смысл фильма джокер 2019 кратко в чем
Джокер 2019 – становление злодея
В 2019 году вышел фильм «Джокер», повествующий о самом безумном клоуне Готэма. Кинокартина покорила миллионы сердец и у многих оставила неоднозначное впечатление. На некоторые вопросы до сих пор сложно найти ответ. Почему зрители стали сопереживать преступнику? Какую мысль пытался донести главный герой и, самое главное, в чем смысл фильма Джокер?
Описание истории
Прежде чем пытаться отгадать смысл концовки фильма Джокер, необходимо окунуться в историю его жизни. Главный герой – Артур Флек, работает клоуном и параллельно подрабатывает, чтобы заработать денег для своей болеющей матери. Она – единственный луч света в его жизни, его поддержка и опора.
Начало
С самого начала киноленты зрителям предстает картина мрачного грязного города, заполненного мусором. И это не случайно. Готэм символизирует современное общество, такое же мрачное и грязное. Сам герой является депрессивным персонажем с расстройством психики. На протяжении фильма воедино сплетается реальная жизнь Артура и вымысел, рожденный в его голове. Сюжет фильма Джокер основан именно на психических заболеваниях героя. А образ клоуна символизирует радостную маску общества, которую оно надевает, дабы скрыть свои настоящие эмоции.
Эпизод, в котором клоун танцует около магазина имеет сразу несколько смыслов.
Безумие
На заметку! Лестница в фильме символизирует некий успех. Артуру тяжело по ней подниматься, но после совершенных им злодеяний, герой легко спускается.
Позже случайным образом мужчина узнает, что его родной отец – Томас Уэйн. Он спешит к нему, чтобы получить немного тепла от родного человека. Но его отец не признает сына, а затем и вовсе избивает его. По возвращению домой Артур забирается в холодильную камеру, она здесь олицетворяет могилу. Данная сцена говорит, что теперь Артур Флек погиб, и остался лишь Джокер.
Концовка и скрытый смысл
Даже посмотрев киноленту от начала до конца сложно сказать, чем закончился фильм Джокер, конец наполнен интригой и неоднозначностью. Главный герой наконец исполняет свою мечту и приходит на шоу Мюррея. Но финал истории крайне непредсказуем. Веселое шоу превращается в кровавую драму, когда Джокер убивает ведущего.
После этого в городе начинается хаос. Люди стремятся быть свободными, такими же, как и их новый кумир – Джокер. Жители надевают маску клоуна и начинают творить жестокие вещи, на фоне которых герой танцует, смеясь трагически злобным смехом. В конце фильма герой находится в психиатрической больнице. Там он видит свою молодую мать и психиатра, после чего уходит по длинному коридору, исполняя свой легендарный смех.
Таким образом, смысл фильма Джокер – показать зрителю, насколько прогнило современное общество. Каждый стремится удовлетворить свои потребности, каждому человеку важен только он сам. Люди не стремятся помогать другим и делать что-то просто так, они надевают клоунские маски и делают вид, что все в порядке.
Смысл фильма Джокер 2019
Поклонники психологических фильмов с интересной развязкой с нетерпением ждут выхода в широкий российский прокат киноленты «Джокер». Эта работа вызывает самый разный спектр чувств у зрителей: одних она восхищает, другие же остаются полностью разочарованными. Но одно можно сказать точно, кинолента никого не оставит равнодушным. В чем же смысл фильма «Джокер»? О чем он?
О чем фильм «Джокер» (2019)
Готэм. Восьмидесятые года. Жизнь Артура Флека сложно назвать счастливой и радостной. Герой постоянно находится в депрессии, он часто задумывается о самоубийстве. Он работает клоуном. Однако его сфера деятельности крайне разнообразна: Артур Флек рекламирует распродажи и акции в небольших магазинах, выступает в детских больницах.
Из-за нервных расстройств герой вынужден посещать психотерапевта. У Артура есть заветная мечта — он грезит стать известным стендап-комиком. Клоун часто представляет, как он станет гостем вечернего телевизионного шоу Мюррея Франклина. Однако в настоящей жизни будни одинокого героя скрашивает лишь мать, которая тяжело больна. Родительница всеми силами убеждает своего сына, что его отцом является миллиардер и филантроп Томас Уэйн, который именно в это время пытается занять пост мэра города.
В городе полная разруха. Ничего светлого и радостного не предвидится. Артура все чаще стали посещать мрачные тягостные мысли. Сил, чтобы бороться с ними, у героя не осталось. Странные события навалились одно на другое и Артур просто потерял связь с реальностью. Он сошел с ума. Но вмести с этим герой приходит к определенным философским заключениям и получает единственную возможность донести их людям.
Смысл фильма «Джокер» (2019)
Фильм «Джокер» смотреть некомфортно. Лихорадочно-болезненный смех. Нескрываемое нервное расстройство. Артур Флек из-за странных привычек не может найти друзей и даже приятелей. Вынужденное одиночество.
Герой — заботливый сын. Он безропотно ухаживает за своей матерью. Несмотря на проблемы и сложности, которые свалились на него, Артур пытается наладить контакт с коллегами. Еще одно увлечение персонажа — танцы. Однако резкие хаотичные движения руками говорят о том, что герой далек от реальности. В этот момент он существует в своем мире, где нет места насилию.
Персонаж много курит. Таким образом он забывается и не видит грязь и лицемерие вокруг. Артур Флек много раз продумывал свое самоубийство. Он анализировал каждый шаг, каждое действие. В эти моменты на его лице зритель видит игривую беззаботную улыбку. Ведь герой считает, что это единственный выход, который для него возможен. Что он видел в своей жизни?
Безнаказанность, хаос, преступность поглотили весь город. Люди больше похожи на злых существ, которым чужды человеческие чувства и слабости. Каждый сам за себя. Какие у них ценности и приоритеты? Все думают исключительно об удовлетворении собственных желаний и потребностей. Бороться с обстоятельствами у героя нет ни сил, ни желания. Он как будто плывет по течению. Артур Флек не старается быть лучше других, не стремится доказать свою точку зрения, считая ее единственно верной. Но он сам открыл для себя истины, которыми и захотел поделиться с окружающими.
Однако в фильме есть место не только жесткому психологическому насилию. Чтобы разрядить обстановку и дать зрителям небольшую передышку, на помощь режиссеру пришел юмор. Ведь невозможно на протяжении всего фильма наблюдать исключительно за серьезной психологической борьбой внутри человека, за полным равнодушием окружающих, за обесценением человеческой жизни. Режиссер безжалостно высмеивает слабости героев и общества в целом. Человек становится никем. Он серая масса. Он как все. Рождается, живет, умирает. Никчемное существование. Конвейер. Бесцельная ходьба на работу, нежелание слышать и слушать тех, кому нужна помощь. Равнодушие и неприязнь к нуждающимся.
Смысл финала фильма «Джокер» (2019)
Нервы зрителей на пределе. Конец фильма. Настроение всех на грани истерики. Что это было? Артур Флек за всю жизнь не встречал ничего счастливого, светлого и радостного. Убогое жалкое существование. Пытался ли герой изменить ситуацию? Пытался. Успешно? Вряд ли. Прогнившее общество. Система, которая каждого ломает изнутри. Герой выделялся из общей серой массы. Он не подошел под шаблон, выпал из системы, которая после этого дала сбой.
Внезапно к мнению психически больного стали прислушиваться. Герой находится в недоумении. Это чувство ему чуждо. Смысл концовки в том, что общество закрыто от проблем других, но когда, наконец, оно готово слушать и слышать, становится слишком поздно. Клоуна стали поддерживать. За долгие годы кто-то согласился протянуть ему руку помощи. Артур с этим не знаком, эмоции полностью захлестнули его.
Краткое содержание фильма Джокер 2019
Фильм «Джокер», талантливо снятый психологический триллер повествует о несчастном молодом человеке, который живёт вместе с больной матерью. Бедная женщина мучает собственного сына, заставляя его улыбаться людям. И Артур начинает улыбаться. Он пытается ладить с людьми, хочет дарить им радость, но вместо этого видит только жестокое отношение.
И постепенно добрая улыбка превращается в жестокую кровавую улыбку Джокера. История Джокера — история рождения самого харизматичного злодея.
Неси радость людям
Действие фильма происходит в 80-е годы.
В городе Готэм в скромной квартирке живёт молодой человек по имени Артур Флек. Он работает клоуном. Где-то глубоко в душе Артур понимает, что заслуживает большего. И у него появляется мечта.
Вместе с сыном в скромном жилище живёт его мать, Пенни. Она с детства учила сына улыбаться людям. И Артур улыбался.
Жестокий мир
Но люди оказались жестоки к несчастному молодому человеку. Над Артуром издеваются даже подростки. Они избивают несчастного. Горький смех отныне вечный спутник Артура. Он начинает смеяться в самый неподходящий момент.
Артуру приходится посещать социального работника. Бедному молодому человеку нужно принимать семь лекарств, и всё равно ему всё время плохо.
У Артура есть мечта — попасть в шоу Мюррея Франклина. А пока он может быть только зрителем. И однажды на очередном шоу ведущий приглашает Артура на сцену. Правда, все эти события происходят только в мечтах Артура. А в реальности — скромное существование.
Единственный человек, кто иногда разговаривает с Артуром, его соседка. Даже две обычные фразы делают его счастливым.
Во всех газетах появилась новость об убийце в маске клоуна. Выступление Уэйна, обозвавшего Артура трусом, потрясло его. Молодому человеку кажется, что его начинают замечать.
Но его ждёт плохая новость — покупку его лекарств больше не будут финансировать. Без привычных препаратов бедному клоуну становится хуже, разум его затуманивается всё больше.
А в газетах появляются жуткие фотографии клоуна. И не только в газетах. Жителям Готэма неожиданно понравился зловещий клоун. И жуткие клоунские маски заполонили город.
Разрушенные мечты
Мать Артура постоянно пишет письма бизнесмену Томасу Уэйну. Однажды она призналась сыну, что Уэйн — его настоящий отец. И Артур решил поговорить с ним. Сначала он наблюдал за счастливой семьей через забор. Тут он впервые увидел мальчика, который спустя годы станет его заклятым врагом. В дом Артура не пускают, и это наносит ему ещё большую душевную травму.
Маска революции
А в Готэме назревает революция. По улицам ходят люди в жутких клоунских масках. Весь город против Уэйна. Акции протеста проходят всё чаще.
Артуру удалось поговорить с Уэйном. Тот отрицал, что клоун его сын. Молодой человек выясняет, что его усыновили. В клинике, где лежала раньше Пенни, он похищает документы и узнаёт, что он приёмный. Артура приглашают на шоу Мюррея.
Безумец живёт в двух мирах — жестоком реальном и выдуманном. Мать Артура умерла, и он остался один на один со своими фантазиями.
Рождение злого гения
Людям, пришедшим пригласить его на шоу Мюррея, он назвался Джокером. И попросил объявлять его именно так. Под жуткой маской клоуна теперь скрывается не несчастный больной человек, и сильный и циничный злодей. Теперь ему ничего бояться, он Джокер. У него меняется даже речь. Он оправдывает убийство. Мюррей обвиняет Артура в городских беспорядках, и жестокий Джокер убивает известного комика прямо в студии.
Дух разрушения
Теперь слава пришла к Артуру. О нём говорят с экранов телевизоров, город живёт по его правилам. Кровавая улыбка царит над Готэмом. Джокера везут в полицейской машине. После аварии обезумевшие от свободы жители Готэма в масках Джокера на руках выносят его из машины. Он кумир. А семья Уэйна расстреляна, но не Джокером. В живых остался только Брюс. Довольный собой Джокер танцует, возвышаясь над городом. Он несёт людям радость, как учила его мать. Наконец-то его шутке аплодирует весь город.
Но возможно, всё это происходит лишь в воспалённом мозгу Артура.
А сам он находится в лечебнице для душевнобольных. Его опрашивает сотрудница, очень похожая на ту, что помогала Артуру давно. Он заявляет ей, что придумал шутку, а на просьбу рассказать ей, отвечает одной фразой: «Вы не поймёте».
Чем закончился фильм Джокер 2019
Финал фильма «Джокер» одновременно прост и ужасен. Главный герой пришёл к основной цели всей своей жизни. Артур приходит на шоу Мюррея Франклина, где ведёт себя свободно и развязно, а потом убивает ведущего. Весёлая программа превращается в кровавую драму.
Весь Готэм обезумел. В городе хаос и ужасные беспорядки. Весь город тонет в удушающей дымной завесе. В этом хаосе ходят люди в ужасающих масках своего кумира — Джокера.
И над всем этим ночным кошмаром безумного города танцует свой ужасный танец его злой гений — Джокер. Несчастный одинокий человек получил свою порцию славы, он теперь не лишняя карта в колоде судьбы, теперь эта важная карта с улыбающимся чёртом может оказаться кем угодно. Безумный город рукоплещет Джокеру. Жители Готэма считали его свободным человеком и тоже хотели свободы. Весь хаос, бурлящий в своей душе, Джокер отдаёт жителям Готэма. И они принимают странный подарок. Погромы и преступления, анархия и безумие — нынешнее состояние города.
Во имя Джокера совершаются жестокие убийства, во имя его Готэм погрузился в хаос революции. Главный герой фильма срывает маски с жителей Готэма. И люди, не страдающие никакими психическими отклонениями, показывают свои истинные лица с жуткой окровавленной улыбкой жестокого и циничного убийцы. Сон разума породил опасных чудовищ, целый город чудовищ.
Несчастный безумец подтолкнул Готэм к революции
После сцены беспорядков в Готэме и жуткого танца главного героя Артур оказывается в том самой комнате, где ясно представлял свою мать, на тот момент молодую и красивую. Врач Артура необычайно похож на психотерапевта, появляющегося в начале фильма.
В конце Джокер уходит по длинному белому коридору и исчезает в ослепительном белом свете, оставляя после себя множество загадок, жуткую кровавую улыбку и пугающий смех, который уже не кажется безумным смехом несчастного, одинокого больного человека. Теперь это смех настоящий, горький и трагический. На прощание Джокер в ответ на вопрос, почему он смеётся, отвечает: «Вы не поймёте».
Всё в финале эфемерно. Происходит ли всё на самом деле, или ужасные сцены беспорядков в Готэме, убийство Томаса Уэйна и его жены человеком в маске Джокера — всего лишь плод больного воображения Артура?
В сцене жестокого убийства Томаса Уэйна содержится намёк на происхождение Бэтмена. Возле убитых родителей стоит мальчик, которому суждено в будущем защищать Готэм от зла.
События финала фильма двусмысленны. Стирается грань между действительностью и фантазиями
И уже непонятно, происходит все это в реальности или в больной голове несчастного одинокого человека, возомнившего себя злым гением целого города. По мере развития событий становится ясно, что Артур живёт в ином, выдуманном им мире. Он покидает его счастливым, с кровавой улыбкой на лице.
А в охваченном безумием и хаосом полуразрушенном Готэме продолжают дело бедного безумца его реальные последователи и поклонники. И у каждого на лице маска Джокера.
Создатели фильма о появлении Джокера держат интригу. Что, если все события происходили в реальности, и Артур действительно жестокий, безжалостный убийца? Если он и правда лишил жизни собственную мать, товарищей по работе, ведущего шоу, да ещё и очень жестоко, то он настоящий носитель зла. И это он, злой гений, заразил весь Готэм жестокостью и злобой.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.5 / 5. Количество оценок: 2
Джокер (2019) — концовка, ее объяснение и смысл
Пришло время жутких улыбок, ибо Джокер запустил новую волну террора. Фильм буквально балансирует на грани добра и зла, поэтому нам есть о чем поговорить, когда речь заходит о его сюжете и концовке.
Итак, вот все, что нужно знать о фильме, его главном посыле и завершающих сценах.
В этой статье присутствуют тяжелые спойлеры, поэтому если вы еще не видели «Джокера» и не хотите испортить себе удовольствие, настоятельно рекомендуем сначала посетить кинотеатр.
Итак, давайте проанализируем долгожданного «Джокера» Тодда Филлипса!
О чем фильм?
Фильм «Джокер» рассказывает об Артуре Флеке — человеке, которому сильно не повезло в жизни. По сути, Артур — лишняя карта в колоде общества. У Флека есть серьезные проблемы с психикой — он страдает приступами спонтанного беспричинного смеха. Кроме того, Артур живет за чертой бедности, изо дня буквально ведя борьбу за выживание. Герой, мечтающий стать комиком, вынужден заботиться о своей матери, которая, как и он сам, страдает манией величия.
К несчастью для Флека, он живет в Готэм-сити — городе, в котором богачи богатеют, а бедняки беднеют. Поэтому, когда Артур узнает, что является незаконнорожденным сыном самого богатого жителя Готэма, Томаса Уэйна, разум Флека еще сильнее затуманивается. В результате Артур совершает несколько жестоких убийств, прекращает принимать лекарства и провоцирует беспорядки в Готэме, во время которых гибнет несколько богачей, в том числе Томас Уэйн.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Аллюзии на современные социальные проблемы
Хотя действие «Джокера» происходит не в наши дни, в картине нашли отражение многие современные проблемы, например, урезание медицинской и социальной помощи. В реальности фильма все обстоятельства буквально провоцируют появление такого персонажа, как Джокер.
Это яркий намек на современное общество, в котором, кажется, все больше обезумевших одиночек совершают нападения на людей. Фильм заставляет задуматься, являются ли эти агрессоры обыкновенными злодеями или само общество неизбежно порождает подобных монстров.
«Джокер» также поднимает проблемы отношения к людям с психическими отклонениями. Артур подвергается жестокому обращению из-за синдрома, вызывающего спонтанные приступы смеха.
Сюжет «Джокера» — лишнее напоминание о том, что советовать людям с депрессией «не грустить» — бесполезная затея. Вспомним актера Робина Уильямса, который с виду всегда казался счастливым и беззаботным, но под этой маской скрывались суицидальные мысли.
Мы все клоуны
Джокер хочет сорвать все маски и показать Готэму его уродливое лицо. И хотя фильм критикуют за оправдание злодеяний, «Джокера» следует рассматривать как предупреждение о том, к чему могут привести многочисленные несправедливости в жизни общества.
Отчаянное стремление Джокера решить собственные проблемы постепенно заражает граждан Готэма, которые в конце концов устраивают массовое восстание.
Финал фильма напоминает концовку «Бэтмена» — обезумевшие жители Готэма крушат город. Однако они совершают бесчинства не под действием токсичного газа, а под действием идей и харизмы Джокера, который выплескивает хаос, царящий в собственной душе, в окружающий мир.
Рождение Темного рыцаря
Как упоминалось ранее, мы видим как Уэйны, в том числе молодой Брюс, оказывается в печально известном криминальном переулке, где подвергаются нападению со стороны новоиспеченных соратников Джокера.
Хотя это событие уже было показано на экране бесчисленное количество раз, в новом фильме оно имеет особенное значение, поскольку весь предыдущий сюжет последовательно подводил к смерти одного из самых богатых граждан города.
«Джокер» также добавляет подробностей происхождению Бэтмена. Теперь Брюс живет в мире, где в смерти его отца прямо или косвенно виновен Джокер.
Брюс своими глазами увидел, как идея может вдохновить людей на плохие поступки. Поэтому становится понятно, почему мальчик в конце концов стал рыцарем добра.
Причастность Джокера к смерти родителей послужила причиной, по которой Брюс надел маску, чтобы преследовать преступников. «Джокер» является иллюстрацией рассуждений Брюса о выбранном пути.
Как и Джокер, Брюс становится порождением Готэма, однако в отличие от Артура, он решает идти противоположным путем. Возможно, этот выбор был отчасти обусловлен наличием у Брюса впечатляющих материальных ресурсов.
Реальность и фантазии
Хотя в фильме мы не видим превращения Брюса в Темного рыцаря, в картине есть множество намеков, позволяющих зрителю самостоятельно предугадать дальнейшее развитие событий.
Фильм позволяет зрителям сделать свои собственные выводы и выработать интерпретации увиденного. Это хорошее решение создателей Картины, благодаря которому вокруг ленты развернутся многочисленные дискуссии.
Но, если вы хотите глубоко разобраться в «Джокере», то прежде всего должны понимать, что Артур — ненадежный рассказчик. Многие события, которые мы видим в фильме, в том числе и его финал, могли произойти лишь в голове героя.
Мы видели, как Флек воображал себя участником шоу Мюррея Франклина. Главный вопрос, встающий при просмотре «Джокера» — как отличить реальность от фантазий? Артур не имеет родственных связей с Уэйнами, он не встречается со своей соседкой… А что если и убийств он тоже не совершал?
Так или иначе, «Джокер» отчасти напоминает «Бойцовский клуб» — главный герой из скромного члена общества превращается в того, кто «удачно» сходит с ума, увлекая за собой народные массы.
Однако, как и в «Бойцовском клубе» мы наблюдаем события с точки зрения главного героя, а не окружающих его людей.
Поэтому трудно понять, произошло ли все так, как оно было показано. Создатели намеренно оставили концовку неоднозначной — по видимому, они хотели спровоцировать дискуссию о том, является Джокер самым главным злодеем Готэма или же он окончательно спятил и живет иллюзиями.
Кровавая шутка
Все это в общих чертах соответствует сюжету графического романа Алана Мура, который раскрывает происхождение персонажа. Хотя автор настаивает на множественных трактовках рождения Джокера. Поэтому те, кто хочет, чтобы происхождение злодея оставалось загадкой, могут не беспокоиться.
Смысл
Являются ли события «Джокера» достоверными в реальности фильма, или все они — плод больной фантазии Артура? Конкретного ответа мы не получаем, поэтому фанаты будут спорить на этот счет десятилетиями.
Джокер обнажает зубы в кровавой улыбке — лишь пролив кровь, он смог стать счастливым. Теперь у него есть цель, и это отсылка к графическому роману «Флэшпоинт», в котором Джокер проходит схожую эволюцию, демонстрируя, как общество медленно сводит людей с ума.
«Джокер»: темный гений или сошедшее с ума ничтожество
Страна: США, Канада
Жанр: триллер, драма, криминал
Год производства: 2019
Режиссер: Тодд Филлипс
Актеры: Хоакин Феникс, Роберт де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой
Смысл фильма “Джокер” в том, в обществе наступил кризис и оно деградировало.
На первый взгляд, это фильм о несовершенстве капиталистической системы. На самом деле, создатели картины копнули глубже: это кино о том, как несправедливость и черствость ломают изначально слабого, неприспособленного к этой жизни человека, и превращают его в опасного безумца – хотя бы в его воображении.
О чем фильм
Фантастическая кинокартина “Джокер” снята по графическому роману Алана Мура.
80-е годы ХХ века. Заглавный персонаж фильма, Артур Флек (Хоакин Феникс), живет в Готэме. Жизнь этого уже немолодого человека нельзя назвать радостной. Проще говоря, он постоянно движется от одного провала к другому.
Артур работает клоуном, но это не приносит ему ни радости, ни денег. Чтобы хоть как-то жить, он вынужден подрабатывать: он работает “зазывалой” в магазинах, выступает с номерами в детских госпиталях.
Будущее кажется ему мрачным и бесперспективным, и он постепенно погружается в черную депрессию. Одновременно развивается его “фирменное” безумие. Пугаясь собственных мыслей, персонаж Хоакина Феникса начинает посещать психотерапевта. Тот успокаивает: все в порядке, это просто невроз, Артур просто устал.
У Флека есть мечта: он с самого детства хотел стать стендап-комиком. Он понимает, что, скорее всего, она неосуществима, но его фантазии вовремя (или невовремя) подогреваются больной матерью. Жалея сына, она уверяет его, что его отец — миллиардер и филантроп Томас Уэйн, тот самый, который в данный момент баллотируется на пост мэра.
Наблюдая безрадостную картину разрухи и хаоса в городе, все больше и больше убеждаясь в полной бесперспективности как своих мечтаний, так и любых начинаний, персонаж Хоакина Феникса постепенно окончательно утрачивает связь с реальностью и сходит с ума. Одновременно он вырабатывает собственную, достаточно специфическую, жизненную позицию.
Расшифровка сюжета
У этой картины есть и скрытый смысл. Вообще, “Джокер” — это многослойное кино, и всего в этом фильме три слоя.
Первый слой: Артур Флек – сумасшедший
Первый слой достаточно простой и сугубо психиатрический. Зритель видит перед собой психически больного человека, который находится на нейролептиках: он страдает серьезным психическим расстройством и его лечат.
В одной из мизансцен показано, что препараты закончились. После этого зритель наблюдает за тем, как доселе очень скованный Артур Флек постепенно растормаживается и начинает активно действовать. На самом деле он галлюцинирует: например, в его воображении у него появляются сексуальные связи, которых нет в реальности. У героя развивается неконтролируемый психоз.
Второй слой: шут несет миру истину
Второй слой — мифологический. Зритель видит классического шута (яркий хрестоматийный образ). Шут – это тот, кто говорит правду в лицо абсолютно всем, невзирая “на звания и должности”. Из монологов Джокера видно, что он несет миру “новую правду”, но мир ее не слышит.
Третий слой: миром управляет безумная толпа
Третий слой скрыт под первыми двумя, но именно в нем кроются важные детали к пониманию этой картины. Режиссер ненавязчиво предлагает зрителю обратить внимание на окружение Артура, и в частности — на “сильных мира сего”, с которыми он контактирует, начиная с собственного начальника и заканчивая телеведущим.
Это все нормальные, хорошие люди. Это не какие-то антагонисты, желающие ему зла, – они заботятся о нем, как могут, расследуют преступление (как могут), и ведут программу.
Эти люди противопоставлены огромной тупой массе людей в масках. Что такое люди в масках? Это люди без лица, без индивидуальности и без личной ответственности.
Условно хорошие люди, которые пока еще держат в руках власть, не понимают, что происходит. Не понимают они и того, что, по сути, власть принадлежит этой безумной, оголтелой толпе.
То есть люди, олицетворяющие власть в фильме, не контролируют ситуацию. И, в определенном смысле, происходящее становится результатом их несостоятельности.
Толпа же – это не те люди, которые крушат все на своем пути. Это те люди, которые глупеют. В массе своей они оказываются способны создать мир, который мы видим в “Джокере”.
Реальность и фантазии
Авторы рецензий и обзоров задаются вопросом, о том, что реальность, а что – исключительно больные фантазии несчастного Артура Флека.
Однозначно зритель знает одно: Артур на самом деле болен, и порой слишком сильно погружается в собственный мир.
Первая версия: правда все, кроме шоу Мюррея Франклина
Есть версия, что все события фильма “Джокер”, связанные с преступлениями Артура, – реальность. Выдумкой в этом случае являются только его фантазии о визите на шоу Мюррея Франклина и знакомство с Софи.
Вторая версия: все, что было после визита в больницу – вымысел
Согласно второй версии, все события после визита в больницу являются вымыслом. В последней трети фильма “Джокер” герой приходит в госпиталь и получает подтверждение факта собственного усыновления.
К этому заключению зрителя подталкивает цветовое оформление фильма. Изначально все бредовые мысли Флека оформлены более ярко, чем события из его реальной жизни. Но ближе к финалу кинокартины краски окружающего мира становятся все более насыщенными.
Третья версия: все происходящее – бред Артура
Третья версия самая радикальная: согласно ей, все события фильма “Джокер” являются фантазией. В начальной мизансцене мы видим Артура, душевное состояние которого никак нельзя назвать нормальным. Можно предположить, что он никогда не выходил из лечебницы, и абсолютно все события произошли только в его голове.
История и личность Артура Флека
Джокер – один из старейших героев вселенной DC Comics: он появился 79 лет назад. Согласно канонической версии, в прошлом это неудачливый комедиант. Эту версию поддерживает и новая картина: Артур Флек – клоун и уличный зазывала, мечтающий о большой сцене.
Это темный гений, который сошел с ума из-за того, что видел вещи такими, какие они есть на самом деле. Однажды он внезапно осознал, что является персонажем комикса, и обратился к читателям напрямую.
Кроме того, этот персонаж обладает безупречным чувством времени. Благодаря этому, он четко знает, что, когда и где будет происходить.
Изначально этот персонаж был в большей степени трикстером (обманщиком), и не задумывался таким сложным героем с трагической судьбой, каким в итоге стал.
Последний фильм с Фениксом позволяет нарисовать более-менее рельефный психологический портрет Джокера. Это человек, сотканный из комплексов, фобий и маний.
У него имеется ярко выраженная сексуальная фрустрация, у него сложные отношения с матерью (она стремится контролировать его, и одновременно старается во всем поддерживать), и еще более запутанная история с отцом.
Превращение в Джокера
Согласно сюжету фильма “Джокер”, Артур страдает тяжелым неврологическим нарушением (по одной из версий, то, что с ним происходит, называется псевдобульбарный синдром/аффект, являющийся следствием рассеянного склероза). В самых неподходящих, напряженных ситуациях, он начинает истерически смеяться.
Во время одного из приступов, случившегося с ним в метро, на него набросились сотрудники Уэйна: они были пьяны и решили, что он смеется над ними.
Завязалась драка, и неудачливый комик выстрелил в одного из обидчиков. Это был переломный момент: безобидный лузер Артур Флек превратился в жуткого Джокера, который принялся убивать всех, кого считал виновным в своих бедах.
Когда было принято решение о сокращении финансирования соцслужб, главный герой лишился той минимальной поддержки, которую ему давало общество. Отмена терапии привела к обострению его заболевания.
В картине постоянно подчеркивается, что Артур болен: переходы от гиперманиакального состояния к депрессивному больше напоминают шубообразную шизофрению, чем биполярное аффективное расстройство: так происходит, когда шизофрения набирает обороты.
Фильм “Джокер” однозначно дает понять, что причиной всех дальнейших – страшных и трагических событий – стало именно отвержение Артура обществом. Если бы кто-нибудь протянул ему руку помощи, Джокера, вероятно, не было бы.
Идея фильма
Идея фильма “Джокер” уже не раз обыгрывалась отечественными и зарубежными классиками. В центре сюжета находится типичный “маленький человек”.
Это жалкий, больной великовозрастный инфантил, живущий с мамой и мечтающий об отце. Жутковатый смех – не что иное, как результат психического расстройства. Это не трагическая фигура и не могущественное зло. Это сошедшее с ума ничтожество, которое по-настоящему опасно.
Суть картины, ее смысл, кроются в самом образе главного героя. В нем можно увидеть тень и изначально полубезумного Раскольникова с его “тварь я дрожащая или право имею”, и (частично) Клайда Гриффитса, который “виноват, но не виноват”, и Гитлера. Да, Гитлера: тот ведь тоже всего-навсего хотел стать художником…
То есть смысл фильма в том, что общество само создает монстров, которых потом боится. Разумеется, нельзя оправдывать и жалеть этих чудовищ, но понять их появление можно.
В фильме показан еще один важный момент: жизнь малого числа условно нормальных и хороших людей привела к массовому помешательству большинства. Это итог любого общества, в котором меньшинство решает, как жить большинству.
Интересно, что Джокер вполне может стать символом нашей эпохи. Объяснение этому кроется в том, что страшная история одиночки, озлобленного, затравленного, преданного (как ему кажется) истеблишментом и кумирами, срезонировала в душах огромного количества людей. В частности, благодаря этому фильм “Джокер” собрал в глобальном прокате более 250000000 долларов.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма “Джокер” можно трактовать по-разному. В самом конце фильма Артур беседует с психиатром, и вдруг начинает неудержимо смеяться. Когда врач спрашивает, в чем причина веселья, Флек отвечает, что ответил бы, да только “док” не поймет.
На протяжении всего фильма этот персонаж страдал приступами неконтролируемого смеха. Но именно в самом конце, разговаривая с врачом, который его лечил, Флек смеется искренне. По мнению части фанатов, объяснение этому такое: в финале зрителю дается понять, что у Артура вообще нет никакой болезни и припадков. И единственная его беда заключается в неспособности отличать реальность от вымысла.
Были ли все события реальностью, или это только плод больного воображения, в финале не раскрывается (аргументы режиссера в пользу обеих точек зрения вполне убедительны), и каждый волен думать так, как ему угодно.
Фильм-пророчество?
Многие состоятельные люди были возмущены этой кинокартиной: в ней они разглядели посягательство на их положение в обществе.
Примечательно, что сцена в метро оказалась совершенно реальной: в истории США был случай, когда некий сумасшедший по фамилии Гетц расстрелял в метро четверых криминальных подростков, после чего стал общественным деятелем и практически героем нации.
Один известный деятель искусства однажды обмолвился, что он чувствует, как человечество находится на грани… чего-то. Об этом же говорит и фильм Тодда Филлипса.
Будущее еще не случилось, поэтому и не является предопределенным. От наших действий в настоящем времени зависит то, каким оно будет.
В этом и заключается ценность этого фильма и всех картин, похожих на него – такие фильмы обращают взор большого количества думающих людей на то, что на самом деле важно.




