софт скилы что это такое
Что такое soft skills и зачем им нужно учиться на самом деле?
Руководитель отдела обучения и развития Яндекса Анна Федосова рассказывает о важности гибких навыков
Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок. Но что это за навыки и почему они нужны? В чем их настоящая ценность? Как понять, что ты «прокачался»? Об этом рассказывает руководитель отдела обучения и развития Яндекса Анна Федосова.
Что же такое гибкие навыки?
В современном мире мало иметь знания: они слишком часто устаревают, и их всегда можно приобрести. Важны навыки. Они могут быть либо профессиональные, практические, либо такие, которые можно применить в разных сферах. Собственно, soft skills, которые я буду называть гибкими навыками, — это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете.
Эти «скилы» — это что-то совершенно новое?
Если говорить откровенно, то гибкие навыки — это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ классической гимназии и классического университета, построенных на взаимодействии дисциплин. Но экономическая ситуация конца XIX — начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привели к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.
Почему о важности гибких навыков заговорили именно сейчас?
В начале XXI века человечество столкнулось с возрастающей скоростью изменений. Если посмотреть на экономический ландшафт десятилетней давности, то половина самых крупных компаний относились к промышленности или к добывающей отрасли. С тех пор картина поменялась несколько раз.
Скорость смены экономического ландшафта накладывает отпечаток на то, как устроены профессии. Десять лет назад полностью подготовиться к сегодняшней работе было просто невозможно, и скорость изменений будет только возрастать.
Именно поэтому эксперты заговорили о важности навыков, которые потребуются вне зависимости от того, в какой индустрии или в какой области вы будете работать
В чём заключается ценность этих навыков?
В прошлом году вышел манифест Международного экономического форума о навыках, которые будут востребованы в 2020 году. В основном там упоминаются комплексные навыки, которые охватывают сразу несколько областей.
Софт скиллз направлены на то, что будет оставаться стабильным и более востребованным в постоянно меняющейся ситуации. Среди навыков, перечисленных в манифесте Международного экономического форума, когнитивная гибкость, способность принимать сложное устройство мира, находить взаимосвязи между разными отраслями и адаптироваться к меняющимся условиям.
Ценность таких умений заключается именно в том, что они не автоматизированы и вряд ли буду автоматизированы в ближайшем будущем.
При автоматизации того, что можно автоматизировать, наиболее ценным остается то, что нельзя заменить роботами
Уже сейчас видно, что социальная работа и педагогика становятся более востребованными: живое общение и качественное образование становятся всё более важными ценностями.
Какими бывают гибкие навыки?
Трудно составить полный список навыков. Так, модель компетенций Lominger включает 67 позиций. Внутри Яндекса мы делим навыки на универсальные и те, что нужны руководителям.
Универсальные навыки связаны с личной эффективностью и с взаимодействием с другими. С личной эффективностью связаны, например, умение управлять собой, своим временем, рабочими процессами, ориентация на результат, критическое мышление, а также умение учиться. Современную экономику отличает от экономики тридцатилетней давности то, что вы вряд ли будете делать одно и то же всю жизнь. Скорее всего, что-то поменяется, и надо быть к этому готовым.
Другая группа универсальных навыков связана с общением с другими людьми. Мы уже не живем во времена конвейерного производства. Что бы вы ни делали, скорее всего придется договариваться и обсуждать это с другими людьми. Процесс коммуникации в таком случае становится очень важен. В IT-компаниях, где горизонт планирования совсем небольшой из-за постоянного развития технологий, даже техническим специалистам приходится принимать множество коллективных решений, которые рождаются в процессе обсуждения. И сотрудники не могут позволить переговорам зайти в тупик, иначе работа попросту встанет.
Отдельный большой пласт — это навыки для руководителей. К ним относятся умение ставить и оценивать задачи, мотивировать других и развиваться самому, быть лидером, строить свою команду и взаимодействовать с другими командами.
Как выглядит процесс обучения гибким навыкам?
Soft skills только начинают проникать в школьные программы, так что пока приходится говорить об обучении этим навыкам взрослых. Эффективное обучение взрослых представляет собой так называемый цикл Колба: ты что-то делаешь, у тебя получается, пусть и не идеально, ты продолжаешь, пока навык не улучшается. Получается постоянный эксперимент, в котором задействованы попытки и рефлексия, участник узнаёт что-то новое, применяет это и делает выводы.
В Яндексе программы обучения гибким навыкам устроены так, чтобы сотрудники могли проработать различные ситуации в безопасной среде. Это могут быть ситуации, с которыми они раньше не сталкивались, или конкретные случаи из их практики, в которых они хотели бы получить лучший результат. Проработать можно многое, начиная от найма новых людей и постановки задач, до конфликта интересов и вопросов мотивации. Как правило, ситуации недопонимания между сотрудником и руководителем сложны для обеих сторон, но можно научиться с ними справляться.
Можно применять разные методы обучения. Так, довольно тяжело научиться командной работе. В школе нас учат работать индивидуально, оценки ставят за личные академические успехи. Но именно в команде люди учатся брать на себя ответственность, распределять между собой роли, договариваться об общих целях и результатах. И часто получается, что этому приходится учить уже во взрослом возрасте на работе. Сейчас в некоторых школах практикуется в том числе проектное обучение и совместное выполнение заданий. Это должно помочь научиться командной работе с детства.
Как научить взрослых людей учиться и самостоятельно добывать знания? Иногда помогает опыт получения высшего образования. В магистратуре и аспирантуре учат пониманию того, что важно, а что неважно, где искать релевантные знания. Но часто это приходится осваивать уже в процессе работы. Не удивительно, что один из самых популярных курсов на Coursera называется Learning how to learn.
Нет ничего полезнее для обучения, чем узнать себя получше: посмотреть на себя со стороны с помощью обратной связи, полученной от коллег, лишний раз подумать о том, что получается хорошо, а что не очень, найти людей, на которых вы хотите быть похожи, и сравнить себя с ними
Следует помнить, что в основе всего лежит мотивация. Если вы понимаете, что вы нелюдимы, но вам нужно это изменить, например, это важно для команды, то появятся и мотивация, и потребность меняться. Если же по работе вам не нужно ни с кем общаться, то зачем переступать через себя?
Олимпиада «Я — профессионал»
В прошлом году я рассказывала об обучении гибким навыкам ребятам, принявшим участие в олимпиаде «Я — профессионал». В ней студенты российских вузов различных специальностей, от технических и естественно-научных до гуманитарных, выполняют задания ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.
Одной из задач этой олимпиады является организация стажировок в крупных компаниях для ее участников. Чтобы попасть на стажировку, пройти ее и потом остаться работать в компании, важно продемонстрировать не только академические знания и хороший кругозор, но и те самые гибкие навыки, необходимые в любой профессии.
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.
Перечень навыков soft-skills и способы их развития
Введение
Эта книга поможет вам, будучи руководителем, предпринимателем или сотрудником, понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного профессионального, персонального и личностного роста.
Благодаря чему возможно ускорение вашего развития?
Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.
Что мешает людям развиваться:
Вот очень важная мысль, возможно, самая главная в этой книге: научитесь мастерству (или усильте его) постановки вопроса перед собой «Как я могу добиться цели и решить проблему?» или «Как я могу усилить эффект от того, что делаю сейчас?».
Давайте посмотрим, когда развитие происходит:
Таким образом, надо понять одну простую истину: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.
Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций
Вы можете найти множество разных классификаций навыков, а тут для простоты восприятия я решил разделить компетенции по четырем основным направлениям:
Коммуникация:
Управление собой:
Мышление:
Управленческие навыки:
Предпринимательские навыки:
Общие правила развития
Базовые рекомендации по персональному развитию, которые будут более подробно рассмотрены далее в книге.
Индивидуальный план развития
Вообще людям довольно свойственна хаотичность во многом. Часто они предпринимают шаги, не упорядочивая, не понимая системы в целом, просто используя отдельные элементы и инструменты. Например, ходят на разные мероприятия, но не могут составить единой картины. Или пытаются соблюдать правила здорового образа жизни, но очень частично: едят здоровую пищу, но не используют аэробные нагрузки; стараются научиться чему-то, но не совсем понимают, как с этим дальше жить, и в целом, для чего все это было.
Для того чтобы обучение было действительно эффективным (равно как и любая другая деятельность, управление проектом, например) надо эффективно поставить цель и спланировать процесс. Я расскажу кратко о том, как это сделать.
Методы развития навыков
Москва не сразу строилась. Равно как и ваши результаты по тем навыкам, которые вы хотите приобрести. Ниже я описал как эффективно использовать методы развития. Тренинги и семинары — освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.
Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.
Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.
Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.
Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
Советы по тренингам и мастер-классам
Ментворкинг и обучение у других
Притча о птице и мудреце
Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.
— Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.
Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:
— Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!
Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.
— Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.
Вывод: многие то и дело совершают эту ошибку. Они советуются с проверенными экспертами, чтобы сделать правильный выбор, но, в конце концов, слушаются излишне оптимистично настроенных людей с богатым воображением. Необоснованный оптимизм пробуждает жадность, а это слишком сильное чувство.
Саморазвитие
Пользование обратной связью
Обратной связью (далее ОС) можно назвать реакцию человека на ваши действия или бездействия. В последнее время многие ждут от других и запрашивают обратную связь, одновременно с этим, относясь к ней либо в формате «Ого, надо сразу же внедрить!» или «Да что ты говоришь? Иди ты со своей обратной связью, я сам знаю как лучше». Как Вы понимаете, ни первый, ни второй вариант не поможет Вам эффективно внедрить полученную информацию или, наоборот, от внедрения отказаться. Есть важное правило: ответственность за то, принимаете вы обратную связь или отвергаете ее, лежит на вас. Вы можете прислушаться, а можете просто сказать человеку «Спасибо!» и отложить информацию в «нижний ящик». Запомните: любая обратная связь очень субъективна и человек, дающий ее, дает через призму своего опыта и своей картины мира. Понятно, что ваши картины мира могут отличаться.
Развитеи в процессе выполнения новых задач
Фоновые задания
Есть еще прекрасный инструмент: фоновые задачи. Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, Вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или Вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух- трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.
То есть Ваша задача: найти что-то, что Вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.
Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:
Советы по самокоучингу
Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же р е-шать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, ибо переложить ответственность на других, на меня, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.
И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.
Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову» :
Примеры навыков
В этой части книги я приведу примеры идеально развитых soft-skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Я представлю вам компетенции, которые мы рассматриваем, подробно изучаем и практикуем на программе «Open soft-skills program for career & business» и приведу к ним несколько примеров того, в чем конкретно они проявляются. Если попросить вас оценить навык продаж или постановки задач сотруднику, то наверняка вам потребуется время для размышления о том, а по каким критериям вы будете оценивать эффективность и развитость навыка. В профессиональном сообществе эти проявления навыка называются «поведенческие индикаторы». Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.
Базовая коммуникация
В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.
Идеальные проявления компетенции:
Навыки развития и поддержания бизнес-отношений (нетворкинг)
Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.
Идеальные проявления компетенции:
Навыки убеждения и аргументации
Смысл: эффективно добиваетесь поставленных целей в спорных вопросах, при этом сохраняя и укрепляя отношения с собеседниками.
Идеальные проявления компетенции: