собеседование журналистика о чем будет идти речь
Как пройти собеседование на журфак и медиаком?
В нашей дневной рубрике The Ответ мы разбираем важные вопросы, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день. По делу, коротко и простым языком. Ваш маленький тьюториал по выживанию
Какие вступительные экзамены?
На образовательных программах «журналистика» и «медиакоммуникации» — это обязательная часть поступления. Вступительное испытание состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть различается, а устная примерно одинаковая. Поэтому мы решили рассказать, что студентов может ждать на второй части творческого конкурса — собеседовании. Порядок проведения вступительного испытания можно прочитать здесь.
Как проходит собеседование?
Все, кто успешно сдал письменную часть, приглашаются на собеседование. Его проводят в определенный день. Абитуриенты приходят в назначенное место (как правило, Мясницкая 9/11). Ждут своей очереди. Проходить собеседование могут одновременно 3–6 абитуриентов. Их слушают 3–4 члена комиссии в течение 10–20 минут. Все разговоры записываются на диктофон, чтобы в случае неудовлетворительной оценки вы могли подать на апелляцию.
Что спрашивают на собеседовании?
Комиссия хочет понять вашу мотивацию и узнать широту кругозора. Поэтому спросить могут что угодно. Как правило, для разминки просят рассказать о:
После этого комиссия понимает, что интересует абитуриента, и исходя из этого задаёт остальные вопросы. Пример: если сказать, что ты любишь кино, то последующие вопросы будут связаны с кино: последние премьеры, легендарные фильмы, жанры, режиссеры, продюсеры, композиторы.
Примеры вопросов, которые задавали абитуриентам на собеседовании.
Кошмар! И что делать, если я не всё знаю?
Keep calm and feel free to google. Никто не знает всего. Достаточно разбираться в чем-то одном, об этом и говорить на собеседовании. Скорее всего, экзаменаторы не будут экспертами в сфере балета или изобразительного искусства, поэтому им будет интересно послушать. Но если такой темы нет, то нужно разбираться во всем по чуть-чуть — это кругозор.
А можно подготовиться за один месяц?
Нет. Но можно значительно улучшить ситуацию ежедневным многочасовым самообразованием.
Что нужно делать?
И это гарантирует, что я поступлю?
Нет. Но это гарантирует, что тебе будет о чем поговорить с окружающими. А это всегда пригодится в жизни. Главное правило – стремиться к прогрессу каждый день.
Денис Блищ. Частное мнение
Почитал на citydog.by статью об опыте собеседований у разных минчан. Опыт какой-то стремный, конечно: одна проспала, другой не знает за какую работу взяться. Все это обычно говорит о том, что люди либо не в своей профессии, либо слабо мотивированы – искать работу только потому, что нужны деньги, не совсем верно, это как раз настораживает любого работодателя. По своему положению я провожу очень много собеседований и помогаю разным компаниям с поиском сотрудников, потому накопил кое-какой опыт в своей сфере. Сегодня расскажу о типичных ошибках тех, кто приходит устраиваться журналистом.
Буду говорить самыми простыми словами.
Для журналистики критически важна полная вовлеченность в профессию. Другими словами, вы не просто должны работать журналистом или иметь в кармане диплом журфака, а реально хотеть быть в профессии. Хотеть каждый день ваять тексты, обгонять конкурентов с новостями, генерить сочные идеи, придумывать себе геморройные темы и мастерски их воплощать в медиапродукты.
Это тонкий момент, имеющий значительное влияние на качество вашей работы. Собственно, так, наверное, в любой профессии – лучшими становятся те, кто приходит на работу по зову сердца, а не желудочно-кишечного тракта, но я за другие профессии сказать не могу, потому что уже почти два десятка лет работаю в журналистике и смежных сферах.
Забудьте про свой диплом. Я очень хорошо знаю, как добывается этот документ: и сам закончил журфак, и преподавал. Я провел сотни часов лекций, через меня прошли толпы людей, но реально вовлечены в профессию оказались хорошо если десятки. В этом нет ничего дурного: вон, Ваня Муравьев пестит лошадок и открывает кальянные, хотя учился, вроде, на телевизионщика. Он даже был хорошим телевизионщиком, но в какой-то момент сделал выбор по зову сердца – и не прогадал.
Так вот, собираясь на собеседование, решите для себя окончательно, ваше ли это, писать и снимать. Опытный интервьюер на раз-два вычислит реальное положение вещей: профессионал перед ним или очередной проходимец с большой трудовой дороги, которому завтра платить за арендную квартиру.
Теперь, когда ответ на основной вопрос получен, время перейти к деталям.
Не составляйте резюме-ковер, где перечислены все студенческие практики и короткие курсы обучения. Это не играет никакой роли. В резюме будут искать основное: места работы, где вы провели какое-то существенное время – год, два, три. Разумеется, это должны быть издания на слуху, а не должность контент-редактора сайта про пчел. Вообще удивительно как наплевательски относятся к карьере молодые журналисты после университета: вместо того, чтобы формировать портфолио в крупных СМИ, они начинают заниматься любой подвернувшейся работой. Хотя в любой редакции, абсолютно любой, ждут людей со свежими идеями и хорошими текстами. Получить место на полосе можно всегда! И когда в резюме указано, что вы публиковались в “Комсомольской правде” или “Беларуси Сегодня”, разговор с вами идет совсем на другом уровне.
Приходите на собеседование подготовленным. Не подготовленным к вопросам “Кем вы себя видите через три года?”, а с идеями для того издания, куда вы хотите устроиться. Это абсолютно очевидный интерес – что вы можете предложить? Ведь журналист это не только технический работник, превращающий диктофонную запись в текст, это первым делом творческая единица, изо дня в день занимающаяся креативом. И если на собеседовании вам нечего озвучить из своих идей, то, вероятно, вам нечего будет озвучить и после трудоустройства (которое не состоится, ха-ха!).
Принесите 5 своих лучших работ, которыми вы гордитесь. Если не гордитесь, то хотя бы довольны выполненной работой. Объясните, за что конкретно вы испытываете гордость. Расскажите, как рождался продукт – сколько вы потратили на него времени.
Будьте готовы описать себя с технической стороны. Сколько вы времени тратите на написание текста в 5, 7, 10 тысяч знаков. Как снимаете текст с диктофона (реально сначала снимаете слово в слово или сразу перекладываете в текст). Как работаете в паре с фотографом. Кого из фотографов знаете и цените.
Абсолютное большинство журналистов (даже т.н. “дипломированных”) не понимают, как формируется читательский спрос на медиапродукт. Почему одни издания добиваются успехов, а другие нет. Почему один текст хорошо “заходит”, а другой нет. Я всегда беру какой-то конкретный материал и предлагаю разложить цепочку логических умозаключений редактора, принявшего решение сделать такой текст.
Почему “Столичный вентилятор” с Анной Бонд – это правильно сделанный выбор и успешная программа? Ответ, кажется, очевиден: “Ну, это же наброс”, “Ну, Анна Бонд популярная”, но это неверный ответ. Есть конкретные пункты, которые должны прозвучать на собеседовании.
Одевайтесь опрятно. Не стройте из себя всезнайку. Не отзывайтесь о своих коллегах критически. Не врите.
Наконец, адекватно себя оценивайте. Заниженная самооценка у журналиста так же плоха, как и завышенная.
Ну и удачи, конечно 🙂
P.S. К слову, нам нужен в редакцию relax.by журналист. Присылайте резюме d.blisch@artox.com
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎
Как подготовиться к поступлению на журналистику или медиакоммуникации
Поступление на журналистику
Вопросы, которые обязательно нужно себе задать
1. Вы уверены, что именно журналистика?
Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.
В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности — часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:
— Что именно привлекает вас в журналистике?
— Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?
Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.
Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика — это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.
При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
— Что именно вам интересно в ___?
— Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
— Расскажите поподробнее о _____.
На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.
Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.
Неконкретные формулировки
Конкретные формулировки
ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?
316 навыков, которые вы можете освоить
Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи
Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым — то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.
Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.
Социальные сети не являются СМИ, они — всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.
Журналистика — это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.
Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.
Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации — не самые важные в этой работе. Грамотность — хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.
Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.
Если в тексте присутствуют орфографические ошибки — их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике — материал выбросят в корзину.
Как выбирать вуз и программу обучения
2. Какая журналистика вас привлекает?
На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.
Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное — продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.
Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.
Почему увлечённость — это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.
Как пройти собеседование на журфак ВШЭ на 50 баллов из 50
Студент ВШЭ и автор «Мела» Иван Сурвилло рассказывает, как пройти собеседование и удачно поступить на журфак.
Не паникуйте. Вас никто не съест. Комиссия добрая. Проверяют способность быстро соображать и грамотно формулировать ответы. Не хотят завалить. На самом собеседовании придётся долго сидеть и стоять в очередях. Это нормально.
