согласно чего продлевают сроки по налоговому требованию вперед пандемия
Антивирусный закон: перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и отмена проверок в период пандемии
Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи налоговой отчетности, а также приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие послабления получит бизнес на время борьбы с пандемией.
Перенос сроков уплаты налогов
В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.
Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).
Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.
1. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции.
2. Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.
3. Новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.
4. До 1 июня 2020 года остановлены мероприятия налогового контроля.
5. Временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Уже начатое производство по таким нарушениям осуществляться не будет.
Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года.
Для кого перенесут сроки уплаты налогов
Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.
В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19. Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.
Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.
Перенос сроков сдачи налоговой отчетности
Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.
Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.
Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.
Антивирусный закон: перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и отмена проверок в период пандемии
Перенос сроков уплаты налогов
В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.
Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).
Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.
На 6 месяцев переносятся сроки уплаты:
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции.
2. Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.
3. Новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.
4. До 1 июня 2020 года остановлены мероприятия налогового контроля.
5. Временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Уже начатое производство по таким нарушениям осуществляться не будет.
На 4 месяца переносятся сроки уплаты:
На 3 месяца переносятся сроки уплаты:
На 30 октября 2020 года переносятся сроки уплаты:
На 30 декабря 2020 года переносятся сроки уплаты:
Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март-май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года.
Для кого перенесут сроки уплаты налогов
Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.
В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19. Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.
Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.
Перенос сроков сдачи налоговой отчетности
Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.
На 3 месяца перенесен срок представления:
До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:
На 20 рабочих дней продлен срок представления:
На 10 рабочих дней продлен срок представления:
Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.
Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.
Когда нужно было сдать
Перенос срока в связи с COVID-19
Бухгалтерская отчетность,
не размещаемая в ГИР БО
Бухгалтерская отчетность,
размещаемая в ГИР БО
Изменения налогового законодательства РФ в связи с пандемией
Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения практически во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что в свою очередь не могло не сказаться и на вопросах налогообложения. За последние дни государственными органами подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, на основных из которых мы остановимся ниже.
Меры поддержки налогоплательщиков
Ряд предлагаемых мер призван помочь преодолеть неблагоприятные последствия эпидемии. В фокусе субъекты, которые, по мнению государства, больше всего нуждаются в защите: малый и средний бизнес, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации пострадавших отраслей (туризм, культура, общественное питание и т. п.).
Среди предлагаемых мер поддержки можно назвать следующие.
1. Продление сроков уплаты налогов для малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей
Предусматривается, что для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП [1] ) [2] и ведущих деятельность в пострадавших отраслях, будет введено:
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Правительством РФ (далее – Перечень) и по информации на 30 марта 2020 года включает следующие сферы деятельности:
2. Перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни
Минфин и ФНС России уже разъяснили вопрос о сроках представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год: днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года.
Кроме того, нужно учитывать, что таким образом продлевается время не только на сдачу отчетности, но и на перечисление налогов в бюджет. В частности, уплата налога на прибыль «привязана» к дате сдачи декларации за год (п. 1 ст. 287 НК РФ), что в случае принятия в ближайшие дни данного законопроекта и вступления его в силу позволит на неделю перенести срок уплаты налога.
3. Перенос сроков уплаты страховых взносов микропредприятиями и ИП
Следующая предлагаемая мера — продление сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, для плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в отраслях российской экономики согласно Перечню, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и признаваемых микропредприятиями:
Для индивидуальных предпринимателей продлеваются сроки уплаты страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей.
4. Приостановление проверок
Проектом Постановления Правительства РФ планируется, что до 1 июня 2020 года должны быть приостановлены [6] :
ФНС России приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ установила, что:
5. Продление сроков
Правительством РФ предполагается продлить, в частности [7] :
В результате переноса сроков подачи налоговых деклараций должна также появиться возможность переноса уплаты на три месяца авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку они уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
6. Налоговые санкции и направление требований
Кроме того, налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года), не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, которые в связи с переводом работников на удаленную работу и закрытием офисов физически не смогут вовремя предоставить документы по запросу налогового органа.
Узнайте больше о наших услугах в области налогового консультирования
Предельные сроки направления требования об уплате [8] и принятия решения о взыскании [9] увеличиваются на 6 месяцев, что даст налоговым органам дополнительный временной отрезок для направления требований об уплате и принятия решения о взыскании налогов, страховых взносов штрафов, пени и процентов.
7. Приостановление взысканий
На этом же сайте можно найти перечни налогоплательщиков (гостиницы, санатории, туроператоры, турагенты, авиаперевозки, аэропорты, сфера искусства, культуры, кинематографии и др.), по которым приостанавливается взыскание.
8. Пониженные ставки страховых взносов
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, на начало расчетного периода законопроектом предлагается снизить страховые взносы до 15% со следующей разбивкой:
Меры, направленные на пополнение бюджета
Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.
1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям
Правительству РФ до 25 декабря 2020 года [11] поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.
По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.
2. НДФЛ по вкладам
1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению. Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13% доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.
Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.
[2] Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», подготовлен ФНС России, ID проекта 02/07/03-20/00100768.
[4] Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в третьем чтении Государственной думой 31.03.2020.
[5] Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подписан Президентом РФ 01.04.2020.
[6] Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», подготовлен ФНС России, ID проекта 02/07/03-20/00100768.
[7] Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», подготовлен ФНС России, ID проекта 02/07/03-20/00100768.
[8] Налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
[9] Налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
[11] Перечень поручений по итогам обращения Президента в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны, утв. Президентом РФ 29.03.2020.
Распечатать или поделиться
Хотите получать аналитические обзоры Юникона?
Согласно чего продлевают сроки по налоговому требованию вперед пандемия
Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов при коронавирусе утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление № 409).
Новое постановление Правительства от 07.11.2020 № 1791 (далее – Постановление № 1791) внесло в него изменения, направленные на продление налоговых каникул для малого и среднего бизнеса (МСП). В частности, оно устанавливает, кому и какие сроки уплаты перенесли.
Как перенесли сроки уплаты
Согласно Постановлению № 1791, отсрочка по налогам, авансовым платежам и страховым взносам для пострадавшего из-за пандемии коронавируса малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей будет действовать ещё 3 месяца.
Таким образом, часть налогов и взносов, по которым уже давали 6-месячную отсрочку, можно заплатить в бюджет еще позже.
Для кого продлили отсрочку уплаты
Новые налоговые каникулы продлены в том числе для:
Из вступительного слова Михаила Мишустина на заседании Правительства РФ 12 ноября 2020 года:
“Весной малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели из наиболее пострадавших отраслей на полгода получили отсрочку по налогам и страховым взносам.
Ситуация по-прежнему сложная. Малому и среднему бизнесу, чтобы снизить издержки и восстановиться, требуется дополнительная помощь государства. Поэтому такую антикризисную поддержку для организаций и ИП из отдельных пострадавших отраслей мы продлеваем ещё на 3 месяца – до конца года. Речь идёт о тех, кто работает в области культуры, туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания, в развлекательной и спортивной сферах. Льготы получит и бизнес, который занимается организацией конференций и выставок.”
Однако новой льготой может воспользоваться не весь пострадавший в 2020 году от коронавируса бизнес. Поэтому далее приводим полностью перечень по видам деятельности и кодам ОКВЭД тех, кто вправе воспользоваться продлением отсрочки. Это новое Приложение к Постановлению № 409.
ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОД ОКВЭД
Как видно, права на налоговые каникулы лишились, например, сфера автоперевозок и непродовольственная розничная торговля. Им продление отсрочки не положено.
Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, во всех деталях рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс:
На какие платежи распространяется продление отсрочки
На основании Постановления № 1791 еще на 3 месяца продлен срок уплаты:
Отметим, что изначально крайний срок по этим платежам был перенесен на 6 месяцев, а в ноябре 2020 года – соответственно на 9 месяцев.
Дополнительно на 2 месяца продлён срок уплаты авансов по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организаций за 1 квартал 2020 года. Их нужно было перечислить в бюджет не позднее 30 октября, а по новым правилам – до 30 декабря 2020 года.
Уплата НДФЛ в условиях пандемии
Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Во-первых, ситуация с коронавирусной инфекцией повлияла на порядок уплаты практически всех налогов в текущем году. Коснулись ли эти изменения подоходного налога (НДФЛ), который работодатели обязаны уплачивать в качестве налоговых агентов при выплате дохода физическим лицам?
Во-вторых, в этом году работодатели несут ряд специфических расходов – в том числе на покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), антибактериальных средств (санитайзеров), на проведение тестов на наличие вируса, на доставку работников к месту работы и обратно. Но появляется ли в этих случаях у работников налогооблагаемый доход?
В-третьих, многие работодатели были вынуждены перевести работников на «удаленку», что, в свою очередь, повлекло за собой затраты на обеспечение этого процесса. И тут тоже возникают сложности с НДФЛ.
Работодатели не получили отсрочку по уплате НДФЛ
Правила переноса сроков уплаты, а также предоставления отсрочек и рассрочек для организаций и ИП из пострадавших от пандемии сфер деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил сроки уплаты налогов могут быть продлены на период от трех месяцев до пяти лет. Главное условие для получения этой преференции – осуществление деятельности в отрасли из числа наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
В названном пункте говорится, что отсрочка и рассрочка уплаты налогов из-за распространения COVID-19 предоставляются в соответствии с положениями ст. 61 НК РФ. То есть в порядке, предусмотренном для отсрочки или рассрочки по причине стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. А в п. 9 ст. 61 НК РФ прямо сказано, что положения этой статьи не распространяются на налоговых агентов. А значит, работодатели не вправе рассчитывать на отсрочку или рассрочку уплаты НДФЛ, удержанного с доходов работников. Подтверждение – Письмо ФНС России от 23.06.2020 № СД-18-3/1034@.
К сведению! Для ИП, уплачивающих НДФЛ за себя, предусмотрена отсрочка по уплате данного налога. Согласно абз. 3 и 4 пп. «а» п. 1 Правил для предпринимателей из пострадавших отраслей перенесен срок уплаты НДФЛ:
за 2019 год – с 15.07.2020 на 15.10.2020;
за I квартал 2020 года – с 25.04.2020 на 26.10.2020;
за полугодие 2020 года – с 25.07.2020 на 25.11.2020. При этом согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП освобождены от уплаты авансового платежа по НДФЛ за себя за полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж, исчисленный за I квартал 2020 года.
Также для этих ИП предусмотрена рассрочка по уплате НДФЛ – налог (авансовый платеж) они могут перечислять ежемесячно равными частями в размере 1/12 начисленной суммы не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится новый срок его уплаты (п. 1 Правил). Тем самым в части уплаты НДФЛ за себя ИП предоставлена годовая рассрочка.
Выплаты медработникам и другим лицам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом
Изначально Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ было установлено освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ). Это освобождение действует в отношении выплат, произведенных с 01.01.2020.
К сведению: правила финансирования таких выплат из федерального бюджета установлены постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.
В дальнейшем Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена. Теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем освобождение распространяется и на медицинских работников, и на тех, кто оказывает социальные услуги гражданам, заболевшим коронавирусной инфекцией.
Таким образом, денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, полученные медицинскими и социальными работниками начиная с 01.01.2020 в размерах, предусмотренных правительственными правилами, источником поступления которых являются федеральный или региональный бюджет, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ (см. также письма ФНС России от 11.06.2020 № БС-2-11/1176@,от 15.06.2020 № БС-4-11/9761@, от 21.05.2020 № БС-4-11/8348@ и др.).
Выплаты, производимые за счет субсидий
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены правила предоставления субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях, субсидии в размере 12 130 руб. на одного работника.
Согласно п. 1 этих правил целью предоставления такой субсидий является частичная компенсация затрат ее получателей, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Если за счет полученной субсидии выдана зарплата, с нее необходимо удержать НДФЛ. Дело в том, что эти выплаты подпадают под понятие «доход», предусмотренное гл. 23 НК РФ. Кроме того, они не названы в ст. 217 НК РФ, определяющей перечень освобождаемых от НДФЛ доходов. Иначе говоря, с суммы заработной платы, выплачиваемой за счет вышеназванной субсидии, субъекты МСП должны исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также письма ФНС России от 06.07.2020 № БС-4-11/10821@, от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@).
К сведению: «антикоронавирусные» субсидии Законом № 121-ФЗ внесены в перечень не облагаемых НДФЛ доходов (п. 82 ст. 217 НК РФ). Поэтому ИП, не имеющему наемных работников, не нужно уплачивать НДФЛ при получении субсидии в размере 12 130 руб. (см. Письмо ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@). Также ему не нужно включать оплаченные за счет этой субсидии расходы в состав профессиональных вычетов (ст. 221 НК РФ).
Оплата тестирования работников
В отдельных регионах предусмотрены меры по проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на коронавирус и иммунитет к нему (см., например, п. 2.4 – 2.6 Указа мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
Между тем в тестировании работников на коронавирус (и иммунитет к нему) заинтересован прежде всего работодатель, так как именно ему вменена эта обязанность.
Следовательно, оплаченная работодателем для работников стоимость исследований на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (иммунитета к ней), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (см. письма Минфина России от 28.07.2020 № 03-04-06/65718, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).
В ситуации, когда работодатель (организация или ИП) компенсирует работнику затраты на проведение вышеназванных тестов, возмещаемую сумму, полагаем, он может рассматривать в качестве суммы, полученной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей. И, следовательно, воспользоваться освобождением от НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
Покупка работодателем средств индивидуальной защиты (СИЗ)
В целях обеспечения безопасных условий труда работодателям необходимо обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, дезинфицирующими средствами).
В общем случае СИЗ, выдаваемые сотрудникам в производственных целях, не являются их доходом и не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Минфин считает, что если СИЗ выдаются работникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, их стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) в смысле ст. 41 НК РФ и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (см. письма от 16.01.2017 № 03-04-06/1222, от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239).
Полагаем, что данный подход применим и в рассматриваемой ситуации – при условии, что СИЗ выдаются работникам в соответствии с распоряжением руководителя только в производственных целях и не переходят в их собственность.
Выплата матпомощи пострадавшим из-за коронавируса работникам
Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:
выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;
выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);
суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).
Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).
Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.
Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.
Налогообложение доходов работников-иностранцев
Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.
Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).
Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.
В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.
Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.
При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).
Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.
Компенсации за использование личного имущества в связи с работой на «удаленке»
В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ).
Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):
принадлежность используемого имущества работнику;
фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;
суммы произведенных в связи с этим расходов.
Компенсация проезда к месту работы и обратно на такси
В условиях пандемии работодатели обязаны принять меры по профилактике коронавируса среди сотрудников, работающих в офисе. В связи с этим Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (п. 3) рекомендовал самим гражданам ограничить поездки на общественном транспорте (из-за высокого риска заражения коронавирусом), а работодателям, соответственно, организовать доставку на работу и с работы для тех сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт.
При отсутствии у компании собственного служебного транспорта возможна выплата компенсации работникам затрат на поездки до работы и обратно на такси в период пандемии. Для этого необходимо утвердить соответствующий приказ, в котором среди введения прочих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, связанных с эпидемией COVID-19, будет предусмотрена выплата подобной компенсации.
Однако следует учесть, что эта компенсация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Дело в том, что ст. 217 НК РФ не содержит норм, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде сумм, выплачиваемых организацией сотрудникам в качестве компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758. Следовательно, сумма этой компенсации должна облагаться налогом, поскольку прямого запрета на проезд в общественном транспорте в период пандемии не было.
Обратите внимание! Компенсационные выплаты работнику за использование личного автомобиля в служебных целях освобождаются от НДФЛ только при наличии документов, которые подтверждают использование машины в интересах работодателя и произведенные расходы (ст. 188 ТК РФ, п. 3 ст. 217 НК РФ). Минфин в Письме от 03.09.2019 № 03-04-05/67569 пояснил, что для освобождения обозначенных компенсаций от обложения НДФЛ работодателю необходимы:
копии документов, подтверждающих право собственности работника на автомобиль;
документы, подтверждающие фактическое использование автомобиля в интересах работодателя;
документы, подтверждающие осуществление расходов.