солнце караул что это такое

Петров день: традиции и приметы на 12 июля

В народном календаре 12 июля – Петров день, Петры и Павлы, Петровки, Петровские гуляния, праздник солнца, играние солнца, навозница. В этот день устраивали народные гуляния, а вечером молодежь ходила в поле «караулить» солнце.

солнце караул что это такое. Смотреть фото солнце караул что это такое. Смотреть картинку солнце караул что это такое. Картинка про солнце караул что это такое. Фото солнце караул что это такое

Православная церковь 12 июля совершает празднество апостолов Петра и Павла, которых за особо ревностное распространение христианской веры еще называют первоверховными. Церковь их почитает как первых проповедников христианской веры. В этот день перенесли реликвии апостолов из Рима в Сан-Себастьян.

Апостол Петр, один из ближайших учеников Христа, проповедовал в разных странах Слово Божие и при этом совершал великие чудеса – исцелял больных, воскрешал мертвых. Он написал два Соборных Послания, был первым епископом Римским. За христианскую веру его распяли в 67 году на кресте вниз головой.

До обращения в веру апостол Павел назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь призвал его к апостольству. За распространение в разных странах веры Христовой Павел перенес много страданий. В 67 году он был обезглавлен в Риме. Его перу принадлежат 14 Посланий.

Апостолы Петр и Павел на Руси занимали особое место. Наиболее чтили святого Петра, который, по народным поверьям, владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая.

Этот праздник почитался рыбаками, потому что святого апостола они считали своим покровителем, оттого еще этот день называли «ловецким» праздником. 12 июля с населения собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечу», которую ставили в храме перед иконой святого, на рыболовецких угодьях устраивали крестные ходы и молебны. Рыбаки ходили в церковь, молились святому о сохранении жизни и о богатом улове.

12 июля: традиции и обычаи дня

День Петра и Павла на Руси считался одним из самых важных «годовых» праздников. К нему заранее готовились: соблюдали Петров пост, убирали и чистили избы, готовили обетные угощения, в желтый цвет красили яйца, запасали хмельные напитки, варили пиво. Обычно день Петра и Павла, как и другие большие праздники, отмечали несколько дней. Вечером в деревнях устраивали застолье, приглашали родственников и гостей, проведывали крестников. В народном календаре этот день вместе с праздниками Аграфены Купальницы (6 июля) и Ивана Купала (7 июля) составляет общий праздничный цикл полного рассвета сил природы и празднуется как его завершающий этап.

К празднику отнесено поверье об игре солнца. В старину верили, что в Петров день на восходе солнце раскидывает ленты, однако увидеть это дано не каждому.

Магическими свойствами обладает «петровская водица». Считалось, что купание в водоемах очищает от «любодейных» грехов. А чтобы человеку всегда везло, нужно умыться водой из трех ключей.

В ночь накануне праздника боялись разгула нечистой силы, злодеяний ведьм и колдунов. Верным средством защиты от них были костры. На перекрестке зажигали костер и бросали в него остатки нового колеса, которое сначала надевали на палку и катали вокруг села, чтобы узнать, в каком доме живет ведьма или колдун. По поверью, напротив жилья чародея колесо разлеталось на части, и в этот момент можно было услышать его крики.

Еще в Петров день «заклинали ведьм»: девушки забирались на крыши «нечистых» построек (сараи, бани, овины), усаживались там и пели песни.

Наши предки связывали этот праздник с летним солнцестоянием. В рощах устраивались игрища (обязательно сооружали качели, напоминающие оборот солнца), водили хороводы, символизирующие солнце. Молодежь вечером уходила в поля солнце «караулить». Ждали восхода солнца и присматривались к нему – кто больше различит цветов в его сиянии, тот будет счастливее всех.

Петров день – последние проводы весны.

В Петровское заговенье в северных регионах «хоронили» весну: изготавливали чучело весны, клали его на носилки и несли в поле, где трепали.

На дворе в это время стоит настоящее лето, день идет на убыль, о чем говорят и поговорки:

Как придет Петро, так будет и тепло.

Петр-Павел жару прибавил.

День убывает, жар прибывает. Однако худое порося и в Петровки зябнет.

В Петровки сухо и день велик.

Петр и Павел час убавил, а Илья пророк (2 августа) два уволок.

12 июля начинается разговенье с Петрова поста. На Руси устраивали ярмарки. «У мужика в июле один праздник – Петров день». В народе недаром июль назывался «страдень»: крестьянам не покладая рук приходилось работать от зари до заката. С этого времени на поля начинали вывозить навоз, потому эту дату еще называли навозницей.

Гадания на день Петра и Павла

Девушки вечером плели венки, которые надевали на голову лошади любимого парня. Если венок не падал и хозяин, вернувшись утром, видел его на голове коня, то осенью девушка смело могла ждать сватов.

Еще девушки на Петра и Павла собирали с 12 полей 12 цветов и клали под подушку с такими словами:

«Двенадцать цветов, двенадцать молодцов! Суженый-ряженый, покажись, ко мне во сне явись».

Во сне девушка должна увидеть будущего супруга.

12 июля: приметы и поверья

Люди, родившиеся 12 июля, твердо стоят на земле. В качестве талисмана им подходит халцедон.

Источник

«Записки без начала». 11 июля. Солнцекараул

В ночь с 11 на 12 июля в Орловской области празднуется Солнцекараул.

солнце караул что это такое. Смотреть фото солнце караул что это такое. Смотреть картинку солнце караул что это такое. Картинка про солнце караул что это такое. Фото солнце караул что это такое

Под видом ожидания восхода солнца молодёжь всю ночь занимается хулиганством: шумит, шатается по улицам, тащит на дорогу всё, что плохо лежит, возводит из всего собранного баррикады.

В основном действо это проходит в сельской местности, где нет полиции, а взрослое население сквозь пальцы глядит на подобные шалости молодых людей.

Надо отметить, что в орловской деревне нет ничего лишнего, что можно было бы вот так махом стащить на дорогу, – у всякой вещи есть свой хозяин. Поэтому даже перемещение бревна с одного места на другое по факту является его воровством и совершается оно в основном в отношении самых беззащитных жителей деревни: одиноких супругов или стариков, неспособных постоять за себя.

Если заглянуть в историю глубже, то можно найти там и причины этой «особости» орловцев. Как известно, русская равнина – это первая суша, показавшаяся из глубин мирового океана 500 миллионов лет назад, а средне-русская возвышенность – остатки древних 20-километровых гор, превращённых со временем водой и ветром в пологие холмы. Эти холмы не позволили леднику 15 тысяч лет назад проникнуть южнее.

Пути всех самозванцев сходились на Оке, оставив орловцам клички «воров» и «проломленных голов».

«У нас в Орле первое правило – чуйкой по голове и под лёд» –предупреждал Лесков.

«Орловский мужик низок ростом, глядит исподлобья», – вторил ему Тургенев.

«Деревянные люди, деревянны мысли и чувства», – сокрушался Андреев.

«Мы кочевники, любим дали», – утверждал наш земляк, композитор Осокин.

Возможно, причина живучести на Орловщине языческих традиций и обычаев в наличии Курской природной аномалии? Но именно благодаря этому и сложился здесь особый орловско-курский диалект, легший в основу современного русского литературного языка.

Источник

«Записки без начала». 11 июля. Солнцекараул

солнце караул что это такое. Смотреть фото солнце караул что это такое. Смотреть картинку солнце караул что это такое. Картинка про солнце караул что это такое. Фото солнце караул что это такое

Под видом ожидания восхода солнца молодёжь всю ночь занимается хулиганством: шумит, шатается по улицам, тащит на дорогу всё, что плохо лежит, возводит из всего собранного баррикады.

В основном действо это проходит в сельской местности, где нет полиции, а взрослое население сквозь пальцы глядит на подобные шалости молодых людей.

Надо отметить, что в орловской деревне нет ничего лишнего, что можно было бы вот так махом стащить на дорогу, – у всякой вещи есть свой хозяин. Поэтому даже перемещение бревна с одного места на другое по факту является его воровством и совершается оно в основном в отношении самых беззащитных жителей деревни: одиноких супругов или стариков, неспособных постоять за себя.

Почему же именно в Орловской области, да и в нескольких прилагающих районах Тульской, Калужской, Курской областей сохранился этот варварский обычай, по времени совпадающий с окончанием праздника Ивана Купалы и днём Апостолов Петра и Павла (так называемым Петровым днём)?

Указанная территория издавна относится к так называемым Верховским княжествам – Новосильскому, Одоевскому, Воротынскому, Карачевскому, находящихся в верховьях Оки. Исторически эта местность является границей Полесья и дикой степи, вятичсй и степняков, Московии, Крима и Литвы. Пользуясь этим, верховские князья постоянно переходили из одного подданства к другому. Долгое время они находились в подчинении языческой Литвы и только после присоединения в начале XVI века к Москве последними на Руси приняли христианство, всего лишь 500 лет назад, поэтому здесь сохранили многие языческие традиции – «бесовской» праздник Ивана Купалы, снохачество и Солнцекараул.

Если заглянуть в историю глубже, то можно найти там и причины этой «особости» орловцев. Как известно, русская равнина – это первая суша, показавшаяся из глубин мирового океана 500 миллионов лет назад, а средне-русская возвышенность – остатки древних 20-километровых гор, превращённых со временем водой и ветром в пологие холмы. Эти холмы не позволили леднику 15 тысяч лет назад проникнуть южнее.

Поэтому Орловщина – самый северный район, где находят стоянки первобытного человека. К тому же она, находясь на пересечении древних торговых путей из варяг в греки и из Европы в Китай, всегда была местом слияния разных языков и рас. Какие только племена ни бродили по её просторам – даки и кельты, киммерийцы и римляне, скифы и готы, кипчаки и половцы, вятичи и хазары. Здесь остановились воины Александра Македонского, здесь остановились орды Тамерлана и Гудериана.

Пути всех самозванцев сходились на Оке, оставив орловцам клички «воров» и «проломленных голов».

«У нас в Орле первое правило – чуйкой по голове и под лёд» –предупреждал Лесков.

«Орловский мужик низок ростом, глядит исподлобья», – вторил ему Тургенев.

«Деревянные люди, деревянны мысли и чувства», – сокрушался Андреев.

«Мы кочевники, любим дали», – утверждал наш земляк, композитор Осокин.

Возможно, причина живучести на Орловщине языческих традиций и обычаев в наличии Курской природной аномалии? Но именно благодаря этому и сложился здесь особый орловско-курский диалект, легший в основу современного русского литературного языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *