смк и сэм что это

Смк и сэм что это

Вопросы? Звоните, пишите!

Поиск по сайту

АНО «Национальная промышленно-экологическая Палата» проводит курсы повышения квалификации по следующим системам менеджмента (очные и дистанционное обучение)

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что этоСЭМ (система экологического менеджмента) по стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что этоСМК (система менеджмента качества) по стандарту ГОСТ ISO 9001-2011.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что этоСУОТ (система управления охраной труда) по стандартам ГОСТ Р ИСО 12.0.230 и OHSAS 18001.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что этоСМБПП (система менеджмента безопасности пищевой продукции) по ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что этоСЭнМ (система энергетического менеджмента) по стандартам ГОСТ Р ИСО 50001-2012 и ISO 50001:2011.

По каждой из предложенных систем менеджмента существует три варианта обучения (как очно в г.Москве или на выездных семинарах, так и дистанционно):

— Подготовка эксперта по разработке, внедрению и сертификации СЭМ/СМК/СУОТ/СМБПП/СЭнМ.

— Подготовка внутренних аудиторов СЭМ/СМК/СУОТ/СМБПП/СЭнМ.

— Обучение внешних аудиторов СЭМ/СМК/СУОТ/СМБПП/СЭнМ.

После прохождения семинара Вы можете пройти независимую оценку и получить сертификат аудитора СЭМ/СМК/СУОТ/СМБПП/СЭнМ или внутреннего аудитора СЭМ/СМК/СУОТ/СМБПП/СЭнМ при СДС «Единый аудиторский регистр».

Виды аудита

Источник

Что такое система экологического менеджмента?

Опубликовано: 28.09.2018 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Источник: автором оригинала статьи на английском языке является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.

Система экологического менеджмента, принят акроним СЭМ, представляет из себя совокупность внутренних правил организации, складывающихся из: политик, бизнес-процессов, процедур, записей. Правила, в конечном счете, описывают одно: как компания идентифицирует, оценивает, отслеживает и управляет взаимодействием с окружающей средой. Причем, в этом аспекте, который актуален для любого предприятия, СЭМ нацелена на предотвращение негативного воздействия. При внедрении СЭМ очень важно все организовать так, чтобы она была предельно приспособлена к конкретным процессам вашей конкретной организации, поэтому важно учитывать свои потребности, когда вы приступаете к проекту внедрения ISO 14001. Однако это не снижает ценность универсальных положений стандарта, так как помимо специфики, необходимо принять во внимание и проверенные общие принципы хороших систем менеджмента. Тогда никакие существенные элементы, которыми должна обладать любая СЭМ, не окажутся упущенными в вашем случае. Организация, выпустившая ISO 14001 – Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) – на этих предпосылках модерирует выпуск универсального руководства о том, как создавать системы экологического менеджмента.

Основные элементы СЭМ

Внедрение процессов систем экологического менеджмента начинается с определения характера взаимодействия вашего бизнеса с экологией. На втором этапе происходит настройка контрольных механизмов и процедур, призванных гарантировать отсутствие негативного эффекта для окружающей среды. В работе с ISO 14001, в частности, происходит идентификация всех существующих требований к организации, которые она должна выполнять: законодательные требования, требования прочих заинтересованных сторон. Благодаря механизмам СЭМ все они учитываются в бизнес-процессах, осуществляемых компанией.

Большую роль играют вспомогательные процессы, которые обеспечивают эффективную работу СЭМ. Они являются частью системы и частью стандарта ISO 14001, но их роль особая: управление ресурсами (люди и оборудование), процедуры управления документацией (записями и документами), – все эти аспекты СЭМ позволяют убедиться, что она снабжена всем необходимым для достижения запланированных результатов. Наконец, стоит сказать, что некоторые процессы СЭМ предусмотрены ISO 14001, чтобы систематически подталкивать компанию к улучшениям. Эти последние включают методы проведения аудита, средства организации корректирующих и предупреждающих действий, методы анализа системы и экологических аспектов для руководства. Благодаря этим методам топ-менеджеры получают уверенность в том, что СЭМ и организация соответствует требованиям, а планы по улучшению выработаны и пущены в работу. Самым верным способом точно удостовериться в том, что система управления взаимосвязями компании с окружающей средой содержит все элементы, нужные для полноценной работы является сопоставление СЭМ с какой либо авторитетной спецификацией. Стандарт ISO 14001 главный свод правил в области СЭМ, который признан сегодня по всему миру и описывает все основные процессы, политики, процедуры и записи, которыми должна обладать успешная СЭМ. Стандарт не является предписывающим. Что это значит? Дело в том, что он разъясняет, что должно быть сделано для создания системы, но не останавливается на методах, не говорит, как нужно выполнить его положения. Благодаря тому, что в методах внедряющая организация свободна, ISO 14001 подходит для любой компании, любой специфики и размера.

