смирна для чего используется дома
Православная Жизнь
Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.
Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.
Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.
Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.
Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).
Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).
На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.
Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.
Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.
И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.
Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.
В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.
В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).
Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни
Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.
Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.
Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).
И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).
Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки
В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).
Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.
Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.
Дмитрий Марченко
1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.
Из чего делают смирну, как она выглядит (фото) и где ее в наше время используют?
При переводе Библии на русский язык мирра названа смирной, но это разные вещества, получаемые из разных растений. Во всем мире смирной называется смола камедь, добываемая из смирниума (Smyrnium perfoliatum),
Smyrnium perfoliatum L.
а мирра добывается из дерева Commiphora myrrha, растущего в Аравии, Йемене, Сомали и Эфиопии.
Commiphora myrrha
Состав мирры: 85 – 95 % сексвитерпенов, монотерпены, фенолы, альдегиды и кетоны.
Чистая мирра ценится дороже серебра и в настоящее время, как и в прошлые времена, кроме благовония используется в парфюмерии и в медицине.
Эфирное масло мирры укрепляет волосы, препятствует их выпадению и поредению.
Оказывает противовоспалительное и антисептическое действие при хронических, вялотекущих процессах бактериальной и вирусной этиологии. Общеукрепляющее действие. Спазмолитическое, противосудорожное средство. Стимулирует лимфодренаж организма и пр.
После сбора мирру тут же на месте смешивают со многими веществами.
Лучшим видом считается смола (мирра) красная и чистая. Мирра бывает жидкая и твердая. Мертвое тело, смазанное миррой, растворенной в вине, не тлеет, поэтому она использовалась для бальзамирования. Мирра принадлежит к святому елею древности.
По легенде, мирру, которая в Библии названа смирной при переводе на русский язык, наряду с ладаном и золотом, волхвы принесли в подарок младенцу Христу (Мф. 2:11).
Символ смерти и любви
Что такое смирна?
Внешне смирна — вещь довольно невзрачная, просто комки засохшего сока деревьев рода коммифора (научное название рода Commiphora, устаревшее Balsamodendron, оно же «бальзамическое дерево» античных авторов). В древности основным потребителем смирны был Египет, где, наряду с другими растительными и минеральными веществами, в больших количествах она была необходима для мумификации. Другая часть поступающей в Египет смирны шла на ароматические курения (как и ладан), использовалась в медицинских целях как наружное и внутреннее лекарственное антисептическое и ранозаживляющее средство, а также для умащения тела. То же применение (исключая мумификацию) находила смирна и в культуре Междуречья. Раствор смирны в вине был известен как успокаивающее средство (Мк. 15, 23). В Палестине, Финикии и Сирии смирна использовалась при погребении, но в ветхозаветных книгах Библии такое её употребление не упоминается.
Производящие смирну листопадные деревья рода коммифора имеют плотные, кожистые и очень небольшие листья, обычно разделенные на три лопасти. Опадают они лишь в засушливые периоды года. Ветки коммифор толстые, стволы извилистые. Цветки мелкие, белые, насекомоопыляемые, однополые. В мужских по шесть тычинок (иногда восемь), в женских цветках развивается плод-костянка с одним семенем. Проводящие каналы во внешнем слое древесины сильно развиты и при поранении выделяют сложную смесь смол и эфирных масел, из которых при подсыхании и образуется смирна. Смирна плохо растворяется в воде, значительно лучше в маслах и спиртосодержащих растворах.
В течение долгих веков смирна была для Египта и Междуречья ценным и дорогим экспортным товаром. Коммифора произрастала очень далеко, за 2,5 тыс. километров, на территориях современных Сомали, Йемена и Омана. Там, на возвышенностях, существовали невысокие леса из коммифор и акаций (они до сих пор сохранились в Йемене), где добытчики и собирали смирну. Высшим сортом считалась смирна «самоточная» (Исх. 30, 23), появившаяся на коре дерева естественным путем. Более низкий сорт получали из сделанных сборщиком надрезов на стволах и ветках. Свежая смирна имеет светло-коричневый цвет, но со временем темнеет.
Вопросы экономики
Зачем платить за экспортный товар, если можно производить его на месте? Однако переселить коммифору из Йемена в Египет и на другие северные территории оказалось поначалу затруднительно. Дело в том, что юг Аравийского полуострова и северо-восточная Африка находятся под сильнейшим воздействием Индийского океана и имеют обусловленный муссонами климат с двумя сезонами дождей. Осадков, особенно в горах, выпадает довольно много, и значительная их часть поступает в виде тумана. В Египте же дождей мало, и укладываются они в один «зимний» сезон. Преодоление этих климатических отличий требовало особых агротехнических приемов и некоторого стихийно-искусственного отбора переселяемых саженцев.
Успех был достигнут. Первые достоверные сведения по египетскому окультуриванию коммифоры сохранились от эпохи женщины-фараона Хатшепсут (XV век до Р. Х.). Раздосадованная недостатком благовоний и ценной древесины, она послала флотилии грузовых кораблей на юг, чем восстановила морскую торговлю по Красному морю. Среди удач её экспедиций были живые деревья коммифоры, которые мало-помалу в Египте научились сохранять и выращивать (что не удалось сделать для другого ценнейшего благовонного растения — аравийского ладанного дерева).
Итак, посадки коммифоры прижились. Смирна заметно подешевела. Деловые контакты между Египтом и государствами Палестины были очень активны, и многие растения, освоенные в Египте, вторично переселялись и в Палестину (папирус, сикомора, лотос). Начался и процесс дальнейшего расселения «бальзамического дерева». В Палестине выращивать бальзамическое дерево удавалось только на псевдотропических оазисных участках с пресной водой, то есть глубоко в долине Иордана (Иерихон) или на побережье Мертвого моря (Ен-Гедди). Археологи достоверно зафиксировали производство смирны из собственного сырья в мастерской оазиса Ен-Гедди (не позднее VI века до Р. Х.). В начале нашей эры мирровые деревья как нечастый элемент культурной флоры Средиземноморья отмечены такими античными писателями, как Иосиф Флавий (для Иерихона), Диоскорид, Плиний Старший, Теофраст и Корнелий Тацит. В настоящее время культура коммифоры в Палестине не известна.
Священное и мирское
Ветхозаветные книги не содержат никаких упоминаний смирны как погребального благовония. Исключением может быть только мессианский 44-й псалом. В толковании на радостный текст «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия…» (Пс. 44, 7.8) святитель Василий Великий связывает текст псалма с умащением тела Иисуса Никодимом (Ин. 19, 39–40): «благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий». С другой стороны, ветхозаветная смирна самым ярким образом включена в храмовый культ: именно она являлась основным компонентом священного елея помазания (Исх. 30, 23). Эта смесь оливкового масла и благовоний была совершенно исключена из профанной жизни: ею пользовались только для помазания первосвященников, скинии (храма) и храмовой утвари (Исх. 30, 30–33). Вынос священного елея за пределы храма и помазание им мирских лиц каралось смертью, равно как и изготовление его для собственных нужд.
Однако чистая смирна допускалась как ароматизатор ковров и т. п. в жилых помещениях. Развратница, заманивая к себе юношу, прельстительно воркует: «спальню мою надушила смирною, алоем и корицею» (Прит. 7, 17). От персидской эпохи осталось библейское упоминание смирны как не просто благовонного, но и косметического средства. Подготовка наложниц для Артаксеркса занимала целый год, половину которого в их кожу втиралось смирновое масло: «шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, — тогда девица входила к царю» (Есф. 2, 12–13). В Песни Песней смирне уподобляются главный герой (1, 12; 5, 13), благоухание мирры сопровождает выход невесты (3, 6). Более того, в описании волшебной красоты сада упоминается «мирровая гора» (роща бальзамических деревьев). Интересно, что в том же стихе упомянуты ладанные деревья («пойду я… на холм фимиама»), что поднимает текст на поистине надмирные высоты, поскольку в земной Палестине аравийское ладанное дерево никто в глаза не видел.
Смерть, где твое жало?
Вечером Иосиф из Аримафеи и Никодим подготовили тело Иисуса к погребению. Евангелист Марк приводит рецептуру и количество погребальных благовоний: «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19, 39). Греческое слово λίτρα (литра) означает римский фунт (329 граммов). Сто фунтов — это 33 килограмма благовоний. Для иудейских погребальных практик это невероятно много. Можно предположить, что часть смирны была в виде порошка, половину которого высыпали на каменное ложе гроба. Другой частью порошка смирны засыпали помещенное на ложе тело. Жидкую фракцию — смирну, алой и (возможно) масло — использовали как обычно, для помазания тела перед обертыванием его в плащаницу. Такое необычное погребение — в денежном отношении чрезвычайно дорогое — подчеркивает величайшую любовь и уважение к умершему. Возможно и иное понимание слова «литра» (только у евангелиста Иоанна) — как 1/12 фунта, то есть унция. В этом случае количество благовоний составляет всего 2,7 кг, что вполне укладывается в обычные иудейские погребальные нормы.
Церковные благовония. Как использовать
В храмах используют следующие виды благовоний:
Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.
Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.
Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.
Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.
Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.
Поделиться статьей с друзьями:
Виды церковных масел
Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.
Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.
Иерей Евгений Ступицкий:
«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе. »
«Липовый цвет» источает медовый запах липы;
«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;
«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;
«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;
«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;
у «Хвои» древесно-смолистый аромат.
Применение
Как духи на кожу
Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.
На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.
Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.
Протоиерей Вячеслав Брегеда:
«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным. »
В лампадное масло или на иконы
В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.
Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.
С молитвой на больные места
Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.
Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.
В качестве елея
Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.
Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш. »). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.
Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.
В аромалампах
Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».
Архимандрит Алипий (Светличный):
«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют. »
Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.
Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.
Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.
Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.
В автомобиле
Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.
Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.
В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.
Благовония для использования вместо духов:
Для нанесения на больные места с молитвой:
Для добавления в лампаду или аромалампу:
Смирна что с ней делать. Смирна – от библейских времен до наших дней
Вопрос читателя:
Что символизируют в Библии золото, ладан и смирна, принесенные новорождённому Иисусу волхвами?
В Евангелии от Матфея читаем: «И се, звезда, которую видели они (мудрецы с Востока, волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…» (От Матфея, 2 глава, 9–11 стихи).
Золото, ладан и смирна… Что символизируют эти дары? Кому предназначены они?
Возлюби, а для этого смирись, а значит прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды, с миром – вот кредо поистине царской мудрости. И мудрость мира в лице волхвов, принёсши Иисусу золото как символ наивысшей ценности, тем самым признаёт Божию премудрость как единственную абсолютную ценность. Придёт время, и за мудрецами придут цари и державы, как пришла в своё время к премудрому Соломону царица Савская. Придёт время и «ниневитяне» – те, кто сегодня исповедует идеологию материализма, – покаются чрез «Ионину проповедь» (см. Ионы, 1–3 главы). Придёт время, и «большая рыба» человеческого сообщества непременно «проглотит» слово мудрости Господней (там же). Придёт время, и «народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут Ему славу и честь свою» (Откровение, 21.24). Придёт время, и наступит святая эра милосердия. И воля Творца обязательно воцарится на земле, яко на Небесех. «Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков» (Даниила, 7.18). Придёт время. Но пока ещё Тот, Кому по праву принадлежит сие царство, укрывается в убогих яслях, и лишь мудрые находят Его…
Ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Каждение фимиама символизирует собою чистую молитву сердца, «благоухание, приятное Господу», а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.
«Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим», – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). «И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога», – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт. ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Там же, 5.8–10).
Ладан был принесен Иисусу уже как Богу и Священнику – как Тому, Кто Сам Себя принесёт в искупительную жертву за грехи всего человечества. Христос мистически – это Тот Великий Иерей, Первый Священник, о Котором свидетельствует «апостол народов» Павел: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха…
А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Послание к Евреям, 4.14–15; 7.23–27).
И, наконец, смирна. Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа…
– с древних времен и по сей день используют при богослужении в Православной церкви. Считается, что аромат этой смолы защищает от нечистых духов и является символом молитвенного устремления души к богу. На Руси традиция использовать ладан от нечистой силы и носить ладанку (мешочек с освещенным ладаном, который носили вместе с крестом на шее) существовала испокон веков. Полезно ладаном окуривать и свой дом, для этого можно приобрести кадильницу, ладан и уголь. Окуривая ладаном дом, его обходят против часовой стрелки и читают молитву «Отче наш». Если в доме нет специальной кадильницы, для этой цели можно воспользоваться простой алюминиевой ложкой, положить в нее ладан и нагреть на огне.
В настоящее время производят несколько видов ладана – это чистый ладан, росный ладан и Афонский ладан.
Натуральный ладан еще называют «смолой ливанского кедра», так как его янтарно-желтые капельки собирают с дерева Boswellia Carteri – это редкое дерево, произрастающее в Аравии и Восточной Африке. Со времен Ветхого Завета окуривание жилища ладаном применяли не только, при богослужениях, а благодаря его антимикробным свойствам, и для окуривания домов заболевших людей, во время эпидемий, а также, в качестве лечебного средства применяли воду, настоянную на этой смоле и саму смолу, как ранозаживляющее средство. Ведь смола на дереве появляется на месте повреждения коры, позволяя дереву самому себя лечить. Поэтому считалось, что то, что полезно дереву, полезно и человеку.
собирают в Юго-Восточной Азии с дерева Styrax Benzoin и называют еще стиракс или смирна. Это вещество коричнево-серого цвета с древнейших времен применяли и как благовоние, и как пищевую добавку и косметическое средство.
Матерь Божия сохранила эти дары до самой смерти, и перед своим успением передала их Иерусалимскому храму. В течение нескольких тысячелетий эти дары были переданы сначала в Константинополь, а затем в монастырь Святого Павла, который находится в Греции на горе Афон, в котором они хранятся и по сей день. В Православной Церкви гора Афон почитается обителью Богородицы. Именно из этих даров в монастыре Святого Павла был изготовлен Афонский ладан: он был измельчен, смешан со смирной и слеплен в ароматические шарики, способные очень долго сохранять свой аромат. По этому рецепту и в настоящее время на Афоне ладан изготавливается монахами вручную и с молитвой всего несколько килограммов в день.
Постепенно ладан стали изготавливать и другие греческие монастыри, изменяя и совершенствуя рецепт его изготовления. Позднее в Греции стали производить различные сорта ладана, в составе которых смола, собранная с различных видов дерева Boswellia, разное количество и качество благовонных масел, специальные добавки. В результате различных сочетаний этих составляющих, получают ладан разного цвета и формы, а соответственно и разной цене.
Наиболее распространены следующие сорта ладана:
– считается лучшим Афонским ладаном, его делают в ските Святой Анны, он имеет желтоватый цвет, 24 аромата.
Архиерейский и Алтарный ладан – греческие сорта ладана высокого качества, имеют 20 ароматов, каждому из которых соответствует свой цвет. Изготавливают эти сорта ладана из отборной смолы Boswellia Carteri, ароматических масел, произведенных во Франции и Швейцарии. Эти сорта отличаются насыщенностью ароматов, длительностью каждения без запаха гари.
Келейный и Требный ладан – так же сорта греческого ладана хорошего качества, 20 ароматов. Их производят из смолы того же дерева Boswellia Carteri и благовонных масел, произведенных в Греции. Именно эти сорта используют для повседневных богослужений, они доступны по цене и имеют стойкий аромат.
Смирна – это благовонные масла высокой концентрации, имеют 20 ароматов. Ее изготавливают в Греции по старинным рецептам Византии и Востока из натуральных эфирных масел, не содержит спирта.
Символы «золота», «ладана» и «смирны» April 26th, 2013
Несколько конспективных слов о символическом значении даров волхвов Иисусу. А то давно собирался разобрать, а все никак трактовка в руки не давалась. А тут случай подвернулся.
Дар второй- ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. символизирует собою чистую молитву сердца, «благоухание, приятное Господу», а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.
«Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим», – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). «И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога», – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт.) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Там же, 5.8–10).
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» (Откр.17,4).
Андрей Кесарийский поясняет: «Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото на заманчивость его».
Всего результатов: 7. Показано с 1 по 7.
АРОМАТЫ
КАСИЯ
МИРРА
±МИРНА
±МИРНА
±ТАКТИ
Древнегреческое название г. Измир.
(Исх 30.23; Пс 44.9; Пр 7.17; Мф 2.11; Мк 15.23; Ин 19.39)-сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Называется также мирра. Является составной частью священного миро. Была одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают, признание в Нем Истинного Человека. (См. ароматы)
(От 1.11; 2.8)-город на западном побережье Малой Азии севернее Ефеса, важный в древности порт и торговый центр (нынешнее название — Измир). Ученик Иоанна Богослова и первый епископ Смирны Поликарп мученически погиб в этом городе около 155 г.
Знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо-западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в запустении до времени Александра Великого, после чего она вновь отстроена, немного южнее прежнего…
Дары волхвов — золото, ладан и смирна, принесенные восточными волхвами в дар новорожденному Младенцу Иисусу. Они сохранились до наших дней. Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.
См. также: Туринская Плащаница
Исторический экскурс
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)
Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также…