социализированный ребенок что значит
Социализация детей
Зачем ребенку социализация?
Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.
Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.
Этапы социализации
Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:
Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:
Без детского сада социализация невозможна?
Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.
Как повысить уровень социализации ребенка?
Трудности в социализации
Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.
Социализация детей
Что такое социализация, как ее осуществлять в разном возрасте, нужны ли ребенку дошкольные учреждения и что делать, если малыш не хочет общения
Что такое социализация и так ли она важна?
О важности детской социализации в наше время говорят очень много, не всегда понимая, что этот термин означает. Обычно ее связывают с погружением в коллектив ровесников — походом в детский сад, на кружки, в гости. Действительно, в широком смысле этим словом называется усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором живет человек. Но дело в том, что социализация малыша начинается с самого рождения, и главные участники этого процесса — его родители и семья. Когда мы учим кроху есть ложкой, делиться игрушками, ждать своей очереди на горке, то занимаемся его социализацией. Этот процесс растягивается на долгие годы, и, конечно, в разном возрасте ребенок будет учиться у разных людей. Мы поговорим в первую очередь о том, как малыша социализируют родители, в том числе — выбирая для него первый круг общения.
1 – 6 месяцев
Как ни удивительно, уже с рождения крошечный человек — социальное существо. Малыши любят, когда с ними разговаривают, и сами делают первые попытки общения: машут ручками и ножками, показывают язык, а после месяца демонстрируют «социальную улыбку», обращенную к близким людям. Даже в этом нежном возрасте вы можете поспособствовать социализации крохи.
6 – 12 месяцев
После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.
К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.
Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.
1 – 2 года
Подросшего малыша все больше интересуют окружающие люди: он учится разговаривать и общаться, заводить друзей, оценивать реакцию взрослых и сверстников на его поведение. Ребенка начинают привлекать другие дети, хотя играть вместе с ними он пока по-прежнему не умеет. В этом возрасте малыши любят копировать поведение друг друга, что очень важно и полезно для социального развития. Психологи рекомендуют начиная с года регулярно водить ребенка на детскую площадку — это отличный «стартовый» коллектив. Сейчас крохе могут быть полезны развивающие занятия, но при условии, что они проходят в формате «вместе с мамой» и длятся недолго — так, чтобы это было комфортно малышу. К самостоятельной социализации он еще не готов, ему необходимо руководство значимого взрослого.
К 1,5 годам многие дети умеют распознавать эмоции окружающих. Так, ребенок осознает, что другой малыш плачет, потому что расстроен, но не знает, как на это реагировать. Пока еще дети эгоцентричны и не понимают, почему нужно делиться игрушками или уступать на горке. Ваша задача — постепенно привить им основные правила поведения.
2 – 3 года
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.
После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью. Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции. Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.
Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.
3 – 4 года
Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!
Жизнь без сада
Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:
Как помочь необщительному ребенку
В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.
Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.
Ранняя социализация ребенка: а стоит ли спешить?
Современные родители все время боятся опоздать дать хорошее образование, правильное воспитание детям. А еще некоторые мамы и папы очень переживают, что малыш будет расти застенчивым, а потому хотят как можно скорее его «социализировать», то есть ввести в коллектив. Каким же должно быть «включение» малыша в общество, чтобы оно пошло ему на благо?
Мария Коновалова
Психолог, г. Яхрома
Сейчас родители все более заинтересованы в ускоренном всестороннем развитии детей, в том числе и социальном. В каждом городе есть разнообразные центры раннего развития, куда приглашают малышей примерно с 8 месяцев, группы грудничкового плавания, английского языка для двухлеток… Родители считают, чем раньше малыш усвоит те или иные навыки, заговорит, привыкнет находиться в коллективе, тем ему будет проще общаться, учиться, тем быстрее он сможет добиться успеха в любой деятельности. Вот только возникает вопрос, а готов ли сам ребенок к такой гонке?
Что такое социализация?
С самого своего рождения человек является социальным существом, ведь малыш находится в обществе взрослых, которые постоянно с ним взаимодействуют. В понятие «социализация» разные люди вкладывают различное значение. Многие мамы понимают его как умение общаться со сверстниками, кто-то определяет социализацию как принятие норм поведения, принятых в обществе.
На самом деле социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.
Этапы социализации у детей
Вот основные этапы психосоциального развития личности малыша.
1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.
2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.
3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Малыш тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.
4-й этап (с 5–6 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению.
Нужна ли ранняя социализация ребенку? Все должно проходить естественно!
Поскольку в норме лишь с 4 лет у малыша начинает складываться представление о том, что его чувства и мысли отличаются от представлений других, то до этого возраста общение детей с целью социализации практически бесполезно. Лишь после 4–5 лет в этом появляется некоторый резон, хотя по-настоящему социализироваться дети начинают к моменту поступления в школу. Но означает ли это, что ребенок до 7 лет будет чувствовать себя комфортно только в кругу семьи? А как же многочисленные группы раннего развития, кружки, секции и детские сады?
Во-первых, стоит учитывать довольно высокое развитие индустрии детства, провоцирующее родителей пользоваться разнообразными услугами, даже если в этом нет большого смысла. А во-вторых, всегда лучше избегать крайностей. Конечно, лет до трех, когда малыш еще не выражает потребность в самостоятельности, в его развитии не стоит делать упор на общении с детьми без мамы, отдавать в большой коллектив. Но это не означает, что вам нужно запереть себя дома и ограничиться рамками семьи. «Естественная» социализация с мамой пойдет на пользу и вам, и ребенку.
Что это значит? Ребенок в младенческом и раннем возрасте комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Если вы будете продолжать встречаться с друзьями, путешествовать, навещать бабушек, гулять с соседскими мамочками с детьми, ваш кроха не окажется в изоляции. Для него с самого рождения будет вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. С этой точки зрения могут оказаться полезны и центры раннего развития. Они пригодятся, если маме самой необходимо общение или если у нее нет возможности или знаний, чтобы играть и заниматься с малышом самостоятельно.
Экстраверты и интроверты
Еще один важный момент в вопросе о социализации ребенка – это его индивидуальные особенности, которые непременно нужно учитывать. Некоторые дети обладают высоким социальным интеллектом – они познают мир через общение. Маленьким экстравертам, действительно, очень рано необходим коллектив сверстников, они много получают от общения с новыми взрослыми. Таким детям уже с 2–3 лет нужно дополнительное социальное окружение помимо семьи. А есть и другие малыши: тревожные, стеснительные, молчаливые. Часто мама в такой ситуации стремится форсировать развитие своего ребенка, посещает разнообразные занятия, отдает в ясельную группу. Ведь, как ей кажется, малышу нужно преодолевать свою замкнутость. Однако такая позиция часто идет во вред ребенку-интроверту, еще больше травмируя нестабильную детскую психику. Ведь к малышу предъявляются насильственные требования, когда он еще не может сделать то, что от него хотят. Ему это, по большому счету, и не к чему. Принуждение в вопросе социализации не приводит к прогрессу, поскольку навязанные внешние правила так и остаются внешними или искаженными.
А как же детский сад?
Многие родители возлагают большие надежды на детский сад в плане социализации ребенка, поэтому стремятся пораньше оформить своего малыша в ясельную группу. Однако дети в возрасте 1,5–2 лет часто оказываются психологически незрелыми для такой смены образа жизни, поэтому у них возникают неврозы, падает иммунитет, появляется регресс поведения. Даже если малыш внешне спокойно реагирует на садик, это может означать не успешную социализацию, а лишь адаптацию к новым условиям.
Вопрос о нужности детского сада для ребенка должен решаться индивидуально. Конечно, если у вас нет острой необходимости, стоит дождаться 3 лет и оценить готовность ребенка к длительной разлуке с вами. Но чаще всего здоровый малыш с нормальным уровнем развития, находящийся в гармонии с собой, позитивно воспринимает детский сад уже к 4 годам. В общем, пробуйте различные виды социализации, но с учетом возрастных и личных особенностей малыша.
Звездные родители
Златослава, певица, и Георгий (9 лет)
Чем раньше мы определим ребенка в социум, тем легче ему будет в жизни. Мой сын Гоша всегда тянулся к взрослым. И когда в первые годы его жизни мы выходили гулять на площадку, между родителями и детьми Гоша тянулся к старшему кругу. И сейчас в социуме он всегда стремится к людям, которые знают больше, чем он сам.
Роман Жуков, певец, Полина (12 лет), Никита (9 лет), Анжелика (7 лет), Виктория (6 лет), Виктория–Элизабет (4 года) и Стивен (1,5 года)
Если ребенок растет в семье из шоу-бизнеса, это можно причислить к ранней социализации. Мои дети часто катаются со мной по концертам и различным мероприятиям, и я вижу тенденцию в их развитии в сторону шоу-бизнеса. Полина, например, уже заявила о себе как фотомодель. А вообще, мы часто вместе посещаем семейные клубы, играем в развивающие игры дома.
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе
Оксана Симаченко
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Наверное, все родители, хотя бы один раз в жизни говорили своему провинившемуся ребенку «Я хочу, чтобы ты стал человеком. … Чтобы достиг многого в своей жизни…» А он в это время думает (а то и скажет): «А я что не человек?» И тогда возникает вечный вопрос, как правильно воспитать человека, чтобы он взял все самое лучшее от цивилизации, чтобы не познал все вредные социальные привычки, чтобы не попал в плохую компанию? А ответ найти действительно не просто, но реально.
Родители – главный инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.
Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.
Вот три кита социализации личности, которые должны быть заложены в семье, еще тогда, когда ребенок мал. И не стоит думать, что приведенные ресурсы социализации слишком строги, а ребенок один и его жалко. Все должно быть незаметно для ребенка, без истерик и криков.
В процессе социализации очень важную роль играет и детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.
Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Знакомство дошкольников с окружающим миром
Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка
Активизация социального познания
Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.
1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.
2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.
3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.
4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.
5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.
Признаки успешной социализации детей
Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.
Но самое важное – нужно оставлять право выбора в действии за ребенком (в рамках разумного, конечно). Дошкольник, школьник, студент всегда должен знать, что он сам выбирает свой путь: друзей, профессию, жену и так далее. Естественно, не будет все без малейших шероховатостей, в природе нет идеально гладкой поверхности. Каждую проблему стоит переживать всем вместе, всей семьей. И прятать ребенка от социума нельзя.
Если выдержать воспитание на вышеуказанных советах, добавляя жизненный опыт и мудрость родителей, то плодом станет верное обдуманное решение ребенка или подростка, которое убережет его от негатива социума (как микро-, так и макро-) и поднимет (как минимум морально) на верхние слои независимого, не имеющего любимчиков времени.
Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.
Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.
Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.
Как организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУ «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.
Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.
Необходимы ли для ребёнка народные игры в современном мире? Сегодня люди все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там зачастую можно найти.
Социализации дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 1 слайд Уважаемые, коллеги, рада вам представить свою работу. 2 слайд Как педагогу, мне важна дальнейшая судьба каждого моего воспитанника,.
Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям:.
Театральная терапия и дошкольное детство в современном мире Театральная терапия и дошкольное детство в современном мире. «Жизнь человеческая коротка и слишком часто кажется бессмысленной. Во всяком.
Взаимодействие с родителями на современном этапе Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается.