снр в логопедии что это
Статья «Системное недоразвитие речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.
Системное недоразвитие речи тяжелой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);
грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
словарный запас ограничен бытом и ближайшим окружением (до 50 слов);
выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
не сформированы процессы словообразования;
отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;
грубое нарушение понимания речи;
нарушение формирования навыков письменной речи или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении).
Системное недоразвитие речи средней степени
Характеризуется следующими проявлениями:
полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение звукопроизношения;
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);
словарный запас беден;
аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
нарушение сложных форм словообразования;
недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);
выраженная дислексия, дисграфия;
Системное недоразвитие речи легкой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;
словарный запас ограничен;
доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно;
в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;
в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;
имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.
У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости могут наблюдаться все формы нарушений речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д., как и у детей с общим недоразвитием речи. Однако при системном недоразвитии речи, как правило, преобладающим в структуре является семантический дефект. В связи с этим этапы коррекционного воздействия отличаются своей продолжительностью. Ещё Парамонова Людмила Георгиевна выделила следующие основные причины более длительного периода коррекционного воздействия:
несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;
общее моторное недоразвитие, особенно речевой моторики; наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи;
аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твёрдого и мягкого нёба, челюстей.
В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, всё занятие должно быть направлено на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и воздействовать на всю речевую систему в целом.
Формирование речевых действий у умственно отсталых детей рекомендуется осуществлять с учётом следующих особенностей:
материализация действия с опорой на вспомогательные средства (например, в работе над дифференциацией звуков рекомендуется использовать картинки, графические схемы, фишки);
материализация действия без опоры на вспомогательные средства;
необходимость постепенного, последовательного перехода от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей;
актуализация ощущений разной модальности, использование максимальной и разнообразной наглядности;
использование дифференцированного подхода, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности, психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;
включение в занятие логопеда упражнений на развитие общей и мелкой моторики рук, заданий на оречевление действий, элементов логопедической ритмики;
тщательная отработка этапов закрепления правильных речевых навыков, в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны;
частая повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны по содержанию и по форме, что обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью;
закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного текста…);
проведение частой смены видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую, обусловленное его быстрой утомляемостью, склонностью к охранительному торможению;
тщательная дозировка заданий и речевого материала, необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми;
изложение цели занятия должно быть чрезвычайно конкретным, доступным умственно отсталому ребёнку;
необходимость определённого, не очень быстрого темпа работы во время занятия;
поддержание интереса к исправлению речи, воздействие на эмоциональную сферу умственно отсталого ребёнка;
логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми с сохранным интеллектом, в связи с тем, что нарушения речи таких детей носят стойкий характер.
Так как у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформироваными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, то и формирование речи как системы должно проводиться последовательно с соблюдением этапов, принципа системности и плавного перехода «от простого к сложному» с учётом характера нарушений речи, а не только над каким-то одним изолированным дефектом.
Большинство этих диагнозов есть только в России. Что такое ЗПР, ОНР и другие аббревиатуры
После посещения логопеда родители нередко получают на руки заключение, в котором указана одна из этих аббревиатур: ОНР, ФННР, ЗПР, ЗПРР, СНР. Что они обозначают и как исправить ситуацию? Разбираемся вместе с логопедом, психофизиологом Викторией Ефимовой.
Многочисленные аббревиатуры, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами психического и речевого развития, — это, по сути, диагнозы. Причем большинство из них ставят только в России: их нет в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (документ, на основе которого классифицируют заболевания врачи всего мира).
И диагнозы эти скорее не медицинские, а педагогические: они нужны в первую очередь для того, чтобы распределить детей по группам в коррекционных садах и школах. К тому же ребенок, которому поставили один из этих диагнозов, имеет право на получение бесплатной логопедической помощи. Поговорим подробнее про каждый из «кодов».
ЗПР и ЗПРР
Термин «задержка психического развития» появился в 1950-х годах в СССР. Тогда его предполагали применять к детям, которые имеют временные проблемы в развитии. Однако еще в то время многие исследователи считали, что сам термин крайне неудачный. Почему?
Всем, кто работает с детьми, известно, что определенные трудности в обучении иногда носят стойкий характер и не исчезают со временем. И в этом случае слово «задержка» не подходит, потому что некоторые никогда не смогут нагнать сверстников.
С другой стороны, у некоторых детей бывают особенности развития, которые не сопровождаются неуспеваемостью (например, трудности в обучении испытывают и одаренные дети).
Такие случаи трудно оценивать с позиции задержки психического развития
Но несмотря на то, что и сейчас многие считают термин ЗПР неудачным, его в нашей стране продолжают использовать. В свое время в школах появились «классы выравнивания» для детей с ЗПР. Первый школьный год дети учились в таком классе, затем им снимали диагноз — либо переводили их в коррекционную школу.
Если ребенок посещает группу детского сада для детей с ЗПР, то в конце учебного года медико-педагогическая комиссия определяет, в какую школу ему рекомендуется идти.
Кроме ЗПР, в нашей стране также используется термин ЗПРР (задержка психоречевого развития). Этот диагноз акцентирует внимание специалистов на том, что у ребенка, помимо возможных нарушений мышления, памяти и координации движений, также есть выраженные нарушения речи.
ОНР и ФФНР
Термин ОНР (общее недоразвитие речи) начали использовать в 1950-х, так же как и диагноз ЗПР. Детей в группах ОНР меньше, чем в обычном детском саду, так как с ними нужно больше заниматься. Они не только не произносят или искажают какие-то звуки речи, они могут съедать части слов, менять слоги в словах местами. У них бедный словарный запас, и они неправильно согласовывают слова между собой. Часто в такие группы попадают дети, которые заговорили только после 3 лет.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), или ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). У детей с этим диагнозом наблюдаются проблемы только со звуками речи (фонемами), с их восприятием и произношением. У детей с ФФНР может быть нарушено произношение отдельных групп фонем (например, свистящих и шипящих), а еще им трудно воспринимать на слух разницу между похожими звуками речи, хотя слышат они при этом хорошо.
В логопедических детских садах есть два типа групп: для детей с ОНР и детей с ФФНР.
Характеристики СНР (системного недоразвития речи) в целом похожи на характеристики ОНР, но этот диагноз используют для описания нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. При СНР могут нарушаться все аспекты развития речи: понимание, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи.
СРРР (специфическое расстройство речевого развития) — такой диагноз сегодня чаще используют врачи, так как он соотносится с Международной классификацией болезней. Слово «специфическое» означает, что причина нарушений развития речи до конца не ясна. Вот что пишут в МКБ-10 об этом состоянии:
«Это группа расстройств, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства».
В этой категории расстройств в МКБ-10 выделяется несколько подкатегорий, например:
Что делать, если ребенку ставят диагноз
Если ребенку диагностировали проблемы с развитием речи, нужно искать неврологические причины нарушений — и действовать лучше как можно быстрее. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больше шансов, что развитие речи нормализуется.
Обратитесь в специализированную неврологическую клинику, которая занимается нарушениями речи у детей. Врач в поликлинике или обычном педиатрическом центре может быть недостаточно компетентным для оценки причин нарушения речевого развития.
Можно ли предотвратить проблемы с речью
Признаки будущих нарушений речи у ребенка можно выявить уже в младенческом возрасте. Для этого достаточно обратиться к грамотному неврологу, который может провести обследование с использованием приборов, оценивающих функциональное состояние ствола мозга и вестибулярной системы.
Развитие речи ребенка зависит от двух основных факторов:
Помните: ребенок учится говорить, чтобы общаться с родителями. Вы — самый главный мотиватор и инструмент для овладения родным языком.
Как создать дома благоприятную речевую среду с первых дней жизни ребенка:
Важно учитывать: если младенец не обращает внимания на звуки, не радуется, когда вы с ним разговариваете, то обязательно нужно провести комплексную диагностику слуха. Проблемы могут быть и физиологического толка.
Как определить, правильно ли развивается речь ребенка
Достаточно ориентироваться на советские нормы. С точки зрения физиологии дети за последние несколько десятилетий не могли существенно измениться, так что они все еще актуальны. Вот перечень, который поможет вам сориентироваться:
Задержка в развитии любого из этих навыков — это сигнал SOS для родителей: что-то пошло не так, ребенку требуется дополнительная помощь.
К сожалению, часто педиатры говорят родителям, что до 5 лет не нужно беспокоиться о речи ребенка. Это очень опасная позиция, поскольку многие нарушения развития речи в таком случае не удается исправить до школы. А это, в свою очередь, существенно ограничивает будущие возможности ребенка.
Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка
Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).
Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР («задержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР («общее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).
В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:
Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.
Причины недоразвития речи
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.
Симптомы недоразвития речи у детей
Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:
Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.
Нормы развития речи ребёнка
Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.
Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.
Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.
К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.
Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.
В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.
Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.
Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.
И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.
В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.
Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.
Итак, нормы развития речи у ребёнка:
Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).
Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.
Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?
Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. | |
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию. |
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь
Посмотреть цены на занятия можно здесь
Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
2 Комментариев
О нейросенсорной слуховой стимуляции слышу впервые. Для тех, кто живет на периферии, она недоступна. При ЗРР моему сыну помогли уколы Кортексина. Первый же курс активизировал развитие речи, а после второго курса – пошли короткие фразы, предложения.
Здорово, что вам помогло неврологическое лечение! В идеале для наилучшего результата нужно сочетать и неврологическое лечение, и логопедические занятия. Томатис — очень эффективная методика, но она подходит не всем, сначала нужно проконсультироваться с нашим нейропсихологом. Возможно, вашему ребенку и не нужна такая стимуляция 🙂
Общее недоразвитие речи (ОНР) – причины, симптомы, диагностика, лечение и коррекция.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.
ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).
Существует три уровня ОНР.
Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.
Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.
ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Диагностика общего недоразвития речи
Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.
Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве
Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.
Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.