смм менеджер в киберспорте что это такое простыми словами
СММ в киберспорте. Мертв или всё еще в зачатии?
Для начала хочу сделать ремарку, этот бложек просто инструмент передачи очень важной информации, которую вам никогда никто не будет говорить, просто потому, что это не в чьих либо интересах. Никаких преувеличений, никаких преуменьшений. Сухие аргументы. Я бы запостил его на другом сайте, но вся суть в том, что для киберспорта нет просто нейтральной площадки, где модерация позволит пройти материалу.
P.S. Текст не писался в один присест, без правок ошибок, без картиночек, возможно будет сумбур для глаз, за что дико извиняюсь.
Преамбула 2.0
Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие.
Преамбула 3.0
Чтобы читателю было проще читать мнение «хера-с-горы» следует представится, но не самому, а представлю мой опыт: Таргетинг, СММ, рерайт, гострайт, копирайт, книжечки по НЛП. (Ставлю почку Вилата, что вы хоть раз попадали на любой пост в вк написанный мной в том числе не связанный с киберспортом.) Вообще, если не поняли ни слова, и вы просто фан игрулек, то лучше закрывать материал и не травмировать психику. Но если вы хоть как-то связанны с киберспортом все же почитайте.
Введение (проблема)
Мне уже лень кого-то упрекать в чем-либо точечно, поэтому пройдемся массово, хоть и пострадает качество выборки и специфичные косяки.
В киберспорте нет СММа. В киберспорте есть ведение соц. сетей, которое почему-то кличат ньюсмейкингом, (которое, кстати, вообще нулево ценится, но так же с простейшими тз, от которых можно пробить лицо ладонью) и реклама.
Разбор №1
Сама стезя СММа, как бы это проще выразить, это внебрачный сын рекламы, пропаганды, лоббирования и прочих ниточек. Просто с использованием интернета, а точнее соц. сетей. Как бы это еще точнее сказать. Маркетинг, а точнее навязываение услуги, и сама суть власти идут рука об руку с древних времен. Поэтому не стоит удивлятся таким ненатуральным вещам типа патриотизма (симулякра инстинкта защиты своего дома и соц.чувство, которое так абузят политики). (надеюсь меня не посадят)
Короче, еще проще говоря, суть СММ в киберспорте должна была быть манипулированием на вашей любви к игре, игрокам, тэгу. Если говорить вообще честно, это как друг, который кентуется с вами, в первую очередь ради того, чтобы что-то с вас поиметь или обменяться с вами чем-то. И он должен быть убедителен, чтобы не оказать на оценку мнения негативный эффект. Но что Вы в итоге видите? Картиночки для ЦА ниже 13 лет, которые всё еще рофлят с паджиков в мид, косплей с сисечками, недо-новости с инфоповодом на пол шишечки занимают 99% пространства при 100% палевной рекламе. Всё, чтобы вы просто увидели в который раз название паблика в своем ньюсфиде.
Вы, наверно, знаете, что деловым дядькам пока нет резона вкладывать в среднячков тир 2 типа. Но тут чистая ирония. Заколючается она в том, что если бы лидеры проектов поняли, что их ца и их спонсорам нужны разные виды ведения, они бы в разы больше «срубили» (речь не только о деньгах) на ца и прийдя с этим отчетом к потенциальным спонсорам. Получали бы более сочные контракты, но сори. А пока тир 2 лезут в «деловую» шкуру они лузают и аудиторию и накладывают на себя ответсвенность.
Тут еще одна ремарочка, есть пара проектов, которые таки при лоу подписоте делают неплохой стаф и ориджинал контент, заманивание на ютуб, твиттор, новости, игра на инфоповодах и прочее. И тот факт, что одного автора взяли на топ новостную площадку как бы намекает.
Флешбек №1
Изначально этот бложик был с целью высмеять одну оргу, которая в твитторе на страницах игроков писала одну и ту же рекламу, и офк Вилат над ними поржал, а они лишь сказали рофельное спасибо за «пиар» (типо всё ок так и задумывалось) и тут я хотел сделать акцент мол, какие ретарды будут видет фри пиар в ретвите, где Вас откровенно высмеивают, конверсия ж нулевая (если не отрицательная). Но я забил. Так как повод так себе и грех смеяться.
Новая Эра?
Здесь должен быть вывод или прочее заключительное, типо шотаута, но лично я пишу этот блог по ночам, дабы максимально абстрагироваться от людей и сделать субъективное более объективным. Я искренне надеюсь, что вышеупомянутые люди поймут, что если их критикуют сухо, это не хейт и стоит хотя-бы почитать, а не писать «лениво читать» показывая себя СВЧ, коим и являются многие старожили киберспорта, просто из-за замыленности глаза. Всем мир, ошибки не правил.
БТВ, хотелось бы связать себя с киберспортивной частью, а не накручивать телкам в инстаграм ботов как в 2007 накручивал ютуб, поэтому если вы работадатель, этот текст таки неплохое резюме ( «не ну а чо», надо же как-то снять профит с блога, или я не еврей в конце-концов!)
Кто такой киберспортивный менеджер и чем он занимается? Разбираемся в тонкостях профессии
Анастасия «allestron» Висмут
Менеджер киберспортивной команды — и швец, и жнец, и на дуде игрец. На этом можно было бы закончить обзорную статью одной из самых многогранных профессий в киберспортивной индустрии, однако многим наверняка хочется узнать, какие обязанности должен выполнять хороший сотрудник на этой позиции и почему ему нужно уметь чуть больше, чем очень много.
Что нужно уметь, чтобы стать менеджером киберспортивной команды
В последние годы обидное прозвище «водонос» в адрес менеджеров всех мастей в киберспортивной индустрии звучит все реже. Раньше человек, которого условно называли менеджером, выполнял исключительно бытовые функции: заказать такси, погладить футболку перед LAN, заварить «Доширак» и, разумеется, не забыть о той самой водичке, ведь она редко отлипающим от компьютерного стула юным дарованиям действительно жизненно необходима.
Киберспорт рос и развивался, с ним в ускоренном темпе росли и множились задачи управляющего киберспортивной командой. Сначала добавилось составление расписаний, причем и личных, и командных, потом организации начали брать на себя ответственность за получение виз и других документов, за сбор и оформление которых также во многих случаях отвечает менеджер. Покупка билетов, съем помещений для буткемпов, заселение в отели, составление графика для общения с прессой, контроль медиаактивностей и даже организация командного досуга больше не зависят от геймеров — этими вопросами занимается тот, кому по статусу и должности положено. Впрочем, ответственность за заказ такси и необходимость следить за футболками на LAN тоже никуда не делись — так что тем, кто морально готов выпустить команду на сцену в неглаженом джерси, путь в менеджмент закрыт.
Немаловажным отличием хорошего менеджера от плохого является сила духа и стойкий (в идеале — нордический) характер. Холодность в принятии решений и способность постоять за себя и команду жизненно необходимы в случаях классической «мошны», без которой киберспорт не обходится и в 2021 году.
При этом одного лишь характера, чтобы отстаивать честь и достоинство тега, будет мало. В случае если вашу команду «обидели», нужно не только тараном идти к выгодному для ростера решению, но и не наступать на мины в регламентах киберспортивных соревнований. Некоторые опытные менеджеры настолько виртуозно выполняют свои обязанности, что находят опасные ловушки в документах от турнирных операторов, обезвреживают их и «не смотрят на взрывы», которые устраивают менее внимательные коллеги.
Одна из самых курьезных ситуаций, описывающих тотальную невнимательность менеджеров именитых ростеров, произошла во время Dota Pro Circuit 2021: Season 2 для Европы. Тогда оказалось, что ESL немного изменила регламент, разрешив тренерам общаться с коллективом во время игр, но далеко не все ответственные за документацию люди прочитали письмо от турнирного оператора — и в итоге оказались в заведомо проигрышной ситуации. Так игнорирование рутинных обязанностей привело к скандалу. Менеджер Alliance Мария Гунина, которая все же прочитала об изменениях и сообщила о них команде, даже пошутила на этот счет:
Что должен уметь менеджер по мнению коммьюнити: носить водуЧто должен уметь менеджер на самом деле: читать
В профессии киберспортивного менеджера состава много рутины, и нужно быть готовым к ней. Организаторский талант, коммуникабельность, стрессоустойчивость, навыки тайм-менеджмента, умение анализировать и другие качества должны быть не просто строчкой в резюме — без них вы не преуспеете на этой должности.
Кстати, многие считают, что менеджер в том числе должен быть хорошим психологом, способным услышать киберспортсменов и помочь им разобраться в эмоциях. Возможно, такой подход имеет место в некоторых коллективах, но он не обязателен. Еще в 2018 году бывший менеджер Virtus.pro по Dota 2 Роман Дворянкин отметил: «Менеджер живёт с игроками 150-200 дней в году, но у него есть чёткие указания, что это не его работа — пытаться что-то разрешить. Он им не старший брат и не мама».
Хочется также немного добавить о качествах, которые могут навредить вам в карьере киберспортивного менеджера команды. В первую очередь это конфликтность: скандалы внутри составов случаются регулярно, и порой бывает сложно решать, кто в них прав, а кто виноват. Менеджер должен быть машиной, которая пресекает любые склоки, а не топливом для ссоры.
А какие подводные камни?
Их тоже довольно много. Например, недосып и вечный джетлаг во время международных LAN — с той разницей, что киберспортсмены хоть иногда имеют возможность передохнуть сразу после полета, пока ты носишься по незнакомым локациям, решая организационные вопросы. Есть также необходимость быть профессором прорицания на полставки, чтобы предсказывать риски и изменения на сцене, а также немного освоить профессию чернорабочего, который в нужное время починит засорившуюся канализацию или ликвидирует потоп от кондиционера, потому что мастера до утра не вызвать. Не каждый готов работать руками, но у менеджера команды обычно нет выбора — нужно делать всё.
С развитием осведомленности населения о киберспорте к менеджерам также начали выдвигать требования по медийной активности. Раньше люди этой профессии чаще были в тени, занимались только организационными моментами и не появлялись в инфополе. Да, всегда были яркие звезды в топовых коллективах, чье мнение было весомым, но обычно на их влиятельность напрямую воздействовал тег: всем интересно, что говорит менеджер NAVI и Virtus.pro, но не «водонос» из тир-3 коллектива. Сейчас список спикеров, чьи слова воспринимают всерьез, существенно расширился, и каждая организация уже с тир-2 сцены считает, что менеджер как минимум должен периодически давать комментарии профильным СМИ либо завести группу в Telegram.
Кроме того, порой менеджера загоняют в ситуацию, когда он должен четко разграничить личное и корпоративное. Например, не кикать игроков за день до окончания трансферного окна — это, казалось бы, так легко. Почему же иногда менеджерам приходится принимать такие непопулярные в комьюнити решения? Причины могут быть разными — от плана не дать хорошего игрока конкурентам, но при этом усилить свой состав, до банальных финансовых неурядиц, из-за которых дорогостоящие контракты киберспортивных звезд становятся не по карману организации. Сочувствию игрокам, с которыми вы успели стать друзьями, в такие моменты не место.
Должен ли менеджер разбираться в игре, если управляет составом по Dota 2, LoL, CS:GO или другой дисциплине? Вопрос довольно сложный, так как высокий MMR или знание механик особо влиять не будут, но при этом не иметь ни малейшего представления о том, что происходит на экране геймеров, все же нельзя. Я считаю, что в СНГ менеджер состава (не организации) должен иметь базовые знания о дисциплине, чтобы как минимум понимать логику действий игрока. Стоит отметить, что различные события, которые происходят в игре, тоже нужно принимать во внимание. Например, выход нового патча всегда будет влиять на состав, и расписание активностей будет в том числе зависеть от графика релиза апдейтов.
Как получить необходимые навыки, чтобы стать киберспортивным менеджером
В работе менеджера киберспортивной команды довольно много тонкостей, узнать о которых можно несколькими способами. Чаще всего менеджер — это не первая ступень в карьерной лестнице человека, который попал в индустрию. Либо за плечами у такого сотрудника есть долгие годы игры в какую-либо дисциплину, либо стаж на других должностях, например SMM-специалиста или (в идеале) младшего помощника другого менеджера.
Кроме того, любой менеджер должен накапливать знания путем колоссальной любознательности: любое происшествие в индустрии следует рассмотреть со всех сторон, собрать мнения участников и в голове выстроить план, как вести себя в подобной ситуации, если она произойдет с твоей командой. Хотя наблюдательность не панацея: некоторые шишки все же придется набивать самостоятельно. В профессии менеджера киберспортивной команды пригодятся стрессоустойчивость и способность принимать нестандартные решения в моменте.
Получить навыки киберспортивного менеджера также можно в образовательных учреждениях, которые готовят таких специалистов, — с каждым годом их становится все больше. На хороших курсах вам дадут необходимый теоретический материал и минимальную практическую базу, которой хватит, чтобы не совершать самых глупых ошибок в работе.
В 2021 году такие курсы запускает Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС. На базе государственного вуза студенты смогут получить удостоверение о повышении квалификации установленного РАНХиГС образца по специализации «Менеджмент». Учащиеся могут выбрать в том числе направление «Менеджер киберспортивного состава», на котором ведущими преподавателями являются директор Ассоциации развития киберспорта Павел Голубев и сооснователь Electronic Mushroom и бывший комьюнити-менеджер Electronic Arts Евгений Оленев.
«Наши слушатели получат знания и навыки по тайм-менеджменту, планированию и организации всех процессов, происходящих как во время подготовки тренировочных моментов, так и во время турнирных мероприятий. Они научатся анализировать развитие игрового рынка и тенденций, преобладающих в данный момент, что поможет оценивать прогресс в достижении целевых показателей командой. Обучение будет сочетать лекции, семинары, упражнения и практические занятия в онлайн- и офлайн-режимах».
ИОМ РАНХиГС предлагает очно-заочный формат обучения: два будних дня в неделю по вечерам, а также полноценный учебный день в субботу с 10:00 до 17:00. Курс рассчитан на 12 дней, при этом часть занятий обязательно проводится в очном формате. По итогам образовательной программы студенты подготовят офлайн-проект, в котором смогут применить полученные знания на практике.
Обеспечит ли окончание образовательных курсов ИОМ РАНХиГС тёплое место в киберспорте без проблем и забот? Нет. Однако компетенция всегда имеет первостепенное значение — на курсах студенты получат все знания, необходимые для начала работы с командой. И если вы будете соответствовать всем вышеописанным критериям, то ваши волшебные башмачки обязательно найдут дорогу из желтого кирпича.
Как устроена работа менеджеров в киберспорте
В декабре прошлого года Высшая школа экономики (вместе с Федерацией компьютерного спорта) запустила курс обучения менеджеров по киберспорту. Индустрии нужны профессионалы, способные управлять киберспортивными организациями и спортивными командами. О том, как устроена работа управленцев в сфере киберспорта, рассказывает TJ.
Издание пообщалось с несколькими менеджерами. Управлением в киберспорте занимаются специалисты с разным опытом, однако их объединяет интерес к отрасли. Спортивный директор российской организации Team Empire Александр Соломонов больше 15 лет занимается киберспортом. В 2003 году он увлекся стратегией Warcraft III: The Frozen Throne и начал следить за первыми киберспортивными турнирами. Он обнаружил, что ему интереснее организовывать соревнования, чем играть. Через несколько лет управления любительскими командами ему предложили место командного менеджера российской сборной по Warcraft.
Главному менеджеру российского клуба ROX Адаляту Мамедову 22 года. До 18 лет он хотел стать профессиональным игроком в League of Legends, однако родители не позволили ему стать киберспортсменом. Вместе с работой в ROX Мамедов совмещает учебу в МГУ и чтение лекций по биоинженерии.
Многие специалисты приходят в киберспорт из других профессий. Это может быть маркетинг, юриспруденция, финансы или классический спорт. Когда они разбираются в устройстве индустрии, их опыт позволяет им добиться успеха. При этом работа менеджера в киберспорте не всегда отнимает много времени, что позволяет менеджерам параллельно вести другие проекты. В топовых компаниях зарплата киберспортивного менеджера составляет 85—120 тысяч рублей, а минимальный порог — 28 тысяч. Иногда команды отдают менеджерам часть призовых с турниров.
Менеджерам киберспортивных команд часто приходится решать проблемы качества подготовки спортсменов: при удаленных тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, плохо спят и питаются, жалуется бывший менеджер российской киберспортивной организации M19 Андрей Полещук. Поэтому перед важными турнирами игроки приезжают в тренировочные дома, где менеджер вместе с тренером выстраивают график спортсменов. Менеджеру приходится следить за игроками, а также отвечать за поставки еды.
Дом для подготовки организации ROX находится в Московской области. Это пятиэтажное здание, в котором на время сезона по League of Legends живут спортсмены, тренер, аналитик, менеджер, домработницы (иногда к ним присоединяются психолог и массажист). Три месяца содержания этого дома обходятся ROX в 2 млн рублей. Иногда клубы покупают собственные коттеджи. Например, так сделал российский клуб Vega Squadron.
Одним из самых важных вопросов для менеджера при подготовке тренировочного дома становится подключение к интернету: если у команды оборвется соединение во время матча, то ей засчитают техническое поражение. А менеджера могут уволить (так произошло в команде Virtus.Pro, которая в феврале прошлого года получила техническое поражение в матче против клуба Effect). Чтобы решить эту проблему, менеджеры организуют подключение тренировочного дома сразу к двум провайдерам. Мамедов из ROX рассказывает, что в августе 2017 года хакеры начали атаку против его команды. Однако, когда на кону стоит 10—20 млн рублей, находятся те, кому может быть это выгодно.
Менеджеры команды становятся опорой для игроков, считает Соломонов из Team Empire. Он должен решать логистические и организационные вопросы, а также помогать игрокам решить проблемы в команде или наладить их режим дня. Однако генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин уверен, что внутренними проблемами должны заниматься психологи и тренеры.
Киберспортивные программы существуют в 28 американских университетах. А отдельные курсы по менеджменту в киберспорте есть в Великобритании, Китае и Южной Корее. При этом первый масштабный курс по менеджменту в киберспорте начнется в Британии лишь в сентябре 2018 года. Для иностранцев стоимость обучения составит 11,1 тысячи фунтов.
Российские киберспортивные менеджеры признают, что на отечественном рынке не хватает кадров. Поэтому в декабре прошлого года Федерация компьютерного спорта (ФКС) России запустила курс «управление киберспортом». По словам председателя правления ФКС Эмина Антоняна, выпускники этого курса ВШЭ смогут занимать любые менеджерские и управленческие позиции в киберспортивных проектах. Полугодовая программа стоит 200 тысяч рублей. Новый набор на курс начнется весной 2018 года.
Иногда менеджеру приходится решать самые разные задачи и даже выполнять задачи разнорабочего, рассказывает Адалят Мамедов из ROX. Он отмечает, что для работы в индустрии менеджер должен хорошо владеть английским языком. А дополнительно ему может помочь знание корейского, немецкого и турецкого языков.
По мнению аналитика инвестиционного банка Cowen Дуга Кройца, в ближайшем будущем киберспорт ждет медленный рост. Однако в долгосрочной перспективе киберспорт станет новым каналом поступления доходов для индустрии видеоигр.
Что такое современный SMM и как он помогает бизнесу
Без SMM в бизнесе не обойтись? Или все-таки можно? Отвечаем в статье.
Максим Пащенко
Многолетняя работа начальником отдела продаж помогла на практике изучить процессы продвижения продукта, безопасности работы со специалистами онлайн и офлайн, методам воздействия на целевую аудиторию.
Максим Пащенко
SMM (Social Media Marketing) – маркетинг в соцсетях. Благодаря соцсетям связь с целевой аудиторией (ЦА) стала гораздо более многослойной. Если в современном маркетинге не использовать возможности соцсетей, это сильно ограничит масштаб и эффективность рекламной кампании, да и бизнеса в целом.
Как SMM-специалисты используют эту возможность для продвижения бизнеса? Кому это необходимо, а кому – точно нет? Какие задачи решает SMM и какие навыки обязательны для SMM-щика?
Все ответы собрал в этой статье: читайте подряд или выберите, что вас интересует больше.
Чем SMM отличается от традиционного маркетинга
Традиционный маркетинг и SMM преследуют одни и те же цели, но подходят к ним по-разному.
Традиционный или офлайн-маркетинг – это любая стратегия продвижения бизнеса, которая использовалась до интернета: объявления в газетах и журналах, реклама по радио и телевидению, листовки в почтовых ящиках и баннеры на дорогах.
Эта реклама приносит результат за счет распространения по всем возможным офлайн-каналам и частоты показов. Но даже самый креативный и мемный рекламный ролик начинает раздражать, когда прерывает фильм «на самом интересном месте» в третий раз.
Как работает традиционный маркетинг?
«Заказчик: стоматология в тихом центре Краснодара. Суперместо для жизни и отдыха, но для бизнеса не хватает проходимости, клинику мало кто знает, люди с улицы туда просто не заворачивают.
Задача: привлечь взрослых и детей. Лицензия на лечение детей у клиники была в порядке.
Что сделали:
Что было: Ребенок приходил домой и радостно рассказывал: «Мама, папа! Нам сегодня доктор рассказывал, как зубки чистить, и подарки давал! Вот, смотрите!»
Родители смотрели (на фоне радостного настроения своего ребенка), а там карта. Ее надо активировать в течение 4-х дней – позвонить. Первый осмотр бесплатный, хорошие скидки для всей семьи.
Что получилось: Мероприятие продолжалось около недели. Попер такой шквал звонков, что пришлось вызывать из отпуска двух врачей, не хватало рабочих рук. Выстроилась очередь из детей и родителей, хотя было лето».
Традиционный маркетинг требует, как правило, больше бюджета и специалистов, чем SMM.
Как работает SMM?
SMM – это онлайн-маркетинг. Он основан на возможностях соцсетей и интернета в целом. У 57,6 % населения во всем мире есть учетная запись в одной или нескольких соцсетях, по данным Global Web Index на октябрь 2021 года. 5,22 млрд мобильных пользователей означает, что более 2/3 населения мира имеет доступ к мобильному интернету. Причем это наиболее платежеспособная часть мира.
SMM взаимодействует с существующими клиентами и привлекает новых, продвигает желаемую культуру и миссию компании. С помощью разнообразного контента SMM демонстрирует бренд гораздо глубже, чем рекламные щиты и телеобъявления.
«Заказчик: молочный комбинат в среднем городе. Выпускает молочную продукцию, в том числе йогурты. Обновили ассортимент йогуртов, начали продавать, дали рекламу по местному ТВ, но продаж нет.
Что придумали: Использовать лидеров мнений. Провели кастинг на удаленке «на самое честное и внушающее доверие лицо». Причем платили немного, актерам было самим интересно поучаствовать в проекте.
Что сделали: Блогерскую программу «Потребительская корзина». Блогерша брала интервью у покупателей на выходе из магазина. Некоторые из них были нашими статистами.
Блиц-опрос: кто вы, где работаете, дети, здоровье, что купили. Комментарии покупателей – почему купили продукт. Бац, у семейной пары наш йогурт. Они объясняют: «Вкус, качество отменные, свой продукт, местный».
И вишенка на торте: «А знаете, почему я беру? У меня соседка работает на комбинате. Люда, говорит она, бери только этот йогурт, не эти иностранные бренды – у нас натурпродукт. На заводе нет даже оборудования, чтобы буторить. Захотели бы – и не смогли. Так что рекомендую. Директор сам его берет для семьи. Мы с соседкой столько лет дружим, я и детей с ней оставляла, так что доверяю ей на 100 %».
«Ух ты!» Это уже блогерша заинтересовалась, йогурт поближе рассмотрела на камеру.
Дальше – продолжение блиц-опроса и другие интервью. Студенты, влюбленная парочка, за ручки ходят еще, расстаться не могут. И опять у них йогурт. Среди сосисок и макарошек.
«Ха-ха-ха! – смеется блогерша, – уже у вас вторых встречаю местный йогурт. А вам-то он чем заходит?»
«Да на ночь хорошо идет, когда есть охота, а сильно наедаться не хочется. Вкусно, полезно, не толстеешь от него. И недорого».
Вот так в разговор о социальных проблемах вплетается инфа, нужная заказчику.
Затем упаковываем видеоматериал в фильм и запускаем в сетях как ролик о социалке – чем нас кормят, что можно купить на зарплату для семьи. Это будоражит практически всех жителей города.
И вот оно чудо маркетинга: люди смотрят социалку, но запоминают йогурт. Потом, когда надо купить, рука сама тянется именно к этому продукту.
Что получилось: Комбинат остался доволен продажами, которые плавно нарастали в течение нескольких месяцев».
Формат нативной рекламы в SMM довольно эффективен: смотришь любимого блогера, а у него на столе постоянно один и тот же напиток. Хочешь не хочешь, а запомнишь.
Таргетолог настраивает показ рекламных объявлений на заинтересованную аудиторию, а комьюнити-менеджер создает потребность в продукте у подписчиков сообщества компании. SMM нацелен на тех, кому интересно предложение, и поэтому никого не раздражает.
Это все отдельные специалисты SMM. Для небольшого бизнеса один SMM-менеджер решает все эти задачи, а у крупных брендов есть отдел SMM-специалистов. Но учтите, что быть идеальным во всем невозможно. Один человек может быть продвинутым спецом в одной нише и посредственным – в остальных
У SMM-продвижения много преимуществ перед офлайн-продвижением компании:
SMM-менеджер – в первую очередь маркетолог. Когда традиционный маркетинг и SMM работают вместе, это помогает максимально увеличить охват текущих и потенциальных клиентов.
Кому подходит SMM-продвижение, а кому – точно нет
Кому НЕ нужен SMM?
Если продаете хлеб с завода, как и конкуренты поблизости, – затраты на SMM себя не окупят. Человеку проще дойти до ближайшего магазина и купить там то же самое, но дешевле, вместо того чтобы оплачивать вашу рекламную кампанию из своего кармана.
Если проект рассчитан максимум на полгода – вам не нужен весь комплекс SMM. Для проведения конференции, выставки, мастер-класса, продажи бизнеса или остатков товаров со склада – хватит таргетированной рекламы и лендинга.
Если у вас нет ресурсов, чтобы обрабатывать новые заявки, – подождите с SMM. Представьте, что поток заявок резко увеличился после рекламы, а вы не успеваете: нет менеджеров по продажам, нет возможностей для принятия нескольких звонков одновременно, нет консультантов в чате. Репутацию бренда трудно построить и слишком легко разрушить.
Если не хотите разбираться с отчетами SMM-щика, так как ничего в этом не понимаете, – 50/50. Возможно, все будет хорошо, но с другой стороны – вы должны разбираться в текущей ситуации, чтобы знать, когда стоит требовать с SMM-щика, а когда дело не в нем. Для этого достаточно изучить азы и разбираться в показателях.
В остальном SMM универсален. Красота, искусство, мода, еда, хендмейд – эти ниши отлично выглядят в Фейсбуке и Инстаграме. Они яркие, дают много возможностей для творчества и материала для рекламных кампаний.
SMM пригодится и В2В-компаниям. Даже в В2В потенциальные клиенты с большей вероятностью выберут поставщика с логотипом, индивидуальностью и присутствием в соцсетях, где можно взглянуть на отзывы о продукте.
Например, компания AGCO – производитель и поставщик сельхозтехники. Инновационные идеи, репутационный и полезный контент, коммуникации в соцсетях с дилерами и фермерами – SMM приносит компании значительную часть прибыли
Кому нужен SMM?
SMM подойдет компаниям, которые только начали продвигать свой товар или услугу. Точно так же SMM полезен успешным, но работающим офлайн-брендам. Например, чтобы:
SMM помогает бизнесу сосредоточиться на качестве аудитории, а не количестве бесполезных «мимокрокодилов».
SMM помогает собрать в сообществе целевую аудиторию, которой интересно ваше предложение
Основные задачи бизнеса, которые решает SMM
Цель SMM-продвижения бизнеса – дать веский повод потребителю выбрать ваш бренд среди других.
Подробнее о том, как отстроиться от конкурентов, читайте в статье «УТП. Уникальное торговое предложение».
Чтобы SMM-щик смог эффективно решать задачи бизнеса в соцсетях, у него должны быть развиты некоторые навыки.
Необходимые навыки для SMM-щика, который точно поможет бизнесу
SMM-менеджеру важны не только развитые технические навыки, но и эмоциональный интеллект. Например, самоорганизованность и способность руководить не менее важны, чем умение настроить таргет. Идеально, когда hard skills и soft skills (жесткие и гибкие навыки) сочетаются в одном кандидате.
Гибкие навыки сложнее освоить взрослому человеку, но они не менее важны:
Также можете почитать статью «5 навыков, которыми должен обладать SMM-щик». Здесь более развернуто описаны необходимые умения для SMM-специалиста.
Основные инструменты и этапы SMM, которые продвигают бизнес в соцсетях
Что нужно бизнесу, чтобы SMM работал?
Определение целей
Почему ваш бизнес вообще активен в соцсетях?
Когда есть общая цель, ставить маленькие цели, которые помогут достичь нужного результата, проще.
Очень популярна среди SMM-щиков система постановки целей SMART – это аббревиатура от:
У владельца бизнеса основная цель, скорее всего, заключается в стимулировании продаж, но в соцсетях можно решить и другие вопросы.
Бренды используют соцсети для повышения узнаваемости, развития отношений с потенциальными покупателями, поддержки клиентов. Если главная цель – повысить узнаваемость, то присутствие в нескольких соцсетях будет оправданно. Нужны сделки – выбирайте соцсеть с большой концентрацией ЦА. Нужны переходы на сайт – Инстаграм, ВКонтакте, ТикТок, Фейсбук позволяют вставлять кликабельные ссылки.
Например, Нетфликс использует Твиттер для решения проблем с обслуживанием клиентов. Это не только разгружает техподдержку по телефону, но и продвигает бренд за счет благодарных клиентов
Выработка стратегии
Это основа присутствия бренда в соцсетях. Без стратегии вы зря потеряете время, вряд ли достигнете хороших результатов и, скорее всего, будете выбиваться из сил, чтобы охватить свою целевую аудиторию.
У хорошей стратегии маркетинга в соцсетях есть четкие цели, конкретные планы по их достижению и ее можно измерить. Для этого нужно установить контрольные показатели, чтобы понимать, как идут дела и нужно ли менять свой подход.
Контент-стратегия в SMM помогает компании достичь бизнес-целей. Она позволяет:
SMM-стратегия – часть общей маркетинговой стратегии компании, которая разрабатывается с учетом возможностей и особенностей соцсетей. Часто SMM-щики используют модель планирования маркетинговой стратегии SOSTAC. Она базируется на шести компонентах:
Планирование и публикация
Регулярный постинг поможет в продвижении бизнеса, потому что:
Чтобы выкладывать посты вовремя день за днем, независимо от самочувствия, наличия интернета и заряженной батареи, нужно быть немного супергероем от SMM. Или пользоваться сервисами автопостинга: если запланировать в них публикации, то плевать на все трудности – посты выйдут вовремя.
Рекомендую сервис отложенного постинга SMMplanner. Кроме удобного автопостинга, есть много других инструментов: встроенные фото и видеоредакторы для изображений и сторис, аналитика контента с помощью интегрированного DataFan, для пользователей тарифов PRO – бесплатный доступ к парсеру аудитории Pepper.Ninja, много чего еще.
Для бизнеса предусмотрена удобная функция «Команды». Создайте команду, добавьте участников и настройте им роли – так каждый будет заниматься своим делом. А вы – контролировать и направлять.
Регистрируйтесь по ссылке из этой статьи, и у вас будет 14 дней тарифа PRO Начальный вместо стандартной недели для тестирования сервиса. Затем сможете выбрать бесплатный вечный тариф или один из профессиональных. Зависит от ваших потребностей.
Специалист в SMM не будет публиковать контент без плана. Последовательные публикации для бизнеса выстраивают цепочку, которая в итоге должна привести к конверсии.
Когда SMM-щик планирует контент, который будет полезен бизнесу, он:
Взаимодействие
Люди часто принимают решение о покупке, основываясь на репутации бренда в интернете. Отзывам о бренде доверяют больше, чем любой рекламе.
Негативные отзывы без ответа говорят другим потребителям о незаинтересованности бренда в решении конфликтной ситуации. А также убеждают пользователей в том, что гневный комментарий клиента был точным.
Мониторинг упоминаний бренда и быстрый отклик на любые комментарии, особенно негативные, улучшают общую вовлеченность и повышают доверие потребителей. Клиенты хотят, чтобы их считали не очередной записью в бухгалтерской книге, а жизненно важным звеном в успехе бренда.
Еще взаимодействие с подписчиками помогает:
Аналитика
Успех SMM зависит от сбора данных, их анализа и грамотных выводов на основе полученных результатов.
А сейчас коротко о главном. Анализ данных поможет:
Вы будете точно знать, что работает, а что нет, а значит – прекратите тратить ресурсы впустую. Самый высококачественный контент, который не интересен ЦА, снизит уровень вовлеченности. А/В-тестирование идеально подходит, чтобы выяснить, какой контент, дизайн или призыв к действию работают лучше всего.
Если вам кажется, что статья перегружена терминами, можете узнать их значение здесь: «Словарь SMM-щика: а вы знаете все термины соцсетей?»
Реклама
Показ рекламы нужным людям – часть обязанностей SMM-щика. Таргетолог настроит показ рекламы на самую заинтересованную аудиторию, опираясь на точные демографические данные, интересы, местоположение, поведение и десятки других характеристик. В этом помогут информация об аудитории в рекламных кабинетах и сервисы парсинга ЦА.
Реклама в соцсетях – это не только таргетинг. Сотрудничество с лидерами мнений в вашей нише может принести отличные результаты, так как у блогеров уже собралась лояльная аудитория, которая им доверяет.
3 основных типа рекламы в соцсетях:
Выбор соцсети для достижения целей бизнеса
Например, в Фейсбуке больше активных пользователей, чем в любой другой соцсети, но если ваша ЦА сидит в Одноклассниках – вам надо быть там.
Конкретные ответы на следующие вопросы облегчат решение:
Контент
SMM-щик использует разный контент, чтобы помогать бизнесу: репутационный, информативный, развлекательный, продающий.
Уже разложили по полочкам в статье: «Инструкция по видам контента для соцсетей и не только». Прочтите – будете понимать, как именно SMM-щик работает в ваших интересах.
Какой бы ни был формат контента на странице вашей компании, он должен быть:
С помощью контента SMM-щик удерживает ваших подписчиков, привлекает новых и поддерживает активность в сообществе. В этом помогают различные конкурсы, ответы на вопросы подписчиков, вопросы от бренда аудитории и еще с десяток вариантов.
Как оценить эффективность SMM
Ниже индикаторы KPI (ключевых показателей эффективности), которые помогут измерить успех SMM:
Таргетированная реклама может принести продажи в день запуска, но как только перестанете ее показывать – поток клиентов прекратится. Оценить результаты таргетированной рекламы легко. Главный критерий – это окупаемость.
Контент-маркетинг, наоборот, может занять месяцы, зато дает устойчивый результат: крепкое лояльное сообщество, которое в итоге будет самостоятельно продвигать ваш бизнес с помощью репостов, отзывов и рекомендаций друзьям.
Использовать таргетинг и производство контента вместе – лучший вариант.
Успех SMM – это путь, а не пункт назначения. Вы измеряете цели, и когда эти цели достигнуты – ставите новые. Простыми словами SMM – это вложение в долгосрочное благополучие компании в интернете.