собачье сердце что это значит
Название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл.
Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет речь в посети.
Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно, Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему.
Швондер – воспитанник пролетариата. Пролетариат – это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знают не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Повесть «Собачье сердце» — одно из самых удачных произведений Булгакова, которое, тем не менее, было не понято современниками. Во-первых, главный положительный герой повести – интеллигент, а пролетарская революция чуждалась интеллектуальной элиты, поэтому произведение многие восприняли в штыки. Кроме того, издевательский образ нового человека Шарикова тоже больно ударил по самомнению пролетариев. Во-вторых, читатели не поняли смысла повести, как и ее названия: автор то ли намекал на «собачью жизнь» рабочих, то ли на то, что они – собаки, то ли просто описал любопытный эксперимент. Однако у названия (как и у произведения) есть несколько смыслов, и для полного понимания замысла автора необходимо учесть все. Сегодня мы не имеем предубеждений против интеллигенции и можем рассмотреть книгу объективно.
Другой, более глубокий смысл названия повести заключается в том, что автор определил сущность новых советских граждан, как «собачье сердце». То есть, они до слепоты преданы новой власти, но лишены своей воли и своего ума. Они кричат о свободе, но не готовы ее принять, так как не могут нести ответственности за свои действия, не могут сознательно действовать, не могут начать думать и жить по-людски. Поэтому они все лают и лают, принимая Шарикова в свою безликую стаю, чтобы побольнее укусить профессора «буржуя». Для них он – чужак, открывающий родную калитку, и только цепь мешает им разорвать его.
Смысл названия в бессердечности, жестокости, безразличии людей, уничтожая старое, они не строили ничего взамен, убивая культуру они сеяли революционный хаос, прикрываясь громкими лозунгами. В этом и проявляется «собачье сердце» революции, которое так замечательно описал Булгаков.
Собачье сердце
Содержание
История
Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон). [1]
Сюжет
Москва, 1924 год. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достиг отличных результатов в практическом омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. Выбранный в качестве подопытного животного бездомный пёс, случайно получивший кличку «Шарик», подобранный им на улице, оказался в просторной квартире профессора и получил отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин — вор, алкоголик и дебошир.
Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, появилась речь, и он принял человеческий облик. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Однако Преображенскому скоро пришлось пожалеть о сделанном. С Шариком произошло не только физическое, но и психологическое очеловечивание, он унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. Полиграф Полиграфович Шариков, как он себя сам назвал, обнаружил пристрастие к сквернословию, пьянству, воровству, блуду, кабацким кутежам, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Ради повышения своего социального статуса Шариков по рекомендации председателя домкома Швондера, надеявшегося с его помощью выжить профессора Преображенского из квартиры, устраивается на руководящую должность в отдел очистки города от бездомных животных.
Новая работа радует самолюбие Шарикова, за ним ежедневно приезжает служебная машина, прислуга начинает относиться к нему с подобострастием, и он не чувствует себя обязанным Преображенскому и Борменталю, которые ещё пытаются привить ему нормы культурной жизни. Он получает удовольствие от уничтожения бездомных котов, хотя, по словам Преображенского, «коты — это временное». Шариков приводит в квартиру профессора Преображенского принятую им на работу молодую девушку, от которой скрыл свою биографию. Узнав от профессора правду, девушка отказывается от ухаживаний Шарикова — и тогда тот угрожает уволить её. За девушку вступается доктор Борменталь.
Шариков решает написать политический донос на обитателей квартиры, которые далеко не симпатизируют новой власти и её представителям в собственном доме. Однако бумага попадает к одному из бывших пациентов Преображенского, и тот возвращает её профессору. Преображенский требует от Шарикова убраться из его квартиры, тот отказывается и достаёт револьвер. Борменталь обезоруживает Шарикова, вместе с профессором они проводят новую операцию, превращая Шарикова обратно в собаку. Пёс не помнит ничего из того, что с ним происходило, и остаётся жить в квартире профессора.
Интересные факты
Персонажи
Повесть как политическая сатира
Наиболее распространённое политическое толкование повести относит её к самой идее «русской революции», «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорический образ люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пёс поднимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных), так и тех, кто наделил их этими правами. При этом, необходимо отметить, что Клим Чугункин на самом деле является не пролетарием, а интеллигентом (зарабатывал музицированием в трактирах) и уголовником. Финал повести выглядит искусственно, без стороннего вмешательства (deus ex machina) судьба создателей Шарикова выглядит предрешённой. Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов. [3]
Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), ассистентка Зина — Зиновьев и т. д. [4]
Цензура
На чтении рукописи повести во время собрания литераторов в Газетном переулке присутствовал агент ОГПУ, охарактеризовавший произведение так [5] :
Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями. [6]
Булгаков надеялся опубликовать «Собачье сердце» в альманахе «Недра», однако повесть порекомендовали даже не отдавать на чтение в Главлит. Н. С. Ангарский, которому произведение понравилось, сумел передать его Льву Каменеву, однако тот заявил, что «этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя». В 1926 году при проведении в квартире Булгакова обыска рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького три года спустя. [3]
В Самиздате повесть распространялась уже в начале 1930-х годов.
Смысл книги Собачье сердце
Смысл названия повести «Собачье сердце»
Название повести носит двойной смысл, более поверхностный заключается в том, что автор в двух словах наметил стержень, на который нанизаны все сюжетные ходы произведения – эксперимент по превращению пса в человека. Боле глубокий смысл заглавия кроется в аллегорическом описании сущности мышления пришедших к власти пролетариев, которые, подобно стае собак, выражают слепую преданность делу революции, не вникая в суть происходящего. Собачье сердце доморощенного революционера не позволяет ему иметь собственное мнение и моральные ценности, но наделяет его готовностью в любой момент вцепиться в горло врага по первой же команде хозяина.
Основной сюжет произведения
Москва, середина 1920-х годов, гениальный профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит уникальные операции в своих апартаментах, состоящих из семи комнат, на две из которых претендует жилищный комитет в лице председателя домкома Швондера. Профессор, при помощи своего ассистента, доктора Ивана Арнольдовича Борменталя, решает провести эксперимент по пересадке человеческого гипофиза собаке. Для этого он подбирает на улице доброго и спокойного пса Шарика, материал для пересадки был взят у погибшего в пьяной драке вора и пьяницы по имени Клим Чугункин.
Смысл произведения
Фантастический сюжет повести является лишь канвой к философским рассуждениям о месте интеллигенции в постреволюционной России, захваченной пролетариями с их примитивными потребностями и слепым повиновением власть имущим. Скорбь о гибели культуры на всех уровнях жизни, начиная от уборных в домах и заканчивая административным аппаратом, сквозит в каждой строке произведения. Главной темой повести являются размышления о том, куда приведут страну пришедшие к власти бездуховные и неразвитые, но уверенные в своей правоте люди, получившие свободу, но не знающие, как ею воспользоваться.
Кроме того, в повести поднимается вопрос об этичности научных исследований в области медицины. Действительно ли профессор, подобно Создателю, имеет право вмешиваться в законы природы, меняя их по собственному желанию. Ведь и сам он признает свой эксперимент неудачным и бессмысленным, озвучивая, что гения может родить любая баба. Да и Шариков со своим заявлением о том, что он вовсе не просил превращать его в человека, абсолютно прав.
Смысл финала
Финал повести замыкает кольцевую структуру композиции, возвращая Шарика в исходное состояние, показав всю чудовищность подобных экспериментов над живыми существами. Эта насильственная операция является аллюзией на революцию, которая своим жестоким хирургическим вмешательством искалечила общество, не дав тому развиваться естественным путем, создав своих швондеров с собачьими сердцами в груди, почти также, как профессор создал Шарикова.
Смысл произведения «Собачье сердце» Булгакова
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» в Советском Союзе была запрещена. Она считалась идеологически вредной. Конечно, за ее чтение не сажали в лагерь, как за хранение «Архипелага ГУЛАГ», но последствия могли иметь место. После гениальной экранизации повести Владимиром Бортко вся страна стала употреблять цитаты профессора Преображенского, Шарикова и Швондера.
По своему жанру «Собачье сердце» можно считать фантастикой. Несколько произведений Булгакова имеют фантастическую либо мистическую составляющую. На самом же деле история о превращении собаки в человека является остросоциальной сатирой.
Смысл заложен в само название повести. Формально оно объясняет сюжет произведения. Собака, помимо своей воли ставшая человеком, сохраняет свою животную сущность. Более глубокий анализ показывает, как автор видит последствия октябрьского переворота, в результате которого власть досталась большевикам, подчинившим своей воле массу необразованного народа. Эта люмпенизированная сила не способна создавать, но всегда готова разрушать. Собачье сердце созданного ученым монстра и менталитет спившегося люмпена приказывают ему вести себя так, как может только получивший властные помощи обнаглевший от вседозволенности хам.
Профессор Преображенский проводит успешные опыты по омоложению в середине 20-х годов в Москве. Ему не мешают, поскольку к его услугам прибегают сильные мира сего. По счастливой случайности ему подворачивается возможность провести эксперимент по пересадке человеческого гипофиза собаке. В роли донора выступает убитый в пьяной драке вор Клим Чугункин, а реципиентом становится бездомный, но совершенно беззлобный пес Шарик. Профессору невдомек, к чему приведет его опыт.
Результаты оказываются крайне неутешительными. Собака становится человеком, но не обычным членом общества, а агрессивной личностью с менталитетом люмпена. Гомункул, рожденный наукой, подвержен влиянию других людей, но из всех возможных вариантов он выбирает самый недостойный. Председатель домкома Швондер делает его пролетарием в худшем смысле этого слова. В его груди бьется доброе сердце собаки, но по своим мыслительным способностям и свойствам характера он остается Климом Чугункиным.
Дальше – больше. Появившийся неоткуда человек получает документы и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Он начинает заниматься «общественно-полезной» деятельностью, т.е. становится живодером, отлавливающим бродячих котов. Черты Клима Чугункина вылезают наружу. Шариков начинает пить, безобразничать в квартире профессора, по-хамски вести себя с женщинами. В конце концов Преображенский не выдерживает и превращает распустившегося пролетария обратно в пса.
Смысл повести «Собачье сердце» заключается в развенчании деклараций большевиков об их намерениях построить нового мира. Такие, как Шариков и Швондер, ничего хорошего создать не могут, поскольку они крайне подвержены идеологическим лозунгам и не могут мыслить самостоятельно. Развал государства, который воочию наблюдал Булгаков, проявлялся в разных сферах. В повести акцент сделан на бытовых проблемах, которые стали возникать сразу после октябрьского переворота, и на идеологических принципах, которыми руководствовались пришедшие к власти большевики. Все отнять и поделить, уничтожить буржуев, к которым относились не только капиталисты-эксплуататоры, но и представители творческой и научной интеллигенции – такие задачи ставила перед собой новая власть. Не всегда имелось в виду физическое уничтожение – достаточно было только сломить дух свободомыслящих людей и унизить их. На тот момент профессор Преображенский имел достаточный вес как в научной среде, так и среди представителей властной элиты, но, не вызывает сомнения его дальнейшая трагическая участь.
Вторичный вопрос, затронутый в повести – этичность медицинских экспериментов над людьми. Преображенский раскаивается в своем желании создать искусственного человека и понимает, что считая себя царем и Богом природы, сильно ошибался.
В общечеловеческом смысле Булгаков хотел показать, как насильственное свержение законной власти отбросило общество назад, не позволив ему развиваться эволюционным путем, выдвинув в ряды строителей «светлого будущего» таких людей, как Шариков и Швондер.
Почему Булгаков назвал повесть «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце»: история произведения
Как и многие другие произведения Булгакова, оно оказалось слишком смелым и честным для своего времени. Написана повесть была в 1925 году. Автор успел дважды публично прочесть свое произведение. Оба раза его выступление имело потрясающий успех у публики. В ней автор правдиво описывал и откровенно высмеивал все отрицательные стороны прихода к власти пролетариата.
В самом названии был намек на характеристику новых хозяев жизни. Поэтому издательства наотрез отказывались печатать эту книгу под страхом репрессий — власть категорически выступила против ее опубликования. Да и литературные критики того времени ее не одобрили. Поначалу рукопись распространялась как самиздат, но власть прикладывала все усилия, чтобы изъять копии рукописи и предать ее забвению.
Неудивительно, что широкие массы даже не слышали об этом произведении. Впервые оно было издано в 1968 году за рубежом, во Франкфурте и Лондоне. В России же «Собачье сердце» увидело свет в 1987 году, и сразу же завоевало сердца читателей. Критики и литераторы высоко оценили повесть, по ней был снят одноименный фильм.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Смысл названия
Сюжет произведения закручен вокруг фантастического эксперимента профессора Преображенского над собакой. Он пересаживает дворовому псу Шарику гипофиз (отросток мозга) и семенные железы погибшего Клима Чугункина. Этот представитель человечества был пьяницей, бродягой, дебоширом, сквернословил и дрался — вел во всех отношениях асоциальный образ жизни.
В результате проведенной операции получилось существо, которое из собачьего постепенно начало принимать человеческое обличье и способности. Шарик научился говорить и ходить на задних конечностях, у него начали проявляться проблески разума и внешне уже мало чем отличался от людей. Он даже имя себе взял — Полиграф Полиграфович Шариков. Вот только с его нравственным развитием остались проблемы.
Шарик был добродушной собакой, но от его прежней натуры осталась лишь ненависть к кошкам. А во всем остальном он все больше походил на своего донора. В результате Шариков, несмотря на человеческий облик, продолжает вести собачий образ жизни. Он становится хулиганом, омерзительным, лживым и трусливым типом, ведущим себя по-хамски, нагло и беспардонно.
Неудивительно, что по сюжету он примыкает к пролетариату, которые сочли его за «своего». Члены пролетарского домкома даже взяли его на работу заведующим подотделом по очистке МКХ, на которой он занимался уничтожением кошек.
Вместо благодарности по отношению к профессору Преображенскому, Шариков начинает претендовать на часть его жилплощади. Он даже пытается избавиться от профессора, выжить из собственной квартиры, написав на него лживый донос.
Шариков точно так же готов по-хамски «лаять» на каждого, неспособного ему противостоять. Но если поступки Шарикова можно оправдать его собачьим происхождением, то как быть с теми, кто уже давно живет с «собачьим сердцем» без оперативного вмешательства и даже пришел к власти?
Политический подтекст произведения
Одна из версий названия произведения была высказана исследователями творчества Булгакова. Они считали, что символика заглавия в намеке на собачью преданность тех людей, которые слепо пошли за новой властью. Это новое поколение людей с «собачьим сердцем». Им не хватает ума и образования, чтобы иметь свое мнение, они лишены собственной воли.
Это люди, которые подвержены влиянию большинства, ими можно управлять как вздумается. Они беспрекословно, как дрессированные собаки, будут выполнять все приказы своих хозяев, не задумываясь над их моральной и нравственной составляющей. Эти люди пытаются вырваться на волю, но они не могут жить по законам человеческого общества, поэтому они ведут себя подобно цепным собакам.
Сцена с попыткой Шарикова захватить квартиру профессора дает откровенный намек на насильственный захват власти представителями низшей прослойки общества, которая еще недавно была «ничем», а теперь стала «всем». Профессор Преображенский приходит к выводу, что его эксперимент не удался и пытается исправить свою ошибку. Он пересаживает Шарикову обратно его органы и возвращает в его природное состояние собаки.
Можно провести параллель с происходящим в стране. Человек с сердцем собаки опасен для общества, может привести к его полному разрушению. Разруха, со слов Преображенского, начинается не в клозетах, а в голове человека. А что было в головах людей с собачьим сердцем, читатель знает.
Кроме того, здесь можно усмотреть намек на неудачную «хирургическую» попытку революционного переворота. Автор считает, что развитие общества должно идти постепенно, своим собственным путем, без насилия. Создать новое общество искусственным путем невозможно.
Доверить управление могучей страной с ее огромным культурным и историческим наследием необразованному и некультурному пролетариату, к которому примкнул Шариков — все равно что отдать ее на поругание и уничтожение. Эту параллель в произведении увидели и критики того времени. Именно поэтому цензура ее и запретила, узрев себя среди плебеев, захвативших власть.
Теперь уже можно точно утверждать, что прогноз Булгакова сбылся. Почти вся интеллектуальная элита страны была вынуждена эмигрировать. Остальные были репрессированы и отправлены в концлагеря. Страна оказалась в культурном и интеллектуальном плане отброшена назад, сильно отстав в своем развитии.
А причиной всему этому было «собачьи сердца» тех, кто стоял у власти. Поколение людей, воспитанных на идеях коллективизма, а не культурных и общечеловеческих ценностях, пыталось строить равноправное общество, но их попытки не увенчались успехом.
Ирония/сатира в адрес общества того времени
Посредством саркастической иронии на протяжении всего произведения Булгаков выражает свою авторскую позицию по отношению к своеобразию исторического момента. Основным объектом сатиры являются деформированные нравственность и общественная мораль того времени. Ирония сквозит во всем — в описании внешности и поступков героев, образе их мыслей, речевых конструкциях.
Писатель строит речь Шарикова из коротких фраз, подчеркивая ими его скудоумие и в то же время наглость считать себя не только ровней профессору, но существом, претендующим стоять на более высокой ступени. Тем более, что председатель домкома Швондер считает Шарикова более заслуженной, чем профессор, личностью за одно только его пролетарское происхождение.
Булгаков иронизирует над интеллектуальными способностями пролетариев. Через свою речь и поступки Швондер предстает перед нами неумным, необразованным субъектом, при том что сам он уверен в обратном. Швондер готов дословно следовать всем инструкциям и указаниям, не задумываясь над их смыслом.
Остальным членам домкома тоже досталось от автора. Он высмеивает попытки навязать бесполое обращение «товарищ» и одинаковую для обоих полов одежду, не оставляющую места для индивидуальности.
Булгаков сатирически передает искажение и подмену понятий новой властью. Почему-то с ее точки зрения профессор, который лечит людей и занимается развитием науки, не оставляя себе ни минуты свободного времени, считается буржуазным элементом, пьющим кровь из трудового народа. А члены домкома, которые вместо рабочей деятельности занимаются агитационной пропагандой — тот самый трудовой народ.
Ирония присутствует и в описании пациентов Преображенского, значимых фигур в новой власти (крупные чиновники). Их облик и речь выдают внутреннее ничтожество. Их поведение демонстрирует озабоченность похотливыми желаниями и полное равнодушие ко всему остальному, что на фоне происходящих событий выглядит весьма неприглядно.
Иронию и сатиру на общественный строй можно часто услышать из уст профессора. Например, когда он утверждает, что лучшее средство для поправки нервов и здоровья — это не читать большевистские газеты, а в особенности «Правду». По его наблюдению, пациенты, не читающие эту газету, выздоравливают намного быстрее. Точно также писатель устами Преображенского высмеивает российский общепит и новые продукты питания.
Сатирически едко Булгаков критикует членов жилтоварищества, с чьим приходом в доме началась разруха — прорвало отопление, перестали работать водопровод и канализация, стали пропадать вещи из подъезда, которые раньше никто не воровал. Причину этого автор видит в особенностях происхождения пролетариата.
Эти люди не умеют видеть красоту вокруг себя, не ценят блага цивилизации и труд других людей, так как прежде всего не научены ценить ни самих себя, ни окружающих.
Неудачный эксперимент профессора по созданию «нового» человека в целом можно рассматривать как иронию над социально-политической ситуацией в обществе. Автор доказывает не просто несостоятельность подобного эксперимента, но и его явную опасность для общества.
Все аналогичные исторические попытки всегда сопровождались трагедиями. На примере Шарикова Булгаков показывает, что созданное «чудовище» может покуситься не только на имущество и жилплощадь, но и на жизнь своего создателя. Недаром же Шарикову, почуявшему свою безнаказанность и вседозволенность, пришла в голову такая мысль.
Шариковщина в смысле заглавия
Символическое название повести состоит не столько в истории превращения Шарика в человекообразное существо Шарикова и обратно. Суть заглавия — в происходящих в обществе изменениях, в результате которых оно начинает развиваться по абсурдным, абсолютно иррациональным, нечеловеческим законам.
Фантастический сюжет в повести логично завершен. Все вернулось на свои места. Но к сожалению, в реальности повернуть время вспять не представлялось возможным. Трагические предсказания Михаила Булгакова полностью сбылись. Особенно ярко это проявилось в период правления Сталина, когда интеллигенция России уничтожалась «вместе с корнем».
Поэтому нравственные и философские проблемы «шариковщины» актуальны и до сих пор. Потомки и последователи Шариковых и Швондеров продолжают плодиться и утверждаться в нашем обществе. До сих пор вокруг нас много людей, не уважающих окружающих и их труд, считающих себя единолично «хозяевами жизни», которым все дозволено.
Повесть «Собачье сердце» и проблемы, затронутые в ней, можно считать на нынешний день актуальными.