слова называющие то во что раньше одевались дети
Как одевали детей на Руси
Одежда младенцев
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Одежда малышей
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
Одежда отроков
Одежда молодежи
В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
Презентация по родному русскому языку 2 класс что носили в старину
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
По одежке встречают… Родной русский язык 2 класс
Рубашка Воротник и рукава, Гладит мама не спеша. Это не тельняшка, А белая…
Легкий, пестрый, Кружевной. Я хочу себе такой. Две бретельки натяну, Поясочек затяну, И гулять я в нем пойду. Сарафан
Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. Шуба
Я не целая, как платье, Только половинка. Узкая, широкая, А бываю длинная. Юбка
Рюшки по низу висят. Есть бретельки на плечах. Впереди большой карман, Я одела… Сарафан
Что носили в старину?
РУБАХА Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Про хорошо работающего человека говорят, что он работает засучив рукава. А если человек ленится, трудится плохо то про такого человека говорят, что он работает спустя рукава. Эти выражения появились потому что на Руси носили одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали. Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно.
ЛАПТИ – плетен-ная обувь из лыка
СОРОЧКА Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
САРАФАН Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Рассмотрите репродукцию картины Федота Васильевича Сычкова «После катания»: Расскажи во что одеты дети. Отличалась ли одежда крестьянских детей от одежды взрослых?
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-689276
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по родному (русскому) языку «Слова, называющие то, во что раньше одевались дети»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Кемалова Севиля Нусридиновна
Родной русский язык
Дата 01.10.2020 г. Урок № 5 Класс 2
формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.
Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.
научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получит возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.
Тип урока. открытие новых знаний
Оборудование: проектор, ноутбук.
1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3 мин.
— Вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?
— Тогда отгадайте загадки:
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая …(рубашка)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? (Рубашки)
Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела …(сарафан)
Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
— Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
— Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)
— Где мы будем искать информацию для нашего проекта? ( Вспомним и обсудим всё о чем говорили на прошлом уроке, в учебнике, произведениях искусства – репродукции художников. )
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10 мин.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 11 мин.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.
— Вот и подошёл к концу наш урок. Какую работу мы с вами выполнили? Что вы запомнили? Что было интересным для вас? В чём возникли трудности? Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?
Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.
ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей
План урока по родному русскому на тему «Во что одевались в старину.» 1 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока в 1 классе по родному языку составлен по учебнику Александровой О.М., Вербицкой Л.А.
Тема: «Во что одевались в старину.
1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.
2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.
3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народ.
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? (Рубашки)
Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая …(рубашка)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела …(сарафан)
— Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
— Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)
2. Объявление темы и целей урока.
На Руси климат т был не жаркий – долгая зима и прохладное лето, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.
3.Изучение нового материала.
“По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.
Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные. Давайте поговорим об мужской и женской одежде.
— Мужская одежда Х в.
По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке.
Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.
Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.
Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.
— Женская одежда крестьян.
Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.
Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.
верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.
Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.
А купцы и знатные люди носили сапоги.
5. Работа с учебником: с. 91-98.
Работа с иллюстрациями и словарём, с опорой на текст и вопросы в учебнике.
— Рассмотрите картинки, что на них изображено? Кто носил кафтан? Кто носил армяк? Чем отличался армяк от кафтана? (По ходу работы на магнитную доску крепятся предметные картинки с изображением старинной русской народной одежды.)
· Работа в парах по учебнику на с. 101-102.
— Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищем по парте. Попробуйте вспомнить слова, называющие одежду, которую носили в старину и расскажите, что эти слова означают.
— Какие предметы одежды вы видите на картине Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).
— Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).
7. Закрепление изученного материала.
На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.
1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?
Раскрасить картинки с детьми в народных русских костюмах.
Родной (русский) язык. Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Конспект урока в 1 классе по родному языку составлен по учебнику Александровой О.М., Вербицкой Л.А. Тип урока: конструирование способа действия (краткосрочный проект).
Просмотр содержимого документа
«Родной (русский) язык. Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».»
06.02.2019г.
1 класс
Предмет: Родной (русский) язык.
Урок №20.
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Тип урока: конструирование способа действия (краткосрочный проект).
Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.
1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.
2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.
3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.
Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.
Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.
Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа.
1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3 мин.
— Вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?
— Тогда отгадайте загадки:
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая…(рубашка)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? (Рубашки)
Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела…(сарафан)
Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
И воротник, и два рукава,
Но мальчишки не наденут никогда. (Платье)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
Когда стрелки наутюжат,
Станут…намного лучше. (Брюки, штаны)
— Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
— Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)
2. Самоопределение к деятельности. Планирование работы, формулирование задач — 3 мин.
— Вы правильно сказали. Но у нас сегодня по родному языку не простой урок, а урок-проект. Каждый проект имеет тему, цель, задачи.
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Цель: создание словаря старинной русской одежды в картинках.
Задачи: вспомнить слова, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
— Как вы думаете, для чего нам это надо?
Гипотеза-предположение: словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.
— Где мы будем искать информацию для нашего проекта? (Вспомним и обсудим всё о чем говорили на прошлом уроке, в учебнике, произведениях искусства – репродукции художников.)
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10 мин.
Работа с учебником: с. 91-98.
Работа с иллюстрациями и словарём, с опорой на текст и вопросы в учебнике.
— Рассмотрите картинки, что на них изображено? Кто носил кафтан? Кто носил армяк? Чем отличался армяк от кафтана? (По ходу работы на магнитную доску крепятся предметные картинки с изображением старинной русской народной одежды.)
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 11 мин.
Работа в парах по учебнику на с. 101-102.
— Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищем по парте. Попробуйте вспомнить слова, называющие одежду, которую носили в старину и расскажите, что эти слова означают. (2-3 минуты)
— Какие предметы одежды вы видите на картине Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).
— Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).
Работа с пословицей.
По одежке встречают, по уму провожают.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Первый раз встретив человека, люди оценивают его внешний вид, как он выглядит, во что одет, как ведёт себя. В процессе общения, люди начинают вглядываться во внутренний мир этого человека – как он думает, что он говорит, как поступает с другими людьми. Оценивается его ум, мудрость, воспитание. В итоге, главным фактором, влияющим на мнение о человеке, становится его УМ, а не одежда в которую он одет.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.
— Вот и подошёл к концу наш урок. Какую работу мы с вами выполнили? Что вы запомнили? Что было интересным для вас? В чём возникли трудности? Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?
Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.
ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
:Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей