солотча что посмотреть за 1 день самостоятельно
Солотча (Solotcha)
Популярные места
Солотча — курортно-туристическая зона, административно входящая в состав Советского района Рязани, но находящаяся в 20 км от областного центра. Расположена на старице Оки в месте, где в нее впадает река Солотча. Население — чуть более трех тысяч человек.
Эта местность со всех сторон окружена заповедными лесами Мещерского национального парка, в котором чудом уцелели сосны возрастом более двух веков. Солотча — особо охраняемая территория, здесь запрещена многоэтажная застройка.
Не случайно это излюбленное место отдыха жителей Рязанской области, где хорошо в любое время года.
Заливные луга, густые сосновые леса и богатые рыбой озера привлекали в Солотчу писателя Константина Паустовского, который проводил здесь лето на протяжении двух десятилетий. Сюда к нему приезжали друзья, писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман.
О своих впечатлениях о жизни в Солотче Паустовский написал серию рассказов, которые впоследствии были объединены в повесть “Мещерская сторона”.
История Солотчи
История Солотчи началась в 1390 году с появлением здесь монастыря. Согласно легенде, князь Олег Рязанский вместе с супругой Ефросиньей охотился в этих краях и встретил двух отшельников, Василия и Ефимия.
После разговора с ними князь и решил основать монастырь на берегу Оки, откуда открывался захватывающий дух вид на пойменные луга.
Князь Олег часто бывал в Солотчинском монастыре и не скупился на щедрые подарки, благодаря чему обитель очень скоро стала одной из самых богатых и влиятельных на Рязанской земле, ее посетил даже Сергий Радонежский.
В 1402 году князь умер и был похоронен в Покровском храме монастыря, стоявшем на самом берегу Оки, там же позднее была похоронена его супруга.
В 1552 году в монастыре останавливалось войско Ивана Грозного, шедшее с походом на Казань. А после падения Казани в обители в честь этого события была построена Алексеевская церковь, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней.
В 1768 году вследствие берегового оползня разрушилась Покровская церковь, где хранились мощи князя Олега Рязанского. Мощи, а также колокола и иконы удалось спасти, но сам храм был утрачен. Позднее Ока изменила русло, а у стен монастыря осталась только тихая старица.
Тем временем вокруг обители росло и развивалось село, красивая природа которого привлекала сюда большое количество отдыхающих, в том числе творческих людей. В середине XX века Солотча получила статус дачного поселка, а чуть позже — курортного поселка.
Здесь активно строились пионерские лагеря, базы отдыха и санатории, многие из которых работали круглогодично.
В начале XXI века Солотча вошла в состав Рязани и стала повсеместно застраиваться новыми домами. Объекты советского времени приходили в упадок, и на их месте вырастали коттеджные поселки.
В настоящее время ведутся разговоры о присвоении Солотче статуса особо охраняемой территории, что помогло бы сохранить этот уникальный природный заповедник.
Достопримечательности Солотчи
Одна из самых известных местных достопримечательностей — Солотчинский монастырь Рождества Богородицы, с которого и началась история Солотчи. Он был основан в конце XIV века, неоднократно перестраивался и свой современный облик получил в конце XVII столетия при настоятеле Игнатии, когда здесь были построены несколько зданий в стиле нарышкинского барокко.
До наших дней сохранились три церкви: Иоанна Предтечи, Святодуховская и Рождественский собор. Изначально монастырь был мужским, но после закрытия в советское время был возрожден как женский. Сегодня Солотчинский монастырь открыт как для паломников, так и для туристов.
Был на территории Солотчи и еще один монастырь — Зачатьевский, который основала супруга князя Олега Рязанского Ефросинья на рубеже XIV и XV веков.
Два столетия монастырь страдал от разрушений вследствие осыпания берега реки и в конце XVII века был закрыт, а все насельницы были переведены в Агрофенину пустынь, что располагалась неподалеку. На месте обители остался только Зачатьевский храм, который со временем обветшал.
На его месте в середине XIX века была построена нарядная Казанская церковь, которая действует и сегодня.
Агрофенина пустынь, что всего в 6 км от Солотчи, тоже пострадала от природных катаклизмов и в начале XIX века была упразднена.
В конце того же столетия здесь была построена большая кирпичная Сергиевская церковь, которая сохранилась до наших дней.
Но главными достопримечательностями Солотчи по-прежнему остаются природные. Одно из них — Лысая гора, излюбленное место зимнего отдыха горнолыжников и сноубордистов.
Она расположена на крутом берегу старицы, перепад высот — около 20 м, длина трассы — около 150 м. Летом с горы открываются живописные виды на разливы.
Из самого центра Солотчи, от гостиницы “Лесной бункер” (Монастырская площадь, 16) начинается экологическая “Тропа Паустовского”. Она предполагает семь различных маршрутов протяженностью от 6 до 30 км. Все они благоустроены и пронумерованы.
По пути следования можно увидеть немало красивых мест, которые вдохновляли Константина Паустовского на написание произведений мещерского цикла.
Ещё одно уникальное место в Солотче — так называемый Монастырский бор. Это сосновая роща, где возраст деревьев превышает 200 лет. Целый лес таких “старожилов” — это единственное подобное место в Рязанской области.
Найти Монастырский бор несложно: нужно идти от остановки общественного транспорта “Давыдово” на север.
Если прогуляться по улицам Солотчи, можно увидеть множество старинных деревянных домиков с резными ставнями и крылечками. Один из таких домов — дом-музей И. Пожалостина, известного художника-гравера.
В разное время в этом доме бывали Александр Фадеев, Константин Симонов, Александр Солженицын и другие известные писатели. Сегодня в музее представлены художественная и литературная экспозиции, а также организуются временные тематические выставки.
Климат
Климат в Солотче характеризуется как умеренно холодный, здесь морозные снежные зимы и теплое лето с большим количеством дождливых дней. Преобладающие ветры — северные и северо-западные, в год выпадает около 600 мм осадков.
В Солотчу приятно приезжать в любое время года. Летняя теплая погода располагает к долгим прогулкам по заповедным лесам и осмотру многочисленных достопримечательностей, снежная зима создает прекрасные условия для катания на лыжах и санках, а в межсезонье самое время отдохнуть и поправить здоровье в местных санаториях и домах отдыха.
Как добраться до Солотчи
Из Москвы до Солотчи удобно добираться на личном автомобиле. Расстояние — 215 км, время в пути — около 4 часов. Необходимо двигаться по трассе М5 до Рязани, а далее по дороге Р123 до Солотчи.
На общественном транспорте до Солотчи можно добраться с пересадкой в Рязани. С Приокского автовокзала сюда ходят автобусы с интервалом 10-30 минут. Время в пути — около получаса.
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Нашёл в России места крайне похожие на дачную местность в украинском Полесье, на реках Десна или Тетерев, где провел много времени в своей предыдущей жизни.
Отличий практически нет никаких, только природа еще более красивая, леса обширней и река Ока крупнее Десны.
4. Вот такой вид был сразу же за зданием гостиницы.
12. Монастырская площадь. Видна гостиница «Боровница».
13. Солотчинский монастырь. Тот самый, который было видно с другого берега Оки, из села Пощупово.
Построенный в 1698 году храм Иоанна Предтечи над Святыми воротами.
14. Монастырь был закрыт на карантин, за зайти внутрь удалось.
17. Духовская церковь. 1689.
20. Когда-то тут проходила узкоколейка, связывающая Рязань с Владимиром, который стоит по ту сторону этого лесного края. Эта железная дорога проходила через самый центр Мещёрского края. Но ее уже нет более 20 лет, не пережила она современный российский капитализм. А существовала она с 90-х годов позапрошлого века и почти весь XX век, и в свое время была чуть-ли не единственным средством сообщения через эти лесные дебри. О ней очень много написано всевозможных воспоминаний, много она оставила и фотосвидетельств. Но я ее не видел никогда, потому как жил на Украине.
Ничего кроме названия улицы «Железнодорожная» и деревянного здания бывшего вокзала от нее не осталось. Ни шпалы, ни костыля, только тропинка по едва различимой бывшей насыпи.
22. Тропинка на бывшей насыпи.
25. Мимо этого здания когда-то проходила железная дорога.
28. Бывшее станционное здание станции Солотча. Оно сохранилось.
29. А тут еще в 90-е годы была сама станция.
30. Снимок 20-х годов.
31. Снимок 80-х годов. Как жаль, что я тут не бывал в те времена.
37. Дом академика И. П. Пожалостина, о котором я упоминал в начале поста.
41. Казанская церковь. Середина XIX века.
43. Памятник Николаю Чудотворцу.
44. Цитата из акафиста.
45. Автобус из Рязани. Ходит кажется два раза в час.
51. Сейчас старое русло Оки представляет из себя длинное пойменное озеро с водой цвета чая или темного пива, кому что больше по душе. За пойменным озером простираются заливные луга и только за ними, более чем в километре отсюда протекает извилистая Ока.
Основное русло Оки было на этом месте в средние века и Солотчинский монастырь, который немного виден в глубине, как раз стоял на ее берегу.
61. Заброшенный горнолыжный трамплин.
62. С возвышенности виден противоположный брег Оки с селами Пощупово, где тоже есть монастырь и село Новосёлки.
Recent Posts from This Journal
У кого? :))) Этот трамплин местная достопримечательность:
О нём знают все жители как Солотчи, так и Рязани. Ну и, разумеется те, кто часто путешествует по России и знает местные особенности. А не сидит годами на диване.
Я и на этих фото не вижу проблем. Других фото нет? Ну и лес вообще-то легко вырубается, во времена СССР его могло ещё не быть, вода зимой, как известно, замерзает и т.д.
(Реплика про «сидит на диване» выдаёт в собеседнике юный социальный возраст; Вам сколько лет, херр Фон Хоффманн?)
Вы не на фото смотрите, Вы комментарии местных жителей по ссылке прочтите. 🙂 Ржу с Вас в голос. :))
Edited at 2020-07-15 10:20 am (UTC)
Мысль о том, что просека легко делается ниже трамплина уже ПОСЛЕ его постройки, почему-то не приходит в голову моему юному разумом собеседнику. Да, сейчас, когда трамплин не функционирует, она справа. А могла бы быть в десяти километрах. Просто сейчас она не нужна. Была бы нужна — сделали ли бы в считанные дни. Так понятнее?
Ага, мой юный разумом собеседник понял, что сглупил с просекой и теперь вместо смайликов в его речи — горячий пафос. Горячий, но не разумный. Вот, например, первая же фраза: «А зачем губить деревья, когда проще поставить трамплин уже на склоне?» Что он хотел сказать? Что на склоне деревья почему-то не растут? Вряд ли. Растут точно так же, как и на ровном месте. Понимает ли он, что трамплины ставят НАД склоном, чтобы после прыжка спортсмен имел возможность скатиться по склону, а не разбиться? Вроде бы должен понимать, он же рекомендовал себя как знатока трамплинов. Тогда почему он пишет такие странные фразы? Пепел стучит в сердце?
(Если серьёзно, то в лесистой местности трамплины всегда так и ставят: над склоном, потом делают просеку, если надо засыпать старицу, то и старицу засыпают, не вопрос; обычное решение, откуда столько страсти?)
В 80-м году Старица Оки была проточной, с быстрым течением
«На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами. В Солотче есть электричество.
Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха.
За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая стару-ха. Она строго посмотрела на меня синими глазами и комнату сдать отказалась. За ее плечом я разглядел стены, увешанные картинами.
На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями.»
Паустовского уже можешь читать, точно представляя о чем он писал:
По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.
В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.
Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.
Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра.»
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосновый бор, ландышевые и земляничные поляны, про сосновые шишки и кафе «Лесная сказка»
Солотча находится в 25 км от Рязани. Выезжать из города нужно по улице Есенина. Единственное, автопутешественники — будьте в курсе, что участок улицы Есенина от Театральной площади с односторонним движением. Это означает, что вместо того, чтобы вам прямо и быстро выехать из города в Солотчу, нужно тратить время на объезд по боковым и непонятным улицам. Дорога до Солотчи хорошая.
Чтобы понять, что такое Солотча — хорошо бы взлететь и посмотреть на неё сверху вниз. И увидеть под собой голубую нитку реки и море сосновых шапок. Это для тех, у кого развито пространственное воображение.
Те, кто воспринимает мир больше через чувства, лучше представить себе как пахнут сосновые стволы на солнцепёке. Как звучат шуршащие удары сосновых шишечек о пружинистую мшисто-травяную шубку земли или о вашу шевелюру. Как огромные ландышевые заросли обнимают ноги сосновых великанов. Как через сухие сосновые иголки улыбаются солнцу облака цветов земляники. А ещё лучше — вскочить на велик и разорвать скоростью обволакивающий сосновый воздух. Или просто наполнить им себя с ног до головы неспешно плывя в прогулке по виткам стежёк-тропинок. А можно и в шортах купальниках беззаботно устремиться куда-то в глубь бессчетной сосновой шеренги — там же прохладная река, и даже дюны, и видны запутанные корни сосен, растущих на высоком берегу-обрыве. В Солотчинских борах — прячутся санатории и дома отдыха.
Для тех же, кто любит факты, вот информация: Солотча — это край необъятных лесов Мещеры. (В слове «Мещера» ударение на последнем слоге). Мещера ещё издревле была поделена между тремя княжествами на Московскую, Владимирскую и Рязанскую. Километрами тянутся болота — мшары. А леса Мещеры густы, дремучи и таинственны. Говорят, есть места, где останавливается время…
Мы едем сюда, чтобы увидеть Солотчинский женский монастырь, который, если описать одним словом, то это будет — теплота. Если несколькими, то добавлю — тишина и радость. Монастырь находится прямо в центре Солотчи. Солотча — это ведь маленький премаленький городок. Её можно было бы назвать большой деревней, но этому мешает центральная забетонированная площадь, возглавляемая до сих пор Ильичем, с чахлыми неухоженными посадками на клумбах. Взгляд статуи долбит монастырскую стену. Припарковались. Вошли.
Солотчинский монастырь — основал через 10 лет после Куликовской битвы (в 1390) князь Олег Рязанский. Здесь же он принял постриг и схиму и ещё через 12 лет (в 1402) нашел последнее упокоение. Почему-то я часто встречаю разночтения — в одном месте пишут, что монастырь Покровский (во имя Покрова Пресвятой Богородицы), в другом, что — Рождество-Богородицкий (во имя Рождества Пресвятой Богородицы). Деталей не нашла. Видимо, когда было его переосвящение.
Первый храм монастыря, возведенный при князе Олеге, действительно, был Покровским, стоял на берегу Оки, и позже в нём была установлена гробница князя Олега (в схиме Иоакима) и его жены княгини Ефросиньи (в иночестве Евпраксии).
В 16в. построен прекрасный белокаменный Рождественский собор (в центре). Его стиль — древнерусский.
В 17в. достраивается Духовская церковь (во имя Святого Духа) с Трапезной (слева), Святые ворота с надвратной Предтеченской церковью (во имя Иоанна Предтечи), а также Колокольня и кельи (слева). Строит — Яков Бухвостов. Стиль — нарышкинское барокко. Украшает изразцами — Степан Полубес (если не сам, то его мастерская). Особо красивые изразцовые фигуры четырех евангелистов находятся на надвратной церкви.
В 18в. песчаный берег ополз, вместе с фрагментом (С-З угол) монастыря. Берег реки укрепили, а княжеские мощи перенесли в Рождественский собор.
Мы еще немного погуляли вокруг церкви. Территория монастыря ещё требует и требует труда. Туристов кроме нас было мало. Потом спросили у пожилой монахини, где находится памятник Николаю Чудотворцу, который является копией скульптуры в Демре (Миры Ликийские) — турецком городе, где родился святой. Оказалось это не здесь, т. е. не в монастыре. Надо за площадью выехать на дорогу и немного проехать. Это деревенская часть Солотчи. На этой улице справа мы увидели резной домик с мезонинчиком — музей профессора Ивана Петровича Пожалостина (1837–1909, 72 года) знаменитого медного гравера. Ошибка думать, что вы его не знаете — вспомните классический черно-белый портрет Некрасова, http://www.artsait.ru/art/p/pojalostin/main.htm — это работа Пожалостина, которого называли «выдающимся мастером классической резцовой гравюры». При этом способе гравировки — на медной пластинке косо заточенным стальным штихелем (резцом) мастер вырезает штрихи или «создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек». А при печати заполняет их краской. Рембрандт в Голландии, Гойя в Испании — они тоже были гравёрами. Пожалостин создал около 70 гравюрных портретов, «донесших до нас облик лучших людей 19 века». Но неравная конкуренция гравюры с более дешевыми способами художественной репродукции привела к ликвидации этого направления в Императорской Академии художеств и ссылки художника на пенсию. Он уехал из Санкт-Петербурга в свою родную Солотчу. В его Музей (ул. Порядок, 76, http://www.museum.ru/M1593) мы не зашли по двум причинам — из-за дефицита времени и из-за отзывов людей там побывавших, и назвавших экспозицию «очень скудной». (Почитать про Пожалостина и посмотреть на его портрет можно здесь http://ryazhsk.ru/content/view/25/).
Мы проехали чуть дальше и остановились у ярко-голубой церкви в честь Казанской Божией Матери. Здесь среди цветочных ярких клумб стоит памятник Николаю Чудотворцу — фигура с поднятыми вверх руками на земном шаре. Одна скульптура находится в жаркой Турции в городе Демре. Вторая, её копия — в России, в рязанской Солотче. Поставлена здесь в 2006 г. Скульптор — Раиса Лысенина. На вопрос «Почему здесь в Рязани и почему копию?» — ответ такой: на турецкой родине этот памятник Николаю Чудотворцу раньше стоял в центре города, а потом по неким причинам был демонтирован и перенесен ближе к развалинам храма, где служил святой. Причем без земного шара, который турки где-то «потеряли»… На его прежнем месте сейчас почему-то стоит Санта-Клаус… Поэтому вот именно здесь на рязанской земле люди приняли такое решение — воссоздать его копию и установить вновь…
«…Говорит Господь с престола, приоткрыв окно за рай: „О мой верный раб, Микола, обойди ты русский край. Защити там в черных бедах скорбью вытерзанный люд. Помолись с ним о победах и за нищий их уют“…». С.Есенин
День подходил к середине и нам захотелось утолить уже не только любознательность, но и голод насущный. Вариантов было негусто, вернее всего два придорожных кафе, которые мы видели по дороге в Солотчу. Одно справа, другое слева. Предпочтение отдали второму варианту, под названием «Лесное», которое находилось прямо в сосновом лесу. В буквальном смысле. Одна сосна росла даже из крыши (видимо, её решили оставить, не рубить, и вмонтировали, таким образом, в помещение). Также хочу заметить, что сосновый бор в Солотче — это ого-го какой лес — вот такой вышины, вот такой ширины. Корабельный! Недаром Солотчу называют «воротами в Мещеру», мещерские леса всегда были образом густого, дремучего, непроходимого леса. Так вот мы сразу решили, что сядем на воздухе. Обошли кафе слева и выбрали себе уютный деревянный столик под зонтиком. Пока ждали заказ, немного прогулялись по лесу, среди сосен. Красотища! Меня потрясли огромные ландышевые заросли-плантации, которые расстелились ровным ковром под сосновые стволы. То, что расцветает и благоухает здесь весной — называется, наверное, ландышевые райские кущи. Сосны скрипели, ворчали, ветер застревал в их цепких иголках и, вырываясь, обиженно срывал с сосновых кудрей круглые шишки и швырял их вниз. Всё, что мы заказывали, было вкусно (окрошка, шашлык, салаты), хотя очень медленно обслуживали. Главное здесь — это наслаждение сосновой благодатью.
Заметили, кстати, что по сильно ухабистой дороге внутрь леса ехали и ехали разные машины, загруженные отдыхающими. Там за ним начинается река и пляж. Очень жаль, что сами мы этого не увидели. Читали позже, что здесь очень красивые места. Верим!
И хотя мы торопились в Старую Рязань, которая была следующим пунктом нашей программы, магнетизм сосен и жаркого июньского дня поставил нам невидимый шлагбаум. Мы резко тормознули вдоль прекрасной сосновой стены и кинулись внутрь разгоряченного солнцем бора. Густые вертикали ровных рыжих стволов рябили пейзаж перед глазами. Густой воздух наполнял легкие. Густое солнце било сквозь сосновые облака. Ноги гладил ровный сухой мох, усеянный густыми веснушками цветущей земляники. Мы, как истинные жители мегаполиса, попытались получить полный абсолют наслаждения от этого 15-минутного подарка. Полежали, повалялись, пробежались, покидались шишками, вгляделись в земляничные личики, задумчиво помолчали… И поехали дальше.
«…Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав. В травах к покосу созревает луговая клубника…». К. Паустовский, «Мещерская сторона»