сокровенная суть человека что включает в себя
«Чужая душа – потемки» – так гласит старая народная поговорка. И это правда. У каждого человека есть глубоко внутри нечто тайное, о чем не знает никто, что-то дорогое и от этого хрупкое. То, что сокровенно – это цели и надежды, скрытое, что никто и никогда не покажет другим, ведь оно самое дорогое.
Что означает?
Вначале было слово. Понятие «сокровенное» происходит от русского «сокрыт», что значит «спрятан» или «прикрыт». Слово используется тогда, когда речь идет о высоких материях – любви, надеждах и желаниях. Сломать самое сокровенное – это нанести человеку глубокую обиду, низвергнуть его в пучины отчаянья, ведь это самое дорогое, что у него есть.
Иногда понятие используется в отношении людей. «Сокровенный человек» – самый дорогой и любимый, возможно, о нем никто не знает. Если рассказать, то осмеют или обругают. Такое сочетание слов означает, что никого дороже нет и, возможно, не будет.
Но все же сокровенное – это понятие эфемерное, легкое и неуловимое, оно существует как в мыслях всех людей, так и у каждого человека. Разница лишь в том, что, если брать все общество разом, то слово становится лишь обозначением наличия. Ну, а если взять отдельного индивида, то речь пойдет уже об определенных вещах, которые ему дороги.
Значение для каждого
То, что сокровенно – это те самые вещи, которые у каждого свои, собственное сокровище, которое нельзя отдавать другому, иначе существует риск его лишиться. Оно может быть совершенно детским, иногда и жестоким, это слишком объемное понятие, чтобы описать его всего парой слов.
Стоит, пожалуй, начать с желаний. Они порой руководят человеком. Сокровенные желания могут быть любыми. Например, девочка шести лет хочет стать русалкой, а взрослая женщина мечтает завести бабочек. Им обеим приходится это скрывать. Малышка не может сказать потому, что жестокая реальность уничтожит все на корню. А у женщины могут быть жестокие стереотипы, обоснованные обществом, что среди домашних животных должны быть только кошки и собаки.
Сокровенные надежды – другой вид скрытого. Каждый человек во что-то верит, и страх потерять все откладывается глубоко в подсознании. Например, у многих девушек, которые только что расстались с парнем, есть сокровенное желание. Оно гласит: хоть бы он вернулся. Но сказать маме или подруге она не может. Скорее всего, именно потому, что ее не поймут.
Тайное и явное
Оценивать свои тайны нужно здраво. Если то, что сокровенно – это тяжкий груз, он всегда влияет на поведение. Да, иногда тайный посыл становится непреодолимой проблемой, не всегда он несет с собой нечто доброе. В качестве примера можно взять любой плохой поступок. Если о нем постоянно думать и бояться принять, то человек становится подавленным, грустным, иногда и агрессивным. Стоит только один раз простить себя за совершенное, и это состояние пройдет. Но, как известно, самый жестокий судья для любого – он сам.
Не нужно бояться признаться в том, что сокровенно – это очень важная часть становления личности. Но и распространяться о нем не стоит. Пусть лежит в глубине души, так оно будет целее. Если есть друзья и родственники, с которыми можно поделиться секретом без вреда для себя, то это очень хорошо. Груз тайны никогда не был легким.
«Сокровенный человек», анализ повести Платонова
История создания
Повесть «Сокровенный человек» была опубликована в одноименном сборнике 1928 г. Платонов работал над ней в 1926-1927 гг.
Литературное направление и жанр
Вопрос о принадлежности Платонова к определённому литературному направлению очень сложен. Однозначно можно сказать только, что его творчество никогда не вписывалось в рамки социалистического реализма. Платонов – последователь русских реалистов 19 в., при этом многие исследователи находят в его творчестве черты модернизма, а многие даже утверждают, что он на сто лет опередил своё время. Такая повесть вполне могла бы выйти из-под пера постмодерниста.
«Сокровенный человек» имеет черты исторической и философской повести.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема повести – гражданская война как источник человеческого горя, скитаний и смертей.
Основная мысль состоит в том, что человек переживает революции и войны как стихийное бедствие и потом снова живёт природной хорошей и лёгкой жизнью. Вся повесть утверждает превосходство природного начала над социальным.
Важны в тексте проблема смысла человеческой жизни, правоты человека, крушения человеческих жизней в ходе революции и войны. Намечается сатирическая проблематика соответствия ума коммунистических начальников занимаемому им месту, проблема понимания.
Сюжет
Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег. От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.
В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.
Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтёром на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции». Ему нравится быть занятым «общей жизнью».
Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединённых путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая – с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом. Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.
Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвёртый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых. Он спустил под откос навстречу ему гружёные вагоны без паровоза.
За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповреждённым.
Всё-таки коммунисты решили считать Пухова не предателем, а придурковатым мужиком. В пустой цистерне он добрался до Баку, где ждал его Шариков, который тоже стал комиссаром.
Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует своё единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.
Герои
Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишённый чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.
Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живёт по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными. Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки – ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница. Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.
Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.
Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарём советской власти.
Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.
Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».
В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.
Зворычный – помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком. Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.
Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом. Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.
Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаённых охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце. Они – природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.
Стилистические особенности
Время и пространство в повести ведут себя удивительно. Главный герой много путешествует, но времени путешествия почти не замечает «в забвении самого себя», потому что ехать «долго и трудно». Символом истинного путешественника у Платонова выступает ветер, который со смелостью «воюет над беззащитными пространствами». Когда останавливаются поезда, то и время стоит вокруг Пухова, как светопреставление.
Герои преодолевают пространства с помощью поездов, причём они едут в ту сторону, куда везёт поезд, независимо от того, какое направление их интересует, случайно попадая куда нужно.
Пространства сопротивляются продвижению человека по ним. Просторы сухопутные засыпаются снегом, море вздымается валами. Даже тьма ночи подобна каше, через которую нужно продираться. Стихии перемешиваются, как и судьбы людей. Ветер становится твёрдым, капли воды бьют в лицо, как камешки. Во время морской бури меняются местами верх и низ, так что красноармейцы, попавшие в своём катере на гребень волны, оказываются как раз над другим судном и спасаются, прыгая вниз.
Даже история этих лет сравнивается с паровозом, который тащит за собой «груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».
Платонов любит играть словами, совсем как постмодернисты. Он наполняет слова новыми значениями или переосмысливает омонимы. Например, в реввоенсовете сидят задумчивые люди, потому что они задумываются о судьбах государства, человек, состоящий в браке, для друга и для общества бракованный.
Урок по повести А.Платонова «Сокровенный человек» в 11-м классе
Разделы: Литература
Учитель: “Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки…”
Первая фраза повести заставляет задуматься о герое, осмыслить его поступки. Кто же он “сокровенный человек” Платонова?
Какую характеристику даёт себе сам герой?
Ученики: “Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”. (Запись появляется на доске)
Учитель: Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания.
Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.
Сегодня на уроке мы с вами приоткроем покровы с тайного в человеке.
Учитель: Каково значение слова “сокровенный”?
Ученик: Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. Данное определение мы находим в словаре русского языка. В словаре В.И. Даля читаем следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”. (Ученик подготовлен заранее. Запись на доске)
Учитель: Что стоит за понятием сокровенного в человеке?
Ученик: Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.
Учитель: Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке?
Ученик: Через портрет героя, отношение к другим людям, поступки, отношение к себе…
Учитель: Рисует ли нам автор портрет героя?
Ученик: В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Учитель: Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?
Ученик: Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”
Учитель: В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Ученик: Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.
После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.
“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.
Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.
Учитель: Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой.
Ученик:(подготовлен заранее) Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
Учитель: Но наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?
Учитель: Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.
По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?
Ученик: Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?
Учитель: Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
Ученик: Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Учитель: Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.
Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.
Каким мы видим героя в конце пути?
Ученик: Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.
Учитель: Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
Сокровенная суть человека что включает в себя
Вы цитируете параграф из «Агни Йоги» –
«все открыто, все доступно».
Это сказано в приложении к Космосу.
Конечно, весь Космос открыт для познавания.
Но тайны Космоса открываются лишь
в полном соответствии с сознанием
и сердцем вопрошающего, так же и в Учении.
Письмо Е.И.Рерих Л.А.Иогансон от 2 июня 1934 г.
|
Проблема знания и познавательных возможностей человека является основной проблемой, поставленной в Живой Этике. Знание – один из важнейших эволюционных устоев, без которого бессмысленно говорить о развитии человека и его продвижении по лестнице космической эволюции. Знание дает нам возможность разобраться в своей жизни и самостоятельно распоряжаться ей, отличить, что полезно для нашего роста и развития, а что сбивает с пути, дает иммунитет ко злу. Именно знание определяет место индивида на эволюционной лестнице, а обретение знаний является одной из важнейших задач нашего пребывания на Земле. Вместе с тем мы осведомлены о том, что преждевременная выдача знаний может остановить дальнейшее восхождение как индивидуума, так и целого сообщества и причинить немалый вред, поэтому Великие Учителя, направляющие процесс эволюции сознания человечества, руководствуются наилучшим сочетанием возможностей, космическими законами (целесообразности, соизмеримости) и готовностью сознания прогрессивного меньшинства вместить полученное. Этот момент достаточно часто игнорируется или интерпретируется жаждущими немедленного просвещения самым лукавым образом. Теоретически многие с ним согласны, а в практических рассуждениях проявляется недовольство. Что плохого в удовлетворении познавательных потребностей и почему Ведущие что-то скрывают? И действительно, вред не всегда очевиден, особенно когда речь идет не об общественном сознании, а о личном прочтении записей.
Все мы знаем евангельскую притчу о сеятеле, истолкованную самим Христом; она о том, как каждый человек воспринимает Слово Божие в своем сердце: семя, упавшее на дорогу, было втоптано в грязь и склевано птицами, семя на каменистом месте не смогло укорениться и увяло от лучей солнца, семя среди сорной травы не смогло пробиться, и только семя, упавшее на хорошую, добрую почву, взошло, выросло и принесло урожай (см.: Мф. 13:3–23). Иными словами, наше сознание может стать полем проявления высших энергий при условии, что оно подготовлено, не занято низшим, оберегается от расхитителей и агрессивное воздействие внешней среды не вызовет гибели посева. Воздействие это неизбежно, во-первых, потому что старое никогда не сдает свои позиции без боя, во-вторых, сила и жизнестойкость живой системы возрастают от сопротивления – таков закон развития. Главное, правильно оценить степень опасности и предел прочности, чтобы они не стали фатальными, качество почвы, благоприятное время и климатические условия. И это могут сделать только сами Сеятели. Далее за всходами нужно ухаживать – это уже задача доверенных сотрудников. Рерихи были вестниками космической эволюции в ХХ веке, стараниями которых эволюционный импульс, несущий новые знания и высокую энергетику, был внедрен в культурное поле нашей планеты. Можно ли сказать, что семена, посеянные заботливой рукой вестников, попали на добрую почву? Отчасти да. Интерес к рериховскому наследию в нашей стране огромный и неподдельный. Всходы есть. Случившаяся с общественным Музеем чудовищная трагедия ставит перед нами другой вопрос: сможем ли мы создать подходящие условия для развития этих ростков, чтобы они не погибли от непогоды, не были задушены сорными травами и получили шанс превратиться в прекрасные крепкие деревья, способные принести нужные планете плоды?
Елена Ивановна Рерих прекрасно понимала, что новое мировоззрение, изложенное в Учении Живой Этики, встретит на своем пути немало трудностей, осуждение и открытое противодействие со стороны носителей старого сознания, и пройдет немало времени, прежде чем оно войдет в научный оборот и «ляжет основанием воспитания и появления нового человечества». Именно поэтому большинство ее дневников имеют жестко установленные сроки публикации. «Сокровенное нужно оберечь, – писала она. – Много завистников, желающих погибели, много тайных врагов. Главное, чтобы раньше времени не пустить по ветру. Умение охранить сокровенное есть признак расширенного сознания» (письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 6 мая 1937 г.). «. Мне очень трудно сейчас, особенно эти дни, когда весь мой организм находится в таком напряжении из-за сотрудничества с В[еликим] Вл[адыкой] в космическом строительстве и созидании. Объяснить мое внутреннее состояние и участие в таком сотрудничестве никому не могу, да и ни к чему, сочтут за сумасшедшую и осудят, что повредит книгам Учения и многому другому. » (письмо Е.И.Рерих З.Г.Фосдик и Д.Фосдику от 26 октября 1950 г.). «Большое знание не прощается и всегда вызывает злобный антагонизм толп и середняков. Потому Великие Учителя во всех веках заповедали говорить по сознанию слушателей. Отступление от этого мудрого завета всегда кончалось гибелью многих светлых начинаний и человеческих жизней» (7 мая 1938 г.).
Многое из того, что происходило в жизни Елены Рерих – и внешней, и тем более внутренней – выходит за рамки нашего опыта и наших представлений об окружающем мире. В судьбе Елены Ивановны задействованы силы космического масштаба, которые обусловили ее появление на нашей планете в данный эволюционный момент, вели ее по жизни, с которыми она находилась в непрерывном взаимодействии. События ее жизни – сотрудничество с Космическими Иерархами, участие в Их эволюционной работе, прохождение огненной йоги и многое другое, о чем мы имеем представление только на словах, – не вписываются в наши привычные рамки и не подгоняются под привычную нам картину мира. Все вышесказанное тем более относится к Собеседнику и Учителю Елены Ивановны – Высокому Космическому Иерарху, возглавляющему Твердыню Света. Способны ли мы хотя бы в общих чертах воссоздать Его мир, мир Носителя высочайшего сознания, говорить о его реалиях, событиях и их взаимосвязи? Ответ очевиден – для этого нужно самим находиться на такой же эволюционной ступени. Поэтому какие-либо претензии на исчерпывающее представление круга вопросов, изложенных в дневниках Елены Ивановны, правильную интерпретацию диалогов и понимание контекста того или иного высказывания Учителя – контекста в широком смысле, предполагающем знание обстоятельств и фактов объемной и многомерной действительности – едва ли уместны. Неумение задать себе вопрос, а что именно я вижу – реальность, в которой жила и творила Елена Рерих, или то, что позволяет уровень моего развития, приводит к весьма своевольным трактовкам, которые выдаются за открытия и новаторские идеи. Работы В.А.Росова изобилуют подобными уродливыми проекциями: культурное строительство преломляется в политическую деятельность, пространство нового сознания и нового человека – в конкретное государство, хотя, казалось бы, все эти моменты не являются чем-то запредельным, а подробно отражены и в Живой Этике, и в трудах и документах самих Рерихов. Итак, что же происходит в нашем сознании, когда оно пытается воспринять информацию, к усвоению которой не готово?
Философия космической реальности, Живая Этика, рассматривает любую проблему или явление с точки зрения энергетической, с учетом существования миров различных состояний материи, тесно взаимодействующих между собой. По сути своей тексты бесед Елены Ивановны со своим Учителем (дневниковые записи) – огненные мысли Космического Иерарха, пробившиеся в плотный мир усилиями его ближайшей сподвижницы, которая уловила эти мысли, преломила их в своем сознании и облекла в форму слова. Без такой трансформации через сознание Елены Ивановны эти высочайшие мысли были бы недоступны восприятию людей в силу огромной разницы в вибрациях. Письма – плод ее собственного мыслетворчества. Тонкая форма текстов Учения и писем – переплетение мыслеформ, цементирующих и очищающих тонкое пространство нашей планеты, мощнейшие магниты, притягивающие каждого настроенного на их волну. Наконец, плотная форма текстов – то, с чем мы имеем дело в нашем мире, – слова, запечатленные с помощью знаков на бумаге или ином материальном носителе. Таким образом, текст – это объект, объединяющий в себе материю различного состояния и выполняющий функцию посредника между воплощенными в нем мыслями и сознанием читателя. Работа с ним предполагает осознанную настройку на мысленную волну автора, на вибрацию его духа, которая сначала проявила огонь в мысль, а мысль в слово. Как именно наши тонкие структуры реагируют на эти энергии – зависит от состояния нашего внутреннего мира, от качества нашей собственной энергетики. Чем плодотворнее взаимодействие наших энергий с энергиями, транслируемыми автором, чем больший диапазон энергий мы воспримем и ассимилируем, тем полнее, точнее и глубже будет понятое в процессе чтения.
Согласно Живой Этике, рассматривающей все сущее как проявление бесчисленных и разнообразных вибраций, вся наша познавательная деятельность основана на принципе резонанса – явления, хорошо известного в науке. Резонанс есть ответ на вибрации определенной частоты посредством собственной тождественной вибрации. Резонанс внутреннего и внешнего лежит в основе восприятия информации, исследований неизвестного, научных открытий и творческих озарений. Отсюда ясно, что для того чтобы звучать на мысли, чувства и эмоциональные состояния, транслируемые автором текста, нужно иметь в себе тождественные вибрации. Степень вибрации мыслей зависит от качества духа и уровня сознания человека, в котором они проявляются. Сравнительно несложно будет понять автора, с которым мы обитаем на одном эволюционном этаже, но если мы хотим увидеть панораму, открывающуюся жителям следующего, необходимо на него подняться. Иного способа преодолеть разрыв в знаниях и опыте не существует. Чтобы настроиться на огненную мысль, некогда возникшую во внутреннем пространстве высокого духа, необходима встречная энергетическая посылка соответствующего уровня и качества. «Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации», – объясняет Елена Ивановна в одном из писем (письмо А.М.Асееву от 6 мая 1934 г.). Поэтому в случае работы с текстами Живой Этики и писем понимание превращается в бесконечное восхождение, или преодоление энергетической дистанции между нами и Авторами. Понимая их, мы точно бы поднимаемся по спирали, некогда проложенной авторской мыслью, и с каждым шагом нам открываются глубины и новые грани даваемого знания.
Посягнувший на то, что пока недоступно и недосягаемо в силу нашего эволюционного уровня, не в состоянии ассимилировать энергию и переработать информацию: запретный плод сбит палкой и надкушен, ферментов для его расщепления в организме нет, у нас иной метаболизм. Что мы имеем? Спектр вибраций объектов познания пока что недоступен; усмотреть их связь с другими явлениями и процессами мироздания проблематично – они находятся за пределами нашего восприятия; опорных знаний нет, поскольку основные положения Учения не усвоены и соответствующий опыт отсутствует; адекватное формирование понятий и представлений, создание в своем сознании системы концептов и образов в результате ассимиляции полученной энергии и осмысления информации невозможно.
При этом, соприкасаясь со словом Высокого Духа, по сути, одухотворенной материей, мы находимся в мощном энергетическом поле (наше сознание есть трансформатор пространственных энергий), и это воздействие неосознанной и непримененной энергии далеко не безобидно. При естественном развитии это поле насытило бы наше сознание, дало силы подняться на ступень выше, высветило наши изъяны и слабые стороны для изживания и проработки. При преждевременном подходе оно отбрасывает, травмирует, проявляет «во всей красе» внутреннего мира, и человек не понимает, что происходит и что с этим делать. Волна возносящая оборачивается волной сокрушающей. Обратите внимание на то, что все чудовищные и нелепые интерпретации книг Учения Живой Этики и трудов Елены Ивановны неизменно сопровождает широкий спектр патологических эмоциональных состояний и расстройств мышления – от агрессивного неприятия и глумления до эйфории, от порождения теорий заговоров до пополнения рядов детей, учеников и собратьев Великих Учителей. Это говорит о том, что срабатывают защитные механизмы психики, которые проявляются в отторжении или изменении информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе, о других, о мире в целом. Здесь имеют место быть практически все виды защитных механизмов, описанных современной психологической наукой: отрицание, вытеснение, проекция собственных характеристик на других, идентификация и т.д.
Психологические защитные механизмы (реакции на травмирующую ситуацию) оберегают нас от отрицательных переживаний, душевной боли, невыносимый мыслей, тревоги, напряжения и многих других негативных факторов, угрожающих целостности личности и стабильности нашей модели мира. Принятие нового – это серьезный вызов в пространстве сознания, поскольку необходимо пересматривать многие свои представления и оценивать многие свои действия по-другому. Отрицание – название этой защиты говорит само за себя – применяющий ее человек отрицает события или информацию, которые не может принять, избегает того, что может внести диссонанс в его систему установок и ценностей, как вариант отгораживается от сферы духовной жизни («Живая Этика – плод богатого или нездорового воображения», «это не для меня», оценки консервативного научного мира). Идентификация – отождествление себя с другим или с группой, наделение себя их свойствами и достоинствами («воплощенцы», «посвященные»). Вытеснение – процесс непроизвольного устранения неприемлемых мыслей, побуждений или чувств; вытесненное осознается в искаженном виде (это уже про нас: морализаторство, уверенность в том, что сказанное в Учении имеет отношение к другим, а сами мы нравственно здоровые люди, у которых нет отрицательных качеств). Проекция – человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что-то извне, а не в своем внутреннем пространстве (выдумки про шпиона, авантюриста и политика, «имиджевые проекты» Тиграна Мкртычева, пожалуй, кураевские трактаты о сатанизме – сам дьякон не живет по заветам Христа). Рационализация – пресечение неприятных переживаний и неприемлемых ситуаций с помощью логических установок и манипулятивных приемов, оправдание своих решений и действий разумными доводами, снижение ценности недоступного опыта (сюда можно отнести все аргументы в пользу чтения дневников, рассуждения о гибкости Плана Владык).
К защитным стратегиям относятся агрессия (один из основных инстинктов, прекрасно сотрудничающий с интеллектом – тот придает ей смысл; примеры: обвинения в оккультизме, содействии силам зла, сектантстве, экстремизме, имеющие целью контроль над территорией и устранение источника негативных переживаний) и создание иллюзий, которые заменяют собой реальную картину мира и позволяют чувствовать себя лучше – правда, ненадолго. К иллюзиям прибегают люди с завышенной самооценкой, в нашем случае те, кому некомфортно живется с мыслью о том, что они являются рядовыми представителями человечества. Почему-то они решили, что все написанное в сокровенных дневниках имеет к ним непосредственное отношение, их уровень развития вполне позволяет пройти через подобный опыт и занять высокое место в Космической Иерархии. Осталось только с Учителем контакт наладить, но это не проблема (подразумевается, что Он будет счастлив заполучить такое сокровище себе в ученики). Такая степень эгоцентризма не только не дает правильно оценить свое место в мироздании, но и приводит к самым плачевным результатам во всех сферах жизни человека.
При этом восторженное восприятие «запретной» информации (а многие набросились на духовное блюдо с радостью, что уже говорит о перехвате управления самостью) ничуть не лучше ее отрицания – вместо роста и насыщения сознания происходит его расщепление, когда создаются иллюзии относительно своего духовного пути, Великих Учителей и многих других вещей, человек начинает жить в придуманном мире, имеющем мало общего с реальностью. Вместо реализации положенных жизненных задач и постепенного восхождения на более высокий уровень бытия он блуждает среди своих фантазий и фантомов сознания, которые представляют собой мыслепродукты, образования тонкого плана, лишенные творческой силы (творчество основано на созвучии огня нашего духа с пространственным огнем), связанные со своим породителем и питающиеся его энергиями. По сути, это то, что называют лярвами. Иллюзии делают восприятие жизненных ситуаций, событий и людей неадекватными, человек начинает взаимодействовать с ними, исходя из своего искаженного видения. Это дорога к психическому расстройству, а если «иллюзионист» обладает медиумистическим строением организма, то к одержанию, потому что из Тонкого Мира могут и ответить, причем не только развоплощенные шутники, но и более серьезные «товарищи». Жизненные силы, отпущенные на воплощение, растрачиваются попусту, а внимание приковывается к тому, что от тебя не зависит или что подпитывать не стоит, вместо того чтобы сконцентрироваться на доступном поле деятельности.
Хотелось бы обратить ваше внимание на еще один тонкий момент, который имеет отношение к восприятию любой информации. Поскольку наше сознание воспринимает хорошо знакомую форму (текст) и только отчасти содержание, то для него этот сосуд, считайте, отчасти пуст. И оно его обязательно заполнит своим содержанием, сознание так устроено, что не терпит пустоты. Мы регулярно занимаемся тем, что вкладываем свой смысл в слова окружающих нас людей, приписываем им свои мысли и мотивы, и сами страдаем от подобных действий. С текстом происходит подобная вещь. Из общезначимого воссоздается свое, и человеку кажется, что все ясно, черным по белому написано, между тем, пересекая границу от плотного к тонкому в обратном направлении, мы устремляемся к ложному фокусу собственных мыслей и установок и принимаем воссозданное нами за вложенное автором.
Для нас соприкосновение с трудами Елены Ивановны есть связь с Иерархией, без которой невозможно какое-либо продвижение по эволюционной лестнице. Елена Ивановна называет Великого Владыку «Создателем нашего сознания» и отмечает, что «истинное понимание приходит к нам через близость и объединение сознания нашего с сознанием Иерарха» (письмо М.Е.Тарасову от 12 апреля 1935 г.), но это объединение может совершиться, только если мы сумеем поступиться своим низшим «я». Человек, пренебрегающий предостережениями Учителей, декларирующий своим выбором неуважение к Их воле и принцип «мне виднее», лишает себя связи с Иерархией, с ее животворными энергиями и обладает мощной самостью, которая сама по себе является первейшим врагом познания и духовного продвижения. Самость препятствует познанию реальности во всей ее полноте, ибо есть отторжение от высшего «я», от мира и людей. В контексте энергетического мировоззрения обособленность – осознанная или неосознанная – означает нарушенный энергообмен. Сознанию доступен ограниченный диапазон частот, а эгоистическое мышление не только притягивает тождественные энергии из пространства, но и создает помехи, препятствующие правильному приему «полезного сигнала». Самость порождает чувство уверенности в адекватности воссозданных представлений. Какие советы может она подать при соотнесении новой информации с собственной картиной мира, нетрудно догадаться. Непонятные ей явления будут подгоняться под привычные схемы, низводиться на свой уровень, неугодное – отбрасываться, а порождения собственного сознания и игры ума приниматься за прозрения и новые подходы. Причина непонимания и кажущихся противоречий (а таковых будет немало) будет приписываться Автору, и это благодатная почва для сомнений, шатаний, разочарования в Учении и умаления Высоких Обликов. Освободиться от пут эгоизма можно только путем развития сердца, а развитое, любящее сердце никогда не пойдет против воли Учителя. Поскольку любовь и уважение – это прежде всего понимание, что другой человек – субъект, воля которого отличается от нашей. Почему он поступает так или иначе – в данном случае с плодами своего творчества, духовного опыта, делом всей своей жизни – это его право, его выбор, его решение. «Главное – полюбить, и тогда не сделаетесь предателями» – говорится в книге «Надземное» (§ 336). Нужно быть нравственно ущербным и бездушным существом, чтобы, зная о строках Елены Ивановны: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» (письмо К.Милликану от 31 июля 1936 г.), испытывать радость по поводу обнародования в обход всех законов – земных и надземных – ее записей.
Изучая письма Е.И.Рерих в качестве основного источника, мы прекрасно осведомлены о том, с какой бережностью и осторожностью она призывала своих учеников касаться темы прошлых воплощений, Космического Права, сокровенных переживаний. Игнорирующие эти моменты демонстрируют чудовищные провалы в области этики – отсутствие элементарного такта и понимания, чем сокровенное отличается от публичного и почему личное называется личным. Однако дело здесь не только в этике, точнее, этика неразрывно связана с космическими законами. Для обучения, уважения и устремления нужна дистанция. Когда тайные, сокровенные вещи выставляются на всеобщее обозрение, эта дистанция уничтожается, нарушается субординация – сам иерархический принцип. Происходит не подъем вверх, обретение силы и опыта своими усилиями, а «заземление», низведение того, что выше нас – заземление в своем сознании. Это иллюзия развития и обладания знанием. Это самое настоящее панибратство с Великими духами. Если Иерархию не уважать и не соблюдать ее законы, сама концепция роста и развития – то, что мы называем эволюцией, теряет смысл. Коль скоро энергетическая дистанция между нами и Космическими Иерархами не воспринимается, то и преодолевать нам нечего. Нет никакой разницы между субъектами эволюции, обладающими высочайшим уровнем сознания, огромными знаниями и опытом, и теми, кто только знакомится с Учением жизни. Человек начинает требовать равенства везде, куда он влез, у него на все есть свое мнение, потому что он где-то что-то читал на данную тему, он отказывается от фокуса Истины и смысла. Уходит интерес к самостоятельному поиску, исследовательский азарт, притяжение Тайны, которые тоже дает дистанция. Беспредельность познания свертывается в точку – таковы побочные эффекты вкушения «запретного плода».
Для всех претендентов на немедленное обладание сокровенными знаниями характерна одна и та же методологическая ошибка: подмена внутреннего внешним, когда второстепенное берется за основу, а сокровенное выставляется на обозрение. Ими движет желание получить что-то извне, не прилагая собственных усилий (не считая драки за «кормушку», от которой их прогоняли «жадные хранители»), вместо того чтобы упражнять свои познавательные способности, развивать сердце – главный канал восприятия, связывающий нас с невидимыми мирами, и взращивать духовные опоры, которые позволили бы прочно стоять на ногах и продвигаться дальше. Рука об руку с желанием поменьше вкалывать и побольше получать идут неоправданные претензии, что «искателям» чего-то недодали, а должны были дать, их воображение рисует картины легких достижений, которые сваливаются на голову, стоит только сказать – хочу! Между тем человек, не ищущий знания самостоятельно, жаждущий готового, деградирует, слабеет. Вместо естественного развития психической энергии в процессе преодоления трудностей, борьбы со своими худшими качествами, напряженного труда (а работа над книгами Учения – это труд ума и сердца, ассимиляция высоких мыслей и понятий нашим сознанием, поиск ответов на вопросы, размышление над прочитанным, не говоря уже о его применении, требующем волевых усилий) и обретения радости духа, которую несет в себе правильное действие, в том числе и познавательное, он вынужден искать источники энергии вовне, превращаясь в самого настоящего информационного наркомана – в прямом, а не в переносном смысле. Таких «искателей» отличает всеядность, они не брезгуют суррогатами и подделками и готовы на все, чтобы раздобыть «самое последнее слово», по выражению П.Ф.Беликова, ибо считают, что только оно способно их насытить. Уже в книге «Зов» возникает вопрос, как отличить людей, устремленных к познанию и поиску истины, познающих в подлинном смысле этого слова, от тех, кто просто ищет знакомства с чем-либо новым, чтобы пощекотать чувства и почувствовать себя продвинутым. «Снега Гималаев, скрывающие Нас, не препятствия для ищущих в правде, но для любопытствующих» (Зов, 17 июля 1922 г.). «Сердце понимает, где уклонение, где любопытство и где любознательность, – так различайте приходящих» (Сердце, 468). Истинное познавание им недоступно, отмечает Учитель. «Легкомыслие, любопытство, сомнение и неверие – из одной темной семьи. Представим себе великого математика, развивающего сложные формулы перед начальными малышами. Они не только не поймут великих заданий, но немедленно впадут в насмешку неверия. Так же когда кто-то приближается к высшему миру из любопытства, можно ждать всех последствий в виде сомнения и предательства. Если сознание на таком уровне, что позволяет любопытствовать там, где должно быть почитание величия, там нужно предвидеть космический сор. Можно ли приблизиться к высшему миру из любопытства? Скорее, можно положить руку в огонь, – так сомнение будет обуглено» (Аум, 107).
Мы часто говорим о том, что Великие Учителя и вестники приносят человечеству необходимые знания, но означает ли это, что мы эти знания разделяем и можем с полным правом назвать себя их носителями и обладателями? Помните любимое высказывание Л.В.Шапошниковой – «научиться можно, научить нельзя»? Оно как раз о внутреннем и внешнем. По мнению Л.В.Шапошниковой, исследовавшей в своих работах проблему знания на основе методологии Живой Этики, «если мы как следует разберем и рассмотрим знание и сознание, их взаимодействие, мы постигаем тайну эволюции, тайну расширенного сознания. Потому что мы владеем и овладеваем знанием только с помощью развитого сознания. Только это, больше ничего. Никакое образование, никакая информация, собранная здесь, в мире третьего измерения, нам не помогает. Но нам помогает развитие этого внутреннего процесса, который у нас есть». Этимология слова сознание – знание, которое мы разделяем с кем-то, в данном случае с Высшим. Расширение сознания достигается не жадным накапливанием информации, а изменением мышления: высокие, чистые мысли привлекают из пространства сходные по качеству, что приводит к изменениям нашей энергетики (повышению вибраций). Овладение другими частотами дает другой обзор, другие возможности, другое качество познания. Если мы хотим познать Высшее, необходимо прилагать внутренние усилия и подниматься к нему навстречу, изменяя и расширяя свои представления об окружающей действительности, избавляясь от хлама личных мыслей и суетных переживаний и развивая свое сердце. Все это требует немалого времени как в масштабе отдельно взятого индивидуума (чей познавательный аппарат приводится в состояние готовности и утонченности), так и лучших представителей общества (когда создается критическая масса мыслительного процесса и новые идеи и взгляды перенимаются большинством, а новое знание становится частью научной парадигмы). Отсюда понятно, почему действия Учителей обусловлены сроками и почему, говоря о космической эволюции, прибегают к метафоре лестницы, но не лифта или иного технического средства, преодолевающего расстояние (пройти путь нужно своими ногами).
Путь к овладению знаниями неизбежно включает попытку самостоятельного действия и применения их на практике, поскольку до конца мы можем понять только то, что сделали сами. Знание, не примененное в жизни, мертво: оно не дает кристаллических отложений в Чаше накоплений и не умножает огни. «Без применения нет продвижения» («Грани Агни Йоги», 16 июня 1954 г.). В данном случае никаких знаний мы не получили, а нахватались информации, которую не в состоянии переработать и которая захламляет, отягощает наше сознание, в лучшем случае рассеивается. И если Космическое Сотрудничество и Строительство, упоминания о которых мы встречаем в письмах Е.И.Рерих последних лет, не наш удел (нам остается только преклониться перед ее исключительной самоотверженностью и скромностью – нашими земными путями прошел Космический Иерарх), то попытки реализовать прочитанное в области психофизиологии и исследования энергетического аппарата человека, вне всякого сомнения, будут иметь место. Перед человечеством действительно стоит задача познания и принятия новых энергий, однако решается она путем обуздания низшей природы, очищения мышления и развития сердца. Без серьезной внутренней работы, долгих лет испытаний и, самое главное, непосредственного водительства Учителя ни о каком огненном опыте не может быть и речи. Любопытство вкупе с самомнением не позволяют этого увидеть и толкают человека на опасный путь. Практические усилия в виде искусственной активизации центров, форсированного развития психической энергии гарантированно приводят к плачевным последствиям в виде разрушенного здоровья, развития медиумизма, одержания – мысль об этом проходит красной нитью через все тома Писем Матери Агни Йоги. «Учение давалось и дается широко, и много можно помочь людям в их исканиях без переполнения их сознания и нарушения сокровенных пределов. В изданных книгах Учения обозначен предел знания, которое может быть вмещено лучшими сознаниями, и из этого материала можно выбрать каждому по сознанию. » (письмо Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису от 29 ноября 1938 г.).
Нарушители очень любят ссылаться на закон свободной воли. В «Гранях Агни Йоги» по этому поводу есть отличное выражение – «свободная двуногая воля» – это не та воля, которая является энергией духа, а своеволие самости, для которой существует единственный аргумент – хочу и получу. Вопрос определения круга чтения – личное дело каждого, мы все взрослые люди, которые сами распоряжаются своей жизнью и несут ответственность за свой выбор. Да, нужно полагаться только на себя, слушать свои разум и сердце, но при этом допускать, что помощь Тех, кого мы считаем духовными Учителями, может и не последовать и что для Них мы не представляем ни малейшего интереса. Раз уж играем по своим правилам, не считаемся с Их решениями, на предупреждения не реагируем. Готовы ли мы к такой степени свободы и самодеятельности (которую правильно было бы назвать богооставленностью) или, может, лучше все-таки скромнее оценивать свои способности и прислушаться к Тем, чьи знания и опыт несоизмеримы с нашими?
Я не затрагиваю негативные последствия несвоевременной публикации записей в общественном сознании – они вполне предсказуемы; все мы убедились на своей плотной оболочке, что представляют собой «радетели о Наследии» и насколько доброжелательно воспринимают они изложенное в Живой Этике мировоззрение. Проводники темных сил разрушили и разграбили наш общественный Музей, поскольку высокая энергетика рериховского наследия им нестерпима. Для них это вопрос жизни и смерти. Энергетический центр, который был создан С.Н.Рерихом в Москве, – это по сути центр будущего развития, а мы знаем, что Магниты, заложенные Учителями, определяют развитие страны не менее чем на тысячу лет. Сегодня видимые Магниты захвачены: Знамя Мира спущено, Музей демонстративно уничтожен, картины вывезены, хранилище Отдела рукописей пусто, усадьба отобрана и осквернена и даже буддийская ступа доведена до плачевного состояния. Просветительская акция ГМВ под патронажем Министерства культуры, которое внезапно озаботилось духовной составляющей Наследия, преследует отнюдь не просветительские цели, и нужно хорошо понимать, для чего оно играет на своей лире и кто заказывает музыку. Эгоистичное желание прокричать последнее слово в многолетнем споре о дневниках и продемонстрировать всем, кто здесь победитель, приведет к сходу лавины, которой будут сметены все – и действовавшие, и бездействовавшие, и считающие себя наблюдателями, и невинные души, привлеченные шумовым эффектом. Спровоцировав событие планетарного масштаба, сознательно поправ все основы и Указания, и ответ придется держать соразмерный – перед Теми, чьи сокровища были предательски выложены на базаре.