слепой ребенок что делать

Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста

Введение

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора, родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте этого крошечного беспомощного существа.
Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка членом своей семьи.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение—необходимое условие успешного воспитания. Слепота ребенка может быть вызвана различными причинами. Одной из наиболее распространенных является врожденная катаракта (помутнение хрусталика).

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни. Поэтому, даже после благополучного оперативного вмешательства острота зрения при врожденной катаракте остается низкой, и значительное число детей вынуждено обучаться в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Электрофизиологическими исследованиями обнаружены связанные с бездеятельностью зрительной системы нарушения в зрительных отделах коры головного мозга у детей, страдающих врожденной катарактой.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший ребенок, который «возьмет шефство» над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они.

С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.

Иногда у родителей возникает затруднение с тем, как сказать о слепоте ребенка старшим детям, как сделать, чтобы они полюбили своего младшего братика или сестренку. Прежде всего, отношение детей к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей. Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.
В воспитании детей общество оказывает родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи.

Изменение социальных отношений в стране, реформирование школьного образования в массовой школе поставили также задачу совершенствования системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся школ для слепых и слабовидящих. Большое значение придается овладению детьми умениями самостоятельно приобретать и пополнять знания, воспитанию и развитию активности и самостоятельности. В свете этих задач роль семьи в компенсации и коррекции недостатков психического и физического развития ребенка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, ее активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможность трудиться в соответствии со своими способностями.

Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации слепоты. И в первую очередь это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка и могут оказать ему помощь в создании активной личностной жизненной позиции, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой. Известно, что неприспособленность некоторой части слепых школьников, даже старших классов, к жизни кроется именно в отсутствии волевых усилий в преодолении трудностей, в неправильном отношении к себе и своему дефекту.

Соблюдение меры и доли участия родителей в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций являются важными условиями формирования системы компенсации слепоты уже в раннем возрасте.

Оглавление

Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. Полный текст
Tips for parents on education of blind infants.pdf 0
SHA1: d9b5ccbb3f4673bbb0d62523e89e5d2599cb57fb

© 2000 – 2021 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

При использовании материалов прямая активная ссылка на издание «Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education» обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

Источник

Поведение незрячего или слабовидящего малыша.

Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.

Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.

Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.

Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.

Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.

Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.

Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.

Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.

В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.

Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.

В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.

Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?

Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.

Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.

Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.

Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.

Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.

Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.

В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.

Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.

Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.

Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.

Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.

Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.

До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.

Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.

По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»

Источник

Как зрячим родителям воспитать незрячего ребёнка

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Источник фото: alexeyorlovspb, instagram.com

Не так давно мы писали о единственном в России незрячем экскурсоводе – 29-летнем Алексее Орлове, авторе проекта «Осязаемый Петербург». Но не только экскурсиями занят Алексей. По образованию и по призванию он педагог. Со слепыми подростками он занимается сенсорной социализацией, то есть учит обслуживать себя, делать нехитрую работу по дому, а зрячим помогает развивать другие чувства, кроме зрения, – это называется сенсорной интеграцией.

Для кого это трагедия

Один из самых важных видов деятельности Алексея – это консультации для зрячих родителей слепых детей, поскольку те не умеют их воспитывать, не зная, как это делать, тогда как школа занята только вбиванием всё разбухающей учебной программы. Алексей консультирует через Интернет бесплатно и гордится этим.

Прежде всего родителям нужно принять то, что их ребёнок лишён зрения. И это не временная слепота, а постоянная. Обычно такими рождаются либо становятся вследствие тяжёлой болезни или особенностей развития вскоре после рождения. Поскольку ребёнок никогда ничего не видел, он не осознаёт, чего он лишён, и не делает из этого трагедии. Трагедию делают взрослые, понимая, что без зрения малышу будет очень трудно. На самом деле тяжелее этой ситуации другая – когда слепые родители воспитывают зрячего ребёнка.

Существуют специальные методические пособия для занятий зрячих с незрячими, но самой лучшей книгой может считаться работа В. Д. Озерова «Беседы с родителями незрячих детей» – отца двух сыновей, одного зрячего, обыкновенного, а другого слепого от рождения. Автор обобщил свой родительский и педагогический опыт, помогая родителям, попавшим в тяжёлую ситуацию, преодолеть её и правильно воспитать ребёнка, мобилизовав другие его сенсорные возможности. Такой ребёнок не только не будет чувствовать себя ущербным инвалидом, но и сможет добиться многого в жизни. Известны успешные слепые учёные, музыканты, общественные деятели. Незрячие люди ведут активную жизнь: работают, путешествуют, ходят в музеи.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Источник фото: alexeyorlovspb, instagram.com

Эхолокация возможна

Но если родители с самого начала позиционируют своего незрячего ребёнка как инвалида, который глубоко несчастен от рождения, будет худо. Жестоко, но свою родительскую жалость, желание опекать во всём и всегда нужно спрятать куда подальше, потому что это принесёт только вред. Помогать ребёнку – да, но именно помогать, а не делать за него всё. Как сказала одна умная женщина-мать, наша задача – научить ребёнка жить без нас, совершенно самостоятельно.

Алексей Орлов вспоминает, что его воспитывали правильно:

– Я с самого детства ходил один: сначала – в булочную на первом этаже своего дома, потом – дальше. И мне это не запрещали, хотя, конечно, волновались за меня. Уже с 15 лет стал один каждый день добираться на общественном транспорте до школы, поначалу, правда, преодолевая страх. И за несколько лет я научился ориентироваться в городе. А моих одноклассников в школу за руку водили родители, я этого ужасно не хотел. Отсутствие зрения не должно позиционироваться для человека как проблема, то есть слепота – это просто более сложный вариант жизни.

Часто спрашивают, как слепой может узнать, есть рядом препятствие или нет. Алексей всегда говорит, что если летучая мышь с помощью эхолокации ориентируется в пространстве, то человек разумный, пусть и ребёнок, может освоить это. Смысл такой: звук отражается от препятствий, и если тренироваться, то можно научиться довольно точно определять расстояние до них, а также их приблизительную величину. Алексей демонстрирует это на себе: он переходит достаточно оживлённую улицу по нерегулируемому переходу и всегда знает, как близко находятся машины.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Источник фото: alexeyorlovspb, instagram.com

Снятся ли незрячим сны?

Вопросы по поводу незрячих детей могут быть абсолютно разными, бывают совершенно частные, касающиеся только конкретного малыша, а есть совершенно типовые. Последние мы и представим.

– Годятся ли незрячему малышу игрушки для зрячих?

– Желательно, чтобы игрушки были звучащими – типа погремушек или неваляшек, и главное, чтобы звук не был резким и пугающим. Также должны быть предметы для сенсорной стимуляции, чтобы ребёнок пальцами ощупывал их, разрабатывал свои ощущения.

– Правда ли, что слепые дети в первые годы жизни отстают от зрячих интеллектуально?

– Не совсем так. Просто у незрячего ребёнка уходит больше времени и усилий на постижение окружающего мира, чем у его обычного сверстника, поэтому и кажется, что он «тормозит». Интеллект тут совсем ни при чём.

– Малыш всё время трёт незрячие глаза, или кружится на месте, или без конца машет руками. Это лечится?

– Это так называемый эффект чувственной или двигательной ограниченности – ребёнок чувствует недостаток движений, ведь все знают, насколько подвижен зрячий малыш. Лечится исключительно восполнением этой самой двигательной активности – побольше ходить, познавать мир.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Социальный подростковый центр «Островок», vk.com

– Ребёнок стал ходить, но с широко расставленными ногами. Походка не меняется, хотя он уже растёт. Что делать?

– Зрячий ребёнок копирует взрослых – это во-первых. А во-вторых, ему легче ориентироваться, удерживать равновесие. Слепой малыш широко расставляет ноги, чтобы не упасть, но потом его нужно учить ходить нормально. Это долгая и непростая работа, есть специальные методики. Но если её не проделать, «походка каракатицы» может закрепиться навсегда.

– Ребёнок хватает всех за лицо. Это нормально?

– Абсолютно. Зрячий смотрит на лицо, а незрячий «видит» пальцами. Всегда давайте возможность слепому ребёнку «увидеть» тактильно лицо незнакомца – конечно, если незнакомец (родственник, педагог, просто знакомый) на это согласен, но для этого достаточно объяснить причину такого поведения.

– Малыш отказывается надевать новую рубашку, потому что считает её ткань неприятной на ощупь. Это блажь?

– Нет, не блажь. Для слепого тактильные ощущения очень важны. Вот если неприятно ему трогать эту рубашку, то не нужно заставлять это делать. Лучше заведите ему другую одежду, которую он с удовольствием будет носить, её он будет сам снимать, надевать, аккуратно складывать. Обучать аккуратности на ненавистной вещи не получится.

– Ребёнок одевается сам, но то задом наперёд наденет, то не может различить правый и левый башмак. Как быть?

– Опытные педагоги советуют пришивать тактильные метки на одежду. Например, пуговки, по которым можно ориентироваться, где изнанка, где перед или зад, а на обувь можно приклеивать кусочки лейкопластыря. Кстати, шнурки на ботинках незрячий ребёнок может завязать, но ему необходима неоднократная тренировка.

– Слепой ребёнок боится мыться в ванне и под душем. Как быть?

– Возможно, он был напуган чем-то: соскользнул в воду, неожиданно сверху полился душ – ведь малыш не видит воду. Только ласковым, терпеливым обращением, объяснением всех предстоящих процедур можно снять этот страх. Включили воду – дайте ребёнку послушать, как она течёт, дайте подержать полотенце, понюхать шампунь, придумывайте разные игры про мытьё, пусть помоет любимую игрушку.

– Может ли слепой ребёнок помогать по дому хоть в чём-нибудь?

– Может, и такие навыки ему просто необходимы. Вовлекайте его во все домашние процессы – от мытья картошки до подметания пола и лёгкой уборки, потихоньку, понемножку, в игровой форме.

Ребёнок должен чувствовать, что его помощь важна, что без него тут никак. Кроме того, все эти действия ещё и познавательны – он всё лучше узнаёт окружающий мир.

– На прогулке ребёнок боится любых незнакомых звуков и отказывается идти дальше. Что делать?

– Быть максимально терпеливым. Объяснять, что это за звуки, держать за руку и время от времени отпускать, говоря: «Ты же у меня смелый, ты же можешь пройти несколько шагов сам. А я рядом, я с тобой. Тут ведь интересно. Слышишь, трамвай звенит, дерево шелестит листьями, прохожие разговаривают – это целый мир, и ты можешь его постигнуть!»

– Видят ли слепые дети сны?

– А как же! Сон – это особое состояние мозга, просто незрячий видит сон из других ощущений – тактильных, слуховых, обонятельных, для него всё это складывается в образ, который спящий и воспринимает. Как при бодрствовании он представляет себе дом, солнце, маму, кошку, так и во сне он их представляет точно так же.

– Почему незрячий дошкольник часто спит не вовремя: засыпает рано вечером, а просыпается глубокой ночью, хочет играть, общаться?

– Такое бывает довольно часто. Для зрячего смена дня и ночи естественна: темно – ночь, светло – день. Для слепого – вечная ночь, и научиться поделить её на часы сна и бодрствования ребёнок не всегда может. Поменять ему режим бывает очень сложно. Единственное, что по силам родителям, – заготовить ребёнку занятия на раннее пробуждение, чтобы он не будил всю семью. Это могут быть аудиозаписи, игры и игрушки, если ребёнок научился читать – книги. Постепенно, годам к десяти, режим сна и бодрствования обычно начинает приходить в норму.

– Обязательно ли слепому ребёнку контактировать со зрячими сверстниками?

– Обязательно! Конечно, нужно с умом выбирать компанию для своего малыша, дети-хулиганы или просто безответственные разгильдяи тут не годятся, но обычно зрячие дети хорошо общаются с незрячими товарищами, без гиперопеки, как взрослые, а на равных.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Социальный подростковый центр «Островок», vk.com

– Ребёнка пора отдавать в школу, а ездить далеко. Если его устроить жить в интернат, это не будет предательством по отношению к нему?

– Это будет замечательным жизненным опытом. Слепой ребёнок, не умеющий общаться с другими людьми, обречён на одиночество, более того, если он по каким-то причинам остаётся совсем без родных, то его в любом случае определят в какое-нибудь социальное учреждение. И интернат при школе – это не тюрьма и не приют, ребёнок там живёт с другими детьми, с которыми вместе учится, а на выходные он возвращается домой, в семью. Часто незрячие старшие дети учат младших разным жизненным навыкам лучше любых педагогов.

– Нужна ли незрячему ребёнку белая трость?

– Если он самостоятельно ходит по улице – просто необходима. Без неё, без ощупывания пространства рядом, велик риск получить травму. Есть уникумы, которые могут обходиться без трости, но такое под силу не всем незрячим.

– Можно ли научить слепого ребёнка плаванию?

– Конечно, можно! Существуют особые программы, по ним работают специально подготовленные тренеры. Плавание очень укрепляет организм, ведь многие другие виды физической активности слепому недоступны – например, он не может бегать или ходить на лыжах.

– Конечно! Должны быть готовы пальцы – ведь они должны безошибочно считывать все рельефы. Поэтому нужно заниматься мелкой моторикой, разрабатывать кисти рук, пальцы, существует много методик.

слепой ребенок что делать. Смотреть фото слепой ребенок что делать. Смотреть картинку слепой ребенок что делать. Картинка про слепой ребенок что делать. Фото слепой ребенок что делать

Источник фото: Ольга Болдинова, vk.com

– Почему слепой ребёнок имеет однообразную мимику или, хуже того, он может улыбаться, когда ему больно, или хмуриться, когда он доволен? Зрячие дети очень пугаются такого несоответствия.

– Зрячий ребёнок копирует выражение лица других людей в сходных ситуациях, а слепой этого делать не может. Попробуйте научить его изменению мимики на себе, пусть ощупает ваше улыбающееся лицо или плачущее, и обязательно объясните, в каких ситуациях какое выражение появляется.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *