смысл фильма город зеро в чем смысл
Обнуление прошлого: Шахназаров объяснил, почему фильм «Город Зеро» не только про СССР
После того, как руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров в рамках авторской колонки рассказал о своем знаменитом фильме «Цареубийца», ФАН попросил режиссера вспомнить о другой, возможно, самой спорной его картине. Речь идет о фильме 1988 года «Город Зеро», который позже сочли провидческим, предсказавшим развал СССР. Так ли это, Шахназаров рассказал в своей новой авторской колонке.
Обнуление прошлого. Колонка Карена Шахназарова
Изначально у меня не было плана делать картину «Город Зеро» политической. Но она все-таки получилась политической. Тут нужно понимать, что любое кино — в той или иной степени часть политической жизни. Даже если это фильм [Леонида Гайдая 1968 года] «Бриллиантовая рука» — это все равно политический фильм. А чем кино талантливее, тем в большей степени оно является частью политической жизни.
В «Городе Зеро» я перед собой не ставил политические задачи, но я понимаю, что тут есть политика. Когда мы с моим сценаристом Александром Бородянским делали эту картину, конечно, уже было охватывающее всех ощущение надвигающейся катастрофы и тупика, из которого нет выхода. Так в результате и оказалось.
Однако лукавят те, кто сегодня говорит, что уже тогда было ясно, что Советскому Союзу осталось жить всего пару лет. Это был 1988 год, и никому еще ничего не было понятно, так что, как говорится, не надо наводить тень на плетень. Никто и представить не мог, что все это закончится распадом СССР. Для нас это казалось совершенно немыслимым. Но другой вопрос — действительно тогда уже было ощущение тупика и нарастания проблем, которые в конечном счете разорвали страну.
Весь срез общественной полемики
В принципе «Город Зеро» — это картина, в которой представлен весь срез общественной полемики, которая тогда была в СССР и которая, на мой взгляд, сейчас идет в России. Все это мы уже тогда чувствовали, и это вошло в картину. Там есть либерал-западник в лице героя Олега Басилашвили — писателя Василия Чугунова. Там есть патриот-державник — городской прокурор в исполнении Владимира Меньшова. То, что герой Меньшова говорит в фильме, в принципе и сегодня говорят наши представители державно-патриотического лагеря. Там есть государство и государственная бюрократия в лице директора местного завода — героя Армена Джигарханяна. Там фактически представлен весь срез русского общества, отражены все наши конфликты, которые повторяются постоянно, из века в век. Мы тогда не ставили перед собой задачу понять, почему получается именно так, мы просто пытались передать свои ощущения от того, что видели.
«Реальная» фантасмагория
Второй момент: фильм «Город Зеро» многие называют фантасмагорическим. Но по сути никакой особой фантасмагории в нем нет. Я пытался создать картину, в которой бы не было ничего такого, что нельзя себе представить в реальной жизни. Но то, как все это представлено, действительно создает сюрреалистическую картину. При этом фантастики в прямом смысле там нет. Там нет инопланетян и тому подобного.
По сюжету главный герой — инженер Алексей Варакин в исполнении Леонида Филатова — не может уехать из города Зеро, но не может по вполне реальным и в принципе возможным причинам. Это и была одна из наших задач: сделать так, чтобы в фильме сюрреализм проистекал из повседневной жизни, а не был бы частью какой-то фантастики.
Там есть сцена, в которой за пишущей машинкой сидит голая секретарша [актриса Елена Аржаник], но ведь она обычная девушка — человек в принципе может раздеться и сидеть голым. Это не то, как если бы она, например, была с крыльями и летала…
Не только про СССР
Должен отметить еще вот что. Мы не ставили перед собой задачу сделать фильм только о советской действительности. Да, мы исходили из материала, который брали из окружающей нас жизни. Но я не считаю, что эта картина привязана исключительно к советским реалиям. Это подтверждается тем, что «Город Зеро» был одним из самых популярных за рубежом моих фильмов. У картины было много премий, она была представлена на фестивале в Каннах. Это вообще моя первая картина, с которой я ездил в Канны. Фильм был куплен во многих странах. Думаю, причина зарубежного успеха «Города Зеро» в том, что он показывал нечто типичное, что могло быть как в СССР, так и где угодно.
Кстати, расскажу смешное. В Миннесоте, в США есть очень известный гуманитарный колледж Святого Олафа, с которым я много лет сотрудничаю. Мне там присвоили звание доктора наук, прислали мантию, оттуда к нам на «Мосфильм» отправляют студентов на стажировку. В этом колледже есть очень сильный курс кино, на котором они много лет изучают фильм «Город Зеро». Так вот, когда Дональд Трамп стал президентом, студенты и педагоги этого колледжа прислали мне очень любопытное видео с подписью: «Америка — следующая остановка город Зеро».
На видео какие-то предвыборные торжества в Трамп-тауэре, и есть эпизод, в точности как в моем фильме «Город Зеро»: катят на тележке торт в виде головы Трампа. Это очень смешно, и мои друзья из колледжа восприняли это именно как нечто, что может происходить где угодно.
Это именно то, о чем я говорю: многие воспринимали все, происходящее в «Городе Зеро», исключительно как советские реалии, но это неверно. Да, конечно, мы в фильме опирались на советскую действительность, но сама эта история касается не только СССР и современной России.
Искажая прошлое — искажаем настоящее
На мой взгляд, в сущности смысл фильма «Город Зеро» в том, что человек мифологизирует историю, искажает ее. А, искажая постоянно историю, он искажает и свою жизнь. В сущности, мы не знаем истории — она для нас в принципе непознаваема. Мы постоянно используем прошлое, чтобы добиться каких-то целей в нашей современной жизни. Но таким образом мы, искажая свое прошлое, искажаем и свое настоящее. Это, повторю, касается не только СССР и не только России. Это касается и Соединенных Штатов, и Франции, и Китая, и Бразилии, и вообще всех. Это общее. Для меня это тема связана с самим существованием человека. Именно это для меня главная тема «Города Зеро».
Искажение истории — это то, чем, на мой взгляд, человечество занимается всегда. Мне кажется, это свойство человеческой природы. Человек постоянно искажает собственное прошлое. Я прожил почти 70 лет и могу сказать, что все люди искажают свое личное прошлое. Люди либо врут о своем прошлом, либо искренне верят в то, что сами искажают. Думаю, это в принципе свойство человека, которое мы в своей картине констатируем. Искажение происходит постоянно — это ловушка, из которой, на мой взгляд, нет выхода. Это не значит, что не надо жить, но нужно понимать, что это так. Я не знаю, хорошо это или плохо. И в фильме мы об этом не говорим, не даем никаких оценок. Но мы все, как герои в конце фильма «Город Зеро», плывем без весел по реке, которая течет в неизвестность. Вот о чем эта картина.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.
Смысл фильма Город зеро 1988
Советский фильм легендарного Карена Шахназарова «Город Зеро» появился в 1988 году. Изначально кинокартина была комедией абсурда. Но в ходе съемок по словам самого режиссера в фильм был заложен более глубокий смысл.
О чем фильм «Город Зеро»
Герой — московский инженер высочайшего класса. Алексей Варакин отправился в служебную поездку в небольшой городок. Именно здесь находится завод, поставляющий необходимую продукцию в Москву уже 15 лет. Алексей должен уладить несколько вопросов относительно дополнительных деталей для кондиционеров. Это сложный и высоко технологичный процесс.
Герой, чтобы пройти на завод, заказал пропуск. Однако на проходной к указанному времени его не оказалось. Это было очень странным и нелепым. Далее различные несуразности увеличивались. Обнаженная секретарша директора не вызывала никаких вопросов со стороны работников. Более того, для всех это было нормой поведения. 8 месяцев назад скончался главный инженер. Секретарь сказала: «Утопился». Однако директор был не в курсе этого.
Алексей зашел в местный ресторан. Но посетителей в нем не оказалось. В гордом одиночестве Варакин сделал заказ. Алексею предложили весьма странный подарок от шеф-повара — торт в виде его головы. Герой был возмущен столь нелепым предложением, что сразу отказался от него. Официант всеми силами пытался убедить его принять подарок, намекая на то, что повар непременно обидится и сведет счеты с жизнью. Но Варакин был непреклонен. Повар все-таки сдержал свое обещание и застрелился.
На вокзале билетов нет ни на одно направление, дороги ведут в никуда. Варакин просит таксиста доставить его на железнодорожную станцию. Но вместо этого он оказался в полузаброшенном поселке. В нем зачем-то находился краеведческий музей. Смотритель местной достопримечательности демонстрирует Алексею невероятную экспозицию, состоящую из удивительных деталей. В ней произошло смешение разных эпох и наций.
Герой попросился на ночлег к местному электрику. У работника был маленький сын. Миша сообщил Алексею странную и пугающую информацию: во-первых, инженер никогда не покинет это место, во-вторых, он точно назвал его основные данные, предсказал дату смерти, в-третьих, он перечислил имена дочерей, которые установят ему могильной надгробие на местном кладбище.
Но и на этом несуразные события не закончились. Для Варакина все вокруг казалось полным бредом. Однако местные жители так не считали. Постепенно и Алексей привык к иррациональному ходу действий.
Смысл фильма «Город Зеро»
Резко меняющиеся, странные 90-е года. Время неопределенности, которое и пугало, и завораживало. Что будет дальше? Наверное, все жители задавались этим вопросом. 90-е годы — время перелома, время перемен. Разрушение старого, высмеивание общепринятых устоев. Все новое же было слишком зыбким.
Фильм о том, что ждет страну в это непростое время. Что является правильным? Почему идет смена ценностей и приоритетов? Почему сейчас вызывает усмешку то, что раньше считалось единственно верным? Спектр вопросов, которые затрагиваются в кинокартине, достаточно широк. Абсурдность тоталитарной системы, ирония относительно советского населения, несуразные мысли о будущем. В это сложное для страны время многие надеялись покинуть ее в поисках лучшей жизни.
Странные события, обыденность в действиях людей. Герой так и хочет им закричать: «Вы слепцы! Почему вы не замечаете абсурдных вещей?!» Однако его мало кто услышит и поймет.
Многие критики сходятся во мнении, что «Город Зеро» — фильм, который показывает нелицеприятные стороны перестройки. Бессмысленные картинки, абсурдные ситуации, странные образы складываются в один объемный рисунок, который наглядно демонстрирует проблемы и ценности того непростого времени. В лице главного героя режиссер показывает настрой, взгляды, мысли всего народа. Попав в нестандартную и даже нелепую ситуацию, Алексей испытывает самый настоящий шок. Но со временем даже самые глупые и несуразные вещи становятся обыденностью, которую простой человек воспринимает как данность.
Герою пытаются навязать даже новое имя — Махмуд. Изначально он с яростью отрицает все попытки людей обратиться к нему таким образом. Но вот прошло немного времени и он уже произносит прощальную речь отцу на памятном вечере от имени Махмуда — его сына.
Как сказал сам режиссер Карен Шахназаров, этот фильм о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется».
Смысл финала фильма «Город Зеро»
Глубоко интеллектуальный, увлекательный фильм «Город Зеро» не имеет разгадки. Это шарада, которую каждый зритель интерпретирует по своему. В финале кинокартины герой попытался уплыть на лодке, в которой не оказалось весел. Человек оказался в пугающем, быстро изменяющемся и нелогичном мире. Новая действительность больше напоминала страшный сон. Но куда бежать? Где выход из сложившейся абсурдной ситуации?
«Утрясти» вопрос с производственным процессом Алексею так и не удалось. Кто же затеял этот не поддающийся здравому определению кошмар? Кто манипулирует сознанием простых людей? Эти вопросы так и остались без ответа. Безумие взглядов на реальность пугает и заставляет задуматься всех о своей собственной жизни.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 40
О чем фильм «Город зеро»?
Основной смысл фильма «Город зеро»
«Город Зеро» — фантасмагорический художественный фильм советских времен, который появился на экранах в 1988 году. Режиссер кинокартины – Карен Шахназаров.
Время странных и непредсказуемых 90-х годов. Период неопределенности, который одновременно настораживал и манил.
Что же будет потом? Наверное, каждому человеку было это интересно. 90-е годы – переломный период, когда жизнь резко поменялась. Все старое ушло на задний план, общепринятые устои не поддерживались. Все новое было непривычным.
Фильм рассказывает о том, чего стоит ожидать стране и ее жителям в это сложное время. Что считается правильным? Почему меняются приоритеты и ценности? Почему сейчас смеются над тем, что раньше было естественным? В художественном фильме затрагиваются эти и многие другие вопросы.
Нелепый тоталитарный строй, ирония касаемо советских жителей, бредовые мысли о будущем. В этот тяжелый период люди хотели уехать из-за страны и найти лучшие условия для жизни.
Непонятные события, обыденность в поступках населения. Герой так и жаждет закричать, чтобы услышали все: «Вы слепцы! Как вы можете не видеть таких элементарных вещей?». Но вряд ли он будет услышан и понят.
Большинство критиков придерживаются одной точки зрения, что кинокартина демонстрирует одни из самых неприятных моментов перестройки.
Бессмысленные эпизоды, глупые ситуации, абсурдные образы складываются в единую большую картину, которая очень понятно отражает проблемы и ценности этого времени.
Режиссер вложил в главного персонажа настрой, взгляды, мысли людей. Оказавшись в глупой и непривычной ситуации, Алексей чувствует себя в шоковом состоянии.
Но в скором даже все абсурдное и глупое становится привычным, и люди воспринимают происходящее как данность.
Персонажу даже хотят присвоить другое имя – Махмуд. Сначала он категорично и злостно реагирует на людей, которые называют его другим именем. Но спустя время у могилы отца он говорит прощальные слова от имени Махмуда.
Как утверждает режиссер, фильм рассказывает о неопознанном прошлом времени.
Сюжетные особенности кинокартины
Главный герой работает инженером в Москве. Алексея отправляют в командировку в маленький городок. Именно здесь работает завод, откуда на протяжении 15 лет в столицу поставляется необходимая продукция.
Герою нужно решить несколько проблем касаемо необходимых деталей для производства кондиционеров. Чтобы попасть на завод, Алексею понадобился пропуск.
Но на проходной в установленное время он не появился. Это выглядело очень глупо. После странных моментов становилось все больше.
Секретарша в обнаженном виде спокойно воспринималась работниками. К тому же, для всех такое поведение считалось нормальным.
Чуть больше полугода назад умер главный инженер. Секретарша сказала: «Утопился». Но директор не знал об этом.
Алексей отправился в один из ресторанов, который оказался совсем пустым. Он сделал заказ. От шеф-повара ему преподнести достаточно странный презент – торт, который выглядел как его голова. Герой был в бешенстве от такого несуразного подарка и не принял его.
Официант как только не пытался убедить его взять подарок, ссылаясь на то, что повару будет неприятно, и он может покончить с собой. Но Алексей был непоколебим. Повар сдержал слово и застрелился.
Придя на вокзал, он не обнаруживает билетов. Все дороги ведут в никуда.
Герой обращается к таксисту с просьбой доставить его на ж/д станцию. Но его доставили в полупустой поселок.
На удивление, в нем работал краеведческий музей. Его смотритель показывает Варакину удивительную экспозицию, которая состоит из странных элементов. В ней объединены сразу несколько времен и наций.
Алексей попросил у местного электрика остаться на ночь. У того был маленький сын. Миша говорит Варакину очень страшные слова, что он навсегда останется в этом месте, он рассказал о нем самую важную информацию и даже день, когда он умрет. Также он сказал, как зовут его дочек, которые его похоронят.
Это далеко не все несуразные вещи, которые происходили в фильме. Алексей воспринимал все вокруг полным бредом.
Смысл финала фильма
Кинокартину «Город Зеро» можно назвать очень захватывающим и интеллектуальным фильмом. Каждый зритель воспринимает увиденное по-своему. В завершении Алексей пробовал уплыть на лодке, но в ней не было весел.
Герой попал в очень странный, пугающий и непонятный мир. Все вокруг казалось страшным сном, который все никак не заканчивается. Как же выбраться?
Варакину так и не удалось уладить проблемы производственного процесса. Чья же была идея затянуть его в такое жуткое положение?
Кто управляет здравым смыслом обычных людей? На эти вопросы так и не были даны ответы. Происходящее приводит в страх и заставляет задуматься о своей жизни.
Посмотрите видео: «Город Зеро»: обзор фильма и интересные факты:
«Город Зеро». Гениальный перестроечный фильм, который полезно посмотреть и сегодня
В 1988 году режиссёр Карен Шахназаров снял фантасмагорическую картину «Город Зеро», которая гениально отразила события так называемой «перестройки» (наряду с другим фильмом её автора, драмой «Курьер», снятой двумя годами ранее). В сегодняшней России во многом повторяются процессы, происходившие тогда в СССР, и потому картины Шахназарова вновь становятся предельно актуальны. «Я люблю кино» расскажет, какие уроки можно извлечь из фильма 32-летней давности.
«Город Зеро» начинается с того, что обычный советский человек, инженер Варакин (Леонид Филатов), приезжает в командировку в неназванный город и сразу же сталкивается со «странностями». Так, в приёмной директора завода, куда он приходит с визитом, сидит абсолютно голая секретарша, а в кафе ему подают торт в виде его же головы. При этом жители города ведут себя так, будто ничего не происходит, и герой волей-неволей вынужден принимать новые, безумные правила игры.
Елена Аржаник в фильме «Город Зеро»
Посредством этих мощных символов, не уступающих тем, что использовал Феллини, режиссёр даёт нам понять, что с обществом явно творится что-то неладное. Или, скорее, просто необычное: одно из достоинств Шахназарова состоит в том, что он не даёт происходящему оценок, а просто фиксирует его с беспристрастностью киноаппарата. При этом символы явно привязаны к советской действительности того времени: персонаж Филатова смотрит на обнажённую женщину взглядом, каким многие зрители наверняка смотрели на вышедшую в том же 1988-м в кинотеатрах «Маленькую Веру». Разрезание же головы героя, пусть и в виде торта, как бы намекает нам, что кто-то явно решил покопаться в его мозгах (то есть в мозгах советского человека в целом).
Кадр из фильма «Город Зеро»
Развитие темы «манипуляции сознанием» происходит во время посещения Варакиным краеведческого музея, в котором его смотритель (Евстигнеев) рассказывает историю «города Зеро»: с момента его основания троянцами через времена римлян и Аттилы вплоть до советского периода. Этот сильнейший фрагмент, несомненно, символизирует всю ту новую информацию, которая вывалилась на несчастных жителей СССР в «перестройку» и в которой они никак не могли отличить правду от вымысла. «Зиновий Пешков, приёмный сын Горького, родной брат Свердлова, посол Франции в Китае», — невозмутимым тоном излагает экскурсовод, а тем временем вся картина мира советского обывателя с грохотом рушится и он растерянно мнётся на её руинах.
Евгений Евстигнеев в фильме «Город Зеро»
Дальше — больше. Несчастному герою Филатова объясняют, что его на самом деле зовут Махмуд и он сын некоего «повара Николаева», который когда-то первым в городе танцевал рок-н-ролл и был за это исключён из комсомола. Теперь же все в городе стали фанатами рок-н-ролла и открывают музей Николаева. Противостоит им только одинокий прокурор (Владимир Меньшов), который видит во всём этом происки Запада и убеждает главного героя сотрудничать ради спасения государства. Тот с готовностью соглашается, да только прокурор совершенно ничего не может сделать — у него не получается даже публично застрелиться, после чего он с позором покидает сцену (чем-то напоминает «путч ГКЧП», случившийся три года спустя, не так ли?).
Владимир Меньшов в фильме «Город Зеро»
В концовке нам показывают ещё один гениальный символ: «дуб власти», веточка которого делала человека правителем и который «после семнадцатого года охраняется государством» (шпилька в адрес советского «тоталитаризма»). В момент, когда у сгнившего дуба отваливается огромная ветвь (ещё одна метафора слабости государства) и жители города начинают отрывать себе каждый по веточке (великолепное изображение «торжества демократии»), простой обыватель Филатов убегает в лес. Найдя лодку на берегу непонятного водоёма, он садится в неё и плывёт в туманную неизвестность. В это время в краеведческом музее над экспонатами великой истории гасят свет. Сверхдержавы больше нет, а люди остались наедине с пушкинским «Куда ж нам плыть?».
Кадр из фильма «Город Зеро»
Уникальность «Города Зеро» не только в том, как точно и даже пророчески он описывает события того времени, но и в том, что вас не побуждают занять ни одну из сторон: ни «любителей рок-н-ролла», ни «прокуроров-государственников». Вы и так относитесь к кому-то из них — а если нет, то можете лишь беспомощно наблюдать, как привычный вам мир превращается в сюрреалистический спектакль.
Фильм Шахназарова, как любое настоящее произведение искусства, может лишь дать вам шанс посмотреть на себя со стороны и осознать, кто вы и где находитесь. А что делать дальше — бунтовать на площадях, стоять в оцеплении или отсиживаться дома, — каждый решает сам. Нужно только помнить, что каждый выбор имеет свои последствия и лучше выбрать то, что нужно именно вам, а не какому-то «внуку повара» или «танцору рок-н-ролла», решившим покопаться в ваших мозгах.
«Город Зеро»: манипуляция сознанием в СССР
В 1988 году на экран вышел фильм Карена Шахназарова «Город Зеро», который до сих пор остается почти неизвестным широкой публике.
В своей книге «Манипуляция сознанием» (2000) Сергей Кара-Мурза называет «Город Зеро» «волшебной флейтой перестройки», указывая на то, что методы доведения до абсурда, показанные в фильме, применялись при сломе сознания советских людей до и после развала Советского Союза.
«В нём [фильме — прим. автора] показано, как можно за два дня довести нормального и разумного человека до состояния, когда он полностью перестаёт понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нём парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И всё это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства»*.
Однако масштаб фильма выходит за рамки узкого исторического периода, а методы манипуляции общественным сознанием, показанные открыто и намеренно утрировано, а потому пугающе, остаются актуальными и по сей день.
В одном из своих интервью Шахназаров утверждал, что «Город Зеро» был задуман как комедия абсурда, но потом перерос первоначальный замысел.
Об обратном свидетельствует практически финальная сцена, где все герои собираются под дубом, который разламывают при попытке сорвать с него ветку. Этот дуб является вовсе не аллегорией «дерева Российской государственности», как утверждает Кара-Мурза, а прямой отсылкой к «Золотой ветви» Джеймса Фрэзера (1890), в которой автор описывает не только тайный ритуал смены власти в древности, но и то, как этот ритуал постепенно вырождался, а власть теряла свой сакральный характер**.
Сюжет фильма как таковой крайне прост. Инженер Варакин приезжает из Москвы в провинциальный город, чтобы согласовать технические детали изменения кондиционеров, которые производит местный завод. Далее за этим следует череда невероятных и нелепых событий, однако выбраться из города Варакину так и не удается.
Итак, какие же методы разрушения сознания обычного человека описаны в фильме? Назовём лишь основные из них. Желающие узнать больше могут посмотреть сам фильм.
1. Снятие культурных табу.
Человек оказывается в ситуации, которая противоречит всем его убеждениям, но которая обществом воспринимается или демонстрируется как нормальная. Возникает диссонанс между собственными понятиями человека и общепризнанными.
Заметим, что табу — это не закон, т. е. не внешний запрет, который требует внешнего же осуждения.
Табу — это собственные убеждения личности, сформированные в результате его общения с обществом, эти запреты не сформулированы напрямую, но их соблюдение гарантирует как устойчивость психики самого человека, так и стабильность того общества, в котором они сформировались.
2. Разрушение исторической памяти.
Переписывание истории происходит не в каких-то отдельных неудобных моментах, нарушается само основание, что невозможно до применения первого метода манипуляции.
