снятие с учета в качестве плательщика страховых взносов что это
Снятие с учета в качестве работодателя ИП на 2020 год
Порядок снятия с учета ИП в фондах
Когда ИП снимается с учета
Для прекращения хозяйственной деятельности индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться в налоговую инспекцию с комплектом документов. Если с документами все в порядке, то ФНС снимет ИП с налогового учета внесет запись о том, что его ИП прекратило свою деятельность.
В этой ситуации для снятия с учета в ПФР обращаться не нужно. Фонд сам снимет предпринимателя с учета после получения от налоговиков сведений об исключении записи из реестра.
Если у ИП нет в штате сотрудников и он не платил «за себя» страховые взносы по нетрудоспособности, материнству и на травматизм, то обращаться в ФСС также не понадобится.
Но если у ИП в штате были наемные работники, то потребуется совершить несколько шагов, чтобы сняться с учета в ФСС в качестве работодателя.
Снятие с учета в ФСС
Разумеется, в первую очередь нужно расторгнуть все трудовые договоры с работниками. После этого в ФСС потребуется представить заявление о снятии с учета.
Вам потребуется Форма — Приложение № 2 к Административному регламенту Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, утвержденному приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. № 215.
Вы указываете, что просите снять вас с регистрационного учета в связи с прекращением действия трудового договора с последним из принятых работников, вносите в специальные графы свое ФИО, затем адрес и регистрационный номер страхователя в ФСС. Проставляете галочку напротив наличия или отсутствия действующих гражданско-правовых договоров, в соответствии с которыми страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ставите свою подпись.
К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих обстоятельства снятия с учета: например, копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).
ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов. По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета.
Порядок постановки и снятия с учета в ПФР регулируется постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п, которое не обязывает ИП после увольнения всех сотрудников обращаться в ПФР. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ.
После регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве ИП, ИФНС оповещает пенсионный фонд о ликвидации статуса ИП у физического лица.
Таким образом, снять с учета ИП в пенсионном фонде можно на основании только данных из ИФНС. При этом, датой, когда ИП больше не числится как страхователь, осуществляющий выплаты физическим лицам, будет являться дата, когда в ЕГРИП произошла ликвидация.
Однако мы рекомендуем перед подачей заявления на ликвидацию ИП предоставить в ПФР расчет по страховым взносам на работников за последний отчетный период и получить от ПФР документ, подтверждающий представление всех отчетов. Уведомление составляется в произвольной форме, в виде информационного письма.
Если этого не сделать, то могут возникнуть сложности с прекращением деятельности в качестве ИП. Суть в том, что для того, чтобы исключить предпринимателя из ЕГРИП, налоговой требуется информация о представлении в ПФР персонифицированной отчетности. А ПФР, в свою, очередь может не подтвердить этот факт.
Постановка на учет и снятие с учета во внебюджетных фондах
Плательщики страховых взносов – это лица (организации, индивидуальные предприниматели, главы КФХ, адвокаты, нотариусы и т.д.), которые обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование. Также они именуются страхователями.
Учет страхователей осуществляется органами контроля – территориальными отделениями ПФР и ФСС.
Плательщики страховых взносов должны быть зарегистрированы в качестве страхователей во внебюджетных фондах.
По общему правилу, постановка на учет плательщиков взносов осуществляется в беззаявительном порядке.
При регистрации юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) налоговый орган (или другой регистрирующий орган) по принципу «одного окна» самостоятельно передает во все внебюджетные фонды сведения о новых налогоплательщиках.
Подразделения ПФР и ФСС РФ, в свою очередь, обязаны в трехдневный срок зарегистрировать новых страхователей и присвоить им регистрационные номера.
Таким образом, при регистрации нового налогоплательщика, постановка на учет в территориальных органах внебюджетных фондов осуществляется в беззаявительном порядке, т.е. без личного обращения ЮЛ и ИП.
В таблице отражена информация о том, в какой фонд регистрирующий орган передает сведения о плательщике и в какие сроки органы ПФР и ФСС РФ осуществляют постановку на учет страхователей.
Страхователь | Срок регистрации | |
---|---|---|
В органах ПФР | В органах ФСС РФ | |
Юридические лица | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа |
Индивидуальные предприниматели, главы КФХ | — | |
Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из территориального органа Минюста России | — |
Из документа, который направляется страхователю в электронном виде.
Документ, подтверждающий факт регистрации в ПФР (а для организаций – и в ФСС РФ), направляется страхователю в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством ТКС, в том числе через сеть Интернет, и на адрес электронной почты.
Уведомление о регистрации с регистрационным номером на бумажном носителе плательщик вправе получить добровольно в заявительном порядке. Данный документ выдается по запросу в течение трех рабочих дней.
Обязаны дополнительно встать на учет следующие страхователи.
При создании обособленного подразделения (ОП) организация должна зарегистрироваться как страхователь в органах ПФР и ФСС РФ по месту нахождения этого подразделения, если одновременном выполнены следующие условия:
Если какое-либо из перечисленных условий не выполняется, страхователь не регистрируется по месту нахождения обособленного подразделения, а все обязанности обособленного подразделения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, представлением расчетов по взносам, выполняет головная организация по месту своего нахождения.
Необходимо самостоятельно подать заявление и пакет документов.
Для регистрации по месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать соответствующие заявления в отделения каждого из внебюджетных фондов по установленной форме:
К заявлению страхователи должны приложить копии документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения.
В территориальный орган ФСС РФ заявления и документы нужно подать в течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения.
Срок для регистрации организации в территориальном отделении ПФР по месту нахождения обособленного подразделения не установлен. Однако целесообразно поставить ОП на учет до того, как впервые будут перечисляться страховые взносы с выплат физическим лицам. Это позволит идентифицировать платежи данного подразделения.
Не позднее пяти дней с момента получения заявления и документов органы ПФР и ФСС РФ должны зарегистрировать обособленное подразделение в качестве страхователя.
При этом в каждом фонде подразделению будет присвоен индивидуальный регистрационный номер (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности). Он будет указан в уведомлении о регистрации, которое направляется страхователю территориальными отделениями ПФР и ФСС РФ.
Индивидуальный предприниматель должен самостоятельно зарегистрироваться в органах ПФР и ФСС РФ только в следующих случаях:
Порядок регистрации адвокатов и частных нотариусов тот же, что и для индивидуальных предпринимателей.
Необходимо подать заявление и пакет документов.
Для регистрации в качестве страхователя-работодателя индивидуальному предпринимателю необходимо в установленный срок подать в орган ПФР и/или ФСС РФ по месту своего жительства соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
Для регистрации в отделении ПФР по месту жительства подается заявление и копии следующих документов:
Для ИП установлены следующие сроки регистрации во внебюджетных фондах.
Не позднее пяти дней с момента получения заявления и документов органы ПФР и ФСС РФ зарегистрируют предпринимателя в качестве страхователя-работодателя, о чем сообщат уведомлениями о регистрации. В уведомлениях будет указан регистрационный номер в соответствующем фонде (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности).
Внимание! Теперь у предпринимателя в ПФР будет два регистрационных номера:
Приняв на работу сотрудников, индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы как за себя, так и за своих работников. При этом в платежных документах нужно будет указывать соответствующие регистрационные номера и КБК.
За несвоевременную регистрацию к страхователям применяются штрафы.
За нарушение установленного срока регистрации к страхователям применяются штрафы:
За осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем, заключившим трудовой договор, без регистрации в качестве страхователя-работодателя в органах ФСС взимается штраф в размере 10 % облагаемой базы для начисления взносов за весь период ведения деятельности, но не менее 20 000 рублей.
Кроме того, за нарушение сроков регистрации предприниматель или должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 1 000 рублей. К адвокатам и нотариусам административная ответственность не применяется.
В-основном, ПФР и ФСС РФ самостоятельно снимают страхователей с учета.
Территориальные органы внебюджетных фондов сами снимают страхователей с учета на основе поступающих от налоговых органов данных.
Это происходит в следующих случаях:
Вначале налоговые органы заносят соответствующие сведения (о прекращении деятельности либо изменении адреса) в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и направляют информацию об этом в отделения ПФР и ФСС РФ, в которых зарегистрированы организация или предприниматель.
После этого указанные внебюджетные фонды самостоятельно снимают организацию или предпринимателя с учета в качестве страхователей.
Информация о том, в какие сроки внебюджетные фонды осуществляют снятие с учета страхователей, приведена в таблице.
Страхователь | Срок снятия с учета | |
---|---|---|
В органах ПФР | В органах ФСС РФ | |
Юридические лица | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа | В течение пяти дней со дня получения сведений из налогового органа |
Индивидуальные предприниматели, главы КФХ | — | |
Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из территориального органа Минюста России | — |
При самостоятельном обращении страхователей для постановки на учет.
В ряде случаев для снятия с учета организация, предприниматель, а также адвокат и частный нотариус должны сами обратиться с заявлением об этом во внебюджетные фонды. Подать такое заявление должны следующие страхователи:
ПФР и ФСС РФ осуществляют снятие с учета таких страхователей в указанные в таблице сроки.
Страхователь | Срок снятия с учета | |
---|---|---|
В органах ПФР | В органах ФСС РФ | |
Индивидуальные предприниматели (адвокаты, нотариусы) – работодатели | Не более трех рабочих дней со дня получения сведений из налогового органа | В течение 14 дней со дня подачи заявления о снятии с учета |
Юридические лица по месту нахождения обособленного подразделения | — |
Документ, подтверждающий снятие с учета в органах ПФР, направляется страхователю в электронной форме. Для подтверждения снятия с учета получение страхователем документа на бумажном носителе не является обязательным. Данный документ выдается по запросу в течение трех рабочих.
Порядок снятия с учета прописан законодателем не так четко, как процедура постановки на учет. Не предусмотрена и ответственность за нарушение порядка снятия с учета. Однако, затягивать подачу заявления о снятии с учета не стоит, так как органы контроля будут требовать от вас представления отчетности об уплате страховых взносов.
Подать заявление о снятии организации с учета в органах ПФР и ФСС РФ нужно:
Для снятия с учета ОП необходимо подать соответствующее заявление в ПФР и ФСС РФ по месту нахождения обособленного подразделения:
К заявлению нужно приложить копии решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения или о переходе на централизованную уплату страховых взносов через головную организацию.
К заявлению в подразделение ФСС РФ нужно приложить также уведомление о регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения.
В случае прекращения трудовых отношений с последним из своих работников.
Если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему потребуется принять меры для снятия с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя.
При этом порядок снятия с учета прописан не так четко, как процедура постановки на учет. Например, не установлены сроки подачи заявления о снятии с учета. Также не предусмотрена ответственность за нарушение порядка снятия с учета.
После прекращения трудовых отношений с последним из своих работников индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о снятии с учета в территориальное отделение ФСС РФ.
Для снятия с учета в ФСС необходимо представить следующие документы:
Срок подачи заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после подачи документов.
Порядок, регламентирующий постановку и снятие с учета в ПФР плательщиков страховых взносов, не обязывает ИП – работодателей обращаться в ПФР при увольнении работников.
Но для предпринимателя было бы логичным сняться с учета и в отделении ПФР. Ведь при заключении с физическим лицом трудового или гражданско-правового договора ИП представляет в отделение ПФР заявление о регистрации в качестве страхователя.
Рекомендуем индивидуальным предпринимателям подать в любом случае в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Иначе, по мнению сотрудников ПФР, ИП обязан представлять нулевую отчетность в установленные сроки.
Как зарегистрироваться и сняться с регистрационного учёта в ПФР лицам, добровольно вступающим в правоотношения по ОПС
ПФР осуществляет постановку на регистрационный учет только физических лиц, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:
— граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
— физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
— застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;
— физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных ниже;
— физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;
— физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.
Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, регистрируются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей на основании следующих документов:
Заявления заполняются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 31 мая 2017 г. № 462н (ред. от 13.01.2021) «Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию».
Важно!
Прекращение добровольных правоотношений по обязательному пенсионному страхованию возможно только при подаче в территориальный орган ПФР соответствующего заявления.
При регистрации в территориальных органах ПФР страхователю вручается уведомление о регистрации страхователя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Физическому лицу, уплачивающему страховые взносы за нескольких физических лиц, вручается отдельное Уведомление в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.
Важно!
Регистрация лиц, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве плательщиков страховых взносов, осуществляется по месту жительства.
Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со статьей 29 Федерального закона 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.02.2021) и осуществляется на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.
Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. Размер страховых взносов за расчетный период 2021 год составляет 33 770,88 рубля (1МРОТ х 22% х 12). 1МРОТ на 01.01.2021 – 12 792,00 рублей.
Для лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также для физических лиц из числа адвокатов, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, чтобы получить целый год страхового стажа (весь год состоять на учете, добровольно вступив в систему ОПС) необходимо уплатить в расчетном периоде не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (за 2020 год – 32 448 рублей, за 2021 год – 32 448 рублей). В случае уплаты меньшей суммы в страховой стаж будет засчитан период, пропорциональный уплате.
Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (8МРОТ х 22% х 12 месяцев). В 2021 году данная сумма составляет 270 167,04 рублей.
Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (но не более 8МРОТ х 22% х 12 либо на пропорциональное количество месяцев и дней).
Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую пенсию физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утверждается Приказом Минфина.
392 1 02 02042 06 1000 160
Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии
Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.
Регистрация и снятие с учета
С 1 января 2017 года лицам, производящим выплаты физическим лицам, в том числе организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; индивидуальным предпринимателям (в том числе главам КФХ), адвокатам, арбитражным управляющим, нотариусам, занимающимся частной практикой, иным лицам, занимающимся частной практикой и не являющимся индивидуальными предпринимателями; организациям по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющим расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц не требуется обращаться в ПФР для регистрации и снятия с регистрационного учета.
При приёме на работу работника, не зарегистрированного в системе индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган фонда.
Работодатель передает анкету застрахованного лица по форме АДВ-1 в сопровождении описи документов, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-1 в территориальный орган ПФР по месту регистрации организации. Анкету можно сдать как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.
Территориальный орган ПФР в течение 5 рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет, после чего передаёт документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета вместе с сопроводительной ведомостью страхователю.
Регистрация, снятие с регистрационного учета
Регистрация и снятие с учета индивидуальных предпринимателей осуществляется по экстерриториальному принципу, т.е. обратиться с соответствующим заявлением можно в любой территориальный орган ФСС РФ вне зависимости от места регистрации.
Консультация по телефонам: (3412) 60-72-03, 60-70-68, 60-70-67, 60-70-60
Подать заявление на регистрацию и снятие с учета можно на Едином портале госуслуг
Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета:
Снятие с регистрационного учета обособленных подразделений осуществляется в случаях:
Индивидуальные предприниматели обязаны подать заявление о постановке на учет в случаях:
Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета при заключении трудового договора с работником:
Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета при заключении гражданско-правового договора:
б) для снятия страхователя с регистрационного учета – заявление о снятии с регистрационного учета и копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников), а также предъявляется документ, удостоверяющий личность. Страхователи, которые на день подачи заявления о снятии с регистрационного учета представили в ПФР сведения по форме СЗВ-ТД, не представляют копии документов, подтверждающих прекращение трудового договора с последним из принятых работников. Сведения о прекращении трудовых отношений с работниками, а также о направленных в ПФР сведениях по форме СЗВ-ТД указываются в заявлении о снятии с регистрационного учета
Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя страхователя, являющегося индивидуальным предпринимателем, не требует нотариального удостоверения. Копия трудовой книжки принятого работника или трудового договора, заключенного с работником, а также копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников) страхователя, являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть заверены таким страхователем.
Снятие с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей осуществляется в случаях:
Индивидуальные предприниматели также могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудостпособности и в связи с материнством. В этом случае они обязаны уплачивать страховые взносы за себя и вправе получать страховое обеспечение (пособия).
Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета:
Срок снятия с учета – в течение 14 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявлений.
Снятие страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в Фонд.