слоу фэшн что это
ПРО SLOW FASHION С ПРИМЕРАМИ ВЕЩЕЙ
В общем, я поняла, что не хочу гоняться за модой.
Я не такая.
Мне некогда.Есть вещи, которые меня в жизни интересуют больше, чем она #модапрости.
Я ее люблю при этом! И получаю от нее огромное удовольствие. Которое осознанно решила дозировать по причинам, озвученным выше.
А еще потому что активное потребление моды никак не вяжется с less is more и разумным потреблением. А мне это важно.
Поэтому в моем гардеробе почти нет fast fashion, но есть slow fashion – медленная мода. Она дает возможность мне и моему гардеробу шагать в ногу со временем, приобретая вещи, фишка которых в качестве, а не в количестве. Они способны выдержать много сезонов, оставаясь модными и актуальными. И легко превращаются в десятки стильных комплектов, отрабатывая свою стоимость и место, которое они занимают в шкафу.
Пример быстрой моды – пластиковая обувь. Поматросим сезон, бросим, она потом 300 лет будет разлагаться.
Пример медленной моды – соломенная сумка. Ничего ей не будет, если правильный фасон выбрать. Годами будете носить. А если решите избавиться, то солома не так опасна для окружающей среды.
К медленной моде можно относить:
К медленной моде этого сезона я бы отнесла оверсайзный блейзер. Чтобы прям совсем экологично и медленно-модно получилось, не покупайте себе новый, потырьте лучше один из блейзеров мужа. А если без шуток, то, базовый оверсайз можно спокойно носить и вне модных трендов, а в рамках персонального стиля, если вы фанат oversize.
Вещи в разных стилях. Да, не базой единой прекрасен женский гардероб. В рамках этого пункта нужен особенно хороший вкус, чтобы:
Я принципиально не покупаю то, что не продержится дольше 6 месяцев или года. Кроме случаев, когда остро-модная вещь разбила мое сердце и я знаю, что продолжу носить ее в рамках моего персонального стиля даже когда тренд уйдет в народ, а потом и вовсе сойдет на нет, либо смогу ее удачно пристроить не на помойку, а в добрые и любящие руки.
На фото примеры базовых и не базовых вещей, которые можно отнести к slow fashion – это же совсем не скучно, видите?
Одна из фишек такого подхода к гардеробу – это гардероб из ЛЮБИМЫХ вещей, каждая из которых – жемчужина вашей персональной коллекции.
ЧТО ТАКОЕ SLOW FASHION И ПОЧЕМУ НАМ ЭТО НУЖНО
Мода меняется так быстро, что о том, что какая-то вещь в неё вошла, часто узнаешь уже после того, как она из неё громогласно вышла!
Если вы не заядлая фешиониста, вряд ли вы можете держать руку на пульсе моды 24/7. А, значит, неминуемо начинаете испытывать стресс на шопинге, ведь в магазинах нас подстерегает много, слишком много всякого разного и мы точно знаем, что не всё, что там продается, нужно покупать.
Ведь как минимум половина из этого – уже вышла из моды!
Чьорт! Как понять, что конкретно уже вышло, что выйдет вот-вот, а что войдет и как надолго, если тебе некогда в этом разбираться?
Быстрая мода – феномен современности.
Этот термин обычно используют, имея в виду бренд, ассортимент которого обновляется быстро.
Как быстро? Раньше речь шла о месяцах, сейчас – о днях и неделях.
Бренды fast fashion – это марки, использующие высокоскоростной цикл производства модной одежды, который даёт «быстрый ответ» на покупательский запрос и позволяет нам приобретать последние тренды с подиумов по доступной цене и практически сразу после показов, на которых люкс представляет новые тенденции.
Бренды fast fashion
Стоит только Gucci показать на подиуме новый блейзер, над созданием которого не один месяц корпела команда дизайнеров и который пока даже нельзя приобрести в бутике бренда, как Zara через неделю сделает партию визуально таких же и начнет продавать их на сайте и в магазинах всем желающим по доступной цене.
Мы – виновники грандиозной экологической катастрофы. К сожалению, многим из нас до сих пор не понятен масштаб проблемы.
Текстильная промышленность наносит колоссальный вред природе, уничтожая запасы чистой воды и разрушая среду обитания животных, уступая по степени загрязнения только нефтяной промышленности. А fast fashion ускоряет эти процессы не только на этапе производства, но и на этапе утилизации.
Мы надеваем дешевые и некачественные, но модные вещи буквально пару раз, и они моментально приходят в негодность или надоедают нам, ведь можно недорого купить что-то новенькое и ещё более модное! Огромное количество одежды оказывается на свалках по всему миру. Как это выглядит можно посмотреть в этом видео.
По данным Всемирного фонда дикой природы хлопковые волокна входят в состав почти половины всей производимой одежды в мире. 73% выращиваемого на планете хлопка требует такого количества орошения, что давно поставило под угрозу мировые запасы питьевой воды. Теперь подумайте, вам точно нужна десятая белая футболка и пятые джинсы?
Причина успеха быстрой моды понятна, логична и весьма демократична. Раньше как было? Обеспеченные люди заказывали одежду у портных и кутюрье, а остальным оставалось носить что-то попроще и поуниверсальнее. Мода стала доступна для всех и это честный и приятный плюс fast fashion.
Однако, в погоне за прибылью и постоянной необходимостью удивлять и опережать, бренды, создающие быструю моду, впряглись в жуткую гонку, поставляя новые коллекции чуть ли не еженедельно.
Из плюсов мы обрели возможность выбора и эффект непреходящей новизны. Из минусов – «переели» и устали до такой степени, что стали шопинг-импотентами.
Брендам не легче. Только успевай придумывать, продавать, распродавать, уничтожать остатки и самое главное – инвестировать в пиар, маркетинг и рекламу, чтобы убедительно мотивировать нас покупать снова и снова.
«Медленная мода» появилась в противовес fast fashion.
Less is more: вещей немного, но каждая особенная, любимая, достаточно универсальная, чтобы максимально сочетаться с остальными вещами в гардеробе, неподвластная времени и той самой быстрой моде.
Термин «медленная мода» был придуман в 2008 году дизайнером Кейт Флетчер (Kate Fletcher). Она написала статью в журнале The Ecologist о «замедлении» моды и об истинной цене выбора количества вместо качества.
Вот лишь некоторые «медленные» бренды, с которыми вы можете познакомиться прямо сейчас:
Несколько лет назад мы не особо беспокоились о том, как производится большая часть модной продукции, но сегодня всё изменилось благодаря организациям по правам человека и животных.
Мы всё чаще делаем выбор не только в пользу экологически чистых продуктов, но и в пользу этичных брендов одежды.
Индустрия моды начала меняться, компании ищут новые способы вести бизнес, думая о природе и планете. «Этичная мода» и справедливая торговля фокусируются на том, как была изготовлена одежда, например, как выращивался хлопок, и как компания обращается со своими сотрудниками.
Большинство стран начали принимать меры против производств, наносящих ущерб окружающей среде.
К примеру, в конце 2017 года выяснилось, что британский бренд Burberry уничтожил свои нераспроданные товары на сумму 28 миллионов фунтов стерлингов. Только вдумайтесь в это цифру!
Как уничтожили? А просто сожгли. И нет, тот случай в 2017-м не первый для многих люксовых (и не люксовых) брендов, которые делают так уже много лет.
Зачем они это делают? Сжигание одежды бренды люкс оправдывают тем, что таким образом не допускают снижения их стоимости. Также очевидно, что сжечь дешевле, чем создать производство по переработке.
В 2018-м Burberry публично объявили, что отказываются от неэкологичного уничтожения одежды и использования натурального меха, последовав примеру Gucci и других коллег по цеху.
В июне 2019 агентство Dazed сообщило о том, что закон, который обсуждали уже давно, все-таки будет принят.
Премьер-министр Франции объявил о запрете уничтожения неиспользованных продуктов (одежда, обувь, аксессуары) сославшись на то, что каждый год во Франции товар на 650 миллионов евро либо выбрасывается, либо сжигается.
Ежегодно дома моды избавляются от миллиона тонн одежды! При этом только процесс сжигания «дарит» выброс до 1,5 миллиарда тонн парникового газа в атмосферу. Не говоря уже о свалках, которые похожи на постапокалиптические города.
Закон вступит в силу до 2023 года, пока только во Франции.
А ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ СО СТАРОЙ ОДЕЖДОЙ?
У многих из нас гардеробы ломятся от вещей, которые мы не носим и даже не надевали ни разу. Но каждый день мы все так же гадаем, что же сегодня надеть и в чем пойти?
«Медленная мода» сделает жизнь людей проще, избавив от необходимости менять и пополнять гардероб каждые 2 месяца, даже если ты не испытываешь от этого удовольствие и чувствуешь только стресс.
Иногда «быстрая мода» заставляет нас покупать одежду, которая нам даже не нравится, но мы всё равно покупаем её, чтобы идти в ногу с последними модными тенденциями.
«Медленная» и «устойчивая» мода движимы идеей «качество важнее количества». Некоторые из вас могут сказать, что «медленные» бренды очень дорогие. Отчасти это так.
Придется потратить немного больше, когда выбираешь качество. Использование органических, высококачественных материалов и этичного труда влияет на себестоимость и розничные цены. При этом вы покупаете вещи, которые прослужат много лет.
Только подумайте, сколько футболок «быстрой моды» вы купили в прошлом году и сколько из них дожили до этого года? Сколько воды и детского труда было потрачено, чтобы их сшить и как долго они будут разлагаться?
“Медленная мода” как fashion тренд современности
На самом деле термин «медленная мода» (slow fashion) был придуман британским дизайнером Кэйтом Флетчером ещё в 2008 году. В настоящее время это течение становится всё более популярным. Те принципы и законы, которым следует это направление, находят всё больше сторонников и почитателей. Сегодня многие русские дизайнеры также поддерживают эту концепцию в своих коллекциях.
Медленная мода (slow fashion) противопоставляется так называемой быстрой моде (fast fashion). Последний термин используется для обозначения брендов, ассортимент которых обновляется очень быстро. Именно быстрая мода появилась не так давно, ведь раньше она менялась всего-то раз в год. Порой даже раз в несколько лет. К тому же мода как таковая была доступна только обеспеченным людям. Они могли позволить себе пошить модную новинку у портных и кутюрье. Остальные люди носили то, что было попроще и универсальнее. В нынешнее время мы говорим о совсем других сроках — речь идёт о месяцах и даже неделях и днях! Возможно ли угнаться за такими темпами и быть модной 24/7? Это очень сложно и даже практически нереально.
Конечно же мы не можем умалить достоинств fast fashion. Её заслугой в первую очередь является то, что она приобщила среднестатистического человека к моде. Благодаря ней у всех нас появилась возможность одеться дёшево и модно с ног до головы. Это стало совсем легко, ведь стоит, например, Gucci показать на подиуме новый блейзер, как всего через неделю-две очень похожую партию делает Zara. Однако главная проблема такой моды — конечно же экологическая. Задумываемся ли мы о цифрах? А ведь текстильная индустрия производит до 92 миллионов тонн твёрдых отходов в год! 73% выращиваемого хлопка требует такого количества орошения, что ставит под угрозу мировые запасы питьевой воды! К тому же, если люксовые бренды могут позволить себе экологически чистые материалы, то массмаркету с этим не просто.
Смотреть пост
Русские бренды, поддерживающие концепцию slow fashion
В результате соблюдаются некоторые принципы медленной моды у таких брендов, как ASOMATAV, SELFETUDE, N.LEGENDA, Diana Arno, Novaya. Непосредственными приверженцами slow fashion были Valeria SAAD, REWEARIT, WHO I AM, SEMILETOVA. Начнём c Valeria SAAD. Эта марка “не о минимализме, а о способах создания продукта”, как пишут сами создатели бренда. В основе коллекции REWEARIT стоит переработка одежды из cеконд-хендов. Бренд WHO I AM отказывается от сложных конструкций в пользу разнообразия и комфорта. Это минимализм в авангардном ключе. А SEMILETOVA и вовсе считает своей миссией увеличение осведомлённости и просвещения потребителей в вопросах этичного потребления. Об этом свидетельствует их фэшн-фильм для MBFW (в этом году в связи с пандемией вместо показов бренды представляли творческие видео об их коллекциях). В нём бренд отчётливо формулирует свои идеи.
Смотреть пост
ViTerra fashion
Смотреть пост
Модные ателье
Кстати, ещё один способ поддержать медленную моду — это пошив вещей на заказ. Это ещё один путь, с помощью которого можно сократить отходы на всех этапах производства. Многие маленькие и локальные бренды, в том числе отечественные, пользуются этим способом. Вместо тонны элементов гардероба такая марка изготавливает предмет одежды в единичном экземпляре. Кроме того, такая одежда придаст больше индивидуальности образу, ведь она будет неповторима. По крайней мере будет намного меньше шансов встретить другого в такой же вещи на улице. Шьет крутую верхнюю одежду (в основном пальто-облако и тренчи) русская фирма из Омска Blis Store.
Смотреть пост
Потребление одежды может быть разумнее, даже если вам тяжело полностью отказаться от fast fashion. Тренд среди звёзд – одевать один и тот же вечерний образ на мероприятия по несколько раз. За этим, к слову, много раз была замечена герцогиня Кэмбриджская, Кэйт Мидлон. Кроме того, почему не поддержать фирмы, которые шьют одежду на заказ? Ну, и ceконд-хэнд. Уже давно ушло понятие того, что second-hand – это отстой, то, что никому не нужно… В действительности, сегодня Business-gazeta утверждает, что новое поколение Z всё больше отказываются от одноразовой одежды. Это поколение все больше останавливает свой выбор как раз на том самом секонд-хэнде. Также они часто практикуют и аренду вещей. Несколько простых действий, и мы сможем внести свой небольшой вклад в защиту окружающей среды.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Slow fashion: что, как и почему
Принцип медленной моды базируется на разумном потреблении, которое «замыкает» цепочку и дает вещам вторую жизнь. Существует много способов потреблять меньше, тем самым бережно относясь к природным ресурсам и защищая окружающую среду от загрязнений. Первоначально движение медленной моды полностью отвергало масс-маркет, признавая только одежду, произведенную вручную. Постепенно движение Slow fashion расширило свои принципы и толкования, делая упор на том, что вещам надо давать вторую жизнь.
Некоторые принципы медленной моды:
• Бойкотирование массового производства одежды и быстрой моды: отказ от масс-маркета и «одноразовой» одежды;
• Выбор в пользу одежды местного производства: покупка одежды местных дизайнеров;
• Жертвование ненужной одежды: сдача одежды на переработку, передача одежды в благотворительностые фонды;
• Выбор одежды из экологичных материалов, этично произведённых или переработанных тканей.
• Выбор качественной одежды, которая будет служить долго или которую можно будет восстановить, отказ от следования сезонным трендам, покупка одежды в своем неповторимом стиле.
• Самостоятельное производство и бережное отношение к одежде — изготовление, доработка и переработка собственной одежды, ремонт. Не обязательно выбрасывать вещь: можно переделать или починить ее самостоятельно или отнести в ателье;
• Замедление темпов потребления модной одежды: покупать меньше и реже.
Вред, наносимый окружающей среде:
По данным Всемирного фонда дикой природы хлопковые волокна входят в состав почти половины произведенных вещей, а 73% выращиваемого хлопка требует много воды для орошения, которая могла бы быть использована для питья. Также для производства хлопка часто используются пестициды, которые наносят колоссальный ущерб окружающей среде. По данным Гринпис, хлопок выращивается на 320 000 квадратных километров, которые обрабатываются пестицидами и гербицидами. С каждым годом количество добавок растет.
Текстиль из натуральных тканей разлагается около 2–5 лет.
Для производства синтетических материалов необходимы такие природные ресурсы как уголь, нефть и электроэнергия. По данным Global Footprint Network за год на производство одежды тратится столько ресурсов, сколько может быть восстановлено только за полтора года. По данным International Wool Textile Organisation, синтетическим изделиям для распада требуется 30–40 лет.
Что такое быстрая мода?
Согласно отчету о перепродаже ThredUp 2019, уровень перепродажи растет в 21 раз быстрее, чем розничная торговля одеждой за последние три года.
16 сентября в рамках закрытия выставки “Великие кутюрье ушедшей эпохи” в Универмаге Цветной состоялся Public Talk. Ведущие эксперты из мира моды, искусства и благотворительности обсудили феномен медленной моды и призвали к осознанному потреблению.
Колонка байера: о феномене slow fashion
Евгения Федоровская (Click-boutique) — о стремлении покупать меньше, да лучше
Недавно на тайском острове Ко Панган моя подруга, вводя меня в курс местной жизни, сказала такую фразу: «Seven-Eleven — это наше всё, конечно. Но мы закупаемся вот в этой лавочке, местных маленьких поддерживаем». Глубина чувства вины современного человека такова, что он уже на автомате выбирает не глобальное, сетевое, а местное, маленькое, локальное. Втайне надеясь, что рыночное масло в неказистой бутылочке будет самым вкусным и полезным, что на химикаты у продавцов огородных помидоров денег нет, а шерстяные носки у бабули на улице самые теплые и оригинальные, читай — уникальные. В этом, собственно, и состоит основной смысл slow fashion.
Несложно догадаться, что это словосочетание было придумано по образу и подобию slow food. И в противовес fast fashion. Когда весь цикл производства отдельно взятой вещи можно уместить в 12 дней, от эскиза до прилавка, очень хочется притормозить. Покупай меньше, да лучше.
Конечно, в последние два года эту идею подстегивал мировой финансовый кризис. При том, что поначалу были вполне оправданные опасения: а вдруг люди теперь будут гнаться только за низкими ценами и забудут о всякой этике и экологии, которые обычно делают вещь только дороже? Или все-таки наоборот — одумаются и будут делать покупки сознательно, предпочитая выбрать одну качественную и дорогую вещь на несколько сезонов, чем несколько дешевых одноразовых? Скорее всего, истина посередине. Кто-то усиленно экономит, а кто-то старательно читает этикетки. Но так или иначе, slow fashion крепнет.
Компания American Apparel напирает на то, что все ее вещи производятся в Лос-Анджелесе, а не на потогонных фабриках Азии
Первый принцип, пропагандируемый идеологами медленной моды — покупай вдумчиво и не часто. Прежде чем купить очередную юбку, подумай, чем провинились те 122 юбки, которые уже висят у тебя в шкафу? Может быть, на одной из них есть дырка? Так зашей ее срочно! Или поставь необычную заплатку. Иногда советы слоу-фэшионистов доходят до уровня своеобразного юмора. Например, на одном из сайтов мне попалось такое: «Если вещь вам надоела, покажите друзьям — может быть, они подскажут новые способы носить ее?»
Есть уже, оказывается, такое слово, как bartering, по аналогии с шопингом. Это когда все радостно всем меняются, устраивая гараж-сейлы. Это и правда весело, мы пробовали.
Более серьезная история, связанная со slow fashion, — это этика и экология шопинга. Ответственный и продвинутый шопер обращает внимание на то, где, кем и при каких условиях была сшита его фуфайка. А самые ушлые производители сами обратят на это ваше внимание. Громкий пример — American Apparel, пропагандирующий свое некитайское происхождение. Правда, от почти банкротства это его не спасло. Еще одна известная марка из этой оперы — Edun, основанная женой Боно Эли Хьюсон 6 лет назад. Толчком к созданию эко-бренда была любовь Эли и Боно к Африке и желание поддержать бедных африканцев. Но с модой у Edun было как-то совсем не ахти. Вплоть до 2009 года, когда 49 % акций купил сам LVMH. И тут началось интересное. Модный менеджмент в Edun заметно улучшился, появился новый креативный директор Шарон Вашоб, показы на New York Fashion Week, симпатичные модели. И — разоблачительная статья в Wall Street Journal о том, что производство Edun сосредоточено в основном в Юго-Восточной Азии, а вовсе не в Африке, как утверждают Эли и компания.
Prada не так давно выступили со своим made in проектом, в рамках которого в четырех странах мира выпускаются вещи, соответствующие традициям производства каждой конкретной страны. В частности, в Японии делают деним.
Более красивый во всех отношениях пример экологичной моды — американская марка украшений Alkemie. Ее авторы, супружеский дуэт дизайнеров, поимев богатый опыт работы на корпорации, решили сделать свое дело так, чтобы не засорять ни карму, ни что-либо еще. Чтобы красиво и благородно — из переработанных материалов.
Хорошо передает идею slow fashion название лондонского магазина Labour and Wait. Парадоксально, но я про этот магазин узнала из журнала марки Cos, принадлежащей H&M, главному деятелю фаст-фэшн. Магазин этот продает предметы интерьера и обихода, похожие на идеальные музейные объекты. При этом выглядит всё очень модно. Вопреки всем правилам сменяемости модного ассортимента, 10 % товара тут продается уже 10 лет, с самого открытия магазина. «Речь идет о попытке уйти от мгновенного вознаграждения, — глубокомысленно рассуждает Саймон, совладелец магазина. — Идея в том, чтобы вложить что-то и иметь терпение дождаться, пока взойдет результат». Меня особенно поразил тот факт, что магазин работает только по субботам и воскресеньям, не забалуешь с таким графиком. Но это было в сентябре, а уже в октябре они переехали на новое место и теперь как все, со вторника по воскресенье. Но ассортимент всё равно безупречен.
Интерьер магазина Labour and Wait
Кстати, и Labour and Wait, и American Apparel апеллируют к одной и той же идее базового ассортимента. Это очень модная и при этом slow fashion тема — магазин, который не принуждает вас каждый сезон полностью обновлять гардероб, а дает вам инструмент для выражения собственной индивидуальности. Идею подхватили очень многие, в том числе отечественные производители — например, Oh, my knits!. А некоторые неотечественные вроде Muji давно нас этим радуют.
В общем, я пока надеюсь, что идею slow fashion не смогут превратить в такой же маркетинговый ход и обман покупателя, как все эти «органик» и «био» лейблы. Основанием моему оптимизму служит вот этот уморительный сайт, где американские женщины поддерживают друг друга в «вещевой диете», воздерживаясь от каких-либо покупок месяцами. Молодцы, что сказать. Потом всё равно окажутся ночью у холодильника.