соловецкий монастырь чем знаменит

Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – духовный оплот православия на севере России и один из знаковых памятников истории страны. Он расположен на Большом Соловецком острове, крупнейшем среди островов одноименного архипелага, принадлежащего к акватории Белого моря. Основанный в XV веке и упрочившийся в последующие столетия, Соловецкий монастырь, с его грандиозными стенами, сложенными из огромных каменных глыб, и величественными строгими храмами с окнами в форме бойниц, веками служил крепостью веры и военной твердыней. Сегодня действующая мужская обитель принимает паломников и туристов, поражая гостей древностью своих построек и их архитектурной самобытностью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Соловецкий монастырь

Основные моменты

Соловецкий монастырь – это огромный комплекс, включающий в себя храмы, келейные корпуса, хозяйственные постройки. Его архитектурный ансамбль находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большинство туристов прибывает сюда с июня по сентябрь, когда окончательно сходит сковывающий Соловецкие острова лед и открывается навигация. Путь сюда на катере или теплоходе – увлекательное путешествие и романтический пролог к последующему знакомству с обителью, похожей на волшебный замок.

Познакомиться с драматичной историей монастыря туристам помогают одухотворенные экскурсоводы. Обзорная прогулка, включающая в себя только основные достопримечательности, продлится 3 часа. А самостоятельно бродить по территории обители, вдумчиво все осматривать, фотографироваться можно целый день.

Пустыни и скиты, принадлежащие Соловецкому монастырю, располагаются также на соседнем острове Большая Муксалма, на Анзерском и Большом Заяцком островах. Туда организуются экскурсии на катерах. Монастырь имеет также подворья в Москве, под Санкт-Петербургом, в Кеми, Фаустово, Радово.

История Соловецкого монастыря

Основание Соловецкого монастыря связано с именами иноков-отшельников Савватия, Германа и Зосимы. Первым на безлюдные Соловецкие острова, укрытые дремучими лесами и непроходимыми болотами, направился монах Валаамского монастыря Савватий, приискавший тут место для подвижнического уединения. Сопровождал его единомышленник – инок Герман. На Большом Соловецком острове они поставили деревянный крест, срубили скромные кельи, где и прожили 6 лет в трудах и молитвах. В 1435 году, в отсутствие Германа, отправившегося на материк, Савватий ощутил приближение последнего часа и отплыл на челне к побережью реки Выг, чтобы причаститься в стоящей там часовне.

Спустя год на пустынный остров вернулся Герман в сопровождении новгородца Зосимы, раздавшего свое имущество бедноте и решившего примкнуть к братству отшельников. Примерно в двух километрах от будущего Соловецкого монастыря они соорудили кельи, где и поселились. Вскоре на остров один за другим стали прибывать верующие, искавшие спасения от мирских соблазнов. Они сооружали собственные кельи, и вскоре на Соловках возникла обитель. Преподобный Зосима стал ее игуменом, он же написал первый устав, определявший жизнь братии.

Расцвет Соловецкого монастыря пришелся на XVI век. Он связан с именем игумена Филиппа. Энергичный настоятель взялся обустраивать обитель, которая находилась в упадке после губительного пожара 1485 года. Иноков Филипп призвал к упорному труду, и безмолвные до той поры леса ожили: отшельники рубили деревья, осушали болота, рыли каналы, строили плотины, прокладывали дороги, копали пруды, удобряли каменистую почву. На холмах закладывались березовые рощи, высаживались мачтовые деревья. На острова завезли лапландских оленей, а в прудках-садках монахи начали разводить рыбу.

Стараниями игумена было начато возведение первого каменного храма – соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы и трапезной палаты. Убогие жилища братии сменили добротные и просторные 2-этажные помещения, возводились хозяйственные здания из кирпича, для производства которого был построен кирпичный завод. В этот же период на Соловецком острове появилась гавань с пристанью, вблизи нее в качестве маяков были установлены высокие кресты.

Вторая половина XVII века ознаменовалась для обители противостоянием с московским патриархом Никоном – инициатором церковной реформы. Братия посчитала ее еретичной и отказалась служить по новым канонам. Так называемое соловецкое сидение, принявшее форму вооруженного сопротивления, продолжалось почти 10 лет. Раскол был подавлен в 1676 году, после осады монастыря царскими войсками. В 1765 году Соловецкий монастырь приобрел статус ставропигиального, перейдя в непосредственное подчинение Синоду.

Еще с XVI века Соловецкий монастырь служил местом заточения вольнодумцев, опасных для царского престола. После 1883 года тюрьму упразднили, но обитель осталась местом ссылки для провинившихся церковников. Советская власть унаследовала мрачную традицию. Уже в 1920 году в монастырских стенах был организован лагерь принудительных работ, который в 1937 году преобразовали в тюрьму особого назначения. Здесь содержались в основном «политические» – бывшие эсеры, белые офицеры, священники.

С 1942 по 1945 год в монастырских стенах базировалась школа юных моряков. После 1967 года, когда был создан Соловецкий музей-заповедник, тут начались реставрационные работы. Монашеская жизнь вернулась сюда в 1990-м: 25 октября Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.

Монастырский град

Соловецкий монастырь, суровый и величественный, возвышается над узким перешейком, который соединяет Святое озеро и морской залив – бухту Благополучия. Его опоясывают грандиозные стены высотой от 8 до 11 м и толщиной от 4 до 6 м. За их линию выступают расширяющиеся книзу и поросшие мхом грозные башни, каждая из которых славится собственной историей. Основу большинства монастырских строений составляют огромные валуны.

Архитектурный ансамбль возрожденной обители включает в себя храмы, жилые и хозяйственные постройки, соединенные крытыми переходами. Путь к Центральному двору пролегает через парадный вход монастыря – Святые ворота. Минуя его, вы окажетесь у соборного комплекса, его доминирующие постройки – пятикупольный Свято-Преображенский собор и Успенский собор с огромной, занимающей около 500 м², трапезной.

Свято-Преображенский собор, олицетворение духовного величия Соловецкого монастыря, отличается монументальностью и лаконичной красотой. За его высокими стенами скрываются престолы, расположенные на разных ярусах. Сегодня фасады собора не украшает живопись, остатки древней росписи сохранились лишь в килевидных нишах сводов парадной западной стены храма. Практически лишены декора и фасады Успенской церкви, являющейся частью Успенского трапезного комплекса. Трапезная палата, вызывавшая восхищение у современников, – доминанта ансамбля. Церковь примыкает к ней с юго-востока, с северо-восточной стороны находится Келарская палата, где ранее размещалась утварь, находившаяся в ведении келаря, ведавшего хозяйством обители. Сегодня трапезная палата воссоздана в своем аутентичном средневековом облике, в праздничные дни здесь накрывают столы для братии и гостей.

К старинным культовым постройкам принадлежат надвратная Благовещенская церковь, ведущая свою историю с конца XVI века и первой встречающая посетителей монастыря, храм во имя Святителя Филиппа (XVIII в.), церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, возведенные в XIX веке, Никольский храм – правопреемник одного из первых храмов Соловецкого монастыря. Рядом с ним высится 50-метровая колокольня (XVIII в.) – самое высокое здание архитектурного комплекса.

В миниатюрном дворике между Никольским и Спасо-Преображенским храмами укрылась церковь преподобного Германа, выстроенная в позапрошлом столетии на месте древних часовен, где упокоились останки Германа и Савватия. Во дворике у церкви всегда царят благодатная тишина и покой.

Центральный монастырский двор опоясывают корпуса с монашескими кельями. Каждый из них имеет собственное название. Рядом со Святительским келейным корпусом находится южный дворик, где можно осмотреть одну из самых богато декорированных монастырских достопримечательностей – Соловецкую мельницу XVIII века, которая считается древнейшей в России каменной водяной мельницей. Она установлена на месте чуда гидротехнической системы Соловецкого монастыря – деревянной мельницы, выстроенной игуменом Филиппом для снабжения обители водой из Святого озера.

Монастырские владения

В старину к Соловецкому монастырю были приписаны многочисленные подворья, скиты, пустыни, сегодня возвращенные в его владения. Они расположены как на Соловках, так и за пределами архипелага. Так, на Большом Соловецком острове, в 4 км от стен обители, находится Макариевская пустынь. Она простирается на берегу озера Нижний Перт, в живописном холмистом уголке с благоприятным микроклиматом. В XIX веке здесь стояли часовня и две кельи, в одной из которых любил уединяться настоятель монастыря архимандрит Макарий, а другая была предназначена для безмолвного проживания иноков. Позже окрестные земли начали возделывать – на укрепленных валунами террасах монахи высадили яблони, ягодные кустарники, кедры, разбили цветники, обустроили отапливаемые оранжереи. С 1981 года эта красивейшая локация Соловков возведена в статус ботанического сада. Сюда организуются пешеходные и автобусные экскурсии (стоимость – 400 рублей с человека).

В 2,5 км от монастырского града, на берегу Игуменского озера, расположена Филипповская пустынь – любимое место уединения игумена Филиппа. Здесь, согласно преданию, пред ним предстал Иисус Христос, а на месте божественного явления забил ключ чистой воды. Настоятель собственноручно углубил его и поставил над чудесным источником деревянную часовню.

На Большом Соловецком острове находится также одна из древнейших пустыней – Исааковская. Ее окружают сочные луга и озера, богатые рыбой. Эта территория принадлежит к сенокосным угодьям Соловецкого монастыря.

На Секирной горе, в 11 км от обители, расположен Свято-Вознесенский скит, названный по имени возведенной здесь в 60-х годах XIX века церкви. Позже тут выстроили келейный корпус. В мрачный лагерный период здесь находился штрафной изолятор. У подножия Секирной горы расстреливали заключенных. Теперь тут возвышается поклонный крест в честь Соловецких новомучеников.

В Савватиевской пустыни, основанной в том месте, где стояли кельи Савватия и Германа, сегодня находится братский корпус, рядом с которым обустроены огороды и теплицы.

На Анзерском острове, что в 22 км от Большого Соловецкого, находятся два действующих строгих монастырских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. На острове Большая Муксалма, где монахи когда-то разводили и выпасали скот, сегодня расположен Сергиевский скит, тут постоянно проживают монастырские насельники.

На Большом Заяцком острове находится Андреевский скит, но монашеская жизнь сюда еще не вернулась. Здесь сохранилась выстроенные из камня при игумене Филиппе палата, поварня и гавань. В 1702 году, по распоряжению побывавшего на Соловках Петра I, на острове возвели деревянную церковь во имя Андрея Первозванного. Она стоит здесь до сих пор, являясь одним из старейших среди дошедших до наших дней образчиков деревянного зодчества русского Севера.

Где остановиться

Туристы, желающие задержаться на Соловках, чтобы получить полное представление о Соловецком монастыре, могут остановиться в гостиницах, палаточном городке, частном секторе. В паре минут ходьбы от обители расположены три коттеджа отеля «Приют». Проживание в двухместном номере с удобствами стоит от 5100 рублей, включая завтрак. Рядом находится гостиница «Соло-норд». Кров предоставляют также «Соловецкая слобода» и «Соловки-отель», что 10 минутах от монастырских стен.

Желающим потрудиться на благо Соловецкого монастыря обитель охотно предоставляет проживание и питание на срок до двух недель. Для пребывания здесь в течение более длительного периода потребуется получить индивидуальное благословение, обратившись в паломническую службу (тел.: +7 (911) 575 83 10).

Практическая информация

В Соловецком поселке работают экскурсбюро. Провести экскурсию по монастырю предлагают и гиды-частники. Музей-заповедник организует обзорные посещения основных монастырских достопримечательностей дважды в день: ориентировочно в 10:30 и 16:00. Продолжительность – 3 часа, стоимость – 400 рублей. Во время прогулки загляните в монастырскую столовую. Здесь за 300 рублей можно вкусно и сытно пообедать. В меню – масса рыбных блюд, среди которых блистает знаменитая соловецкая селедочка.

В сувенирных лавках поселка продаются книги о монастыре и о Соловецких островах, путеводители, фотоальбомы, а также сувениры с поморским колоритом: шаркунки-погремушки, деревянные трещотки, берестяные туеса, магнитики с изображением святынь Соловецкого монастыря. В монастырской лавке можно приобрести предметы культа, иконы. Верующие традиционно покупают образа святых подвижников Зосимы и Савватия.

Как добраться

Путешественники добираются до Соловецкого монастыря по морю или по воздуху. Навигация начинается с конца мая и продолжается обычно до конца сентября. Отправные точки – карельские города Кемь и Беломорск. Здесь делают остановку поезда, идущие по маршрутам Москва – Мурманск и Санкт-Петербург – Мурманск. Путь из столицы займет около суток, из Санкт-Петербурга – 15-16 часов.

Стоит учесть, что московские поезда останавливаются на станциях Кемь и Беломорск в ночные или вечерние часы, когда суда на Соловки уже (или еще) не ходят. В Кеми время ожидания можно cкоротать в городском отеле или в гостиничном комплексе «Причал» поселка Рабочеостровск – здесь расположена пристань. В 5 минутах ходьбы от нее находится подворье Соловецкого монастыря, тут останавливаются паломники. При наличии свободных мест путешественники-миряне могут найти здесь кров, внеся пожертвование от 150 рублей. В Рабочеостровск от ж/д вокзала ходят маршрутки, автобус № 1, такси. Время в пути – 15-25 минут.

Из Санкт-Петербурга удобно добираться до Беломорска и Кеми на поезде № 022Ч. Состав прибывает на эти станции соответственно в 09:44 и 10:39. Пассажиры успевают на катера, отправляющиеся на острова в дневное время. Между Северной столицей и Беломорском налажено также автобусное сообщение. Транспорт прибывает в город утром, дорога занимает около 12 ч.

Из Кеми в 08:00 и в 12:30 на Соловки отправляются теплоходы «Василий Косяков» и «Метель-4». Посадка начинается за полчаса до отправления, плавание занимает 2 ч. В шторм, хотя летом он случается редко, суда не ходят. Стоимость билета для взрослых – от 1800 рублей, для детей от 3 до 9 лет – от 900 рублей, малыши проходят на борт бесплатно.

Между материком и Соловецкими островами также курсируют монастырские катера и моторки Соловецкого музея-заповедника. На борт можно попасть с согласия организаций-владельцев. Для путешествия на монастырском транспорте потребуется благословение обители.

Из Белогорска на Соловки раз в день, в 08:00, отправляется теплоход «Сапфир», вмещающий 250 человек. Отправка – от Восточного порта. В пути вы проведете 4 ч. Путешествие обойдется в ту же сумму, что и из Кеми. Бронировать билеты на суда лучше заранее, опытные путешественники делают это еще в марте.

Большинство судов прибывает к Тамариному причалу. До центра поселка Соловецкого, расположенного за монастырскими стенами, отсюда 15-20 минут пешком. Катера, принадлежащие музею и монастырю, высаживают пассажиров у Монастырского причала, расположенного вблизи стен кремля.

На острова периодически заходят круизные суда, но толком осмотреть Соловецкий монастырь пассажиры не успевают, так как теплоходы надолго здесь не задерживаются.

На Соловках есть аэропорт, принимающий прямые авиарейсы из Архангельска. В 2019 году тут началась реконструкция. Желающим отправиться в путешествие по воздуху следует уточнить дату его открытия и новое расписание. Планируемая периодичность рейсов – 3 раза в неделю. Имейте в виду, что здесь часто бывает нелетная погода.

Источник

Соловки

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – одна из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли царством монахов: с XV в. по Божиему произволению земля эта освещается духовными подвигами иноков, а в XX в. обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.

соловецкий монастырь чем знаменит. Смотреть фото соловецкий монастырь чем знаменит. Смотреть картинку соловецкий монастырь чем знаменит. Картинка про соловецкий монастырь чем знаменит. Фото соловецкий монастырь чем знаменит

Трудно выразить словами то впечатление, которое производит на мореплавателей, подходящих к острову, Соловецкий монастырь. Подобно сказочному Китеж-граду восстает он из северных вод Белого моря. Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 г.: «Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи… в самое сердце грозного Белого моря – моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России – монастырь Соловецких островов. Рано утром мы приближаемся к Соловецкой пристани… По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, как бы простирая к нам руки для приветствия, далее вдоль песчаной дороги, которая служит набережной, группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего, громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального – бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же близко – небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше… Острова всецело принадлежат монахам, все работы по земледелию, рыбной ловле и лесоводству ведутся исключительно ими самими… В целом это монашеское царство: народ и правители – все исключительно монахи в разных монастырских степенях».

Духовная крепость

Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу.

Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.

Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия.

17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.

К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552–1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). В 1558–1566 гг. построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.

Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582–1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614–1626).

Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель.

В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, – уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, – наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.

В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни – на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859–1866).

Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6–15 м), при строительстве которой использовалась технология, впервые примененная в XVI в. для устройства Филипповских садков, – дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.

Игумену Филиппу монастырь обязан и своей иконописной школой: при увеличении числа храмов святитель пригласил на Соловки иконописцев из Великого Новгорода и, возможно, из Москвы. Постепенно у них появились ученики, и в 1615 г. здесь была организована своя Иконописная палата, на базе которой в 1887 г. открыта живописная школа. Причем на протяжении двух веков иконописцы Соловецкого монастыря сохраняли традиционные черты русской темперной живописи, в то время как в других областях Руси иконописание пришло в упадок.

К началу XX в. в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция – первое научное учреждение в Беломорье. В 1879 г. на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.

70 лет вавилонского плена

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) предсказывал: «Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. И вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним». Это пророчество исполнилось в XX в.

После октябрьского переворота 1917 г. богоборческая власть объявила войну народу и Церкви. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 г. здесь размещен концлагерь – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе размещался штрафной изолятор, в котором с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, – не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божией. Ю.И. Чирков, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач, отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».

Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., в том числе священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский, 1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн (Стеблин-Каменский, 1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.

Cсыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был слышен всей России. В мае 1926 г. духовенством СЛОН было составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 г. на Соловках еще проводили богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 г. в богослужениях было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершало по несколько епископов, – пишет Олег Волков. – Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю… Богослужения были приподнято-торжественными… ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.

В 1939 г., когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 г. вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? Поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, – обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавались в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозились в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенные распределялись по северным лагерям – в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».

Во время нахождения в монастыре учебного отряда были уничтожены чудесные росписи Спасо-Преображенского собора 1863 г. Сохранилось лишь изображение лика Господа Вседержителя в куполе. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. С 1967 г. все здания и сооружения перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, реорганизованного в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и сейчас.

«Бог поругаем не бывает»

В конце прошлого века началось возрождение православной жизни в России. На Соловках 14 апреля 1989 г. была зарегистрирована православная община, которой переданы находившаяся в аварийном состоянии церковь и часовня во имя святителя Филиппа и келейный корпус Филипповой пустыни. Первые богослужения совершали в часовне, освященной 2 июля 1989 г. игуменом Германом (Чеботарем), бывшим настоятелем храма во имя Преподобного Сергия села Ширша Архангельской области, ныне – духовником Соловецкого монастыря.

25 октября 1990 г. определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь).

С 1992 по 2009 г. наместником Соловецкого монастыря являлся архимандрит Иосиф (Братищев).

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 г., наместник совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давали по жребию: одному досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 г., наместник монастыря совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19–21 августа 1992 г. произошло долгожданное событие: честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 г. установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе.

В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры.

В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время.

В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря.

Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *