сорокоуст есенин о чем
«Сорокоуст», анализ поэмы Есенина
История создания
Поэма Есенина «Сорокоуст» была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в № 7-10 журнала «Творчество». Полностью поэма вошла в сборник «Исповедь хулигана» (1921).
Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжёлой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина? О живом или о мёртвом она?
Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребёнка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребёнок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: «Конь стальной победил коня живого». Жеребёнок стал для Есенина «наглядным дорогим вымирающим образом деревни».
Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом (с 1918 г.).
Литературное направление и жанр
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру поёт Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира. Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: «Трогает меня. только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического».
Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создаёт образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг «с железным брюхом», которому соответствует библейский образ зверя. Обращение лирического героя к «любителям песенных блох», не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в своё время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.
Во второй части наступление «стальной лихорадки» становится всё более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.
Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребёнка, воплотившего не только всё живое, но и прошлую эпоху.
Четвёртая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит своё призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.
Герои и образы
Образы имажинизма – это яркие самобытные метафоры, превращающие привычные предметы и явления в грубоватые или трогательные картинки. К грубым и даже бранным образам относятся метафоры измызганные ляжки дорог, любители песенных блох, которые празднятся кротостью мордищ, которым дразнящиеся сумерки (олицетворение) всыпают в толстые задницы окровавленный веник зари.
Эпитет окровавленный сам по себе несёт трагическую окраску и перекликается с эпитетом первой строчки: погибельный рог. Метафорическое значение первой метафоры в зачине до конца не ясно. Что это за погибельный рог, который затрубил лирическому герою? Есть ли материальное воплощение этого звука, или это только символическое начало конца света, начало смерти всего живого, техногенное убийство?
Первая часть начинается описанием глобальной катастрофы, которая к концу первой части сосредотачивается на конкретном посёлке и лугах, даже на конкретном дворе с быком. Во второй части взгляд лирического героя, наоборот, обращается от частного к общему. Звук плачущей гармоники (олицетворение) за селом повисает над белым подоконником в доме лирического героя (метафора). Казалось бы, гармоника привычно грустит с приходом осени, которая, будто скребницей с коней (сравнение), очёсывает с клёнов листья (метафора старости, когда человек теряет волосы). Осенний ветер называется жёлтым, этот метафорический эпитет описывает летящие по ветру листья и противопоставлен неподвижности белого подоконника.
Вторая часть очень эмоциональна, в ней 2 междометия. В последнем четверостишье наступление технической революции приводит в ужас не только всё живое, но и одухотворённую, олицетворённую деревню. Метафора электрический восход, олицетворения глухая хватка ремней и труб, стальная лихорадка противопоставлены исконному, подчеркнутому устаревшим се. Это исконное – олицетворение и оживление деревни – древенчатый живот изб.
Манера повествования в третьей части меняется. Лирический герой задаёт несколько риторических вопросов, обращённых уже не к врагам или оппонентам, а к единомышленникам, с которыми он делится сокровенным. Паровоз символизирует зверя апокалипсиса, который храпит железной ноздрёй и бежит на чугунных лапах. Красногривый жеребёнок противопоставлен поезду. Это не только противопоставление старого и нового, механического и живого, природного и технического. Это плач по умирающей красоте, по меняющейся эстетике – чувстве прекрасного. Красота для лирического героя – в нелепости нерационального движения жеребёнка, закидывающего тонкие ноги к голове, в бессмысленности его бытия.
В конце третьей части лирический герой пытается рационально, но с горечью объяснить единомышленникам и самому себе неизбежность ухода старого и победы стальной конницы (метафора победы технического прогресса). Поля, по которым не скачут кони, Есенин называет бессиянными, а ценность коней превращена в ценность их кожи и мяса, то есть они ценятся только мёртвыми, и то невысоко.
Четвёртая часть – обращение к техническому прогрессу, который называется скверным гостем. Лирический герой грубо посылает его к чёрту и жалеет, что не утопил в детстве. Это распространённое олицетворение – признание лирическим героем процесса урбанизации как живого поступательного движения, как живого существа. Лирический герой видит жизнь во всём, даже в железе.
Следующие строчки показывают, что лирический герой всё же различает жизнь механическую, автоматическую и настоящую. Появляются «они», которые «стоят и смотрят», принимая все изменения, красят рты «в жестяных поцелуях». Это пророчество актуально и сегодня, когда даже любовь становится автоматической и механической.
Художественное своеобразие
Есенин широко использует авторские неологизмы, часто метафорические: праздниться, осенница, древенчатый (от слова дерево по словообразовательной модели бревенчатый), тужиль (существительное от тужить), бессиянный, склень. Формально последнее слово является диалектным наречием и означает «налить в посуду вровень с краями». Но в стихотворении это существительное, очевидно, означающее дождливую, мокрую погоду.
Размер и рифмовка
Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трёхударным дольником во второй и четвёртой. Дольник свойственен народной поэзии.
Рифмовка в основном перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна. Если во втором (полном) пятистишье перекрёстная рифмовка сочетается со смежной (АбААб), то следующее четверостишье имеет перекрёстную рифмовку (ВгВг), а в последних двух перекрёстная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти- и шестистишья, что придаёт первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.
«Сорокоуст» С. Есенин
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль……
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль – знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают нам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню,
Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.
И дворовый молчальник бык,
Что весь мозг свой на телок пролил,
Вытирая о прясло язык,
Почуял беду над полем.
Ах, не с того ли за селом
Так плачет жалостно гармоника:
Таля-ля-ля, тили-ли-гом
Висит над белым подоконником.
И желтый ветер осенницы
Не потому ль, синь рябью тронув,
Как будто бы с коней скребницей,
Очесывает листья с кленов.
Идет, идет он, страшный вестник,
Пятой громоздкой чащи ломит.
И все сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб древенчатый живот
Трясет стальная лихорадка!
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, –
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Дата создания: август 1920 г.
Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст»
Известный стихотворный текст 1920 г. часто попадает в поле зрения исследователей как произведение, предопределившее важные тенденции развития русской литературы XX в. Вошел в историю трогательный образ жеребенка, пытающегося состязаться в скорости с поездом. Гонка служит выражением противостояния коней живого и железного, конфликта природного мира и человеческого общества, которое избрало путь, отдаляющий людей от естественного начала.
Танатологическая тема задана заглавием поэмы и поддерживается многочисленными реминисценциями из библейского Апокалипсиса. Тревожный голос «погибельного рога», указанный в зачине, напоминает звучание страшного оркестра из семи труб, насылающего несчастья на землю и возвещающего о конце света. Образ поезда наделяется чертами апокалипсического зверя, который издает громкий скрежет и устрашающий храп.
Пророческие интонации проявляются начиная с первого эпизода: субъект речи с тревогой и горечью говорит о скором приходе беды. Назван источник опасности – враг «с железным брюхом». Агрессивный и быстрый, он уже наметил цель и готовится к наступлению. Изнеженным завсегдатаям литературных салонов не дано предугадать опасность. Безразличие эстетствующей публики провоцирует эпатажные выпады лирического «я», который в гневе обещает обществу окровавленную зарю. Гибель предчувствуют только те, кто привык жить по законам природы.
Зловещая атмосфера определяет характер деревенского пейзажа, представленного во второй части: жалостливый плач гармоники, вихри листопада, тоскливый аккомпанемент народных песен, лягушачий писк. Важным элементом картины является образ клена, с которого ветер счесывает листву. В образной системе Есенина он ассоциируется с обликом человека: в стихотворении «Я покинул родимый дом…» старый клен схож с головой лирического героя. Включая эту деталь в общую зарисовку, автор поэмы сообщает о принадлежности субъекта речи трагической доле русской деревни.
Центральное место третьей главки отведено эпизоду неравного состязания, упомянутого выше. За серией риторических вопросов следует философский вывод: система ценностей определяется временем, и каждая эпоха перекраивает их по-своему.
В четвертой части четко определена роль героя: он пророк и псаломщик, справляющий поминальную службу по гибнущей родине. Поэма завершается короткими фрагментами из деревенской жизни, в которых диссонансные ноты достигают кульминации. Мотив крови возвращает читателя к теме возмездия, обозначенной зачином, а финальный образ мужика-пьяницы символизирует безнадежность будущего крестьянского мира.
“Сорокоуст” анализ поэмы Есенина
История создания
Поэма Есенина “Сорокоуст” была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в № 7-10 журнала “Творчество”. Полностью поэма вошла в сборник “Исповедь хулигана” (1921).
Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжелой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина?
Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребенка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребенок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: “Конь стальной победил коня живого”.
Жеребенок стал для Есенина “наглядным дорогим вымирающим образом деревни”.
Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом (с 1918 г.).
Литературное направление и жанр
Есенин 1920 г. – убежденный имажинист. Основная цель имажинистов
Зато поэме соответствует замысел “Сорокоуста” – молитва надежды на исцеление тяжелобольного, его приобщение к жизни народа. Этот больной, почти умерший – старая жизнь, патриархальный уклад, любимая Есениным деревня.
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру поет Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира.
Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: “Трогает меня… только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического”.
Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создает образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг “с железным брюхом”, которому соответствует библейский образ зверя.
Обращение лирического героя к “любителям песенных блох”, не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в свое время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.
Во второй части наступление “стальной лихорадки” становится все более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.
Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребенка, воплотившего не только все живое, но и прошлую эпоху.
Четвертая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит свое призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.
Герои и образы
Образы имажинизма – это яркие самобытные метафоры, превращающие привычные предметы и явления в грубоватые или трогательные картинки. К грубым и даже бранным образам относятся метафоры измызганные ляжки дорог, любители песенных блох, которые празднятся кротостью мордищ, которым дразнящиеся сумерки (олицетворение) всыпают в толстые задницы окровавленный веник зари.
Эпитет окровавленный сам по себе несет трагическую окраску и перекликается с эпитетом первой строчки: погибельный рог. Метафорическое значение первой метафоры в зачине до конца не ясно. Что это за погибельный рог, который затрубил лирическому герою?
Есть ли материальное воплощение этого звука, или это только символическое начало конца света, начало смерти всего живого, техногенное убийство?
В следующих двух строфах противопоставлена привычная живая картина русской деревни, природа которой олицетворяется (старая мельница водит ухом, острит мукомольный нюх), и враг с железным брюхом, который тянет к глоткам равнин пятерню. Это урбанизация, техническая революция, неизбежное зло, поглощающее поселок и луга. Бык, чья работа тоже станет ненужной, – пророк умирающей деревни, который чует беду.
Первая часть начинается описанием глобальной катастрофы, которая к концу первой части сосредотачивается на конкретном поселке и лугах, даже на конкретном дворе с быком. Во второй части взгляд лирического героя, наоборот, обращается от частного к общему. Звук плачущей гармоники (олицетворение) за селом повисает над белым подоконником в доме лирического героя (метафора). Казалось бы, гармоника привычно грустит с приходом осени, которая, будто скребницей с коней (сравнение), очесывает с кленов листья (метафора старости, когда человек теряет волосы).
Осенний ветер называется желтым, этот метафорический эпитет описывает летящие по ветру листья и противопоставлен неподвижности белого подоконника.
Но не это причина плача гармошки. Ее слезы – о страшном вестнике с громоздкой пятой, которой он ломит чащи. Внимательный читатель уже в этом образе увидит паровоз, представленный здесь в виде одного из ангелов апокалипсиса.
Природа ожидаемо реагирует на приход конца света. Тоскуют песни (олицетворение, возможно, метонимия, изображающая все сильнее тоскующих людей). Страдания всех животных воплощены в образе библейского животного, предвещающего катастрофы, – лягушек, которые пищат от ужаса.
Вторая часть очень эмоциональна, в ней 2 междометия. В последнем четверостишье наступление технической революции приводит в ужас не только все живое, но и одухотворенную, олицетворенную деревню. Метафора электрический восход, олицетворения глухая хватка ремней и труб, стальная лихорадка противопоставлены исконному, подчеркнутому устаревшим се.
Это исконное – олицетворение и оживление деревни – древенчатый живот изб.
Манера повествования в третьей части меняется. Лирический герой задает несколько риторических вопросов, обращенных уже не к врагам или оппонентам, а к единомышленникам, с которыми он делится сокровенным. Паровоз символизирует зверя апокалипсиса, который храпит железной ноздрей и бежит на чугунных лапах.
Красногривый жеребенок противопоставлен поезду. Это не только противопоставление старого и нового, механического и живого, природного и технического. Это плач по умирающей красоте, по меняющейся эстетике – чувстве прекрасного.
Красота для лирического героя – в нелепости нерационального движения жеребенка, закидывающего тонкие ноги к голове, в бессмысленности его бытия.
В конце третьей части лирический герой пытается рационально, но с горечью объяснить единомышленникам и самому себе неизбежность ухода старого и победы стальной конницы (метафора победы технического прогресса). Поля, по которым не скачут кони, Есенин называет бессиянными, а ценность коней превращена в ценность их кожи и мяса, то есть они ценятся только мертвыми, и то невысоко.
Четвертая часть – обращение к техническому прогрессу, который называется скверным гостем. Лирический герой грубо посылает его к черту и жалеет, что не утопил в детстве. Это распространенное олицетворение – признание лирическим героем процесса урбанизации как живого поступательного движения, как живого существа.
Лирический герой видит жизнь во всем, даже в железе.
Следующие строчки показывают, что лирический герой все же различает жизнь механическую, автоматическую и настоящую. Появляются “они”, которые “стоят и смотрят”, принимая все изменения, красят рты “в жестяных поцелуях”. Это пророчество актуально и сегодня, когда даже любовь становится автоматической и механической.
Лирический герой противопоставляет себя остальным, называя себя псаломщиком, поющим славу родной стране. Как и во второй части, его единомышленниками становятся русская природа и крестьяне. Они тоже понимают неизбежность происходящего и каждый по своему приобщаются к отпеванию. Рябина, вокруг которой осенью рассыпаны красные ягоды, напоминает лирическому герою человека, размозжившего голову о плетень и облившего своей кровью сухой и холодный суглинок.
Художественное своеобразие
Есенин широко использует авторские неологизмы, часто метафорические: праздниться, осенница, древенчатый (от слова дерево по словообразовательной модели бревенчатый), тужиль (существительное от тужить), бессиянный, склень. Формально последнее слово является диалектным наречием и означает “налить в посуду вровень с краями”. Но в стихотворении это существительное, очевидно, означающее дождливую, мокрую погоду.
Размер и рифмовка
Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трехударным дольником во второй и четвертой. Дольник свойственен народной поэзии. Рифмовка в основном перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна. Если во втором (полном) пятистишье перекрестная рифмовка сочетается со смежной (АбААб), то следующее четверостишье имеет перекрестную рифмовку (ВгВг), а в последних двух перекрестная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти – и шестистишья, что придает первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.
Related posts:
233. Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Сорокоуст. Русский язык и литература
Есенин часто использовал церковную символику, он был довольно близок православной вере благодаря традиционному патриархальному воспитанию и поэтому эти образы часто просачивались сквозь его стихи. Традиционно сорокоуст читают по усопшему, для того чтобы дать покойнику лучшую судьбу. Согласно православной вере, люди поминающие покойника, в том числе и служители церкви, которые читают эти специальные поминальные молитвы, выступают как бы ходатаями и заступниками на суде, где предстает душа почившего и благодаря этому могут замолвить слово, помочь достигнуть Царства Небесного.
Есенинский Сорокоуст звучит немного иным образом, автор чувствует себя чуть ли ни единственным кому осталось петь над страной аллилуйю и он больше именно поминает ушедшую Русь, которую более не вернуть. Этот факт прослеживается через образы наступающей цивилизации, в частности через образы поездов, которые предстают своеобразными железными чудищами, покоряющими природные просторы. Альтернативой паровозу выступает образ коня и маленького жеребенка, который тут сознательно вводится для того чтобы подчеркнуть образ беззащитной и нежной природы, которая легко разрушается под воздействием грубой индустриальной экспансии.
Помимо этого коннотации приближающегося нового времени связаны и с новой властью. Стихотворение написано в 1920 году, когда первая очарованность революцией у Есенина исчезла и он понял всю губительность этой затеи. Такие мотивы связки прихода индустриального уклада и новой власти часто звучат в стихотворениях этого периода.
Изначально Есенин видел и в революции и в техническом прогрессе, который может помочь революционному делу, нечто новое и полезное. Он восторженно встречал социалистический рай, как возможность преобразования страны в светлую и радостную землю. Со временем он увидел в этих новшествах губительную суть и стал относиться пренебрежительно или даже с некоторой агрессивностью и разоблачительным апломбом, который видится в Сорокоусте.
Прежний мир предстает в образах мельницы, которая навострила нюх, быка, который чувствует беду. Спустя минимальный период этого всего действительно не станет, начнется новая эпоха и тысячи коней действительно будут разменивать на паровоз. Слова эти звучат пугающе пророческими, если вспомнить советские проекты по освоению территорий и созданию новых железных дорог, когда, образно говоря, на паровоз меняли тысячи тысяч людей.
Анализ 2
За все время Есенин написал огромное количество разных произведений. А вот самым ярким произведением является «Сорокоуст», оно было написано примерно в 1920 году.
Сначала в произведении появились некоторые не совсем корректные и бранные слова, которые вызвали у государства протест. Но Есенину нравилось и он делал все для того чтобы привнести в литературу что-то новое и интересное, а главное необычное. И спустя некоторое время произведение было принято и выпущено. Все начали восхищаться талантами автора, а некоторые даже и завидовать ему. Многие начали понимать, что в этих строках имеется настоящий смысл и глубокие чувства.
Вообще «Сорокоуст» является обыкновенной молитвой, которая поется в церкви. Обычно она поется о человеке, который на данный момент не находится рядом. Этот человек очень сильно болен и только при помощи этой молитвы можно его излечить. Кроме этого благодаря Сорокоусту больной человек становится единым с Иисусом. Также сорокоуст можно петь в церкви о человеке, который совсем недавно ушел из жизни. А вот о чем эта песня и когда ее можно петь мы сможем узнать из произведения данного автора. Поэма состоит из четырех частей.
Первая часть начинается с того, что все происходит в небольшой деревне. Главным героем данного произведения является маленький жеребенок. Больше всего на свете ему хочется стать поскорее взрослым и развить большую скорость. И вот однажды он решил посоревноваться с поездом. И, конечно же, выиграл поезд, а жеребенок очень расстроился, поэтому поводу. Поезд в этом случае является катастрофой, которая надвигается на людей и никто не может ее предотвратить.
Поэт видел данную картину наяву и решил вставить в свое произведение и при помощи этого сделать завязку. Из этой картины можно понять, что постепенно создавая что-то новое человек, разрушает и уничтожает природу и этого порой не замечает.
Природа также очень сильно переживает, поэтому поводу она выглядит трагичной.
Во второй части идет противостояние железного монстра с деревенскими избами и людьми, живущими в них.
В следующей части идет победа поезда над жеребенком.
Хоть поэма «Сорокоуст» написана очень давно, но все равно остается до сегодняшнего времени остается актуальной. Ведь человек и сегодня не следит за природой, а продолжает ее разрушать. Постоянно загрязняется природа и воздух. Кроме этого постоянно вырубается лес, а новый никто не хочет сажать. И этим писатель хочет сказать, что нужно прекратить это делать иначе катастрофы не избежать.