слова предметы что это
Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»
Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
закрепить усвоение лексического значения слова;
способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
учить задавать вопросы к словам-предметам;
учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением;
корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
развивать мелкую моторику;
формировать коммуникативную сторону речи учащихся;
воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
Оборудование: изображения острова; разрезная азбука; предметные картинки; мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Посмотрите вокруг! Нас окружают разные предметы.
Запомни! Когда мы называем какой-то предмет, мы произносим слово.
Логопед: посмотрите перед вами картинки. Назовите предметы, которые здесь нарисованы. (Матрешка, грузовик, ведерко). Назовите предметы, нарисованные на картинках, одним словом (Игрушки).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправляемся в путешествие на паровозике. Мы поедем на волшебный остров, где будем изучать особенности местных жителей.
У меня есть билет с названием этого острова. Но по дороге на остров нам могут повстречаться пираты, и название острова зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: солнце, лимон, обруч, валенки, ананас.
Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
Теперь мы знаем название острова и можем отправляться в путь.
Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
Мы приехали на остров «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители острова.
Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
Что же это? (Набор букв.)
Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)
Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают).
3. Слова, обозначающие предметы.
Остров Слов поделен на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)
Можно ли из этих букв составить слово?
Какое слово получилось? («предметы»)
Как же называются жители этой части острова? («слова-предметы»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу?
Почему? (Не назвали предмет.)
Мальчик, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя мальчика не названо.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть. «Хлопай, топай, не зевай». Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?» Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?» Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?» Всё, что движется само, ест, растёт – живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
6. Физкультминутка
«Хлопай, топай, не зевай».
Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.
7. Закрепление знаний по теме.
Слова-предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Игровое упражнение «Прогулка по лесу».
На острове Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему паровозику. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
8. Работа по преобразованию слов.
Нам пора возвращаться домой. Но чтобы попасть на наш паровозик, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
Запишите пары слов в ваших тетрадях. (Работа у доски и в тетрадях).
Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.
9. Итог занятия.
Вот мы и дома. Как много вокруг нас слов.
С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами)
Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые)
На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?что)
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.
Конспект комплексного занятия «Предметы вокруг нас» в средней группе Конспект комплексного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство.
Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.
Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.
Конспект занятия «Предметы гигиены» с детьми младшего дошкольного возраста Цель занятия:создание условий для развития умений различать и называть предметы гигиены, формирование представления об их роли для человека;.
Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 61. Слова-предметы
Части речи – – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных.
В предложении имя существительное может быть главным и второстепенным членом.
Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (именуют, называют) предмет, который существует в окружающем нас мире. Существительные могут обозначать одушевлённые и неодушевлённые предметы: людей, животных, растения, явления природы, города, события, чувства и качества людей.
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Имя существительное.
Прочитайте слова. Запишите только имена существительные.
небо, звери, яблоко, сильный, дождь, кактус, орёл, лес, дремучий, говорить
Подсказка: Вспомните определение имени существительного.
Правильный ответ: небо, звери, яблоко, дождь, кактус, орёл, лес
Задание. Однокоренные имена существительные.
В какой строчке перечислены только однокоренные имена существительные?
Подсказка: Вспомните определения однокоренных слов и имён существительных.
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Класс: 1
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
Справка Летучей мыши:
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
— Проверим правильно ли догадались.
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»
Наталия Чернышова
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»
Тема. Предмет и слово. Слова – названия предметов.
Цель: дать понятие о предмете и номинативной роли слова;
учить понимать, что слов много, их можно слышать, произносить, писать;
познакомить со словами – названиями предметов;
учить обозначать слова – названия предметов одной прямой линией;
способствовать формированию понятийного мышления детей;
развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
1. Приветствие. Знакомство с детьми. Усвоение основных правил поведения на занятии.
Цель: Установление эмоциональной связи.
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
Дети садятся за стол.Воспитатель знакомит детей с формами обращения к нему на занятии: «Наталья Александровна, разрешите пожалуйста…», «Наталья Александровна, я хочу спросить.»
Воспитатель знакомит детей с основными правилами поведения на занятии (как и когда вставать из-за стола, в каких случаях следует поднять руку, когда можно разговаривать, как отвечать на вопросы и как задавать вопросы и др. Дети упражняются в усвоении правил поведения на занятии в ходе создаваемых воспитателем соответствующих ситуаций.
2. Знакомство с кукольными героями.
М е д в е ж о н о к. Здравствуйте, здравствуйте. Я услышал, что кто-то говорит здесь, и решил посмотреть.
А что вы здесь делаете?
В о с п и та т е л ь. Здравствуй, Мишутка. Мы здесь занимаемся – учимся.
М е д в е ж о н о к. Я никогда не учился в школе.
В о с п и та т е л ь. Никогда! Не огорчайся. Оставайся с нами. Наши ребята готовы тебе помогать. Правда, ребята?
3. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня мы поговори о словах, научимся их обозначать.
Знакомство со словами – названиями предметов.
— Что я вам показываю? (Воспитатель показывает разные предметы.)
-Кто может сказать одним словом, что я вам показывала? (Предметы.)
– А вы что называли? (Слова.)
Вы произнесли слова, которые называют предметы.Мы их так и будем называть: слова – названия предметов.
– Что можно сделать с предметом, например, с карандашом? (Воспитатель показывает. Можно взять в руки, писать, подарить.)
– Что можно сделать со словом? (Можно произнести, записать, прочитать, услышать. Воспитатель произносит, записывает слово карандаш).
Работа с картинками. (Воспитатель показывает разные картинки.)
-Как вы думаете, почему о еже и слоне я спросила, кто это? А о чашке и доме что это? (Воспитатель показывает разные картинки и объясняет, какие слова отвечают на вопрос кто? а какие – на вопрос что) На столе у вас лежат предметные картинки. Назовите их и распределите на две группы: в первую войдут названия предметов, отвечающие на вопрос кто, в другую – на вопрос что?
М е д в е ж о н о к выполняет это задание на доске. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)
Физкультминутка. Игра «Сова».
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
Закрепление и осмысление знаний.
-Какие вопросы мы ставим к словам, которые называют предметы? Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто это? Назовите слова, которые отвечают на вопрос что это?
-Как мы условно обозначаем их на доске или бумаге?
2. Игра «Назови одним словом».
Воспитатель называете слова и бросаете мяч, ребёнок подбирает к ним общее (родовое)название:
Приблизительный набор слов:
Грузовик, автобус, самолёт, троллейбус, мотоцикл, велосипед-это транспорт.
Стол, стул, полка, кровать-это мебель.
Помидор, огурец, лук, морковь, свекла – это овощи.
пальчиковая игра «НА ОПУШКЕ ДОМ СТОИТ»
1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой,
2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»,
3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
4. Вокруг дома есть забор (руки перед собой, пальцы растопырить).
6. «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх)
4. Итог занятия. М е д в е ж о н о к помогает.
— С какими словами мы познакомились?
-На какие вопросы они отвечают?
-Как мы их обозначаем?
Многофункциональная игра «В гостях у феи Флоры» Цель:Организовывать разнообразную, интересную деятельность детей, направленную на их сенсорное развитие, развивать интерес к математическим.
Перспективное планирование дидактических игр по формированию цветовосприятия у детей раннего возраста на учебный год Сентябрь Собери шарики в стакан Цель игры: способствовать умению различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и.
Предмет и слово
Обучение грамоте. 1 класс
Дошкольники, как правило, не отделяют слово от предмета. Лишь в результате специального обучения позиция ребенка относительно речи приобретает теоретический характер. С первых же уроков обучения грамоте важно разграничить в представлении учащихся предмет и слово, его называющее. Выделив слово как объект изучения, можно развернуть работу по установлению основной функции слова – номинации (называния).
Задача первых уроков – выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки). В это время учащиеся получают первоначальные представления о номинативной функции слова. Сопоставление функций предметов с функцией одноименных слов приводит учащихся к выделению назначения слова – служить наименованием предмета. Знакомство со словами, называющими действия и признаки, расширяет представления о номинативной функции слова.
В статье предложены беседы, раскрывающие роль слова в речи. Схемы «слово – предмет» (действие, признак) педагог может заменить другими, более удобными для работы.
Урок 1
Тема. «Предмет и слово».
Цель. Выяснить, что у предметов и слов, их называющих, разная работа.
Учебные материалы. Мяч, цветок, портфель, коробочка, фишки.
Содержание беседы
Учитель. Русский язык – наш родной язык: по-русски мы говорим, думаем, пишем. Но ведь есть и другие языки. Можете ли вы назвать некоторые из них?
– У каждого народа – свой язык. Чем один язык отличается от другого?
Дети. Словами.
У. Да, один язык от другого отличается словами. Вы знаете какие-нибудь слова на английском языке? А говорить по-английски вы умеете? А по-немецки говорить умеете? Почему? На каком языке говорим мы с вами?
Посмотрите на предмет и скажите, как его название звучит по-русски? по-английски? по-немецки?
Учитель показывает рисунок кошки или собаки.
– Предмет один, а слова, которыми мы этот предмет называем, на разных языках звучат по-разному.
А русские слова вы знаете? Пусть каждый из вас скажет одно русское слово. Слова обозначим фишками и будем их собирать в коробочку. Посмотрим, как много слов вы знаете.
Учитель проходит по рядам и собирает фишки.
– Молодцы! Вы, конечно, знаете очень много русских слов и говорить по-русски умеете. А знаете ли вы, что такое слово?
– Сейчас вы еще не можете правильно ответить на этот вопрос: «Что такое слово?» – но уже к концу урока узнаете о слове много нового.
Я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все ее хорошо знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать?
Учитель показывает цветок.
Д. Понюхать, сорвать, подарить.
У. А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово цветок. Что можно сделать со словом цветок? Можно ли со словом цветок сделать то же, что мы сделали с вещью? Можно ли слово цветок поставить в вазочку, положить на стол, понюхать? Что же можно сделать со словом?
Д. Слово цветок можно произнести, услышать, прочитать, написать.
У. Подарить, понюхать, положить на стол, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет цветок и слово цветок?
– У меня есть другая вещь.
Учитель показывает машинку.
– Что можно сделать с этим предметом?
Д. Покатать, разобрать, поставить на стол.
У. Кто хочет выйти и показать, что с ним можно сделать?
Дети выполняют задание.
– Хорошо. Теперь я уберу этот предмет и произнесу слово, которым мы этот предмет обозначаем, – машина. Можно ли покатать слово машинаразобрать, поставить на стол? Что можно сделать со словом машина?
– Сейчас я вам покажу слово.
Учитель показывает портфель.
– Я показываю вам слово? Вы согласны?
Д. Нет, это не слово, а предмет.
У. Что можно сделать с этим предметом? А со словом портфель можно делать то же самое? Какая же разница между этим предметом и словом портфель?
– Узнали вы сегодня что-то новое о слове? Что можно делать со словами? А что можно делать с вещами и предметами?
Слова и предметы – это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, читать, а вещи можно передавать друг другу, трогать руками, прятать, и еще много такого можно делать с предметами, чего со словом не сделаешь.
Сумеете вы дома рассказать папе и маме, что мы делали сегодня на уроке? А сказать, что можно делать со словами? Можно об этом рассказать своей любимой игрушке.
Вы все очень хорошо отвечали. Но вот для чего нужны слова? На этот вопрос мы еще не ответили. Постараемся узнать об этом на следующем уроке.
Урок 2
Тема. «Слова, называющие предметы».
Цель. Выяснить, что слова служат названиями предметов, людей, животных.
Учебные материалы. Игрушка Карлсон, шнурок; пенал, тетрадь; иголка с ниткой, клубок ниток; модель слова, Энциклопедический словарь юного филолога, букварь.
Содержание беседы
Учитель. К нам на урок прилетел Карлсон. Он никогда не учился в школе и считает, что предмет и слово – это одно и то же. А как вы думаете? Давайте попробуем ему все объяснить. Какой предмет я показываю?
Дети. Шнурок.
У. Что можно с этим предметом сделать?
Д. Завязать бантиком, зашнуровать ботинок, подарить.
У. А можно слово шнурок завязать бантиком?
Д. Нет.
У. Что можно сделать со словом?
Д. Написать, прочитать, услышать, сказать.
У. Вчера в конце урока я задала вам вопрос, на который надо найти ответ на сегодняшнем уроке. Но вот беда – вопрос забыла. Кто может его напомнить?
Д. Для чего нужны слова?
У. Карлсон тоже будет все внимательно слушать и запоминать, а в конце урока приземлится на парту к тому, кто будет хорошо работать – искать ответы на вопросы.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю – не знаю». Я буду вам показывать разные предметы. Кто не знает, что это такое, – поднимайте руку.
Учитель показывает пенал, тетрадь, иголку с ниткой, клубок ниток.
– Итак, все предметы вам хорошо знакомы. Сейчас я спрячу эти вещи в ящик стола. Я задумала один из предметов, который лежит в ящике. Ваня, дай мне предмет, который я задумала. Выходи, открывай ящик и дай мне предмет, который я задумала.
Ваня. Я не могу это сделать.
У. Почему ты не можешь выполнить мою просьбу?
Ваня. Я не знаю, какой предмет вы задумали.
У. Как же тебе это узнать? Попробую объяснить. Я вот какой предмет задумала.
Учитель рукой воспроизводит движения человека, который шьет.
– Узнал предмет? Давай мне его. Как ты узнал, что мне нужна иголка с ниткой?
Ваня. Вы мне его показали руками.
У. Значит, можно показать предмет жестами, и мы его узнаем. Кто может показать предмет жестами, чтобы мы догадались?
Несколько учеников изображают предметы.
– Продолжим нашу игру. Кто хочет достать из ящика задуманный мной предмет? Даша, дай мне вот этот предмет.
Учитель рисует на доске пенал.
– Узнала, какой предмет мне нужен? Как ты узнала?
Даша. Вы его нарисовали.
У. Значит, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. И по рисунку мы его узнаем. Дима, выйди к доске и встань так, чтобы ты меня не видел.Сейчас я буду показывать жестами предмет, который мне нужен. Ты догадался, какой это предмет?
Дима. Нет.
У. Я буду рисовать этот предмет на доске. Теперь ты узнал, какой предмет мне нужен?
Дима. Нет.
У. А что нужно сделать, чтобы ты догадался, какой мне предмет нужен?
Дима. Надо предмет назвать.
У. Я называю этот предмет – карандаш. Понятно теперь, какой мне предмет нужен?
Дима. Да.
У. Что я сделала, чтобы вы сразу поняли, какой мне нужен предмет?
Д.Сказали, назвали предмет.
У. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет? Жест? Рисунок?
Д. Конечно, слово.
У. Итак, чтобы назвать предмет, нужен не жест, не рисунок, а слово. При помощи жеста можно указать на предмет, с помощью рисунка изобразить его, а слово нужно для того, чтобы назвать предмет.
В «Энциклопедическом словаре юного филолога» о слове так говорится: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это кошка, это куст, это снег. Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. И “приклеены” они так накрепко, что кажутся нам частью самого мира».
Я вам прочитаю стихотворение, в котором встретится интересное «слово». Подумайте, является ли оно словом?
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытер стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
– Что же не является словом? Почему?
Д. Плим не является словом. Нет предмета, который бы так назывался.
У. А теперь я скажу – тетрадь. Ясно, какой предмет вы должны достать из ящика? Что я сделала, чтобы вы поняли, какой мне нужен предмет? Указала жестом, нарисовала?
Д. Вы назвали слово.
У. Верно, я его назвала. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет?
Д. Слово.
У. Так зачем же нужны слова?
Д. Слова нужны для того, чтобы называть предметы.
У. Слова, которые называют предметы, мы будем обозначать вот такой моделью:
– А теперь попробуйте рассказать друг другу по очереди о том, что вы узнали на уроке.
– Можете вы теперь ответить на вопрос: «Для чего нужны слова?» Как мы будем обозначать слова, которые называют предметы? Сейчас надо будет узнать еще один предмет из ящика.
Учитель показывает жестами круглые предметы.
Д. Мяч, клубок.
У. Значит, жестами не так уж легко объяснить предмет. Хорошо, я нарисую его.
Учитель рисует круг.
Д. Нет.
У. Я вам показывала жестами, рисовала, но вы не поняли. А теперь скажу – мяч. Ясно, какой предмет мне нужен? Так что понятнее – жест, рисунок или слово?
Д. Слово.
У. Перед вами лежит букварь. Откройте его на с. 3. Назовите то, что здесь нарисовано. Что вы сейчас говорили? А что понятнее: сказать слово щенок или показать это животное на рисунке? Что можно делать с рисунком, на котором изображен щенок? А с живым щенком? А что можно делать со словом щенок? Зачем нужно слово щенок? Зачем нужны другие слова? Сегодня мы узнали, что слова нужны для того, чтобы называть предметы, животных, людей. Как вы думаете, могут ли называть слова что-нибудь другое? На этот вопрос попробуем ответить на следующем уроке.
Статья опубликована при поддержке корпорации «Профессионал», предоставляющей услуги кузовного ремонта автомобилей. Команда профессионалов в сфере восстановительных работ в кратчайшие сроки выполнит ремонт любой степени сложности, в том числе восстановит автомобиль после ДТП, покрасит кузов или отдельные запчасти, проведет ТО и комплексное слесарное обслуживание. Уровень сервиса в «Профессионале» находится на самом высочайшем уровне, при этом цены на кузовной ремонт в некоторых случаях на 40-60% ниже, чем у дилеров. Также стоит добавить, что в корпорации Вы имеете возможность выполнить любой ремонт в кредит на самых выгодных условиях в Москве. На сайте 77professional.ru Вы можете узнать обо всех услугах, оказываемых компанией, а также рассчитать предварительную стоимость ремонта.
Урок 3
Тема. «Слова, называющие действия».
Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы, людей или животных, но и действия.
Учебные материалы. Букварь; модели для обозначения слов, называющих предметы и действия; рисунки предметов и животных; звонок; игрушка Карлсон.
Содержание беседы
Учитель. Сегодня Карлсон придумал для вас задание. Посмотрите и назовите предмет, изображенный на первом рисунке.
Дети. Коньки.
У. Что вам понадобилось, чтобы назвать этот предмет?
Д. Слово.
У. Как спросить об этом предмете?
Д. Что это?
У. Назовите это животное.
Д. Жираф.
У. Как спросить об этом животном?
Д. Кто это?
У. А теперь я буду показывать рисунки, а вы задавайте вопрос и называйте слово.
Дети выполняют задание.
– Покажите, какую модель мы используем для обозначения слов, называющих предметы.
Учитель приглашает к доске ученика и дает ему в руки мел.
– Назовите то, что Илья держит в руках.
Д. Мел.
У. Что вы сказали, когда назвали предмет?
Д. Слово.
Учитель просит Илью написать мелом что-нибудь на доске.
У. А теперь скажите, что Илья делает этим предметом?
Д. Пишет, рисует.
У. Вот вы сейчас сказали – пишет, рисует. Что называют эти слова? Предмет?
Д. Нет. Илья это делает.
У. Верно, слова пишет, рисует называют то, что делают этим предметом, то есть действия. Так какие действия выполнял Илья мелом? Слова, которые называют предметы, мы с вами обозначаем вот такой моделью:
– Модель, которой мы будем обозначать слова, называющие действия, должна отличаться от первой модели. Как это отличие можно показать?
Дети приходят к выводу, что модель будет такой:
– Откройте букварь. Скажите, кто здесь изображен?
Д. Мальчик.
У. Что это слово называет? Обозначьте его моделью.
Каждый ученик выкладывает модель у себя на парте, один работает у доски.
– Что делает мальчик на первом рисунке?
Д. Плывет.
У. Что называет слово плывет? Какой вопрос я задала, на который вы ответили словом плывет?
Д. Что делает?
У. Какой моделью мы обозначим слово плывет? Прочитайте по модели, что у нас получилось.
Д. Мальчик плывет.
Такая же работа проводится по второму рисунку.
У. Карлсон приготовил для нас игру «Кто больше?». Нужно подобрать слова, называющие предметы, животных, людей или слова, называющие действия. Не забывайте задавать вопрос. Выигрывает тот ряд, который назовет больше слов. За каждый правильный ответ вы получаете флажок.
Дети играют. Учитель приглашает к доске ученика, просит его взять книгу и читать.
– Кто это? Назовите его. Что называет слово ученик? Обозначьте слово, называющее человека, моделью. Что делает ученик? Что называет слово читает? Обозначьте слово, называющее действие, моделью. Назовите предмет.
Учитель показывает звонок.
– Обозначьте слово моделью. Почему вы показали такую модель? Что делает звонок?
Д. Звенит.
У. Обозначьте слово звенит моделью. Прочитайте по моделям, что получилось.
Дети выполняют задание.
– Расскажите друг другу о том, что могут называть слова и какой моделью мы их обозначаем. А как вы думаете, могут ли слова называть еще что-нибудь? Подумайте над этим вопросом дома.
Урок 4
Тема. «Слова, называющие признаки».
Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы и действия, но и признаки предметов.
Учебные материалы. Букварь; набор предметов и моделей; два Карлсона (один большой, другой маленький); два фломастера разного цвета.
Содержание беседы
Учитель. Я покажу вам несколько хорошо известных предметов. Назовите их.
Дети. Карандаш, ручка, фломастер.
У. Саша, дай мне фломастер. Спасибо! Но может оказаться и так.
Учитель убирает ручку, карандаш и кладет еще один фломастер другого цвета.
– Сейчас я снова назову предмет, а ты мне его дашь. Фломастер.
Если ученик пытается дать любой фломастер, то нужно дать понять, что одного названия предмета недостаточно.
– Достаточно теперь назвать предмет, чтобы вы его узнали? Что я еще должна сказать, чтобы вы узнали тот предмет, который мне нужен? Я скажу слово красный. Ясно теперь, какой фломастер мне нужен?
Д. Да.
У. Что я назвала словом красный? Предмет? Нет, предмет мы называем словом фломастер. А что называет слово красный? Верно, слово красный называет цвет фломастера, то есть то, чем этот фломастер отличается от другого. Назовите, кто это?
Д. Карлсон.
У. А это?
Д. Карлсон.
У. Чтобы назвать и тот и другой предмет, сколько слов вам понадобилось?
Д. Одно.
У. А теперь я попрошу дать мне Карлсона. Вы поняли, о каком Карлсоне я говорю? Что нужно назвать еще, чтобы узнать, какой Карлсон нужен?
Д. Рост, размер.
У. Верно, нужно назвать то, чем Карлсон, который мне нужен, отличается от другого. Большой Карлсон. Теперь понятно, какой Карлсон мне нужен? Что называют слова большой, маленький?
Д. Размер.
У. Верно, эти слова называют размер, то есть то, чем один предмет отличается от другого. На уроке математики вы сравниваете предметы. На что вы обращаете внимание, когда сравниваете предметы?
Д. На их признаки.
У. Значит, что называют слова маленький, большой, красный, зеленый, толстый, тонкий?
Д. Признаки.
У. То, чем один предмет отличается от другого.Откройте букварь. Посмотрите на рисунки. Назовите предмет, который изображен на первом рисунке. А на втором?
Д. Мяч.
У. Сравните оба мяча по размеру. Какой первый мяч? А второй? Что называют слова большой, маленький? Для чего нам нужны слова, называющие признаки предметов?
Д. Чтобы отличать один предмет от другого.
У. Слова, называющие признаки предметов, нужно обозначить моделью, которая будет отличаться от известных нам моделей. Какой она может быть?
Дети по аналогии предлагают:
– Что же могут называть слова?
Д. Предмет, действие предмета, признак предмета.
У. Как вы теперь ответите, если вас спросят, для чего нужны слова?
Д. Слова нужны для того, чтобы называть предметы, людей, животных, действия и признаки этих предметов.
У. Сегодня Карлсон снова приготовил для вас игру. Нужно назвать как можно больше слов, соответствующих модели. Какие слова вы будете говорить, когда увидите вот такую модель слова?
Дети называют слова.
– Теперь Карлсон приготовил слова, а вы должны показать модель, которой мы эти слова обозначаем. Каждый раз нужно задавать вопрос к слову и указывать, что слово называет.
(Спит, красивый, колокольчик, щенок, зубастый, кусается, приземлился, ракета, огромная.)
Дома попытайтесь рассказать родителям о том, что слова называют, и придумать по три слова, называющих предметы, признаки и действия предметов.