софт компетенции что это
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Soft-skills: что это такое, список навыков, как развить софт-скиллс компетенции
Что такое «софт-скиллс»
Это личные качества и неспециализированные умения, которые непросто определить или проверить. К ним причисляют коммуникативные способности, взаимодействие с командой, контроль собственных временных затрат, проведение презентаций, лидерские наклонности, тяга к саморазвитию. Технические же компетенции (знание стандартов, технологических нюансов, методов проведения ремонтных работ) называются hard-skills.
Что ускорит развитие
Определяясь с выбором направления в саморазвитии, мы осознанно стараемся получить то, что необходимо для прогрессивного движения по выбранной линии.
Что не дает нам развиваться:
Soft-skills(софт-скиллз) компетенции
Все их следует подразделить на четыре ведущих направления:
Self-менеджмент подразумевает способность: управлять собой, контролировать стрессовое состояние, следить за собственным ростом, владеть тайм-менеджментом, проявлять инициативу, быть настойчивым, с энтузиазмом подходить к делу.
Общие правила
Рекомендации, как развить soft-skills навыки, помогут всем, кто стремится активно двигаться вперед.
Индивидуальный план
Составить ИПР можно на любой подходящий период. Главное — осознанно взять на себя ответственность за собственное развитие, а не перекладывать ее на других.
При планировании следует выделить три важных основы.
Когда основная часть плана не вызывает больше вопросов, надлежит перейти к поэтапному проектированию.
Методы развития компетенций soft-skills
Работа не предполагает впечатляющих результатов мгновенно. На освоение той или иной методики потребуется время.
Рекомендации по тренингам
Прибегать к ним следует в поиске базовых знаний, которые впоследствии будут активно развиваться и применяться в жизни.
Помощь психолога Дарьи Милай
Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:
Ментворкинг и обучение у других
В процессе саморазвития всегда нужно находить людей, на которых следует равняться. Таких, у которых можно научиться новому, увлекательному и полезному. Подыскивать таких менторов лучше на специальных мероприятиях, среди спикеров и участников тренингов.
Прежде чем обращаться к ним с вопросами, надлежит изучить их историю успешной жизни, поинтересоваться достижениями. Софт-компетенции в образовании это то, на что сейчас делается гораздо больший уклон. Современный мир диктует свои условия.
Притча
Это повествование о том, как однажды пожилой и очень мудрый человек приобрел на рынке птицу. Когда он собирался приготовить из нее обед, она взмолилась на манер золотой рыбки и попросила отпустить ее взамен на три полезных совета. Старец согласился.
Первая рекомендация – не будь наивным и не верь бессмысленным умозаключениям. Вторая – адекватно анализируй свои силы. Третья – не переживай о том, что сделал в прошлом.
Старик выпустил пернатую, а она, взлетев на дерево, стала насмехаться над ним. Говорила, что он глупец, что утром она проглотила алмаз, и если б недоверчивость, то он был бы богачом. Обуреваемый эмоциями, человек полез за ней наверх, но сорвался и упал на землю почти без чувств. И вот тогда он, сквозь шум в голове, расслышал такие ее слова:
— А ты действительно глупый. Вроде бы слушал меня, а поступил все равно по-своему. Подумай сам, зачем мне глотать камень? И ты ведь понимаешь, что лезть на дерево в твоем возрасте небезопасно. Услышав про богатство, ты сразу же позабыл о благородстве.
Вывод напрашивается сам собой: многие совершают подобную ошибку. Сначала советуются с грамотными людьми, а в итоге слушают чрезмерно оптимистичных с развитым воображением.
Саморазвитие
В процессе индивидуального развития нужно обязательно:
Обратная связь
Не забывайте, что любая ОС субъективна. Предоставляющий ее человек дает информацию, отталкиваясь от собственного опыта, индивидуального представления о картине мира. К советам можно прислушаться или просто поблагодарить и поступить по-своему.
Развитие в процессе выполнения новых задач
Никогда не останавливайтесь, только так удастся достичь основательного прогресса:
Задания
Прекрасный инструмент, чтобы выработать привычку соблюдать правила. По существу, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь и прицельно концентрироваться на этом в течение определенного периода. При этом очень важно:
Советы по самокоучингу
Ежедневно люди сталкиваются с разнообразными проблемами, требующими разрешения. Кто-то прибегает к сторонней помощи, кто-то справляется самостоятельно. Именно коучи помогут разобраться в сложившейся ситуации, задавая целенаправленные вопросы во время общения.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее
Когда вы находитесь в поисках сотрудника, задумываетесь ли над тем, что для вас важнее — профессиональные компетенции или личные качества? Нужен ли вам крутой спец, который уже завтра начнет эффективно работать, но не сможет найти общий язык с коллективом? Или вы видите на должности коммуникабельного, уверенного в себе новичка, душу и сердце коллектива, которого обучите уже в процессе работы? Выбирайте тот вариант, который ближе именно вам.
Откуда произошли эти термины и что они означают? Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Покажем наглядно разницу между двумя типами навыков:
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.
SOFT-компетенции и как их измерять
Данная статья посвящена формированию компетентностной модели компании (с акцентом на корпоративные личностные (SOFT) компетенции) и описанию методики измерения текущего уровня компетенций и оценки их потенциалов.
1. Что такое компетенции человека и для чего они нужны компании
Существует целое множество определений того, что такое компетенции. По моему мнению, компетенция — это врожденное или приобретенное в течение жизни знание, умение или навык человека, использование которого должно привести к получению определенного профита для него (например, заработной платы). Компетенции можно разделить на личностные (SOFT) и профессиональные (HARD). И если с профессиональными компетенциями все более-менее понятно (ну если не считать так называемых Future Skills, но это отдельная тема для дискуссии!), так как они диктуются текущим уровнем развития конкретной профессиональной сферы (например, для IT специалистов — это знание конкретного языка программирования; для финансового аналитика — это продвинутый уровень пользования Excel), то по личностным компетенциям до сих пор не имеется единого видения.
Что же такое личностные компетенции? Мне нравится трактовка, что личностные компетенции — это тот набор компетенций, который в человеке заложен с рождения и который не зависит от выбора профессиональной сферы деятельности. Следовательно, набор данных компетенций должен быть идентичен для всех (не зависимо от национальности и других особенностей человечка). Однако каждая компания имеет собственный набор SOFT-компетенций! PS: предлагаемый мной список SOFT-компетенций будет приведен ниже!
Компетенции являются ядром любой HR-системы, так как они являются корпоративным языком описания и оценки сотрудников (в том числе и при подборе персонала), определения их сильных и слабых сторон, определения необходимого перечня развивающих мероприятий и многое другое. Так, например, если человек не склонен к обучаемости, то вы должны понимать, что развить его навыки не представиться никакой возможности и вам придется работать с тем, что вы имеете сейчас! Это и обосновывает необходимость создания и использования модели компетенций для компании.
2. Как понять, что в компании имеется реальная компетентностная модель
Каждая компания имеет собственную модель компетенций, но, как показывает практика, для подавляющего большинства компаний это просто модная тенденция, а не эффективный инструмент. Так вот, если в компании существует фиктивная модель компетенций, то с большой вероятностью по одному из нижеперечисленных пунктов вы ответите да:
— модель компетенций включает в себя более 20 личностных компетенций (в идеале, конечно, их должно быть не более 10). Это объясняется очень просто, в среднем на оценку одной компетенции уходит от 30 минут до 1 часа, так представьте входное интервью или тестирование продолжительностью более 2-х часов (а в идеале 30 минут!);
— являясь сотрудником вы не знаете какие компетенции приняты в компании (скорее всего вас даже по ним не оценивали);
— разные сотрудники дают разное определение той или иной компетенции;
— сотрудники не понимают шкалу измерения компетенций (не могут отличить оценку 4 по компетенции от 5, а еще страшнее 9 от 10). Запомните, компетенции можно мерить хоть по 100-балльной шкале, но только каков смысл, если ты не способен отличить одну оценку от другой!
Я думаю, что этот перечень можно продолжать достаточно долго. Я включил в него основные места, на которые я обращал внимание при общении с другими специалистами по данной тематике.
