смысл джона уика в чем
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Джон Уик 3 — постнеклассический герой. Обзор фильма
В третьей части франшизы «Джон Уик» в действиях персонажей появилась интересная особенность: герои стали игнорировать законы мира, в котором они действуют. И речь не о том, что Джон Уик перестал падать под ударами пуль и не о каких-то фантастических допущениях, а о нарушении норм поведения, принятых в изображенном преступном мире.
В первой части фильма нам дали понять, что у профессиональных убийц есть свой кодекс и показали, что бывает с теми, кто его нарушает. Однако, уже в завязке второй части Джон Уик не считает зазорным отказаться от выполнения когда-то данной клятвы, даже скреплённой кровью. За это босс Каморры разрушает его дом, и формально он совершенно прав. Но зрители разумеется, будут на стороне Уика, ведь он потерял всё, он хотел начать новую жизнь, уйти на пенсию, а ему не дали. Так, умело расставляя акценты, режиссер подсказывает нам, кого в фильме нужно считать хорошим, а кого плохим. И таким образом, фильм ненавязчиво подводит нас к идее о допустимости нарушения своих обязательств.
Персонажи неоднократно говорят о необходимости выполнения правил.
«Без них мы бы стали животными»
Но делается это не потому, что создатели фильма считают зрителя тупым, а чтобы подчеркнуть тот вектор, в котором идет развитие идеи фильма. И этот вектор приводит нас к полному пренебрежению правилами в третьей части. На это обратил внимание автор канала Кинокритика Илья Бунин.
«То в отеле убивать нельзя, то вдруг становится можно … Герои клянутся друг другу в верности, а в следующей сцене кладут болт на обещания. …»
«Принципы кодекса убийц, … теперь не работают»
На самом деле, всё пошло именно так, как того требует логика развития образа героя в контексте изменений, происходящих в нашей культуре. Эту логику мы сейчас и разберем.
Криминальные персонажи
Наверняка вы задумывались о том, почему в 20-м веке стали популярными криминальные персонажи. Почему вдруг стал «романтизироваться» образ преступника? Вспомним трилогию «Крёстный отец» и другие криминальные драмы. Почему мы сочувствуем таким персонажам как дон Корлеоне и восхищаемся ими?
Главная причина в том, что они действуют по законам чести и вершат справедливость, пусть и противозаконными способами. Мы живем со сложившимся стереотипом, что от служителей закона справедливости не добиться, что законодательная и исполнительная власть полностью коррумпированы. Поэтому неудивительно, что люди начинают искать справедливость «на темной стороне». Предполагая, что там понятие чести еще что-то да значит.
Нас привлекают те люди, которые следуют определенным принципам и не изменяют им. Поэтому мы готовы сопереживать даже преступнику, если видим в нём человека с чёткой жизненной позицией, со своего рода идеалами.
Типы героя
Так в культуре происходит изменение образа героя. Классического героя сменяет неклассический.
Классический герой – стоит на службе общества, чтит закон и порядок. Защищает «светлую» сторону «светлыми» методами от вторжения «темной» стороны. (Под светлой стороной мы будем подразумевать общепринятые социальные нормы, а под тёмной – модели поведения, не вписывающиеся в нормы общества).
При этом «темная» сторона и ее представители рассматриваются как полное отрицание всего того, что есть на светлой. Всё, что есть на тёмной стороне – неприемлемо и должно быть либо уничтожено, либо полностью отгорожено.
По мере ослабления в нашем обществе традиционных норм возникает неклассический тип героя.
Этот герой может стоять на светлой стороне, но действовать тёмными методами. К такому типу относятся: «Великий уравнитель», Бэтмен и другие «законопослушные граждане», использующие для достижения справедливости незаконные приёмы.
Неклассический герой может быть и представителем «темной стороны». Он будет преследовать личные интересы, но при этом будет уважать правила той группы, к которой он принадлежит. К таким героям относятся персонажи типа дона Корлеоне и Джон Уик первой части. Наверняка Джон Уик заработал себе уважение не только мастерством киллера, но и своим благородством, следованием законам чести.
К неклассическим героям с темной стороны можно отнести и маньяков-интеллектуалов типа Ганнибала Лектера. Хотя Лектер совершенно асоциален, у него тоже есть свои четкие принципы, которым он неизменно следует.
Таким образом, неклассический тип героя возникает из отрицания светлой стороны за счет признания тёмной. Но героям классического и неклассического типов свойственна одна общая черта — это уважение правил. На какой бы стороне не находился герой, те принципы, которым он следует, только они и делают его героем.
Однако, у любых законов и правил есть одна очень неудобная особенность: они ограничивают волю индивида. Дело в том, что закон и правила – это нечто всеобщее, чему единичное должно подчиняться, а это неизбежно означает ущемление индивидуальных прав. Наше же общество движется в направлении того, чтобы сделать интересы индивида безусловной ценностью. И в таких условиях неизбежно должен возникнуть новый, постнеклассический тип героя: герой, который игнорирует правила.
Схватка
Все эти три типа героев практически в рафинированном виде показаны в замечательном фильме «Схватка» 1995 года.
Здесь лейтенант полиции Винсент Ханна, возглавляющий отдел убийств, в исполнении Аль Пачино – это классический герой. Он стоит на службе государства, следит за порядком и следует букве закона.
Его противник, Нил Макколи, глава преступной группы, в исполнении Роберта де Ниро, хоть и является антагонистом, но его очень сложно назвать отрицательным героем, настолько он симпатичен зрителю. Хотя он и преступник, нарушающий законы государства, он подчиняется законам преступного мира и своим собственным жестким принципам, которым следует до самого конца, чем и заслуживает наше восхищение. К тому же, для членов своей банды он является чуть ли не отцом, решающим проблемы их личной жизни. То есть, хотя он и преследует свои личные интересы, ему не чужда и забота о своих соратниках.
Режиссер убедительно демонстрирует нам похожесть этих двух людей, находящихся по разные стороны баррикад. Их различает то, что один служит интересам общества, а другой – своим собственным интересам. Но их объединяет то, что в своем служении они руководствуются правилами.
Настоящим отрицательным персонажем в фильме является случайный член банды Макколи рецидивист Уэйнгро. Характерной особенностью этого персонажа является то, что он не подчиняется никаким законам и авторитетам. Это самый настоящий отморозок, которому чужды вообще любые представления о чести, гуманности и пр.
В «Схватке» он показан как однозначно отрицательный герой. Но по сути персонаж Уэйнгро — это зарождение постнеклассического героя. Пока в обществе еще сильны представления о традиционной морали и желание упорядочить жизнь с помощью четких правил, такой герой будет неизбежно видеться отрицательным. Однако со временем в кино будут появляться персонажи, в которых индивидуализм и пренебрежение правилами станут чем-то само собой разумеющимся.
Примеры постнеклассического героя
Сейчас постнеклассический герой может условно принадлежать светлой или темной стороне (в зависимости от предпочтений режиссера и расставленных им акцентов). Но вектор его развития стремится к тому, чтобы не принадлежать вообще никакой стороне. Постнеклассический герой – это крайний индивидуалист, не признающий никакой субординации, идущий против господствующей идеологии и преследующий исключительно свои личные интересы, которые в зависимости от ситуации могут пересекаться с интересами других личностей или социальных групп.
Конечно, показать такого героя в чистом виде довольно сложно, общество еще к этому не готово. Поэтому пока что мы видим проявления только отдельных черт героя нового типа.
Именно черты постнеклассического героя проявляются в Сойке-Пересмешнице, когда она отказывается подчиняться начальству, у Мстителей, когда они игнорируют приказы руководства. Неслучайно в большинстве современных фильмов те, кто занимают руководящие посты, т.е. олицетворяют закон и правила, изображаются круглыми идиотами. Так нам показывают, что в наше время закон и правила уже не работают, и поэтому кстати нужно полагаться не на разум, а на чувства.
Пример постнеклассических героев, условно принадлежащих тёмной стороне – это Прирожденные убийцы, Джокер, Антон Чигур и — Джон Уик из третьей части.
Джон Уик 3
В третьем фильме мы воочию наблюдаем то, как идея нарушения правил движется к своему апогею. Здесь вероломство подстерегает зрителя на каждом шагу. Когда герой обещает помощь или клянется в верности, мы совершенно не можем быть уверенными, делает он это искренне или же ради своей выгоды. Каждый раз, когда нам кажется, что между персонажами возникает сочувствие или когда нам кажется, что они проявляют благородство, создатели фильма разрушают это впечатление. Это ироничное обесценивание любых общечеловеческих норм.
Поэтому, если в следующем фильме окажется, что отрубание пальца с обручальным кольцом было лишь тактическим ходом, мы не должны удивляться. Именно так и должен действовать постнеклассический герой. Когда нужно, нарушать клятву, а когда нужно – требовать от других ее исполнения.
Постнеклассический герой – это не просто борец с системой. Это борец с системностью. Показательно, что в третьей части антагонистом Уика и главным злодеем в глазах зрителя становится судья — персонаж, олицетворяющий закон — признак системности.
В этой серии фильмов мы видим, как герой нового типа утверждает себя через логическое отрицание предыдущих ступеней развития. Первое отрицание – это отрицание законов общества, переход на сторону преступного мира. Второе отрицание – это отрицание законов преступного мира (то есть, отрицание законов вообще любых социальных групп) и переход к утверждению своей личной, ни от кого не зависящей воли.
Некоторые видят в постнеклассическом герое ницшеанского сверхчеловека.
На этот счет можно заметить, что понятие сверхчеловека целиком зависит от понятия человека. А судя по тому, что наши просвещенные современники постоянно недоумевают по поводу того, что же такое человек, то и в понимании сверхчеловека легко могут возникнуть заблуждения.
Пока что мы видим, что сверхчеловека пытаются вывести исключительно за счет отрицания предыдущих духовных и нравственных достижений, и результаты получаются крайне нестабильными – от героев-отморозков до супергероев-инфантилов.
Что же касается Джона Уика, то, если этот персонаж будет продолжать следовать логике развития постнеклассического героя, то он неизбежно должен будет перейти от отрицания социальных норм к отрицанию и преодолению законов физики, что уже отчасти и произошло. Так что, запасаемся попкорном и следим за развитием ситуации.
Экскомьюникадо по жизни. Рецензия на «Джон Уик 3»
Начинается третий «Джон Уик» как надо — с умопомрачительной 30-минутной бойни в залитом неоном и дождем Нью-Йорке. Сначала — драка в городской библиотеке, буквально на книжках — главной звездой эпизода оказывается томик «Русских народных сказок» Афанасьева. Потом — в какой-то подсобке на ножах (это лучшая схватка за три фильма), в финале — погоня на лошади против мотоциклов, чуть менее впечатляющая, но тоже эффектная. Хочется, чтобы так продолжалось все два часа, но «Джон Уик» после мощного вступления резко бьет по тормозам. Впереди зрителя ждет еще немало экшена, но становится понятно, что у авторов фильма несколько иные планы.
Новая картина — пожалуй, самая разговорная и осмысленная из трех. Невероятные перестрелки и драки все еще занимают главенствующее место, но начинаешь замечать, что их обрамление стало намного мудренее и запутаннее. Теперь Уик напрямую сталкивается с «Правлением кланов» в лице немногословной судьи, которую играет Азия Диллон из «Оранжевого — хита сезона» и «Миллиардов». В сюжет вплетаются несколько новых колоритных персонажей. Лучшая здесь — пожилая, но все еще великая Анжелика Хьюстон в роли демонического балетмейстера. А главное, зритель узнает новые подробности не только о личной жизни Уика (он оказывается беларусом), но и об устройстве мира, в котором живет герой. Например — тут без особых спойлеров — мы узнаем о существовании более могущественных органов власти; и о том, что несмотря на четкие правила устройства подпольного мира киллеров, с местными головорезами тоже можно договориться. И еще много раз убеждаемся, что Уик — реальная суперзвезда своего ремесла, а хорошие наемные убийцы по-прежнему души не чают в собаках (тут замешана Хэлли Берри).
Дополнительная детализация сурового мира «Джона Уика» объясняется легко. «Джон Уик» — это уже не просто увлекательная «бэха» в любимом жанре эпохи VHS — «докопались идиоты до интеллигентного мужчины». Прием «Киану Ривз убивает за 2 часа тысячу человек» отлично работал в первой картине, от которой вообще мало чего ждали; неплохо сработал и во второй. Но к третьему фильму формула нуждалась в новых переменных. Так появились новые детали, мир стал подробнее, а конфликты начали выстраиваться и за пределами драк — то, чему в прошлых фильмах уделялось не так много времени. Это уже не такой прямолинейный аттракцион, как первые два. Хотя, конечно, назвать это кино умным до сих пор язык не поворачивается.
Все эти сдвиги в философии фильма означают только одно — «Джон Уик» окончательно превратился во франшизу. Поэтому сценаристы так усердно стараются между шумными драками, кастинг-директора наводняют фильм звездами, а режиссер Стахелски (бывший каскадер, если кто-то еще не знает) с каждым фильмом все лучше и лучше выстраивает разговорные сцены. Все это воспринимается одновременно и как хороший задел на будущее (клубка взаимоотношений даже основных персонажей хватит еще на пару фильмов), и как желание постелить соломку — например, на тот случай, если Ривзу вдруг надоест этот образ. Впрочем, судя по третьему фильму, пока не надоел.
Немного о символах и образах, которые используются в фильмах «Джон Уик»
Недавно состоялась премьера третьего фильма из франшизы «Джон Уика». Режиссеру Чаду Стахелски удалось ещё больше расширить лор своей киновселенной, добавить символов и значений, о которых и хочется сегодня поговорить. Список не полный, так что кто вспомнит ещё датели – пишите в комментариях!
Это условное название альтернативной реальности, в которой происходит действия всех трех фильмов.
До событий первого фильма Джон Уик покинул это “подземное царство” ради любимой женщины, но когда последний символ их любви был разрушен – герой снова готов спуститься в символический эквивалент ада. Некоторые персонажи в диалогах говорят, что покинуть это место второй раз – невозможно.
Криминальным миром вселенной «Джона Уика» управляет организация под названием «Высокий стол» – она состоит из 12 семей и управляется Старейшиной. Считается высшим авторитетом и вершиной в иерархической лестнице подземного мира. Подобный символ не только отсылает к тайной вечере (сравнение бросается в глаза), но также напоминает легенды о рыцарях короля Артура.
Это символ порядка, правил и традиций, которые необходимо беспрекословно выполнять, чтобы всё общество не развалилось на множество враждующих группировок. Как и золотые монеты – это компромисс, на который все вынуждены идти.
Золотые монеты
Денежная единица, которую используют убийцы в “подземном” мире. У монет нет постоянного курса, их значимость варьируется в зависимости от товара или услуги. Возможно, ценность монеты определяется авторитетом её владельца, а не фиксируемой денежной ценностью.
По словам одного из персонажей, золотые монеты – это физическое проявление общественного договора, который заключают все члены криминального синдиката. Все монеты производятся в Монетном Дворе, который находится в Марокко.
«Континенталь»
Прозвище Джона Уика. В современном представлении, Баба-яга не только старуха-волшебница, но проводник душ умерших в потусторонний мир – одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых. Её образ связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир.
Жена, собака, машина
Прощальный подарок Елены – это символ любви, который дал возможность Джону горевать не в одиночестве. Это последний атрибут его мирной жизни, после разрушения которого персонаж Киану Ривза пытается заполнить экзистенциальную пустоту с помощью мести.
“Когда Елена умерла – я потерял все. До тех пор, пока мне не привезли эту собаку. Прощальный подарок моей жены. И в этот момент я ощутил подобие надежды, возможность горевать не в одиночестве. А твой сын отнял это у меня. Украл это у меня. Уничтожил всё это. Все спрашивали – вернулся ли я, но у меня не было четкого ответа. А теперь, кажется, да, я вернулся.”
Собака – это священное животное древнегреческой богини Гекаты, одной из хтонических богов царства Аида, воплощение ужаса ночи. Она выглядит как бледная женщина с черными волосами, которая выходит по ночам на охоту в сопровождении адских псов. В жертву богине, между прочим, приносили именно щенков. Геката – это темная сторона Джона Уика.Машина
Кроме того, угнанный в первой части Иосифом Тарасовым «Мустанг» оказывается важен не из-за его привязанности к нему главного героя, а из-за фотографии покойной жены Уика, которая хранится в бардачке машины. На протяжении всего первого акта Уик время от времени прикасается к оставленным любимой вещам, пересматривает старые видео и сосредоточенно вглядывается в фотографии. Потерял собаку, потерял машину – и остался один на один с саморазрушающей скорбью и жаждой мести.
Татуировки
На спине главного героя можно увидеть надпись: Fortis Fortuna Adiuvat – «фортуна любит смелых». В некоторых статьях можно найти объяснение, что эта цитата является девизом 3-го морского батальона USA, но Джон Уик никогда не служил в морском флоте. На самом деле – это пословица о языческой богине Фортуне, а значит татуировки носят не христианский, а языческий характер.
Эта пословица считалась древней даже в дохристианские времена Цезаря и если пытаться её перевести, то больше подходит вариант “Фортуна спасет только сильных” – спасет только тех, кто готов бороться ради спасения. Воины древнего Рима молят богиню об удаче и надеются избежать её гнева, поскольку только она контролирует судьбу, решает, кто будет жить, а кто умрет.
Надпись изображена выше татуировки “руки, скрещенные в молитве” – согласно геральдике размещения символов это значит, что надпись превосходит рисунок; но значение неизменно: руки умоляют судьбу, Фортуну, смилостивиться и изменить правила игры, позволить Джону покинуть подземный мир.
Татуировка креста сделана когда Джон Уик был частью русского мафиозного клана (об этом мы узнаем в третьей части) – вместе они символизируют человека, который верит только в Удачу.
Клятва крови / Маркер
В подземном царстве есть два нерушимых правила: не убивать в отеле «Континенталь» и всегда платить по долгу крови. Чтобы покинуть подземный мир и жить счастливо с Еленой, Джон Уик должен был выполнить невозможное задание от Вигго Тарасова, которое сделало его одним из главных криминальных авторитетов Нью-Йорка.
За помощью Уик обратился к Сантино Д`Антонио – тот вынудил его принести клятву крови. В будущем, Сантино мог обратиться к Джону за услугой и тот не имел права ему отказать. При совершении клятвы, человек оставляет отпечаток большого пальца в правой половине круглого устройства, называемого маркером. Вторая и третья часть фильма посвящены нарушению Джоном этих двух правил.
Страница Типа Кино в Telegram
О чем фильм «Джон Уик»
«Джон Уик» — режиссёрский дебют Чада Стахелски и Дэвида Литча, которые ранее специализировались в основном на каскадёрской деятельности и постановке трюков. Этот фильм стал открытием две тысячи четырнадцатого года, произвёл фурор и моментально завоевал армию фанатов, положив начало потрясающей франшизе с шикарными боями, впечатляющими перестрелками и сильным главным героем. Несмотря на кажущуюся поверхностность и акцент на физическом взаимодействии, кинокартина не так проста для интерпретации.
О чём
На протяжении многих лет Джон Уик работал личным киллером на Вигго Тарасова, главу преступного синдиката. Про целеустремлённость и силу воли Джона слагали легенды, а из-за пугающей хладнокровности и убийственного профессионализма называли Бабой-Ягой — словно сказочное чудище, он появлялся из теней и забирал чужие жизни, и никто не мог его остановить. Но все чувства в этом человеке были возведены в степень — ярость, ненависть, любовь. Встретив свою будущую жену, он решил покинуть грязный бизнес и стать мирным человеком и, чтобы его отпустили без войны и не преследовали, отправился на смертельное задание. И вернулся живым.
Счастье долго не продлилось. Элена, его жена, заболела и скоропостижно скончалась, её посмертным подарком стал щенок, к которому Джон сильно привязался. День за днём он проводил или в своём доме, отгородившись от внешнего мира, или в машине, разъезжая по городу и предаваясь воспоминаниям, пока однажды на заправке не столкнулся с тремя незнакомыми парнями. Им понравился раритетный Форд, и они потребовали его продать, но получили резкий отказ. Тем же вечером отчаянная троица вламывается в дом к Джону, убивает его собаку и угоняет машину. Непростительная ошибка.
Объяснение смысла
Казалось бы, какой глубокий смысл можно отыскать в кинокартине, в которой основное время отдано перестрелкам и дракам? Но фильм «Джон Уик» приятно удивит вас.
Неумолимое возмездие
Главный герой выполняет две функции. Он показывается очень человечным — персонажем, который вызывает симпатию и сочувствие. Личностью с большой буквы, воплощающей в себе те качества, что обычно приписывают сугубо положительным героям. И здесь начинается противоречие. Он убийца. Киллер. Без угрызений совести выполнял заказы быстро и чётко. Так почему он всё равно привлекает зрителя? Ответ прост — в игру вступает вторая функция. Персонаж Джона Уика — это образ беспощадной Немезиды, символ того, что за преступлением обязательно последует наказание и справедливость восторжествует.
Сила любви и месть исцеляющая
В редких случаях месть действительно приносит облегчение, помогает справиться с потерей, выплеснуть гнев — быстрее пройти все стадии горя. И Джону Уику возмездие принесло утешение. Черпающий невероятную силу в любви к своей умершей жене, он с каждым выстрелом исцелялся.
Чем заканчивается
Вигго назначает награду в два миллиона долларов за голову Джона и удваивает её для наёмников, которые рискнут своей репутацией в преступном мире и нарушат запрет убивать в стенах отеля «Континенталь» — особого заведения, обслуживающего самых высококлассных киллеров. Джон идёт по следу и уничтожает хранилище Вигго, спрятанное в церкви, сжигает все деньги и ценный компромат на важных людей. Несколько раз его спасает хороший друг — Маркус, снайперским выстрелом убивая подбирающихся со спины врагов.
В конце противостояния сам Вигго, оказавшись лицом к лицу с Джоном, рассказывает ему, где прячет своего сына, но не отступает и не смиряется, а тоже решает отомстить. Осведомитель доносит ему, что Джону помогал Маркус, и последнего похищают, жестоко пытают и казнят. Джон, взбешённый убийством друга, возвращается — в финальной сцене он убивает Вигго и отправляется в ветеринарную клинику, чтобы обработать свои раны, и выходит оттуда уже не один, а со щенком питбуля.
Ярость выплеснулась, гром прогремел, и буря улеглась. Миссия Джона Уика завершилась, и он может начать переписывать свою историю с чистого листа. Весь фильм — это жестокая и кровавая метафора очищения и искупления грехов. Лишь в конце пути откроется дверь в новую жизнь.














