согласно выготскому социальная среда и культура являются психического развития чего
Согласно Л.С.Выготскому, социальная среда, культура являются_______ психического развития
Условиями психического развития, согласно теории культурно-исторического развития Л.С.Выготский считал.
Выберите один или несколько ответов:
1. нормальное функционирование мозга
4. общение
Правильный ответ: нормальное функционирование мозга, общение
Вопрос 5
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Критериями периодизации психического развития по Д.Б.Эльконину являются:
Выберите один или несколько ответов:
1. ведущий вид деятельности
2. психические новообразования
3. ведущая потребность
4. стадия развития интеллекта
Правильный ответ: ведущий вид деятельности, психические новообразования
Вопрос 6
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Согласно Л.С.Выготскому, социальная среда, культура являются_______ психического развития
Выберите один ответ:
c. источником
Правильный ответ: источником
Вопрос 7
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили:
Выберите один ответ:
a. Д.И.Фельдштейн, В.П.Зинченко
b. П.П.Блонский, А.Р.Лурия
c. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
d. В.И.Слободчиков, А.В.Петровский
Правильный ответ: А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
Вопрос 8
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Общим механизмом функционирования высших психических функций Л. С. Выготский, считал:
Выберите один ответ:
1. прогрессирующие изменения
2. подражание ребёнка взрослому
Правильный ответ: подражание ребёнка взрослому
Вопрос 9
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Ведущим называется тот вид деятельности:
Выберите один ответ:
1. которым ребенок занимается большую часть своего времени
2. все ответы не верны
3. все ответы верны
4. который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Правильный ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 10
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
В основе развития высших психических функций по Л.С.Выготскому лежит:
Выберите один ответ:
2. привязанность ребёнка к матери
3. процесс интериоризации
4. психологическая защита
Правильный ответ: процесс интериоризации
Вопрос 11
Баллов: 1,00 от максимума 1,00
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 158 | Нарушение авторских прав
Проблема специфики психического развития человека (Л.С. Выготский и его школа)
Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию
развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого
органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились
новые человеческие потребности.
Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития.
В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выготский говорил: «Можно ли
конечная форма — «человек будущего» и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек.
Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, что бы в момент, когда складывается
начальная форма. уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми
шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в
отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в
развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не
обстановки, а источника развития».
Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах
материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности.
Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться.
Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отношению к действиям и речи ребенка), задающие
направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство»
существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.
Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в
результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребенок присваивает общество. Все,
что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». От уровня развития
общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства.
Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом,
присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций
Выготский считал подражание ребенка взрослому.
Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со
взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств,
выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического
развития (от социального к индивидуальному).
Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (вспомним
вариативность «природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.
Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе
(стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный,
целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития.
Полноценное развитие слепого, глухого ребенка возможно при специальной организации обучения и общения с ним; и, напротив, нередко самые
благоприятные предпосылки физически здорового ребенка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии
адекватных форм организации детской деятельности. Так, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной
стороны, обусловлен строением слухового аппарата и нервной системы человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под
морфофизиологические особенности мозга и общение.
Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
Теория Л.С. Выготского, как и все последующие теории, которые будут рассмотрены в данной теме, относится к теориям социализации. В психологии развития направление социализации возникло, как попытка определить отношение в системе субъект — среда через категорию социального контекста, в котором развивается ребенок.
Согласно Л.С. Выготскому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности.
Во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством.
Автор теории рассматривает взаимодействие ребенка с социальным окружением как основное условие, обеспечивающее развитие психики и сознания.
Одна из фундаментальных идей Л. С. Выготского — о том, что в развитии психики и поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.
Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и другие знаковые системы; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность, внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).
Л.С. Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития — понятие социальной ситуации развития и понятие психологического новообразования,
Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский имел в виду складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития. (Сапогова, с. 159-160)
Чтобы полностью понять идею Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, необходимо рассмотреть её в контексте представлений автора о соотношении реальной и идеальной форм.
Представление об идеальной форме сложно и многоаспектно. Прежде всего, человеческая культура есть мир идеальных объектов. Это означает, что не только материальные ценности (в первую очередь, орудия труда), но и символы, знаки, идеи, ценности — это все мир культуры, в который входит ребенок после рождения. Человек, развиваясь, встречается как с реальными людьми, так и с миром идей, ценностей, человеческих действий. Например, развитие речи с позиции рассматриваемой концепции выглядит так: ребенок с рождения находится в окружении людей, представляющих общество, владеющих речью. В данном случае речь взрослых выступает той идеальной формой психической деятельности взрослых, которую ребенок должен усвоить, чтобы стать полноценным членом общества. Реально же у ребенка отмечаются врожденные формы вокализаций (гукание, гуление, лепет), которые не имеют ничего общего с речью взрослых.
Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, мир идеальных форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы, образы. Источником развития выступает социальная среда, поскольку именно в ней находятся идеальные формы. Эти идеальные образы ребенок сравнивает с собственными действиями. Это сравнение и выступает источником развития. Посредником между ребенком и средой выступает взрослый, который задает образцы действий, которые ребенок присваивает, делает своими и, тем самым, развивается.
По Л.С. Выготскому социальная ситуация развития описывает психологическое содержание возраста. Она связана с важными характеристиками: социальной средой и отношением ребенка к этой среде. Здесь важно понять, что не среда сама по себе есть источник развития, так как в любой момент развития ребенка окружает «вся» среда, т.е. идеальные формы представлены все и сразу, но не ко всем у ребенка одновременно формируется отношение. Таким образом, для определения картины развития следует не описывать среду, в которой объективно находится ребенок, а выделять те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или только возникает определенное отношение.
Л.С. Выготский фактически выделил две определяющие характеристики социальной ситуации развития: объективную — среду и субъективную — отношение ребенка к ней — и на их сопоставлении строил свою концепцию возрастного развития.
Возраст в культурно-исторической теории представляет собой конкретно-историческую категорию. Это означает, что возраст полагается возникающим в процессе исторического развития, он не дан изначально, не связан с какими-то врожденными характеристиками индивида. Возраст — период, имеющий особое культурно-историческое содержание. Это содержание можно выразить через культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества эти задачи различаются.
Выделив и поняв содержание социальной ситуации развития, сложившейся к началу какого-то возраста, можно выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации развития возникают и развиваются психологические новообразования, свойственные этому возрасту. Возникшие в личности ребенка новообразования приводят к изменению самой этой личности (её сознания, для Выготского два этих понятия, как правило, синонимичны), что неизбежно влияет на дальнейшее развитие. (Марцинковская, с. 264-268)
Психологическое новообразование Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
Вводя представление о новообразовании, Л.С. Выготский теоретически обосновал необходимость выделения стадий онтогенеза.
Л.С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие, вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения — речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т.п.).
Соответственно, возраст Л.С. Выготский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: 1) хронологических рамок отдельного этапа развития, 2) специфической социальной ситуации развития, складывающейся на конкретном этапе развития, 3) качественных новообразований, возникающих под ее влиянием.
В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
На каждой ступени развития всегда есть центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка в целом на новой основе. Вокруг основного (центрального) новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов.
Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с центральным новообразованием, Л.С. Выготский называет центральными линиями развития в данном возрасте, а все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, называет побочными линиями развития. Процессы, являвшиеся центральными линиями развития в данном возрасте, становятся побочными линиями в следующем, и обратно — побочные линии предыдущего возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в новом, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Следовательно, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.
Понимая развитие как непрерывный процесс самодвижения, непрестанного возникновения и образования нового, он считал, что новообразования «критических» периодов в последующем не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, растворяясь и трансформируясь в них.
Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, одно из фундаментальных понятий которой — зона ближайшего развития.
Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что он сможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д. Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или более знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.
Л.С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.
Л.С. Выготский предложил совершенно противоположную позицию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения. (Сапогова, с. 159-162)