солнце лампочка свеча керосиновая лампа что лишнее
Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (15 стр.)
Примеры грубых расстройств мышления: «Лишнее замОк, остальное построенное человеческими руками, оно деревянное, а замок металлический», «Лишнее замОк, остальное имеет крыши».
Ответы, часто встречающиеся при ОЗГМ: «Лишнее шалаш, потому что остальное можно закрыть на замок», «Пусть будет лишнее замОк, потому что остальное дома. Он, конечно, тоже нужен, но мы представим, что здесь у нас все двери открыты», «Лишнее замОк, все остальное закрывается замком».
9. «Солнце, свеча, керосиновая лампа, лампочка»
Классический вариант ответа больных шизофренией заключается в обобщении по принципу наличия настоящего огня, т. е. исключается лампочка: «Лишнее лампочка, потому что остальное живой огонь», «Лампочка, потому что остальное – это природный огонь», «Лампочка, потому что это искусственное излучение, остальное – естественное», «Лампочка, потому что это электроэнергия, а остальное – натуральный огонь».
Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее солнце, остальное – это придуманные технические средства для добывания света, смастеренные приборы, а солнце светит бесплатно, днем. Остальное может светить и днем, и ночью», «Солнце, потому что остальное земное, а солнце неземное», «Солнце, потому что его Создатель создал, а остальное – рукотворные источники света», «Солнце, остальное используется в доме, а солнце на улице», «Солнце, оно на улице должно быть, а остальное можно включать, оно будет гореть», «Солнце, остальное нужное для глаз, свет, солнце дает тепло», «Лампочка – она просто так не горит, нужно ее вкручивать, остальное поджигать», «Лампочка, потому что остальное – это предметы солнечного света, в лампочке нет огня», «Солнце, потому что оно должно светить над нами, на нас действует, остальные приборы соответствуют, включаются, где необходимо, а солнце сейчас не греет», «Лишнее солнце, потому что оно живое; или лампочка, потому что она только светит, а остальное еще и греет», «Свеча, все это дает свет, но свечу можно задуть, и света не будет», «Керосиновая лампа, потому что когда в нее наливают керосин, то исходит неприятный запах, а от остального исходит аромат», «Солнце, потому что оно светит всегда, никогда не угасает, остальное гаснет», «Лампочка, ее нужно ввернуть, чтоб она горела, а остальное светится само», «Свеча, потому что она быстрее сгорит, чем все остальное», «Солнце, потому что оно не всегда светит, заходит, а остальное всегда светит», «Солнце, потому что оно живое, остальное – это освещающие предметы, неживые, они находятся на других предметах – например, лампочка вкручивается, а солнце находится в небе», «Лампочку нужно ввернуть, чтобы она горела, а остальное светится само», «Солнце всегда горит, а остальное только когда зажгут», «Лишнее солнце, от остального больше света, солнцем нельзя дома пользоваться», «Свечу нужно зажигать спичками, остальное светит само», «Солнце светит от своей силы, остальное от зажигалки», «Солнце, остальное – придуманные технические средства для добывания света», «Солнце, от остального больше света, и солнцем нельзя дома пользоваться», «Лишнее солнце, остальное работает от чего-то – свеча от воска, фитиля, лампада от горючего, лампочка от электричества, а солнце – ему надо, оно взошло, надо – скрылось», «Лишнее солнце, остальное зажигается, а солнце на небе светит, когда может по температуре», «Лишнее солнце, остальное дает свет и днем и ночью, а солнце ночью не дает свет», «Лишнее солнце, потому что оно высоко, его руками не достать, а остальное в обиходе», «Лишнее лампочка, она современная, остальное использовалось в прежние века, солнце было, есть и будет».
Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее керосиновая лампа, потому что ей сейчас не пользуются», «Солнце – сейчас его нет, на улице пасмурная погода, так что необходимо освещение – оно, наверное, нужнее, чем солнце», «Солнце, потому что в остальном нужно участие человека – лампочку ввернуть, зажечь», «Свеча, она здесь не нужна, здесь есть электричество и солнечный свет – сейчас день».
10. «Пуговица, катушка, крючок, пряжка»
Достаточно часто больные шизофренией исключают пряжку, потому что остальное, по их мнению, является предметами шитья: «Пряжка лишняя, остальное нужно пришить, а пряжку надо вставлять», «Пряжка в ремне, остальное в шитье».
Также часто руководствуются признаком материала, из которого сделаны данные предметы: «Лишнее катушка, она деревянная, остальное металлическое», «Если катушка железная, то лишнее пуговица, потому что остальное железное», «Лишнее катушка, потому что она деревянная, а остальное пластиковое, железное», «Катушка, потому что остальное металлическое, а катушка пластмассовая или деревянная».
Другие примеры ответов больных шизофренией: «Катушка, потому что она пустая, не может быть использована, а остальное может», «Лишнее катушка, потому что остальное – это частички одежды. Катушку тоже можно прилепить к одежде, но все-таки это не то», «Катушка, остальное держит ткань», «Крючок для подвешивания, остальное для шитья», «Лишнее катушка, остальное – предметы декора, застегиваются, а катушка без ниток», «Катушка, остальное от одежды, а катушку не наденешь».
Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Лишнее пряжка, остальное пришивают, на катушке нитки», «Катушка, потому что на ней нет ниток пришить все», «Катушка, потому что на ней нет ниток, ничего не пришить, а остальное пришивается», «Пряжка, потому что нитками можно пришить крючок и пуговицу», «Крючок, катушка пришивает пуговицу, пряжку», «Лишнего ничего нет, потому что это все швейное, ниткой скрепляют», «Лишнее крючок, потому что можно обойтись и без него», «Катушка – остальное это то, на что застегивают».
11. «Телефон, балалайка, радио, письмо»
К классическому ответу больных шизофренией относится обобщение по принципу наличия способности предметов издавать звуки, т. е. исключается письмо, остальное объясняется как «Остальное – это звуковые предметы, их можно услышать», «С помощью остального можно слушать музыку», «Остальное говорящее, музыкальное», «Остальные предметы издают звук», «Остальное – звенящее, бренчащее, играющее», «Остальное звуковое», «Издает звук», «Лишнее письмо, потому что это зрительная передача, а остальное – звукоиздающие предметы», «Лишнее письмо, остальное говорящее, поющее, и письмо можно в голове удержать», «Лишнее письмо, остальное объединяет музыка. Радио и балалайка связаны с музыкой, телефон связан с музыкой тем, что может позвонить друг, включить магнитофон».
Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее балалайка – остальным можно передать информацию. Хотя балалайкой тоже можно передать информацию, музыка – способ передать настроение», «Письмо, его нужно писать, а остальное для того, чтобы разговаривать», «Лишнее письмо, остальное предметы, неодушевленные. Письмо рукотворное, оно кому-то лично предназначается, для души», «Письмо, потому что сделано из бумаги, остальное из деталей», «Лишнее радио, ему нужна антенна для передачи информации, в остальных случаях не нужна. Балалайка тоже передает информацию – это духовная связь», «Балалайка, потому что остальное несет информацию, а балалайка только воспроизводит звуки», «Лишнее письмо, остальными предметами можно задействовать слух, а письмом задействовать зрение», «Письмо, потому что это неожиданно появившийся предмет, а остальное находится под рукой», «Письмо, потому что остальное – это предметы общего пользования, эти вещи сделаны из чего-либо, а письмо – это бумага», «Балалайка, потому что все остальное может что-то рассказать словами, а балалайка не может сказать слов, она издает музыку», «Письмо, потому что остальное – это бытовые принадлежности, а письмо – это бумага, не издает звуков», «Письмо, потому что остальное относится к разговорной теме, под балалайку можно петь», «Письмо, остальное передает известия о человеке, предметы пользования человеком, а письмо – это интеллектуальный уровень», «Лишнее письмо, остальное издает сигнал, балалайка – музыку, радио – передачи, например, «Точное время», телефон звенит, по нему разговаривают, а письмо – это бумага», «Лишнее письмо, у остального есть струны – у балалайки есть, у телефона трубка (провод), похожая на струну, а радио же не может просто так работать – там, наверное, внутри струны», «Лишнее письмо, остальное – рабочие инструменты, телефон работает. Письмо – бумага, остальное – вещи. С письмом человек работает».
Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее радио, я информацию могу и по телефону узнать, осталась бы с остальным», «Балалайка, потому что она относится к профессии, а остальное – предметы быта», «Радио, потому что если пользоваться остальным, то радио надо выключить, оно будет мешать», «Лишнее письмо, дома у человека есть радио, балалайка, он разговаривает по телефону. В наше время, когда есть телефон, письма уже не нужны», «Письмо, потому что остальное передает информацию из письма – по телефону, по радио, под балалайку можно спеть песню, если в письме ее текст».
12. «Кровать, шкаф, комод, этажерка»
Среди больных шизофренией распространенным является вариант обобщения по принципу материала, из которого изготовлена мебель, изображенная на картинках: «Лишнее этажерка, потому что остальное – мебель, этажерка сделана из пластмассы, а мебель делают из дерева», «Этажерка из пластика, а остальное из дерева», «Лишнее кровать, она железная, остальное из дерева», «Лишнее этажерка, она обычно из пластика, а остальное деревянное», «Лишнее кровать, остальное деревянная мебель, а кровать железная».
В кабинете у психолога
Проходил несколько лет назад шоферскую комиссию в частной клинике. Последним врачом остался психолог.
Поздоровался с врачом (в), сел на стул и психолог задал стандартный вопрос:
Я сначала считал на ходу, потом заметил закономерность и дошел до отрицательного числа без запинок, думал, что все хорошо и сейчас получу последние справки и пойду домой, но.
Первые 3 страницы ответил правильно, а на 4 встрял)
Есть 4 рисунка: Лампочка, масляная лампа, солнце, керосиновая лампа.
Тут я немного выпал в осадок от манеры общения моего собеседника и начал искать другой вариант ответа. Взглянул на рисунок еще раз. Лампочка, керосиновая и масляные лампы были изображены детально (как в учебниках), а солнце было изображено, как на детских рисунках, в углу, видно лишь четверть рисунка и лучики в разные стороны.
Тут я стал понимать, что спрашивает он, не потому что хочет услышать мои положительные качества,а спрашивает для того, чтобы взбесить меня сильнее, с этой же целью он постоянно перебивал меня.
Улыбнулся, посмотрел на него и сказал:
Он дал мне договорить, а это уже успех, как мне показалось))
Врач перестал щуриться, улыбнулся и я услышал тихий смешок.
После этого он направил меня к девушке, которая выдала мне справку.
ps. Это был самый странный диалог в моей жизни. Я до последнего думал, что справку не получу. И мне даже было обидно, что я так сильно тупил, что пошел в платную клинику, т.к. очереди такие же, как в бесплатных, но в бесплатных всем моим одногруппникам давали справки за ответ на вопрос: «чем отличается стекло от зеркала?».
Диагностика мышления у младших школьников
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение лишнего »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого высокий уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
17. Литература : Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
ПРОТОКОЛ
по методике «Исключение понятий »
4. Социальное положение : обучающийся
6. Самочувствие испытуемого : удовлетворительное
7. Дополнительные сведения : тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель : Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
9. Экспериментальный материал : бланк, секундомер, лист бумаги
10. Инструкция : «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя.
12. Отчёт испытуемого : Задание заинтересовало.
13. Отчёт экспериментатора : Исследование проходило без особенностей, испытуемый быстро и четко выполнял задание.
15. Интерпретация : данные результаты говорят о том, что у испытуемого средний уровень обобщения при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Теоретическое обоснование. Одним из наиболее распространенных в практике исследования всех видов мышления является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно убедительно показать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Так, если испытуемым предъявить несколько названий рек России: Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить «выбросить» одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово «Волга», поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляется ответ «Иртыш» (все остальные названия женского рода), иногда — «Ангара» (является притоком). По степени обобщенности признаков ответ «Волга» наиболее правилен.
Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол (или сервант), шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
Обработка результатов. При сравнении собственных ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах: 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову, а 0 баллов означает, что испытуемый не смог выбрать правильно ни одного слова. Результаты суммируются.
Интерпретация результатов. Максимальное количество баллов равно 48, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
Тест из набора патопсихологических методик С.Я. Рубинштейн. Многое о нём рассказано в её одноимённом пособии и в «Патопсихологии» Б.В. Зейгарник
ИНСТРУКЦИЯ испытуемому: здесь(на картинке) четыре предмета. Три из них имеют что-то общее, а четвёртый – лишний. Найди и назови один лишний объект и объясни, почему он лишний, что общего у остальных трёх.
1. КЛЕВЕР, РОМАШКА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОШКА
2. ЧАСЫ С МАЯТНИКОМ, БУДИЛЬНИК, НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ, МОНЕТА
3. СОЛНЦЕ, ЛАМПОЧКА, КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА, СВЕЧА
4. БОТИНОК, САПОГ, ТУФЛЯ, НОГА
5. САМОЛЁТ, ВЕНТИЛЯТОР, ГВОЗДЬ, ПЧЕЛА
6. СЕКУНДОМЕР, ОЧКИ, ВЕСЫ, ТЕРМОМЕТР
7. ПОРТФЕЛЬ, КОШЕЛЁК, ЧЕМОДАН, КНИГА
8. КРОВАТЬ, ЭТАЖЕРКА, ШКАФ, КОМОД
9. ЗОНТИК, ФУРАЖКА, БАРАБАН, ПИСТОЛЕТ
10. РОЗА, ШУБА, ЯБЛОКО, КНИГА
Жирно выделены лишние объекты.
В последних двух наборах явного лишнего нет. Они предназначены для выявления шизофренических нарушений мышления.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА:
1. Есть ли разделение по принципу «живое – неживое», «естественное – созданное человеком».Наличие такого разделения – важнейший показатель интеллектуальной сохранности испытуемого.
2. Сформирована ли способность к родо-видовому анализу, типа: «звери», «осветительные / измерительные приборы», «обувь» и т.п. Такая способность демонстрирует высокий уровень вербально-логического мышления.
3. Бывает обобщения по функциональному признаку: «это всё надо для того, чтобы…. (нечто делать)»,по признаку материала(«это всё из дерева / металла / стекла») – это менее высокий уровень вербально-логического мышления, чем родо-видовое обобщение. Указывает на незрелость, инфантилизм мышления (после 7 лет).
4. Случайные обобщения типа «они все тикают», «это всё есть у военного», «у меня дома такие есть», «оно всё нужно, а это нет», а также неспособность выбрать один лишний предмет указывают на интеллектуальную неполноценность, а иногда на патологические особенности мышления (шизофренического, эпилептического характера).
4.1. На шизофрению и шизоидность могут указывать: странные, вычурные критерии обобщения предметов; отсутствие родо-видового разделения; резонёрство (бессмысленное философствование, псевдо-глубина осмысления); соскальзывания (забыл о цели задания, рассуждает о чём-то постороннем); лёгкое решение 9 и 10 задания, без пауз, невнимание к явному отличию этих двух заданий от остальных (нет явных критериев для выделения лишнего).
Отличные примеры проявлений патологического мышления в этом тесте есть в «Патопсихологии» Зейгарник.
4.2. На эпилептоидность – традиционно — указывают застревание на одном признаке (во всех наборах один и тот же критерий разделения предметов), вязкость (излишнее и мелочное погружение в детали).
5. На интеллектуальные трудностиуказывают:
— неспособность верно решить задания (уже семилетний ребёнок может допустить максимум 3 ошибки, всё остальное считается уровнем отставания)
— слабое родо-видовое обобщение
— ориентация в выборе на случайные, малозначимые признаки
— трудности называния предметов (не понимает, что нарисовано)
— трудности ясного изложения мысли.
Во время проведения теста крайне желательно записывать выборы испытуемого и их обоснования. Это пригодится для анализа особенностей мышления испытуемого и для написания заключения.
Примеры похожих учебных работ
Развитие критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Задание по педагогике и психологии
Задание для самостоятельной работы по лр 8. Тема: социальные опасности и защита от них
. в захваченном помещении в любом понравившемся вам месте. Открывайте сумочки. Не совершайте лишних движений, если ранены. При штурме помещения (салона) ложитесь на п