Речь идёт об изменении не столько недавней истории, сколько об отрицании событий, произошедших давно, — чем с более раннего момента начнётся переписывание истории, тем большую силу данный метод возымеет на общество. Чтобы выстроить новое здание, нужно начать с нового фундамента.
Эти два метода являются практически шоковой терапией и не могут применяться длительное время — человек как существо разумное стремится к порядку и, получив время для размышления и осознания, осознает всю абсурдность происходящего.
Для закрепления эффекта необходимо применить один из следующих методов (возможно применение и обоих сразу, хотя они и прямо противоположны).
3. Авторитет науки.
Придание абсурду вразумительной формы. Современная наука настолько сложна, что практически непонятна простому обывателю. Проверить выкладки в бытовых условиях или путём логических размышлений невозможно, а структурирование информации, пусть даже и мнимое, оказывает успокаивающий эффект. А именно это необходимо человеку, испытавшему на себе первые методы манипуляции.
4. Абсурд на крови.
В фильме это показано наглядно: главному героя Варакину приносят торт в виде его собственной головы и говорят, что повар застрелится, если Варакин этот торт не попробует. Тот, естественно, отказывается. Но когда повар действительно стреляется, ситуация уже не кажется такой абсурдной — что значит попробовать какой-то там торт по сравнению с жизнью человека?
И, напоследок, само название фильма. Зеро — такая позиция в рулетке, когда казино выигрывает всё, ставки всех игроков буквально «обнуляются». Тот, кто задумал игру, обыгрывает всех и сразу.
В то же время «зеро» — это «ноль», точка отсчёта на координатной прямой и приведение к этой точке означает начало построения новой системы.
Материалы по теме
А вот ещё:
Официальным подозреваемым в убийстве президента считается Ли Харви Освальд. Но во время единственного судебного процесса по этому делу обвиняемым был Клей Шоу.
А вот хроника преступления известна буквально по минутам. Мы не только хорошо знаем, что именно произошло в Далласе 22 ноября 1963 года, но и можем это увидеть. Бизнесмен Абрахам Запрудер решил снять проезд президентского кортежа на кинокамеру, а в итоге снял убийство. Так покушение было задокументировано, а плёнка тут же передана спецслужбам. Восстановим картину и мы.
Жаклин Кеннеди и один из охранников президента сразу после выстрела. Источник: gazeta.ru
Визит президента
Итак, в ноябре 1963 года Кеннеди прибыл в Техас. Это поездка была запланирована в рамках подготовительной кампании к президентским выборам 1964 года. Сам глава государства отмечал, что для него очень важно победить в Техасе и во Флориде. Кроме того, вице-президент Линдон Джонсон был местным уроженцем, и поездке в этот штат придавалось особое значение.
А вот представители спецслужб визита опасались. Буквально за месяц до прибытия президента в Далласе совершили нападение на представителя США при ООН Эдлая Стивенсона. Ранее во время одного из выступлений здесь Линдона Джонсона его освистала толпа… домохозяек. Накануне приезда президента по городу расклеили листовки с изображением Кеннеди и надписью «Разыскивается за предательство». Обстановка была напряжённая, и неприятностей ждали. Правда, думали, что на улицы выйдут демонстранты с плакатами или забросают президента тухлыми яйцами, не более.
Листовки, расклеенные в Далласе перед визитом президента Кеннеди. Источник: rulit.me
Местные власти были более пессимистичны. Вот что пишет в своей книге «Убийство президента Кеннеди» Уильям Манчестер, историк, журналист, написавший хронику покушения по просьбе семьи президента: «Федеральный судья Сара Т. Хьюз опасалась инцидентов, прокурор Бэрфут Сандерс, старший по рангу чиновник министерства юстиции в этой части Техаса и представитель вице-президента в Далласе, сказал политическому советнику Джонсона Клифу Картеру, что, учитывая политическую атмосферу в городе, поездка туда представляется «нецелесообразной». Городские власти с самого начала этой поездки испытывали дрожь в коленях. Волна враждебности к федеральному правительству на местах достигла критической точки, и они знали это».
Но предвыборная кампания приближалась, и план президентских поездок менять не стали. 21 ноября в аэропорту Сан-Антонио (второй по численности населения город Техаса) приземлился президентский борт. Кеннеди посетил медицинскую школу ВВС, побывал в Хьюстоне, выступил там в университете, побывал на банкете Демократической партии.
На следующий день президент отправился в Даллас. С разницей в 5 минут в аэропорт Dallas Love Field прибыл сначала самолёт вице-президента, а затем Кеннеди. Примерно в 11:50 кортеж первых лиц двинулся к городу. Супруги Кеннеди находились в лимузине, который шёл четвёртым. В одной машине с президентом и первой леди находились агент секретной службы США Рой Келлерман губернатор Техаса Джон Конналли с женой, за рулём был агент Уильям Грир.
Три выстрела
Первоначально планировалось, что кортеж поедет по прямой Мэйн-стрит — на ней можно было не снижать скорость. Но по какой-то причине маршрут был изменён, и машины поехали по Эльм-стрит, на ней автомобилям приходилось замедляться. Кроме того, на Эльм-стрит кортеж оказался ближе к складу учебной литературы, откуда и велась стрельба.
Схема движения кортежа Кеннеди. Источник: libmir.com
Выстрелы раздались в 12:30. Очевидцы приняли их то ли за хлопки шутихи, то ли за звук выхлопа, даже спецагенты сориентировались не сразу. Всего выстрелов было три (хотя даже это вызывает споры), первым Кеннеди был ранен в спину, вторая пуля попала в голову, и эта рана стала смертельной. Через шесть минут кортеж прибыл в ближайшую больницу, в 12:40 президент скончался.
Положенные судебно-медицинские исследования, которые надо было сделать на месте, произведены не были. Тело Кеннеди незамедлительно отправили в Вашингтон.
Джек Руби. Источник: gazeta.ru
Итак, к 24 ноября президент был убит, основной подозреваемый тоже. Тем не менее в соответствии с указом нового президента Линдона Джонсона была сформирована комиссия, которую возглавил председатель Верховного суда США Эрл Уоррен. Всего в ней было семь человек. На протяжении долгого времени они изучали показания свидетелей, документы, и в итоге сделали вывод, что покушался на президента убийца-одиночка. Джек Руби, по их мнению, тоже действовал в одиночку и имел для убийства исключительно личные мотивы.
Под подозрением
Полицейские ведут Ли Харви Освальда. Источник: Wikimedia Commons
Фраза вызвала подозрения. Мартина, который попал в больницу, допросили, и он сказал, что его начальник Банистер знаком с неким Дэвидом Ферри, а тот, в свою очередь, неплохо знает Ли Харви Освальда. Дальше пострадавший утверждал, что Ферри убедил Освальда напасть на президента с помощью гипноза. Мартина сочли не совсем нормальным, однако в связи с убийством президента ФБР отрабатывало каждую версию. Ферри тоже допросили, но никакого дальнейшего хода дело в 1963-м не получило.
…Прошло три года
Как ни странно, показания Мартина не были забыты, и в 1966 году окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон возобновил расследование. Он собрал свидетельские показания, которые подтверждали, что убийство Кеннеди стало результатом заговора с участием бывшего пилота гражданской авиации Дэвида Ферри и бизнесмена Клея Шоу. Конечно, несколько лет спустя после убийства некоторые из этих показаний были не вполне надёжными, но всё же Гаррисон продолжал работу.
Он зацепился за то, что в отчёте комиссии Уоррена фигурировал некий Клей Бертран. Кто он такой — неизвестно, но сразу после убийства он звонил новоорлеанскому адвокату Дину Эндрюсу и предлагал защищать Освальда. Эндрюс, правда, помнил события того вечера очень плохо: у него была пневмония, высокая температура и он принял много лекарств. Однако Гаррисон счёл, что Клей Шоу и Клей Бертран — это одно и то же лицо (позже Эндрюс признался, что вообще дал ложные показания относительно звонка Бертрана).
Освальд и Ферри. Источник: 21stcenturywire.com
Клей Шоу. Источник: jfk-assassination.net