софофобия что это такое
Методы избавления от Софофобии – боязни учиться
Здравствуйте, уважаемые читатели! Софофобия – это иррациональный, панический страх получения знаний. Он даёт о себе знать как в школе, университете, так и при самообучении.
И сегодня мы рассмотрим, что провоцирует развитие этого вида фобии, а также в чём именно она заключается.
Что собой представляет?
Боязнь учёбы чаще всего встречается среди детей. У них-то в их возрасте нет выбора, получать среднее образование необходимо всем.
Но и у взрослых случаются панические атаки, стоит им хотя бы подумать о том, чтобы повысить квалификацию или сменить профессию, а то и вовсе, наконец, её обрести.
Если боязнь учебы сопровождала человека с раннего возраста, а не появилась уже в зрелости, то он испытывает некоторые трудности с работой.
В частности, не желая грызть гранит науки, ему приходится зарабатывать на жизнь физическим трудом.
Соответственно, какие-то мечты и планы приходится отодвинуть в сторону, ведь реализоваться профессионально, построив карьеру и получив признание в сугубо рабочей сфере не так-то просто.
Симптомы
Поведенческие
У школьников первые проявления софофобии начинаются со слов: «Я не хочу идти на учёбу». В некоторых случаях отвержение вызывают определённые предметы.
Например, ребёнок не в состоянии справиться с иностранным языком, отчего боится непосредственно этого предмета.
Всё, что связано со школой и напоминает её – вызывает отвращение вперемешку с ужасом. То есть, само здание, мел, ранцы, парты, форма и даже одноклассники.
В таком случае он ищет любые пути, которые помогут избежать столь страшной участи – учёбы.
Поэтому придумывает, что у него что-то болит, что никакой домашней работы не задавали и вообще, сделали будний день выходным в честь какого-то события.
Если отговорки не срабатывают, или родители уже не верят – прогуливает занятия. С утра собирается, выходит из дому, но до школы не доходит, а отправляется в место, где может побыть наедине с собой.
Нередко к нему присоединяются друзья, которые по каким-то причинам также не спешат познавать этот мир с помощью учителей.
У взрослых это расстройство можно отследить, при категорическом отказе посещать курсы повышения квалификации, освоения новой профессии или просто нежелании занимать другую должность.
Только потому, что придётся что-то учить, а потом пытаться сохранить лицо, не допуская ошибок.
Даже кружки по интересам вызывают панику. Несмотря на то, что очень хочется, допустим, уметь красиво танцевать, фоб ни под каким предлогом не согласится записаться в танцевальную студию.
Он будет утверждать, что лишён амбициозности и обеспечен всем необходимым для жизни, поэтому в доказательстве того, что умный и на что-то способен, не нуждается. Что он простой и на карьерные высоты не претендует. Не всем же быть руководителями или миллионерами.
Соматические
При виде того, что напоминает школу, университет и просто при мыслях о занятиях у фоба возникает паника.
Ему поскорее хочется оказаться в безопасном месте, где никто его не будет мучить, и доставать нравоучениями о том, как важно в этой жизни получить образование и тому подобное.
У него развивается тревожность, то есть, он выглядит, словно ожидает в любой момент подвоха и возникновения опасности. Дёргается при каждом звуке, настороженно смотрит на собеседника, по сторонам.
Естественно, нервная система истощается, отчего любая мелочь способна вызвать слёзы. Из-за чего страдает его авторитет среди сверстников и отношения с ними.
При панической атаке трясутся руки и ноги, нередко голос. Дыхание становится частым и поверхностным, давление поднимается, увеличивается сердцебиение.
Такие изменения в организме не проходят незаметно, поэтому начинает болеть в области груди, ведь увеличивается нагрузка на сердце. И тогда кажется, что вот-вот случится инфаркт.
Ещё трудно дышать, человек пугается, что задохнётся. Происходит гипервентиляция лёгких из-за частых коротких вдохов, поэтому и такие ощущения.
Нередко болит желудок, его начинает «крутить». Наблюдается тошнота, рвота, головокружение, диарея или потеря сознания. Выглядит, словно все системы организма на мгновение отключаются.
К примеру, фоб заходит в помещение, видит доску, строгого учителя и попросту обмякает, падает в обморок от испуга.
Бывает нервный тик, когда дёргается какая-то мышца лица, чаще всего в области глаза. Бросает в пот, жар и кожа становится пунцовой.
Причины
Семья
Когда ребёнок начинает испытывать трудности в учёбе, он обращается к взрослым, которые о нём заботятся.
То есть, жалуется, что ему сложно, не понятно, скучно и вообще, не удаётся наладить общий язык ни с учителями, ни с одноклассниками.
По статистике, больше двух третей школьников испытывают в какие-то периоды сложности с обучением. Даже развитые и способные. И если в семье они не получают в такой момент поддержку – то это вполне может дать начало развитию софофобии.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вызывает психологическую травму. Ведь опыта, как справляться с трудностями, у него ещё нет.
Соответственно, получается, что он лишён опоры, ему не на что-то облокотиться в момент, когда он ослаблен, растерян, напуган.
Пожаловавшись маме или папе и получив ответ, к примеру, что он просто лентяй, и будет лишён чего-то важного в качестве наказания за отсутствие хороших оценок, он только убедится в том, что учёба – это зло.
Тип воспитания
Вместо того чтобы мотивировать и заинтересовать, они используют авторитарную модель поведения.
Например, утверждают, что математика крайне важна в жизни, тем более что в будущем в университете пригодится для освоения определённой профессии, которую, между прочим, сами уже определили, не ориентируясь на желания своего чада.
И нанимают репетиторов, заставляют всё свободное время посвящать задачам, математическим примерам.
А ещё хуже – отнимают то, что действительно любит ребёнок и что приносит ему удовольствие. Допустим, перестают оплачивать курсы робототехники, пока он не подтянет оценки в школе. Либо не разрешают играть с друзьями, ведь они отвлекают от самого главного.
Такие методы, кроме отвращения и агрессии ничего другого не дают. Да, малыш подтянет успеваемость, но какой ценой? Пострадает его здоровье, как физическое, так и психическое.
Плюс ко всему, испортятся отношения, как с собой, так и с родными, которым он не сможет в дальнейшем доверять. По одной простой причине – они его не слышат.
Учителя
Педагоги, которые не совсем любят свою работу, либо не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы вызывать интерес к своему предмету – можно сказать, «калечат» учеников.
Потому что сложно концентрироваться и испытывать любопытство к тому, как устроен мир, если учитель на протяжении длительного времени монотонным голосом что-то диктует.
А того хуже – заставляет конспектировать каждое своё слово. Кричит, занижает оценки и унижает.
Естественно, при любом упоминании об обучении у него будет возникать страх. Потому что выдерживать подобное достаточно непросто.
Плюс ко всему, если добавить и другие сложности, например, дома и в отношениях с друзьями – не удивительно, что в какой-то момент психика может дать сбой. Что и спровоцирует появление софофобии и других видов расстройств.
Агрессия сверстников
Если отношения по каким-то причинам с одноклассниками и однокурсниками не сложились, то у ребёнка будет формироваться стойкое нежелание идти туда, где он чувствует себя не комфортно.
Особенно, если он подвергается буллингу. То есть, систематической травле, когда одна сторона выступает в роли агрессора, а другая становится жертвой.
Насмешки, унижения, побои, клевета, угрозы или игнорирование – всё это является проявлением буллинга. И фобическое расстройство ещё не самое страшное, что может произойти в результате.
Лечение
Будьте внимательны к своим детям или к себе. При первых же признаках наличия софофобии обязательно обратитесь за помощью. Квалифицированной.
Это значит, что не стоит надеяться, что симптомы сами по себе пройдут. Фобии сами просто так не исчезают. Необходима работа со страхами и лекарственные препараты при необходимости.
Психотерапевт окажет поддержку и поможет выяснить, что именно спровоцировало развитие расстройства.
Это позволит подобрать индивидуальные методы для изменения модели поведения, реакции на раздражители, что не дают возможности реализовать свои потребности. А также техники для релаксации, успокоения.
Психиатр назначит антидепрессанты, седативные препараты и транквилизаторы, снотворное.
В общем, именно те лекарства, которые помогают улучшить эмоциональное и физическое состояние. Ведь, избавившись от ночных кошмаров, самочувствие станет лучше, фоб выспится и восстановит потраченные ресурсы.
Снизится уровень тревоги, и он получит возможность испытывать совершенно другую гамму чувств, не только беспокойство и ужас.
Рекомендации
Если дело в отношениях со сверстниками, а возможно, и с учителями, подумайте, вдруг смена школы поможет восстановить душевное равновесие? В некоторых случаях крайне рекомендуется домашняя форма обучения.
Психическое здоровье важнее оценок, не так ли? Поэтому делайте акцент на том, что удалось понять, узнать нового, а не на то, какое место в рейтинге малыш занял.
Если за отсутствие желания грызть гранит науки вы будете его наказывать и лишать радостей – это даст совершенно противоположный эффект. Он ещё больше возненавидит то, из-за чего приходится мучиться и терпеть.
Поощрения в виде вседозволенности, денежной оплаты также не приветствуются. Да, мотивацию повышать необходимо, но и при этом важно сформировать ценность обучения.
Чтобы он сам понимал, для чего оно ему необходимо. Иначе, решая примеры, только чтобы получить час игры в приставку, он мало чему научится.
Завершение
Существует немного похожее на софофобию расстройство. Оно заключается в иррациональном страхе непосредственно знаний.
То есть, человек боится развиваться, становиться умнее, узнавать что-то новое о себе и окружающем мире. И называется она гнозиофобия.
Переходите в раздел «Страхи и фобии», и вы поймёте, что их существует просто бесчисленное количество.
Некоторые удивляют и умиляют (да, даже такое бывает, например, боязнь воздушных шариков), а некоторые немного откликаются. Допустим, кого не страшит вероятность заболеть онкологическим заболеванием?
В общем, подписывайтесь на обновления сайта, мы стараемся ежедневно выкладывать новую порцию информации, которая вполне может пригодиться в жизни.
Берегите себя и будьте здоровы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Страх учебы и его причины
Со страхом учебы чаще сталкиваются дети, особенно первоклассники. И связано это с неготовностью идти в школу, то есть интеллектуальной и психологической незрелостью личности. Школьника пугает одна мысль о том, что нужно каждый день ходить на занятия, делать уроки. А еще и родители подливают масло в огонь, твердя о том, как это важно, что они ждут хороших оценок от своего отпрыска. Однако давление родителей и неразвитая психологическая готовность не единственные причины софофобии, а дети не единственные, кто сталкиваются с этим.
Что такое софофобия
Что такое софофобия? Это иррациональный страх перед процессом обучения, усвоением новых знаний; панический страх перед учебой и образовательными учреждениями. Софофоб избегает школ, университетов, профессиональных училищ.
Одни больные боятся только образовательных учреждений и обучения, других пугает даже процесс самообразования. Кого-то пугает отдельный предмет и вещи, связанные с ним. Например, страшит математика, формулы, линейки, потому что ребенок не может освоить эту программу или потому что возник конфликт с учителем математики. А кого-то пугает весь процесс обучения и все, что с ним связано: здания, парты, стулья, форма, доска, указка, тетрадь и т.д.
Что скрывается за страхом перед учебой:
Кого-то мучает страх учебы в университете, кого-то боязнь учебы за границей, кто-то страдает от страха перед учебой как таковой или от страха учебы в другом городе. За боязнью учиться за границей, в другом городе, университете скрывается страх перемен, неизвестного и неуверенность в себе.
Признаки фобии
Как и другие фобии, софофобия проявляется на психологическом и соматическом уровне.
Симптомы усиливаются перед выходом из дома, при заходе в школу. Чем сильнее страх, тем заметнее изменения в поведении. Ребенок становится нервным, возбужденным, старается убежать, спрятаться.
Другие психологические симптомы фобии:
Ослабление внимания и памяти мешает учебе, успеваемость заметно снижается, что еще больше усугубляет течение фобии. «Ничего не получается, одноклассники обижают, учителя ругают», – примерно так дети описывают свое состояние и нежелание учиться.
Больной придумывает отговорки, чтобы не ходить в школу. Он симулирует болезни или испытывает вполне реальные психосоматические симптомы, врет, уходит в школу, а сам скитается по улицам. Взрослые софофобы оправдывают себя тем, что и так все знают, что им это не нужно, что они люди простые или консервативные. Повышение по карьере им не нужно, новый вид деятельности или смена профессии неинтересна.
Причины появления
Боязнь обучения начинает формироваться в детстве. Причины и негативные факторы можно поделить на несколько групп: отношения с родителями, отношения со сверстниками, отношения с учителями. Рассмотрим их подробнее.
Как избавиться от софобии
Как побороть страх учебы? Для лечения софофобии используется гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). Но это не единственные методы преодоления, остальные рассмотрим подробнее. Кроме этого важна поддержка родителей, близких людей и желание самого больного. На запущенных стадиях для облегчения симптом назначают транквилизаторы и седативные препараты.
Самостоятельная работа с фобией и помощь родителей
Заметив признаки софофобии, родители должны немедленно обратиться к психологу или попробовать самостоятельно разобраться в мотивах и проблемах ребенка. Специалисты не рекомендуют заниматься самолечением. Вместо этого они предлагают признать проблему, обратиться к психологу и следовать составленной им индивидуальной программе коррекции. Она, как правило, включает три направления: работа со школьником, работа с семьей (налаживания отношений, построение благоприятного психологического климата), помощь ребенку в социализации и адаптации (вхождение в коллектив).
Советы психологов
Как побороть страх учебы у ребенка? Психологи рекомендуют прислушиваться к мнению и пожеланиям ребенка. Возможно, стоит сменить школу или записать ребенка в кружок по интересам. Притом важно, чтобы он сам выбрал кружок. Кроме этого стоит рассмотреть альтернативные формы обучения, перевод в класс с особым уклоном (снова нужно обратить внимание на предпочтения ребенка).
Как побороть страх учебы в другом городе:
Как преодолеть страх учебы за границей:
Арт-терапия
Подходит для лечения детей и подростков. Инструмент терапии подбирается в индивидуальном порядке. Это может быть лепка, рисование, игра на музыкальном инструменте, театр и другое. Сначала при помощи анализа продуктов творчества психолог находит первопричину страха, после этого он помогает ребенку проработать ситуацию и побороть страх. Метод арт-терапии полезен еще и тем, что помогает в самореализации, раскрытии потенциала, направлении энергии в нужное русло. Снижение уровня тревоги и стресса – вспомогательный эффект арт-терапии.
Когнитивно-поведенческая терапия
Используется для лечения взрослых пациентов. Психолог помогает клиенту выявить деструктивные установки и паттерны поведения. Вместе они анализируют пугающие ситуации, разбираются в причинах страха. После того как причина найдена, а старая ситуация проработана, психолог обучает клиента методам релаксации и саморегуляции, новым методам реагирования на стресс. Специалист учит клиента видеть преимущества обучения, его положительные стороны и ценность. После этого больной и психолог составляют список пугающих ситуаций, под контролем специалиста клиент сближается со страхом, пробует применять новые методы реагирования.
Опасность развития фобии
В зависимости от типа фобии больного преследуют разные осложнения. Например, если он боится самого процесса обучения, то в будущем возникают проблемы в освоении новой компьютерной программы, новых обязанностей на работе, нового гаджета, то есть возникает страх учиться новому. Если больной боится коллектива, то ему сложно находиться на семинарах, групповых тренингах, просто в рабочем коллективе.
Из-за фобии заметно снижается качество и уровень жизни больного. Некоторые софофобы способны на самостоятельное обучение, но найти работу им все равно будет проблематично, так как большинство работодателей требуют наличие аттестата об образовании. Больной не может окончить курсы переподготовки или повышения квалификации, из-за чего не может продвинуться по карьерной лестнице. Даже в быту мы постоянно осваиваем что-то новое, учимся чему-то. Для софофоба вся жизнь превращается в ад.
Профилактика
Профилактику нужно проводить в детском возрасте. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, что интересно родителям, или тем, что им не удалось когда-то. Нельзя ставить ультиматумы типа «вот получишь пятерки по всем предметам, тогда и сможешь своей музыкой/футболом/хоккеем заниматься». Нельзя наказывать ребенка за неуспеваемость.
Вместо этого нужно разобраться в ее причинах. Может быть, у ребенка нет склонностей к этому предмету, а, может быть, дело в учителе. Важно внимательно слушать ребенка, обращать внимание на его проблемы и жалобы. Необходимо научить ребенка решать конфликты. Важно поддерживать его и хвалить.
Софофобия: я очень боюсь учиться!
Существует огромное количество различных страхов, опасений и фобий. Человек может реагировать особым образом буквально на всё. В этой статье я хочу поговорить об очередной очень любопытной фобии.
Софофобия – это иррациональный, навязчивый, непреодолимый страх перед обучением, точнее перед процессом учения. Софофобия идёт в плотной связке и имеет общие истоки с другим навязчивым страхом – гнозиофобией. Но разница в том, что при гнозиофобии человек боится самих знаний в принципе, его страшит любая информация извне, как результат процесса познания, обучения. А софофоб боится непосредственно процесса получения новой информации. Таким образом у софофоба отмечаются серьёзные проблемы с посещением мест обучения, учебных мероприятий в рамках трудовой деятельности и так далее.
Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста
Чаще всего данная фобия встречается среди детей. Усугубляется ситуация тем, что у детей нет выбора, они обязаны получать образование, это их жизненная необходимость. Однако и взрослые люди также могут страдать от этого навязчивого состояния. Софофобия сильно влияет на жизнь человека в любом возрасте. Паническая атака может произойти от одной лишь мысли о грядущей необходимости пройти курсу повышения квалификации, например. Человек может может впадать в ужас от необходимости получить или сменить профессию. Если софофобия сопровождает человека всю его жизнь, то человек становится ограниченным в выборе способа заработка на жизнь. Ведь по большому счёту, всё, что остаётся софофобу – это искать работу, основанную на максимально простом физическом труде. А это значит, что у человека будут очевидные проблемы с реализацией в жизни, в карьере, придётся буквально забыть про желание получить признание, построить карьеру и так далее. Это приведёт в итоге ко множеству иных личных проблем, а также поспособствует развитию огромного количества различных комплексов.
Для детей же и подростков софофобия также является серьёзнейшим испытанием в жизни. Поскольку человек с софофобией имеет постоянную и очень сильную боязнь всего, что связано с обучением (а это ситуации, объекты, люди, места и так далее), то вся жизнь ребёнка или подростка превращается в сплошную пытку. Всё это также не проходит само по себе, рождает много последствий и усложняет всю жизнь в целом, поскольку такие дети и подростки имеют явственно выраженные проблемы с социализацией.
Как проявляется софофобия?
Основным симптомом софофобии, конечно же, является избыточное стремление избегать всего, что так или иначе связано с учёбой, обучением. У человека проявляется навязчивый страх перед необходимостью, обязанностью делать что-либо, способствующее обучению, посещать места получения того или иного места образования, отмечается тревожность в процессе ожидания самих занятий и так далее. Панические атаки встречаются достаточно редко. И если они всё-таки проявляются, то нужно срочно бить тревогу, поскольку наличие панических атак при софофобии говорит о глубине расстройстве о острой необходимости срочного психотерапевтического вмешательства.
Бывает и так, что данное расстройство ошибочно путается с девиантным поведением. Например, ребёнок может прогуливать школу, сбегать из дома и творить всё, что угодно, лишь бы избежать того, чего он так боится. Но некорректно считать подростка, ребёнка трудным, поскольку в основе такого поведения лежит феномен полного и тотального избегания – ребёнок стремится избегать травмирующих и опасных для него ситуаций, в данном случае это всё, что так или иначе связано с получением знаний.
Что же касается физических симптомов, то стоит отметить, что наиболее явственно они проявляются у детей. Дети склонны по своей природе соматировать расстройства, таким образом ярко выраженной становится, так сказать, физическая симптоматика, а психическая уходит в тень, а то и вовсе будто гасится. Как же выглядят физические проявления?
Это не все симптомы, но основные. Далее всё более индивидуально, конечно же.
Почему появляется софофобия?
Понятное дело, софофоб, как и любой человек с фобией, пытается защитить себя от тех или иных неблагоприятных неблагоприятных воздействий от окружающего мира. То есть софофобия – это несомненно защитная реакций либо же невротический симптом. Однако есть отличие от остальных фобий, поскольку здесь в основе лежит вовсе не ощущаемая угроза от объекта страха. Например, при арахнофобии человек боится конкретной угрозы от пауков – они могут укусить, человек опасается, что паук отложит в нём яйца и потом под кожей они будут развиваться. В случае же с софофобией большинство причин обусловлены чисто внешним социальным характером.
Психологи выделяют несколько основных причин развития софофобии.
Стоит отметить, что чаще всего софофобия проходит годам к 17 – 18, когда подросток выпускается из школы. Однако возможны ситуации, когда человек проносит данное расстройство через всю свою жизнь. Ведь причина страха может забываться, а пережитые негативные эмоции, этот тяжёлый и горький опыт остаётся в нашей памяти навсегда.
Как избавиться от боязни обучения?
И так уже понятно, что софофобия может сломать всю жизнь ребёнку, подростку и даже взрослому. Образование сейчас – это один из важнейших социальных институтов, который даёт человеку бесценный и очень важный опыт командной работы, формирования мнения и позиций, общения. Также вся наша жизнь построена на обучении. Мы постоянно учимся. Именно это позволяет нам получать новые профессии, расти в плане карьеры, социализироваться, улучшать своё материальное положение и так далее. Помимо этого недостаточность кругозора, неспособность накопить знания ведут к ограничению в общении, человеку попросту невозможно будет знакомиться с новыми людьми и удерживать с ними связь. Поэтому крайне важно серьёзно подойти к лечению, коррекции данного расстройства.
Первоочердёно необходимо обратиться к психотерапевту, естественно. Ни в коем случае нельзя надеяться на народные методы или пытаться решить проблему «внутрисемейными» способами. Да, скорее всего, если софофобия обнаружена у ребёнка, подростка, то будет подключена вся семья в процесс коррекции расстройства. Но это будет под чутким контролем специалиста.
Процесс лечения и реабилитации софофоба включает в себя две возможных линии коррекции. Как обычно, это психологическая, психотерапевтическая помощь и психофармакологическая помощь. Лекарственные препараты, особенно психической направленности, назначаются при сильных проявлениях, когда одной психотерапии становится очевидно недостаточно (то есть или не даёт результатов, или сильно затормаживается).
Лечебные препараты. Здесь всё просто – назначаются успокоительные и бета-адреноблокаторы. Всё это должно помочь пациенту справиться с физическими проявлениями расстройства. Но здесь есть важный момент: очень важно корректно отражать риски, особенно если речь идёт о коррекции расстройства у детей. Детский и подростковый организм может выдать нестандартные реакции, что повлечёт за собой непредсказуемые последствия. Более того, многие препараты могут оказывать влияние на развитие несформированных структур мозга.
Психологическая и психотерапевтическая помощь. Здесь отмечают три основных направления, в которые будет двигаться специалист: непосредственная работа с ребёнком; работа с семьёй и ребёнком; работа с коллективом и ребёнком. В первом случае ведётся сама что ни на есть обыкновенная психотерапия. Выделить какие-то наиболее успешные способы психотерапии сложно, поскольку в софофобии чаще всего речь идёт именно о детях, а они у нас народ непредсказуемый. Кому-то хорошо подходит игровая психотерапия, а другому идеальным будет нейролингвистическое программирование. В случае работы в связке «ребёнок плюс семья» вариантов работы также много. Может так получиться, что основная работа будет вестись с родителями, чтобы снизить их ожидания в адрес работы и заменить невротический способ воспитания на более психологически здоровый. С ребёнком тогда проводится лишь поддерживающая терапия.
Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста
А может потребуется общая работа для налаживания коммуникации внутри семьи. Патологообразующие методы воспитания и воздействия на ребёнка внутри семьи становятся очевидными для психотерапевта буквально на стадии обращения за помощью или на первых сеансах психотерапии, консультирования. Ну и в третьем случае идёт работа обычно с классом. К сожалению, в нашей с вами реальности эта обязанность накладывается на школьных психологов, которые, в свою очередь, далеко не всегда проводят подобную работу. Очень редки случаи, когда групподинамические занятия проводятся приглашёнными специалистами. А ведь это лучший способ проработки таких явлений как буллинг и моббинг в классе, например. Бывает так, что класс составлен весьма странно, в нём оказываются такие дети, что уровень агрессивности в классе просто зашкаливает. И именно такие вот тренинги, проводимые регулярно приглашёнными специалистами дают в итоге потрясающий результат: из стаи хищников, готовых растерзать друг друга, неблагоприятный класс превращается в дружную команду, прекрасно слаженный коллектив. Дети в классе учатся взаимодействовать друг с другом, самоорганизовываться, принимать себя и других людей.
Заключение
Софофобия – это реальное расстройство и серьёзное препятствие на пути к достойной, благоприятной жизни. Поэтому так важно работать с данным страхом на профессиональном уровне и не запускать его, надеясь на великое русское «авось само пройдёт». Не пройдёт, а просто видоизменится. Работать с софофобией реально, избавиться от неё более чем возможно. Главное – не бояться психотерапевтов и быть готовыми, открытыми к плодотворному сотрудничеству. Ведь без желания избавиться от проблемы не поможет ни таблетка ни психотерапия. А волшебных палочек нет, кроме вашего стремления решить проблему.
Успехов вам! Поменьше страхов, побольше радости! И пусть учёба будет в радость вам и вашим детям!