сотрудники соцзащиты что они творят
Соцработники осматривают квартиры малоимущих: нет ли признаков богатства
Как выявить подпольного миллионера
В Москве действует система электронных сертификатов для людей, которые нуждаются в помощи государства, будь то пенсионеры или малообеспеченные семьи. По этому сертификату они могут купить продукты, детские вещи или бытовую технику. Это отличная помощь людям, однако, как это часто бывает, бочка меда испорчена ложкой дегтя. Сотрудники социальных служб должны осмотреть квартиру нуждающегося, чтобы понять, действительно ли он живет очень бедно. И только после этого вынести вердикт: получит тот помощь или нет. Тем же, кто не привык открывать дверь посторонним, о сертификате можно забыть.
Фото: Кирилл Искольдский
Напомним, что электронный купон переводят на вашу социальную карту в виде баллов, где один балл равен одному рублю. Этими деньгами можно расплачиваться в магазинах, которые входят в социальную программу. Получают такую поддержку пожилые москвичи и москвичи с инвалидностью, семьи с детьми и граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Главное условие — человек должен быть реально беден, его доход не может превышать 1,5 прожиточного минимума. Есть продуктовые сертификаты номиналом в 2000 рублей, социальные сертификаты на детские товары и товары длительного пользования — холодильники, телевизоры и другую технику, а также сертификаты по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации.
Однако при получении этой помощи простым справкам о низких доходах уже не верят: сотрудникам необходимо лично удостовериться, не обманываете ли вы государство и не являетесь ли подпольным миллионером, желающим набить карманы за чужой счет.
Пенсионеры таким визитам не рады.
— Я обратилась в Бабушкинское отделение социального обслуживания за электронным сертификатом, — говорит пенсионерка Елена Максимова. — Они пришли ко мне домой, чтобы описать имущество. Смотрели, какого года выпуска холодильник, телевизор, стиральная машина, какой в квартире ремонт… Я, например, живу очень небогато, мне в квартиру стыдно людей пригласить. Однако гордость я еще не потеряла — очень неприятно, когда тебя оценивают другие люди…
Государство тоже можно понять: любителей халявы у нас много, и подчас это далеко не самые нуждающиеся. Вот сотрудники социальных служб и взяли на себя бремя блюстителей справедливости.
— Мы действуем на основании постановления правительства Москвы №215, — пояснил специалист отделения срочного социального обслуживания Бабушкинского района. — Для оценки условий малоимущих создается специальная комиссия. Причем посещение предусмотрено только при вторичном обращении. Например, если в квартире есть стиральная машина, а бабушка просит вручить ей сертификат на такую же — мы не можем удовлетворить ее просьбу. Но продуктовые сертификаты на 2000 рублей получают все. Если у пожилых людей есть дети, то это большой вопрос, почему старики обращаются за помощью, а родственники их не кормят. Хотя у нас нет таких законов, которые бы обязывали детей содержать родителей, но существуют же нормы морали! Если доступ в квартиру не был обеспечен, то сертификат они не получат — таковы правила.
Законно ли отказывать в получении помощи от государства, если человек не хочет пускать в дом посторонних?
— По закону к документам, которые должен предоставить человек в органы соцзащиты, прикладывается и акт обследования, — говорит адвокат Галина Гудкова. — Визит сотрудников соцзащиты не является способом унизить человека, а просто имеет целью выявить действительно нуждающихся граждан. Я считаю, что такой выход сотрудников можно оправдать, если человек просит выдать ему повторно сертификат на товары длительного пользования (холодильник, стиральную машинку, плитку), а не на продуктовый сертификат на 2000 баллов.
А вот адвокат Алексей Бондаренко считает, что визит сотрудников центра социального обслуживания грубо нарушает законное право людей на неприкосновенность частной жизни:
— У нас есть 137-я статья Уголовного кодекса о нарушении неприкосновенности частной жизни, а также есть высший закон — Конституция, которая тоже охраняет личное пространство гражданина. Постановления региональных органов не могут отменять Конституцию. Человек вовсе не обязан открывать дверь социальным работникам. Здесь главное — создать прецедент: нужно, чтобы кто-то обратился в суд, а лучше подать коллективное заявление о нарушении прав малоимущих. И тогда решением суда эта часть постановления, где говорится о посещении пенсионеров на дому, может быть отменена. А пострадавшие смогут рассчитывать на возмещение морального ущерба в размере по 15 000–20 000 рублей каждому.
Осторожно! Как отличить соцработника от мошенника
29 апреля 2020 года
Коронавирус — благодатная почва для мошенников. Они используют разные методы, чтобы получить выгоду. Например, пытаются попасть в квартиры, представляясь социальными работниками или волонтерами. Как не попасть в ловушку, рассказываетпсихолог семейного центра «Алтуфьево» Владимир Журавлев.
Нежданный гость
Если к вам должен прийти сотрудник социальной службы, вам обязательно позвонят и уведомят об этом заранее. Мошенник же появится как гром среди ясного неба и начнет предлагать свою «помощь».
«Если вам нужна помощь социальных служб, вы либо оставляете заявку на сайте, либо звоните по горячей линии и просите сотрудника приехать. И по озвученной вами проблеме приезжает компетентный сотрудник. Мошенники приходят по надуманным причинам. Например, запрос мэра провести перепись всех пенсионеров или детей в возрасте до 7 лет», — отмечает Владимир.
Если к вам уже был прикреплен социальный работник, то в случае его увольнения, болезни, ухода в отпусквас заранее уведомят об этом и скажут, что придет другой. Злоумышленник никогда не позвонит заранее и ничего не скажет.
Проверяем документы
У социального работника есть удостоверение, выданное учреждением, в котором он работает. У мошенника удостоверения нет. Либо он может показать вам фальшивую корочку и потом уклоняться от вопросов о месте работы. Запомните! Когда к вам кто-то приходит, сразу спрашивайте, откуда этот человек, просите номер телефона организации и уточняйте личность отправленного к вам сотрудника.
Никакого давления
Соцработник никогда не будет навязывать вам свою помощь. Ни платно, ни бесплатно. Он скажет, чем может помочь, а дальше решение за вами. Мошенники, напротив, навязывают себя и свои услуги. Пытаются на вас давить и манипулировать.
Соцработники никогда не спрашивают о наличии родственников, другого имущества. Злоумышленник же при помощи манипуляций начнет втираться к вам в доверие и расспрашивать, сколько у вас квартир, детей, внуков.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Профессия, основанная на искренней заботе: сотрудники соцзащиты рассказали о своей работе во время пандемии
Отзывчивость, доброта, человечность — всеми этими личными качествами обладает сотрудник социальной сферы. Изо дня в день московские соцработники помогают решить насущные проблемы нуждающихся москвичей, а также тех, кто находится в столичных пансионатах и реабилитационных центрах. Во время пандемии нагрузка на их плечи увеличилась в разы. В День социального работника лучшие представители профессии встретились с заместителем Мэра Москвы по вопросам соцразвития Анастасией Раковой.
В Ресурсном центре «Отрадное» собралось 15 представителей московской соцзащиты: социальные работники, которые ежедневно трудятся «в полях» и доставляют москвичам лекарства и продукты питания, психолог с горячей линии, а также те, кто помогает бездомным москвичам восстановить документы и найти работу, те, кто взаимодействует с семьями в трудной жизненной ситуации или проводит дистанционные занятия для москвичей старшего возраста. У каждого сотрудника своя специфика работы, но всех объединяет одно — искреннее желание помогать.
Анастасия Ракова поздравила работников соцзащиты с профессиональным праздником. Она рассказала, как многие столичные реабилитационные центры оперативно перепрофилировались под обсервационные отделения и перешли на новый режим работы.
Работа в новых условиях
Так, обсерваторы появились на базе Научно-практического центра реабилитации и Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой, в которых люди с коронавирусной инфекцией ежедневно получали помощь. Эти центры помогли снять нагрузку со столичных больниц.
«В сжатые сроки мы организовали „чистую“ и „грязную“ зоны обсерватора: приемное отделение, жилые комнаты со всем необходимым, различные технические помещения для санитарной обработки и хранения инвентаря, камеры хранения личных вещей. Большинство сотрудников — медицинский персонал, работники других служб и филиалов центра — прошли дистанционное обучение на базе Сеченовского университета», — рассказала Бэла Сырникова, руководитель Научно-практического центра реабилитации.
В Пансионате для ветеранов № 31, чтобы снизить риски заражения, сотрудники стационара перешли на вахтовый метод работы. Сейчас, когда в городе начался постепенный выход из самоизоляции, для подопечных ежедневно организуются прогулки с соблюдением всех мер безопасности.
«У нас появилось общение в цифровом формате. Было организовано общение через WhatsApp, Zoom, Telegram. Созданы группы в WhatsApp для получателей социальных услуг и их близких и друзей. Но что ни говори, а с живым общением это сравнить сложно, тем более учитывая, что средний возраст получателей социальных услуг в пансионате превышает 82 года», — рассказал руководитель пансионата Андрей Мецлер.
Поменялась работа и «Моего социального центра» в районе Таганский. Многие сотрудники стали социальными помощниками, их силами выполнено 314 заявок. Параллельно центр начал работать в режиме онлайн с основными посетителями. В итоге запущено 11 онлайн-клубов, объединивших более 300 москвичей.
«Признаюсь, было тревожно за людей — за их психологический комфорт во время самоизоляции. В итоге нашли новые способы. В мессенджерах создали специальные чаты, чтобы поддерживать со всеми связь. Делали опросы, создавали познавательные лекции по литературе и онлайн-экскурсии по художественным выставкам нашего центра. И даже сделали брендированные маски», — рассказал Даниил Толмачев, руководитель клуба «Мой социальный центр» района Таганский.
«В период пандемии семейные центры обслуживают 29655 семей, 57548 детей. Стационары перешли на вахтовый метод работы, специалисты проживают с воспитанниками для того, чтобы их обезопасить. Кроме этого, все центры продолжили работу в дистанционном формате. Семьи находятся на постоянном контакте со специалистами. Ежедневный мониторинг ситуации, обзвон, индивидуальные и групповые онлайн-занятия, отслеживание состояния и динамики помогают специалистам чутко реагировать и при необходимости незамедлительно оказывать поддержку. Например, во время режима самоизоляции семьям в остром конфликте впервые были оказаны онлайн-услуги по предмедиации и медиации, и этот опыт по оценкам специалистов стал своевременным и эффективным», — говорит директор Ресурсного центра «Отрадное» Ирина Гончарова.
Островок защищенности
Сотрудники соцзащиты обменялись добрыми пожеланиями и рассказали о своей ежедневной работе.
Так, соцработник Ирина Ежова из филиала «Дорогомиловский«ТЦСО «Фили-Давыдково» в соцсфере работает более трех лет. Любит свою работу как раз за возможность сделать для людей что-то полезное и необходимое.
«Без человеколюбия, терпения и отзывчивости в нашей работе не обойтись. Во время самоизоляции мы доставляем продукты и лекарства, если необходимо — поможем восстановить или поменять соцкарту. Стараемся найти выход из любой ситуации и помочь. Например, одна из моих подопечных — участница Великой Отечественной войны, она раньше выходила на улицу. В итоге во время самоизоляции в один из дней пришлось разобрать балкон от старых вещей, чтобы бабушка могла дышать свежим воздухом. Вещи разобрали, а балкон оказался совсем старенький. Вызвали мастеров, чтобы починили. Справились за считанные дни. Бабушка была в восторге, а это самое главное», — говорит Ирина.
Николай Ведепянин трудится соцработником мобильной службы «Социальный патруль» уже более двух лет. До этого долгое время занимался волонтерством.
«Занимаюсь оказанием срочной соцпомощи на улицах города бездомным людям. Это помощь в восстановлении документов, консультации по поиску работы, санобработка, медпомощь и так далее. Сотрудничаем с разными НКО, которые предоставляют временное жилье. Во время пандемии стали измерять температуру. Безусловно, с бездомными людьми работать непросто, но понимаю, что ситуации бывают разные и всем нужна помощь», — говорит Николай.
Соцработник Юлия Селифонова трудится в филиале «Даниловский» ТЦСО «Коломенское». Москвичка стала донором плазмы, чтобы помочь тяжелобольным людям. Рассказывает, что в соцзащиту пришла по совету своей подруги более трех лет назад. Ни разу не пожалела. Признается, что помощь людям из работы уже превратилась в образ жизни.
«Быть внимательным к людям, помогать людям, делать чуточку больше, чем нужно — это уже принципы жизни. У меня на участке 25 подопечных. Во время самоизоляции пришлось сократить количество посещений, однако это никак не повлияло на качество услуг. Наша главная задача сейчас — сохранить здоровье людей старшего поколения. Социальные работники для своих подопечных сейчас — это такой островок стабильности, гарантия чувства уверенности и защищенность в этой непростой ситуации», — сказала Юлия.
Заира Нухрадинова — специалист по социальной работе с пятилетним стажем. Девушка трудится в семейном центре «Отрадное». Все началось с волонтерского проекта «Добрая душа» в городе Волгограде. Заира нашла единомышленников и начала помогать жителям города. После переезда в Москву из соцзащиты не ушла.
«В Ресурсном центре „Отрадное“, совместно с командой единомышленников, в проекте „Продвижение“ нам удается объединять в один отлажено работающий механизм информационную работу 30 семейных центров. Совместными усилиями, привлекая различные СМИ, мы рассказываем о семейных центрах. О том, что семьи с детьми никогда не останутся в беде и им на помощь обязательно придут неравнодушные люди. Сейчас моя работа перешла в онлайн-формат: отработка обращений, которые поступают через портал „Мой семейный центр“, интересные мастер-классы, онлайн-викторины, флешмобы и простое общение с детьми, подростками и родителями», — рассказала Заира.
Трудоустройство и забота о доголетах
Пандемия изменила и столичный рынок труда.
«Ситуация на рынке труда Москвы лучше, чем в ряде субъектов по всей России. Москвичи получают социальные выплаты, могут подать онлайн все необходимые документы. Меры поддержки помогли сдержать рост численности безработных и сохранить рабочие места, поддержать экономическую активность людей, оставшихся без работы. Сейчас все более актуальной становится задача трудоустройства тех, кто остался без работы, переориентация людей на новые, наиболее востребованные на сегодняшний день направления, переобучение и повышение квалификации под реальные потребности рынка труда», — рассказал руководитель Третьего межтерриториального управления организации трудоустройства столичного Центра занятости населения Иван Смирнов.
Куратор проекта «Московское долголетие» в районе Теплый Стан Екатерина Румянцева работает в соцзащите с мая 2018 года. Девушка признается, что ей очень нравится работать с людьми старшего возраста.
«Все наши участники относятся к нам практически как к своим внукам, постоянно угощают чем-то, благодарят, что мы про них не забываем. Особенно во время самоизоляции, когда временно приостановлены занятия в кружках и секциях. У нас есть в WhatsApp группа „Болталка Теплый стан“, в ней состоит больше 200 наших „долголетов“. Мы старались разнообразить их жизнь, чтобы им не было скучно в самоизоляции, мы постоянно скидывали им ссылки на интересные виртуальные экскурсии, лекции, онлайн-занятия проекта „Московское долголетие“, просто общались и интересовались, как они себя чувствуют», — рассказала Екатерина.
Среди сотрудников есть даже целые династии, которые выбрали в качестве своей профессии помощь людям. В Москве их около 50. На встрече своей историей поделились супруги Тарасовы. На двоих у Бориса и Маргариты Тарасовых общий стаж 47 лет. Их удивительную историю можно почитать по ссылке.
«Мы с супругой работаем социальными работниками в самом лучшем Юго-Восточном округе нашей столицы. В этом году в социальной защите на двоих мы разменяли 47 лет стажа. Правда, Маргарита — 32 года, а я пока 15, но это не мешает нам одинаково ответственно относиться к своей работе. За годы работы мы поняли, что занимаемся своим делом», — сказал Борис.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Визитная карточка соцслужбы: социальный инспектор рассказала о своей работе
12 ноября 2021 года
Социальные инспекторы первыми переступают порог квартиры москвича, который обратился за надомной помощью. О том, что именно включает в себя работа специалиста, расскажет социальный инспектор Управления социальной защиты населения СВАО города Москвы Яна Чилингарова.
— Расскажите, кто такой социальный инспектор?
— Это сотрудник управления социальной защиты населения, который приходит к жителю столицы, подавшему заявление о нуждаемости в соцобслуживании на дому в центре предоставления госуслуг «Мои Документы». Специалист проводит функциональную диагностику, чтобы определить какая именно помощь и в каком размере нужна человеку.
— Как по-Вашему, в чем заключается основная роль социального инспектора?
— В умении в непринужденной беседе грамотно определять, что именно человеку, обратившемуся за надомной помощью, в силу возраста или состояния здоровья стало тяжело выполнять самостоятельно. От его профессионализма зависит качество получения социальной услуги.
— Ваша работа включает в себя целый комплекс методов: наблюдение, разговор, использование международных шкал. Что из этого имеет большее значение?
— Все в совокупности играет большую роль, но особенно наблюдение. Социальный инспектор обращает внимание на любые мелочи, даже на жесты. Ведь мы должны правильно оценить состояние человека. Как он сидит или совершает какие-либо незначительные движения порой может говорить о многом. Часто встречаемся с такими ситуациями, когда пожилой человек переоценивает свои силы. Не осознает, что выполнять ежедневные действия ему уже не так легко, как раньше. Наблюдая за тем, как он взял ручку, как пишет, куда кладет вещи, которыми ежедневно пользуется, видим, что человеку помощь необходима.
— Социальные инспекторы постоянно проходят повышение квалификации.
— И это правильно. При проведении функциональной диагностики новые знания помогают сформировать навыки, позволяющие в дальнейшем работать так, чтобы не задавать лишних вопросов и не загружать тем самым пожилого человека. При этом мы всегда следуем четким алгоритмам, соблюдая методику оценки. На курсах повышения квалификации важно каждый раз оттачивать свое мастерство. Ведь соблюдение выработанных правил гарантирует объективный результат.
— За что Вы любите свою работу?
— За то, что у меня есть возможность общаться с разными людьми. Среди них встречается очень много интересных личностей: актеры, историки, профессора, люди с интересной судьбой, которым сегодня нужна помощь социальных служб.
— С какими жизненными ситуациями Вам приходится сталкиваться?
— Они бывают разные. Например, одна пенсионерка в силу возраста перестала справляться с уходом за тяжелобольным взрослым сыном. Пока был жив муж, он помогал. Теперь к ним приходит социальный работник, который меняет памперсы мужчине, помогает с выполнением гигиенических процедур, а также выполняет ряд других домашних дел.
— Как Вам удается сохранить эмоциональное равновесие?
— Я научилась контролировать свои эмоции, чтобы не переносить их на кого-либо другого. Иногда, выйдя от человека, могу немного постоять, передохнуть, собраться с мыслями и потом идти к другому. Моя задача — прийти к новому собеседнику, оставив все переживания за дверью.
— Какой совет Вы можете дать тому, кто только задумался о профессии социального инспектора?
— Думаю, что важно любить людей и осознавать социальную ценность своего дела. И только тогда у человека все получится. Мой совет — любить свою работу.
Справочно:
Для оформления надомного социального обслуживания необходимо обратиться в любой офис предоставления госуслуг «Мои Документы». Далее в течение трех дней по предварительной договоренности по адресу к человеку приедет социальный инспектор. Он проведет функциональную диагностику, чтобы определить, какая именно помощь требуется пенсионеру. Решение о назначении надомного обслуживания принимается в течение десяти дней после подачи заявления.
С 25 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года невакцинированным москвичам старше 60 лет и людям с хроническими заболеваниями рекомендовано соблюдать домашний режим. Данные меры приняты в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Горожане, которым необходима помощь, могут обратиться на горячую линию Комплекса социального развития по номеру: 8(495)870-45-09. Звонки принимаются ежедневно с 8:00 до 21:00.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Душевный подрыв: что соцработник успевает сделать за день
Профессия социального работника — малопрестижная и невероятно сложная, работать приходится с людьми, страдающими расстройствами памяти, постоянными перепадами настроения, не говоря уже о серьезных недугах, немощи, одиночестве. Особенно тяжело приходится на селе, где исполнение профессиональных обязанностей требует большой физической силы и выносливости, учитывая, что большинство соцработников — женщины. Поэтому случайные люди в этой сфере не задерживаются, а профессионалы остаются на своем посту долгие годы. Накануне Дня социального работника, который отмечается в России 8 июня, «Известия» поговорили о трудностях профессии с сотрудниками тамбовского государственного бюджетного учреждения «Забота».
В Тамбовской области социальная защита стоит на втором месте по объему финансирования после образования. В 2018 году на эту сферу было выделено более 6,8 млрд рублей, а в бюджете этого года предусмотрено 7,6 млрд. Социальным обеспечением и социальным обслуживанием в области занимается порядка 40 госучреждений. Около 17 тыс. человек получают свыше 100 видов социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях. В этой сфере занято более 5 тыс. человек, из них 1,5 тыс. — это соцработники.
Раиса Бетина и Антонина Хворова – пять лет вместе…
За всеми этими цифрами и объемами стоит очень непростая работа людей, действительно увлеченных своим делом. Особенно в сельской местности и особенно учитывая, что большинство соцработников — женщины. Купить и доставить продукты, лекарства, убраться в доме, приготовить еду, принести воду, наколоть дров, помочь в госпитализации, проследить за состоянием здоровья — эти и многие другие услуги входят в их обязанности социального работника.
При этом транспортное сообщение между селами оставляет желать лучшего, а график у социального работника плотный, расписан буквально по часам. Чтобы преодолевать по 10–15 км в день, некоторые летом садятся на велосипеды, а зимой встают на лыжи. Правда, таким образом много не увезешь, а лошадь в своем распоряжении имеют единицы, ее наличие здесь можно считать роскошью.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются соцработники, — это непонимание и неприятие со стороны окружающих. Они признаются, что их редко пропускают без очереди и удостоверение не помогает. Поэтому приходится простаивать по несколько часов в поликлиниках, в госучреждениях, в банках при оплате коммунальных услуг. В многоквартирных домах часто не работают лифты, а, бывает, что добросердечный работник несет не 7 допустимых килограммов, а больше, потому что клиент решил запастись продуктами впрок либо в одном доме проживает несколько подопечных.
Принести воды, наколоть дров, убраться в доме — главные обязанности соцработника на селе
Как говорят сами соцработники, трудности профессии компенсирует осознание того, что они приносят людям радость и дарят душевное тепло. Компенсация за такой тяжелый труд небольшая, хотя на фоне средней заработной платы по области выглядит неплохо. В 2018 году среднемесячная зарплата по Тамбовской области составила 26,3 тыс. рублей, в 2019-м, по прогнозу регионального управления труда и занятости населения, она увеличится до 27,6 тыс. рублей. В «Заботе» за свой труд социальный работник получает от 16 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц, в зависимости от стажа и объема оказываемых услуг. Каждый месяц он должен отработать 280 условных единиц (1 у.е. = 30 мин. рабочего времени). Это, по сути, и есть его ставка. Если имеются переработки, значит, и зарплата выше, оказал дополнительные платные услуги — половина их стоимости также пойдёт в заработок. У работника на надомном обслуживании может быть один подопечный, к примеру, лежачий клиент, нуждающийся во всех видах услуг. А может 15 пенсионеров, которым необходима одна услуга — приобретение продуктов, и посетить их надо 2–3 раза в неделю.
— Подопечные соцработников — это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, граждане пожилого возраста, ветераны и инвалиды, многодетные семьи и дети, оставшиеся без попечения родителей, — говорит Анна Орехова, начальник управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. — Заслужить их доверие и благодарность порой очень непросто, но людям, которые приходят в эту профессию, удается подобрать ключик к сердцу всех и каждого, это дорогого стоит.
Дойти до каждого
Раиса Бетина живет в селе Иванково в 30 км от Тамбова. На работу в соседнюю Николаевку, где живут девять ее подопечных, муж возит ее на лошади. В родном селе социального работника ждет еще одна супружеская пара.
На лошади Раиса Бетина проезжает только часть пути, преодолеть переправу через плотину теперь можно только пешком
За плечами Раисы — более 35 лет трудового стажа. Всю жизнь она проработала дояркой в совхозе «Правда», который не раз менял формы собственности и названия, а в 2006 году закрылся. Несколько лет назад пенсионерка решила, что снова «в люди пойдет», к тем, кто одинок и нуждается в помощи.
У каждого подопечного соцработник бывает два раза в неделю. Пятница — разъездной день, когда можно оплатить свет, газ, другие счета, купить лекарства, оформить документы.
С восьми утра Раиса на ногах: первым делом покупает продукты в своем селе, так как в соседнем магазина нет, и развозит их по закрепленным за ней адресам. В среднем на один визит уходит полтора-два часа, зимой больше — надо расчистить снег у каждого дома, а его здесь бывает много.
Подопечные Раисы Бетиной — люди в возрасте, самому молодому 58 лет. Есть среди них и инвалиды, и одинокие пенсионеры, и семейные пары.
— Здоровья ей, сил и терпения, мы на нее почти молимся, — говорит Антонина Хворова, считающая Раису родным человеком. — Она внимательная, душевная. Всё, что ни попросишь, сделает. По дому приберется, продукты привезет, воды принесет из колодца, зимой — с дровами справится, дорожку почистит, летом — с огородом поможет. Если надо, и жуков оберет. Цены ей нет! Нас тут, стариков, осталось немного, по пальцам сосчитать можно. Чуть больше 20 домов на Николаевку, причем половина из них пустует, и это вместе с дачниками.
Без помощи Марии и Олега Серёгиных в Троицкой Дубраве многим не обойтись
Полгода назад умер муж Антонины Алексеевны, поэтому ей сейчас требуется особенное внимание — поддержать, помочь перенести утрату, привыкнуть к жизни в одиночестве.
— По Раисе Васильевне можно часы сверять, — говорит сосед-дачник Николай Вотановский, который живет здесь только летом. — В любую погоду завидим издалека лошадку — и душа радуется. Она уже и мне родной человек, а Антонина Алексеевна как мама.
Такая пунктуальность в сельской местности дается нелегко. Например, в прошлом году во время половодья сильно пострадал мост через плотину, а за ним есть дома, где Раису Васильевну ждут и не прийти она не может.
— Теперь до этого места мы с мужем едем на телеге, а дальше лошадке уже никак, приходится идти пешком, — говорит она. — Это, конечно, неудобно, ждем, что местная власть поможет его восстановить… Все они мои, эти бабушки и дедушки, даже вопроса не стояло тогда, пять лет назад, браться за эту работу или нет. Я местная, родилась в Иванково, работала, и вот уже на пенсии продолжаю помогать своим людям. Как же я их брошу!?
Но самые трудные моменты в работе, по словам Раисы, в основном связаны со здоровьем подопечных, когда нужно действовать незамедлительно — «скорую» срочно вызвать или самостоятельно первую помощь оказывать.
— Наверное, это моё призвание — быть социальным работником, — размышляет она. — Всю жизнь проработала в другой сфере, и вот только сейчас, видимо, поняла, для чего предназначена — чтобы помогать тем людям, которым тяжело себя обслуживать, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Наталия Ширшова предпочла педагогической работе помощь одиноким старикам
Социальный тандем
Принято считать, что в соцработники идут только женщины, однако всё чаще среди них стали встречаться и мужчины, что для сельской местности особенно ценно. Сильные руки здесь нужны — во многих домах нет центрального водоснабжения, есть большой огород и много тяжелой физической работы.
Олег Серёгин из тамбовского села Троицкая Дубрава — соцработник с почти 10-летним стажем и о своем выборе не жалеет. До 1997 года семья Серёгиных жила в Тульской области, затем перебрались на тамбовщину, поближе к родственникам супруги. С работой в селе было тяжело — первое время глава семейства, по образованию техник-технолог, был рабочим в школе. Когда узнал, что в сельсовете есть заявка на социального работника, решил сменить сферу деятельности, с ним вместе стала трудиться и жена. Он берёт на себя всю мужскую работу, супруга — женскую. Так легче, говорят они.
Супруги обслуживают 10 жителей Троицкой Дубравы. Каждого надо навестить три раза в неделю и выполнить необходимую работу: зимой — заготовить дрова, протопить печь, летом — полить огород, обработать землю. Но самое главное — поговорить. Одинокие старики ждут этого больше всего — выслушать последние новости, поделиться советом, почувствовать заботу. За разговором и давление померяют, и напомнят, какие таблетки выпить.
— К каждому нужен свой подход, — говорит Олег. — Главное — понимать их и чувствовать, что им нужно, ведь мы работаем с самыми уязвимыми и слабо защищнными людьми.
Наталия Ширшова со своей подопечной
Как только Олег Серёгин приступил к своим должностным обязанностям, первым делом помог подопечным с оформлением документов, дающих право на дополнительные льготы и пособия: удостоверений ветерана труда, труженика тыла, которые не у всех были.
Варвару Желудкову, которой было уже за 90, Олег убедил сделать операцию на глаза, и зрение ей частично было возвращено.
— Когда я первый раз пришел к ней после операции, она долго смотрела на меня, — вспоминает он. — Я как-то растерялся, а она мне говорит: «Дай-ка я тебя разгляжу, два года почти не видела…»
Успешная карьера
Наталия Ширшова из Тамбова — молодая, красивая, энергичная — социальный работник с 15-летним стажем. Ее пример разбивает стереотип, что в эту сферу идут исключительно женщины за 40, не нашедшие себя в более престижных сферах. Она работу свою любит и на другую не променяет, хотя имеет педагогическое образование и начинала свой трудовой путь воспитателем в детском саду.
Свой визит соцработник начинает с измерения давления
У нее есть свой дом, семья — супруг и дочь Ирина. Но есть у нее и другие дома, где ее уже считают своей, и люди, ставшие родными.
Самый горячий трудовой день в ее пятидневном рабочем графике — это середина недели. По средам она спешит к своим подопечным, которые живут в селах Перикса и Покровка.
— С родными иногда не поделишься тем, что ей расскажешь, — признается Александра Константинова, которая всякий раз ждет, когда в дверь постучится улыбчивая помощница. — Нам ее, наверное, Бог послал — такую добрую, отзывчивую, душевную. Пересадку лишнюю сделает на автобусе, а копеечку нам сэкономит — купит продукты, где подешевле. Ты только не уходи от нас, Наташа!
Наташа, которая должна навещать стариков не реже двух раз в неделю, заходит и звонит им гораздо чаще. Под рукой у нее всегда телефоны их родственников — на всякий случай. Когда возникают вопросы по оформлению документов или необходимо получить консультацию, она звонит заведующему своим отделением.
Заслужить доверие и благодарность от подопечных соцработникам порой очень непросто, подтверждает начальник управления соцзащиты и семейной политики Тамбовской области Анна Орехова
Для Марии Матвеевой Наташа как дочь. Инсульт, сахарный диабет — с таким набором болезней тяжело делать даже элементарные вещи.
— За 10 с лишним лет она мне стала как родная, — говорит Мария Андреевна. — Всё, что прошу, выполняет. Внимательная, трудолюбивая, я очень Наташей довольна.
— Всякое было за годы работы — и радостей, и горя, — признается Наталия, отправляясь по следующему адресу. — Приятно видеть улыбки на лицах этих людей, когда понимаешь, что делаешь их жизнь светлее. Но вместе с тем это и трудно — пропускать через себя их состояние, одиночество. Тяжело видеть, как они борются за жизнь, отправлять их в больницу, особенно если оказывается, что это в последний раз. Для меня это не просто работа, но и человеческий долг. Пожилые и инвалиды нуждается в помощи, поддержке или просто общении. Одни ждут от нас реальных дел, другие — простого человеческого участия, доброго слова, сопереживания в трудную минуту. И я всегда рада быть рядом, заниматься тем, что по душе, — помогать и быть нужной.