сомнительные операции что это такое
Сомнительные операции: что это такое
Клиенты банка и некоторых других кредитно-финансовых организаций могут столкнуться с ситуацией, когда к их сделкам по счетам и картам со стороны менеджера возникает повышенный интерес. Сотрудники объясняют это соблюдением Российского законодательства во исполнение закона противодействия легализации доходов и содействие терроризму. Поэтому они обязаны обращать внимание на сомнительные операции. Но что это такое сомнительные операции, какие у них признаки и почему привычные сделки могут вызывать такой интерес, разъяснит Бробанк.
Что такое сомнительные операции
Любая банковская операция, транзакция или сделка, которая противоречит законодательству или производит впечатление заведомо невыгодной для клиента, называется сомнительной. При помощи таких распоряжений, отданных банку, гражданин или компания пытается вывести деньги с территории Российской федерации или избежать налогообложения.
Однако сомнение могут вызывать не только нелогичные операции или длинные цепочки пересылок средств. Даже самые обычные и повседневные сделки подлежат повышенному вниманию со стороны банка, если их сумма превышает 600 тысяч рублей или эквивалент в иностранной валюте. Этот предел установлен в ФЗ №115 от 07.08.2001 г.
Сотрудники банка обязаны не только выявлять сомнительные или необычные, с точки зрения бухгалтерских проводок, операции, но и классифицировать их. При этом специалисты анализируют:
Всем сотрудникам банков и других финансовых организаций доводят перечень стран, которые находятся на особом контроле. А также список компаний и лиц, которых подозревают в участии в отмывании денег, полученных преступным путем, либо в содействии терроризму.
По каким признакам операцию относят к сомнительным
Все безналичные операции в РФ проходят с участием банка или кредитных организаций, получивших лицензию от Центробанка. Не каждая транзакция проходит через «живого» специалиста. Часть сделок, вызывающих сомнение, отслеживают специализированные встроенные системы. Но если операция проходит с участием сотрудника, то он может обратить внимания не некоторые особенности поведения. А также другие характеристики сделки, вызывающие сомнения, например:
Эти признаки могут привести к тому, что к движению средств по счету такого клиента будет применен повышенный контроль. Ситуация усугубится, если ситуации принимают периодический характер либо встречаются в совокупности.
Список операций, относящихся к сомнительным
Общий перечень операций, которые относятся к сомнительным, перечислен в ст. 6 ФЗ №115. Закон постоянно обновляется и дорабатывается законодателями. Последняя редакция была принята 02.08.2019 года.
Если сделки проходят с наличными, то повышенный интерес вызывают:
Статус сомнительной будет присвоен также операциям зачисления, перевода денег, выдачи кредитов или безналичным сделкам с ценными бумагами. Это произойдет, если одна из сторон-участниц гражданин или компания, которые зарегистрированы в государстве, не выполняющей рекомендации ФАФТ.
В отношении счетов и вкладов сомнения вызовут транзакции, в которых:
Сомнительными будут признаны все операции с недвижимостью на сумму больше 3 млн. рублей. А при работе с движимым имуществом, под особым вниманием находятся такие сделки:
Каждое кредитно-финансовое учреждение, которое проводит безналичные операции, обязано разрабатывать внутренние инструкции по соблюдению закона №115. А также назначать ответственных лиц или формировать отдел, который будет отслеживать все сделки, вызывающие сомнение в чистоте и прозрачности.
Дополнительные меры по выявлению сомнительных транзакций
Кроме выявления и постановки на контроль операций, которые явно относятся к сомнительным, сотрудники банков обращают внимание на такие косвенные признаки:
При выявлении таких признаков сотрудники банка обязаны уведомить внутренних отдел по противодействию легализации доходов и содействию терроризму. На сайте Сбербанка размещено видео, где специалист четко описывает, какие операции вызывают повышенный интерес. А также разъясняет, что следует четко отвечать на запросы специалиста иначе это может навредить бизнесу или определенному физлицу. Операции будут заблокированы или приостановлены.
Нормативный документ и полномочия сотрудников банка
ФЗ №115 от 07.08.2001 году описывает сомнительные сделки и действия экономических агентов при осуществлении контроля над транзакциями между гражданами и компаниями. В нем введены основные понятия, признаки и описаны действия при выявлении схем по легализации доходов и содействию терроризму.
Банки наделены определенными полномочиями в случае выявлении сомнительной сделки. Они могут:
В ситуации, когда гражданин или компания, по отношению к которой применены меры, не согласны с установленными ограничениями, они могут подать в суд. Центробанк постоянно публикует признаки, описывающие сомнительные операции, на которые банки должны обращать повышенное внимание.
Сомнительные операции: что это такое
Выполняя платежи и принимая перечисления, клиенты банка иногда наталкиваются на отказ со стороны кредитного учреждения в выполнении транзакции. В силу самых различных причин, банковская организация проявляет повышенный интерес к платежам клиента и расценивает их как сомнительные операции – что это такое и как исключить проблемы с зачислением средств – все эти вопросы требуют подробного изучения.
Содержание
Любая сомнительная сделка влечет за собой блокировку связанной банковской транзакции, а то и вовсе отказ в дальнейшем обслуживании подозрительного клиента.
Как определяют сомнительные операции
В законодательстве нет места субъективности при трактовке, какие финансовые операции могут вызвать сомнения в законности.
На этом список поводов для сомнений со стороны банка не заканчивается, и далеко не всегда предполагает очевидные нарушения со стороны участников транзакции и длинные цепочки переводов от одного лица другому и т.д.
В каждом банковском учреждении есть список государств, финансовые связи с которыми вызывают особые подозрения, и клиентов, подозреваемых в отмывании преступных доходов или содействующих терроризму, и этот список постоянно обновляется новыми фигурантами.
Признаки сомнительных операций
Для проведения финансовой транзакции необходима банковская организация, имеющая соответствующую лицензию от Банка России, главного регулирующего банковскую деятельность органа. Одни сделки проходят в автоматическом режиме, другие, вызвав подозрения, подлежат отслеживанию благодаря встроенным системам. Если финансовая операция выполняется с помощью сотрудника, есть риск появления дополнительных поводов сомневаться.
К признакам сомнительных операций по 115-ФЗ относят:
Что может вызвать подозрения банка (список операций)
Максимально подробно все операции, причисленные к сомнительным сделкам, указаны в ст. 6 №115-ФЗ. Если один из участников территориально относится к государству, где рекомендации ФАФТ не выполняются, скорее всего, со стороны банка ждет повышенное внимание и вопросы.
При использовании наличности на сделке, могут ждать проблемы со следующими действиями:
Если второй участник сделки относится в стране, где рекомендации ФАФТ не выполняются, сомнительной признают любую сделку по переводу, кредитовании, покупке-продаже ценных бумаг, зачислению.
Вопросы у банка возникнут по счетам и вкладам, если:
Помимо общефедеральных норм, которых обязаны придерживаться банки, должны быть разработаны дополнительные внутренние правила, описывающие действия со стороны финансового учреждения по соблюдению закона против отмывания преступных средств и содействия терроризму.
Дополнительные меры по выявлению сомнительных транзакций
При появлении интереса к какой-либо сделке и подозрениях в применимости положений закона №115-ФЗ банковские сотрудники могут проверить и выявить косвенные признаки, что с клиентом не все в порядке:
Все разъяснения и правила по выявлению подозрительных сделок приведены в федеральном законодательстве. Также в нем установлены возможные действия, которые должны предпринять банки, столкнувшись с сомнительной операцией.
Что должен сделать банк в отношении подозрительной сделки
По сделкам, признанным сомнительными, должны быть предприняты ответные действия со стороны банка в соответствии с п. 3 ст. 7 закона № 115-ФЗ. С присвоенным кодом 6001 подозрительные сделки с денежными средствами или имуществом должны быть зафиксированы, а информация о них передана в соответствующее надзорное ведомство.
Законодательными нормами устанавливаются следующие полномочия в отношении сомнительных сделок:
Потребуется обращение в суд с иском о требовании снятия блокировки и возврате средств, если клиент уверен в собственной непричастности к незаконным или противоправным действиям, при этом, шанс на получение доступа к деньгам напрямую зависит от готовности представить документальные доказательства в ходе судебного разбирательства.
Сомнительные операции в банке — что это, возможные санкции
Вы попытались перевести крупную сумму, но банк внезапно наложил запрет на операцию. Вероятнее всего вас заподозрили в заключении сомнительной сделки. Что стало поводом для этого и как действовать в таком случае – разбираемся в нашем материале.
Что такое сомнительные операции
Все финансовые организации внимательно следят за операциями своих клиентов. К счетам и картам некоторых из них они проявляют особое внимание.
Повышенный интерес банка может возникнуть из-за того, что сделка противоречит законодательству России или кажется не совсем выгодной. Обычно такие схемы используют злоумышленники для вывода средств со счетов или для обхода налогообложения. В банках их принято признавать сомнительными операциями.
В прошлом году в России осудили двух лжебанкиров, которые незаконно перевели около 50 млн рублей за рубеж. На счета переводились деньги от разных людей, которые якобы были предназначены для оплаты товаров. На самом деле злоумышленники выводили денежные средства за границей и забирали себе.
Однако выглядеть подозрительно может не только «перегонка» денег. Банк проверяет все сделки, сумма которых превышает 600 тысяч рублей или такую же сумму в другой валюте. Это положение прописано в ФЗ №115.
Если банковские сотрудники заметили подозрительную активность, то в первую очередь они проверяют:
В список потенциальных злоумышленников входят граждане и компании, которых уже не раз подозревали в отмывании денег преступным путем. Кроме того, работников финансовых организаций просят обращать внимание на сомнительные счета и транзакции в странах, которые находятся на особом контроле.
Признаки сомнительных операций
Часть банковских транзакций проверяет специальная система. Но если какая-то из них вызывает особое подозрение, то к проверке подключаются сотрудники банка.
Для выявления сомнительных транзакций и счетов финансовая организация должна создать специальный отдел. Его задача – проконтролировать ситуацию и доложить о результатах. Кроме того, у финансового учреждения должна быть внутренняя инструкция по соблюдению ФЗ.
Какие признаки, по мнению сотрудников банка, можно отнести к сомнительным? Приведем основной перечень критериев проверки:
Транзитная операция – это перевод средств между организациями без необходимых на то экономических причин.
Год назад в Центробанке РФ заявили, что «сомнительный» список не является окончательным, и добавили несколько новых ключевых пунктов. Если сделка подразумевает высокую комиссию, то это не считается признаком для сомнений. Если человек на требования банка просит закрыть счет или обналичить деньги, то его действия признаются сомнительными.
Список операций, которые могут вызвать подозрение
Всего в списке подозрительных операций более 100 пунктов. Он регламентируется федеральным законом и постоянно дорабатывается.
Что вызывает подозрение у финансовой организации в первую очередь:
Важно: если физическое или юридическое лицо не выполняет рекомендации ФАТФ, то совершаемая с ним сделка будет считаться подозрительной. Это учитывается при зачислении и переводе средств, выдаче кредитов, заключении безналичных сделок с ценными бумагами.
Совкомбанк подберет для вас наиболее выгодный вклад. Вы можете вложить деньги на срок до трех лет под максимальные 8,5% годовых. Узнать условия и оставить заявку можно онлайн на сайте банка.
Важно: все сделки с недвижимостью, которые превышают 3 млн рублей, попадают под контроль финансовой организации.
Последняя редакция закона об отмывании денег обязывает сотрудников банка обращать особое внимание на туристические, медицинские и транспортные организации. Преобладание платежей наличными может стать поводом для проверки. То же касается скупщиков металлолома.
Что банк может сделать по закону
Если финансовое учреждение воспримет сделку сомнительной, то наложит запрет на ее проведение. Чтобы избежать неприятностей, потребуется предъявить необходимые документы и доказать законность транзакции.
Если подозрения все же подтвердятся, то банк имеет право:
Чтобы избежать вышеописанных проблем, достаточно придерживаться нескольких правил.
Клиенты Совкомбанка вносят платежи онлайн за пару кликов. При необходимости можно создать автоплатеж, чтобы не забывать о взносе. Брать беспроцентную рассрочку в магазинах-партнерах помогает карта «Халва».
Если, по вашему мнению, финансовое учреждение наложило запрет на транзакцию без веской на то причины, то вы можете его оспорить. Для этого нужно обратиться в банк.
Если вам отказали дважды, вы можете написать жалобу в Центральный банк РФ. В заявлении укажите реквизиты документа, подтверждающего отказ, а также добавьте информацию о самой сделке и причине отказа. Не забудьте указать дату заключения договора с финансовой организацией.
Заявление направляется на почту или официальный сайт ЦБ РФ. Его рассмотрят в течение 20 дней, после чего у банка есть три дня, чтобы направить вам ответ.
Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков
Главная » Новости и статьи » Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков
Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).
Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).
Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.
В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.
Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).
Какие операции подлежат обязательному контролю?
Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):
Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.
Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).
Какие операции считаются «сомнительными»?
Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).
Сомнительные операции» — чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.
Признаки, указывающие на необычный характер сделки, можно найти в приложении к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П), а также в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:
Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.
Следует учитывать, что при характеристике клиента, а также при описании признаков, указывающих на необычный характер сделки, такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, определяются кредитной организацией в каждой конкретной ситуации самостоятельно исходя из масштаба и основных направлений ее деятельности, характера, масштаба и основных направлений деятельности ее клиентов, уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
Таким образом, в рамках существующего регулирования банки имеют весьма широкое поле для собственного усмотрения в оценке «сомнительности» или «подозрительности» операций, поручаемых клиентом, а равно при решении вопроса о принятии потенциального клиента на обслуживание.
«Отказ» или «блокирование»?
Данные термины часто путают, когда говорят о том, что «банк заблокировал счет».
Если клиент не может совершить платеж в интернет-банке или статус операции отмечен как «приостановлена», речи о «блокировании» счета в значении, предусмотренном статьей 3 Закона № 115-ФЗ, скорее всего не идет. Вероятнее всего, что клиент столкнулся с отказом в проведении конкретной операции либо ему было ограничено дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Это неприятная, но все же «рабочая» ситуация, которая еще может быть разрешена при условии своевременного сотрудничества с банком со стороны клиента.
В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.
Запрошенные банком документы важно предоставить в срок, установленный банком. Если по каким-либо причинам клиент этого не сделает либо не уведомит банк о том, как скоро он сможет это сделать (если клиенту требуется больший срок, чем определил банк), банк может отказать в проведении операции и направить сообщение об этом в Росфинмониторинг.
Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.
Чем руководствуются банки?
Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.
В идеале, банк должен быть заинтересован в том, чтобы снять такие подозрения еще на своем уровне. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту, рассчитывая\ на то, что по результатам анализа представленных клиентом обосновывающих документов и более детального изучения «портрета клиента» подозрения будут сняты. Это связано еще и с тем, что банк заинтересован в том, чтобы самому не быть вовлеченным в осуществление сомнительных операций, что может грозить последствиями уже для самого банка со стороны регулятора.
В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.
В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.
Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?
Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:
Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.
Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.
По результатам анализа полученной информации банк может:
Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:
Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.
При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).
Если клиент не представил запрошенные банком документы в установленный им срок либо представил не все документы, банк вправе отказать в проведении операции и обязан направить сведения об этом в Росфинмониторинг. В этом случае рекомендуется в возможно короткие сроки представить в банк ранее запрошенные или недостающие документы/информацию. Только тогда банк будет вправе принять решение об устранении оснований для отказа в проведении операции и проинформировать об этом Росфинмониторинг, который направит соответствующую информацию в ЦБ РФ, а ЦБ РФ, в свою очередь, доведет полученную информацию до сведения всех кредитных организаций.
Если в отношении непроведенной операции клиент представил все запрошенные банком документы (либо банк не запрашивал документы), но операция так и не была проведена, рекомендуется как можно скорее выяснить причины отказа, а именно – направить в банк заявление на представление информации о причинах, послуживших основанием для отказа в проведении операции. Данное право клиента следует из пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Следует иметь в виду, что банк не обязан направлять клиенту информацию об отказе в проведении операции по собственной инициативе, если от клиента не был получен соответствующий запрос.
Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.
Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР банк должен предоставлять клиенту информацию в объеме, достаточном для того, чтобы клиент мог реализовать свое право на реабилитацию. Важно, чтобы ответ банка о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции был направлен клиенту в письменной форме (в том числе через ДБО).
Как осуществляется реабилитация клиента?
Если клиент в ответ на свое заявление получил от банка официальный ответ о «невозможности устранения оснований» для отказа в проведении операции, он праве обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (далее – МВК). Она состоит из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга и создана в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе в проведении операций (либо отказе в заключении договора банковского счета).
Порядок и сроки рассмотрения МВК заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядок принятия ею решений и сообщения о принятом решении заявителю и банку, установлены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.
К заявлению в МВК следует приложить:
МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России (абзац 2 пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ). Однако даже при положительном решении МВК прохождение реабилитирующей клиента информации «по всей цепочке» ведомств может занять еще некоторый срок.
После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.
Общие рекомендации
Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется: