соцэконом класс что это
Социально-экономический класс
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие социально-экономического класса
Социально-экономический класс — это большая совокупность людей, которая характеризуется особым отношением к собственности на средства производства, а также особым местом в структуре разделения труда.
Стоит отметить, что факторами стратификации, то есть деления общества на классы, экономист и социолог М. Вебер называл:
Социально-экономическое разделение общества имеет свои противоречия и сложности.
Выделение существенных, достойных, отличающихся классов зависит не только от задачи анализа, но и от мировоззрения, принципов и интересов самих аналитиков. Иногда бывает такое, что социально-экономическую структуру очень усложняют. В таком случае главные социальные различия между классами убираются. Но бывает и такое, что социально-экономическую структуру слишком упрощают, опуская многие важные детали. В таком случае целые классы могут считаться неактуальными, будто бы их и вовсе нет.
Классы могут быть более или менее существенными в зависимости от весомости социально-экономических различий. Эта весомость в разных случаях неодинакова, а, это значит, что она относительна.
Классификация социально-экономических классов
Французский экономист Ф. Кенэ сформировал свою классификацию классов, в которую входят:
Готовые работы на аналогичную тему
Шотландский ученый А. Смит тоже выделял три класса: землевладельцы, рабочие, капиталисты. А французский социалист А. Сен-Симон выделил два класса: индустриалы (пролетариат, ученые, буржуазия) и тунеядцы.
На данный момент самыми большими социально-экономическими классами являются:
Анализ социально-экономических классов
Их всех социально-экономических классов необходимо выделять самые значительные, которыми являются: рабочий класс, интеллигенция, бюрократия, служащие, мелкие предприниматели и самостоятельные работники.
Все эти социально-экономические классы различаются по величине, удельному весу в обществе. К тому же, у этих классов разные экономико-политические основы, позитивные и негативные черты труда и экономической деятельности, специфика социально-экономического положения, взаимоотношения с другими группами и т. д.
Анализ каждого социально-экономического класса дает полное понимание о структуре общества и особенностях всех вышеназванных классов.
Так, к рабочему классу, можно отнести тех людей, которые занимаются преимущественно физическим трудом. Они обычно не имеют никакой квалификации. На некоторых территориях они являются постоянно трудящимся классом общества, который играет важную роль в процессе накопления национального богатства. К тому же, этот класс помогает обществу развиваться. Но на других территориях все не так, потому что там рабочий класс не формирует рабочие места, не занимается производством, а только постоянно требует повышение оплаты за свой труд.
Интеллигенцию на протяжении долгого время рассматривали в качестве нового класса в социально-экономической структуре общества. Это можно объяснить тем, что именно в новое время быстро и очень активно создавалась такая категория людей, которая не обладала собственностью как источником прибыли. Но эти люди были очень талантливы и имели огромный багаж знаний, который нужен для осуществления множества сложных видов труда.
Сходство интеллигенции и рабочего класса заключается в том, что их труд обычно носит наемный характер. К тому же, их прибыль зависит от труда. Но они различались в физическом и умственном характере труда. Стоит отметить, что и сходства, и различия стали решающими в процессе их взаимоотношений.
Служащие являются одним из самых неопределенных классов. Они имеют неопределенное понятие в методиках социальной стратификации. Служащие отражают большую социальную категорию наемных работников. Уровень образования и квалификация не влияет на их работу. Служащие противопоставляются не только рабочему классу, но и интеллигенции, предпринимателям, собственникам.
Менеджеры и бюрократия также рассматривается в качестве нового класса современного общества. Этот класс можно считать самостоятельной экономической группой, хотя он имеет много общего с интеллигенцией.
Менеджеры — это такая категория лиц, которые заняты управленческой деятельностью в трудовой, деловой и хозяйственной сферах.
Именно менеджерам противопоставляется бюрократия как категория управленцев, которые заняты в структуре чиновников. Создание социально-экономического класса менеджмента и серьезные споры вокруг него в большей степени связаны с тем, что качество управления становилось главным условием решения проблем в социально-экономической сфере. Многие социально-экономические теории предполагали, что усложняющиеся социально-экономические отношения не смогут остаться стабильными и развиваться. Ведь для этого нужно было решить вопрос об идеальном способе управления и управленческом аппарате.
Создание и развитие новой экономики не может быть связано с каким-то одним из традиционных, привычных людям классов. Во всех этих классах существуют специфические слои, которые обладают огромной мотивацией занятости в негосударственном секторе. К тому же, эти слои смогут развивать данный сектор.
Профильные 10-11 классы: образование, программа, обучение, профессия
Назначение профильного обучения, его направления, изучаемые предметы — обо всем этом необходимо узнать еще задолго до выпускных экзаменов в 9 классе.
Основы обучения в России
Получение среднего образования является в России обязательным.
Общее образование делится на четыре ступени:
После получения полного среднего образования выпускник может поступать в институт, университет. Зачисление происходит по результатам ЕГЭ (Единого государственного экзамена).
Сравнение с Европой и США
В России в школах преподается больше теория, а в Европе — чаще всего прикладные дисциплины. Ученик на уроке может отстаивать свою точку зрения, с учителем у него — партнерские отношения. В отличие от России, где отношения между преподавателем и учащимся выстраиваются по принципу начальник и подчиненный.
Во Франции общее образование является бесплатным.
Оно также делится на четыре ступени:
По окончании лицея выпускники поступают в вузы. Университет во Франции считается менее престижным, чем высшая школа.
В Италии дети получают дошкольное образование в детском саду в течение трех лет.
Среднее образование состоит из трех уровней:
На начальном уровне уроки чаще всего проходят в игровой форме. Высшее образование итальянцы получают с 19 лет.
Школьное образование в Германии является бесплатным.
Оно включает в себя три уровня:
В США в зависимости от штата дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет.
Уровни американского школьного образования:
При получении начального образования домашнее задание в США гораздо меньше, чем в России. В некоторых штатах оно совсем отменено.
Закончив среднее учебное заведение, американцы поступают в колледжи или университеты, где получают высшее образование в основном в течение четырех лет.
Что такое профильные классы
К 2024 году большинство школ должны будут перейти на профильное обучение. По статистике 40 % выпускников институтов и университетов не работают по выбранной когда-то специальности. Это стало одной из главных причин повсеместного открытия классов с профильным уровнем, в то время как универсальных классов (обычных) с каждым годом становится все меньше и меньше. В связи с этим старшеклассникам становится сложно поступить в 10 класс.
Их назначение
Создание классов с профильным направлением позволяет более целенаправленно применять имеющиеся в школе ресурсы.
Задачи данного обучения — подготовить учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии и способствовать более глубокому изучению предметов по избранному направлению.
Необходимо заранее выявить склонность учеников к той или иной деятельности с помощью тестирования, беседы с психологом. Профилизация помогает сделать правильный выбор предметов и дает возможность целенаправленно подготавливаться к выпускным экзаменам.
Отличие школы от гимназии
В школе при обучении применяются общеобразовательные стандарты. Гимназия отличается многопрофильностью, часто в ней используются авторские методики. Гимназия предоставляет углубленное изучение отдельных предметов. Причем начинается оно, как правило, со второго класса. В школах чаще всего профильные предметы изучаются учащимися с десятого класса.
Кого возьмут в профильный класс
На профильное обучение берут далеко не всех желающих. После окончания девятого класса в школах проводится ОГЭ (Основной государственный экзамен). Его результаты повлияют на возможность школьников продолжить обучение. Также на рассмотрение будет вынесен аттестат с годовыми оценками. Учитываются средний балл по профильным предметам и средний балл аттестата о неполном среднем образовании.
Отбор учащихся ведется по конкурсу, устраиваемому приемной комиссией. Органы местного управления могут дать разрешение на открытие в учебном заведении классов только с профильным направлением. В этом случае учащиеся, не прошедшие конкурс, должны будут искать себе другую школу.
Категории обучающихся, располагающие преимуществами при поступлении в классы с профильным направлением:
Чтобы узнать правила зачисления в конкретную школу, необходимо ознакомиться с ее Уставом. Его можно прочитать на сайте учебного заведения.
Если в школе отсутствует нужный профиль, нужно подавать документы на рассмотрение в другие учебные заведения. Информацию о них можно узнать в управлении образования.
Модель профильного обучения
В российских школах существует несколько моделей профильного обучения. Основные из них рассмотрены в статье.
Физико-математический
Физико-математический профиль позволяет добиться большего результата в обучении для учащихся, которые имеют склонность к точным наукам.
Характеристика данного профиля:
Углубленное изучение математики и физики осуществляется с помощью увеличения количества данных уроков в неделю. Профиль считается наиболее сложным для слабо подготовленных учеников. После получения аттестата выпускникам можно поступать на так называемый физмат (физико-математический факультет).
Химико-биологический
Целью данного профиля является получение химических и биологических знаний, способствующих дальнейшему обучению в высшем учебном заведении по этим направлениям.
Методика обучения имеет свои особенности:
Также учащимся могут предоставляться факультативные занятия.
Социально-экономический
Профильными предметами являются, как правило, математика, экономика, обществознание, право.
По окончании школы учащиеся социально-экономического профиля при получении необходимого количества баллов на ЕГЭ могут поступать в вузы на специальности:
В последнее время социально-экономический профиль пользуется гораздо большим спросом, чем химико-биологический.
Лингвистический
Лингвистика представляет собой науку, изучающую языки. Причем касается это не только иностранного, но и родного для обучающегося человека языка. Чаще всего лингвистический профиль предполагает углубленное изучение иностранных языков. Увеличение количества учебных часов по данному направлению дает более расширенное изучение материла.
Больше времени уделяется:
Кроме того, увеличивается объем задаваемых для чтения текстов.
Другие профили
В образовательных школах существуют и другие профили.
Школа вправе сама устанавливать, в каком направлении будет функционировать профильное обучение и какие предметы будут основными.
Специальные учебники
На учебниках для 10-11 классов, как правило, указывается для какого уровня они предназначены — профильного или базового.
Например, список авторов учебников по физике для профильных классов:
Все учебники для профильных классов должны предоставляться учащимся бесплатно. Школы должны располагать для этого достаточной материальной базой.
Законодательство
Много вопросов у родителей вызывает отказ школы принять учащихся в десятые классы.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2009 года 273-ФЗ гарантируется общедоступность среднего общего образования. По этому Закону учащиеся могут продолжить обучение в десятом классе независимо от успеваемости. Если они не прошли конкурс в профильный класс, им обязаны предоставить место в другой школе.
Но не всегда это условие выполняется.
Если в школе желающих продолжить обучение и не прошедших по конкурсу в классы с профильным направлением набирается большое количество, родители могут выступить с коллективным заявлением на открытие дополнительного класса на Управляющем совете. Если такой организации в учебном заведении нет, то они могут создать Совет родителей.
Это возможно в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона «Об образовании в РФ».
Обращаться с коллективным заявлением необходимо заблаговременно, изучив правила приема в десятый класс.
В каких учреждениях есть профили
На данный момент в большинстве российских школ открыты профильные классы для старшеклассников. Также профили имеются в гимназиях и лицеях.
Москва
В школах столицы насчитывается около 15 профилей обучения в 10—11 классах. Почти в каждой школе представлены направления, пользующиеся наибольшим спросом у учащихся и их родителей.
Но есть учебные заведения, предлагающие достаточно редкое профильное обучение.
Например, в трех школах готовят к поступлению в вузы будущих журналистов:
Школа № 123 имеет театральную специализацию. Мастер-классы здесь ведут известные деятели кинематографа. Большое внимание уделяется актерскому мастерству и подготовке к поступлению в театральные институты.
Школа № 1188, объединившаяся с учебным заведением № 1955, имеет художественное направление.
Также школа № 1089 ведет подготовку учащихся в художественные вузы.
В последнее время появились программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». Обучение является совместным с соответствующими вузами.
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге насчитывается примерно такое же количество направлений в обучении учащихся 10—11 классов, как и в Москве. Также есть школы с редким профильным уровнем.
Например, школа № 309 имеет журналистское направление. Для поступления необходимо предоставить портфолио и пройти собеседование.
Профильными предметами являются:
Профиль школы № 574 — экономика и бизнес.
Основными предметами являются:
В связи с территориальной расположенностью Санкт-Петербурга в школе № 23 происходит углубленное изучение финского языка.
Профильными предметами в 10—11 классах являются:
При преподавании финского языка выделен отдельный модуль «Литература Скандинавии».
Как выбрать свой профиль
Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.
Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.
Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.
Также можно воспользоваться типологией личности Майерс-Брригс. Например, в США около 70 % выпускников, окончивших среднюю школу, определяют по этому методу свой тип личности для выбора подходящей профессии.
С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.
А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.
А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.
Видео
В этом видео рассказывается о классах с профильным направлением в российских школах.
Видео: Репортаж канала Россия 1 об организации профильного обучения
В этом видео проходит обсуждение о необходимости профильного образования.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Социально-экономический класс
Подробнее о социально-экономическом классе >>>>>>
В современных условиях развития общества, становления рыночных отношений важной частью среднего общего образования является финансовая грамотность учащихся, понимание ими экономических процессов, формирование у них навыков ведения домашнего хозяйства и инвестирования, пристального внимания к экономическому развитию страны. Именно поэтому наша школа уделяет пристальное внимание социально-экономическому направлению в образовании.
Интеграция экономики, права, истории, обществознания, географии, математики, информатики позволяет создать у учащихся представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Социально-экономический профиль ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, в таких сферах деятельности как управление, предпринимательство, маркетинг, работа с финансами и др.
Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
В школе созданы условия, обеспечивающие реализацию интересов, способностей и потребностей личности посредством введения занятий дополнительного образования: «Человек и общество», «География мирового туризма», «Современный русский язык», «От простого к сложному», «Математический калейдоскоп»; а также через сетевое взаимодействие с ВУЗами: ГУУ, РАНХиГС, РЭУ им. Г.П. Плеханова, РУДН.
Учащиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности, экономических олимпиадах и конференциях, предпринимательских играх, кейсах, днях открытых дверей.
Главная цель создания классов социально-экономического профиля – создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной:
— на подготовку школьников к поступлению и последующему обучению в вузах по социально-экономическим специальностям;
— на получение социально-экономических компетенций необходимых для успешной социализации школьников во взрослой жизни и реализации жизненного потенциала;
— на разработку и реализацию совместных образовательных программ и мероприятий с ведущими экономическими вузами Москвы.
Особенности обучения в социально-экономическом классе:
По окончании школы, учащиеся социально-экономического профиля успешно поступают в ведущие экономические вузы Москвы: НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.П. Плеханова, РАНХиГС, ГУУ, РУДН.