Как готовиться
После того, как сдали ЕГЭ, начинайте следить за медиа-пространством. Каждый день читайте новости из нескольких СМИ. У меня был набор: Медуза, РБК, Коммерсант, редко — ТЖ. Это нужно для того, чтобы узнавать события с разных точек зрения и с разными подробностями.
Сформируйте список СМИ, за которыми вы следите постоянно, и закиньте его в РСС. Я читаю Зе Вилладж, Коммерсант, Бумагу, Медузу, Батенька, да вы трансформер, Теории и практики, Такие дела, Горький, Перитто-Буритто, Сэд-Вейв, Т—Ж, ВиСи, Дождь, Афишу и Репаблик. Хорошо бы знать фамилии главредов чем они знамениты и как они выглядят. Вдруг будут проводить у вас собеседование.
Заучите список престижных наград в области литературы, журналистики, кино и фото, типа World Press Photo, Пулитцеровской премии и Букера. Желательно знать и их получателей за последние пару лет.
Читайте и смотрите «Арзамас», «Постнауку», ТЭД и «Магистерию». Слушайте подкасты радио «Маяк». Это нужно для общего кругозора.
Проходите курсы на Coursera, «Академии Хана,» «Открытом образовании». Это нужно для общего кругозора и портфолио — иногда там дают сертификаты.
Наполняйте портфолио. Портфолио — безумно важно. Первое: оно приносит пять баллов. Второе: если у вас хорошее портфолио, то вы сможете долго о нём рассказывать. Почему это важно, расскажу ниже. Чтобы заполнить портфолио, ведите блог, пишите статьи, делайте лонгриды, таймлайны и интерактивные карты, верстайте плакаты и сайты, фотографируйте, снимайте кино.
Поучаствуйте в «Высшем пилотаже». Работу положите в портфолио.
Посмотрите самые крутые лонгриды
Практика
Вызовут — подойдёте в другую аудиторию, протянете пропуск. По нему найдут вашу работу, которую вы писали на письменной части. Её не отдадут, но отдадут пропуск.
Потом скажут сесть на диванчик перед аудиторией и ждать. Ждите. Студент или студентка выйдут из неё, тогда позовут вас. Проходите, идите к свободной комиссии.
Пока идёте — окиньте комиссию взглядом. Вдруг кого-то узнаете. В комиссии сидят четыре человека. Первый разбирается в медиа. Второй знает географию, физику, историю, химию. Третий сидит просто так. Четвёртый включает и выключает диктофон.
Сели, представились, достаёте портфолио или компьютер с ним и начинаете говорить. Чем дольше вы рассказываете, тем больше вероятность, что вас будут мало спрашивать по географии, истории и другим наукам. Но вас точно спросят. Если спросят, а вы не знаете — честно скажите или выкручивайтесь. Я не знал, какой самый большой полуостров в мире. Честно сказал.
Спросят, какие СМИ вы читаете, чтобы оценить ориентацию в медиа-среде. Говорите длинный список, но будьте готовы к вопросам по нему. Про «Медузу» скажите в последнюю очередь. Меня ещё спрашивали про мои рабочие проекты, про блог, про рассылку. Вас тоже могут, если ведёте их.
Главное в беседе с комиссией — говорите о том, в чём разбираетесь (корявая конструкция предложения, знаю). Если сказали, что нравится что-то, то будьте готовы к вопросам. Сказали, что нравится кино — какие последние фильмы смотрели, кто любимый режиссёр, а почему. Сказали, что нравится делать лонгриды, — а кто сделал первый лонгрид, какие самые известные, как вы построили бы лонгрид о поступлении в ВШЭ. Отвечайте за базар. Могут спросить про письменную работу. Меня не спросили.
В конце комиссия скажет: молодец, иди отдыхай. Идите, отдыхайте. Успокойте родных. Не нервничайте. Ждите результатов. Если результат не устраивает — идите на апелляцию. Никого не слушайте, в ВШЭ не снижают баллы на апелляции. Никогда.
Если хотите больше узнать об учёбе в Вышке — подписывайтесь на мой проект «Будни студента журфака ВШЭ». Каждый день буду присылать короткие рассказы об учёбе, студенческой жизни и обо всём интересном, с чем сталкиваюсь в ВШЭ.
New Media Institute
медіа, технології, свобода
8 рекомендаций журналисту, идущему на собеседование
Несмотря на очевидные проявления кризиса, рынок медиа все еще подает признаки жизни. Одним из таких признаков является наличие вакансий для журналистов. Если вы не утратили надежду найти работу в ньюзруме газеты или телеканала, редакции журнала или хотите начать сотрудничать с онлайновым изданием, вам могут пригодиться собранные ниже рекомендации. Их цель – помочь вам избежать досадных ошибок и успешно пройти собеседование при приеме на работу.
1. Будьте в курсе текущих новостей
Самый короткий и надежный путь к провалу – это незнание того, что происходит вокруг. Будьте в курсе текущих событий – в стране, в мире, на том рынке, о котором вам придется писать. Собираясь на интервью, просмотрите заголовки главных новостей на популярных сайтах, не забудьте включить утренний выпуск новостей по ТВ. Подумайте, что было важнейшим событием прошедшего года, прошлого месяца, недели?
Почтите последние по времени материалы ведущих журналистов издания и выделите то, что вам в них понравилось. Воздержитесь от критики.
2. Знайте конкурентов
Это важно – знать побольше об издании или компании, в которую вы нанимаетесь на работу. Но не менее важно быть в курсе того, кто является их главным конкурентом на рынке. Определите 2-3 издания, с которыми конкурирует ваш будущий работодатель. Подумайте накануне интервью, что в работе конкурентов вам нравится, а что – нет.
3. Захватите экземпляр своего резюме
Ваше резюме, скорее всего, будет лежать на столе того, с кем вы будете разговаривать. Однако, будьте готовы к тому, что ваш будущий главный редактор вдруг обнаружит, что вашего резюме под рукой не оказалось. А он захочет в него заглянуть. Не заставляйте его просить секретаря искать в почте ваш мейл и затем печатать резюме, передайте собеседнику приготовленный вами экземпляр. Захватите и по экземпляру изданий в которых печатались ваши материалы, если таковые есть.
Да, будьте на 100% уверены в том, что в вашем резюме нет ошибок. Пройдитесь по тексту пару раз сами и попросите прочитать его кого-то из коллег или даже знакомого литредактора. Приносите резюме на том языке, на котором вам предстоит работать (если не было особых пожеланий работодателя).
4. Создайте портфолио в онлайне
Пожалуй, это уже должно стать нормой. Каждый журналист должен собрать в одном месте (в своем блоге, например) набор ссылок на наиболее удачные свои работы. Это касается и текстов, и фото, и мультимедиа. Ссылку на это портфолио надо указать в резюме. Далеко не лучшей альтернативой такого решения будет принесенные с собой на флешке тексты статей или других работ.
5. Обновите аккаунты в соцсетях
Это просто необходимо, если вы идете работать в онлайновое издание. Профайл в Фейсбуке – желателен, хотя и не обязателен. Гораздо полезнее “живой”, активный аккаунт в Твиттере – он должен быть обязательно. Нет смысла упоминать блог, если он давно не обновлялся.
6. Подготовьте свои вопросы заранее
Будьте уверены, что в ходе интервью вам предложат задать свои вопросы. Сказать, что “вопросов нет” – не лучший вариант развития событий. Приготовьте пару вопросов касающихся вашей будущей позиции, особенностей работы, ожиданий работодателя, планов развития издания. Покажите себя заинтересованным собеседником.
7. Продумайте ответы на популярные вопросы
Идя на интервью, убедитесь, что вам есть что сказать в ответ на “культовые” вопросы, которые, хоть и стали уже мемами, но все еще звучат на собеседованиях:
– Почему вы хотите тут работать?
– Кем вы видите себя через 3-5 лет?
– Назовите ваши сильные и слабые стороны
– Почему вы ушли с последнего места работы?
Постарайтесь не выглядеть так, что вы выучили ответы на эти вопросы заранее. Не спешите. Сделайте короткую паузу перед тем как отвечать. Отдайте предпочтение формальному ответу, а не попытке пошутить, отвечая на эти одиозные вопросы.
8. Ваши предложения
Будет здорово, если у вас будут готовы одно-два предложения по изменениям в редакции, в которой вы собираетесь работать. Ваши идеи не должны быть чем-то радикальным. Просто покажите, что вы интересовались результатами работы своих будущих коллег и имеете свое мнение о том, что и как вы могли бы сделать для издания. Сделайте упор на те темы или форматы, в которых вы чувствуете себя уверенно, опыт работы с которыми у вас уже есть. Упоминайте об этом только если вас попросят собеседники. Да, и не забывайте, цель любого бизнеса – заработать.