3. Личностные компетенции человека и их описание
7 лет назад я начинал с модели компетенций, которая включала 50 личностных компетенций. Не так давно до меня дошло понимание того, что многие компетенции очень сильно коррелируют друг с другом или совокупность нескольких компетенций формирует другую компетенцию (например, модная компетенция лидерства — это всего лишь совокупность таких компетенций, как адаптивность, умение мотивировать, презентационные навыки, проактивность). Конечно с этим можно долго спорить и я буду рад, если вы представите обратную трактовку, но с обоснованием «почему нет…». В итоге все что у меня имелось я смог свести к 6 укрупненным компетенциям (обучаемость, аналитичность, коммуникативность, самоуправляемость, командность (как руководителя) и жизнестойкость), каждую из которых формируют 3 компетенции. А именно:
Краткие определения формирующих компетенций:
1) Умение улавливать суть — способность корректно интерпретировать прочитанную / услышанную информацию;
2) Умение считать (арифметичность) — способность производить элементарные арифметические действия;
3) Запоминаемость — способность сохранять полученную информацию / алгоритмы / процессы в памяти;
4) Системность мышления — способность к целостному восприятию предметов и явлений с учетом их связи между собой;
5) Креативность мышления — способность к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения имеющейся задачи;
6) Критичность мышления — способность формировать обоснованную систему суждений, основанную на фактических данных;
7) Эмпатия — способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения переживания;
8) Логичность изложения — способность логично и лаконично выстраивать текстовую составляющую коммуникации;
9) Презентационные навыки — способность четко, лаконично и интересно представлять имеющуюся информацию / результат;
10) Проактивность — способность начинать и заканчивать выполнение заданий / вносить предложения по задачам без контроля извне;
11) Амбициозность — способность брать на себя ответственность за решение более сложных задач;
12) Исполнительность — способность доводить до финальной точки в срок делегированную задачу без контроля из вне;
13) Умение мотивировать — способность воодушевлять других людей и мотивировать их на выполнение задач;
14) Умение делегировать — способность делегировать задания другим людям, ориентируясь на их знания, умения и навыки;
15) Умение контролировать — способность осуществлять эффективный контроль (время, ресурсы и требования к качеству) над выполнение поставленной задачи;
16) Стрессоустойчивость — способность справляться с имеющимися задачами в условиях повышенного напряжения;
17) Адаптивность — способность приспосабливаться к постоянным изменениям и поддерживать соответствующий уровень эффективности труда;
18) Рефлексия — способность на основании самоанализа корректировать собственную модель поведения.
Если у вас имеются какие-то вопросы по данной тематике, то вы можете мне написать и я на них отвечу!
4. Потенциал развития личностных компетенции человека
Любую компетенцию возможно оценить по двум параметрам: текущий уровень компетенции (насколько развита та или иная компетенция у человека сейчас) и потенциальный уровень компетенции (тот максимум, до которого можно развить ту или иную компетенцию у человека). Однако один из основных вопросов, на который до сих пор никто не может ответить — это существует или нет потенциал личностных компетенций (т.е. можно ли прыгнуть выше головы). Мое личное мнение, что для личностных компетенций понятие потенциала необходимо заменить немного на другое понятие, а именно на автоматизацию. Что это означает? Я не могу быть точно уверен в том, что системность мышления или любую другую личностную компетенцию можно развить в человеке (личный опыт это скорее опровергает), скорее ему можно дать алгоритмы решения той или иной задачи, изучив и используя которые человек может иллюзорно повысить оценку компетенции, но если он столкнется с задачей, которая не поддается данному алгоритму, то человек снова откатится к своему уровню. Существует много кейсов, когда сверх успешные аналитики, погрузившись в другую профессиональную среду, уже не демонстрировали столь высокого уровня владения компетенциями (это связано с тем, что в данной сфере отработанные ранее алгоритмы уже не работали!).
5. Измерители личностных компетенций человека
Я ранее говорит про шкалу измерения компетенций! В данной тематике, к сожалению, тоже слишком много подводных камней. С одной стороны, какую шкалу выбрать (от 0 до 5, от 0 до 100, от 0 до 1000 и т.д.), с другой стороны, как оценить. Хотел бы заметить, что подавляющее большинство компаний до сих пор оценивают компетенции экспертно, т.е., например, HR решает какую оценку компетенции поставить респонденту при собеседовании. При этом возникает проблема субъективизма, которая искажается в том, что если сам HR обладает низким значением по конкретной компетенции, то какую оценку ожидать. Да и вообще, дай полностью подробную вводную информацию 10 HRам и дай им одного и того же человека и будут вам разные оценки, потому что каждый человек пропускает оценку через призму своего собственного восприятия. А если так, то разве имеет смысл создавать 10-балльную шкалу оценивания? Мое лично мнение, достаточно трех оценок: 0 — компетенция не соответствует требованиям компании; 0,5 — что-то в этом парне есть; 1 — компетенция полностью соответствует требованиям компании. И если вы принимаете решение взять человека на работу, у которого есть оценки 0,5, то будьте готовы, что вам придется автоматизировать эти компетенции, инвестируя в его развитие! Главное, чтобы человек имел 1 по обучаемости, иначе все ваши инвестиции будут впустую!