитализации), а также смешанного метода льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).
Важным элементом финансовой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования.
Мировой опыт свидетельствует о разнообразии форм управления социальным страхованием, среди которых особенно эффективны самоуправляемые страховые общества, товарищества или фонды. Будучи финансово независимыми органами, они создаются с учетом вида и форм страхования по территориальному или профессиональному (отраслевому) признакам и находятся под правовым контролем государства, которое призвано обеспечить гарантию и стабильность страховой защиты.
2 Социальное управление
Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль. Координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или к практическим социальным работникам. 10
Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Но структура это еще не система. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей.
Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям, одним словом, набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы. 11
Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.
Сегодня слово менеджмент известно практически каждому образованному человеку это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. По-русски слово менеджмент означает управление функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент является также областью человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
Управление процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Питер Друкер предлагает иное определение: управление особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. 12
Все руководители выполняют определенные функции, но это не значит, что большое число руководителей заняты выполнением одной и той же работы. Управленческая работа подразделяется посредством горизонтального разделения, и конкретный руководитель становится во главе отдельного подразделения (отдела). Некоторым руководителям приходится заниматься координированием работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, координирующего работу неуправленческого персонала людей физически производящих продукцию или оказывающих услуги.
Выводы
Важнейшую роль в практической реализации социальных технологий управления персоналом играет работа кадровой службы предприятия, в чью задачу входит не только и не столько подбор, подготовка и контроль персонала, сколько весь взаимосвязанный комплекс вопросов социально-кадровой работы.
Необходимым условием для успешной реализации такого подхода является тщательная и теоретически обоснованная методология деятельности службы управления персоналом и социального развития в обозначенной сфере. При разработке и реализации социально-технологического подхода к управлению персоналом повышаются требования к уровню и качеству профессиональной подготовки всего персонала, так как от этого в значительной мере зависит успех проведения преобразований и их целесообразность. Социальные методы управления персоналом являются неизбежными, но оправданными и перспективными инвестициями руководства организации в развитие как внутрикорпоративного, так и национального экономического и культурного благополучия. Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Важнейшей задачей социальных технологий управления персоналом является выявление закономерностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономическими процессами, использование их с целью создания благополучных условий жизнедеятельности сотрудников.
Подведя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что в современных условиях без создания четкой и ясной социальной политики организации, без развития форм социальной защиты персонала невозможно достичь высокой эффективности деятельности организации и соответственно высокой доходности.