собачья дружба о чем басня
Детский час
для детей и родителей
Анализ басни Крылова «Собачья дружба»
Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в 1814 году. Впервые басня напечатана в 1815 году, в трехтомном издании басен Крылова. В этой басне с оригинальным сюжетом две собаки, Полкан и Барбос, сытно поевшие, лежат возле хозяйского дома и рассуждают о разных вещах. В числе прочего они обсуждают и дружбу. Полкан и Барбос принимают решение дружить друг с другом и скрепляют это решение рукопожатием. Но в этот момент повар бросает собакам кость. Забыв о том, что они решили дружить, собаки начинают драться из-за брошенной кости.
Их с трудом разнимают, облив водой. В конце басни автор приводит мораль, которая заключается в том, что «в свете» много есть людей, дружба которых держится лишь до первого спора за обладание какой-либо ценностью.
Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в связи с определенными историческими событиями. После разгрома Наполеона судьба Европы находилась в руках тройственного союза — России, Австрии и Пруссии, а также и примкнувшей к этому союзу Англии. Эти четыре державы могли бы на Венском конгрессе произвести раздел добычи, полученной от побежденной Франции по своему усмотрению, если бы они сохранили между собой ту солидарность, с какой действовали во время войны. Но дошло дело до раздела, и обнаружилась невозможность примирить между собой их противоречивые интересы. «Костью», брошенной «собакам», оказались Польша и Саксония. Первую хотел Александр I, вторую – прусский король Вильгельм III. Но Австрия боялась усиления Пруссии. Англия же не хотела усиления России. В итоге, 3 января 1815 года был подписан тайный договор между Францией, Австрией и Англией, направленный против России и Пруссии. Так «благодарили» Александра I за спасение Европы.
«Свет полон дружбою такой,
…
А только кинь им кость, так что твои собаки!.»
Из этой же басни вышло выражение «До первой кости». Когда собакам кинули первую же кость, они, забыв о дружбе, тут же передрались из-за нее. Когда хотят сказать, что дружба ненадежна, говорят: «Какая же это дружба? До первой кости!»
Басня «Собачья дружба», помимо оценки конкретной исторической ситуации, высмеивает также такое явление, как неискренняя, показная дружба. Подобное явление встречается и в наши дни, в силу чего басня остается актуальной до сих пор.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Мораль басни «Собачья дружба» Крылова, анализ, суть, смысл
«Собачья дружба». Иллюстрация И. А. Иванова |
Басня «Собачья дружба» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Собачья дружба» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Собачья дружба» заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.
По мнению В. Ф. Кеневича, басня «Собачья дружба» имеет в виду безуспешность мирных проектов Венского конгресса.
А только кинь им кость, так что твои собаки!»
«. Особенно в деле дружбы и взаимной помощи необходимы прямота и искренность отношений: с самого начала дети должны понять, что одна чувствительность не доказывает любви, что ее можно доказать, только жертвуя своим эгоизмом. Басня тем и хороша, что выводит на чистую воду этих друзей, очень нежных на вид, но грызущихся из-за одной кости.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Орест и Пилад, по древнему преданию были неразрывными друзьями, ничто не могло их поссорить, и умерли они не изменив друг другу в дружбе; поэтому-то именами их и в наше время называют друзей; вот почему и здесь Полкан и Барбос называют друг друга Орестом и Пиладом.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. В баснях «Собачья дружба» и «Крестьянин в беде» выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
«Собачья дружба» Крылов: чему учит басня?
Чему учит басня Крылова «Собачья дружба»?
Басня Крылова «Собачья дружба» была написана в 1814 году.
Из этой басни появилось выражение «до первой кости», то есть дружба длится до той поры, пока не появится какая-нибудь материальная ценность.
Басня учит тому, что настоящая дружба проверяется трудными временами. Не нужно верить словам о дружбе, а проверять делом.
В басне Крылов высмеивает не искреннюю, показную дружбу, которая разваливается, как только появляется выгода.
Бесня Крылова «Собачья дружба» рассказывает о двух псах, которые наелись и лежат на солнышке, рассуждая о дружбе. Они говорят, как хорошо бы было, если бы он не дрались, защищали бы друг друга, не ели друг без друга и не пили. Они начали обниматься, но их согласия и их дружбы хватило ровно до того момента, пока им кинул повар одну кость. Тогда они забыли о дружбе и кинулись драться друг с другом, да так, что их пришлось разливать водой, чтобе прекратить драку. Басня учит тому, что не всегда нужно доверять заверениям о дружбе. Потому, что когда появляется что-то, нужное «друзьям», вот тогда и видны их истинное отношение друг к другу. И не стоит верить всем словам, нужно проверять их делами.
В басне Крылова «Собачья дружба» два пса, что жили в одном дворе (Полкан и Барбос) рассуждают о том, как же здорово быть друзьями. Какое это счастье, когда у тебя есть друг. Так они грелись у ворот и решили крепко дружить. Тем более, что жилось им неплохо: пищи всегда хватало.
Но лишь новые друзья обнялись, как повар бросил им одну на двоих кость. Тут дружбе и конец пришел: стали они за кость драться так, что только шерсть кусками летела.
(Это краткое содержание, если нужно в читательский дневник).
Мораль басни:
Настоящие друзья никогда не станут драться. Если им что и придется делить, то сделают они спокойно, поделят поровну. А если друзья показные, но «гнилые» внутри, завистливые и жадные, то будет у них именно собачья дружба. Т.е. вроде бы и улыбаются друг другу, но ровно до первого конфликтного момента. Тогда уж каждый будет лишь за себя.
Чему учит басня:
Эта басня Крылова повествует о том как лев, признанный самым сильным среди зверей, отказал маленькой мышке поселиться рядом с ним, причем он посчитал, что мышка просто недостойна этого.
Через некоторое время лев попадает в сети охотников, и он вспомнил, что мышке было вполне под силу перегрызть крепкие веревки и освободить его, но это было уже поздно.
Мораль этой басни автор выразил словами:
Если попытаться это объяснить своими словами, то можно сказать:
Часто влиятельные и богатые не признают других, кого считают ниже своего уровня, только от того, что они беднее их. Они не признают с бедными, но честными и порядочными людьми дружбы, так как считают что никакой пользы от этих людей не будет, но в не все так просто в жизни и как правило именно эти люди «низшего» ранга и способны прийти и помочь.
В этой басне высмеивается раздутое самомнение, глупость, высокомерие и недальновидность.
В этой басне Ивана Андреевича Крылова описывается спор между двумя частями деревьев: считающими себя главными, листами и корнями, которые с этим не согласны.
В басне также высмеивается неспособность заглядывать в будущее, видеть, что произойдёт с листвой, если корни не будут удерживать и подпитывать дерево.
А листы, явление сезонное.
Смысл басни в том, корни главнее листьев, как народ главнее правителей.
Отзыв к басне «Квартет».
Басню «Квартет» написал великий русский баснописец Иван Крылов.
В басне рассказывается о животных, которые решили заняться не своим делом и сыграть квартетом музыкальное произведение.
В квартет вошли медведь, козёл, осёл и мартышка.
С самого начала стало понятно, что хорошего музыкального исполнения у них не получится, но тем не менее квартет старался искать причину их неуспеха.
А причина заключалась в них самих, они взялись за то дело, в котором не разбираются. Мне понравилась эта басня именно тем, что она показывает, что самоуверенность людей не разбирающихся в том или ином деле, не поможет им стать профессионалами.
Чтобы в чём-то разбираться и хорошо выполнять, нужно этому как следует учиться, а также обладать способностями и талантами.
Басня Крылова про «бумажного змея» достаточно коротка, но в ней автор сумел выразить свое видение проблемы свободы и независимости мысли и действия:
Мораль этой басни заключается в том, что автор хочет донести мнение о том наша свобода выше каким-то личным достижений:
Басня эта учит тому, что нужно любить и уважать себя и не быть зависимым от других. Если у человека есть мечта, желание и воля, то он может всего добиться сам.
И, как мы видим, среди перечисленных выше басен есть одна, которая так же есть и среди ваших вариантов ответа. Следовательно, это и является правильным ответом.
Собачья дружба о чем басня
Собачья дружба
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась!
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело». –
«А что же? это дело!»
Барбос ответствует ему:
«Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней;
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена»,
Вскричал Полкан: «дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!»
Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки! ============================================================
Иван Андреевич Крылов отличался искренним дружелюбием, благожелательностью и не проявлял зависти к успехам других. В своих баснях он призывал к укреплению искренне добрых человеческих взаимоотношений. При этом басни учат отличать правду от лжи и добро от зла. Это важно во взаимоотношениях между людьми, между народами и между государствами.
В 1815 году была напечатана басня «Собачья дружба». Поводом послужили разногласия между странами, победившими Наполеона. Внешняя политкорректность и дипломатия слетают как маски, когда встает вопрос о личных интересах. Тогда легко забываются нравственные христианские ценности, искажается понятие «справедливости», и вместо любви проявляется эгоизм. Все это ярко и образно Иван Андреевич описал в басне «Собачья дружба».
Эта басня хорошо показывает, с какой легкостью слова о жертвенной любви сменяются делами греховного эгоизма. Забывая о своей духовной природе, люди всецело погружаются в мир материальных вещей. Материальные блага становятся предметом споров, раздоров и дележа. При этом мы не задумываемся, что жизнь земная коротка, и все, что человек здесь наживает материального, праведно или неправедно, он оставит. По завершении земной жизни человек предстанет пред Богом дать ответ за прожитое. И жизнь каждого будет тогда оценена по добрым или злым делам, совершенным в отношении ближних. В Священном Писании говорится: от дел своих мы оправдаемся и от дел своих мы осудимся. Добрые дела творятся по дару любви к Богу и ближнему. Дела и поступки, окрашенные греховным эгоизмом и гордыней, будут каждому из нас в суд и в осуждение.
Важно помнить то, что основой добрых дел может стать только любовь, а не эгоизм. Каждый христианин должен помнить слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Искренняя любовь к ближнему – это выражение подлинной любви к Богу. Если в центре жизни человека и общества поставляется Господь, то, чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг к другу, тем меньше разделения между людьми. Мы устремляемся от периферии земного бытия к центру духовной жизни, к Богу. Так мы объединяемся даром Божественной любви, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8). Но чем дальше мы удаляемся от Бога, тем дальше мы удаляемся и друг от друга, тем больше пространства для разделения и вражды. Таким сравнением назидает преподобный авва Дорофей.
Люди часто, прикрывшись маской лицемерия, с позиции своего эгоизма рассуждают «о худе, о добре и, наконец, о дружбе». При этом – не испытывая никакой нужды: «Спасибо господам: ни голодно, ни тесно нам!».
Однако искренней дружбы, основанной на подлинной любви, нет. Иван Андреевич акцентирует: «А дружбы… меж людей почти совсем не видно». Зависть, алчность, хищение, суды, доносы, приводящие к озлоблению и к ожесточению, наполняют земную жизнь человека. В транспорте, в магазине, на работе люди озлобляются, ожесточаются, злословят, а порой даже «грызутся». Но самое трагичное то, что это привносится и в семью. Предметом раздора могут стать особенности характера человека, материальные ценности и даже родные дети. Все это свидетельствует об обмирщении души, удалении человека от Бога и утрате дара Божественной любви.
Апостол Павел характеризует любовь следующими свойствами: терпение, милосердие, отсутствие зависти, гордости, смирение, уважительность, бескорыстие, кротость, незлобие, сострадание, благожелательность, уважительность. Он пишет так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею», то я – пустой человек, я ничто, нет мне пользы в моих делах (1 Кор. 13, 1). Подлинная дружба, подлинно добрые дела должны сопровождаться жертвенной любовью, которая для каждого человека есть дар Божий. Человек, обладающий даром любви, никогда не нанесет оскорбления своему ближнему и не причинит боли и страдания ни душевного, ни телесного другому человеку. Истинный христианин поступает по отношению к ближнему по заповеди Христа: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с ближним своим (ср. Мф. 7, 12).
Велика сила неискаженной любви в отношениях между людьми. Святитель Тихон Задонский наставляет: «О, коль благополучно жили бы все, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищений, убийств, насилия, обманов, лукавства, злословия, поношения, клеветы и ругательства». Искренняя любовь разрушается греховным эгоизмом, который может быть личностным, семейным, клановым, корпоративным и даже государственным. Как важно это сознавать, в любви и дружбе свое счастье созидать!
Басня Собачья дружба
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днём –
Так рассуждать они пустилися вдвоём
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всём оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить
И в дружнем счастье всё своё блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело»,
«А что же это дело! –
Барбос ответствует ему. –
Давно, Полканушка, мне больно самому.
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживём без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пёс дружества слывёт примером с давних дней,
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена! –
Вскричал Полкан, – дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки! *
Опубликована басня Крылова Собачья дружба в 1815 году
* Вероятно, намёк на разногласия между членами Священного союза, обнаружившиеся уже в ходе Венского конгресса 1814 г.; в январе 1815 г. Австрия заключила с Англией и Францией оборонительный союз против России и Пруссии.
Пилад и Орест (греч. миф.) – герои греческих мифов, друзья.