смысл фильма что это
Как понимать смысл фильма?
Вряд ли сегодня кто-то будет отрицать, что кино — это искусство. Но зачастую мы любим фильмы просто за то, что они красивые: вот блокбастер с интригующим сюжетом, вот красивая операторская работа, а вот завораживающие спецэффекты. Но за этой яркой обёрткой порой теряется суть. В фильме, как и в любом другом виде искусства, необходимо ценить не только красоту, но и смысловую составляющую. Фильм перенасыщен другими деталями: сюжет, эффекты, красивые кадры. За всем этим бывает сложно найти настоящую суть. И необходимо учиться этому. Как же сделать это правильно?
Начнём с самого простого, то есть узнаем, в чём смысл популярных фильмов из массовой культуры. Здесь обычно не нужно долго думать и искать: Вся суть лежит на поверхности, чтобы даже самый неискушённый зритель смог вынести мораль. Самый простой пример — супергеройские блокбастеры от Marvel. Сюжет всегда строится по одному и тому же канону.
Есть герой, есть плохие парни, которых герой побеждает. Герой становится положительным примером, а мораль незначительно меняется от картины к картине. К примеру, Человек-Паук. Нам показывают историю простого парня, который по хожу фильма из-за своих действий понимает, что «большая сила — это всегда большая ответственность». Или, допустим, «Титаник». Это история, где главная мысль и суть — любовь, живущая вечно, готовность пожертвовать даже своей жизнью ради спасения любимого человека. Да, параллельно мы видели в фильме много сцен с какими-либо смыслами, но в общей картине они почти не имеют значения. Мораль в этих фильмах обычно однослойная, то есть больше того, что было показано, домыслить вряд ли получится. Где можно — узнаем дальше.
Следующая группа фильмов — это классика кинематографа, а также менее популярное нишевое кино. Здесь о смысле произведения можно размышлять достаточно долго, вед на него можно смотреть с разных углов. Герои становятся менее «однобокими», их действия можно рассматривать с разных сторон, спорить о роли тех или иных персонажей, причинах их поступков. В качестве примера можно привести фильмы Быкова, нового российского режиссёра. Многие слышали о его фильме «Дурак». Если вы ещё не знаете о нём ничего, обязательно посмотрите или хотя бы прочитайте содержание.
На первый взгляд, всё абсолютно ясно и чётко. Но нужно внимательно присматриваться к деталям. Тогда можно заметить, что автор не делит персонажей на тёмную и светлую стороны, появляются полутона и оттенки. Нельзя определённых персонажей назвать безусловно плохими или хорошими.
Можно сделать вывод: в подобных фильмах можно спорить о смысле и выделять разные значения действий героев. Поэтому смысл каждый зритель определяет для себя после размышлений и, возможно, повторного просмотра.
Следующий класс фильмов — экранизации книг. Здесь стоит отталкиваться в первую очередь от литературного первоисточника, ведь зачастую смысл совпадает с тем, что хотел донести писатель. Здесь примером станет киносага «Хоббит» и «Властелин колец». Они стали такими же культовыми и известными, как и книги. Также стоит упомянуть всем известную «Игру престолов», которая переосмыслила книгу, а сериал закончился даже раньше книжного оригинала. И финал его определённо будет отличаться от киноверсии!
Со знанием первоисточника воспринимать фильм и находить его смысл будет проще. Однако это, конечно, не обязательно. Просто в этих случаях вы по-разному поймёте кино.
Итак, для понимания смысла фильмов можно использовать такие советы:
Итак, в этой статье мы рассмотрели, что нужно сделать, чтобы проанализировать кино и найти его смысл. Надеемся, она помогла вам лучше понять любимые фильмы и разобраться с их значением.
Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф
Любовь Карась
Большинство зрителей воспринимают кино как способ развлечься и получить эмоции. Однако такое пассивное восприятие ограничено и не позволяет увидеть скрытые автором смыслы, которые находятся, как правило, вне основного сюжета. Почему средняя длина кадра в «Мстителях» две секунды, а в фильмах Тарковского он не меняется в течение пяти минут? Зачем оператор делает круговорот с помощью камеры? Как создается эффект присутствия за счет звука? На эти вопросы отвечает лектор курса «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация» Данила Кузнецов.
Данила Кузнецов
Режиссер документального кино. Выпускник исторического факультета МГУ, аспирантуры института востоковедения РАН и Высших курсов сценаристов и режиссеров
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Кузнецов Данила
Издательство Бомбора, 2019
Что отличает пассивного зрителя от активного
Осознанный зритель от обычного отличается тем, что он готов проводить интеллектуальную работу
Альфреда Хичкока не воспринимали всерьез большую часть его жизни. Многие считали, что он снимает популярное развлекательное кино, комедийные шпионские триллеры, однако это заблуждение. Например, фильм «Окно во двор» рассказывает историю фотографа, который сломал ногу. Сидя в инвалидном кресле, он начинает следить за соседями от скуки. Это просто сюжет. Но на самом деле, этот фильм о том, как устроено кино на метафизическом уровне. Зритель точно так же прикован к креслу в зрительном зале, он не может двинуться, и смотрит на мир других людей сквозь рамку киноэкрана, которая похожа на оконную раму в комнате главного героя, через которую он познает мир.
Как подготовиться к просмотру фильма
У большинства крупных режиссеров, у тех же Хичкока, Бунюэля, Феллини — есть опубликованные автобиографии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы. Режиссеры в них объясняют, что они хотели сказать той или иной работой, почему они вообще стали заниматься кино, как у них рождаются идеи, и как они выбирают для этого форму.
Зрительская задача заключается в том, чтобы от формы прийти к идее, и найти точку, из которой автор начал свой путь
Уровни анализа фильма
Драматургия
На верхнем уровне мы пытаемся понять, почему история рассказана таким образом, какую эмоцию вызывает главный герой и кто им является. История — самый базовый уровень любого фильма вне зависимости от того, есть ли у него глубина содержания. Более глубокий уровень анализа драматургии — это поиск тех идей, которые автор заложил.
Анализ изображения и звука
На этом этапе мы обращаем внимание на свет. В мелодрамах или комедиях чаще всего используется ровный свет. В фильмах ужасов, наоборот, свет часто контрастный, большую часть экрана занимает пугающая темнота, вызывающая тревогу у зрителя.
Далее нужно отметить цвет. Например, Мартин Скорсезе, в фильмах которого много агрессии, любит красный. И у него почти в каждом втором фильме можно найти сцену, которая целиком освещена только красным.
Есть и звуковая сторона кинематографа. Это, во-первых, речь актеров, нюансы произношения, акценты. Например, в фильме «8 с половиной» Федерико Феллини у каждого героя специфический акцент, по которому можно определить, из какой части Италии этот человек.
С музыкой примерно также — нужно искать контрапункт. Иногда бывает, что режиссер плохо поработал с актером, и последний неполноценно сыграл в грустной драматической сцене. В этом случае режиссер вставляет минорную музыку, которая напрямую воздействует на наши чувства, и мы начинаем эмоционально сопереживать актерам в гораздо большей степени.
Монтаж
Как анализировать фильм после просмотра
После этого стоит задать вопрос: какую идею автор хотел до нас донести этой историей, о чем на самом деле фильм? Как проявляется авторский персонаж, отражающий взгляды самого режиссера?
И далее мы движемся по этапам, о которых говорили ранее:
Какие особенности светового и цветового решений мы можем выделить?
Что интересного можно отметить в звуке? Были ли контрапунктные звуки? Насколько музыка соответствовала изображению?
Каков монтажный темп? Какие крупные планы были?
Как взаимодействуют кино и литература
Это был личный роман о писателе, который с женой и сыном устраивается зимой смотрителем в отель и начинает потихоньку сходить с ума. У Стивена Кинга главным злодеем был отель, населенный призраками. В конце главный герой, жертвуя собой, спасает жену и ребенка, так как Стивен Кинг рассказывал о своем алкоголизме, который он в итоге поборол. И свои переживания он отразил в завуалированной форме через роман «Сияние».
В любом случае очень интересный опыт — смотреть сначала фильм, а потом читать книгу, или наоборот. Тогда мы можем поставить себя на место режиссера и увидеть, что он оставил из романа, что убрал, а где выразил собственную позицию.
Данила Кузнецов ведет курс «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация». Промокод КИНО20 дает скидку 20% на этот курс.
Смысл фильма что это
Хотя критики считают фильм «Черный клановец» комедией, у зрителей подобный подход порой вызывает недоумение: ведь грустного в фильме куда больше, чем смешного. Но если присмотреться повнимательней к …
«Двойник» Р.Айоади можно смело назвать фильмом-парадоксом. Это артхаус, но артхаус, понятный и интересный даже любителю «мыльных опер». Это очень удачное киновоплощение повести Достоевского, хотя от …
Малобюджетный фильм Ли Уоннелла, прославившегося «Астралом-3» и «Пилой», неожиданно вызвал неподдельный интерес у критиков и зрителей, позволив по-новому взглянуть на наболевший вопрос взаимоотношени…
Может ли фильм, в котором гибнет ребенок, производить на редкость светлое впечатление? Если речь идет о «Мосте в Терабитию», то ответ будет утвердительным, хотя еще критики одноименной повести К.Пате…
Драма Джеффа Николса «Укрытие»/ Take Shelter (2011) — кино о том, как непросто быть пророком. Или все-таки безумцем? Статичный, напряженный фильм скорее для любителей психологических историй со см…
«Много смысла» — проект о семиотике массовой культуры. Мы предлагаем свою интерпретацию смысла популярных фильмов, клипов и текстов песен. Материалы сайта защищены авторским правом. Копирование и использование контента допускается только с указанием ссылки на источник. © 2015-2019 Много смысла
Фильмы, меняющие сознание, мировоззрение и жизнь
Хорошее кино после просмотра не оставляет нас прежними. Но есть фильмы, особенно воздействующие на сознание. Они охватывают монументальные темы и поднимают острые вопросы, подталкивающие к новому взгляду на жизнь и расширяющие сознание.
В нашей подборке кинокартины, которые охватывают темы природы реальности, пробуждения, просветления, духовности или философски исследуют тайны Вселенной.
«Платформа»: общество в миниатюре и путешествие внутрь себя
Платформа / El hoyo (2019)
Рейтинг IMDb: 7; Кинопоиска: 7,1
Фильм-антиутопия, который вписывается в основные ключи минималистской научной фантастики, порадует ценителей жанра, а также темы сверхпотребления и классовости общества. Главным герой – мужчина по имени Горенг. Он находится в тюремной.
Платформа / El hoyo (2019)
Рейтинг IMDb: 7; Кинопоиска: 7,1
Фильм-антиутопия, который вписывается в основные ключи минималистской научной фантастики, порадует ценителей жанра, а также темы сверхпотребления и классовости общества. Главным герой – мужчина по имени Горенг. Он находится в тюремной системе с вертикальным расположением камер. На каждом уровне по два заключённых, и никто не знает, сколько камер на самом деле. Единственное, что здесь имеет значение, это еда, которая спускается на платформе сверху. Если бы все потребляли, сколько им необходимо, никто бы не голодал. Но верхние переедают, поэтому чем ниже уровень, тем меньше шансы на выживание.
Многие критики назвали «Платформу» зеркалом нашего мира и метафорой современного общества. Фильм представляет различные реакции человечества на бедствия и проблемы, какими бы они ни были, чтобы зритель также задался вопросом и поразмышлял о том, как бы он предпочёл поступить в подобном конфликте. Помочь ближнему, выжить самому, пройти мимо?
Смысл фильма «Лучшее предложение»
Критики много писали об этом фильме, единодушно отмечая блестящую игру Д.Раша и великолепный визуальный ряд, но по всем остальным пунктам мнения были разноречивы. Одни сочли «Лучшее предложение» триллером в традициях Хичкока, хотя от триллера здесь только предчувствие катастрофы, и то сбывающееся лишь частично: главный герой не погибает.
Другие сочли фильм Торнаторе размышлением о роли искусства в человеческой жизни. Основания для такого подхода есть, и все же «Лучшее предложение» — фильм не о живописи. Его главная тема — подлинные ценности, придающие смысл нашему бытию, а своеобразие сюжета тесно связано с необычной личностью главного героя — очень немолодого, очень состоятельного и очень одинокого аукциониста Вёрджила Олдмана.
Человек в футляре
Чеховский герой, панически боявшийся жизни, приходит на ум при виде Олдмана не случайно. Конечно, внешне бедному чеховскому провинциалу далеко до лощеного европейского джентльмена, но суть у них одна. Оба прячущиеся, как улитка в свой домик, асексуалы, и не случайно имя героя Вёрджил созвучно с Вёрджин — девственник. Олдман всячески отгораживается от мира: он не только никого не зовет в свой роскошный дом, но и никогда не снимает перчаток, создавая барьер между собой и миром даже на тактильном уровне. Есть только два места, где он чувствует себя полностью комфортно и в своей стихии: его аукцион и его домашняя галерея.
Галерея Олдмана такая же странная, как и он сам. Во-первых, она спрятана в недрах его квартиры, и в ней никто никогда не бывает, кроме хозяина. Вместо того, чтобы радовать людей, прекрасные картины томятся взаперти. Во-вторых, коллекция картин отличается известной односторонностью: в ней представлены исключительно портреты молодых и красивых женщин, правда, принадлежащие лучшим художникам всех эпох.
Подбор картин многое объясняет в личности коллекционера. В данном случае зритель понимает, что Вёрджил собирает картины не ради любви к искусству: эта галерея и есть его личная жизнь, а красавицы на портретах заменяют настоящих женщин из плоти и крови. Как признается Олдман в разговоре с Робертом, почитание женщин уживалось в нем со страхом перед ними и неумением их разгадать. Иными словами, представительницы противоположного пола для него — малопонятные существа, и он или идеализирует их, мечтая о прекрасных дамах на портретах, или вообще не видит в них женщин — пока в его жизни не появляется Клэр Иббетсон.
В чем смысл поведения Клэр?
Загадочная незнакомка врывается в устоявшуюся и защищенную жизнь аукциониста сначала как плачущий голос в телефонной трубке, потом — как невидимая хозяйка виллы, и ее поведение сбивает с толку не только Олдмана, но и зрителя.
На первый взгляд, Клэр действует нелогично: например, заставляет Вёрджила, первый раз пришедшего на виллу, стоять под дождем перед запертыми воротами. Но на самом деле поведение мисс Иббетсон не просто продумано, а представляет собой эталонную иллюстрацию манипулятивной техники «эмоциональные качели».
Суть этой техники заключается в том, что объект манипуляций то ласкают и приближают, то оскорбляют и отталкивают, а основная ее цель — банальный «развод на эмоции». Клэр нужно вытащить Вёрджила из его футляра, лишить психологического равновесия, и потому она то льстит («Отец сказал, что Вёрджил Олдман — лучший»), то огорашивает запертыми воротами; то говорит, что у них много общего, то внезапно оскорбляет его из-за крашеных волос; то вручает ключи от виллы, то меняет замки.
Когда Вёрджил впервые в жизни приходит на ее день рождения с букетом цветов, Клэр вместо благодарности кричит и обвиняет в обмане, и т.д. Плюс немного игры в прятки и «битья на жалость» — и Олдман перестает контролировать ситуацию: незаметно для себя он полностью втянулся в чужой сценарий.
Почему главный герой так неосмотрителен?
Некоторые зрители задают логичный вопрос: почему такой опытный в бизнесе человек не нанял детектива, чтобы разобраться, что представляет из себя загадочная мисс Иббетсон? Ведь в делах Вёрджил, в отличие от личной жизни, отнюдь не неофит.
Дело в том, что, как ни странно, седой аукционист в чем-то подросток. Он не знает ни реальной любви, ни психологии женщин, томится желанием, подглядывает, советуется с друзьями, грезит о нарисованных красавицах.
С другой стороны, подросток — еще наполовину ребенок, верящий в сказки. Клэр предлагает влюбившемуся Вёрджилу сыграть роль сказочного принца, который снимает злые чары с заколдованной принцессы, не смеющей выйти на улицу. Эта роль очень по душе аукционисту: она сильно облагораживает неаппетитную ситуацию, в которой старик связался с молодой девицей. А в сказке детективам не место. Какие детективы: простая мысль, что чувства бывают поддельными, и та доходит до влюбленного Олдмана с большим трудом.
Неудивительно, что когда Олдман не просто обнаруживает, что вся его коллекция исчезла, но и понимает, что его ограбили «любимая женщина» и «друг», он едва не умирает в прямом смысле слова.
В чем смысл образа Роберта?
Хотя фильм не дает точного ответа на вопрос, кто придумал хитрый план, призванный лишить Вёрджила его сокровищ, нет сомнений, что к нему приложил руку Роберт — молодой механик, которого аукционист считал считал своим другом. Роберт — живая противоположность Олдману, и не только в плане возраста. Олдман убегает от мира, Роберт неразрывно с ним связан. Олдман не знает женщин, Роберт им нравится и легко завязывает отношения.
И, главное, если для Олдмана подлинную жизнь заменяет искусство, то для Роберта жизнь и искусство неразделимы: он из своей биографии успешно делает авантюрный роман. Роберт — воплощение прагматичного, реалистичного и творческого подхода к жизни, вот только таланты у него слишком разносторонние.
В чем смысл андроида?
Во время первого посещения виллы Клэр Вёрджил находит странную деталь, оказавшуюся элементом андроида — старинного автомата, имитирующего человека. Поскольку практически весь фильм Вёрджил приносит Роберту части этого автомата, а потом готовый андроид аукционист обнаруживает в пустой галерее, очевидно, что эта линия сюжета заслуживает отдельного рассмотрения.
Прежде всего, андроид — часть игры Клэр и Роберта с аукционистом, своеобразный паззл, смысл которого станет ясен лишь тогда, когда все элементы встанут на свои места. При этом, поскольку Вёрджил постоянно приносит Роберту новые детали, это помогает последнему контролировать жертву: андроид является еще и способом поддержания регулярных контактов.
И, наконец, это утонченная насмешка над Олдманом, полагавшим, что в каждой подделке есть доля подлинности. Ему показывают механическое чучело, давая понять, что эта подделка так же мало похожа на живого человека, как и он сам.
Кстати, издевкой является и возвращение портрета женщины, похожей на Клэр. Олдману как бы говорят: возвращайся в свой мир иллюзий и живи с картиной, реальной женщины ты не достоин.
Почему Олдман не заявил в полицию?
Ответ на этот вопрос прост: потому что любил. Клэр — и первая, и последняя, и единственная любовь Олдмана. Благодаря ей главный герой — пусть с чудовищным опозданием — наконец понял, что является самым важным и самым ценным в жизни.
В чем смысл финальной сцены?
В финале мы видим героя, ждущего Клэр за столиком пражского ресторана, о котором она ему когда-то рассказывала. Огромное количество часов в интерьере — символ ушедшего безвозвратно времени, впустую потраченного главным героем. Все время, которое мы проживаем без любви, спрятавшись в скорлупе эгоизма, мы проживаем напрасно. Но Вёрджил, полюбив, стал другим человеком, и его жизнь обрела смысл.
В чем смысл названия?
В названии фильма обыгрывается один из аукционных терминов, причем дважды: сперва помощник Вёрджила в ответ на его вопрос, каково это — жить в браке, отвечает, что это все равно как участвовать в аукционе и никогда не знать, твое ли предложение лучшее. Позднее Роберт иронически замечает, что если бы любовь была искусством, то ее можно было бы выставить на аукционе и пережить величайшую любовную историю, сделав лучшее предложение. Но жизнь — не аукцион, а любовь — тем более. Таким образом, название носит иронический характер.
В чем главная идея фильма?
Разумеется, одна из главных идей фильма заключается в том, что только любовь и другие чувства придают нашему бытию полноту и осмысленность, но существует и иной смысловой пласт. Как говорит Д.Быков в своем стихотворении «Жизнь выше литературы»: «Искусство – род сухофрукта, ужатый вес и объём, потребный только тому, кто не видел фрукта живьём». Вне сомнения, знай создатель «Лучшего предложения» эти строки, он с ними бы согласился. Искусство прекрасно, но ему никогда не сравниться с реальной жизнью. И потому страдания для Вёрджила лучше, чем прозябание в футляре: он наконец-то начал жить.