Почему СЭМ – это важно?

Система экологического менеджмента – это больше, чем просто соответствие законодательству. Речь идет о том, что компания должна изучить и реализовать все экологические требования, которые поступают от разных заинтересованных лиц и адресуются к различным операциям, которые каждый день повторяются в компании. Какая польза самой компании? Не каждое предприятие возьмется за свое воздействие на экологию. Это значит, что вы будете одними из немногих. Уменьшая свое негативное влияние на экологию, вы, вместе с тем, еще и создаете дополнительный аргумент для клиентов, почему нужно выбрать из всех участников рыночной борьбы именно вас. СЭМ поможет не только сделать хорошее дело, но и увеличит вашу долю рынка, что не может не порадовать любого топ-менеджера.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Определение, разработка и требование к Политике в области качества СМК и СЭМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 06:38, контрольная работа

Описание работы

Наличие в организации системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО семейства 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, свидетельствует о высоком уровне культуры производства. Именно с такими организациями хотят иметь дело заказчики и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными. Система менеджмента качества рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта (договора) и обеспечить нормируемое качество продукции (услуг).

Содержание работы

Теоретические основы СМУ и СЭМ

Определение в области качества СМК

Определение в области качества СЭМ

2. Разработка и требования к Политике в области качества

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Черевханов. Управление документацией СМК и СЭМ. Контрольная..doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Управление качеством»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По дисциплине: «Управление документацией СМК и СЭМ»

Тема: «Определение, разработка и требование к Политике

в области качества СМК и СЭМ»

Выполнил: Черевханов Руслан Кыргызбаевич

2. Разработка и требования к Политике в области качества

Список использованной литературы

Сегодня практически все промышленно развитые страны вступили в новый этап развития менеджмента, который, тесно связан с внедрением интегрированных систем менеджмента (ИСМ), включающих в себя на современном этапе три или две ниже перечисленные локальные системы: систему менеджмента качества (СМК), систему экологического менеджмента (СЭМ) и систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБЗ). Например, в Великобритании сравнительно давно существует практика применения подхода, базирующегося на национальных стандартах: BS5750, BS 7750, BS 8750 и заключающегося в формировании интегрированных систем менеджмента на предприятиях, включающих СМК, СЭМ, СМПБЗ и др. В принципе, в ИСМ могут входить и другие системы, например, система финансового менеджмента, система менеджмента информационной безопасности и т.п. Эти аспекты необходимо учитывать при определении процессов внутри организации.

Отношение к интегрированным системам менеджмента в России, в некоторых странах СНГ и в дальнем зарубежье может быть хорошо проиллюстрировано количеством сертифицированных СМК и СЭМ. Развернутая статистика по сертификации СМПБЗ по странам, пока не опубликована, есть лишь упоминания об отдельных случаях внедрения. По данным ИСО за десятилетие, прошедшее после выхода первой версии международных стандартов ИСО серии 9000 (1987 г.), количество предприятий, сертифицировавших СМК неуклонно повышалось во всех развитых странах. Россия и страны СНГ резко отставали от развитых стран в течение всего рассматриваемого периода. Тем не менее, в настоящее время в России наметилась тенденция к оживлению промышленности, и вместе с ней ощущается рост интереса к проблемам менеджмента качества и экологического менеджмента.

Наличие в организации системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО семейства 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, свидетельствует о высоком уровне культуры производства. Именно с такими организациями хотят иметь дело заказчики и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными. Система менеджмента качества рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта (договора) и обеспечить нормируемое качество продукции (услуг).

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

СМК является частью системы менеджмента организации, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующие общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких, как ИСО 9001, ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно.

Системы менеджмента качества содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребностям и ожиданиям. Эти потребности и ожидания отражаются в технических условиях на продукцию и считаются требованиями потребителей. Требования устанавливаются потребителем в контракте или определяются самой организацией. В любом случае приемлемая ценность продукции, в конечном счете, устанавливается потребителем.

Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, из-за чего они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и технологические процессы.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей. СМК может быть основой постоянного увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую потребительским требованиям.

Обоснование необходимости систем менеджмента качества преимущественно сосредоточено в выявлении общественной потребности, потребности и ожиданий заинтересованных сторон.

СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.

К основным документам СМК относятся:

— приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»);

— процедуры системы качества;

— рабочие инструкции, связанные с качеством;

— контрольные инструкции, связанные с качеством.

СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов), о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это так же повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а так же улучшение отношений с потребителями и поставщиками. Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна стоить дороже). Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса и тендера.

СМК представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией. Предназначена она для постоянного улучшения деятельности, а, следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.

Система экологического менеджмента (СЭМ) направлена на управление объектами и субъектами предприятия в определенных границах области своего действия.

Определение объектов СЭМ, т. е. экологических аспектов функционирования предприятия осуществляется при их первичной идентификации на стадии разработки СЭМ.

Описание объектов области действия СЭМ может быть представлено, например, следующим образом:

— образование токсичных и нетоксичных отходов;

— использование сырья и природных ресурсов;

— использование электроэнергии и ее экономии;

— влияние на людей таких факторов как запах, шум, вибрация, визуальные эффекты;

— влияние на флору и фауну.

В стандартах ISO серии 14000 экологический аспект определен как элемент деятельности предприятия, его продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой.

— продукция и услуги;

— функции (процессы) и виды деятельности, связанные с этой продукцией и услугами;

— оборудование и различные системы (водо- и энергоснабжение, очистные сооружения, вентиляция и т. д.);

— подразделения и другие заинтересованные стороны, связанные с этой продукцией, услугами и эксплуатируемым оборудованием.

В философском словаре говорится о том, что объект находится в зависимости от субъекта и лишен самостоятельной сущности. Применительно к нашей ситуации понятно, что предприятия в целом и отдельные его элементы (продукция, услуги, технологические процессы, оборудование, энергосистемы, персонал, подразделения и т. д.) являются источниками возникновения экологических аспектов.

Источник

Система менеджмента качества: как разобраться в стандартах и запустить процесс их внедрения в компании

Положительные моменты использования стандартов ISO и системы менеджмента качества доказаны опытом многих компаний, в том числе и в сфере информационных технологий. Об этом уже много написано, поэтому пропагандировать ISO и систему менеджмента качества я не берусь. Задача моей статьи — показать, что с помощью двух не очень сложных схем можно понять смысл процесса внедрения системы менеджмента качества и получить конкретные, четкие рекомендации, какие документы для этого требуются. Таких схем, которые приведены в статье, вы не найдете ни в одном руководстве. Именно поэтому я решил поделиться ими с читателями Хабра.

Стандартизация по ту сторону добра и зла

В 2015 году вышел международный стандарт, регламентирующий управление качеством, – ISO 9001-2015, а в 2016 году на его основе выпустили отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1]. Сертификация по этим стандартам даёт много бонусов. Свидетельство соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) подтверждает клиентам, партнерам, инвесторам, что бизнес управляет качеством. Сертификат ISO 9001 помогает выйти на международный рынок. Кроме того, наличие сертификата ISO обязательно для участия в некоторых государственных тендерах и конкурсах.

Промышленность и бизнес в нашей стране всегда стремились к полному соответствию стандартам, что автоматически трактовалось как синоним качества. Вот пример ориентации на ГОСТ, а не на потребителя. На упаковке плавленого сыра мы увидим номер ГОСТа, что вроде бы подтверждает его высокое качество. Но рядом мельчайшим шрифтом написано о содержании в составе пальмового масла (это ГОСТу не противоречит). Однако производитель умалчивает, что пальмовое масло может быть и техническим (ведь оно раза в два дешевле), а как оно воздействует на здоровье потребителя, производителю безразлично.

Много букв, не осилил

Согласно системе стандартов ИСО главное — не слепое соблюдение стандартов, а ориентация на конкурентоспособное качество. Последнее включает не только контрактные отношения поставщика и заказчика, но и полное удовлетворение потребностей клиента (потребителя). Стремление угодить клиенту, непрерывное отслеживание качества и постоянное его «улучшение» создают культуру качества, значительно отличающуюся от той, в основе которой – система простого соблюдения стандартов.

Для разработчиков программного обеспечения (ПО) и автоматизированных систем (АС) работа в рамках системы менеджмента качества (СМК) непонятна и затруднительна. Правила и требования СМК действительно громоздки. Они насчитывают полтора десятка международных стандартов серии ИСО 9000 и ИСО 10000. Количество отечественных стандартов с учетом отраслевых и сосчитать трудно – их точно не менее сотни. Плюс существуют еще и десятки руководств и учебных пособий [6, 7]. Даже просто прочитать эти тысячи страниц затруднительно, а осмыслить их и сформировать программу конкретных действий для внедрения системы менеджмента качества у себя на предприятии (или даже просто в рамках рабочей проектной группы) еще сложнее.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что это
Источник

Чтобы получить сертификат о внедренной системе менеджмента качества для участия в тендерах и конкурсах, компания часто обращается в консалтинговую фирму, оплачивает заказ, а фирма оформляет необходимые документы, выдает сертификат. Компания предъявляет сертификат заказчику и продолжает работать так, как и работала ранее, ничего не меняя в своей деятельности. К системе качества это имеет очень отдаленное отношение.

О жизненном цикле в деталях

Организация, которая принимает стратегическое решение следовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, должна учитывать следующие основные моменты и документально их задекларировать.

Чтобы сопоставить и проанализировать большое количество стандартов и нормативных документов, рассмотрим приведенную ниже схему (Рисунок 1). Это попытка классифицировать различные формулировки жизненного цикла (ЖЦ) применительно к разработке программного обеспечения и автоматизированных систем.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что это
Рисунок 1. Стадии жизненного цикла при разработке автоматизированных систем в трактовках различных действующих стандартов. Рисунок кликабелен.

Два верхних ряда представляют перечень стадий жизненного цикла в рамках нового ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (первый ряд) и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (второй ряд). Несмотря на некоторые различия в формулировках, стадии жизненного цикла в указанных стандартах почти идентичны.

Отличия между стандартами проявляются только в подробных разъяснениях к каждому этапу цикла. Отметим, что в новом стандарте появилось понятие «Контекст организации». Его смысл – в изучении того, как внешняя или внутренняя среда влияет на перспективы предприятия. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в пунктах 4.1 и 4.2 требует выявить внешние и внутренние факторы и связанные с ними риски и возможности. Таким образом, смысл глубокого анализа или изучения «контекста» заключается в сборе и анализе данных о внешней среде и текущем состоянии бизнеса, о ключевых факторах успеха (что определяет победу и проигрыш), о состоянии сектора рынка, его структуре, динамике и т.д. Для расшифровки этого понятия и конкретизации деятельности в соответствии с этим требованием нужно тщательно проанализировать все возможные риски, возникающие в процессе. Подробнее о понятии «контекста» можно прочитать в статье Ибрагимова Р. [3].

Третий ряд схемы показывает стадии жизненного цикла при разработке программных средств в трактовке ГОСТ 12207, который создан специально для процессов разработки ПО [4]. Здесь также нет принципиальных отличий трактовок жизненного цикла по сравнению с предыдущими стандартами.

ГОСТ 12207 – действительно, довольно жесткий стандарт. Выполнить все его требования при разработке ПО – задача непростая. Но нам важно отметить, что пугающее число стандартов по системе менеджмента качества и требований в них сводятся к тщательному документированию всего процесса проектирования, разработки и сопровождения.

Посмотрим на четвертый ряд схемы. Здесь представлены процессы жизненного цикла в трактовке ГОСТов 34-й серии [5], опубликованных в далеком 1990 году. Эта серия стандартов была разработана так конкретно и тщательно, что ею пользуются практически без всяких изменений до сих пор. Многие заказчики при формулировке требований к документации на автоматизированные системы ссылаются в основном на ГОСТы именно этой серии. Поскольку этапы жизненного цикла в трактовках ИСО 9001, ГОСТ 12207 и ГОСТов 34-й серии совпадают, это означает, что, выполняя требования последнего из перечисленных ГОСТов, то есть предъявив заказчику перечисленные документы, мы автоматически работаем в соответствии с системой качества по ИСО 9001.

Последний ряд в схеме – примерный перечень документов, который необходим для организации системы качества в компании.

Очень надеюсь, что приведенная схема значительно упростила вам жизнь. Поскольку теперь у вас уже есть полный перечень стадий жизненного цикла, есть перечень работ, который необходимо выполнить на каждой стадии, и перечень документов, которые должны завершить каждую стадию. Разумеется, этот перечень по требованию заказчика может быть откорректирован в сторону сокращения или добавления новых документов, не указанных в ГОСТе. Но это право заказчика, и исполнитель обязан выполнить его рекомендации.

К сожалению, это далеко не все. Пока мы разобрались лишь с производственной составляющей, т. е. с процессом разработки ПО или АС.

Бизнес-процессы — основа основ

За кадром остались следующие процессы: контрактная работа, организация и управление проектом и собственно обеспечение качества. Это тоже самостоятельный организационный процесс. Описывать эти процессы в текстовом формате — дело неблагодарное, все описания уже есть в многочисленных руководствах [6, 7]. Поэтому попытаемся отобразить перечисленные бизнес-процессы в виде еще одной схемы (Рисунок 2).

Каждый из этих процессов (по вертикали) отмечен на рисунке своим цветом. Отдельно выделены позиции, завершающие отдельные этапы или весь процесс в целом. Бесцветными остались промежуточные шаги процесса или документы. Все процессы идут параллельно. Они неразрывны, на что указывают стрелки-связи между отдельными элементами.

В схеме я пытался отобразить некий обобщенный вариант процесса. В каждом конкретном случае, конечно, могут быть свои нюансы и отличия.

Исполнителю, пользуясь приведенной схемой, необходимо проанализировать свои конкретные бизнес-процессы и выявить те элементы, которые требуют регламентирования. Например, продукция любой ИТ-компании, очевидно, проходит тестирование. Есть ли в вашей компании регламент, в котором прописано, что относится к критическим багам, а что к некритическим и в какие сроки их требуется устранять? Наверняка, определенные инструкции на этот счет есть. Утвержденный регламент по этой позиции — это и есть система менеджмента качества. Причем тестирование затрагивает одновременно производственное направление и администрирование, так как руководство должно отслеживать своевременное исправление ошибок.

Проделав подобную работу по всем процессам, вы можете доказать заказчику, какие вы «СМКашные» и «ИСОшные». Еще лучше будет, если компания с самого начала очередного проекта составит подобную схему для своих конкретных условий и использует ее в работе и для контроля.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что это
Рисунок 2. Бизнес-процессы при разработке автоматизированных систем: документирование по системе качества. Рисунок кликабелен.

Движемся к цели

Итак, вот шаги, которые необходимо сделать для внедрения (а не просто оформления) системы менеджмента качества в организации.

1. Создать подразделение, группу или назначить отдельного исполнителя, чтобы он занимался вопросами СМК.

2. Разработать и оформить Программу качества, в том числе «Руководство по качеству» для организации (департамента, группы разработчиков конкретного проекта). Программа и Руководство должны содержать разделы, перечисленные в ГОСТ Р ИСО 9001-2015, и расшифровку этих разделов. В них должна декларироваться готовность организации выполнить требования стандарта в конкретных условиях этой организации или в рамках проекта.

3. Регламентировать процессы разработки и создания программного обеспечения или автоматизированных систем. Для этого нужно составить стандарты организации (или инструкции), в которых прописать все действия, связанные с проектированием, разработкой, тестированием и реализацией проекта, организацией и управлением проектом, обеспечением качества и контрактной работой.

4. Регламентировать отчетность и ответственность исполнителей и руководства по каждому этапу жизненного цикла проекта.

5. Представить пакет разработанных документов в консалтинговую фирму, имеющую соответствующую лицензию, для инспектирования документации и выдачи заключения о соответствии работы по СМК в рамках стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Исправить замечания и получить сертификат.

6. Продолжать проектную работу, строго следуя разработанным регламентирующим документам.

Мы еще не затронули вопросы ежегодного подтверждения сертификации по ИСО, внешнего аудита, подтверждающего работу по СМК. К сожалению, результат освоения системы менеджмента качества редко поддается денежной оценке. Он, как правило, проявляется в стабильности работы коллектива, надежности получаемых результатов. И эта работа стоит того.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Стандартинформ, 2016.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М., Стандартинформ, 2001.
3. Ибрагимов Р., ISO 9001:2015 и практический анализ «контекста» и построение стратегий. — Management, № 2 (34), 2015. — С. 13-18.
4. ГОСТ Р ИСО МЭК 12207 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. — М.: Госстандарт России, 1999.
5. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. — М.: Издательство стандартов, 1991.
6. Глудкин О.П., Горбунов Н.М. и др. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов. Под ред. О. П. Глудкина. — М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 с.
7. Круглов М.Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью. — М.: РАНХиГС, 2011. — 350 с.

смк и сэм что это. Смотреть фото смк и сэм что это. Смотреть картинку смк и сэм что это. Картинка про смк и сэм что это. Фото смк и сэм что это
Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *