смг по физкультуре в беларуси это что
Спецмед. группа
Существуют три группы:
специальная мед. группа (СМГ) – дети, которые на основании мед. заключения не могут заниматься физкультурой по общепринятой программе.
В свою очередь, СМГ условно делится на две подгруппы:
Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:
Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок. Овладение комплексами специальных упражнений, благотворно воздействующих на организм, с учетом имеющегося заболевания. Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физкультурой. Проблема еще осложнена тем, что в СМГ собраны дети из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Чем заинтересовать их? Есть два направления:
Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Прежде чем начать занятия в группах СМГ учитель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям: Физическое развитие и соматические показатели (рост, вес, АД, жизненная емкость легких, проба Штанге – задержка дыхания, пульс в покое). Функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные параметры ее работоспособности (тест Рифье – приседания, PWC 120, 150 – нашагивание на степ-платформу). Показатели двигательных качеств (координация, зрительно-двигательная реакция, гибкость).
«Нам бы справочку. »
Комплексная оценка состояния здоровья ребенка учитывает не только имеющиеся диагнозы, но и резервные возможности организма
Многие родители месяцами не присматриваются к записям, которые делает в карточке участковый педиатр, а как вчитаются — хватаются за голову: «Караул! Что вы тут понаписали?!» Порой в своем негодовании мамы и папы доходят до крайности: «теряют» карточку, скрывают от врачей жалобы чада или анонимно лечат его у «частника». Словно справка в школу или детский сад — вердикт иезуита, а не документ, от которого зависит, как будет устроена жизнь ребенка в течение целого года. Провести с родителями «разъяснительную работу» мы попросили Наталью ЛобаЧевскую, заместителя главного врача по медико–социальной экспертизе и реабилитации 8–й детской поликлиники Минска, и заведующую педиатрическим отделением, главного специалиста города по медицинскому обеспечению организованных коллективов Инессу ШевЧик. В этой поликлинике справки в школу оформляют ежегодно почти 14 тысячам юных минчан, здесь знают ответы на самые каверзные родительские вопросы.
Какие бывают группы здоровья и по какому принципу ребенка относят именно к той, а не к другой?
— Речь идет о комплексной оценке состояния здоровья, которая учитывает не только имеющиеся диагнозы, но и резервные возможности организма, то есть целую совокупность факторов. I группа — это абсолютно здоровые дети. II группа объединяет тоже здоровых детей, но из «группы риска»: у них либо отягощенная наследственность (скажем, мама страдает каким–то серьезным заболеванием), либо налицо функциональные состояния, которые могут вылиться в болезнь (например, пищевая аллергия). Лечить их, как правило, не нужно, врач просто уделяет ребятам повышенное внимание и следит за выполнением рекомендаций. III группа — дети с хроническими заболеваниями, которые тем не менее успешно лечатся (это может быть, к примеру, дискинезия желчевыводящих путей или хронический гастрит). А вот IV группа означает: ухудшение состояния здоровья столь значительно, что отражается уже на качестве жизни. В основном к ней относятся дети–инвалиды.
Как «поменять» группу здоровья?
— Вопрос некорректный. Это ведь не ярлык, который автоматически перевешивается по чьему–то желанию. Нельзя рассуждать так: идет малыш в школу — «снимите диагноз», нужна справка в санаторий — «поставьте», нужно освободить чадо от выпускных экзаменов — «поставьте», приходит время поступать в вуз — «снимите». Мы, врачи, выносим обоснованное заключение, руководствуясь интересами ребенка. И родителям советуем трезво взвешивать будущие «риски». Не лучше ли сначала поправить здоровье, учась в обычной школе, а уж потом поступить в престижный вуз? Причем родителям придется потрудиться, чтобы врач перевел чадо из одной группы здоровья в другую: для этого его состояние должно существенно улучшиться. Диагноз — не приговор. Если, допустим, была дискинезия желчевыводящих путей, но ребенок прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его вполне могут снять с диспансерного учета и перевести во II и даже I группу.
Не слишком ли зыбка грань между II и III группой, с которой в некоторые гимназии не берут? Что такого страшного, допустим, в хроническом насморке?
— Отек слизистой у ребенка всего на 1 мм способен на треть уменьшить поступление воздуха через нос! Если же организм не будет нормально обеспечиваться кислородом, это скажется и на успеваемости, и аукнется проблемами всего респираторного тракта, нервной системы. А вопрос о том, что ученик с III группой здоровья не может заниматься в гимназии, не должен стоять в принципе. Там, бывает, учатся даже дети–инвалиды. Мы, медики, говорим о невозможности обучения только тогда, когда школьник по состоянию здоровья не «тянет» программу, много пропускает и не может наверстать упущенное дополнительными занятиями.
Что такое группа по физкультуре и как она определяется?
— Групп по физкультуре тоже четыре. Первая, основная, рассчитана на детей, которые не имеют или имеют незначительные отклонения в здоровье, достаточную физическую подготовку. Подготовительная — на ребят с низкой физподготовкой, ослабленных после болезни. В специальную медицинскую группу входят те, у кого есть хронические недуги, то есть в основном дети с III группой здоровья. С ними должны заниматься специально обученные учителя как минимум 3 раза в неделю, причем в группе должно быть не более 8 — 12 человек. На лечебную физкультуру направляются те, кто имеет тяжелую хроническую патологию, в период обострения болезни. Но такие занятия проводятся только на базе лечебного учреждения. Группы по физкультуре — тоже система динамичная: в зависимости от состояния ребенка его могут переводить из группы в группу даже в течение учебного года.
А нужны ли вообще группы здоровья? Говорят, у нас 80 процентов детей уже чем–нибудь больны.
— Это, мягко говоря, преувеличение. Одно время действительно статистика удручала. Но сегодня в Минске общая картина выглядит так: I группа — 10% ребят, II группа — 65%, III — 24%, IV — 1%. То есть здоровых детей — абсолютное большинство. Следующая наша задача — заинтересовать учащихся и родителей, чтобы они приходили к нам не только за справкой. Для юношей 15 — 17 лет введены «паспорта здоровья», из которых сразу видно, каково состояние сердечно–сосудистой, нервной, дыхательной систем, каковы резервные возможности. Такие «паспорта» планируется ввести для всех детей начиная с 10 лет. Вскоре начнется компьютерный мониторинг здоровья подрастающего поколения, он даст возможность любому родителю в любой момент зайти на электронную страничку своего ребенка и узнать о его состоянии все, в том числе — какая у него группа здоровья или группа по физкультуре и почему. А вообще, уважаемые мамы и папы, почаще приходите в поликлинику — там и ответят на все ваши вопросы.
Студент
В специальных медицинских группах (СМГ) занимаются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. В БГМУ к СМГ относятся около 30% студентов. По многолетним наблюдениям выявлены три функциональные системы, имеющие наибольший процент заболеваний среди студентов спецмедгрупп БГМУ. Это опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система и органы зрения. В последние годы наблюдается рост болезней мочеполовой и пищеварительной системы.
Учебные занятия физической культурой СМГ проводятся в специально оборудованных спортивных помещениях зального типа общ. №5 и общ. №10.
Основными видами упражнений в СМГ являются:
Обязательными являются индивидуальные для каждого студента общеразвивающие и специальные корригирующие упражнения; релаксационные упражнения, снимающие эмоциональное и умственное перенапряжение; дыхательные упражнения, позволяющие быстро увеличивать функциональные возможности организма и достигать наибольшего объема физической нагрузки с наименьшей затратой энергии.
В 10-м общежитии для учебного процесса оборудованы и оснащены спортивным инвентарем пять помещений.
Студенты занимаются в:
Самыми благоприятными нагрузками для студентов являются циклические аэробные упражнения в умеренном темпе. Дозированная ходьба (преимущественно на открытом воздухе), оздоровительная аэробика, упражнения на беговой дорожке и велотренажере активно применяются в СМГ.
Оздоровительная направленность физической культуры реализовывается:
Занятия в СМГ состоят из следующих модулей: оценка физического состояния и физической работоспособности, развитие основных двигательных способностей, методы контроля (педагогического и физиологического) за уровнем физического здоровья студентов в процессе занятий физическими упражнениями, инструкторская практика (по основам методики проведения самостоятельных занятий), составление комплексов общеразвивающих упражнений гигиенической и корригирующей гимнастики.
В процессе обучения студентов, важное место отводится современным технологиям.
На методических и практических занятиях широко используется демонстративный видео- и DVD материал.
Разнообразные движения являются естественным биологическим стимулятором жизнедеятельности организма.
Рациональная физическая нагрузка повышает функциональные резервы организма и адаптацию к изменяющимся условиям, закладываются основы физического совершенства, формирует здоровье.
Окей, Sputnik: должен ли ребенок с СМГ ходить на физкультуру?
Sputnik продолжает отвечать на вопросы белорусов. Так, в редакцию обратилась мама минского школьника с таким вопросом: у ее ребенка стоит СМГ (специальная медицинская группа) по физкультуре, однако ходить на занятия и переодеваться в форму в школе его заставляют – насколько это законно?
Как выяснил Sputnik, учебная программа по физкультуре для ребят с СМГ отличается: ее утверждают отдельно по согласованию с Минздравом. Помимо прочего, в ней указывается, какие виды физической нагрузки допустимы и недопустимы при различных заболеваниях.
«Посещение школьниками, отнесенными к СМГ, учебных занятий по физической культуре является обязательным», – говорится в документе.
Также там отмечается: занятия с отнесенными к спецмедгруппе школьниками должны проводиться отдельно – то есть не так, как с ребятами, имеющими другие группы здоровья. Учителя должны проходить специальную подготовку для проведения таких занятий.
Сама же учебная программа по физкультуре для ребят с СМГ зависит от их заболевания. Возможны как теоретические занятия, так и практические – с ходьбой, бегом, гимнастикой для глаз или другими легкими видами физической нагрузки, допустимыми для каждого конкретного ребенка.
Впрочем, даже если отдельные упражнения для ребят с СМГ не проводятся, на физкультуре присутствовать они обязаны. Более того, согласно инструктивно-методическому письму Минобразования по организации учебного процесса по физкультуре, допускаются на занятия ребята только в спортивной форме – соответствующие требования закреплены и в санпине.
Вне зависимости от группы здоровья школьник должен посещать все занятия. Если же у ребенка, например, не пройдено медицинское обследование и, соответственно, не установлена медицинская группа, он также обязан присутствовать на занятии, но к практическому выполнению занятий не будет допущен. Форму и в таком случае придется надевать – согласно санитарным нормам и правилам.
Первым или последним уроком, до или после занятий — когда заниматься с детьми из спецмедгруппы?
В группе из 10 человек (3–10 класс), которая по состоянию здоровья относится к специальной медицинской группе, занятия проходят два раза в неделю после окончания занятий. Правомерно ли замечание санитарных служб, которые указывают на нарушение п. 119 Cанитарных норм и правил1, в котором, в свою очередь, указано, что не допускаются занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» более одного раза в неделю первыми или последними учебными занятиями? Ведь инструктивно-методическое письмо Министерства образования к началу 2017/2018 учебного года допускает проведение более одного раза в неделю занятий спецмедгрупп до и после занятий.
Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в специальных медицинских группах (далее — спецмедгруппа) достаточно подробно раскрыты в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2017 г. «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждении общего среднего образования» (приложение 20 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье») (далее — Письмо), а также в п. 112–119 Санитарных норм и правил.
Так, учебные занятия с учащимися спецмедгруппы должны быть организованы с начала учебного года.
Комплектование спецмедгрупп на начало учебного года (до 1 сентября) осуществляется медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся.
При определении количества спецмедгрупп нужно учитывать п. 114 Санитарных норм и правил, согласно которому наполняемость такой группы должна быть не более 12 человек.
Директору на заметку
На основании сведений, представленных медицинским работником, директор своим приказом должен утверждать количество и списочный состав спецмедгрупп на начало каждого полугодия.
В спецмедгруппах занятия проводятся учителями физической культуры, прошедшими специальную подготовку (в т.ч. во время повышения квалификации).
Занятия, как и с любой отдельно сформированной спецмедгруппой, должны проводиться в количестве двух учебных часов в неделю. Недопустимо объединять учебные занятия спецмедгруппы или проводить их два дня подряд.
Можно ли занятия спецмедгруппы проводить одновременно с занятиями физкультурой детей из основной группы здоровья?
Министерство образования считает целесо-образным проводить занятия спецмедгруппы одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Иными словами, один учитель проводит занятие с учащимися основной группы класса, а в это же время другой — с учащимися спецмедгруппы этого же класса. При этом требование ч. 3 п. 114 Санитарных норм и правил (занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье») не будет нарушено.
Однако очевидно, что в рассматриваемой ситуации эта рекомендация не выполняется.
Возможно, в данном учреждении учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, в отдельных классах небольшое количество (по 1–2), поэтому и группа сформирована из учащихся разных классов (с 3-го по 10-й). В такой ситуации расписание занятий, соответствующее Санитарным нормам и правилам, составить достаточно сложно. Причины могут быть и другие: в учреждении работает только один учитель физической культуры и здоровья; вместимость спортивного зала не позволяет одновременно провести урок с основной группой и учащимися спецмедгруппы и т.п.
Есть ли расхождение между п. 119 Санитарных норм и правил и Письмом?
В Письме действительно содержится фраза о том, что «учебные занятия с учащимися специальной медицинской группы могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий».
В то же время п. 119 Санитарных норм и правил устанавливает, что проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускается в одном классе в течение двух дней подряд (на это обращается внимание и в Письме), а также более одного раза в неделю первыми или последними учебными занятиями. Последняя часть этого пункта как будто находится в противоречии с Письмом.
На самом же деле противоречия между данными документами нет.
Обратите внимание
Письмо, разрешая планировать в расписании учебного дня до или после учебных занятий проведение занятий с учащимися спецмедгруппы, не устанавливает разрешение на проведение всех двух занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в спецмедгруппе первыми или последними уроками.
Поэтому замечание представителя органа здравоохранения о нарушении п. 119 Санитарных норм и правил справедливо.
Действия администрации учреждения образования
Директору учреждения образования целесообразно рассмотреть вопрос о разделении спецмедгруппы на несколько. Ведь наполняемость спецмедгруппы должна быть не более 12 учащихся. К тому же сложно организовать качественное проведение занятия для учеников столь существенно различающихся возрастных групп.
Заместителю же директора по учебной работе следует пересмотреть расписание с учетом организации занятий для спецмедгруппы без нарушения Санитарных норм и правил.
К слову, замечания бы не было, если бы медицинский работник, как того требует п. 116 Санитарных норм и правил, совместно с руководителем учреждения общего среднего образования или его заместителем осуществлял должный контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.